?

«Чатурмасья — время обетов».

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1559. Опубликовано: 23-07-2018, 10:14
«Чатурмасья — время обетов».

«Чатурмасья — время обетов»

 

 Во многих местах Веды предписывают соблюдение Чатурмасьи. В дхарма-шастрах («Ману-самхита» и другие) также нет недостатка в описаниях Чатурмасьи как обета, обязательного для стремящихся к духовному благочестию. И в различных Пуранах мы можем найти упоминание чатурмасья-враты. Так и в действующих ныне смрити, относящихся как к вайшнавам, так и к смартам(1), мы находим предписания Чатурмасьи: находим их и в «Шри Хари-бхакти-виласе», смрити ради премы, и в «Критья-таттве», написанной Рагхунанданой.
 Не следует думать, что обет Чатурмасьи описан только в связи с карма-кандой и приносит только соответствующие плоды. В «Катхака-грихья-сутре» в описании дхармы санньяси (2) мы читаем:

эка-ратрам васед граме нагаре панча-ратракам
 варшабхйо’нйатра варшасу масамш ча чатуро васет

“В деревне санньяси может оставаться одну ночь, в городе — пять ночей, но, где бы ни застал его сезон дождей, он должен оставаться в этом месте все четыре месяца”. 

Чатурмасьи следуют и гьяни, принявшие эка-данду, и бхакты, принимающие три данду. Обету Чатурмасьи следуют и последователи Шанкары. Сам Шри Бхагаван Шри Гаурасундар, когда наступило время Чатурмасьи, жил четыре месяца у Шри Ранга-Мандира на реке Кавери. Гаудии каждый год приходили на эти четыре месяца к лотосным стопам Шри Гауры в Шри Нилачал. Об их пребывании в Шри Кшетре рассказывают в своих книгах биографы Господа. Соблюдение Чатурмасьи предписывается для всех четырёх ашрамов. Обязывающие к подвижничеству, исконные обеты Чатурмасьи со временем были оставлены обществом. Хотя у своекорыстных карми и бескорыстных преданных правила Чатурмасьи несколько разнятся, каждый верующий в Веды принимает на себя её обеты. Отказ от бхоги, наслаждения, присутствует в ней самым очевидным образом. Отказ от бхоги считается важным и в обществе карми, и в обществе гьяни, и в кругу вайшнавов. Поэтому арьи придают Чатурмасье большое значение, какому бы из трёх путей они ни следовали и в каком бы из ашрамов ни находились. И только из-за малодушных людей, считающих, что такие долгие ограничения были бы для них чересчур тяжелы, мы наблюдаем сегодня послабления и необязательность в следовании врате.

В трёх из четырех укладов жизни, а именно в ашрамах брахмачари, ванапрастхи и бхикшу (живущих подаянием санньяси), удовлетворение чувств неприемлемо вовсе. Только в грихастха-ашраме в перечислении обязанностей грихастхи мы находим дух удовлетворения чувств в рамках предписаний и запретов, и даже здесь его целью является постепенное отречение от бхоги (наслаждения). Даже те, кто получил законное право в течение восьми месяцев года заниматься время от времени делами своей семьи, четыре месяца сезона дождей должны, живя вместе с верующими остальных укладов жизни, соблюдать обеты отказа от личного удовлетворения. Для тех, кто совершенно не в состоянии совершать нияма-севу — обетованное служение — в течение четырёх месяцев года, предписывается с полной самоотдачей соблюдать обеты урджа-враты — месяца Картика(3). Пусть при виде того, что некоторые из вайшнавов, будучи не в состоянии соблюдать обеты Чатурмасьи, следуют только дамодара-врате, ни у кого не создаётся впечатления о необязательности чатурмасья-враты. Такое положение — не более чем анукалпа(4) для неспособных. Если в течение четырёх месяцев исполнять служение Хари по обету, дух служения Господу подчинит себе деятельность ума, и джива сможет находиться в приобретенном (найсаргика) сознании Хари(5).

Сроки Чатурмасьи устанавливаются в «Вараха Пуране» следующим образом (6):

ашадха-шукла-двадашйам паурнамасйам атхапи ва
 чатурммасйа-вратарамбхам курйат карката-самкраме
 абхаве ту туларке’пи мантрена нийамам врати
 карттике шукла-двадашйам видхиват тат самапайет

Обеты этой враты следует соблюдать в течение четырех лунных месяцев, начиная со светлого двадаши месяца Ашадха и заканчивая светлым двадаши месяца Картика. Или же начиная с пурнимы месяца Ашадха и заканчивая пурнимой Картики. Или же начиная со дня карката-санкранти, когда Солнце вступает в знак Рака, то есть начиная с солнечного месяца Шраван и вплоть до окончания солнечного месяца Картика(7). Те, кто неспособны следовать чатурмасья-врате в один из трёх описанных сроков, должны с полной самоотдачей совершать нияма-севу на Картику, повторяя джапу своей мантры и другие положенные обеты. Урджа-врату соблюдать особенно важно: она упоминается как одна из шестидесяти четырёх слагающих шуддха-бхакти. Оставлять обеты урджа-враты следует начиная со светлого двадаши месяца Картика, другими словами, исполнять их следует по крайней мере двадцать пять дней(8).

Четыре месяца дождей Шри Бхагаван находится на ложе сна. В это время следует принять обеты Чатурмасьи, чтобы росло желание служить Хари. Чатурмасья — вечная врата. Неисполнение враты — грех. Шастра говорит:

итй ашвасйа прабхор агре грихнийан нийамам врати
 чатурммасешу карттавйам кришна-бхакти-вивриддхайе

“С такой молитвой перед Господом обетник примет на себя ниямы (указания к действию) Чатурмасьи ради того, чтобы росло его кришна-бхакти”.

В «Бхавишья Пуране»:

йо вина нийамам марттйо вратам ва джапйам эва ва
 чатурммасйам найен муркхо дживанн апи мрито хи сах

“Те муркхи (глупцы), что проводят время Чатурмасьи, не принимая никаких обетов, не повторяя джапу, хотя и выглядят живыми — мертвы. Правило враты состоит в нияма-севе Шри Бхагавану — обетованном удовлетворении Его чувств, в джапе и санкиртане Его святого имени“. 

В «Сканда Пуране» в беседе Брахмы и Нарады говорится:

джапа-хомадй ануштханам нама-санкиртанан татха
 свикритйа прартхайед девам грихита-нийамо будхах

“Обладающий ясным разумом примет, молясь своему Господу о помощи, обет повторять джапу и совершать нама-санкиртана-ягью“.
 О запретах, действующих во время Чатурмасьи, написано:

шраване варджджайеч чхакам дадхи бхадрападе татха
 дугдхам ашвайудже маси карттике чамишам тйаджет

В первый месяц Чатурмасьи (Шраван) следует отказаться от шака, во второй месяц (Бхадра) — от йогурта, в Ашвин — от молока, и в Картику — от амиша(9). Под шаком некоторые понимают приготовленные овощи вообще. Отказавшись от бхоги, необходимо совершать хари-санкиртану.

ручйам тат-тат-кала-лабхйам пхала-мулади варджджайет

У дживы есть жадность до свежих овощей и фруктов по сезону, и за этой жадностью она забывает о Хари; пресыщаясь ими, джива полностью погружается в мирское, поэтому во время Чатурмасьи необходимо отказаться от этого желания и, в воздержании, совершать хари-киртану. Всё время, пока Хари отдыхает на ложе сна, нельзя принимать все виды фасоли, калингу, патол, баклажаны и пропавшую пищу(10). Белые баклажаны нечисты всегда, от них требуется отказаться полностью, а по мере возможности отказаться и просто от баклажанов, патола и других приятных для языка овощей.

Принять все ограничения сразу невозможно, поэтому следует принять те из них, которые обетник в состоянии выполнить. Карми не могут отказаться от мысли о наслаждении, поэтому каждый запрет сопровождается описанием плодов, которые приносит его соблюдение. Самое главное состоит в том, что благодаря отречению ослабляется озабоченность внешним миром и появляется возможность обратить свои мысли, слова и поступки к Шри Бхагавану. Чем больше проявит себя дхарма атмыдхарма вечного служения Хари, чем больше обуздана будет дхарма тела и ума — их пристрастия и вкусы, тем больше будет вдохновения и усердия в служении Хари.
 Если это возможно, то во время Чатурмасьи обетник будет принимать прасад только единожды в день, каждый день принимать омовение, все делать только ради Хари и во всем полагаться на Него Одного (хари-ништха) и все четыре месяца проводить арчану Хари. Пока Хари пребывает на ложе сна, отдыхать на удобной постели запрещено; благоприятно спать на земле (или на полу).

Обетник, имеющий на это силы (т.е. адхикари), откажется от соли, растительного масла, мёда, пряных трав. Он откажется от всех вкусов: острого, кислого, горького, сладкого, солёного и терпкого. Обетник посвятит себя йоге. Из всех йог самая высшая и самая приемлемая — бхакти-йога, потому что бхакти-йога и есть вечная природа атмы. Раджа-йога или гьяна-йога — временные наклонности ума, а карма-йога или хатха-йога — деятельность телесная и до некоторой степени умственная, а следовательно временная.

Тот, кто может, не будет принимать приготовленной пищи. Можно отказаться от молока, кисломолочных продуктов и сыворотки. Полный запрет на вино, мёд и мясо(11). Тот, кто на это способен, будет поститься через день. Пока Хари спит, нельзя обрезать волосы и ногти. Ухаживать за волосами и ногтями значит беспокоиться о своём удобстве и приятной внешности (данное указание для жителей ашрама). Если принять на четыре месяца обет молчания, то предоставляется возможность совершать только беспримесную киртану Хари. Если есть без тарелок, с земли, приходит чувство собственного ничтожества (дайнья), необходимое в служении Хари. Все эти ограничения устраняют препятствия для чистой бхаджаны. К правилам Чатурмасьи преданные должны относиться как к анукулье, помощи своей бхаджане. Жить по ниямам в то время, когда Хари отдыхает на ложе сна, — указание шастры.

тасмин кале ча мад-бхакто йо масамш чатурах кшипет
 вратайр анекайр нийамайх пандава шрештха-манавах

“О сын Панду! Тот из Моих бхакт, кто, приняв различные обеты, проведёт эти четыре месяца в их исполнении, должен считаться лучшим из человечества“.

Помимо перечисленного, как обеты в Чатурмасью можно дополнительно принять следующее: вкушать только ночью; вкушать только панча-гавью, принимать омовение в тиртхах; есть только то, что приходит само, ни о чём не прося; петь и играть на музыкальных инструментах в хари-мандире для Господа; приносить радость людям, объясняя им послание святых писаний; не пользоваться маслом или кремом для тела. Все обещанные плоды предназначены для корыстных карми; гьяни и бхакты не нуждаются ни в прижизненных, ни в посмертных наградах. Бхакта должен отказаться даже от мукти, желанного вознаграждения гьяни. Бхагавад-бхакти избавляет от стремления к покою и освобождению от страданий. Если суметь отдаться кришна-севе всем своим существом, Чатурмасья принесёт свой высочайший плод.

_______________________
1. Вайшнавские смрити описывают, как сделать повседневную и общественную жизнь благоприятной для служения Хари, смрити, которыми руководствуются смарты, описывают, как можно использовать поклонение Хари и деватам в помощь повседневной и общественной жизни.

2. Санньяси, по самому определению своего ашрама, не может ни заниматься карма-кандой, ни стремиться к её плодам.
3. Последнего месяца Чатурмасьи.

4. Анукалпа — дополнительное положение, к которому прибегают в случае невозможности выполнить главное (пратхамакалпа). Так, например, вкушение фруктов и кореньев является анукалпой для экадаши-враты. Смотри: http://sampradaya.ru/current/article/4138-anukalpa-v-ekadashi.html.

5. В отличии от естественного (свабхавика) сознания Кришны, каким является бхава-бхакти, приобретённое или привнесённое (в деятельность ума) сознание Кришны происходит не из природы дживы, но из обязательности в следовании обетам, замещающей собой санкалпу-викаклпу, отношение к окружающему с позиции удовлетворения своих чувств, т.е. деятельность ума. Такое приобретенное состояние сознания создаёт благоприятные условия, чтобы проявилось естественное чувство души.

6. Все цитаты в этой статье взяты из 15 виласы «Шри Хари-Бхакти-виласы».

7. Согласно «Хари-бхакти-виласе», 15.59, чатурмасья-врата может также начинаться со светлого экадаши месяца Ашадха, и именно так она проходит в Шри Чайтанья Гаудия Матхе Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа.

8. Урджа-врата должна продолжаться по меньшей мере с пурнимы месяца Ашвин до светлого двадаши Картики, что составляет 25 дней.

9. Соответствующие вайшнавские имена месяцев Чатурмасьи: Шридхара, Хришикеша, Падманабха и Дамодар. Шак — любая зелень, дахи включает в себя и йогурт, и простоквашу и другие подобные кисломолочные продукты, к амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволинного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, вода из кожаных ёмкостей и пища, приготовленная для себя, а также все невегетарианские продукты. На протяжении Картики действуют и другие ограничения, совпадающие с правилами пурушоттама-враты (см. “Слава месяца Пурушоттам).

10. Слова “пропавшая или испортившаяся пища” не относятся к махапрасаду.

11. Из подобных запретов можно понять, что никакие, даже самые греховные, привычки человека не делают для него Чатурмасья-врату необязательной.

…………………………

Редакция: Ари Мардан дас.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи