?

Освобождение Гаджендры.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 1724. Опубликовано: 18-04-2015, 14:38

Освобождение Гаджендры

Гаджендра-мокша

«Шримад-Бхагаватам», 8.3.5-6

Картика, г. Лудхияна, Пенджаб, Индия

Непостижимость Бога

калена панчатвам итешу
    локешу палешу ча сарва-хетушу
    тамас тадасид гаханам габхирам
    йас тасйа паре 'бхивираджате вибхух


«Когда уничтожается всё, что существует и действует во вселенной — в том числе планеты вместе с их правителями и хранителями, — на мир опускается непроглядная тьма. Но Верховный Господь пребывает за пределами этой тьмы. Потому я ищу прибежища у Его лотосных стоп» («Ш.-Б.» 8.3.5-6).

 

«Тама» означает тьма, андхакар. Но Господь выше всякой тьмы. Господь – вибху, величайший! Он самый могущественный, причина всего сущего. Он был, есть и будет. Во все времена Он присутствует, пронизывая Собою всё существующее. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорил, что Господь не меняется в зависимости от времени, потому что Он выше времени. Адитйа варнам тамасах парастат – это слова из Вед («Шветашватара-упанишад», 3.8). Он выше всякой тьмы. Он сияющий - джйотир. Те, кто становятся способны познать Его, превзойдут саму смерть.

 

на йасйа дева ришайах падам видур
    джантух пунах ко 'рхати гантум иритум
    йатха натасйакритибхир вичештато
    дуратйайанукраманах са мавату


«Как зрители не могут узнать переодетого в нарядный костюм, виртуозно танцующего на сцене актёра, так полубоги и великие мудрецы, не говоря уже о глупцах, которые мало чем отличаются от животных, не способны постичь деяния и облик величайшего из актеров. Ни полубоги, ни мудрецы, ни невежды не могут понять проявления Господа и не в силах описать словами Его истинное положение. Пусть же этот Господь, Верховная Личность, дарует мне Свою защиту» («Ш.-Б», 8.3.6).

 

Господь подобен искусному актёру. Скажем, Гириш Гхош, умеет так переодеваться и загримироваться, что во время его танца и пения трудно его узнать. Когда мы как-то год совершали навадвипа-дхама-парикраму, в Видьянагаре актёры играли что-то из «Гита-Говинды» Джаядевы Госвами. Там играл один мальчик, но все были полностью убеждены, что актёр - девочка. Он так искусно переоделся и загримировался, что был совершенным образом похож на девочку.

 

Многие великие души были введены в заблуждение божественной энергией Шри Кришны. Они пытались проверить Кришну, перехитрить или проучить Его. В конце концов, все они были обмануты Его божественной энергией. Не стоит пытаться делать то, что приходило в голову неверующим. Например, однажды Господь принял образ прекрасной Мохини-мурти, чтобы сбить с толку завистливых демонов.

 

этасминн антаре вишнух
сарвопайа-вид ишварах
йошид-рупам анирдешйам
дадхарапарамадбхутам


«Господь принял образ привлекательной женщины, которой привлеклись невежественные асуры» («Шримад-Бхагаватам», 8.8.41). Иногда Он принимает даже образ животного или рыбы. Введённые в заблуждение йога- или маха-майей живые существа не могут Его узнать. Он не становится обычными животными или рыбами, Он принимает те Свои вечные образы, которые являются прототипом всех форм жизни во вселенной. Подобно тому, как невозможно узнать актёра, так же невозможно распознать Всевышнего Господа, совершающего Свои, исполненные блаженства игры. Даже полубоги и риши не всегда могут Его узнать. Шри Нрисимха Бхагаван легко расправился в битве с грозным Хираньякашипу. Этот суровый демон несмотря на то, что обладал знанием, которое позволяло ему управлять всем космосом, не смог осознать, что сражается с Самим Господом! Когда Он мило играет на руках у мамы Яшоды, она тоже не признаёт Его Богом. Даже когда Он побеждает многих демонов подобных Калие, всё равно они не могут узреть в Нём Бога. Однако вайшнавы могут видеть Его по Его милости. Только тогда, когда Всевышний решит раскрыть Себя, живые существа могут Его узреть и понять.

 

Все враджаваси очень сильно волновались за Кришну, когда Его схватил многоглавый змей Калия. Это произошло в Ямуне. От горя и безысходности они хотели прыгнуть в отравленные воды. Их отравил своим ядом змей Калия. Однако Баладева, старший брат Кришны, успокаивал их, останавливая. Внутренняя энергия Господа, йога-майя, заставляет жителей Враджи думать, что Шри Кришна – это всего лишь маленький мальчик. Когда Гарга Муни сказал им, что Кришна неотличен от Вишну, Нараяны, они думали: «Да, замечательно, у нашего Кришны есть замечательные качества Нараяны», но они не думали, что Он и есть Сам Нараяна! Неверующие и демоны не могут понять, что Кришна – Бог, по своему неверию, а Его вечные спутники не могут понять, что Он – Бог, благодаря воле Господа, Его внутренней энергии (антаранга-шакти).

 

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чабйадхикаш ча дришйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате

 свабхавики джнана-бала-крийа ча


«Богу не нужно ничего делать. Нет никого равного Ему или более великого, чем Он, потому что всё, что необходимо, естественным и последовательным образом выполняют Его разнообразные энергии» («Шветашватара-упанишад» 6.8).

 

Шакти Бхагавана скрывает Его положение для того, чтобы лилы Кришны могли принести много счастья и блаженства Его преданным. Благодаря божественной шакти, Шри Бхагаван становится подобным изумительному актёру на сцене вселенной. Кто может понять Бхагавана? Манушья-ади – люди и другие, к ним можно причислить даже полубогов, не способны увидеть Бога в Его воплощениях. Он приходит как Шри Нрисимхадева и уничтожает демонов, таких как Хираньякашипу и Хираньякша. Всё, что Господь совершает –  мангалам, приносит высшее благо. Есть более развитые атмы (живые существа), есть менее развитые, но Всевышний Господь – высшая атма. Он – сумангалам, высшее благо, особое благо! Он может быть познан только теми, кто искренне служит Ему. Такое служение не является мирским и не совершается в обществе мирян.

 

Когда оставляешь дурное общение, асат-сангу, что нужно делать? Совершать духовные враты, такие как картика-врата, экадаши-врата и другие. При этом необходимо принимать полное прибежище у стоп Всевышнего. Во время таких врат соблюдаются всевозможные правила, упомянутые в шастрах. Писания оговаривают рекомендации и запреты в отношении продуктов питания, видов общения, воздержания и тому подобного. Согласно бхагавад-дхарме (обязанностей вайшнавов) необходимо соблюдать должный ачар, то есть вести себя правильно и достойно.

 

Арджуна Пандав является другом Шри Кришны (в Двараке), Его сакхой. Есть и другой Арджуна, который живёт во Врадже, он тоже пребывает в сакхья-расе. Это два разных вечных спутника Кришны. Однако какими бы они не были, они являются кришна-дасами, их шаранагати очень велико. В бхагавад-дхарме корнем всего является шаранагати, полное самопредание Господу. Шаранагати даёт доступ в вечное служение Господу. У этого настроения существуют очень важные составляющие: анукула-санкалпа – принимать всё то, что благоприятно для служения Кришне. А пратикула-варджана рекомендует отвергать всё неблагоприятное, что могло бы повредить нашему бхакти. Это описано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его книге «Шаранагати»:

 

анукулйасйа санкалпах, пратикулйа-виварджджанам
    ракшишйатити вишвасо, гоптритве варанам татха
    атма-никшепа карпанйе, шад-видха шаранагатих


В Рамануджа-сампрадае было двенадцать главных ачарьев древности, их называли альварами. Их имена: Пойгай, Бхутам, Пей, Тирумажисей, Наммальвар, Мадхуракави, Кулашекхара, Перияльвар, Андаль, Тондарадипподи, Тирупанна, Тирумангай. Они были поэтами и великими тамильскими древними святыми. Они жили в начале Кали-юги. В их сампрадае очень высоко чтят настроение шаранагати. Чтобы понять глубину веры представителей этой сампрадаи, нужно почитать то, что альвары оставили после себя. Все они являли замечательный пример глубокой и безоговорочной преданности Бхагавану.

 

Ради Кришны нужно оставить всякое дурное общение, которое уводит от Него. Вайшнавы очень редки – муктанам апи сиддханам нарайана-парайанах («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5). В этом стихе говорится, что среди тех, кто стремится к совершенству, преданные Вишну очень редки. Нарайана-парайана – это те, кто безраздельно преданы Господу. Истинные бхакты преданы Господу, а Он предан им, Своим любящим преданным. Существует много разных садху, однако кришна-бхакты имеют превосходство. Так говорится в «Бхагаватам». В одиннадцатой Песне этой шастры Господь говорит о Шри Уддхаве, рассказывая, насколько он дорог Ему.

 

На Вайкунтхе есть четыре вида мукти (салокья, самипья, саршти и сарупья). Однако чистые бхакты не желают получать от Господа даже такие благословения, которые приводят к этим видам освобождения. Господь никогда не забывает даже самого малого служения, которое кто-то Ему оказал. Например, Вритрасура оказался более преданным Господу Вишну, чем Индра, хотя формально Вритрасура относился к демонам, а Индра – к дэватам. В отличие от царя рая у Вритрасуры была настоящая преданность. Именно она поднимает любого в глазах Господа, кто ею обладает! Шри Уддхава говорил, обращаясь к Кришне:

 

твайопабхукта-сраг-гандха-

васо ’ланкара-чарчитах

уччхишта-бходжино дасас

тава майам джайема хи


«Просто надевая на себя одежды, украшения и гирлянды, которыми Ты уже насладился, умащая себя ароматными маслами, предложенными Тебе, и вкушая остатки Твоей трапезы, мы, Твои слуги, несомненно победим Твою иллюзорную энергию» («Ш.-Б», 11.6.46).

 

Каждое действие ведёт к определенному результату. Всё должно совершаться и существовать ради севы. Даже когда мы принимаем омовение, это тоже должно быть сделано как сева. Тело и сознание должны быть чисты для бхагават-севы. Для этого и соблюдается воздержание во время враты. Что и как мы делаем, такой результат нас и будет ожидать.

 

Даже предписания варнашрама-дхармы тоже должны соблюдаться для служения Господу, хотя сами по себе ни варнашрама, ни йога, ни карма, ни гьяна не могут удовлетворить Бхагавана. Только бхакти, бескорыстная любовь к Нему может принести Ему полное удовлетворение. Он смотрит только на то, есть у человека любовь к Нему или нет. У ребёнка почти нет разума, но у него могут быть какие-то чувства к Господу. И Господь принимает эти чувства ребёнка. Поэтому неважно: ребёнок это или человек, родившийся вне варнашрамы – любая джива в теле человека может обрести чистое бхакти и впоследствии обрести возможность божественного даршана Бхагавана.

 

Шуддха-вайшнавы всегда получают даршан лотосных стоп Господа. Неверующие и демоны (асуры) не могут по-настоящему видеть Господа. В совершенном служении Господу не должно быть других желаний, кроме желания удовлетворить Его. В этом путь бхакти выше варнашрама-дхармы. Господь говорит: «Тем, кто поклоняется Мне, любит Меня, Я даю особые благословения. Я вхожу в их сердца и очищаю их от всех грехов». Подобное очищение происходит намного быстрее, чем если бы человек следовал только ведическим принципам социальной системы. Через бхакти, очистив сердце, понять Бога легче всего, несмотря на то, что Он описан в шастрах как непостижимый.

 

Бхагаван не рождается (аджа) и не совершает никаких материальных действий. Он выше этого мира (уттама). Он анади, не имеет ни начала, ни конца (ананта). Он является причиной всего (карана-каранам). Когда не было никого и ничего до сотворения мира, были только Бхагаван и Его сварупа-шакти.

 

на видйате йасйа ча джанма карма ва
    на нама-рупе гуна-доша эва ва
    татхапи локапйайа-самбхавайа йах
    сва-майайа тани анукалам риччхати
    тасмаи намах парешайа брахмане `нанта-шактайе
    арупайору-рупайа нама ашчарйа-кармане


 «Явление Верховного Господа, Его деяния, имя, облик и качества не имеют материальной природы, иначе говоря, у Него нет недостатков. Чтобы исполнилось предназначение, ради которого этот мир создаётся и разрушается, Господь с помощью Своей внутренней энергии приходит на землю в облике человека как Шри Рамачандра или Шри Кришна. Могущество Господа безгранично, и Он, воплощаясь в различных образах, свободных от материальной скверны, совершает определённые деяния. Поэтому Его называют Верховным Брахманом, и я в почтении склоняюсь перед Ним» («Шримад-Бхагаватам», 8.3.8-9).

 

Так говорит Гаджендра в своих страстных молитвах. Тысячу лет продолжалась его битва за жизнь с крокодилом! Дэваты хотели помочь Гаджендре, но у них ничего не вышло. Рядом с Гаджендрой были его близкие, жёны, дети (все тоже были слонами), но никто не мог помочь ему! И тогда он стал взывать к Всевышнему Господу, стал громко молиться, обращаясь к Его имени, просить о помощи. Один великий вайшнав написал такую молитву: «О Господь, я вручаю тебе свою жизнь, защити меня!» Также молился и Гаджендра.

 

Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что хотя у Бога нет в этом мире никаких отношений с мирянами, тем не менее, у Него есть имена, касающиеся Его «рождения» в этом мире. Среди них такие, как Деваки-нандана, Яшода-нандана, Нанда-нандана, и другие подобные этим. У Него нет материального тела, и имя его духовно. Не смотря на это, Он принимает разные облики и являет удивительные имена.

 

«Ему я приношу свои поклоны - тасмаи намах» - говорит Гаджендра. Хотя Господь совершает много разных деяний в разных образах, Он один и только один. Бог один и нет другого.

 

 стхити-удбхава-пралайа-хетур ахетур асйа

йат свапна-джагара-сушуптишу сад бахиш ча

дехендрийасу-хридайани чаранти йена

сандживитани тад авехи парам нарендра


«О, царь познай того, кто не сотворён, но творит, хранит и разрушает вселенные. Он пребывает одновременно в трёх состояниях сознания: в бодрствовании, дрёме и глубоком сне, а также за их пределами. Он вселяет жизнь в тело, чувства, дыхание и сердце, и потому они приходят в движение. Знай же, что Он Всевышний» («Ш.-Б». 11.3.35).

 

Господь – это Тот, от кого возникает сришти, то есть творение. С помощью Своей материальной энергии, трёх гун природы, Он творит всё в этой временной вселенной. Когда Вишну проявляет качество раджа-гуны, Он приходит как Брахма (раджа-гуна-аватара) и творит с помощью Своего уполномоченного представителя. Однако Сам Шри Вишну не материален. Его образы и имена не имеют ничего общего с временным проявлением. Всё происходит лишь по Его трансцендентному желанию.

 

Эте чамша-калах пумсах, амша – это полные части (экспансии) Господа, кала – это части Его частей. В «Шветашватара Упанишад» говорится, что Тот, у которого нет материальных чувств, – это Господь. И если от Него что-то исходит, то Он ничуть не уменьшается. Если из Бхагавана исходят какие-то экспансии, Он также ничего не теряет, потому что Бог – причина всех причин. Он вне рождения и смерти. Бхагаван не находится под властью маха-майи. Хотя говорится, что у Бога нет материальных качеств, в «Вишну-пуране» сказано, что Господь обладает бесчисленными трансцендентными качествами – акхила-калйана-гунатмака. Он обладает всеми божественными качествами и Он ниргуна, то есть в Нём нет никаких материальных качеств. И хотя у Него нет материальных форм, Он обладает безграничным количеством божественных форм. Его называют также чит-сварупа, то есть Его образ исполнен чистого знания и сознания. В «Шветашватара-упанишад» сказано:

 

там ишваранам парамам махешварам

там дайватанам парамам ча дайватам

патим патинам парамам парастад

видама девам бхуванешам идйам


«Ты – Верховный Господь, повелевающий  даже такими могущественными полубогами как Брахма и Шива. Ты – олицетворение высшей духовности. И даже царь райских планет, Индра, подчиняется Твоей воле. Ты наделяешь могущественных царей и прародителей силой. Ты – высочайшая Истина. Мы знаем Тебя, как конечный объект всех молитв и восхвалений, как Верховного Господа, полностью поглощённого Своими удивительными лилами» (6.7).

 

Даже незначительная привязанность к святым именам Господа может позволить человеку осознать Его. Господь не предвзят. Он может дать Свою милость любому и прежде всего страждущему. И кто служит Ему, кто склоняется перед Ним в смиренном поклоне, может с лёгкостью осознать Его по Его божественной милости. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих комментариях объясняют нам, что в этом мире необходимо развивать духовные отношения с Господом, а не расширять материальные связи с баддха-дживами и материальной природой.


Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж