?

"Безраздельная преданность Богу."

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 119. Опубликовано: 5-02-2023, 09:39

Безраздельная преданность Богу

Статья из журнала «Миротворец», издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

№4, Том XXV. Сентябрь 1927г.

 

«Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) даёт следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти):

клеша-гхни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха
сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршани ча са

«Она [безраздельная преданность] – (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

Слово «несчастья» указывает на грех, «семена» греха и невежество. Человек, в чьём сердце проявилась безраздельная преданность Богу, легко освобождается от греховной деятельности. Греховных побуждений, «семян» греха, также не остаётся в сердце, освящённом преданностью. Невежество – это неверное восприятие подлинной природы души (дживы). С появлением безраздельной преданности спонтанно пробуждается осознание – «я вечный слуга Кришны», поэтому невежество также полностью сходит на нет. Как только свет безраздельной преданности входит в сердце, грех, «семена» греха и невежество мгновенно разрушаются. Таким образом, с появлением преданности Богу, все несчастья и страдания исчезают. Поэтому шуддха-бхакти – «разрушительница всех несчастий».

Безраздельная преданность «дарует благо». Под словом «благо» понимается любовь ко всему миру, все добродетели, всё счастье и тому подобное. Тот, в ком проявилась безраздельная преданность, обретает четыре добродетели: смирение, доброту, отсутствие гордыни и готовность оказывать почтение каждому, тем самым снискав любовь всего мира. Все благочестивые качества характера, присущие чистой душе (дживе), проявляются в таком преданном без усилий с его стороны. В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) говорится:

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
мано-ратхенасати дхавато бахих

«В том, кто обладает самозабвенной преданностью Господу Хари, пребывают все боги и все их добродетели. Но разве могут эти благие качества проявиться в том, кто не предан Господу Хари? Такой человек озабочен лишь поиском желанных объектов мирских чувств, всецело повинуясь диктату своих склонностей и пристрастий».

Чистая преданность Богу – источник всех видов счастья. По её воле можно обрести всё: мирские удовольствия, радость безличного слияния с Брахманом, всевозможный успех, наслаждения, освобождение и т.п. Однако, поскольку вайшнав не желает ничего из этого, он получает от неё вечное высшее блаженство.

Преданность пробуждает презрение к мокше. Как только любовь к Богу, даже слабый её проблеск, проявляется в сердце, благочестие, богатство, страсть и спасение сразу же утрачивают для него свою ценность.

Безраздельную преданность Богу чрезвычайно трудно обрести. Её невозможно подчинить своей воле. Несмотря на то, что известны тысячи методов достижения безраздельной преданности, обрести её невероятно сложно; поэтому совершенство в служении Богу приходит лишь к единицам. Богиня преданности удовлетворяет и прельщает большинство своих приверженцев даром спасения. Она не дарует безраздельную преданность до тех пор, пока не увидит полную пригодность кандидата. Именно по этой причине безраздельную преданность так трудно обрести. Шри Рупа Госвами Прабху писал в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.36):

гйанатах сулабха муктир бхуктир йагйади-пунйатах
шейам садхана-сахасраир хари-бхактих судурлабха

«Приложив должные усилия, можно, несомненно, достичь освобождения в форме знания о безличном Брахмане. Райские наслаждения легко достижимы за счёт благочестивой кармы, такой как ведические жертвоприношения. Но пока человек не достиг совершенства в практике бхакти, ему не обрести безраздельную преданность Господу Хари, даже несмотря на тысячи различных методов и усилий».

Безраздельная преданность – это суть высочайшего блаженства в его самой концентрированной форме. Ни счастье этого мира, ни осознание безличного Брахмана, умноженное в миллионы раз, не идут ни в какое сравнение с одной каплей океана блаженства безраздельной преданности Шри Кришне. Материальные наслаждения обыденны, а радость освобождения не таит в себе никакой сладости. Оба этих вида счастья полностью отличаются от духовного блаженства, которое принадлежит к совершенно другой категории и обладает уникальными особенностями. Фактически не допустимо, сравнивать два объекта, которые столь категорически отличаются друг от друга. По этой причине те, кто ощутил блаженство чистой преданности Богу, наслаждаются этим особым видом счастья, по сравнению с которым блаженство осознания безличного Брахмана кажется таким ничтожным, как лужица, возникшая в следе от телячьего копытца. Лишь тот, кто ощутил подлинный вкус этого божественного блаженства подлинной преданности Богу, знает: оно невыразимо.

Безраздельная преданность способна привлечь даже Кришну. Шри Кришна покоряется лишь любви Своих преданных. Он всегда жаждет находиться рядом с теми, в чьих сердцах проявилась подобная преданность. Его невозможно достичь никаким другим способом.

Шри Рупа Госвами Прабху даёт такое определение безраздельной преданности в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама

«Безраздельная преданность – это практика взращивания сердечной привязанности к Кришне, при которой исключаются все эгоистичные желания и независимость, происходящая от интеллектуальных попыток постичь безличный Брахман».

Иными словами, чистая преданность – это культивация сердечных отношений с Кришной посредством всех имеющихся чувств. Эта практика должна быть свободна от желаний, которые не связаны с совершенствованием служения Кришне. В дальнейшем она порождает исключительную привязанность к Кришне и прекращению поклонения различным полубогам как независимым божествам. Такие сердечные отношения подразумевают естественное и неудержимое влечение к Шри Кришне. Постижение безличного Брахмана или Высшей Души (Параматмы) возможны лишь благодаря логике и концентрации (медитационной йоге) и поэтому они лишены полноценной преданности Богу (бхакти). Знание (гьяна) в этой связи (в тексте 1.1.11) означает учение санкхьи и поиск безличного Брахмана. Истинное знание о душе (дживе), материи и Боге, а также об их взаимоотношениях абсолютно необходимо для самоосознания. Такое знание – часть практики смешанной преданности (мишрита-бхакти).

Под словом «карма» понимается эгоистичная, корыстная и искупительная деятельность, ежедневно совершаемая смартами. Служение Шри Кришне, хотя и имеет внешнее сходство с такой деятельностью, кардинально отличается от кармы, поскольку в его основе лежит самозабвенная и неуклонная преданность Кришне, именно поэтому оно известно под словом «бхакти» или «преданность Богу». Отречение (вайрагья) или знание (гьяна), которые предшествуют появлению преданности, также относятся к категории эгоистичных наслаждений. Поэтому единственный показатель безраздельной преданности – это немотивированное, непрерывное и исключительное служение души Шри Кришне.

Однако может возникнуть вопрос: «Как определить, что наша преданность Богу чиста и беспримесна?» Следующая шлока из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42) даёт три критерия безраздельной преданности Богу, благодаря которым мы сможем понять, подлинно ли чувство преданности в нас, а также в других, или это лишь его внешнее подобие:

бхактих парешанубхаво вирактир
анйатра чаиша трика эка-калах
прападйаманасйа йатхашнатах сйус
туштих пуштих кшуд-апайо ’ну-гхасам

«В точности как во время приема пищи с каждым проглоченным кусочком одновременно приходит удовлетворение, насыщение и утоление голода, так и, когда преданный посвящает себя святым стопам истинного духовного учителя (сат-гуру), одновременно проявляются три божественных признака: безраздельная преданность Богу (удовлетворяющая душу), постижение трансцендентной Истины (наполняющая и питающая душу) и отстранённость (отречение) от всего, что не связано с Кришной».

Это применимо лишь к такому человеку, который уже ощутил, что такое подлинная преданность Богу. Также следует упомянуть о шести признаках безраздельной преданности Богу, приведённых в самом начале статьи («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17), что лишь первые четыре из них соответствуют начальной стадии преданности (т.е. садхана-бхакти и бхава-бхакти), тогда как последние два проявляются лишь на стадии совершенства (према-бхакти).

......................................................................

Автор текста неизвестен

Переводчик на русский: Вриндаван Чандра д.

Редактор: Традиш д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур