?

Вопросы и ответы.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1222. Опубликовано: 27-10-2014, 11:19

Вопросы и ответы

Даршан Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа

2014г.

 

Вопрос: Как можно вам служить, имея женское тело?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Служение – это не нечто физическое. Шрила Рупа Госвами не находился физически возле Шри Чайтаньи Махапрабху, но при этом он служил так хорошо, что все до сих пор считают его лучшим слугой Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Сварупа Дамодар никогда не был во Вриндаване, но Махапрабху сказал, что он истинный враджаваси.

 

инхо дамодара-сварупа — шуддха-враджаваси
аишварйа на джане инхо шуддха-преме бхаси'

 

«Сварупа Дамодара — чистый враджаваси. Он даже не знает, что такое айшварья, — настолько он поглощён чистым бхакти».

 

Исходя из этих примеров, мы понимаем, что подлинное служение – это внутреннее настроение. Если вы памятуете о словах и наставлениях вайшнавов и переносите их учение в свою жизнь, тогда ваша жизнь становится севой. Пересказывать слова вайшнавов и памятовать о них – это тоже служение. Если вы обретёте привязанность к вайшнаву, тогда возможность служить проявится в каждом моменте вашей жизни.

Преданная: Я читала в «Говардхана-дипике», что Мадхавендра Пури – это калпа-врикша (древо желаний). В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шри Чайтанья Махапрабху, Шримати Радхика и Мадхавендра Пури обладают любовью самого высокого уровня. Как Мадхавендра Пури, который является калпа-врикша, может находиться на одном уровне со Шри Чайтаньей Махапрабху и Шримати Радхикой?

Мадхава-Прия Прабху (севак и переводчик Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа): Ваш вопрос на данном уровне носит спекулятивный характер, но всё же я переведу его Шриле Махараджу.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Не только Мадхавендра Пури является калпа-врикшей, во Врадже всё – калпа-врикша. Каждый камень во Врадже – чинтамани:

 

шрийах кантах кантах парама-пурушах калпатараво
дхума бхумиш чинтаманиганамайи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийасакхи
чид анандам джйотих парам апи тад асвадйам апи ча

 

«Вриндаван – это место, где божественная Богиня Удачи — возлюбленная Кришны, а Кришна — наивысший Господин и единственный возлюбленный для всех; где все деревья исполняют любые желания; где земля состоит из божественных самоцветов - чинтамани, а вода — чистый нектар; где каждое движение подобно танцу, где флейта — самая желанная спутница; где солнечные и лунные лучи — божественный экстаз; где все божественно и блаженно» («Брахма-самхита», 5.56).

Кто видит это? Тот, кто достиг такого же уровня сознания (как у калпа-врикши).

Однажды Шрила Харидас Тхакур увидел заклинателя змей, который показывал спектакль о победе Шри Кришны над змеем Калией. При виде этого спектакля все ашта-саттвика-викары (восемь разновидностей экстатических симптомов) проявились в нём. Когда люди увидели, что происходит с Харидасом, они начали возносить ему молитвы и взяли пыль с его лотосных стоп. Один лицемерный брахман подумал: «Этот человек из семьи мусульман, яванов, но когда люди видят в нём признаки экстаза, они выказывают ему огромное почтение. Как же тогда люди будут поклоняться мне - брахману, если я буду вести себя подобным образом?» Тогда этот брахман начал имитировать экстаз, и заклинатель змей побил его. Обычные люди не понимали, что происходит. Почему за одни и те же действия одному заклинатель змей поклоняется, а другого бьёт. Однако этот преданный был способен видеть разницу между внутренними мотивами. Обычным людям не понять этого.

Все деревья во Врадже – калпа-врикша, но мы не видим этого, мы ограничены гунами. Прежде всего, нам нужно понять, что Мадхавендра Пури – кришна-бхакта, он полностью предан Шри Кришне и всегда служит Ему. Всех преданных мы называем деревьями желаний, ванчха-калпатару, и преклоняемся перед ними:

 

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча

 патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

 

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Исполненные безграничного сострадания к падшим душам, они могут исполнить любое их духовное желание».

 

Мадхава-Прия Прабху: Я долгое время находился с Шрилой Гурудевом (Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем). Он учил нас задавать вопросы правильно. Для этого необходимо показать в писаниях или английских изданиях тот момент, о котором вы спрашиваете. Если вы хотите получить детальный ответ, вы должны научиться правильно спрашивать. Я не хочу, чтобы, задавая неточные вопросы, вы проводили различия между Шрилой Бхарати Махараджем и учением нашей гуру-варги.

Преданная: Мы слышали от вайшнавов что, прежде всего, мы должны просить гуру, чтобы он принял то, что мы предлагаем Тхакурджи. Через кого мы должны предлагать: через шикша-гуру или дикша-гуру, если они находятся на одном уровне?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Памятуйте о том гуру, который дал вам духовный разум, а также понимание того, что вы должны делать, как предлагать и как служить.

Мадхава-Прия Прабху: Чандра-чандрика диди в Фаридабаде задавала подобный вопрос. У преданного может быть только один дикша-гуру и много шикша-гуру. Какой шикша-гуру для нас должен быть наиболее важен? Шрила Бхарати Махарадж ответил, что мы не должны думать, что один важней другого, но ваше сердце естественным образом привяжется к тому, от кого вы получаете больше. Например, со своим Шрилой Гурудевом (Шрилой Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджем) я встретился тогда, когда он уже являл лилы болезни и внешне много не говорил. После этого я встретил Гурудева (Шрилу Нараяну Госвами Махараджа) и долгое время оставался с ним, благодаря слушанию его хари-катхи, я многое узнал, но при этом я никогда не должен забывать, что имел возможность встретиться со Шрилой Гурудевом только по милости моего дикша-гуру. Поэтому, когда вы медитируете на гурудева, вы не должны думать, что есть какие-то различия. Никогда нигде не упоминалось, что дикша-гуру выше шикша-гуру или наоборот.

Наш Шрипад Сиддханти Махарадж сейчас даёт инициации, и он направляет преданных за шикшей к Шриле Бхарати Махараджу, но можете ли вы думать, что шикша выше дикши? Я никогда и нигде не встречал таких упоминаний. Вы должны научиться видеть гармонию и единство. Также я знаю своих духовных братьев, которые получили харинаму у Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа, а дикшу у Шрилы Нараяны Махараджа. Шрила Гурудев объяснял: «Шрила Вамана Госвами Махарадж получил харинаму от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а дикшу от Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и именно его считал своим дикша-гуру, потому что он естественным образом был больше привязан к нему. Другие преданные также получали харинаму у Шрилы Прабхупады (Сарасвати Тхакура), а дикшу от других вайшнавов, но при этом считали себя дикша-учениками Шрилы Прабхупады. Рамануджачарья встретил своего Гуру Ямуначарью в тот момент, когда тот оставил внешнее сознание. Рамануджачарья получил все мантры от его духовного брата Гоштхипурны.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Наше сознание ограничено, поэтому мы думаем, что можно от одного гуру уйти к другому, но мы должны помнить, что гуру-татва едина (акханда). Ваше сердце будет привязано естественным образом к тому, от кого вы получили больше и это не оскорбление. Нельзя думать: «Мой шикша-гуру выше дикша-гуру или дикша-гуру выше шикша-гуру» Это не материальная вещь. Это нельзя схватить искусственно, привязанность к гуру приходит естественным образом из сердца. Нароттама дас Тхакур молится:

 

прабху лаканатха кабе санге лойа джабе

шри-рупера пада-падме море самарпибе

 

Духовным учителем Нароттамы даса Тхакура является Локанатха дас Госвами, но при этом он молится: «О Гурудев, когда же ты предложишь меня лотосным стопам Шри Рупы Госвами?» Локанатха дас Госвами его дикша-гуру, а Рупа Госвами его шикша-гуру. Он молится своему дикша-гуру: когда придёт тот день, когда он предложит его шикша-гуру. Из этого киртана следует понять две вещи. Неужели Нароттама дас Тхакур думает, что Рупа Госвами выше Локанатхи даса Госвами? Нет, они находятся на равных положениях (уттама-адхикари), но естественным образом чьё-то сердце привязано к шикша-гуру, а чьё-то – к дикша-гуру. Поэтому, когда вы предлагаете что-то Господу, вы должны медитировать на того, к кому у вас естественная привязанность, в этом нет оскорбления.

 

Когда ребёнок идёт в школу, сначала он проходит обучение с первого класса по десятый, затем идёт в колледж. Люди и место уже другие, но при этом нельзя считать, что он отверг своего первого учителя и принял другого. Сейчас он может обучаться в колледже только благодаря тому, чему он научился в школе. В разных классах будут разные учителя, но при этом они едины (представляя государственную систему образования). Благодаря тому, что вы освоили программу начальной школы, вы можете обучаться дальше. Всё то, что ученик получает в самом начале, он несёт с собой дальше. Теперь учитель может быть другой, но вклад учителя начальных классов всегда останется с ним.

 

Также гурудев по каким-либо обстоятельствам может прекратить внешнее общение, например, уйти в апракат-лилу, и вы примите прибежище у другого гуру. Но это вовсе не значит, что вы изменили своему гурудеву, это просто процесс, который мы принимаем. Всё, что дал вам гурудев, навеки останется с вами, и шикша-гуру поможет вам глубже понять своего гурудева. Не зря шикша-гуру называют сварупой Кришны:

 

шикша-гуруке та `джани кришнера сварупа
антарйами бхакта, шрештха — эи дуи рупа


«Нужно знать, что духовный учитель, который даёт наставления, — это Личность Кришны. Господь Кришна проявляет Себя как Высшая Душа и как величайший преданный Господа – духовный наставник» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.47).

Истинный шикша-гуру никогда не разрушит того, что вы получили. Наоборот, он поможет взрастить это. Шикша-гуру помогает прогрессировать нам и открывать духовные истины всё глубже и глубже.

 

Преданная: Я получила харинам у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, а дикша-мантры у другого санньяси, который недавно совершил проступок, недопустимый для отречённого человека. Что мне теперь делать? Могу ли я получить дикшу снова?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Самое главное в нашей практике – это служение вайшнавам, через это служение можно получить всё. Мы можем набрать стакан воды только из водоёма, взять огонь от огня, таким же образом преданность мы можем получить только от преданного. Самое важное – совершать гуру-, вайшнава- и бхагават-севу. Служение вайшнавам и повторение святого имени – это наша вечная обязанность, а повторение гаятри-мантр является вспомогательным и необходимо только на уровне садханы, чтобы обрести самбандху (связь через отношения) с Божеством мантры (мантра-деватой). Однако полноценное духовное знание можно получить только из сердца совершенного вайшнава, совершая служение ему. Другого пути нет. Только вайшнавы могут даровать нам преданность, только по их милости мы сможем обрести истинную дикшу (дивья-гьяну) и осознать, что мы вечные слуги Господа. Тогда мы осознаем, что Шри Кришна и Его имя неотличны друг от друга. Воспевать святое имя Бога вы будете даже в духовном мире. Можно повторно получить харинаму, если гуру пал, но нужно понимать, что самое важное – не формальное посвящение (анустаник-дикша), а истинное предание (видвадрудхи-дикша) тому, кто обрёл уттама-бхакти. Господь Кришна сказал Арджуне («Ади-пурана»):

 

йе ме бхакта-джанах партха на ме бхакташ ча ме джанах

мад-бхактанам ча йе бхактас те ме бхактатама матах

 

«О Партха, тот, кто называет себя Моим преданным, в действительности не мой преданный, но тот, кто преданный Моего преданного, тот Мой преданный».

 

В доме у Шриваса Пандита жила служанка по имени Дукхи. Она никогда не получала инициации, она просто служила преданным Господа. Она следила за тем, чтобы в доме всегда была вода для бхакт и Господа. Дукхи носила воду и иногда смотрела на прекрасное лицо Гаурасундары, пока Он танцевал в великом восторге. Однажды Гаурасундара отметил, что кувшины для воды всегда полны и спросил, кто совершает это служение. Ему ответили, что это делает служанка по имени Дукхи. Махапрабху был очень доволен и изменил имя Дукхи (несчастная) на Сукхи (счастливая). Так Господь наградил её премой. Эта преданная достигла совершенства, совершая севу и слушая киртан вайшнавов. Святое имя Бхагавана необычайно могущественно.

 

Аджамила не хотел служить Нараяне, у него не было желания Его удовлетворить, но однажды, произнеся имя Господа, он обрёл великое благо.

Есть три вида преданных: каништха, мадхьяма и уттама. Каништха-вайшнав – тот, кто служит Божествам, но не служит должным образом вайшнавам. Мадхьяма-адхикари служит вайшнавам и относится к людям согласно их духовному уровню. Уттама-вайшнав в каждом видит Господа: в животных, в растениях и даже в этой стене (улыбается, показывая на стену). Мы должны стараться обрести служение уттама-вайшнавам. Через такое служение мы сможем обрести всё.

 

Преданная: Могу ли я продолжать повторять гаятри-мантры, которые получила от недостойного гуру?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Да, также служи вайшнавам и повторяй святое имя Бога с искренностью. Искренность – вот что самое главное.

Амритананда дас: Что значит повторять искренне?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Это означает повторять не только ртом. Старайтесь произносить изнутри, из глубины сердца взывая к Господу. Сегодня мы ходили на санкиртану, тебе понравилось? Почему мы выходим на санкиртану?

Преданная: Да, очень понравилось. Это желание Господа Нитьянанды и Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Когда мы выходим на санкиртану, то это подобно сильному наводнению, которое затопляет всё плохое. Санкиртана избавляет от невежества и всего неблагоприятного:

 

санкиртана-правартака шри-кришна-чаитанйа

санкиртана-йаджне танре бхадже, сеи дханйа

 

«Чайтанья Махапрабху развил движение санкиртаны. Тот, кто поклоняется Ему этой санкиртаной, по настоящему может считаться удачливой душой» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.77).

 

Мы выходим воспевать святые имена Господа ради блага всех живых существ. Живые существа, смотря на нас, слушая и неосознанно повторяя, получают великое благо. Кто-то подшучивает над нами, смеётся и даже выражает своё недовольство, но так или иначе, все они обретают бхакти-сукрити, несмотря на то, что не хотят служить Господу. Так распространяется, уничтожающий всё неблагоприятное, поток божественной милости Шри Чайтаньи Махапрабху.

(Махарадж смотрит с любовью и нежностью на преданных): Тебе холодно?

Преданная: Нет, всё хорошо. Мы счастливы быть с вами.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Наверное, для вас в прасаде дают очень много чили? Что вы любите?

Преданная: Русские любят картошку. Для нас картошка как для индусов рис. Мы делаем картофельное пюре, добавляя туда молоко и масло.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Я попрошу своего севака приготовить для вас такое блюдо. Мой Гурудев старался служить всем и каждому, а я стараюсь следовать примеру моего Гуруджи. Однажды к нам в Матх зашли пять человек, которые путешествовали по Индии. Они очень проголодались и решили попросить прасад, но обед уже закончился, и накормить их было нечем. Затем они увидели Гурудева и поняли, что это очень возвышенная личность. Эти люди поклонились ему, но спросить о прасаде не решились. Тогда Шрила Гурудев сам заговорил с ними: «Вы, наверное, очень проголодались, подождите, мы приготовим для вас хороший прасад. Сами мы едим лишь сухие чапати и рис. В то время Матх был очень беден, не было даже сахара. Гуруджи поручил мне накормить должным образом этих людей. Тогда я пошёл в другой храм и взял кусочек сахара, который предложили Божествам, а по дороге, по милости Господа, мне удалось найти и сорвать фрукты и тыкву. Я приготовил несколько видов сабджи, рис, дал и немного кхира, в который положил кусочек сахара, который взял в другом храме. Эти люди были поражены гостеприимством преданных и ушли очень довольными. После этого они стали приходить в Матх, давать пожертвования и приводить новых людей в нашу миссию. Гурудев говорил: «Люди тратят так много денег на рекламу, но маха-прасад и наше служение – это лучший способ для привлечения людей». Поэтому в Матхе принято устраивать большие фестивали и кормить всех.

Преданные: Мы хотим пожениться, не помешает ли это нашему бхаджану?

Шрила Б.В.Бхарати Махардж: На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как ответ будет зависеть от характера ваших отношений. Семейная жизнь это неплохо. Муж и жена могут вдохновлять и помогать друг другу. Однако если в семье будут конфликты, то они не смогут служить должным образом. В этом отношении люди, родившиеся в Индии более удачливы. Здесь семьи намного крепче, так как женщина может идти за мужем. На западе этого нет, женщины независимы, поэтому возникают ссоры.

Шрила Бхарати Махарадж, увидев цветной, расшитый мешочек для чёток, обращается к одному молодому преданному: У тебя такой красивый мешочек, там написано: «Повторяй святое имя и будь счастлив».

Преданный: Да, так можно проповедовать.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Один мальчик ел очень много сладкого, а ему было нельзя это делать. Мама пришла к доктору и попросила помочь ей. Доктор сказал, чтобы она пришла через две недели. Спустя это время, женщина вновь пришла вместе с сыном, и доктор сказал мальчику: «Пожалуйста, не ешь больше сладкого». Мальчик легко оставил это привычку. Женщина была удивлена и спросила доктора, почему он не мог сразу это сказать. Доктор ей ответил, что на тот момент он сам ел сладкое. Ему нужно было время, чтобы самому отказаться от сахара. Всё это время, доктор сам воздерживался, контролируя своё пристрастие к сладким блюдам. Поэтому, когда он попросил об этом мальчика, выработав способности удерживаться от наслаждения сладкими блюдами, у ребёнка появилась сила выполнить это указание. Значит, вне зависимости от того, что у вас написано на мешочке, вы должны понимать, что лучшая проповедь – это собственный пример.

Преданный из Австралии: Я получил харинаму и дикшу у Шрилы Гоур Говинды Махараджа. Много лет получал шикшу у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, но так и не обрёл ништху.

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: Есть только один способ обрести ништху – это всегда служить вайшнавам всеми своими чувствами:

 

бходжаначчхаданам сарвам

йатха-шактйа кароти йах

вишну-бхактасйа сататам

са ваи бхагаватах смритах

 

«Человек может называться вайшнавом, если служит другим вайшнавам, жертвуя зерно, одежду и другие необходимые вещи» («Линга-пурана»).

 

Люди тратят так много денег на всякую ерунду! Они настолько поглощены этим, что им некогда изучать писания. Они тратят так много денег, чтобы женить своих детей, но вскоре они разводятся. У кого нет детей, тот женит своих кошек и собак. Я недавно прочитал, что один человек устроил свадьбу для своих домашних животных (смеётся).

Когда я был во Фаридабаде, одна пара, которая собиралась пожениться, принесла мне коробочку. Я думал, что там сладости и хотел раздать преданным, а там кофейный набор. Как я могу его использовать в служении?! (Улыбается).

 

Преданные: Мы приехали издалека, чтобы обрести садху-сангу. Сейчас мы рядом с Вами, но мы не чувствуем никакого энтузиазма. В Чайтанья Гаудия Матхе нам кажется всё чужим. Понимая собственную неудачу, мы горько плачем. Пролейте на нас свою милость и дайте нам совет.

Шрила Б.В.Бхарати Махардж:  Если человека мучает сильная жажда, то он примет любую воду, какой бы она ни была. Он не станет думать: «Откуда её взяли? Чистая она или нет?» Для того чтобы принять духовное благо, духовное знание, нужно развить определённую жадность к нему. В соответствии с нашей искренностью нам встречается та или иная личность, которая ведёт нас по духовному пути. Ко мне часто приходят и жалуются на то, что не чувствуют энтузиазма. Я всем советую служить преданным. Ничего не бойтесь, совершайте служение, воспевайте святое имя Всевышнего.

 

йасйа бхагаватам чихнам

дришйате ту харир муне

гийате ча калау дева

джнейас те настии самшайах

 

«Те, кто постоянно взывают к Бхагавану, повторяя Его наму, во всех отношениях равны полубогам» («Хари-бхакти-виласа», 10.85).

 

Однажды Шрила Б.В.Бхарати Госвами Махарадж явил лилу болезни. Спустя несколько дней он вышел дать даршан. Нароттам Прабху, заботясь о здоровье Шрилы Бхарати Махараджа, запретил ему разговаривать. Однако было видно, что Бхарати Махарадж хочет пообщаться с нами, поэтому он оглядывался, чтобы увидеть, когда Нароттам Прабху скроется из виду.

 

Шрипад Бхагават Махарадж: Как ваше здоровье Махарадж?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Не лучше. «Бхагавад-гита» говорит, что живое существо претерпевает шесть видов изменений: рождение, рост, существование во взрослом состоянии, размножение, увядание и, наконец - смерть.

 

джатасйа хи дхруво мритйур дхрувам джанма мритасйа ча

тасмад апарихарйе ртхе на твам шочитум архаси

 

«Тот, кто родился, обязательно умрет и снова родится. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, не нужно скорбеть» («Бхагавад-гита», 2.27).

 

На Шрилу Бхарати Махараджа повесили гирлянду. Он начал очень внимательно её рассматривать. Затем он продолжил: «Кому-то нравится эта гирлянда, а кому-то нет, но так или иначе цветы в ней завянут. Это неизбежно, всё кончается». Затем он замолчал, в алтарной громко звонил колокол. Шрила Махарадж сначала опустил глаза, затем голову, будто погрузился внутрь своего необычайно чистого, глубокого сознания. Удивительное чувство разлуки посетило абсолютно всех преданных, которые там присутствовали. Какой смысл в жизни, лишённой общения с великим садху?! 

 

Позже, по благословлению Шрилы Махараджа, мы отправились на два дня во Вриндаван предложить поклоны святым местам. Также ещё двое преданных возвращались в Россию. Нароттам Прабху пригласил нас в комнату Шрилы Бхарати Махараджа. Он был в хорошем настроении и спросил нас, всё ли готово. Затем проверил наши билеты и объяснил, кто на каком месте едет. Он спросил, кто, где работает и чем занимается в России. После каждого нашего ответа он восклицал: «Ача!» и улыбался. Пришло время выходить из комнаты, у преданных полились слёзы.

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Плакать по Кришне и по Его преданным недоступно для большинства людей. Преданные молятся и плачут. Плакать о преданном – значит плакать о Кришне. Мы стремимся к этому, совершая свой бхаджан.

 

Набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д. Шамали д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж