?

Процесс подлинного посвящения.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 198. Опубликовано: 28-04-2022, 16:55

Процесс подлинного посвящения

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Одесса. 20.06.1999г.

Фрагменты 

 

мали хана каре сеи биджа аропана
шравана-киртана-джале карайе сечана

упаджийа баде лата ‘брахманда’ бхеди’ йайа
‘вираджа’, ‘брахма-лока’ бхеди’ ‘паравйома’ пайа

табе йайа тад-упари ‘голока-вриндавана’
‘кришна-чарана’-калпа-врикше каре арохана

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.152-154)

Вначале духовного пути мы должны прийти в соприкосновение с истинным гуру (уттама-адхикари), с шуддха-бхактой (чистым преданным). Все дживы вращаются в брахманде (материальной вселенной). Писания говорят, что брахманда состоит из четырнадцати уровней и по ним путешествует бесчисленное количество джив, переходя из одного тела в другое. В непрекращающемся вращении та часть джив, которая благословлена, удачливая часть, по милости шри гуру и по милости Шри Кришны обретают семя бхактимантру. Не говорится, что все получают гуру-кришна-прасаде пайа бхагйаван джива. Очень удачливые, – бхагьяваны, обретают семя по милости гуру и Шри Кришны.  

Что означает удачливые? Прежде следует понять, что такое удача. Удачливы те, кто обрели духовные благие самскары (впечатления), те, которые совершали духовные добродетельные поступки в отношении Шри Кришны и Его преданных. Сознательно или бессознательно, в этой или в прошлой жизни. Такие души считаются удачливыми.

Шри Кришна – вечная Абсолютная Истина. Преданный Шри Кришны также является вечной истиной. Когда мы делаем что-то для них, то осознаём: мы это или нет. Это формирует определённые впечатления в душе. Под влиянием этих впечатлений истинное «я» пробуждается. Пробудившись, оно начинает искать ответы на свои вопросы: «Кто я такой? Откуда я пришёл? Кто является моей причиной? Какое моё отношение к Богу? Каковы мои отношения с вайшнавами? Чем я должен заниматься?» Самбандха (концепция), абхидхея (практика), прайоджана (цель). Это знание о взаимосвязи всего сущего, о пути и о цели. Пробудившись, джива начинает искать истину.

Если мы совершали духовные добродетельные поступки по отношению к шуддха-вайшнавам, то самскары отпечатываются в нас и толкают к поиску. Мы начинаем искать общество шуддха-вайшанавов. Если мы что-то сознательно или неосознанно делали для гьяни (стремящихся к мукти), то нам будет нравиться общество гьяни, и мы будем искать общения с ними. Если мы сознательно или бессознательно сделали что-то для карми (мирян), то мы будем искать общества карми и нам будет нравиться общаться с ними. Однако  бхагьяваны – это те удачливые души, которые ищут общества шуддха-бхакт.

Духовная удача душ заключается в том, что сознавая или нет,  они совершили когда-то служение Шри Кришне и Его вечным спутникам, тем самым принося блага себе. У них возникает стремление (желание) поклоняться Шри Кришне (кришна сева васана). Они начинают искать служения, и тогда Шри Кришна является им как шуддха-бхакта. Между сат-гуру и шуддха-бхактой нет разницы. Есть разница только в лиле, которую они являют.

Дхрува Махарадж хотел обрести даршан Всевышнего Господа Нараяны. Когда он оставил дом, то отправился в лес и там взывал к Нему. Всевышний Господь явился перед ним как гуру – Нарада Госвами. Даже посреди леса он встретил своего гуру! Бог пребывает повсюду, и чистый преданный или сат-гуру – также вездесущ. С Богом тот, кто достоин Его. Искренний человек обязательно встретит сат-гуру, где бы он не находился. По милости Шри Кришны мы обретаем гуру и потом по милости гуру обретаем Шри Кришну.

Гуру дарует семя бхактимантру. Когда мы получаем мантру, то думаем: «Мы достигли всего, значит, нам больше ничего не остаётся делать, у нас есть всё». Нет, не думайте так, это только начало! Предстоит ещё очень и очень многое.

мали хана каре сеи биджа аропана
шравана-киртана-джале карайе сечана

 («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.152).

Удачливая душа по милости шри гуру и Шри Кришны получает семя бхакти – мантру. Это как садовник, который сажает семена цветов или других растений. Он будет сажать их в обработанную почву. Если почва будет сухая, выжженная, невспаханная, невозделанная, то он не достигнет своей цели. Из семени, брошенного на плохую почву, ничего не вырастит. Земля должна быть подготовлена, обработана.

Семя так же должно быть живым, хранить в себе жизнь. Должно быть и то, и другое. Если не выполняется одно из этих условий, цели не достичь. Мы можем видеть, что некоторая рисовая шелуха по форме подобна семени риса. В таком случае, иногда кажется, что внутри шелухи находится зёрнышко риса. Но на самом деле это просто пустая шелуха, просто оболочка семени. Если мы посадим эту оболочку в землю, то не вырастит ничего. Нет жизни внутри. Так же и мантра. Мантру необходимо получить от сат-гуру – истинного гуру.

В «Мундака-упанишаде», (1.2.12) описываются признаки истинного духовного учителя, который воистину может дать мантру.

тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет

самит-паних шротрийам брахма ништхам

«Чтобы правильно понять трансцендентную науку, нужно смиренно, с жертвенными подношениями в руках, обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который изучил Веды, утвердился в Абсолютной Истине и непоколебимо предан ей».

Совершенный гурушротрия и брахма-ништха. Шротрия означает Всевышний Господь. Он известен как «тот, о ком следует слушать». Нет того, кто был бы равен Ему. Нет того, кто был бы выше Его, превосходил бы Его в чём-либо, поэтому достичь Его невозможно. Нет таких средств достижения совершенства, кроме как по Его милости, крипе. Другого пути к Нему нет, потому что Ему нет равных и тем более тех, кто находился бы выше Его. Таких существ просто не бывает.

Когда Шри Кришна благословил Брахму, то получил от Него мантру. Брахма повторял мантру, совершал садхану, поклонялся этой мантре. В результате он осознал собственное я и осознал положение Шри Кришны, а также свои отношения с Ним. Всё это произошло только по милости Шри Кришны. После этого Брахма передал знание и мантру Нараде. Так эта мантра передавалась в сампрадае. Мы находим в «Падма Пуране» такие слова Ведавьясы:

сампрадайа-вихина йе

мантрас те нишпхала матах

Мантра должна быть получена в истинной сампрадае. В той преемственности, в которой есть истинная святость. В таком случае божественность мантры сохраняется до сих пор. Тогда мантра будет действенной. В противном случае нишпхала матах, мантра не принесёт плодов. Звуки мантры без сампрадаи и сат-гуру мертвы. Сампрадая означает наставническая преемственность, по ней мантра должна низойти к нам, так она приходит от Всевышнего Господа.

Если мы говорим: «У меня нет гуру, но у меня есть мантра», в таком случае мантра будет для вас бесполезна. Она не принесёт вам ничего(1). Мантра должна исходить от Всевышнего Господа и передаваться через истинную сампрадаю. Тогда в мантре будет жизнь. Иначе мантра будет безжизненной, без потенциала. Такую мёртвую мантру, полученную вне сампрадаи, можно повторять в течение всей жизни, до самой смерти, и так не получить ничего! Поэтому гуру должен быть шротрия. Он должен услышать и принять мантру в истинной сампрадае.

Существует и другое значение слова шротрия: гуру должен быть глубоко сведущ в богооткровенных писаниях – Ведах. Ученик приходит и принимает прибежище у гуру, но у ученика есть сомнения, они пока ещё остаются. Если гуру не может устранить сомнения ученика с помощью веских доводов и свидетельств писаний, тогда ученик не сможет прогрессировать в своей духовной жизни. Поэтому гуру должен быть глубоко сведущ в шастрах. Это другое значение шротрия. Но помимо шротрия гуру обязан быть брахма-ништха.

Многие претендуют на то, что они шротрия, что получили мантру от гуру. Они утверждают: «Мы принадлежим к истинной сампрадае». Возможно они шротрия, но чаще всего, они не брахма-ништха. Скорее они – вишая-ништха, привязаны к чувственным удовольствиям, телесным наслаждениям.

Я получил мантру от истинного гуру, в истинной преемственности, но ум и все мысли брахма-ништхи всегда направлены на Шри Кришну, они всегда посвящены Бхагавану. Такой садху всегда волнуется о служении Ему и не думает больше ни о чём другом. В идеале ум должен быть сосредоточен лишь на Шри Кришне. Должен существовать ради служения лишь Ему. В уме не должно быть и тени мыслей о чём-то ином. Если у человека есть какие-то низменные мотивы по отношению к этому миру, тогда он не сможет принести истинного блага ни себе, ни другим.

Брахма-ништха – подлинный гуру должен быть верен Шри Кришне. Требуются не просто книжные знания, какими бы обширными они не были. Тот, кто обладает лишь книжным знанием, не сможет по-настоящему помочь другим. Если врач знает медицину только в теории, только по медицинским книгам, то как он может помочь другим? У него должен был быть практический опыт! Тогда он сможет лечить. Должен быть практический опыт сознания Кришны, Абсолютной Истины. Гуру – это тот, у кого есть брахма-ништха, кто непрерывно занят служением Всевышнему Господу, у кого есть непосредственный опыт служения Всевышнему. Его ум чист и ясен. Когда к такому гуру приходит ученик, тогда ум ученика ясно отражается в чистом сознании духовного учителя, в его чистом сердце. Такой учитель может увидеть все недостатки ученика, оказать ему помощь и устранить анартхи. Если гуру не брахма-ништха, тогда он этого сделать не сможет. Мантру необходимо получить именно от такого гуру. Тогда эта мантра будет семенем, несущем в себе жизнь, семенем, из которого может что-то вырасти.

Возделанная земля означает возделанное сердце. Это означает, что у нас должна быть твёрдая вера. Если я служу Всевышнему Господу, то я тем самым служу всем:

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа,
кришне-бхакти каиле сарва карма крита хайа

(«Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62)

Подлинная вера выражается в следующей мысли: «Если я служу Всевышнему, тогда я служу всем. Совершенно нет какой-либо необходимости заботиться о служении кому бы то ни было ещё».

Но некоторые думают: «Нет, что вы! Как же! Я служу Всевышнему Господу, но я ещё ничего не сделал для русского народа, для индийского народа, для полубогов и для других». Это мысли человека, не обладающего твёрдой верой. Подобное мышление вообще не является признаком веры. Поскольку, если человек не служит Господу, то он не служит по сути никому! Если я поливаю корень дерева, то все части дерева получат воду. Если я кладу пищу в желудок, то все части тела получат силу. Если я служу Всевышнему Господу, Шри Кришне, то служу должным образом всем! Все в необходимой пропорции получают служение от меня при правильном направлении служения. Если же я сбрызгиваю на дереве листья водой, то даже эти листья не получат того, что им необходимо.

Сердце должно быть возделано, должно представлять из себя некую возделанную почву, и, если сердце подготовлено, то есть твёрдая вера уже присутствует у человека, а также получено живое семя, мантра от сад-гуру, который является шротрия и брахма-ништха, тогда это семя может начать расти.

Как произрастает мантра-биджа? Сначала семя необходимо посадить. Однако этого мало. Это незначительное достижение – обретение мантры через истинную сампрадаю от совершенного гуру. Также мало того, чтобы в сердце была твёрдая вера. Необходима ещё вода! Шравана-киртана-джале карайе сечана, необходимо регулярно поливать семя. Только тогда мантра-семя может дать росток(2). Когда мы получили подлинную мантру от сат-гуру, когда поместили мантру в сердце, исполненное твёрдой веры, то ещё предстоит кое-что дополнительно. Это шравана-киртана-джале – вода шраваны и киртаны. Если мы получили кришна-мантру, то должны слушать о Шри Кришне от Его чистого преданного. Услышав о Господе, следует повторять слова святого. Если этого не делать, то семя засохнет. Необходимо обрести всё, что нужно. Плодовитая возделанная земля, самое лучшее семя, однако если нет воды для полива, то из семени не вырастет дерево, даже росток не пробьётся. Если не будет дождя, это семя высохнет и умрёт.

Предположим, что мы были настолько удачливы, что встретили истинного гуру, получили от него полное жизни семя – мантру. У нас даже готовое сердце. В нём живёт твёрдая вера. Мы посадили это семя в сердце, но если нет ограды, тогда любые овцы, козлы, слоны могут прийти и растоптать посаженное семя. Необходимо ограждение. Этой оградой будет садху-санга. Необходима ограда – общество искренних и чистых преданных. Необходима вода, необходимо поливать ею это семя. Семя, в котором есть жизнь – мантра, полученная от шротрия и брахма-ништха гуру не даст ничего, никакого ростка, если не будет живительной воды. Мы знаем, когда наступает засуха, то все семена, посажанные в землю, высыхают от солнца. После засухи никакого урожая не будет.

Я получил подлинную мантру. Мой гуру – полностью осознавшая себя душа. Однако если бы после получения мантры я бы ничего не делал, тогда бы эта мантра не дала никаких плодов. Мы должны обязательно поливать семя. Поливать, означает «слушать настоящего садху и не слушать профессиональных чтецов». Для этих работяг, говорить о Шри Кришне – просто способ заработать себе на жизнь. Это только кажется, что они проповедуют о Шри Кришне. На самом деле, и по сути, они говорят о чём-то совершенно другом. Слушая от истинного садху о святом имени Шри Кришны, Его качествах, облике, Его преданных, мы должны повторять услышанное. Хари-катха будет питательной водой.

Некоторые думают: «Я получил истинную мантру, у меня есть сат-гуру, я не сомневаюсь в своём гуру. Теперь мне больше нечего делать». Нет, нет! Всё только начинается! Вы обязаны слушать о Шри Кришне, вы должны говорить о Нём, необходимо памятовать о Нём. Кем бы вы ни были: находитесь ли в отрешённом укладе жизни или вы домохозяева, вы должны совершать шравану и киртану. Шравана и киртана будет поливать посаженное в сердце семя бхакти.

Ещё в «Чайтанья-чаритамрите» мы находим такое слово – нитья. Шравана и киртана должны совершаться не от случая к случаю, а постоянно – нитья. Мы должны всегда слушать о Господе и Его деяниях, мы должны всегда нести послание Бога людям.

…………………………………………….

1)  Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж утверждает подобное в контексте высшей цели утверждаемой в Гаудия-сампрадае. То есть без посвящения невозможно обрести према-бхакти. Однако мукти можно обрести благодаря маха-мантре и без посвящения у гуру:

дикша-пурашчарйа-видхи апекша на каре

джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре

«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение» ("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья. 15.108).

2)  Почему «может дать росток», а не «даст росток»? Потому что все результаты приходят по велению Господа, а не от технического соблюдения правил и предписаний.

………………………………………………….

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж