?

Чистое бхакти.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1089. Опубликовано: 3-04-2015, 11:47

Чистое бхакти

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Чандигарх, картика 2013 г.

 

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану-шиланам бхактир-уттама


«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет из себя непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны и кармы и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, - называется чистым преданным служением, уттама-бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11).

 

Слово гьяна в этом контексте указывает, что нужно отказаться от знания, которое получают с помощью материальных чувств. Также следует оставить гьяну, утверждающую что Бог в Своём высшем проявлении безличен. Подобное знание не должно покрывать чистое служение Господу. Чистое преданное служение должно быть анавритам (не покрытым) ни чем мирским, в том числе кармой. В шастрах дано знание о наших обязанностях, но мы не должны сосредотачиваться только на своём временном предназначении (наймиттика-дхарме). У нас есть вечное предназначение (джайва-дхарма). Ради удовлетворения Господа можно делать всё, даже то, что внешне, кажется, адхармой. Однако это недопустимо ради собственного наслаждения. Шри Кришна описывает как одно и то же действие, карма, может стать как причиной  рабства, так и причиной освобождения.

 

 йаджна-шишташинах санто

мучйанте сарва-килбишаих

бхунджате те тв агхам папа

йе пачантй атма-каранат


«Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовят пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех» («Бхагавад-гита», 3.13).

 

Вы должны совершать в каждом действии ягью – значит предлагать и посвящать всё Бхагавану. Только тогда ваша деятельность не будет греховной. Всегда совершайте действия, которые доставляют удовольствие Господу. Эти действия предписаны священными писаниями. Вы можете пренебрегать только тем, что не даёт вам совершать шуддха-бхакти. Анукулйена кришнану-шиланам – это деятельность, которая направлена только на благо Шри Кришны. Словосочетание ану-шиланам указывает на действия, которые совершаются под руководством анукула-шакти, то есть, Шримати Радхики. Кришна – это Сваям Бхагаван, Верховный Господь. Ни Дваракадиша Кришна, ни Мадхуреша Кришна, а именно Враджендра-нандана Шри Кришна является Богом богов.

 

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам


«Шри Кришна, Говинда, исполнен вечности, знания и блаженства. Это Верховная Личность Бога, Бог богов, источник всех воплощений. Не имеющий начала, Он является источником всего, первопричиной всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

 

Шри Кришна – Бхагавата, из Него исходят все другие воплощения Господа. В «Даша-аватара-стотре» (12) Шри Джаядева Госвами описывает Нрисимху, Ваману, Парашураму, Рамачандру и других аватар, но Кришна – аватари.

 

ведан уддхарате джаганти вахате бху-голам-удвибхрате

даитйам дарайате балим чхалайате кшатра-кшайамкурвате

пауластйам джайате халам калайате карунйам атанвате

млеччхан-мурчхайате дашакрити-крите кришнайа тубхйам намах


«О Шри Кришна, нисходящий в образе этих десяти воплощений, я отдаю Тебе сотни поклонов. В образе Матсьи Ты спасаешь Веды, в образе Курмы держишь на Себе гору Мандара, в образе Варахи поднимаешь Своим клыком Землю, а в образе Нрисимхи разрываешь грудь демона Хираньякашипу. В образе Ваманы Ты обманываешь царя Бали, в образе Парашурамы убиваешь злобных кшатриев, а в образе Рамы побеждаешь ракшаса Равану. В образе Баладевы Ты носишь плуг, в образе Будды проявляешь милосердие ко всем живым существам, а в образе Калки уничтожаешь дикарей-атеистов, оставшихся на земле в конце Кали-юги» («Гита-Говинда», Даша-аватара, 12).

 

Господь может принять разные формы: рыбы, черепахи, вепря. Хотя Его имя, качества, облик – всё трансцендентно. В определённом смысле, мы не можем назвать качества Господа гуной, потому что Господь – ниргуна. Есть два определения слова ниргуна. Первое – «не подвластный гунам материальной природы». Второе – «вишудха-саттва», абсолютная чистота. Васудева – имя Господа, выражающее полную чистоту.

 

По мере  развития бхакти проявляются следующие признаки:   

 

клеша-гхни шубхада мокша-лагхута-крит судурлабха

сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршини ча са


«Шуддха-бхакти характеризуется следующими шестью признакам: 1) избавляет от всех страданий; 2) приносит все возможные блага; 3) делает незначительным блаженство освобождения; 4) редко достижима; 5) исполнена наивысшего блаженства; 6) является единственным способом привлечь Самого Шри Кришну» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17).

 

Если мы по-настоящему совершаем садхана-бхакти, то проявляются два признака: клеша-гхни и шубхада. Когда все виды клеш уходят, тогда страдания (адхиатмика, адхидайвика и адхибхаутика) исчезают. Адхиатмика – это те страдания, которые приходят от ума. Адхибхаутика – страдания, которые причиняют другие живые существа (например, комары, змеи). Адхидайвика – это страдания, которые посылаются полубогами и силами природы (например, засуха или сильный ливень). Какова причина всех этих тройственных страданий? Мы всё получаем от Бхагавана и полубогов, но им ничего не предлагаем. Например, мы греемся на солнце, принимая солнечный свет и тепло, но ничего не отдаём взамен. Если пользуемся теплом в помещении, то обязаны платить. Жители двух штатов в Индии, Пенджаб и Харьяна, часто спорят между собой из-за воды. «Почему нашу воду должны использовать в Харьяне?» – постоянно негодуют пенджабцы. В материальном мире люди постоянно сражаются за то, что можно иметь в избытке.

 

Нарада риши может перемещаться по всему миру и путешествовать из одного места в другое. Однажды он встретил Ханумана и начал его прославлять как лучшего слугу Шри Рамачандры. Хануман не хотел слушать прославлений в свой адрес и сказал: «О Нарада, не называй, пожалуйста, меня севаком. Какое служение я могу предложить моему Господину? Он ходил без обуви, и это причиняло Ему боль. Однако, видя это, я сохранял спокойствие. Я не способен Ему служить должным образом. Иди к Пандавам, они умеют служить Господу». Нарада риши пришёл к Пандавам и начал прославлять их. Они прервали его: «Пожалуйста, не прославляй нас, мы не заслуживаем этого. Для нас твоё прославление подобно осуждению, поскольку мы – не истинные севаки. Шри Кришна приезжает к нам время от времени. Да, нам без Него не обойтись. Посмотри, какая удача выпала Ядавам! Господь всегда с ними. Они так гордятся своим повелителем, Господом Кришной, что им нет дела до других властителей мира. Они воистину благословенны, ибо связаны с Кришной узами родства».

 

Нарада посетил Двараку, но оттуда его отправили во Вриндаван. Между преданными (Хануманом, Пандавами, Ядавами) нет никакой зависти. И каждый из них считает других преданных наиболее возвышенными. Вы должны понять: Бхагаван, Его любовь и Его милость – безграничны. Но до тех пор, пока в вашем сердце существует зависть, невозможно будет совершать подлинное хари-бхакти!  

 

 У Ханумана, Пандавов, Ядавов и других преданных свои, особые отношения с Бхагаваном. Во время раздачи прасада подносят разные блюда: рис, пури, сабджи, кхир. Каждый выбирает именно то, что ему хочется, и принимает столько прасада, сколько сможет съесть. У каждого свой вкус и вместимость желудка. Подобно этому у каждого преданного имеются свои неповторимые отношения с Господом. Глубоко осознавая это, вайшнавы не завидуют друг другу.  

Вайкунтха – место, где нет кунтхи (зависти). Голока Вриндавана занимает ещё более возвышенное положение, чем Вайкунтха. Поэтому нам, Гаудиям, необходимо особенно тщательным образом избавляться от разрушающей зависти.  

 

Вы сможете совершать шудха-бхакти тогда, когда все клеши уйдут. Совершая садхана-бхакти, проявляется шубхада (всё самое благоприятное). Человек обретает способность видеть во всём благо. Нитьянанда Прабху обманул Шивананда Сену, сказав ему, что он голоден, и проклял его детей. Но в этом проклятии Шивананда увидел милость. Благодаря духу служения он имел такое видение. Он заботился о тех преданных, которые шли из Навадвипы в Джаганнатха Пури.   

 

Однажды с преданными хотела пойти собака. Лодочник отказался её переправить на другой берег. Шивананда подошёл и сказал: «Возьми столько денег, сколько считаешь нужным. Прошу тебя, переправь, пожалуйста, эту собаку на другой берег». 

 

Шивананда Сена не страдал, когда Нитьянанда Прабху проклял его сыновей. Но жена Шивананды была убита горем, из её глаз постоянно текли слёзы. Причитая, она спрашивала: «Почему Нитьянанда так зол на нас?»

 

Нитьянанда Прабху пнул Шивананда Сену, когда тот предложил Ему пранаму. Шивананда воскликнул: «Сегодня ты по-настоящему милостив ко мне!»  

 

Иногда мать может ругать своего ребёнка, говоря ему жестокие слова: «Я не хочу тебя больше видеть! Лучше бы ты умер!» Если кто-то другой скажет подобные слова её ребёнку, она не сможет сохранять спокойствие. Когда мать говорит своему беспечному сыну: «Лучше бы тебе умереть!» – это не значит, что она хочет его смерти.

Нитьянанда Прабху не желал зла, когда проклял сыновей Шивананды и ударил его. Нитьянанда всегда пребывает в вечном блаженстве. Может ли кто-то заставить Его злиться? Нет, Он никогда не гневается. Нитьянанда Прабху подобен сахарному леденцу – всегда сладок. Все действия Нитьянанды Прабху несут только духовное благо. Но кто может понять это?! Пнув Шивананду, Нитьянанда Прабху проявил всю Свою милость. Такая великая милость не достижима даже для Господа Брахмы. Мы не способны понять все эти проявления материальным умом и осознать истинного положения Господа Нитьянанды.   

 

Нужно отказаться от совершения гьяна-мишра-бхакти* (гйана-кармадй-анавритам), так как это не способно привести нас даже на Вайкунтху. На этом пути вы не сможете достичь настоящего умиротворения. Те, кто идут по пути кармы или санньяса-дхармы, могут достичь лишь положения Брахмы в пределах материальной вселенной. Даже на Брахмалоке нет абсолютного счастья и спокойствия. Вы не обретёте умиротворения до тех пор, пока в сердце не проявится кришна ану-шиланам.  В этом стихе внешние признаки бхакти (татастха-лакшаны) объясняются в первой строке, а внутренние (сварупа-лакшаны) – во второй.

 

 Если вы поклоняетесь полубогам или кому-то ещё, помимо Господа, то такое служение нельзя назвать анйабхилашита-шунйам (не имеющим других мотивов). Шуддха-бхакти – служение Богу и Его чистым преданным. Если вы служите всеми своими чувствами Господу непрерывно и бескорыстно, то такое служение действительно следует считать шуддха-бхакти. Лишь, таким образом, вы сможете развить чистую любовь к Господу. Совершая шуддха-бхакти, вы сможете достичь бхава-бхакти, при его достижении освобождение покажется вам бесполезным. Истинное бхактисудурлабха, преданное служение на уровне бхава-бхакти, оно проявляется очень редко и очень редко достижимо. Посредством гьяны можно достичь мукти, а, совершая различные действия (карму) – чувственных наслаждений (бхоги). Вы можете совершать множество благочестивых мирских поступков, но это не гарантирует вам достижение бхакти. Это не значит что возвышенное служение хари-бхакти, как судурлабха, совсем не достижимо. Према-бхакти – сандрананда-вишешатма. Кришна-бхакти – это концентрированная форма блаженства. Только према-бхакти привлекает Шри Кришну!  

 

 Однажды Шриман Махапрабху произнёс стих Рупе Госвами:   

 

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам    

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате


«Бхакти, или чистое преданное служение, означает вовлечение всех чувств в служение Господу, Верховному Господину всех чувств. Когда человек служит Богу, это приводит к следующим результатам: он избавляется от всех материальных самоотождествлений и тогда его чувства полностью очищаются» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.170).

Нужно перестать отождествлять себя с какой-либо национальностью. Мы не индусы, не американцы, не русские... Не думайте, что вы брахман, вайшья или шудра. Забудьте о том, что вы преподаватель, офисный служащий, фермер, управленец... Каждый должен освободиться от подобных самоотождествлений и утвердиться в качестве вечного слуги Господа.

 

Занимаясь другими практиками, можно добиться лишь поверхностного очищения, на уровне тела или ума. Это подобно тому, как грязь в стакане воды оседает на дно, но стоит стакан встряхнуть – и она на поверхности. Истинное очищение – это когда все чувства находятся в постоянном любовном служении Шри Бхагавану. Шуддха-бхакти подобно фильтру. Если воду пропустить через фильтр, то она станет чистой. 

 

 Когда совершают пуджу, то благовония, лампады, цветы и другие подношения очищают мантрами. Пуджари должен очистить себя, прежде чем очищать параферналии. Перед поклонением у алтаря, он возносит следующую молитву:

 

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро

нахам варни на ча гриха-патир но вана-стхо йатир ва

кинту продйан никхила-парамананда-пурнамритабдхер

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах


«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья, не шудра, не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Единственное верное понимание моей природы – вечный слуга слуги слуг лотосоподобных стоп Владыки гопи, Океана вечного упоительного блаженства» («Падьявали», 74).  

 

 Ямуначарья молится о том же: «О Господь, позволь мне стать слугой слуги слуг». Такая молитва очищает сознание и называется бхута-шуддхи. Очистив себя подобными молитвами, можно предлагать служение Господу. Если вы осквернены ложными самоотождествлениями, то не важно, сколько чистых параферналий вы предложите Господу. Ваши действия в обусловленном состоянии сознания нельзя назвать подлинным служением Кришне.   

 

Так же, как Ганга течёт к океану, наш ум должен подобным образом устремиться к лотосным стопам Господа. Не обращайтесь к Всевышнему для достижения плодов кармы, гьяны и йоги. Просите только служения Ему, Пурушоттаме. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна сказал: «Во всех Ведах, во всём материальном мире Я единственный, кто является Пурушоттамой». В «Шримад-Бхагаватам» Кришна говорит: «Своим преданным Я предлагаю разного рода освобождение: салокья, самипья и другие виды. Но Мои чистые преданные не хотят принимать все эти виды освобождения. Они хотят только одного – служения Моим лотосным стопам».  

 

Однажды гопи обмахивала опахалом Божественную Чету. Засмотревшись на Их непревзойдённую красоту, она застыла в изумлении и выронила опахало из рук. Гопи воскликнула: «Зачем мне счастье, которое лишало бы меня служения?!»  

 

Преданные не желают личного счастья. Они молятся только о преданном служении.

Мы, покрытые майей, всю свою жизнь гонимся в поисках материальных наслаждений.

 

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте майам этам таранти те


«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с лёгкостью выходит из-под её власти» («Бхагавад-гита», 7.14).

 

Невозможно совершать чистое преданное служение до тех пор, пока в нашем сердце присутствуют желание чувственного наслаждения (бхукти) или стремление к освобождению (мукти).

 

бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате

тавад бхакти-сукхасйатра катхам абхйудайо бхавет


«Разве может в сердце садхаки пробудиться блаженство вишуддха-бхакти, пока там живут две ведьмы – жажда мирских удовольствий и стремление к освобождению?» («Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.22).  

 

Шрила Рупа Госвами написал в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.22), что желание бхукти и мукти подобны пишачам (кровожадным ведьмам).

Человек не сможет испытать счастья, которое приходит от практики чистого бхакти, до тех пор, пока желание бхукти и мукти присутствуют в его сердце.  

 

 

Перевод: Манохари д.д.

Редакция: Уттара д.д., Ари Мардан д.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Не каждая гьяна-мишра-бхакти ведёт на Вайкунтху. Гьяна-мишра-бхакти бывает двух видов. Об этом пишет в комментарии на «Бхагавад-гиту» (18.55) Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур: «Есть два типа дживан мукт, которые практикуют гьяна-мишра-бхакти (гьяну с примесью бхакти) должным образом. И те, и другие признают, что шри-мурти Господа имеет природу сач-чид-ананда-майи, и, постепенно отрекаясь от видьи и авидьи, они могут обрести пара-бхакти. Люди, относящиеся к первой категории (брахмавади), практикуют бхакти ради достижения саюджьи, слияния с Господом. При помощи такого бхакти они достигают тат-падартхи, непосредственного осознания Высшей Абсолютной Истины, и тем самым приходят к желаемому слиянию с Ней. Такие люди достойны уважения. Ко второй категории относятся те счастливые души, которые отвергли стремление к мукти и под влиянием умиротворённых и владеющих собой маха-бхагават, подобных Шукадеве Госвами, погрузились в сладость бхакти-расы. Такие души достойны самого глубокого почтения».

Однако даже та гьяна-мишра-бхакти, которая ведёт в нитья-дхаму Всевышнего Господа, также должна быть оставлена, если преданный развивает сварупу в настроении служения Шри Кришне Враджендра-нандане. Это обусловлено особой причиной, которая описана в комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура к «Бхагавад-гите» (7.16): «Бывает, что человек, практикующий гьяна-мишра- или карма-мишра-бхакти, обретает прему в настроении дасьи (служения) или в иных настроениях; это происходит в силу его общения с бхактами, которые обладают подобными бхавами – дасья-бхавой и другими. Но в этой преме преобладает айшварья. Когда же человек практикует шуддха-, ананья-, акинчана- или уттама-бхакти – вид бхакти, в котором нет места карме или гьяне и который имеет много разных ответвлений, – он обретает дасья-бхаву, сакхья-бхаву или какую-то иную бхаву, которая приводит в круг любящих спутников Кришны».

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж