?

Шрила Враджанатха Прабху утренняя программа в Новосибирске. Часть 1

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1287. Опубликовано: 16-09-2014, 09:29

Шриман Враджанатх Прабху

Утренняя программа в Новосибирске

10 августа 2014 года

Часть 1

 

Шриман Враджанатха Прабху: Сегодня мы с вами празднуем день явления Шри Баладевы Прабху. Он родился за семь дней до рождения Шри Кришны. Подобно тому, как Шри Кришна одновременно родился в тюрьме Камсы перед Деваки и Васудевой, а также во Вриндаване из лона мамы Яшоды, точно также и Баладев Прабху одновременно родился у Деваки и Васудевы в Матхуре. Позже Йога-майа перенесла Балараму в лоно Рохини. Он явился в лоне Деваки как мула-санкаршана, а в лоне мамы Рохини Oн стал полным проявлением Баладевы. Его зовут - Рохини-нандана. Оба, Баладев и Кришна, играли как маленькие дети. Подобно тому, как у Кришны есть Его любимая флейта, также и у Баладевы есть пастуший рожок. Внешне он напоминает буйволиный рожок, но на самом деле он сделан из листьев.

 

Все духовные обители, которые находятся за пределами материального мира (Голока, Вайкунтха и так далее), являются полным проявлением трёх божественных или духовных качеств: сат, чит, ананда. Что такое сат? Это бытие. Всё что существует, обладает своим предназначением или  функцией. Также всё, что есть, обладает своим обликом или формой. Эта форма указывает на функцию или предназначение того, что существует.

 

Что такое чит? Чит указывает на знание своих отношений с Кришной, как Личностью, и Его энергиями. Также это указывает на взаимоотношения Кришны с Его энергиями. Это называется чит или самбандха-гьяна. В духовном мире существуют взаимоотношения между Господом и его преданными, основанные на ананде. Что означает ананда? Духовное счастье. Есть два слова: любовь – по-английски love и према – на санскрите.

 

В этом мире мы также можем найти проявление этих трёх изначальных качеств (сат-чит-ананда). Но бытие этого мира проявлено в виде материи. Поэтому чит здесь проявляется как материальное знание. А ананда проявляется как материальное счастье. И это материальное счастье никогда не удовлетворит духовную душу. Скорее наоборот, джива рано или поздно будет разочарована, не удовлетворена и, в конце концов, сойдёт с ума.

 

В материальном мире существует шесть врагов души: вожделение, гнев, зависть, жадность, гордость, безумие. В то время как в духовном мире проявлены самые лучшие качества. Это научный подход. Формула такова: трансцендентное блаженство порождает все лучшие качества, а материальное удовольствие все худшие качества. Поэтому тот человек, который стремится к материальному счастью, какие бы старания не прикладывал, все равно не сможет развить хорошие качества. Шри Кришна – океан трансцендентных качеств. Все самые лучшие качества содержатся в Нём. Сколько у Кришны качеств? Кто знает?

 

Вену Гопал Прабху: Шестьдесят четыре.

 

Шриман Враджанатх Прабху: У Кришны во Вриндаване шестьдесят четыре качества. А у Кришны в Двараке и Матхуре?

 

Вену Гопал Прабху: Шестьдесят.

 

Шриман Враджанатх Прабху: А у живых существ сколько качеств?

 

Вену Гопал дас: Пятьдесят.

 

Шриман Враджанатх Прабху: Эти лучшие пятьдесят качеств, доступные для живого существа проявятся только тогда, когда они связаны с Господом. Благодаря преме это становится возможным. Према означает – мы сделаем всё, чтобы Кришна был счастлив.

Однажды у нас была лекция в Бэджере. Вы знаете где находится Бэджер? По-другому эта община называется Нью Враджа (Новая Враджа), она находится в Америке. Там Шрила Гурудев, обратившись к аудитории сказал: «Вы все пришли послушать лекцию. Это замечательно». Но сегодня вечером, когда вы вновь придёте на лекцию, я хочу, чтобы вы кое-что сделали. Не для меня, но для вашего Гурудева. Чтобы сделать его счастливым. Поставьте, пожалуйста, тилаку, оденьтесь в дхоти и сари. Тогда Ваш Гурудев будет очень счастлив.

 

Наше предназначение в том, чтобы сделать другого счастливым. Материальное счастье означает: «Я хочу быть счастливым». А духовное счастье означает: «Я хочу сделать счастливыми Шри Кришну и Гурудева». Если мы повторяем харе кришна маха-мантру для своего счастья, то очень трудно будет развиваться духовно. Но если мы повторяем маха-мантру ради счастья Кришны и Гурудева, то мы очень легко будем развиваться. Понимаете?

 

В одно мгновение может всё поменяться. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил: «Вы можете стать сознающими Кришну за одну секунду». Если мы стремимся сделать счастливым Кришну и его преданных (например, Гурудева), то мы очень быстро обретём все наилучшие качества. Поэтому мы должны понять, что может принести счастье духовному учителю.

 

Однажды, это было на Говардхане, Шрила Гурудев рассказывал хари-катху и после лекции одна преданная, чувствуя огромную благодарность Гурудеву, подошла, чтобы обнять его. Может быть она так хотела его осчастливить, а может, у неё было так много любви и заботы к нему, но от того, что произошло, Шрила Гурудев расстроился, и мы все тоже, особенно Пуджьяпад Дамодар Махарадж. Когда она обняла Шрилу Гурудева, мы были очень недовольны её поведением. Пуджьяпад Дамодар Махарадж возможно даже побил бы её своей дандой. Мы попытались оттащить её от Гурудева.

 

Когда мы не знаем, как сделать Шрилу Гурудева счастливым, то, скорее всего, натворим кучу глупостей. Если мы попытаемся осчастливить Шрилу Гурудева, то не факт, что от этого он будет счастлив. Поэтому мы должны понимать, что именно приносит счастье духовному учителю. Обязанность гуру заключается в том, чтобы обучить учеников тому, как приносить счастье учителю правильным образом. Это обязанность главного духовного учителя – Шри Баладевы Прабху.

 

Шри Баладев Прабху, позже явился в играх Шри Чайтаньи как Шри Нитьянанда Прабху. В Своём проявлении в облике Нитьянанды Прабху Он более милостив. Шри Нитьянанда Прабху путешествует повсюду, раздавая кришна-прему. Он обращается к людям: «Просто повторяйте имена Шри Кришны и Гауранги Махапрабху, тогда Я гарантирую, что вы обретёте кришна-прему и будете полностью счастливы».

 

С одной стороны, мы хотим быть духовно счастливыми, но, с другой стороны, мы боимся, потому что у нас есть опыт счастья только в этом мире. У нас никогда не было опыта переживания духовного счастья. В этом также заключается наше невежество.

 

Шри Баладев Прабху – это Тот, кто удаляет все виды невежества. Я прошу Дхаранидхару Прабху рассказать о том, как Шри Баладев Прабху уничтожает невежество во Врадже. Невежество, которое приняло облик Дхенукасуры, очень большого осла. Он служил Камсе Махараджу.

 

Дхаранидхара Прабху: Я не помню точный номер главы 10 Песни «Шримад-Бхагаватам», где описывается освобождение Шри Баладевой Прабху демона Дхенукасуры, это где-то в начале. Кришна и Баладев тогда вступили в возраст пауганда – это возраст с шести до десяти лет. Совсем недавно Им доверили  пасти коров. До этого они пасли телят. Их умение пасти выросло.

 

Однажды Они вошли в лес Враджа. Когда Шрила Шукадева Госвами описывает этот момент, он называет Шри Кришну - Мадхава. Мадхава указывает на весну, потому что когда Кришна вступает в лес Враджи, то он расцветает от счастья. Цветы, лианы и деревья - всё цветёт. Все листья зелёные и красивые. Птицы поют, а лианы обвивают деревья. Ветер, который пролетает над реками и озёрами, подхватывает благоуханную пыльцу со столепестковых лотосов, наполняет ароматом и охлаждает воздух во Врадже.

 

Шри Кришна преисполнен вдохновения от того, что Он видит как лес Враджи Его встречает. Шмели радостно жужжат, эта песнь шмелей сравнивается со звуком рожка Купидона. Кришна хочет прославить Себя, но, учитывая то, что неподобающе заниматься самовосхвалением, Он прославляет старшего брата - Баладеву Прабху.

 

Во Врадже Баладеву зовут Дауджи (старший брат). Нужно понять, почему Он старший. Наш Шрила Гурудев рассказывал, что прежде, когда Они явились как Рама и Лакшман, Лакшман был младшим братом, а Рама – старшим. По ведической (может быть с маленькой?) традиции младший брат обязан во всём подчиняться старшему брату, как ученик учителю. И поэтому иногда Лакшману приходилось выполнять такие приказы Рамачандры, которым противилось Его сердце.

 

Однажды Ему пришлось собирать хворост, чтобы зажечь огонь, в который должна была войти Сита, а к Ней Он относился как к собственной матери. В другой раз, по приказу Рамачандры, Он должен был навсегда увести Ситу в лес (в ашрам мудреца Вальмики). Он не хотел этого делать и поэтому поклялся: «Больше Я не буду рождаться младшим братом, только старшим!»

 

И вот Он родился на семь дней раньше Кришны и поэтому стал старшим братом, и теперь Кришна  обязан слушаться Его. Итак, Кришна хочет прославить Баладеву.

Баладев являет Себя первым. Когда начинается Ратха-ятра (праздник колесниц) в Джаганнатха Пури, вы можете видеть, что первая колесница, которая трогается и первое Божество, которое выносят из храма Джаганнатхи – это Баладев. Потом идёт Субхадра (Йога-майа), а последним выходит Сам Кришна.

 

То есть первым, кто приходит в нашу жизнь, это духовный учитель. Потом – Йога-майа, и только потом – Кришна. Сначала в лоне Деваки появился Баладев, а потом – Кришна. Баладев приходит, чтобы подготовить всё необходимое для игр Своего младшего брата. Прежде чем обусловленная джива однажды получит возможность родиться в играх Кришны, она должна встретиться с духовным учителем. На самом деле гуру и ученик будут встречаться рождение за рождением, пока учитель не подготовит новую душу для встречи с Шри Кришной.

 

Кришна желает прославить Баладеву. Он говорит: «Брат Мой, посмотри, как приветствует Тебя Врадж. Деревья склоняют свои ветви с фруктами к Твоим стопам. Это великие мудрецы, которые раскаиваются за грехи, совершённые в прошлом, и теперь они кланяются тебе, вознося свои молитвы. Посмотри на этих шмелей и пчёл, которые кружат и следуют за Тобой. Похоже, это Твои близкие спутники, потому что Ты вошёл в Свою сокровенную обитель, куда нет доступа каждому. Лишь Твоим преданным дано войти в неё. Теперь они последовали за Тобой. Эти великие души – Твои близкие спутники». Так Кришна прославлял Шри Баладеву.

 

Далее в этой главе идёт описание того, как друзья Кришны обращаются к Нему и говорят: «Мы хотим кушать, а тут недалеко находится лес Талаван и аромат плодов деревьев Тала доносится до нас. Нам так хочется их попробовать. Давай пойдём туда».

 

Я однажды видел плоды дерева тала, они примерно размером с грейпфрут. Снаружи они покрыты фиолетовыми листьями. А внутри находится ароматная, съедобная мякоть оранжевого цвета. В Индии из них готовят кхир и сладкие пакоры. Это очень ароматный и вкусный плод. Почувствовав аромат этих плодов, они захотели кушать. Они сказали: «Кришна, давай пойдём туда».

 

Однако сад, где росли деревья тала, принадлежал Камсе Махараджу и плоды этих деревьев предназначались для его наслаждения. Этот сад охранял слуга Камсы – демон Дхенукасура. По поводу Дхенукасуры наши ачарьи говорят следующее: «Дхенукасура олицетворяет невежество обусловленной души, а также невежество ученика в отношениях с гуру». То есть он олицетворяет глупую баранью упёртость.

 

Порой два барана встают на узком пути и не пропускают друг друга. Также и осёл, он очень глуп. Наши ачарьи описали психологию осла. Она заключается в том, что когда наступает жара и вся трава высыхает, осёл смотрит вокруг и думает: «О! Трава исчезла! Должно быть, я всю её съел». И от удовлетворения он начинает очень быстро толстеть, несмотря на отсутствие пищи. В это время все остальные живые существа худеют. Однако когда наступает сезон дождей и трава начинает обильно расти, осёл смотрит на неё и думает: «Что такое? Кругом столько травы. Значит, я ничего не съел». И от этого беспокойства он начинает худеть.

 

Однажды во время паломничества по Врадже, когда мы пришли в Талаван, Шрила Гурудев попросил  Шрилу Бхактиведанту Вану Махараджа рассказать о том, насколько ослы глупы. Я хочу кратко пересказать вам его объяснение. Однажды наступил праздник, связанный с богиней Дургой и жители одной деревни поместили деревянный алтарь с божеством Дурги на спину осла. Жители деревни устроили шествие по улицам деревни с прославлением своей богини. Осёл шёл впереди всей процессии, а за ним шли люди. Они пели, играли на музыкальных инструментах и прославляли богиню. Люди, которые встречали процессию, бросали лепестки цветов перед ней. Они громогласно прославляли Дургу: «Дурга, ки-джая хо!» Все поднимали свои руки радостно к небу. Осёл шёл и думал: «Почему меня все чествуют и прославляют? Отчего они бросают лепестки к моим лотосным копытам? Наверное, у меня сегодня день рождения!» Обрадовавшись, он радостно закричал: «Иа-иа»! Но людям это не понравилось: «Что ж ты осел такой глупый! Орёшь так громко! Всем мешаешь и всё портишь своими воплями!» Хозяин осла решил образумить его и начал бить прутом. Это привело осла в полное недоумение: «Да что ж такое! Почему меня бьют?! У меня же сегодня день рождения!» Так Пуджьяпад Вана Махарадж рассказывал нам о глупости ослов.

 

Когда друзья Кришны начали трясти деревья Тала, то плоды стали с шумом падать на землю. Пастушки только начали наслаждаться этими плодами, как в это время Дхенукасура услышал, что кто-то шумит в его саду, пытаясь украсть урожай, принадлежащий Камсе Махараджу. Он прискакал туда и увидел, как Баладев, обхватив пальму руками, стрясает с неё спелые плоды. Поэтому демон в облике осла бросился на Баладеву, желая Его лягнуть. Шри Баладев схватил его одной ругой за задние ноги и раскрутил так, что тот сразу испустил дух. Раскрутив мёртвое тело, Он закинул его на вершину пальмы.

 

Я несколько сократил эту историю. Если её прочесть в «Гарга-самхите», то можно увидеть, что Дхенукасура был очень живучим, поэтому его битва была продолжительной. Даже друзья Кришны приложили руку к избиению этого демона. Один мальчик героически пнул Дхенукасуру, и тот отлетел на три метра. Другой маленький мальчик отважно кинул в него свой мячик. Полубоги очень боялись Дхенукасуру, потому что он был ужасным и очень сильным демоном.

 

В «Бхагавад-гите» (4.8) Кришна говорит: «Винашайа ча душкритам». Господь приходит не просто убить демонов. «Нашая» означает разрушать, а частица «ви» усиливает смысл того слова, которое находится после неё. Поэтому слово винаша, означает растереть в порошок. Это то, что они все вместе и сделали с Дхенукасурой. Это был кошмар для демона.

 

Когда Дхенукасура был убит, вслед за ним последовали все его сородичи. Они подумали: «Да что же такое?! Нашего прародителя убивают! Мы должны отомстить!» Поэтому они все тоже напали на Кришну с Баларамой. В результате божественные братья хватали демонов за ноги и раскидывали по верхушкам пальм. Это было похоже на то, как цветные облака плывут низко над пальмами, касаясь их. Все эти ослы были разного цвета. Под тяжестью тел убитых ослов пальмовые деревья начинали падать. В конце концов, лес превратился в место побоища, кругом валялись поваленные пальмы и трупы демонов в образе ослов. Всё было залито калом, мочой и кровью. Наслаждаться этим было нельзя, поэтому друзья Кришны вместе с Ним покинули это место.

 

Когда мы со Шрилой Гурудевом пришли в Талаван, (там на берегу озера есть храм Дауджи) он сказал: «У меня есть ученики, которые во время парикрамы думают: “Ну что я здесь хожу? Я как корова. Ничего не понимаю, ничего не чувствую, поэтому какой в этом смысл? Лучше бы я сидел (-а) дома в комфорте и медитировала на парикраму во Врадже”. Но я говорю вам, что даже такая парикрама приносит духовный результат. Поскольку он духовный, вы не можете почувствовать его. Но я вижу его, поэтому прошу вас – продолжайте».

 

Таким образом, духовный учитель, несмотря на невежество и сопротивление учеников, продолжает подталкивать их в духовный мир.

Я расскажу ещё одну маленькую историю, о глупости и упёртости ученика и то, насколько проявляет выдумку духовный учитель, чтобы подобные ученики все-таки обрёли трансцендентный вкус.

 

У моего первого наставника, когда я ещё был в ИСККОН, Видуры Прабху, была корова, и у неё родился телёнок. И как только он родился, Видура взял его себе в дом. Телёнок мычал, он сильно хотел кушать. Чтобы накормить его, мой наставник поставил перед ним миску с молоком. Но телёнок не понимает, что такое молоко. Он продолжает мычать от того, что просто хочет кушать. Точно также учителя в нашей гуру-варге говорят нам: «Повторяйте святое имя, это источник всего блаженства». Но ученики сопротивляются и не хотят повторять. Им говорят: «Ходите на мангала-арати, читайте «Шримад-Бхагаватам»». Но они не хотят. Как же их заставить?

 

Однажды Шрила Гурудев сказал нам: «Я знаю, вы не читаете мои книги. Поэтому я сам их вам буду читать». Помнишь, Кришнадас Прабху? Это было на лекции в Шри Гиридхари Гаудия Матхе. Помню однажды, на Варшане в Моди-бхаване мы сидели в пандале и Шрила Гурудев сказал: «Я очень сильно извиняюсь перед вами за то, что заставил так страдать вас в этом месте. Дома у вас по несколько автомобилей, прекрасная обувь, уютные дома, а здесь... Что я вам предложил? Вы набиваетесь в автобус, как обезьяны – битком, я заставил вас ходить босиком и стирать ваши изнеженные стопы. За это я прошу у вас прощения. Я не смогу предоставить вам удобные апартаменты для проживания. Вы живете все в одной комнате – и мужчины, и женщины – по нескольку сот человек. На всех на вас всего две или три туалетных комнаты. За это я очень сильно прошу у вас прощения, но поймите меня правильно, если бы я этого не сделал, то в следующей жизни вы бы родились кошками или собаками».

 

Когда Видура Прабху увидел, что телёнок не понимает того, что молоко – это как раз то, что он просит, он начал наклонять его мордочку к тарелке. Тот, в ответ, начал упираться изо всех сил. Тогда Видура Прабху придумал! Он обмакнул свой палец в молоко и засунул его в рот теленку. Когда молоко попало новорождённому на язык, он понял, что это как раз то, что ему нужно и присосался к миске. После этого Видура Прабху говорил: «Я видел, как у него бока раздуваются от глубокого дыхания. Я пытался его оттащить от миски, но это было уже невозможно». Также и ученик, когда однажды он по-настоящему распробует трансцендентный нектар святого имени, санкиртаны, служения гуру и вайшнавам, тогда он никогда не оставит всё это.

 

Наш Шрила Гурудев незадолго до своего ухода говорил (Кришнадас Прабху рассказывал): «Я готов всё отдать лишь за возможность служения духовному учителю». В обусловленном состоянии душа не чувствует этого, поэтому упирается, но духовный учитель – посланник Шри Кришны и Баладевы, поэтому он очень разумный. Он всё время думает о том, как нас задействовать в преданном служении Богу. Шри гурупада-падма ки джай! Шри Баладев ки джай! Нитай Гаура премананде хари хари бол!

 

Конец 1 части.

 

Набор текста: Ари Мардан д.

Редакция: Дхаранидхара д. Ари Мардан д. Шамали д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи