?

Ступени преданности. Как избавиться от эгоизма.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1232. Опубликовано: 20-12-2014, 18:42

Ступени преданности

Как избавиться от эгоизма

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Декабрь, 2012г. г.Пуна

 

  Существует три категории вайшнавов: каништха, мадхьяма и уттама:

 

тридха премаика-парата премнах сйат таратамйатах

уттама мадхйама часау каништха чети бхедатах

 

«В соответствии со степенью любви к Богу есть три категории преданных: уттама-, мадхьяма- и каништха-адхикари» («Хари-бхакти-виласа», 10.70).

 

Каништха-адхикари – тот, кто обладает верой исключительно в Божества; мадхьяма-адхикари – имеет веру не только в Божества, но и в вайшнавов, он совершает служение преданным. Уттама-адхикари - видит Господа в сердце каждого живого существа. Уттама-адхикари всем предлагает поклоны, даже собакоеду, так как видит Бога в его сердце. Он никому не желает причинять боли. Мы кланяемся Божествам только во время посещения храма, однако уттама-адхикари видит Бога в сердце каждого живого существа, в какой бы низкой форме жизни они не пребывали.

 

Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж внешне выглядел почти совсем ослепшим, но в действительности он знал всё что происходит. Однажды Бихари дас, слуга Бабаджи Махараджа, услышав мелодичный киртан на берегу Ямуны, решил сходить туда. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи просил его не делать этого, так как знал, что там поют призраки. Но слуга не знал этого и очень хотел пойти и послушать пение. Увидев его сильное желание, Джаганнатха дас Бабаджи сказал ему: «Ты можешь пойти туда, если не боишься, но ни в коем случае не принимай прасад, который ты там получишь, принеси и отдай его мне». Слуга так и сделал. Какие-то странные люди раздавали там угощения. Слуга не стал угощаться там и принёс это в ашрам. Однако, когда он открыл этот «прасад», то увидел, что в пакете лежат волосы и ногти.

 

Есть ещё одна история о святом Бабаджи Махарадже. Однажды появились призраки, которые очень страдали, желая обрести освобождение. Духи признались: «Раньше мы служили в храме и использовали пожертвованные деньги для собственной выгоды, поэтому мы стали призраками. Пожалуйста, заберите наши деньги и отдайте Бабаджи Махараджу, пусть он использует их в служении Господу». Каким-то образом они отдали эти деньги. Получив их, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи приказал своему слуге: «Купи на эти деньги сладости и накорми коров». После того, как слуга исполнил наказ Бабаджи, духи больше не приходили. Таким образом, эти живые существа получили освобождение от своих грехов. Могущество вайшнава огромно:

 

гангара параша хоиле пашчате павана
даршане павитра коро — эи томара гуна

 

«Вода Ганги очищает, если прикоснуться к ней. Ты же столь могуществен, что один взгляд на тебя очищает от всех грехов» («Эй баро коруна коро», 3).

 

В другой раз, Шрила Бабаджи Махарадж принимал прасад из своей большой тарелки. В это время туда прибежали четыре щенка и начали есть прямо из его тарелки. Слуга, думая, что Шрила Бабаджи Махарадж ничего не видит, отогнал их. Как только он сделал это, то сразу услышал строгий голос Бабаджи Махараджа: «Я больше не буду принимать прасад, потому что ты прогнал от моей тарелки враджаваси». Даже собак он почитал как враджаваси. Это признаки уттама-адхикари.

 

Итак, кто же такой подлинный преданный? Как мы только что говорили, есть три вида преданных: каништха, мадхьяма и уттама. Каништха-адхикари будет выполнять только то, что ему скажут. Мадхьяма-адхикари сам понимает, что нужно делать. Ему не нужно отдавать приказы. В свою очередь уттама-адхикари внешне может пойти против, вопреки тому, что ему говорят. Например Сварупа Дамодара - не смотря на то, что Шри Чайтанья Махапрабху говорил ему о том, что будет принимать только простую пищу, - используя различные уловки, кормил Его во время пира разнообразными блюдами. Это уттама-сева, но внешне может казаться, что она идёт вразрез с велением старшего.

 

В наши дни многие люди объявляют себя Богом, но если вы будете смотреть на всё сквозь призму священных писаний, тогда никто уже не сможет вас обмануть. При помощи такой книги Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура как «Мадхурья-кадамбини» можно проверить насколько мы действительно обладаем преданностью. На первой ступени уходят все страдания (клеша-гхни), затем приходит всё благоприятное (шубхада) - человек начинает испытывать удовлетворение от всего, что ему даётся. Он видит милость Господа во всём, что бы ни приходило к нему. Такой вайшнав описан в «Шримад-Бхагаватам» (4.29.40):

 

тасмин махан-мукхарита мадхубхич-чаритра-
пийуша-шеша-саритах паритах шраванти
та йе пибантй авитришо нрипа гадха-карнаис
тан на спришантй ашана-трид-бхайа-шока-мохах

 

«О царь, из уст преданных, описывающих славу Вер­ховного Господа Мадхусуданы, непрестанно струится река нектара. Того, кто постоянно пьёт из этой реки с помощью внимательного слушания, никогда не коснутся страх, скорбь и иллюзия».

 

Когда умер сын Шриваса Пандита, все женщины в его доме плакали. Но Шривас Пандит запретил им стенать, пригрозив, что если они сейчас же не прекратят свои рыдания, то он пойдёт и утопится в Ганге. И хотя внешне плач умолк, всё же Махапрабху, совершая киртан в доме Шриваса, почувствовал, что не может ощутить той же бхавы, как это происходило обычно, когда Он пел. Он стал размышлять: «Может быть кто-то со стороны тайно проник на наш киртан и совершил этим самым оскорбление?» Тогда преданные рассказали Ему о смерти сына Шриваса Пандита. Услышав это, Шриман Махапрабху заплакал. В этот момент Он подумал: «Как же Я смогу оставить преданных, которые так сильно Меня любят? Как смогу Я уйти и принять санньясу?» Затем Он положил руку на сердце сына Шриваса и спросил: «Зачем ты уходишь из дома своего святого отца?» Сын Шриваса Пандита вернулся в мёртвое тело и ответил: «Мой Господь, всё происходит по Твоей великой воле. Кому под силу изменить её? Отпущенное мне время уже вышло, и в свой час, положенный мне, я покинул это тело, чтобы принять другое. Пока судьба позволяла мне оставаться в доме Шриваса Пандита, я жил в нём как его сын, но сейчас я должен уйти. Мой Господь, я смиренно склоняюсь перед Тобой и Твоими дорогими спутниками».

 

Таким образом, даже на смерть своего сына, Шривас Пандит смотрел как на нечто благоприятное. Преданный, который прошёл первую стадию бхакти (стадию каништха-адхикары), способен видеть благо во всём.

 

тат те `нукампам су-самикшамано

бхунджана эватма-критам випакам

хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те

дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

 

«Тот, кто видит во всём, что с ним происходит, плоды собственной деятельности и воспринимает их как проявление Твоей милости, оставаясь непоколебимым на пути преданности, достоин обрести освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8).

 

Преданный Кришны во всём видит милость Господа. «Почему я страдаю? Это результат моих собственных предыдущих поступков». Он никого не винит в своих несчастьях. Смиренно принимая свои страдания как милость Господа, видя в них одно лишь благо для себя, такая личность непоколебимо служит умом, речью и телом Всевышнему.

На следующей ступени человек начинает осознавать, что любовная преданность Верховному Господу - очень редко достижимо (судурлабха). Это самый редкий дар из всех даров, что только существуют. Гьяни, стремясь к освобождению, достигают его. Карми обретают плоды своей деятельности. Но возвышенную преданность (бхава-бхакти) Бхагавану не так-то просто обрести. Если исправно следовать путём ваидхи-бхакти, вы можете достичь планет Вайкунтхи, где Ему служат с благоговением и почтением. Однако, чтобы достичь Голоки нужно превзойти настроение ваидхи-бхакти. Преданность слуг Враджендранандана Кришны настолько велика, что по сравнению с ней даже освобождение становится чем-то абсолютно незначительным.

 

Что такое эгоизм? Это ложное представление о своём я, восприятие себя Богом. Когда мы печёмся о собственном комфорте, то неизбежно причиняем беспокойства другим. Мы готовы делать всё что угодно ради достижения ограниченных вещей. Но если мы пытаемся обрести безграничное, то невозможно достичь этого, продолжая ссориться и сражаться. Разве кто-нибудь сражается за кислород? Нет! А за солнечный свет? За это невозможно сражаться, потому что это в каком-то смысле безгранично. Зависть и борьба возможны только там, где существуют ограничения. Наша цель безгранична, но под влиянием иллюзии мы думаем, что получим счастье от чего-то неживого и ограниченного. Одно из качеств садхукаруна. Об этом сказано в «Бхагаватам» (11.11.29):

 

крипалур акрита-дрохас титикшух сарва-дехинам

сатйа-саро 'навадйатма самах сарвопакараках

 

Каруна (или крипа) означает, что святой преисполнен сострадания. Для садху во внешнем мире нет врагов, ибо он знает, что все дживы являются частичками его Господина, все дети Бхагавана. С кем же ему тогда сражаться? До тех пор, пока человек не обретёт подобного настроения, не может быть и речи об истинном предании.

 

Почему у нас нет сострадания? Потому что у нас нет самбандха-гьяны. Мы не осознаём каким образом всё сущее связанно с Ним. Наше так называемое предание существует только для того, чтобы внешне казаться лучше и умнее остальных. Лишь для этого мы демонстрируем свою «преданность». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал, что причина этому пратиштха (желание почестей и славы), которая подобна испражнениям свиньи*. В свою очередь Шрила Рагхунатха дас Госвами в «Манах-шикше» критикует пратиштху, сравнивая её с ослиной мочой. В своём бхаджане «Амара дживана» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит об этом: «Ради собственного наслаждения, всю свою жизнь, я причинял людям одни лишь беспокойства и страдания...».

Только Господь может помочь нам избавиться от ложного эго. Он бесконечно милостив (каруна-майи), Он не просто убирает всё дурное, но дарует при этом према-бхакти, унната уджджвала-расу:

 

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау

самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам

харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах

сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах!

 

«Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшёл на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что ещё не давало ни одно из воплощений Господа, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Её доверенной служанки, манджари-бхаву» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 5.48).

 

Ради спасения падших душ Кали-юги Солнце и Луна явились одновременно. Это известные всем Нитай и Гауранга.

 

ванде шри-кришна-чаитанйа-нитйанандау саходитау

гаудодайе пушпавантау читрау шандау тамо-нудау

 

«Я почтительно кланяюсь Шри Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде. Подобно Солнцу и Луне, Они в один и тот же час взошли на небосклоне Гауды, чтобы рассеять мрак неведения и даровать чудесное благословение всем обитателям этого мира» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 1.2).

 

Обычно невозможно, чтобы Солнце и Луна светили на небе одновременно. Более того, на Луне есть тёмные пятна, но на трансцендентном теле Нитьянанды Прабху никаких пятен нет. Однако подобно тому, как Солнце и Луна проливают свой свет, Шри Гаура и Шри Нитьянанда изгоняют тьму невежества и страданий. Солнечный и лунный свет избавляет лишь от тьмы, окружающей нас внешне, их свет не способен проникнуть в глубину пещеры. Например, есть одна пещера в Камьяване, если кто-то пожелает туда войти, то ему обязательно понадобится фонарь. Это наглядно показывает, что возможности Солнца и Луны этого мира ограниченны. Однако Гауранга и Нитьянанда могут проникнуть в самую глубину нашего сердца и прогнать оттуда всю темноту. Они делают это посредством грантха-бхагаваты и бхакта-бхагават. Когда бхакта-бхагаваты и грантха-бхагавата восходят на небосклоне нашего сердца, они изгоняют всю тьму.

 

Постичь суть писаний можно только через общение с преданными Бога. Шри Вьясадева смог составить «Шримад-Бхагаватам», только после общения с Нарадой Муни. Как же тогда возможно понять Его? Приходят преданные и дают нам «Шримад-Бхагаватам». Без садху-санги, без общения с преданными невозможно ничего понять. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.33) сказано:

 

кришна, томара хана – йади бале эка-бара

майа-бандха хаите кришна таре каре пара

 

«Если джива искренне молится: «О Кришна! Я твой!» - Кришна даст ей садху-сангу и тем самым позволит преодолеть все препятствия, чинимые майей».

 

Если кто-либо заболевает, то по характеру его болезни можно определить какой именно грех он совершил в прошлом. Об этом можно осведомиться в «Гаруда Пуране». Если человек убил брахмана - он заболеет туберкулёзом. Человек, у которого проблема с ногтями - занимался кражей золота. Чёрные зубы указывают на то, что он злоупотреблял вином. Таким образом, мы можем распознать разные грехи совершённые разными людьми в прошлом. Сами мы не можем понять хитросплетения кармы, но великие души по своей милости открывают нам это знание.

 

Однажды у одного брахмачари было сильное заражение пальца. Доктор сказал ему, что если прямо сейчас не отрезать палец, то можно потерять всю кисть руки. Брахмачари пришёл посоветоваться с садху, и тот сказал ему: «Ты оскорбил преданного Бхагавана, поэтому болезнь настигла тебя. Иди и попроси у того вайшнава прощения». Но так случилось, что этот преданный уже покинул этот мир. Тогда садху сказал ему: «Не медли, иди в крематорий и проси прощения у праха вайшнава там». Брахмачари немедленно выполнил это наставление и уже через несколько дней снова посетил лечащего врача. На этот раз ему поставили другой диагноз и сказали, что уже никакого заражения у него больше нет. На каждое действие всегда есть противодействие. В связи с этим Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что не нужно никому причинять беспокойства.

 

Шрила Лочан дас Тхакур прославляет Господа Нитьянанду:

 

акродха парамананда нитйананда-райа

абхимана-шунйа нитаи нагаре берайа

 

«Великодушный Нитьянанда Рай никогда не гневается, ибо Он воплощение духовного блаженства. Трансцендентный Нитай ходит от дома к дому раздавая милость» («Акродха парамананда», стих 1).

 

Однажды Шри Нитьянанда пнул Шивананду Сена, несмотря на то, что тот совершал очень много служения. Как же Лочан дас Тхакур может говорить, что Нитьянанда никогда не гневается? Истинные вайшнавы понимают, что Нитьянанда дарует только милость. Для того, чтобы осыпать Шивананду пылью со Своих лотосных стоп, Нитай пнул его. Нитьянанда одарил милостью Шивананду Сена несколько другим путем, но суть одна – милость. Вайшнавы никогда не гневаются, они всегда ниспосылают одну лишь милость, помогая избавиться от эгоизма и ложного эго. Если для того, чтобы пролить на нас милость, им придётся нас пнуть, то они сделают это. Подобным образом человек может не осознавать ценности жемчужины, но её ценность от этого никак не уменьшается.

 

Однажды некий крестьянин нашёл очень драгоценный камень. Он сдал его ювелиру, получив за это немного денег и счастливый пошёл домой. Он не понимал настоящей ценности своей находки. Ювелир продал его за лакх, а тот человек, которому он продал камень, поехал в Бомбей и получил за него уже десять лакхов. Тот, кто может правильно оценить что-либо - может получить за это реальную цену. Сейчас мы не понимаем ценности святого имени Господа, однако в действительности оно может дать нам абсолютно всё.

 

Как-то раз владелец одного магазина поделился своей историей. Он продавал товар в кредит и впоследствии какие-то люди отказались вернуть ему деньги. Но вскоре после того, как преданные провели санкиртану возле его магазина, он получил свои деньги обратно. В другой раз, преданные приехали в место, где уже очень долго не было дождей. Местные жители проводили там жертвоприношения, но это им не помогало. Когда же преданные запели там вместе маха-мантру – пошёл дождь. Есть много подобных историй, открывающих нам могущество святого имени, но это ещё не истинная слава харинама.

 

висридхати хридайам на йасйа сакшад

дхарир авашабхихито `пи агхаугха-нашах

пранайа-расанайа дхритангхри-падмах

са бхавати бхагаватта-прадхана уктах

 

«Бхагаван так милостив к дживам, что, если те взывают к Нему, произнося Его святое имя даже ненамеренно, Он готов безжалостно истребить, в их сердцах бесчисленные последствия их грехов. Поэтому Всевышний ни за что не покинет сердце преданного, который нашёл прибежище у Его лотосных стоп и с непритворной любовью воспевает харинаму. Тот, кому удалось заключить Шри Кришну в своё сердце, зовётся бхагавата-прадханой, уттама-адхикари» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.55).

 

Святое имя исполняет все желания, но мы не должны ожидать материальных плодов от его пения и повторения. Нужно искренне взывать из глубины своего сердца к Харинаму Прабху**, чтобы Он не обманул нас, а одарил истинной милостью. Проблема в том, что у нас нет сильной веры. Мы совершаем киртан, но думаем о своих материальных привязанностях. Святое имя может избавить нас от эгоизма и даровать всевозрастающее блаженство (премананду).

 

Перевод: Манохари д.д.

Редактор: Ари Мардан д., Радхика д.д.

 

*Данное утверждение встречается в произведении Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Душта мана», стих 2:

 

 джарера пратиштха, шукарера виштха,

джано на ки таха майара вайбхава

канака-камини, диваса-йамини,

бхавийа ки каджа, анитйа се-саба


«Мирская пратиштха подобна свиному навозу. Разве ты не знаешь, что это проявление майи? День и ночь ты думаешь лишь о женщинах и деньгах. Какой смысл размышлять о том, что преходяще?»

**Харинам Прабху – это олицетворение святого имени Бога, не отличное от Него Самого. Об этом сказано в «Падма Пуране». Имя Абсолюта и Сам Абсолют пребывают на совершенном уровне, вне двойственности материального мира (примеч. редактора).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж