?

Всему своё время. Лакх для непосвящённых в самбандха-гьяну.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 571. Опубликовано: 22-01-2021, 14:05

Всему своё время

Лакх для непосвящённых в самбандха-гьяну

Беседа Ари Мардана Прабху и

Шрипад Бхактиведанты Вишну-дайваты Махараджа

Алтай, Сентябрь. 2013 г.

Фестиваль «Йога-жизни»

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Махарадж! Хотел с вами поговорить о харинаме. Помните меня? Мы с вами на Враджа-мандала-парикраме общались. Я тогда спрашивал вас о том, в какой степени начинающие преданные способны уничтожить свою карму. Также мы обсуждали правильное значение семян гунджи.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Харе Кришна! Да, мы там встречались.

Ари Мардан д.: Давайте присядем. Дхаранидхара Прабху поможет с переводом.

Я был вчера на вашей внеплановой лекции, которую вы давали новичкам на улице, за столом. Ваше знание шлок реально изумляет. Помимо прочих тем, вы призывали гостей фестиваля и недавно пришедших преданных повторять лакх харинамы. Помните?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Да. Я вдохновлён примером Шримана Анируддхи Прабху. Как нама-ачарья он буквально вдохнул в нас желание повторять харинаму как можно больше. С кем бы он ни встречался, он вдохновляет всех повторять маха-мантру.

Ари Мардан д.: Да, я уже не раз слышал про этого садху. Но те, кто слушали вас, знакомы с сознанием Кришны всего несколько недель или месяцев. Вы знаете об этом?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Это хорошо, пусть они тоже повторяют святое имя Кришны как можно больше и получают вдохновение практиковать сознание Кришны.

Ари Мардан д.: Я как раз хотел поговорить на эту тему с вами.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Хорошо, давайте.

Ари Мардан д.: Я могу понять, когда наставление повторять лакх адресуют преданным, которые уже дали обет повторять шестнадцать кругов джапы, получив харинама-посвящение, и знают основы учения Гаудий, но вдохновлять на такую практику новичков…. Вам не кажется, что это слишком?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Святое имя принесёт благо всем. Оно всеблагое. Сказано, что даже насекомые или микробы могут обрести духовное благочестие, если мы будем повторять святое имя громко. Шрила Бхактиведанта Свами учил так делать своих учеников.

Ари Мардан д.: Я понимаю, святое имя всеблагое, как и всё, что связано с Господом, но всему своё время. Вы не думаете? Почему тогда Шрила Свами Прабхупада не давал подобных рекомендаций своим ученикам, видя их несостоятельность для повторения лакха харинамы? Он просил даже тех, кто инициируется у него, повторять минимум 16 кругов, понимая, что даже это им будет непросто. Вы думаете, что западные преданные сегодняшнего времени стали лучше, чем западные ученики Свами Прабхупады? Он хотел установить высокий стандарт, чтобы его ученики повторяли лакх, но позже понял, что большая их часть не готова к этому уровню практики. Поэтому он говорил им: «Работа сейчас, самадхи потом (Work now, samadhi later)». Вы же были в ИСККОН и наверняка знаете об этом утверждении. Он подразумевал, что большинству начинающих преданных необходимо много заниматься активной севой для набора бхакти-сукрити, а не сидеть часами с чётками(1).

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Наш Гурудев (Ш.Б.Нараяна Махарадж) призывал своих учеников повторять лакх, я помню эти наставления. 

Ари Мардан д.: Каких учеников, старших или только что пришедших новичков?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Он говорил это при всех.

Ари Мардан д.: Тогда почему я и мои духовные братья, когда получали харинаму и дикшу в Волгограде от Гурудева, не услышали таких наставлений от него? Несомненно, он говорил о том, что необходимо всегда повторять святое имя, но он не давал строгих указаний в этом отношении гостям, посещающим его лекции, или новичкам, получающим харинаму. Посмотрите, большая часть его учеников, включая санньяси, не повторяют лакх харинамы.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Почему?! Я повторяю. Есть и некоторые другие, кто вдохновился проповедью Анируддхи Прабху. 

Ари Мардан д.: Я не знаю, почему они не повторяют лакх. Вот вам факт: ко мне приезжали некоторые санньяси из санги Шрилы Гурудева и ранее даже гуру ИСККОН, и половина из них еле-еле успевали повторять шестнадцать кругов. Остальные не дотягивали и до этого уровня.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Нам нужно брать пример с успешных проповедников, которые повторяют лакх харинамы.

Ари Мардан д.: Таких ещё поискать надо. Я с этим согласен. Но если я буду повторять лакх харинамы, тогда я не смогу получить духовного образования, у меня не будет времени читать книги Гурудева и ачарьев, размышлять над ними, проповедовать, организовывать проповеднические программы у себя дома, помогать преданным, печатать книги и т.д. Если я повторю хотя бы один лакх, мне, как домохозяину, останется лишь немного времени для исполнения своих обязательных домашних дел и всё. И это при условии, что я даже не хожу на работу, как многие.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Лакх не занимает много времени.

Ари Мардан д.: Как это?! У меня занимает 8 часов минимум, при условии, что я буду повторять мантру внятно, слушая её.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: С какой скоростью ты повторяешь харинаму?

Ари Мардан д.: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Ача! Так же, как Гурудев!

Ари Мардан д.: Ну тогда как быть? Вы говорите, что лакх не занимает много времени, но, повторяя как Гурудев, что уже более чем похвально, я не впишусь в регламент своих духовных обязанностей организатора духовных программ. Даже если повторять джапу очень быстро, почти невнятно, то это занимает больше 5 часов(2)!

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Анируддха Прабху говорит, что можно быстрее повторять.

Ари Мардан д.: Каким образом? Вы слушали когда-нибудь запись джапы Шрилы Бхактиведанты Свами, Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджа, Шрилы Гурудева, Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа? Они наши ачарьи, они являют пример правильного повторения. Попробуйте с их скоростью джапы прочитать лакх хотя бы за пять часов. У Вас ничего не получится.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Сколько бы ни заняло времени повторение харинамы, это очень важно.

Ари Мардан д.: Да, нама-киртана – это юга-дхарма. Однако я задал Вам вопрос о том, как я, будучи начинающим преданным, смогу повторять лакх, при этом не имея самбандха-гьяны? Вы говорите о том, что наш Гурудев рекомендовал повторять лакх харинамы, но чего он стоит, если у человека нет самбандха-гьяны? Что важнее на начальном этапе: повторять лакх харинамы или слушать хари-катху? Гурудев учил жертвовать количеством повторяемой харинамы ради кришна-шраваны(3). Мы должны понимать, что от чего зависит.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Святое имя не зависит от чего бы то ни было.

Ари Мардан д.: Святое имя, будучи Богом, действительно не зависит ни от чего. Бог обладает сватантратой (свободой) в высшей степени. Но как насчёт нас? Мы тоже сватантра, независимы? Мы не ограничены временем и авидьей?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Повторение святого имени согласно «Кали-сантарана упанишаде» тоже не зависит от места, времени и обстоятельств: «Са ховача насйа видхир ити, сарвада шучир ашучир ва патхан брахманах салокатам самипатам сарупатам сайуджйатам ити».

Ари Мардан д.: Это тоже верно. Но какого результата достигнет тот, кто будет пренебрегать правилами эффективного повторения? Ведь мы говорим о качестве. Например, стремясь к быстрому повторению намы, лишь бы прочитать лакх или три лакха, преданный не сможет внятно произносить святое имя, а в той же «Калисантарана-упанишаде» сказано, что повторять нужно внятно(4). Также Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани», согласуя свои наставления с Харидасом Тхакуром, учит повторять наму членораздельно(5), так, как делали все наши ачарьи.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Валмики Муни обрёл совершенство, повторяя рама-наму, даже переставив слоги имени, и так он достиг вершины бхакти!

Ари Мардан д.: Сколько ему потребовалось времени, чтобы, повторяя таким образом наму, достичь совершенства?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: …. Я не помню.

Ари Мардан д.: 60 000 лет! Вам не кажется, что это слишком долго?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Возможно, но это доказывает, что повторение имени даже без самбандха-гьяны способно очистить душу.

Ари Мардан д.: Несомненно, так и есть. Но возникает вопрос: по чьим стопам лучше всего следовать в своей практике, по стопам нама-ачарьи и вечного спутника Шримана Махапрабху Шрилы Харидаса Тхакура, выполняя указания Шрилы Бхактивиноды Тхакура, или по стопам Валмики? Какова наша анугатья? Вы знаете о том, что наши ачарьи рекомендуют достичь совершенства за одну жизнь(6)?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Да, Анируддха Прабху про это писал в своей книге.

Ари Мардан д.: Тогда при чём тут пример Валмики Муни? Он Гаудия-вайшнав?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Анируддха Прабху всегда упоминает о Валмики, когда прославляет харинаму.

Ари Мардан д.: Я полагаю, что тут важно понять контекст данного упоминания, чтобы осознать суть приводимого примера, иначе мы все так и не исполним указаний ни Свами Прабхупады, ни Анируддхи Прабху, ни Шрилы Гурудева, следуя по стопам Валмики. Для быстрого развития нам необходимо, прежде всего, сосредотачивать людей на самбандха-гьяне, а иначе киртана так себя и не проявит, не проявится также и санкиртана(7). Почему вы, говоря о важности повторения лакха харинамы, не говорите новичкам, чтобы они прежде приняли истинного духовного учителя?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Джива Госвами говорил, что в мантре уже содержится самбандха-гьяна, поэтому, повторяя мантру, преданный сможет обрести её.

Ари Мардан д.: Так и есть. Но как именно неофит получит эту самбандха-гьяну? Повторяя как Валмики 60 000 лет? Конечно, в потенциале маха-мантра содержит всё, все блага и весь духовный мир. Но без обращения к гуру и без служения ему маха-мантра не совершит чуда(8).

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Святое имя пурна, полно в себе, в нём проявлено всё, что только можно искать для духовной жизни. В «Падма Пуране» сказано:

нама чинтаманих кришнаш чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто 'бхиннатван нама-наминох(9)

Кришна-нама неотлична от Кришны, а Кришна от гуру, поэтому мантра неотлична от гуру

йо мантрах са гурух сакшат йо гурух са харих свайам

гурур йасйа бхавет туштас тасйа тушто харих свайам

«Мантра, данная гуру, – это сам гуру, а гуру – это не кто иной, как Верховный Господь Хари. Нет разницы между гуру, данной им мантрой и Господом Хари. Тот, кто доставляет удовольствие духовному учителю, обретает милость Самого Шри Хари».

Ари Мардан д.: Если мантра – это сам гуру, то, похоже, вы намекаете на то, что мантра может заменить гуру и без духовного учителя, просто повторяя мантру, можно быстро прогрессировать. Но это не так, поскольку Кришна в «Бхагавад-гите», 4.34 говорит:

тад  виддхи  пранипатена  парипрашнена  севайа

упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

«Обрети эту гьяну, простираясь в поклонах перед гуру, который вложит в тебя духовное знание. Задавай ему уместные вопросы и служи ему. Гьяни, глубоко постигшие послание шастр и осознавшие Абсолютную Истину (таттва-дарши), одарят тебя светом дивья-гьяны».

Также в «Бхагаватам» (11.3.21):

тасмад гурум прападйета, джиджнасух шрейах уттамам

шабде паре ча нишнатам, брахманй упашамашрайам

«Стремящийся к высшему благу должен предаться шри-гуру, воистину постигшему ведические писания (шабда-брахман), Верховного Абсолютного Господа (Парабрахман), и совершенно свободному от любых мирских соблазнов».

Шрила Бхактивинода Тхакур направляет в «Харинама-чинтамани» новичков, повторяющих нама-абхасу и нама-апарадху, к истинному гуру ради обретения успеха в практике повторения намы. Без общения с таким гуру ученик не будет ощутимо прогрессировать при повторении маха-мантры(10).

Бхактивинода Тхакур в «Даша-мула-таттве» говорит, что только шуддха-бхакти дарует прему дживе. В свою очередь, према даст доступ к Кришне – сандрананда-вишешатма шри-кришна-каршини ча са. Не будет шуддха-бхакти, тогда никто не получит даршана Кришны. А если так, тогда какой смысл в бесконечном повторении нама-абхасы? Почему бы сразу не обучать качественному повторению, прежде всего указывая на осознание процесса практики киртаны и джапы? Вы думаете, что повторение намы очень продуктивно без связи с сад-гуру? Разве нет нужды в этой связи? Если в наме есть всё и она неотлична от гуру, тогда нам можно пренебречь шлоками, которые даны в шастрах?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Да, есть очевидная зависимость.

Ари Мардан д.: Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж учит, что, не получив наму из уст маха-бхагаваты, ученик не будет повторять подлинное святое имя(11). Почему бы не сделать акцент для новичков в связи с этим важным философским моментом на то, чтобы они поняли, кто такой сад-гуру, смогли проверить учителя и предаться ему полностью, получив во время посвящения истинное святое имя, а не просто буквы такового?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Я хочу, чтобы новички набрали как можно больше бхакти-сукрити. Пусть повторяют как можно больше с самого начала, и тогда они благодаря повторению постепенно приблизятся к духовному учителю.

Ари Мардан д.: Вы думаете, что духовное образование не даёт бхакти-сукрити? На самом деле, именно благодаря осознанности человек гораздо быстрее обретает бхакти-сукрити, чем, повторяя маха-мантру, без понимания, что она собой представляет, что представляют собою таттвы бхакти-шастр. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил: «В самом начале ученик должен слушать своего гуру, постигая от него таттву, бхакти-гьяну». В учении этой шастры не рекомендуется повторять наму бездумно. Обучение должно совершаться прежде всего, тогда у ученика будет шанс шагать семимильными шагами при повторении харинамы(12). Пример Валмики доказывает это. Он двигался очень медленно без общения с садху и без изучения шастр.

В связи с этим, у меня возникает снова тот же вопрос к вам: как я, будучи новичком и повторяющим лакх харинамы, найду время на обучение?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Чаще всего нас так не обучают, обычно говорят о том, что нужно повторять как можно больше кругов харинамы.

Ари Мардан д.: Это факт, так устроена проповедь большинства. Насколько продумана и систематизирована эта проповедь? Ведь я говорю на основании священных книг, а не на основе своих выдумок. Должен ли я в связи с привычными для нас лекциями пренебречь остальными деталями учения, опираясь просто на поверхностные призывы, не учитывающие многие нюансы практики и контексты?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Я вижу, что ты говоришь на основании шастр.

Ари Мардан д.: Как обычно новички воспринимают призыв повторять лакх харинамы? Они просто формально стараются исполнить наказ своего учителя. При этом они даже не знают значения святых имён! В книге нашего Гурудева есть толкования маха-мантры, которую давали Шрила Джива Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гопал Гуру Госвами и другие. Когда новичок думает о том, как ему повторить лакх за 5 часов, медитирует ли он на знание слов маха-мантры? Нет!(13) Он думает о том, как ему поскорее закончить своё повторение, ведь по сути неофиты – это чаще всего формалисты. Так их назвал Свами Прабхупада(14). Что это у них тогда за лакх будет? Слово лакх означает «цель». Тот, кто целеустремлённо практикует бхакти, кто имеет вьявасаятмика-буддхи, тот, кто знает садхью Гаудия-вайшнавов, тот будет повторять лакх. А тот, кто не развил всего этого, будет повторять лишь подобие лакха, а не лакх.

вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана

баху-шакха хй ананташ ча буддхайо 'вйавасайинам

Вы знаете этот стих?

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Это слова Кришны из «Бхагавад-гиты»(15).

Ари Мардан д.: Вот в таком настроении можно повторить лакх. Именно такой лакх примет Махапрабху.

У нас и так много формализма в проповеди среднего (рядовых санньяси) и низшего звена (на уровне нама-хатт). Какой смысл плодить такую проповедь, говоря полуправду, очаровывая полуфабрикатом?

Будет ли новичок внимателен при повторении лакха намы? Если он даже не приступал к контролю своего ума, о каком лакхе можно говорить? А если у человека нет ментальной устойчивости, то какого качества будет этот лакх? Вы помните, что сказал Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани» о невнимательности? Он сказал, что невнимательность – это основа нама-апарадх!(16) Есть ли разница между лакхом нама-апарадх и лакхом намы? И если нет, то где в бхакти-шастрах есть указание на важность повторения лакха нама-апарадх с пренебрежением? Если человек оскорбляет гуру, шастры, вайшнавов, Господа, совершая нама-апарадху, то не настигнет ли его наказание за это?

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж учит, что апарадхи откинут человека назад, а не дадут ему движения вперёд(17). А если так, то какой смысл увеличивать количество нама-апарадх за счёт активного повторения лакха?

Вы слышали о том, что многократное повторение святого имени может повлечь за собой даже психические проблемы? Шрила Свами Прабхупада говорил об этом(18). Если это произойдёт, то Вы лично будете отвечать за подобное? Вы уедете в Индию из России, скорее всего к Анируддхе Прабху, а кто-то, возможно, будет страдать, не понимая норм поступенчатости практики и комплексного подхода.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Я не помню таких наставлений Прабхупады.

Ари Мардан д.: Тем не менее, они существуют. Есть наказание за чрезмерные усилия, за имитацию деятельности святых. Вы хорошо изучали наследие Мадхва-сампрадаи и читали книги Мадхвачарьи, поэтому должны знать его наставления о деятельности, согласованной с адхикарой человека(19).

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Я пересказываю другим то, что слышал.

Ари Мардан д.: Но важно не просто помнить о наставлениях и учить им других, но также сопоставлять их между собой. О последовательности учит «Харинама-чинтамани». Я давал семинар на основе этой книги и хорошо помню, что Шрила Бхактивинода Тхакур учил постепенному приобщению к высоким стандартам и не говорил, что новичкам с самого начала следует повторять лакх(20).

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Наша варга учит, что Шриман Махапрабху никогда не примет подношений от преданного, если он не повторяет лакх харинамы. Так неоднократно говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Ари Мардан д.: Махапрабху не примет подношения даже от тех, кто повторяет лакх харинамы, поскольку для того, чтобы Он принял эти подношения, необходимо иметь больше, чем лакх харинамы. Есть разница между лакхом харинамы и лакхом букв харинамы, лакхом намакшары.

Не могли бы Вы процитировать шлоку о том, что лакха букв намы достаточно, чтобы Шри Чайтанья принял такую душу? Необходимо быть предавшейся Махапрабху душой, а не просто выполнять технические требования процитированного вами утверждения(21). Повторение святого имени с анартхами спровоцирует нама-апарадхи. И если таковые будут уничтожать дух преданности Господу, то какой смысл говорить о важности лакха, не обучая прежде науке об анартхах(22)?

Ш.Б.Вишнудайвата Махарадж: В священных писаниях сказано, что мы должны быть верны юга-дхарме:

калер доша-нидхе раджаннасти хй эко махан гунах

киртанад ева кришнасйа мукта-бандгах парам враджет

крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам калау тад хари-киртанат

«Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием имени Кришны живые существа освобождаются от пут мира и достигают обители Самого Господа. Всё, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в  Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием имени Кришны»(23).

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва гатир анйатха

Ари Мардан д.: Всё верно, но только при условии, что юга-дхарма реализуется через садху-сангу:

садху-санга, нама-киртан, бхагават-шравана
мадхура-васа, шри-муртира шраддхая севана
(24)

В санге нашего Гурудева учат, что нама-киртана должна быть реализована через принципиальную ангу бхакти – общение с вайшнавами, садху и гуру. Без этого общения невозможно практиковать должным образом нама-киртану. Именно поэтому Шри Чайтанья Махапрабху поставил садху-сангу перед нама-киртаном, а Прахлада Махарадж утвердил прежде шравану перед киртаной в «Бхагаватам» (7.5.23), тем самым дав понять, что если мы не услышим шабда-брахман (трансцендентный звук в форме намы или кришна-катхи от сад-гуру), то повторять его не сможем:

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам

Дхаранидхара д.: Ари Мардан Прабху, у меня уже мозг кипит. Я устал.

Ари Мардан д.: Махарадж, мы уже пойдём. Скоро начнётся программа.

Ш.Б.Вишну-дайвата Махарадж: Харе Кришна!

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Махарадж! Спасибо за беседу.

………………………………………

1) В книге «Рупануга-вайшнава ачарьи» Шрила Нараяна Госвами пишет: «Когда Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж жил в своём бхаджан-кутире в Кулия Навадвипе, какие-то люди, оставившие семейную жизнь и носящие одежды отшельников, пришли к нему, чтобы получить наставления о бхаджане. Приняв во внимание их адхикару (квалификацию), Шрила Бабаджи Махарадж дал им наказ поливать баклажаны, посаженные для служения Божествам».

2) Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинда Махарадж: «На повторение шестнадцати кругов обычно уходит около полутора часов, а это не так уж и много» («Жизнь – это служение». Глава из книги «Поток вдохновения»). «На следующее утро Свамиджи сказал: «Теперь у вас есть чётки, и вы должны повторять 64 круга каждый день», – «64 круга? Чтобы отчётливо произнести каждое слово мантры нам требовалось на один круг пять минут. 64 круга заняло бы более 5 часов» (Из книги Хайягривы даса «Взрыв Харе Кришна», 1985г., стр. 63, изд. «Палас Пресс»).

3) «Если преданный памятует, повторяет святое имя и совершает много служения, но при этом у него нет горячего желания слушать хари-катху, все его усилия будут напрасны. Через некоторое время он перестанет повторять харинам и служить своему гурудеву. Этому есть сотни и тысячи примеров. …

Лучше повторять меньше кругов, но больше слушать хари-катху от истинного гуру. В шастрах часто говорится, что сначала шравана, слушание, а потом – киртана. Без шраваны киртана не имеет смысла. Прежде всего слушайте и, достигнув в этом совершенства, вы сможете совершать киртану естественным образом. Благодаря слушанию можно следовать всем аспектам бхакти. Затем киртана: «Харер нама харер нама харер намаива кевалам…»».

4) Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Шри хари-нама маха-мантра», стр. 16.

5) «Харинама-чинтамани», 12.44-46:

сатарка ха-ийа кари нама санкиртана

прамада схадийа кари намера бхаджана

санкхйадхика сприха екагра-манасе

нирантара кари’ нама тава крипа-бале

еи крипа кара прабху намете прамада

на бадхе амара читте нама расасвада

«Начинающие всегда торопятся как-нибудь, невнимательно повторить установленное число имён Бога и покончить с этим (оставив чётки). Наоборот, важно сосредоточиться на качестве повторения, не стараясь искусственно увеличивать количество кругов. Качество важнее количества. Нужно отчётливо произносить имя Господа. Достичь этого можно лишь по Его милости, чтобы Он не дал пасть жертвой приманок иллюзии отвлечения и позволил продолжать полностью чувствовать нектар святого имени».

6) «Наш первоочередной долг состоит в том, чтобы уже в этой жизни развить божественное сознание» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Путь к совершенству», Глава 8).

7) Слово «санкиртана» состоит из двух частей: 1) сан и 2) киртана. «Сан» может указывать на самбандха-гьяну, а также на слово «самьяк». Подлинная киртана должна совершаться только с самбандха-гьяной, иначе пение мантры будет пустым.  Слова самьяк киртана указывают на полноту киртаны. Когда говорится о полноте киртана, то подразумевается, что пение (повторение) святых имён должно совершаться под руководством сад-гуру, а также с самбандха-гьяной и бхавами.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в «Пракрита-раса-шата-душини», 26, 27, 29, 30 пишет:

сиддханта вихина хойле кришне читта лаге на

самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

«Без знания трансцендентных истин (сиддханты) сердце не пробудится для личных отношений с Кришной. Если вы не способны правильно объяснить самбандху, как вам понять абхидхею – науку о преданном служении?»

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на

ку-сиддханте вьяста джана кришна-сева коре на

«Лишённый знания самбандхи никогда не достигнет прайоджаны – конечной цели бхакти (кришна-премы). Тот, кто сбит с толку ложными философскими идеями о природе бхакти, может, конечно, думать, будто служит Кришне, но в действительности такой «философ» обманывает сам себя».

кришна-наме бхакта кабху джада-буддхи коре на

анартха на геле наме рупа декха дейа на

«Вера в святое имя не позволит мирскому уму коснуться его. Если сердце черно от анартх, как увидеть в харинаме прекрасный облик Господа?»

анартха на геле наме гуна буджха джайа на

анартха на геле наме кришна-сева хайа на

«До тех пор, пока в сердце живут анартхи, воспевание намы никогда не явит надмирных качеств Господа и не разовьёт вкуса к служению ему (и Богу)».

8) «Те, кто получили мантры от гуру, но не служат ему и не следуют его наставлениям, никогда не достигнут совершенства» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, комментарий на «Бхагавад-гиту», 4.34 из «Шлокамрита-бинду», стр. 25).

«Преданный может повторять миллионы святых имён, следовать всем составляющим бхакти, но если он не благодарен гуру и вайшнавам, он не обретёт бхакти» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, Картика, 07.11.2008г.).

9) «Имя Кришны – чинтамани, философский камень, способный исполнить любые желания. Святое имя награждает материалистов дхармой, артхой, камой и мокшей, а чистым преданным оно дарует беспримесную любовь к Кришне. Будучи неотличным от Кришны, святое имя так же не имеет начала и абсолютно духовно» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.133).

10) В «Харинама-чинтамани», в разделе «Продолжительность нама-абхасы» («Намабхасера авадхи») Шрила Харидас Тхакур учит (тексты 15-16):

самбандха-таттвера джнана йават на хайа

тават се намабхаса дживера ашрайа

садхака йадйапи пайа сад-гуру ашрайа

бхаджана-наипунйе мегха ади дура хайа

«Пока джива не утвердилась в знании, самбандха-таттве, то есть в правильном понимании отношений между Богом, Его духовными и материальными энергиями и  дживой, она продолжает воспевание на стадии намабхасы. Когда же джива полностью предаётся истинному духовному учителю, то с его помощью и под его руководством джива делается искушённой в преданном служении и его понимании, обретя знание, и только тогда постепенно рассеиваются тучи и туман».

В разделе «Самбандха, абхидхея, прайоджана» Шрила Харидас Тхакур продолжил (тексты 17-19):

мегха куджджхатика геле нама-дивакара

пракаша акаша хаийа бхакте дена према-вара

сад-гуру самбандха джнана карийа арпана

абхидхейа рупе карана наманушилана

нама-сурйа свалпа-кале прабала хайа

анартха-куджджхатика дена тадайа

«Если через изучение шастр и служение истинному знанию рассеиваются «тучи» и «туман», солнце святого имени являет своё сияние, даруя преданному просветление любви к Богу. Сад-гуру даёт ученику самбандха-гьяну. Воспевание святого имени – суть абхидхея, практика, приводящая к самбандхе (связи с Богом). Гуру вдохновляет, обучая ученика абхидхее, воспеванию. Соединяя обучение сиддханте с нама-садханой, ученик прогрессирует более успешно. Солнце святого имени отныне будет светить сильнее для него и того, кто его слышит, а туман анартх постепенно испарится из его сердца».

В связи с этим, Шрила Б.Нараяна Госвами вторит этому в книге «Секреты бхаджаны», раздел «Каништха-адхикари»: «Чтобы подняться на уровень каништха-адхикари, преданный должен обладать самбандха-гьяной, то есть знать все основные таттвы и то, как они соотносятся друг с другом. Кто-то может думать, что совершает арчану, но если у него нет самбандха-гьяны, то это даже не арчана. На самом деле, если у человека нет самбандха-гьяны, он вообще не занимается практикой бхакти. Кто-то может повторять харинаму, заниматься шраваной, киртаной, вишну-смараной, арчаной, ванданой и т.д., однако если у него нет самбандха-гьяны, его нельзя причислить даже к каништха-адхикари».

11) «Я часто привожу пример с гомеопатическими пилюлями. Сами по себе они не несут лечебного эффекта. Сила заключена внутри. Заурядный гуру может дать ученику ту же самую мантру, но какая сила в этом звуке? Какого уровня понимание, божественная воля в нём заключены? Вот что важнее всего. Получить мантру от сад-гуру, истинного гуру, значит получить заложенное в ней благоволение, то есть правильное представление о Господе» (Из книги «Шри гуру и его милость», Глава 2).

«Тот, кто не занимался бхакти-йогой должным образом, кто не достиг совершенства, может дать святое имя Кришны и различные мантры другим, но звуковые вибрации, произнесённые им, не будут иметь никакого духовного эффекта. Хотя такие звуки по природе могущественны и трансцендентны, они должны быть наполнены осознанием. Иначе они проявятся как обычные мирские слова. … Самореализованные души идеально представляют трансцендентный звук, и нужно получить его от них» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж. Из книги «Тайны неизведанного «я»).

12) «Прежде всего, в самом начале духовного развития  гуру наставляет ученика в самбандха-гьяне. Это должно быть разъяснено чётко, а ученик должен воспринимать истины шастр с надлежащей верой» («Харинама-чинтамани», стр. 17. Издание 1, выполненное под руководством Ш.Б.Нараяны Госвами).

13) «Если мы не понимаем значение мантр и молитв, которые они содержат, то всё это будет впустую. Конечно, не совсем впустую. Какой-то результат будет, например, освобождение из круговорота рождения и смерти (самсара-мукти), но кришна-премы мы не получим» (Ш.Б.Нараяна Госвами, «Секреты бхаджаны», стр. 34).

14) «Существует три разряда людей, осознающих Кришну. К третьему разряду (каништха-адхикари) относятся те, у кого нет веры (ништхи). Даже если они формально заняты в служении Господу, они всё равно не смогут достичь высшей стадии совершенства. Скорее всего, они соскользнут с этого пути через некоторое время. Они, может быть, и начинают служить Кришне, но из-за того, что у них нет полной убеждённости и веры, им очень трудно оставаться в сознании Кришны» (Комментарий на «Бхагавад-гиту как она есть», 9.3).

15) «О потомок династии Куру! Разум тех, кто без остатка посвятил себя преданности Мне, целеустремлён и обладает великой верой в Меня, ибо Я (Кришна) – его единственная цель. Однако разум тех, кто лишён такой исключительной преданности Мне, извращён бесконечными желаниями, ибо поглощён бесчисленными объектами чувств».

16) В «Харинама-чинтамани», Главе 12 (Намапарадха прамада прамадах) сказано(3-6):

шикхаиле апрамаде шри-кришна-бхаджане

прамадаке апарадхе кариле ганана

анйа апарадха тджийаджи сада нама лайа

табу наме према нахи хайа та удайа

табе джани прамада намете апарадха

према бхакти садханете каритечхе баддха

прамада анавадхана еи мула артха

иха хаите гхате прабху сакала анартха

«Шрила Харидас Тхакур продолжал объяснение: «О Чайтанья! Здесь, в Джаганнатха Пури, Ты наставлял в этом Шрилу Санатану Госвами, а в Южной Индии говорил это Шриле Гопал Бхатте Госвами. Ты сказал им, что святое имя надо воспевать внимательно. Невнимательность при воспевании – это очередная нама-апарадха. Человек может старательно избегать всех прочих нама-апарадх и, тем не менее, не испытывать экстаза шуддха-намы. Это признак другого типа нама-апарадхи, называемого прамадой. Он сдерживает естественное развитие чистой преданности(!). Невнимательность и пренебрежение – синонимы. Пренебрежительное воспевание сеет семена анартх, которые вскоре принесут негативные плоды». 

17) «Человек, подобно чистым преданным, внешне может практиковать такие составляющие бхакти, как шравана и киртана, но при этом остаётся лишённым их истинного плода. Глубина внутреннего смысла священных писаний и суть божественных наставлений, описанных гуру и вайшнавами, не проявятся в его сердце. Более того, такой человек потеряет накопленное ранее им сукрити. В результате совершения шраваны и киртаны в оскорбительном умонастроении, он легко обретёт объекты материального наслаждения, и тем самым сделает свою жизнь ещё более несчастной, чем прежде» («Результат имитации).

18) «Очень сложно воспевать харе-кришна-маха-мантру двадцать четыре часа в сутки. Те, кто не привычны к этому, могут просто сойти с ума от воспевания» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Гаваи, 20.01.1974г.).

Шрила Б.Ракшак Шридхар Махарадж: «Речь идёт о качестве (повторения святого имени), не количестве. Количества недостаточно. Больше того, это большое количество может породить болезнь. Лишь физическая попытка, физические усилия, когда при этом отвергается ментальный рост, не происходит естественный рост в направлении Вайкунтхи… Лишь физические усилия принесут дурные реакции, болезнь. Можно сойти с ума, могут возникнуть другие изъяны» («Увеличение физических усилий в духовной практике без ментального роста может быть губительно», 05.06.1982г.).

19) «Махабхарата-татпарья-нирная», 1.95:

тач ча наиванйатха картум шакйам кенапи кутрачит

айогйам иччхан пурушах пататй эва на самшайах

«Никто и никогда неспособен исполнять свои обязанности иначе, чем ему диктуют внутренние позывы природы. Если человек хочет обрести положение, которое превосходит его истинное нынешнее предназначение, то он, несомненно, падёт с уровня, превышающего его внутренний статус».

20) В «Харинама-чинтамани», Главе 12, разделе «Ятна карибаре видхи», сказано: «Краме кала вриддхи кари сеи нама смаре – преданный начнёт с одного часа бхаджаны, потом перейдёт к двум часам, затем увеличит до четырёх часов и, в конце концов, станет повторять не менее трёх лакхов святых имён каждый день. Это поможет ему вскоре порвать все связи с материализмом».

Также в этой главе сказано: «Начинать нужно с четырёх кругов. Четыре круга на мале составляют одну грантхи. Постепенно наращивая своё повторение, садхак должен стремиться к повторению 16 грантхи, то есть одного лакха святых имён. Именно это число и называется нирбандхой. Если повторение наращивается дальше, до трёх лакхов имён, преданный всегда будет погружён в святое имя Господа. Все предыдущие ачарьи и махаджаны следовали этому наставлению Господа Чайтаньи и достигли совершенства. Даже сейчас каждый может достичь совершенства благодаря правильному повторению» (Данное издание «Харинама-чинтамани» совершалось под руководством Ш.Б.Нараяны Госвами).

21) «Бхагаван Шри Гаурасундара принимает поклонение и служение тех, кто отрекаются от всего, принимают исключительное прибежище у Него и принимают обет проповедовать Его послание» (Ш.Б.Нараяна Госвами, «Биография Ш.Джаганнатхи даса Бабаджи»).

«Кришна ничего не примет от тех, кто не предался Ему (шаранагата), а также от тех, кто повторяет меньше лакха харинамы» (Ш.Б.Нараяна Госвами, «Настроение наших мантр», 29.06.1996г., Бэджер, Калифорния, США).

22) «Тот, кто не знает, что представляют собой анартхи, неизбежно будет совершать оскорбления в своей практике бхакти. Он будет оскорблять имя Кришны, садху, вайшнавов и даже своего гуру» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, «Секреты бхаджаны», стр. 48).

«Первое, что нужно, – это прийти к лотосным стопам гурудева. Он милостиво примет нас и поддержит. Прежде всего, мы должны постараться посвятить всё лотосным стопам гурудева. И только тогда, когда вы будете слушать его или шикша-гуру, и совершать киртану, и всё остальное, – тогда это будет бхакти. Если же вы не приняли прибежища у гурудева, не вручили ему всего себя, но повторяете, памятуете, занимаетесь различным служением, даже если повторяете три лакха святых имён – всё это будет равно нулю. Это не принесёт вам ничего, кроме материального счастья» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж. «Прахлада Махарадж». 02.02.1998г., вечер, Малайзия).

23) «Шримад-Бхагаватам», 12.3.51-52.

24) «Чайтанья-чаритамрита», Ади, 6.242.

......................................... 

Перевод: Дхаранидхара д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью