?

Правильный этикет в сложных ситуациях. Даршан Божеств. Шастрия садху-санга.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1126. Опубликовано: 2-01-2015, 18:31

Правильный этикет в сложных ситуациях

 Даршан Божеств

Шастрия садху-санга

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

 

Преданная: Дикша-гуру только один, а шикша-гуру может быть много, при этом шикша-учителя могут иметь разную адхикару. Как правильно относиться к шикша-гуру, если мы видим у него такое поведение, которое нам не понятно, или оно не соответствует стандартам возвышенного вайшнавского поведения?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если мы видим в преданных то, что не соответствует шастрам и должному поведению вайшнава, то нашим долгом будет избегать этого. Что значит избегать? Это значит - игнорировать в нём то, что не соответствует должному поведению. Однако это не значит пренебрегать самой личностью. Шрила Рупа Госвамипад говорит что, если мы видим какие-то физические недостатки каких-то преданных, связанные с их природой, мы должны в своём сознании игнорировать это. Вас это не должно беспокоить. Например, какой-то вайшнав из-за того, что чувствует слабость, не может совершить омовение утром или по объективным причинам повторяет аник в неположенное время, либо он может проявлять негодование. В этих случаях не нужно беспокоиться об этом. Когда мы с Шрилой Бхакти Прамодом Пури Махараджем совершали ачаман из Ганги, Шрила Пури Махарадж посоветовал набрать воду ни с поверхности, а из глубины, так как сверху была грязь и пена. Значит ли это, что верхний слой воды перестал быть Гангой? Мы не пренебрегаем святостью Ганги, мы просто игнорируем плавающую нечистоту, но сама Ганга всегда чиста! Шрила Рупа Госвамипад говорил:

 

дриштаихсвабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир 

на пракритатвам иха бхакта-джанасйа пашйет

гангамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир

брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих

 

«Чистый преданный, сознающий Кришну, пребывает в своём изначальном состоянии и потому не отождествляет себя с телом. О нём нельзя судить с материальной точки зрения. Не следует обращать внимания на низкое происхождение преданного, цвет его кожи, на то, что его тело уродливо, поражено болезнью или немощно. Такие недостатки, возможно, бросятся в глаза обыкновенному человеку, но несмотря на все кажущиеся изъяны ничто и никогда не осквернит тела чистого преданного. Оно подобно водам Ганги, которые в сезон дождей несут порою пузыри, пену и грязь. Ничто и никогда не осквернит воды Ганги. Люди, обладающие развитым духовным разумом, совершают омовение в Ганге, не обращая внимания на состояние воды» («Упадешамрита», стих 6).

 

Недостатки преданного нужно игнорировать, он всегда чист, подобно святой реке Ганге. Если же преданный совершает внешне много разного служения: повторяет, слушает, но при этом совершает поступки, противоречащие принципам вайшнавов, тогда такого человека стоит полностью избегать. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своём комментарии на «Шримад-Бхагаватам» объясняет, как нужно правильно относиться к такому человеку. Если это санньяси, то ему нужно выражать почтение поклоном, если он попросит нас о помощи, то наша обязанность – послужить ему, вайшнав – севья, объект нашего служения. Но шакьям гьеям, внутри вы должны быть убеждены, что сами никогда не будете поступать так, как этот человек. Внешне вы должны следовать вайшнавскому этикету, но избегайте перенимать неправильное поведение того человека.

 

Преданные: Как нам правильно поступать, если мы слышим от старших вайшнавов странные вещи, которые тяжело принять?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если вы слышите что-то, что противоречит учению вайшнавов и это невозможно принять - не заостряйте своё внимание на этом и избегайте подобных наставлений. Наверняка вы помните историю из «Шримад-Бхагаватам» о брахмане, который имел двадцать четыре гуру*, среди них были животные и растения. Если вы сами чисты и обладаете вайшнавскими качествами, вы сможете обучаться через всё, сможете во всём видеть своего гурудева. Гуру может явиться в разных обликах:

 

на хй экасмад гурор гьянам су стхирам сйат су-пушкалам

брахмаитад адвитийам ваи гийате бахудхаршибхих 

 

«Хотя Абсолют один и только один, мудрые люди описывают Его по-разному. Поэтому невозможно получить прочные, исчерпывающие знания только от одного духовного учителя» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.31).

 

Если преданный, которого вы слушаете, действительно искренне следует пути бхакти, тогда от него вы можете принять всё, однако при условии, если имеете в него веру. Когда чистый преданный вам что-то говорит, но вы не можете этого понять или принять, тогда вы смиренно должны просить его объяснить вам. Если у вас нет отношений с вайшнавом и доверия к нему, тогда самым лучшим будет избегать подобных ситуаций. Будьте осторожны, не оскорбляйте преданных!

 

Преданная: Когда мы идём в храм, чтобы получить даршан, в этот момент мы смотрим на Кришну, или Он смотрит на нас?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Мы идём в храм, чтобы Господь милостиво бросил Свой взгляд на нас. Наши чувства ограничены, поэтому мы можем видеть только материальные предметы. Когда мы смотрим на Него, мы думаем: «Это мурти сделано из железа, камня или дерева, такие одежды мне нравятся, а такие нет». Мы не видим, кем является Божество на самом деле, поэтому мы молимся, чтобы обрести качества для истинного видения и понимания.

 

Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в храме Шри Чайтанья Матха смотрел на изваяние Господа. Преданный, который был рядом с ним, сказал: «На алтаре очень узкие двери, если мы сделаем их шире, то Вам будет удобнее смотреть на Божества». Шрила Прабхупада ответил: «Я пришёл не для того, чтобы посмотреть на Тхакураджи, я пришёл, чтобы Господь увидел меня». Мы идём к Господу, подобно тому, как мы идём к доктору, чтобы он оценил наше состояние здоровья. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж в мангала-арати молится: «Шубха дришти коро прабху джагатера прати - О Господь, когда Ты обратишь Свой милостивый взор на всех». Шри Бхагаван независим, мы не можем Его видеть. Только если Он захочет дать нам Свой даршан, тогда мы сможем Его увидеть.

 

Преданная: Я прочитала в книге Шрилы Гоур Говинды Махараджа о том, как важно читать шастры и книги вайшнавов. Так же я неоднократно слышала от Вас и Шрилы Гурудева (Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа), что ничем нельзя заменить живое общение и слушание шабда-брахмана. Как эти утверждения привести в гармонию?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Действительно, есть два подобных утверждения. На начальном уровне мы должны слушать напрямую, из уст садху. Тогда мы сможем обрести искренность и вступить на платформу шуддха-бхакти. Очень важно слушать чистых преданных и служить им! Вторым утверждением является то, что читая книги вайшнавов, мы получаем общение с ними. Это истина, но вы должны понимать, что прямое взаимодействие с вайшнавом для вас является более эффективным. При этом вы не должны думать, что Шрила Ведавьяса, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и вся наша гуру-варга чего-то не рассказали. Всё, что нужно, чтобы обрести преданность, уже есть в их литературных трудах. Всё можно найти в молитвах Шрилы Нароттама даса Тхакура и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Однако люди читают «Чайтанья-чаритамриту» и  становятся сахаджиями. Это говорит о том, что они не способны понять истинный смысл этого произведения.

 

Для обусловленной души гораздо важнее напрямую слушать из лотосных уст садху, потому что его катха полна не только духовного нектара, но и выражает правильное понимание смысла Вед. Бхагаван Сам говорит, что хари-катха, которая исходит из уст садху очень могущественна. Это вовсе не значит, что слова предыдущих ачарьев не имеют могущества. Мы не обрели квалификацию, чтобы понимать, какие слова актуальны для нас. Общаясь с садху, мы сможем обрести квалификацию, чтобы понимать, что садху и его писания – неотличны друг от друга. Это не дешёвая вещь, вы должны дорасти до этого, служа садху.

 

Однажды я приехал к Шриле Нараяне Махараджу в Гопинатх Бхаван и сказал ему: «Только таким преданным, как ты, надлежит рассказывать о сокровенных лилах Шримана Махапрабху». Написано много книг, но только осознавший себя вайшнав, бхакта-бхагавата может дать людям великую удачу слушать об этом. Если вы чего-то не можете спросить у садху, тогда вы можете обратиться за подробностями к грантха-бхагавате. При этом вами должна двигать внутренняя потребность, а не просто желание знать больше и возгордиться этим.

 

Перевод: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.

 

* 24 гуру и их наставления принятые авадхута брахманом таковы: притхиви (земля) - свобода от препятствий, встречающихся на пути; вайу (воздух) - избавление от затруднений; акаша (небо) - освобождение от всякого контакта с материальной природой; апа (вода) - свобода от осквернения, естественная скромность и мягкое обращение; агни (огонь) - сжигание скверны, таящейся внутри; чандра (луна) - постоянство; рави (солнце) - неделимость; капота (голубь) - чрезмерная привязанность и беспокойство; аджагара (питон) - непривязанность и умение довольствоваться тем, что приходит само собой; синдху (океан) - невозмутимость и необеспокоенность желаниями; патанга (мотылёк) - сильное искушение; мадху-крит (шмель) - умение не запасаться впрок; гаджа (слон) - привязанность к сексуальным наслаждениям, приводящая к опустошению; мадху ха (похититель мёда) - наслаждение богатством другого; харин (олень) - сокращение срока жизни привязанностью к чувственным удовольствиям; мина (рыба) – отсутствие контроля языка; Пингала (блудница по имени Пингала) - стремление к услаждению чувств - коренная причина страданий; курара (ястреб) - страдание от привязанности; арбхака (дитя) - избавление от тревог; кумари (молодая девушка) - пребывание в уединённом месте, отказ от пустой болтовни; шара-крит (изготовитель стрел) - погружённость в служение; сарпа (змея) - странствия в одиночку, не имея пристанища, немногословие и отсутствие спутников; урна (паук) – осознание созидания и разрушения; супеша-крит (оса) - влияние привязанности, ненависти и страха смерти на последующее рождение («Шримад-Бхагаватам», 11, гл. 7-9).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж