?

Как примирить кажущиеся различия в наставлениях ачарьев?

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1060. Опубликовано: 17-01-2015, 08:11

Как примирить кажущиеся различия в наставлениях ачарьев?

Беседа между

Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем

и Шьямарани (Джадурани) даси

6 октября, 2012г.

 

Шьямарани д.: Как художник Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и Шрилы Гурудева - Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, я хотела бы узнать почему, в редких случаях, я получала от них кажущиеся противоречивыми наставления. Шрила Прабхупада никогда не поправлял меня по поводу павлиньих перьев на Господе Нрисимхе, Господе Нараяне и других воплощениях. Однако, Шрила Гурудев всегда очень ясно говорил, что я должна рисовать павлинье перо только на Враджендра-нандане Шри Кришне. Также, Прабхупада просил изображать маму Яшоду золотистого цвета, а Гурудев просил рисовать её тело синеватого цвета как у Кришны*. Как мне это примирить?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: То, что Шрила Прабхупада не просил вас убрать павлинье перо с изображения других аватар, не является неправильным, и то, что Шрила Гурудева просил вас убрать его, также не является неправильным.

 

Когда мы принимаем, что все эти проявления Кришны не отличны от Него, то наличие или отсутствие пера не является проблемой. Когда мы добавляем его, это оправдано.

Шьямарани д.: Кешава дхрита-даша-видха-рупа - все воплощения не отличны от Кришны, который принимает эти формы («Гита-говинда»1.11). Что-то подобное этому?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Да, в определённом смысле различия не существует. Поэтому нет проблем в том, что Прабхупада не сказал убрать перо с изображения. Позже, когда мы взрослеем, развиваясь в бхакти, мы рассуждаем следующим образом: «Шри Кришна не проявлял Свои игры как Господь Нрисимхадева с павлиньим пером, поэтому лучше убрать его с изображения». Они оба правы. В соответствии с видением Шрилы Прабхупады он не акцентируется на разнице - есть перо (на голове или короне аватары) или нет. А когда Шрила Гурудев просит убрать его, в этом тоже нет никакой особой проблемы, потому что он уделял особое внимание раса-вичару**.

 

Учитель говорит маленькому ребенку: «Солнце поднимается на востоке, а заходит на западе». Когда ученик подрастает, учитель говорит ему уже нечто иное: «Солнце всегда присутствует на небосклоне двадцать четыре часа в сутки. Оно никогда не восходит и никогда не заходит». Оба утверждения будут признаны мудрыми людьми правильными. Многое зависит от вашей способности слушать и понимать.

 

Когда вы были со Шрилой Прабхупадой, вы обладали некоторой адхикарой. Он общался с вами так, чтобы помочь вашему постепенному осознанию духовных истин. Также, в то время обучения для вас было и нечто такое, что вы не готовы были понять. Поэтому позже, когда вы стали более подготовленной, Шрила Гурудев смог сделать так, чтобы вы поняли то, что ранее для вас было непостижимым.

 

Можно посмотреть на это несколько по-другому (учитывая субъективное восприятие ачарьи). Когда Шри Чайтанья Махапрабху был в Джаганнатха Пури, Он видел Господа Джаганатху как Враджендра-нандану Кришну. Он видел Его с флейтой и павлиньим пером. Однако в действительности у Джаганнатхи не было ни флейты, ни павлиньего пера. Подобно этому, если Шрила Прабхупада (будучи расикой) смотрел на аватары Бхагавана и видел у них атрибуты Шри Кришны, то нет особой разницы в том, смотрел ли он на Нрисимху или на кого-то ещё. Он видел в любых проявлениях Бога - Враджендра-нандану (глядя на Них глазами своей бхавы), поэтому никакой проблемы в его видении нет.

 

Шьямарани д.: А что по поводу мамы Яшоды?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Когда Шри Чайтанья Махапрабху был на берегу Годавари со Шри Раем Раманандой, Рая Рамананда увидел Чайтанью Махапрабху сначала как санньяси, а затем он увидел, что это был Сам Кришна. Цвет Его кожи был шьям – синевато-тёмным. Только позже этот спутник Махапрабху узрел, что Махапрабху покрыт сиянием цвета тела Шримати Радхики. Поэтому, несмотря на то, что он видел Шримана Махапрабху, он также созерцал все то, что не проявлено для остальных.

 

Подобным образом это относится и к матери Яшоде. Чистые преданные по-разному видят и описывают тело Яшоды. Это обусловлено тем, что перед ними проявляются разные её лилы. Если проявляется какая-то определённая лила, они, соответственно, описывают её. Например, мой шикша-гуру - Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, всегда устанавливал в своих храмах белые Божества Кришны. Это было обусловлено тем, что таково было его настроение (преклонения перед доминацией бхавы Шримати Радхики над бхавой Кришны), хотя обычно Кришна всегда цвета шьям. Когда есть ясное объяснение тому, почему он решил устанавливать Кришну с белым цветом кожи, тогда мы сможем понять его***.

Шьямарани даси: Почему мама Яшода золотистого цвета? Что это за лила?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Такая лила, действительно существует. Иногда мама Яшода погружается в размышления: «Я готовлю так много блюд для Кришны, но они не дотягивают до тех блюд, которые готовит для Него Радхарани. Когда Она придёт в следующий раз, я попрошу Её приготовить что-нибудь для моего Кришны. Тогда Он получит так много полезных блюд и благодаря этому, станет гораздо здоровее!» Однако если Шримати Радхика по какой-либо причине задерживается, Яшода глубоко погружается в мысли: “Когда Она придёт? Когда же Она появится?» Вследствие таких глубоких размышлений она принимает золотистый цвет тела Самой Радхики.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* «В молитве одного преданного можно найти другое описание Яшоды: “Я молюсь о покровительстве матери Яшоды, чьи вьющиеся волосы перехвачены лентой, и яркая киноварь, окрашивающая пробор в её волосах, оттеняет их красоту. Её тело своей красотой затмевает все её украшения. Она не отрывает своих глаз от лица Кришны, и потому в них всегда стоят слёзы. Её яркие одежды подчёркивают красоту её кожи, цветом напоминающей голубой лотос. Пусть же её милостивый взгляд коснётся каждого, оградив нас от когтей майи и дав возможность беспрепятственно совершенствоваться в преданном служении!» (Шрила Бхактиведанта Свами. «Нектар преданности», Глава 43).

 

мата гопа-йашо-датри йашода шйамала-дйутих

муртта ватсалатевасау шакра-чапа-нибхамбара


«Поскольку она приносит (да) славу (йаша) обществу пастухов, мама Шри Кришны зовётся Яшода. Цвет её тела синевато-голубой (шйамала). Она олицетворение родительской любви и её наряд подобен радуге» (Шрила Рупа Госвами. «Радха-Кришна-ганоддеша-дипика).

 

«Шёлковая одежда на её, подобном голубому лотосу полном теле, развевалась на бегу, а красивые ароматные цветы, вплетённые в косу, падали на землю, словно говорили: “Матушка, ты не одна, мы с тобой!” Наконец-то она настигла Кришну и схватила Его сзади» (Шрила Санатана Госвами. «Диг-даршини-тика» к «Дамодараштаке»).

 

** Есть два взгляда на что-либо: раса-вичар (оценка с позиции расы или настроения) и таттва-вичар (объективная оценка с позиции философии). С точки зрения раса-вичара, павлин имеет особое значение в играх во Вриндаване. В других лилах Бхагавана его актуальность не проявляется. Также, ради лилы разлуки (например в ратха-ятра-лиле, когда Кришна и гопи встретились на Курукшетре) Гурудева подчеркивал, что существует разница между Враджендра-нандана Кришной и Дваракадиша Кришной. Гопи не хотели, чтобы Кришна оставался в Двараке. Они также не желали того, чтобы Он думал, что Он сын Деваки и Васудевы. При помощи любовных эмоций сердца гопи дали Ему понять, что если Он хочет вернуться во Вриндаван, то Ему лучше не думать о себе как о сыне Деваки. В такой ситуации, Он должен был проявить Своё павлинье перо и флейту.

 

 Также существует различие между Кришной и Его воплощениями в том смысле, что Он является полным целым, а они Его полными частями и частями полных частей. Хотя они едины с Ним согласно таттва-вичару, (фундаментальной установленной истине), тем не менее, они различаются согласно раса-вичару (в соответствии с разницей в лиле и настроению явленному в ней).

 

  Шрила Нараяна Госвами Махараджа учит нас, что заветное желание Шрилы Прабхупады явлено в том, что мы должны обрести айкантика-бхакти по отношению к своим ишта-дэватам. Чтобы сделали своей целью апраката-вриндаван, устремляясь к нему, как к высшей и наиболее полной обители Господа. Прабхупада хотел, чтобы мы воспользовались божественным даром, который принёс Шри Чайтанья Махапрабху и стали непосредственными слугами Шри Шри Радхи и Кришны, располагаясь больше своим сердцем к Шримати Радхике.

 

*** «Во второй пракоштхе шри мандира установлены Божества Шри Гауры и Радха-Винодбихари-джи. Необыкновенно удивительный̆ и таинственный̆ белый цвет тела Шри Винодбихари-джи, погружённого в размышления о Шри Радхе, является глубочайшей тайной, что превосходит даже самые сокровенные из тайн бхаджана лучших бхаджанананди. Даже бхаджанананди не могут понять эту тайну тайн, но Шрила Ачарьядев (Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) объяснил её.

 

Шриман Махапрабху — это Сама Божественная Чета Шри Шри Радха-Кришна, и Радхе-Кришне поклоняются, произнося шри гаура-мантру. Люди могут спросить, почему все три Божества в этом храме (Шри Кришна, Шримати Радхарани и Шри Гаурасундар) белого цвета. Дело в том, что Они не белого цвета, а цвета золотистого сияния Шримати Радхаджи. Приняв цвет тела Шримати Радхики, Шри Кришна стал золотистым (гаурой). Тело Шри Гаурасундара тоже имеет цвет чистого золота, поэтому у всех трёх Божеств одинаковый цвет. Необходимо понять, что Их цвет, внешне кажущийся белым, — это на самом деле цвет гаура, золотистый.

 

Почему Кришна принимает цвет тела Шри Радхи, гаура? У Шримати Радхики всегда противоположное по отношению к Кришне настроение (вамья-бхава). Это нужно лишь для того, чтобы сделать служение Кришне более разнообразным и интенсивным. Однажды Шриматиджи «разгневалась» на Кришну и проявила настроение ман. В это время Кришна настолько погрузился в мысли о Шриматиджи, что Его цвет шьям сменился на Её цвет тела.

 

радха-чинта-нивешена йасйа кантир-вилопита

шри кришна-чаранам ванде радхалингита-виграхам


Об этой глубокой тайне говорит первый стих «Шри Радха-Винодбихари-таттваштакам». Слово радхалингита имеет два значения, радхая лингита и радхая алингита.

В первом из этих значений (радхая лингита) слово лингита означает «имеющий облик». Погрузившись в мысли о Шримати Радхике, Шри Кришна в разлуке с Ней утратил собственный цвет и стал такого же цвета, как Она. В этом — глубокий смысл слов радха лингита виграха. Здесь говорится именно об этой шри виграхе. Лучший из расика-вайшнавов, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрывает эту глубочайшую таттву в своей «Шри Свапна-виласамрите». И эту же таттву явил миру Мой Шрила Гурупад-падма; она изошла из самых глубин его сердца.

 

Второе значение слова радхалингита радхая алингита, «в объятиях Радхи». Сокровенный смысл этих слов объясняет Шри Рай Раманандаджи в беседе со Шриманом Махапрабху на берегу реки Годавари:

пахиле декхилун томара саннйаси-сварупа
эбе тома декхи муни шйама-гопа-рупа

томара саммукхе декхи канчана-панчалика
танра гаура-кантйе томара сарва анга дхака

табе хаси' танре прабху декхаила сварупа
`раса-раджа', `махабхава' — дуи эка рупа


Рай Рамананда спросил Шри Чайтанью Махапрабху: «Вначале я увидел Тебя в образе санньяси, а теперь вижу Тебя как гопу (пастушка) Шьямасундара. В то же время я вижу перед Тобой Божество золотистого цвета, чьё золотистое сияние полностью затмевает Твой цвет Кришны». Услышав это, Шри Чайтанья Махапрабху засмеялся и явил Рамананде Свой даршан Кришны особого цвета гаура. Это был объединённый образ «Расарадж-Махабхава» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.268, 269, 282). Шри Рай Рамананда, увидев этот несравненно сладостный̆ образ, преисполнился блаженства и потерял сознание.

 

Таково ещё одно объяснение глубочайшей тайны о золотистом цвете тела Шри Кришны. Его цвет шьям оказывается полностью скрытым в объятиях Шримати Радхики, и в Нём начинает проявляться Её цвет тела.

 

Из тех, кто служит Шри Кришне, совершая высочайший бхаджан, проникнутый настроением випраламбха-бхавы (разлуки), почти все погружены в памятование (смарану) о чувствах Шримати Радхики в разлуке с Кришной. Но наш Шри Гурудев, Шрила Прабхупада, являясь сакхи Шримати Радхики, памятовал о той випраламбха-бхаве, которую Шри Кришна чувствует по отношению к Радхарани. Мой Гурудев всегда принимал сторону Шри Радхи, поэтому он был больше склонен к тому, чтобы Шри Кришна страдал в разлуке, а не Шримати Радхика. Шримати Радхика мучается от горя разлуки с Кришной — таково совершенство випраламбха-бхавы, о которой молятся обычные садхаки. Но понимание Шрилы Прабхупады было совершенно противоположным этому. Когда Шри Кришна полностью охвачен настроением Шримати Радхики, Он теряет Свой цвет шьям и проявляет образ радхалингита-виграхи. Другими словами, Он принимает цвет Шримати Радхики. Шриман Махапрабху проповедовал именно эту випраламбха-расу и учил именно ей» (Из книги «Ачарья Кешари Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж. Его жизнь и учение»).

 

Перевод: Джая Шри д.д.

Редакция: Ари Мардан д.

Текст предоставлен: Шьямарани д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж