?

Шрила Нарахари Саракар Тхакур.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 602. Опубликовано: 17-03-2019, 07:25

«Чайтанья. Его жизнь и спутники»

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Шрила Нарахари Саракар Тхакур

Глава 27

 

пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита /

адхуна нарахарй-акхйах саракарах прабхох прийах //

«Та, что прежде была Мадхумати, близкой подругой Радхи, сейчас стала Нарахари Саракаром, дорогим спутником Господа» («Гаура-ганоддеша-дипика», 117).

Шрила Нарахари Саракар Тхакур считается одной из ветвей древа Чайтаньи, древа желаний чистого преданного служения. По желанию Махапрабху он родился в семье врачей (ваидьев), и, таким образом, благословил свою семью. Он был главным спутником Господа среди жителей деревни Шри Кханды. Железнодорожная станция Шри Кханда находится в округе Бурдван, в четырёх милях к западу от Катвы. Дом Нарахари расположен в миле от этой станции. Некоторые из жителей Шри Кханды были преданными Господа Чайтаньи: Шри Мукунда, Шри Рагхунандан, Шри Чиранджива, Шри Сулочана, Шри Дамодар Кавирадж, Шри Рамачандра Кавирадж, Шри Говинда Кавирадж, Шри Баларам дас, Шри Ратиканта, Шри Рамагопала дас, Шри Питамбара дас, Шри Шачинандана, Шри Джагадананда и другие. Кришнадас Кавирадж Госвами упоминает многие из этих имён в качестве ветвей древа Чайтаньи, которое щедро раздаёт плоды любви к Богу («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.78-9).

Учёный Бхарат Маллик в своей книге «Чандра-прабха» написал следующие стихи на санскрите относительно явления Нарахари в семье вайдьев:

шрикханда-нама-нагари радхе бангешу вишрута /

сарвешам эва ваидйанам ашрайо йатра видйате //

йатра гоштхи-бхута ваидйа йах кхандо’бхуд бхишак-прийах /

вишешатах кулинанам сарвешам эва васа-бхух //

«В Бенгалии в области, известной как Рарха (Бурдван, Бирбхум) расположен знаменитый город под названием Шри Кханд – прибежище общины врачей. Поскольку там собрались вайдьи, это место стало для них любимым, и в особенности для тех, кто имел самое благородное происхождение».

В «Гаудия-вайшнава абхидхане» говорится, что Нарахари Саракар Тхакур явился в эру Шака, в 1401 или 1402 году (что соответствует 1479-80 годам нашей эры). Его отца звали Шри Нараян дас, а мать – Шри Гойи. Шри Гойи была дочерью Мурари Сены. У Нараяны даса было трое сыновей: Мукунда, Мадхава и Нарахари. Рагхунандан Тхакур был сыном Мукунды («Бхакти-ратнакара», 11.730-731).

Лочан дас, автор «Чайтанья-мангалы», пришедший из деревни Кограм, что рядом с Дхаматпуром, был учеником Нарахари. По этой причине Лочан дас пишет, что Шрила Гададхара Пандит Госвами и Нарахари Саракар Тхакур были самыми дорогими спутниками Махапрабху. С другой стороны, Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-Бхагавате» не говорит подробно о преданных из Шри Кханды. Шрила Лочан дас Тхакур пишет в «Чайтанья-мангале» о своём гуру следующее: «Нарахари дас Тхакур – почитаемый мной учитель. Он обладал силой чистой линии семьи врачей. Его тело было пропитано любовью к Кришне. Тех, кто был его учениками, он не учил ничему, кроме кришна-премы. Прежде он был Мадхумати, одной из самых дорогих сакхи Радхи во Вриндаване, кладезью сладости. Теперь, в век Кали, с приходом Гауранги, он стал хранителем кладезя любви к Радхе и Кришне».

После смерти их отца, Нараяны, Мукунда, старший брат Нарахари, устроил его учиться в Навадвипу. Говорится, что иногда Мукунда работал врачом в семье Шаха. Нарахари быстро стал очень учёным, а также – знатоком вкусов преданности. Ещё перед тем, как стать спутником Махапрабху, он составлял песни, прославляющие игры Радхи и Говинды.

Когда Шрила Гададхара Пандит Госвами постоянно стал находиться рядом с Господом и служить Ему, Нарахари имел счастье войти в его окружение. Личным служением Нарахари Саракара Тхакура было обмахивать Господа опахалом из хвоста яка. Шрила Бхактивинода Тхакур, личный представитель Махапрабху, подтверждает это в своём «Гаура-арати»:

нарахари ади каре чамара дхулайа /

санджайа, мукунда, васу гхоша ади гайа //

«Нарахари и другие жители Шри Кханды обмахивали Его чамарой, а Санджая, Мукунда и Васу Гхош – пели».

Нарахари написал несколько книг, в том числе «Бхакти-чандрика-паталу», «Шри Кришна-бхаджанамриту», «Шри Чайтанья-сахасранаму», «Шри Шачинанданаштаку», «Шри Радхаштаку» и другие. Все эти книги хорошо известны и высоко ценятся преданными.

О Нарахари рассказывают следующую историю:

Однажды, когда Махапрабху и Нитьянанда Прабху пришли к нему в дом в Шри Кханде, внезапно они захотели мёда. Нарахари продемонстрировал свои чудесные силы, превратив воду в пруду рядом со своим домом в мёд. Так с помощью воды из этого пруда он утолил желание Господа. Пруд с тех пор называется Мадху-пушкарини. Во сне Господь приказал Нарахари установить три Своих Божества. Им сейчас поклоняются в Шри Кханде, Катве и Ганганагаре.

Нарахари Саракар Тхакур также участвовал в деяниях Господа в Пури. Он и другие жители Шри Кханды каждый год приходили туда вместе с Шиванандой Сеной («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.132). Махапрабху, завершив Своё паломничество по Южной Индии (во время которого спасал множество людей – даровал всем любовь к Кришне), вернулся в Пури. Оттуда Нитьянанда послал Своего слугу, Кала Кришнадаса, обратно в Бенгалию, чтобы рассказать всем о прибытии Господа. Преданные сразу же договорились пойти в Джаганнатха Пури – увидеться с Господом. Кханда-васи были в их числе. «Мукунда, Нарахари и Рагхунандан из Шри Кханды прибыли в дом Адвайты Ачарьи, чтобы отправиться в Нилачалу» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.90).

После Снана-ятры Джаганнатха не даёт даршан. Махапрабху в это время обычно уходил в Алаланатх, желая облегчить чувство разлуки, возникавшее от невозможности видеть Джаганнатху. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Гопинатху Ачарью назвать имена преданных Господа, тот перечислил Нарахари, Мукунду даса, Рагхунандану, Чирандживу и Сулочану («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 11.92).

Во время фестиваля Ратха-ятры Господь формировал из бенгальских преданных семь групп киртана. Одна из них состояла исключительно из преданных из Шри Кханды. Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что в этой группе танцорами были Нарахари и Рагхунандан, и они пели отдельно от всех остальных («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 13.46).

Когда Господь давал всем преданным наставления касательно их служения, то велел Нарахари оставаться в общении с преданными («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.132).

Многие путают Нарахари Чакраварти, автора «Бхакти-ратнакары», с Нарахари Саракаром Тхакуром. Первый, который также известен как Гханашьяма дас, – совсем другой человек, родом из округа Муршидабад. Имя его отца – Джаганнатх Чакраварти. Он был учеником Вишванатхи Чакраварти Тхакура. По приказу Говиндаджи он готовил в храме Говинды и был известен во Врадже как «пуджари-повар» – «расуийа пуджари».

Следующая песня была написана Нарахари Саракаром Тхакуром:

аола гаура пуна хи надийа пура

хо йата манахи улласа /

аичхе ананда канда кийе хераба

карабахи киртана виласа //

хари хари,

каба хама хераба со мукха чада /

вираха пайодхи кабаху дина пан раба

тутаба хридайака бандха //

кундана канака панти кеба хераба

йаджна ки сутра вираджа /

баху-джугала тулии хари хари болаба

натана бхаката-гана маджха //

эта кахи найана муди баху саба джана

гаура према бхела бхора /

нарахаридас а аша каба пураба

хераба гаура-кишора //

«Если Гаура вернётся в Надию, мой ум переполнится радостью. И тогда я увижу Его, источник всей радости, совершающим игры киртана.

Хари Хари! Когда же я вновь взгляну на Его лицо, подобное луне? Когда же придёт тот день, когда плотина, сдерживающая океан разлуки в моём сердце, прорвётся?

Когда же я увижу золотой облик Господа, обёрнутый Его ягья-сутрой? Поднимая вверх руки, я закричу: «Хари, Хари!» и стану танцевать среди преданных.

Говоря так, многие преданные Гауры закрывают глаза и растворяются в любви к Нему. Когда же желания Нарахари сбудутся? Когда же он взглянет на облик юного Гауры?»

Нарахари ушёл примерно в 1540 году нашей эры [его потомки же говорят, что он прожил сто лет, до 1578 года, или около того.] Это произошло в месяц Аграхаян [на санскрите – Маргаширша] на день Кришна Экадаши. Шринивас Ачарья провёл погребальные обряды. Сын Нитьянанды Прабху, Вирачандра Госвами, и многие другие возвышенные вайшнавы присутствовали в Шри Кханде на пиру, посвящённому уходу Нарахари. Это описано в «Бхакти-ратнакаре»: «Некоторые говорили: «Братья, не уходите сразу. Через несколько дней Шри Кханд будет затоплен океаном премы. На тринадцатый день убывающей Луны Аграхаяна – в день ухода Нарахари Тхакура, здесь будет проведён огромный фестиваль» («Бхакти-ратнакара», 9.512-4).

……………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев