?

Кто является настоящим гуру?

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 1757. Опубликовано: 29-05-2013, 09:13

Кто является настоящим гуру?

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

 Лекция, данная в Феврале 2013г. Джаганнатха Пури  

 

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива

гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа


(«Шри Чайтанья-чаритамрита», 19.151).

 

Брахманда значит всё материальное творение. Мы, дживы, скитаемся от низших планет до высших, иногда рождаемся в теле животного, а иногда в теле человека.  Бхагьяван джива – это очень удачливая душа. Она приходит  к истинному гуру. Истинная удача этой дживы заключается в том, чтобы накопить так много сукрити в прошлой или в этой жизни, чтобы, в конце концов, встретиться с садху. По беспричинной милости гуру и Кришны мы получаем бхакти-лата-биджу семя бхакти.

 

 Семя бхакти значит бхагавата-смрити – памятование о Боге. Мы совершенно забыли, что мы все – вечные слуги Господа. Такое памятование приходит от общения с возвышенным садху, и лиана преданности начинает прорастать в сердце ученика. Бхакти-лату нужно постоянно поливать шраваной и киртаной. Таким образом, семя прорастает, и лиана тянется всё выше и выше. Она пересекает все планеты материального творения и достигает Брахмалоки, но если поливать как нужно, то лиана не остановится и пересечёт  Брахмалоку, затем реку Вираджа. На всех планетах материального творения в разных пропорциях присутствуют тама-гуна, раджа-гуна и саттва-гуна. Слово вираджа значит место, где нет страсти, нет раджа-гуны,  нет желания творить различные предметы. Эта лиана также пересечёт Вираджу, а затем даже Вайкунтху. Слово вайкунтха значит - нет (ваи) страданий (кунтхи). Наша лиана бхакти не остановиться и будет тянуться всё дальше и дальше и, в конце концов, достигнет Голоки Вриндавана, и найдёт своё прибежище у лотосных стоп Шри Кришны, обнимая их. Такая лиана начнёт благоухать цветами, а затем плодоносить.  Плодов будет так много, что невозможно будет съесть их самому, и тогда такой садхака начнёт раздавать эти плоды. Подобная, достигшая совершенства душа становиться истинным гуру. Быть таким гуру – значит иметь полную квалификацию, чтобы раздавать другим то, что обрёл от Господа. Если кто-то пытается раздавать незрелые плоды, то такие плоды не будут вкусными. Если у кого-то есть дерево манго, то можно увидеть, как оно сначала начинает цвести, затем появляются маленькие плоды. Если сорвать такой плод и попытаться съесть, то не будет ни вкуса, ни запаха. Если сорвать через месяц, то манго будет чуть сладким. Если же оно само созреет и упадёт, то вся раса, весь нектар будет в этом манго. Поймав такой плод, мы получим всю его красоту, всю сладость, весь сок.

 

 Во Врадже есть пять рас: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. Матхурья-раса включает в себя все расы. Незрелое манго можно сравнить с шанта-расой, но созревая, манго вбирает в себя всё больше и больше сладости и расы. Спелое, нектарное манго можно сравнить с мадхурья-расой.

 

 В этом мире для обычного человека невозможно стать сад-гуру. Гуру значит тяжёлый. Как же он становиться тяжелым? Человек, который служит с полной погружённостью телом и душой лотосным стопам Господа и его преданным, обретает гуруттву (трансцендентную тяжесть, качества учителя). Такая личность становится способной заботиться об учениках и вести их за собой. Такое служение даёт ему квалификацию быть шри гуру.

 

В «Гурв-аштаке» (стих 7) Шрила Вишванатха Чакраварти Такур написал:

 

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих

 

Как правильно понимать эти слова -  сакшад-хари.  Хари может быть только одна личность. Что же тогда означает сакшад-хари? Если медную посуду поставить на огонь, то очень быстро она станет такой горячей, что обожжёт вам руки. Если обычный человек по великой удаче встретиться с возвышенным садху и начнёт служит гуру и Бхагавану, то скоро он сам станет трансцендентным, переняв все их качества. Такая личность становиться настолько духовно могущественной, что он сам уже может обжечь других, подобно горячей медной посуде. Гуру сакшад-хари, потому что он связан с Хари так сильно, что Господь проявляется в нём и через него. Лёд не может обжечь до тех пор, пока огонь не расплавит и не доведёт замороженную воду до кипения. Личность, в которую Бхагаван полностью входит, становиться сакшад-хари. Он в определённом смысле уже неотличен от Господа.

 

 Каковы признаки такого учителя?

 

шри-виграхарадхана-нитйа-нана-
шрингара-тан-мандира-марджанадау
йуктасйа бхактамш ча нийунджато 'пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам


(«Гурв-аштака», стих 3)

 

 Уттама-адхикари гуру всегда служит Господу, поклоняясь Ему, надевая на арча-виграху красивые одежды и украшения, убираясь в  храме. Он так же занимает своих учеников в таком служении. Истинный гуру не просит ничего для себя от учеников, он хочет только одного от своих учеников, чтобы они служили Шри Бхагавану.

 

 Вторым признаком, является то, что шри гуру всегда служит лотосным стопам вайшнавов. Так он подаёт пример всему миру и этим самым утверждает, что без служения вайшнавам невозможно  получить милость Господа.

 

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам


(«Гурв-аштака», стих 4)

 

Он служит преданным, раздавая им четыре вида прасада. Почему учитель это делает, потому что знает, что через служение преданным он удовлетворит Господа даже больше, чем через служения Ему Самому. Таким образом, гуру всегда занят служением Бхагавану и вайшнавам, также этим он занимает учеников, которые предались ему. Только Бхагаван может дать всем удовлетворение, никто другой этого сделать не сможет. Совершенный учитель также может удовлетворить всех, потому что он сакшад-хари. Чатур-видха-шри-бхагават-прасада: гуру служит четырьмя видами прасада, потому что многие хотят разных блюд. Так через своё служение подлинный учитель всех оставляет довольными и счастливыми, хотя для обычного человека невозможно удовлетворить всех.

 

 Однажды преданный приготовил очень вкусный прасад. Он сделал прекрасное бурфи, кхир с миндалём и изюмом, кокосовое чатни, сабджи, шпинат. Он был очень доволен, и многие люди также были ему благодарны, но был человек, который ничего не смог съесть, так как он был диабетиком. Я увидел это и сварил  для него зеленую папайю, потер огурец, яблоко. Этот повар оставил довольными многих людей, но всё же был человек, который остался не удовлетворён. Уттама-гуру – это личность, которая способна оставить всех довольными, так как гуру сакшад-хари. 


Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж объяснил, что в строке чатур-видха-шри-бхагават-прасада четыре вида прасада означают: дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расы. Гуру может дать любой вид расы в соответствии с квалификацией и индивидуальной особенностью его учеников. Главным поваром, который готовит для Кришны, является Шримати Радхика. Совершенный учитель несёт ответственность перед всей гуру-варгой распространить этот прасад в соответствии с квалификацией учеников, которые к нему обращаются. Господь может удовлетворить абсолютно всех, начиная от маленького муравья до большого слона, Он может удовлетворить все растения, всех насекомых, всех животных, всех птиц. Только Всевышний может всех накормить, Он всё даёт, никто другой этого сделать не может.

 

  Мы не можем служить Бхагавану напрямую, поэтому Он проявляется в этом мире как шри гуру, садху, шастры. Напрямую мы не можем постичь шастры. Для нас, чей уровень преданности достаточно низок, гораздо лучше общаться с вайшнавами, так как они очень милостивы к нам. Они дают знание в соответствии с нашим уровнем и в соответствии с тем, что мы готовы принять. Получить такую милость от шастр невозможно. Шастры нельзя постичь собственным материальным и ограниченным интеллектом, кто самостоятельно пытается это сделать – никогда не поймёт истинной сути шастр:

 

йасйа деве пара бхактир

йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах

пракашанте махатманах


«Тот, кто пробудил в себе пара-бхакти, совершеннейшую бхакти к Бхагавану, а также к Гурудеве, сможет постичь сущность всех шастр» («Шветашватара-упанишад», 6.23)

 

Шанда и Амарака – учителя Прахлады Махараджа. Они цитировали шлоки, но всё же не понимали, что Вишну – это Личность, которой нужно полностью предаться.

  Прахлада Махарадж объяснил, что понимание истины приходит от нишкинчана-бхакты. Нишкинчана – это тот, кто не принимает ничего для себя во всех трёх мирах, если же он принимает что-то, то только для бескорыстного служения Бхагавану. Для него служение – высшее богатство. Без милости преданных невозможно понять Всевышнего Господа даже в самой малой степени.

 

  Однажды Махараджа Рахугана отправился в ашрам Капилы Муни. Четверо слуг несли его на своих плечах, один из них ослаб и не смог нести дальше царский паланкин. Тут слуги царя увидели Джада Бхарату и приказали ему понести царя. Джада Бхарата был готов из смирения делать всё, что бы ему ни говорили, поэтому он согласился выполнить их приказ. Однако когда он шёл, он не делал это в ногу с остальными и всё время подпрыгивал из-за того, что был исполнен сострадания ко всем живым существам. Он боялся наступить даже на муравья. Царя это сильно рассердило, и он в гневе язвительно обратился к Джада Бхарате: «Я понимаю: ты прошёл такой длинный путь с паланкином на плечах. Ты несёшь паланкин уже очень долго и поэтому утомился. К тому же ты стар, не слишком упитан, слаб и страдаешь от  разных недугов. Почему же другие носильщики не помогают тебе?»

 

 Джада Бхарата не отреагировал на слова царя и продолжал нести его таким же образом. Тогда  царь начал ругаться. Джада Бхарата, достойнейший из брахманов и всегда хранящий молчание, вдруг заговорил, обратившись к царю: «О великий герой и правитель, своими язвительными речами ты не только выразил недовольство мной, но и прекрасно объяснил истинное положение вещей. Ведь на самом деле паланкин несу не я, а мое тело. Я – вечная душа, а не тело, поэтому груз, который несёт тело, не имеет ко мне никакого отношения. В твоих словах нет противоречия, ибо я и моё тело – отнюдь не одно и то же. Именно тело несёт твой паланкин, а поскольку я отличен от тела, меня, как ты и намекнул, эта работа ничуть не утомила. Ты сказал, что я не слишком упитан и не отличаюсь силой, однако утверждать такое может лишь тот, кто не понимает различия между телом и душой. Полным или худым может быть только тело – ни один образованный человек не станет приписывать эти качества душе. Но с другой стороны, ты прав. Я душа, и поэтому не являюсь толстым или худым. Кроме того, если бы весь этот путь с паланкином должен был проделать я один, мне бы пришлось немало потрудиться, однако этот путь прошёл не я, а моё тело; от меня же вообще не потребовалось никаких усилий.

 

рахуганаитат тапаса на йати
на чеджйайа нирвапанад грихад ва
на ччхандаса наива джалагни-сурйаир
вина махат-пада-раджо-'бхишекам

 

«О царь Рахугана, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому выпала удача осыпать своё тело пылью с лотосных стоп великих преданных. Чтобы приблизиться к Абсолютной Истине, недостаточно хранить обет безбрачия (брахмачарью), добросовестно выполнять обязанности домохозяина, покинуть дом и стать ванапрастхой, принять санньясу или же предаваться суровой аскезе (например, зимой стоять в ледяной воде, а летом сидеть под палящим солнцем в окружении костров). Есть ещё много методов, с помощью которых люди пытаются постичь Абсолютную Истину, однако Абсолютная Истина открывается только тому, кто удостоился милости великого преданного» («Шримад-Бхагаватам», 5.12.12).

 

тасман наро 'санга-сусанга-джата
джнанасинехаива виврикна-мохах
харим тад-иха-катхана-шрутабхйам

лабдха-смритир йатй атипарам адхванах

 

«Просто общаясь с возвышенными преданными, любой сможет обрести совершенное знание и мечом этого знания разрубить путы иллюзорного, мирского общения, что удерживают душу в плену материи. Общение с преданными дарует человеку возможность служить Господу, слушая о Нём и прославляя Его (шравана киртана). Так можно пробудить в себе сознание Кришны и, уверенно двигаясь по этому пути, уже в нынешней жизни прийти к Богу» («Шримад-Бхагаватам», 5.12.16).


  Если совершать служение кришна-бхактам, слушать их хари-катху, совершать ану-киртан, строго следуя тому, что было услышано на хари-катхе, тогда бакти-лата начнёт прорастать. Какова наша дхарма, наши обязанности? Нашей высшей обязанностью является служение лотосным стопам вайшнава. Каков процесс постижения чистого преданного? Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (4.34): пранипат, парипрашна, севая. Всё начинается с пранипата, мы должны предаться святому преданному, предложив ему пранаму, отдав ему всё своё эго и полностью принять его руководство. Затем парипрашна, необходимо вопрошать о том, как можно достичь высшего блага. Необходимо задавать ему вопросы в смиренном настроении. Только по милости вайшнава можно понять, что такое высшее благо и как его достичь. Затем севая – служение. Без служения невозможно осознать и сохранить услышанное от бхагават-бхакты. Также мы не сможем должным образом служить вайшнавам, пока не осознаем глубоко их хари-катху.

 

  Кто является настоящим гуру? Это полностью предавшаяся Богу душа. Он гьяни, он познал суть всех писаний. Также он таттва-дарши, он познал высшую таттву, он познал Всевышнего Господа. Он имеет глубокое и полное осознание Господа. Идеальный гуру не просто знает все шастры, он имеет совершенную реализацию шастрического знания. Если кто-то обретает удачу служить такому возвышенному учителю, то он, делая это по-настоящему, со временем становиться таким же как шри гуру. Поэтому истинный ученик – это сат-шишья. Настоящий ученик обретает качества учителя и становиться сат-гуру.

 

Над текстом работали:

Перевод и набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж