?

Истины о паломничестве. Чандигарх, картика 2013г.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1240. Опубликовано: 24-09-2015, 16:33

Истины о паломничестве

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Чандигарх, картика 2013г.

 

Шри Чайтанья Махапрабху совершал много различных игр в Джаганнатха Пури.

 

бахирангесанге каре нама-санкиртана

антарангасанге каре раса-асвадана

 

«На людях Господь совершал нама-санкиртану, а в обществе Своих близких спутников Он вкушал божественную расу».

 

Для тех, кто не находился на высоком духовном уровне, Шри Чайтанья Махапрабху совершал санкиртану, но для своих антаранга-бхакт Он открывал глубину Своего сердца. Антар означает сердце, а слово гамана – входить внутрь. Антаранга-вайшнавы – это те, кто квалифицированы войти вглубь сердца Шри Чайтаньи Махапрабху. Им было дозволено войти вовнутрь. С преданными категории антаранга Шриман Махапрабху всегда испытывал расу. Куда бы Он ни пошёл, по пути «тат йатра нама кришна-нама киртанам», везде Он воспевал имя Кришны и также просил других повторять маха-мантру. Так Он распространял святое имя и повсюду убеждал, что это наивысший вид деятельности в Кали-югу. Гауранга Махапрабху иногда говорил: «Я не образован и поэтому недостаточно грамотен, чтобы изучать «Веданта-сутру» Шри Бадараяны, поэтому Мой Гурудев дал Мне одну мантру и попросил всегда с верой повторять её».

 

харер-нама харер-нама харер нама эва кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

 

«В этот железный век вражды и ненависти для достижения самосознания и обретения милости Всевышнего нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме воспевания Его святых имён».

 

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «Когда Я услышал эту мантру от Своего Гурудева и стал её повторять от всего сердца, Я уже не мог контролировать Себя. Это имя заставило Меня танцевать и плакать как безумного». Слава намы безгранична, поэтому Махапрабху Сам вкушал сладость святого имени и просил других начинать воспевать его.

Как-то раз в Джаганнатха Пури рядом с Симха-дваром Махапрабху упал, потеряв сознание. Рядом с Ним находились Сварупа Дамодар Госвами, Рамананда Рай и другие преданные. Увидев Шримана Махапрабху без сознания, они все вместе начали громко петь киртан. Таким способом они вернули Махапрабху во внешнее сознание. Придя в Себя, Махапрабху сказал Сварупе Дамодару: «Я был занят служением на Кусум-сароваре, там Я собирал цветы, но услышав ваше пение, Я пришёл в беспокойство и не смог закончить Своё служение».

Махапрабху всю Свою жизнь проповедовал славу харинама-санкиртаны как наилучшего способа достижения совершенства. Когда вайшнавами был прерван Его божественный транс, Он сказал им: «Зачем вы наделали столько шума?! Вы нарушили Мою медитацию, и поэтому, к сожалению, Я не смог закончить Своё служение». На этом высочайшем уровне даже звуки киртана могут принести определённое беспокойство. Однако, никто не должен подражать этому и думать, что он находиться на том же уровне, как Махапрабху.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в храм Господа Джаганнатхи, чтобы получить Его даршан. Стоя напротив мурти, Он пил нектар лотосного лица Шри Джаганнатхи. Спустя некоторое время в храм пришёл Адвайта Ачарья. Махапрабху промолвил: «О Адвайта, ты столько потерял, ты проигравший!» Адвайта Ачарья, ничего не понимая, спросил Его: «Почему Ты меня называешь проигравшим?» Шри Чайтанья ответил: «Господь Джаганнатха дарует Свой даршан, а ты его беспечно теряешь. Я же – победитель, так как пришёл раньше и испил гораздо больше нектара от созерцания прекрасного лика Господа Джаганнатхи».

Что же делал Адвайта Ачарья в то время, когда Махапрабху созерцал мурти? Он совершал парикраму вокруг храма Господа Джаганнатхи. Слава парикрамы возносится во многих богооткровенных писаниях:

 

прадакшинам йе курванти бхакти-йуктена чатаса

на те йама-пурам йанти йанти пунйа-критам гатим

 

«Тот, кто с сердцем исполненным духа любовной преданности совершает парикраму вокруг Бхагавана или Его мурти, достигает места, ещё более пригодного для бхакти. Такой вайшнав никогда не попадёт на Ямалоку – обитель бога смерти» («Хари-бхакти-виласа», 8.395).

Если вы имеете желание совершать парикраму, то с каждым своим шагом вы получаете результат проведения ашвамедха-ягьи, которая считается в ведической традиции очень значительной:

 

йас трих прадакшинам курйат саштангака-пранамакам

дашашвамедхасйа пхалам прапнуйан натра самшайах 

 

«Нет никаких сомнений, что тот, кто кланяется Бхагавану, и затем обходит вокруг Него три раза, обретёт благо от совершения десятка жертвоприношений коня» («Хари-бхакти-виласа», 8.396).

 

Адвайта Ачарья с каждым шагом своей парикрамы получал столь великое благо! Почему же Шриман Махапрабху сказал Ему, что он потратил время впустую? В тот момент сознание Чайтаньи Махапрабху было столь возвышенно! Он осознал, что получать даршан лотосного лица Господа гораздо благоприятнее, чем совершать парикраму. Он говорил это с высоты Своего сознания. Только пребывая на этом уровне сознания Кришны можно так утверждать. Никто не может чувствовать и говорить подобное, исходя из своих поверхностных ментальных измышлений. Если кто-то услышал слова великих душ и повторяет их, не понимая кала-деша-патры (условий места, времени и обстоятельств), при которых они были сказаны, то этим нанесёт лишь оскорбление.

 

 Шесть-семь лет назад люди составляли план построения метро. На пути строительства находилось много зданий, которые сначала пришлось снести, и только потом проложить метро. На этом пути так же находились дорогие красивые сооружения, и компаниям, которым принадлежали эти здания, выплатили большую компенсацию за снос. Легкомысленный человек, который не знает всей ситуации, может, возмутившись, сказать: «Зачем правительство тратит так много денег?!» Разумный же человек, который мыслит широко и имеет правильное видение, понимает, что метро принесёт большую пользу, а деньги, потраченные на его строительство, можно будет окупить через несколько лет. Прагматичное видение доступно не всем людям. Подобным образом тот, кто находится на очень высоком уровне, может говорить о таких предметах и выражать такие идеи, которые не смогут быть поняты абсолютно всеми, однако их необходимо принять от него. Тот же, кто не обладает глубиной понимания, не должен говорить ничего подобного.

 

 Преданный: Наш Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) просил преданных приезжать на Враджа-мандала-парикраму, находятся ли преданные, которые совершают её ныне под его руководством?

 

Шрипад Б.Бхагават Махарадж: Как-то мой Гуру Махарадж (Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада) приехал на Радха-кунду. В то время все уже ушли на парикраму, но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада остался, поэтому мой Гуру Махарадж так же не пошёл со всеми. Шрила Шридхар Махарадж спросил Шрилу Бхактиведанту Свами: «Почему же ты тогда не пошёл на парикраму?» На этот вопрос он ответил: «Я здесь, чтобы слушать хари-катху, а парикрама без Шрилы Прабхупады, для меня просто как физические упражнения».

 

Мадхава-прия Прабху: Я слышал ещё один случай, связанный со Шрилой Бхактиведантой Свами. Находясь в храме Радха-Дамодара, он рассказывал «Бхакти-расамрита-синдху» («Нектар преданности»). В это время часть преданных отправились на Радха-кунду принять омовение. Позже он сказал пришедшим с Радха-кунды преданным: «Какая необходимость была туда идти, когда я нахожусь тут. Вы ничего не сможете получить в святых местах без меня».

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Шри гуру всегда присутствует со своим искренним учеником, где бы он ни был. Не только во время Враджа-мандала-парикрамы, но и в любом другом месте. Гуру рядом со своим искренним учеником. Тот, кто по-настоящему искренен, может чувствовать и видеть учителя всегда.

 

Мадхава-прия Прабху: Наш Шрила Гурудев иногда говорил: «Я ближе к вам, чем воздух».

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если Гурудев говорит, что совершая парикраму, можно доставить ему радость, то так оно и есть. Однако много зависит от того, способны ли вы действительно осознавать и взаимодействовать со шри гуру? Бхагаван прибывает везде и всюду, но кто может Его видеть?! Прахлада Махарадж имел такое сознание, он видел Господа даже в колонне. Шриман Махапрабху совершал паломничество по святым местам Южной Индии. В то время там жил святой Васудева Випра. Васудева очень хотел встретиться с Шри Чайтаньей. Возле дома брахмана Курмы ему сказали, что Махапрабху уже покидает эти места. Не успев встретиться с Господом, Васудева Випра пришёл в такое горе, что даже упал без сознания. В тот момент, когда Васудева Випра упал без чувств, Махапрабху неожиданно явился в этом месте. Господь не желал покидать эти места, поскольку хотел встретиться со Своим возвышенным преданным. Махапрабху проявился именно в этом месте и с любовью обнял Васудеву Випру. В ответ на это Васудева произнёс:

 

квахам даридрах папийан
ква кришнах шри-никетанах
брахма-бандхур ити смахам
бахубхйам парирамбхитах

 

«Кто я такой? Грешный, нищий друг брахмана. А кто такой Кришна? Верховный Господь, исполненный шести совершенств! Но, несмотря на это, Он неожиданно заключил меня в Свои объятия» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.143).

 

Этот случай доказывает, что Господь присутствует везде так же, как и подлинный гуру. Мы не можем непосредственно взаимодействовать с Господом, так как мы с Ним пребываем на разных уровнях бытия. Поэтому для нас Он дал Своё имя, с помощью которого мы можем всегда соприкасаться с Ним. Так же Всевышний проявился для нас как шри гуру. Гуру направляет своих искренних учеников и руководит ими. Однако есть ли у нас способность чувствовать Его руководство? Всё зависит от индивидуальной адхикары.

 

Мадхава-прия Прабху: Шрила Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) также учил нас этому. Шрила Мадхавендра Пури – маха-бхагавата-вайшнав, полностью осознавшая себя душа, поэтому он был способен передать духовное знание своим ученикам. Однако, Рамачандра Пури (ученик Мадхавендры Пури принявший только формальную инициацию) не был способен принять в сердце то, что хотел дать ему его духовный учитель. Именно поэтому Рамачандра постоянно сомневался и выискивал недостатки в Шри Чайтанье Махапрабху.

Есть такие, которые говорят: «Я ученик великого гуру, я получил мантры от него, я уже услышал много катхи, поэтому для меня нет необходимости продолжать искать общения с другими вайшнавами». Гурудев сказал, что думать подобным образом неприемлемо. Если сад-гуру уходит до момента, достижения духовной зрелости своего ученика, то этот ученик должен продолжать искать живую садху-сангу. Необходимо искать общества того садху, который физически находится в этом мире и может дать вам руководство, чтобы продолжать продвигаться по духовному пути.

Однажды один брахмачари покинул «Рупа-Санатана Гаудия Матх», чтобы жить возле Говардхана. Когда Шрила Гурудев увидел его в нашем храме Радха-Дамодары в день ухода Шрилы Рупы Госвами, он спросил этого его:

– Где ты сейчас остановился?

– Я живу возле Говардхана – ответил брахмачари.

– Не оставайся здесь, поскорее вернись в «Рупа-Санатана Гаудия Матх» – строго сказал Гурудев.

– Я счастлив здесь, мой бхаджан-кутир прямо напротив Гирираджа Говардхана. Я всегда могу видеть Говардхан, что делает меня очень счастливым.

– Тебе хорошо, это понятно. Но кто же будет тебя воспитывать?! Гирирадж когда-нибудь говорил тебе о твоих ошибках и дурных поступках?! Гирирадж хоть раз отругал тебя?! Это, конечно же, возможно. Подобно тому, как Джаганнатх и Баладев пришли во сне к Пундарике Видьянидхи и отхлестали его по щекам. Они это сделали, потому что у него была соответствующая для этого адхикара. Чтобы общаться с Говардханом, нужно находиться на очень высоком уровне. Что касаемо тебя, то сейчас твоя практика просто основана на твоих умственных спекуляциях.

 

Шрипад Б.Неми Махарадж: Вы подчёркиваете, насколько необходимо общаться с праная-бхактой, мы же, не находясь на этом уровне, проповедуем людям на Западе. Многие западные преданные не могут приехать в Индию, чтобы встретиться с праная-бхактой. Какая польза людям от нашей проповеди?

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Несомненно, эта проповедь даёт благо. Нельзя сказать, что это совершенно бесполезно. Духовная жизнь подобна школе. Когда человек приходит в школу, учитель учит его азбуке, начиная с первых букв. Для того чтобы освоить азбуку, ученику нужно время, возможно около месяца. Так ученик постепенно осваивает школьную программу. Дойдя до восьмого класса, он может перейти в колледж. В новом учебном заведении учителя меняются. Однако нельзя считать, что ученик, приняв нового учителя, оставил своего предыдущего учителя, который обучал его до этого времени. Физически учитель и ученик уже не находятся вместе. Однако ученик никогда не сможет забыть своего первого преподавателя, потому что то, что дал ему первый учитель, останется с учеником и на высших ступенях образования. Он будет пользоваться этими знаниями всегда.

 

Ученик идёт к другому учителю, чтобы продолжить обучение и углубить своё понимание того, что дали ему в начальных классах. После колледжа ученик может отправиться в институт, и снова его учитель сменится. Однако то, чему его научили в самом начале, навсегда останется с ним. Из этого следует, что подлинный ученик не может оставить своего гуру, так же как и подлинный гуру не может оставить своего ученика. Эти отношения будут продолжаться всегда. Учитель, который обучает маленького ребёнка азбуке, вкладывает в него очень много энергии. Почему? Потому что, чем меньше ребёнок, тем сложнее его обучать. Прежде чем у маленького ученика появиться разум, нужно потратить так много времени и сил! Поэтому нельзя говорить, что процесс обучения начинающих преданных бесполезен. Каждый учитель даёт ученику огромное благо.

 

В «Чайтанья-Бхагавате» Шрила Вриндаван дас Тхакур описывает, кто является истинным гуру и учеником. Хороший ученик не может оставить своего гуру. Если по какой-то великой неудаче ученик оставит своего гуру, то истинный гуру непременно вернёт его к себе. Кто же является истинным учеником? Тот, кто никогда не оставит лотосные стопы своего шри гуру. Примером этого являются отношения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Дживы Госвами. Джива Госвами по велению своего учителя стал жить в другом месте, и внешне всё выглядело так, как будто Джива Госвами оставил лотосные стопы своего Гуру. В его ум даже не приходили мысли о том, что его Гурудев несправедливо его наказал, так как мотив Дживы Госвами был чист. Он желал защитить своего гурупада-падму. Шрилу Дживу Госвами никогда не посещали мысли, что его Гуру не прав, потому что Шрила Джива Госвами – истинный ученик и святой. Шри Рагхунатха дас прославляет его в своих молитвах:

 

шри-джива каруна-синдху, спарши тара эка бинду

према-ратна пабара лагийайа 

 

«Коснувшись капли из океана милости Шри Дживы Госвами, я обрёл драгоценность премы – чистой любви к Шри Шри Радхе–Кришне» («Шри шучака-киртан», 27).

 

Мадхава-прия Прабху: Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж написал: «Если Гуру без причины ругает своего ученика, то тот должен думать: «Гурудев так милостив ко мне, несмотря на то, что сейчас я не совершил этой ошибки, шри гуру предупреждает меня, чтобы в будущем я был осторожен»».

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж написал в одной своей статье следующее: «Гуру может ругать своего ученика, есть на то причина или нет. Если ученик внешне молчит, но в уме думает: «Я ничего не сделал плохого! Почему учитель так ко мне несправедлив?» - то такой человек не может считаться настоящим учеником».

 

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Даже начинающий преданный может нести учение своей гуру-варги. Если знание, которое у него есть, он передаёт другим, значит, он выступает в роли учителя. В одной из своих статей Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж пишет: «К примеру, один человек сильно болеет, он ходит по разным докторам, но ему ничего не помогает. Позже он встречает хорошего доктора, который даёт ему подходящее лекарство, благодаря которому тот постепенно выздоравливает. Этот человек может позже поделиться успехом своего выздоровления с тем, у кого такая же болезнь. Сам он не является доктором, но он может привести больного к тому самому доктору, который его спас. Человека, который действует таким образом, нельзя считать совершенным гуру, но он тот, кто приводит к сад-гуру».

 

Перевод и набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж