?

Шривас Пандит.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 961. Опубликовано: 5-04-2019, 14:58

Шривас Пандит

Из книги «Чайтанья. Его жизнь и спутники»

Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа

Глава 10

 

шриваса-пандито дхиман йах пура нарадо муних

парватакхйо муни-варо йа асин нарада-прийах

шри-рама-пандитах шриман тат-каништха-саходарах

намнамбика врадже дхатри станйа-датри стхита пура

саивейам малини намни шриваса-гхрини мата

«Шривас – это Нарада Муни в кришна-лиле. Его друг, Парвата Муни, явился в гаура-лиле как младший брат Шриваса, Рамай. Жена Шриваса, Малини Деви, в кришна-лиле является кормилицей Кришны по имени Амбика» (Ш.Кави Карнапур, «Гаура-ганоддеша-дипика», 90).

 

Панча-таттва

панчататтватмакам кришнам бхактарупа-сварупакам

бхактаватарам бхактакхйам намами бхакташактикам


«Я предлагаю поклоны Верховному Господу Кришне, который являет себя в пяти ипостасях: преданного, экспансии преданного, инкарнации преданного, чистого преданного и энергии преданности».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в комментарии к этому стиху пишет: «Высшая абсолютная сила проявляет себя в пяти ипостасях согласно Своему желанию испытать пять различных видов игр. Онтологически между ними нет разницы, все они – единая Истина, выраженная пятью различными способами. Таким образом, Шри Гауранга, Шри Нитьянанда, Шри Адвайта, Шри Гададхара и Шривас Пандит, так же как и остальные преданные, онтологически неотличны друг от друга. В то же самое время эта единая Истина проявилась как преданный (бхакта-рупа), экспансия преданного, воплощение преданного, энергия преданности и чистый преданный согласно желанию ощутить различные вкусы божественных отношений. Сам Верховный Господь, сын Нанды, принимает настроение преданности, чтобы стать бхакта-рупой. Его полная экспансия (сваям пракаш) Баларама принимает настроение преданности и приходит как бхакта-сварупа, Шри Нитьянанда Прабху. Пуруша-аватара Маха-Вишну принимает настроение преданности и приходит как бхакта-аватара – инкарнация преданного, как Шри Адвайта Ачарья. Эти три Прабху относятся к категории вишну-таттвы. Энергия преданности (бхакти-шакти) и чистый преданный (шуддха-бхакта) — это виды энергии вишну-таттвы, которые считаются неотличимыми от неё, поскольку полностью от неё зависимы».

Гададхара Пандит, Сварупа Дамодар, Рамананда Рай и другие относятся к категории энергии преданности. Чистые преданные, такие как Шривас Пандит, находятся в настроении дружбы или служения. Поэтому Шривас Пандит — это один из членов Панча-таттвы.

 

Происхождение Шриваса Пандита

Шривас Пандит родом из Силхета. Он переселился в Навадвипу и там сыграл важную роль в играх Махапрабху. Из «Чайтанья-бхагаваты» и «Чайтанья-чаритамриты» мы узнаём, что в Навадвипе также жили три брата Шриваса — Шрирам Пандит, Шрипати Пандит и Шрикант (Шринидхи Пандит). Все четверо участвовали в лилах Махапрабху.

В «Гаудия-вайшнава-абхидхане» приводится цитата из «Према-виласы», в которой упоминается, что отец Шриваса был ведическим брахманом и его звали Джаладхаром Пандитом. Шривас был вторым из пяти сыновей. Старшего звали Налин Пандит, и у него была дочь Нараяни. Имя её мужа было Вайкунтха дас Випра. Он умер, когда она носила в своём чреве сына, который впоследствии стал Вриндаваном дасом, автором «Шри Чайтанья-бхагаваты». Спустя какое-то время она оставила дом своего мужа в Кумарахатте (Халисахар) и стала жить вместе со Шривасом в Навадвипе.

 

Шривас и Нимай Пандит

В школьные годы Нимай часто вступал с Гададхарой, Мукундой и другими Своими друзьями в философские диспуты. Сначала Он полностью разбивал все их аргументы, а затем, наоборот, используя их аргументы, опровергал Самого Себя. Преданные поражались Его способностям, при этом думая, что Его учёность принесёт плоды, только если Он станет преданным Кришны. Нимай при каждой встрече кланялся преданным, таким как Шривас, а они, в свою очередь, благословляли Его: «Пусть у тебя проявится преданность Кришне».

Как-то раз, повстречав на улице Нимая, Шривас сказал Ему: «Учиться стоит только ради того, чтобы обрести преданность Кришне. Какая польза от учёбы, если это не ведёт к преданности? Не трать зря время. Начни как можно скорее поклоняться Кришне».

Махапрабху был счастлив от этих слов и в ответ произнёс: «Ты – преданный и по твоей милости однажды Я наверняка обрету преданность Кришне».

Несмотря на то, что преданные испытывали огромное влечение к Нимаю, тем не менее, благодаря могуществу Йогамайи они не могли узнать в Нём своего Господа, которому поклонялись. Это наиболее удивительная и прекрасная лила. 

 

Нимай становится преданным

Вернувшись из Гайи, Махапрабху начал проявлять все признаки экстатической любви к Богу. Однако Шачимата была очень напугана этим, принимая это за безумие. Однажды Его навестил Шривас, и Махапрабху спросил его: «Все считают, что Я сошёл с ума. А что ты думаешь по этому поводу?» Шривас рассмеялся и ответил: «Хороший вопрос. Если это такая болезнь, тогда я сам хотел бы заболеть ею. Я вижу, как величайшее настроение преданности овладело Твоим телом. Кришна чрезвычайно милостив к Тебе».

Махапрабху с облегчением обнял Шриваса и сказал: «Если бы и ты сказал, что Я сошёл с ума, Я бы пошёл и утопился в Ганге» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 2.114-118).

Когда Махапрабху стал проводить в своём доме и в доме Шриваса громкие санкиртаны, все соседи-атеисты стали жаловаться, что сильный шум мешает им спать. В своих попытках как-то воспрепятствовать этому они стали распускать ложные слухи о том, что скоро сюда придёт местный правитель и строго накажет всех преданных.

Подобные разговоры очень обеспокоили Шриваса Пандита, и он начал поклоняться Нрисимхадеву, моля Его о защите. Узнав об этом, Господь, избавляющий Своих преданных от всех страданий, пришёл к нему домой. Он постучался в дверь и спросил: «Кому ты поклоняешься? На кого медитируешь? Тот, кому ты поклоняешься, стоит прямо перед тобой. Взгляни! Я спасу праведников и уничтожу грешников. Больше ничего не бойся!»

Сказав так, Он сел в вирасану (позу героя) и явил Божественный облик Нрисимхадева, держащего раковину, диск, палицу и лотос. Когда Шривас увидел это удивительное проявление Господа, его переполнило чувство любви, и он начал прославлять Махапрабху гимнами из вед. Господь был очень доволен и велел Шривасу позвать жену и всех домашних, чтобы они тоже могли узреть этот Его Божественный облик. Он дал Свой прасад Нараяни, и та по Его милости стала повторять святое имя.

Насколько преданный дорог Господу, настолько же и Господь дорог Его преданному.

 

Вьяса-пуджа Нитьянанды

Когда Нитьянанда пришёл в Навадвипу и остановился в доме Нанданачарьи, Махапрабху сразу же понял это и отправился туда вместе с группой преданных. Чтобы явить всем славу Нитьянанды Прабху, он попросил Шриваса продекламировать стих из «Бхагаватам» (10.21.5):

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам

бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам

рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир

вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих

«Шьямасундара, окружённый Своими друзьями-пастушками, входит в лес Вриндавана. Его тюрбан украшает павлинье перо, а уши — цветок карникары, который Он попеременно закладывает то за одно, то за другое ухо; Его питамбара сияет, словно золото, а на шее покоится крадущая сердце гирлянда из пяти видов ароматных лесных цветов, которая доходит Ему до самых колен. Искусный любовник, Он одет в нарядный костюм, как великий танцор на сцене. Когда Он наполняет флейту нектаром Своих уст, её славная песнь оглашает все лесные кунджи. За Ним идут мальчики-пастушки и поют Ему славу. Вриндавана-дхама, своей красотой затмившая Вайкунтху, стала ещё прекраснее оттого, что её украсили следы лотосных стоп Кришны, отмеченные раковиной, диском и другими знаками».

«Как только Нитьянанда Прабху услышал этот стих, он потерял сознание, и в Его теле проявились восемь признаков трансцендентного экстаза. Вишвамбхара прижал Нитьянанду к своей груди» («Чайтанья-бхагавата», 2.4).

Как-то раз Махапрабху сообщил всем о Своём желании провести вьяса-пуджу Нитьянанде Прабху. Все приготовления были сделаны в доме Шриваса. Накануне церемонии, когда шёл адхиваса-киртан, Махапрабху погрузился в настроение Баладевы, явив тем самым, что Нитьянанда – это Сам Баларама. Затем Он стал звать Адвайту, обращаясь к нему по имени «Нара, Нара!», что означает «тот, кто заставляет что-то двигаться, приводит в движение», тем самым раскрыв, что именно Адвайта своими молитвами заставил Его явиться в этот мир.

На следующий день Шривас Пандит, который был назначен ачарьей церемонии вьяса-пуджи, в самом её начале дал Нитьянанде Прабху гирлянду, чтобы Тот предложил её Вьясадеве, произнеся соответствующие мантры. Вместо этого Нитьянанда не задумываясь одел гирлянду на шею Махапрабху, который тут же явил Ему Свой шестирукий облик (шад-бхуджа). В заключительной части вьяса-пуджи Махапрабху велел преданным начать громкий киртан. Также Он приказал Шривасу позаботиться о прасаде и затем лично раздал прасад всем преданным, а также слугам Шривасы. Все с великой радостью почтили прасад.

Увидев, насколько Шривас предан Нитьянанде Прабху, Махапрабху благословил его, сказав, что богиня удачи всегда будет милостива к его семье, и что даже собаки и кошки в его доме обретут преданность к Господу.

 

Киртан в шривас-ангаме

Согласно желанию Махапрабху в доме Шриваса Пандита стали регулярно проводиться ночные киртаны, в которых участвовали только самые близкие спутники Господа. Это началось в ночь на Экадаши, и тогда во время воспевания в теле Махапрабху проявилось множество любовных трансформаций.

шри хари васаре хари-киртана видхана

нритйа арамбхила прабху джагатера прана

пунйаванта шривасангане шубхарамбха

утхила киртана-дхвани “гопала! говинда!”


«Шастры предписывают в ночь на Экадаши совершать хари-киртан (который также называется хари васара). В тот вечер Махапрабху, жизнь всего мира, начал Свой удивительный танец. Это благоприятное событие — начало движения санкиртаны произошло во дворе дома благочестивого Шриваса, и пение имён Кришны – Гопала и Говинда – вознеслось к небу» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 8.77-78).

Махапрабху велел запереть все двери, чтобы никто из грешников и людей с чёрствым сердцем не смог попасть на киртан. В итоге многие, кто жил по соседству, стали критиковать Махапрабху и Его преданных, но те не придавали этому значения и продолжали в экстазе воспевать святые имена. Подобно тому, как долгая ночь раса-лилы пролетела для гопи за одно мгновение, ночные киртаны в доме Шриваса казались всем, кто в них участвовал, очень мимолётными.

В конце одной из таких ночей Махапрабху взошёл на алтарь, сел на трон Вишну, положив Себе на колени все шалаграма-шилы с алтаря, и показал чудесный облик, явивший Его божественную природу. Он принял все подношения – пищу, которую поднесли Ему преданные.

В другой раз Махапрабху совершил Свою маха-пракаша-лилу. Тогда Он полностью скрыл Своё настроение преданности, а также Свой божественный экстаз и открыто явил Свою божественную природу, восседая на троне Вишну в течение 21-го часа. По данному Им знаку преданные совершили церемонию абхишеки царю всех царей в соответствии с предписаниями шастр. Преданные поднесли цветы и дары, а Махапрабху, вытянув Свои стопы, принял все подношения. Затем Он даровал всем благословения, исполнив личное желание каждого. В течение двадцати одного часа (шат прахарийа) этого великого откровения Махапрабху явил образы всех Своих предыдущих аватар. Так эта лила описана в девятой главе Мадхья-кханды «Чайтанья-бхагаваты».

Однажды тёще Шриваса очень захотелось увидеть санкиртана-лилу Господа, и она спряталась в дальнем углу двора. Но Господь, пребывающий в сердцах всех живых существ, знал об этом. Когда начался киртан, Он пожаловался, что сегодня не испытывает никакой радости от воспевания святого имени. Преданных это очень встревожило. Они стали подозревать, что какой-то чужак прокрался в шривас-ангам, и стали искать его повсюду. Когда Шривас обнаружил свою тёщу, он сильно разозлился на неё и выволок её за волосы прочь со двора.

Созерцать игры Шри Чайтаньи Махапрабху достойны лишь те, кто обрёл Его милость.

В другой раз один брахмачари, питавшийся только молоком, попросил Шриваса пустить его на киртан Махапрабху. Шривас знал, что по своей природе тот был очень благочестив, и поэтому согласился. Он спрятал брахмачари в доме, но Махапрабху, пребывающий в сердце всех живых существ, хорошо знал обо всём, что происходит вокруг. Он сказал: «Что-то сегодня не так с киртаном. Я не чувствую никакого вдохновения. Наверное здесь прячется кто-то чужой».

С глубоким раскаяньем Шривас сказал: «Один брахмачари, который питается только молоком и ведёт аскетичный образ жизни, уговорил меня пустить его посмотреть на Твой танец. Он был так настойчив, что я разрешил ему остаться».

Махапрабху очень рассердился и сказал: «Если человек не предаётся Кришне, а просто питается молоком и совершает суровые аскезы, он никогда не обретёт кришна-бхакти. Пускай он немедленно уходит отсюда».

Напуганный брахман тут же собрался уйти, но напоследок спросил, может ли он хоть одним глазком взглянуть на Господа. Господь, будучи воплощением милости, подозвал его к Себе и поместил Свои лотосные стопы ему на голову, велев избавиться от гордости и не совершать напоказ суровые аскезы.

Однажды в Чандрашекхар-бхаване в Майяпуре Махапрабху устроил спектакль, повествующий о Его вриндаванских играх. Шривас в нём играл роль Нарады Муни. Адвайта изображал шута (видушака), а Харидас Тхакур был надсмотрщиком. Сам Махапрабху сначала исполнял роль Рукмини, а затем Адья-шакти. Нитьянанда играл пожилую женщину. Позже Господь вновь взошёл на трон алтаря. Сначала Он принял настроение богини удачи Лакшми, а позже – настроение матери вселенной, и с глубокой любовью напоил Своих преданных грудным молоком.

 

Оскорбления, нанесённые Шривасу

Киртаны за закрытыми дверьми продолжались в доме Шриваса каждую ночь в течение целого года. Из-за этого многие брахманы-непреданные, лишённые возможности попасть на киртан, испытывали зависть и потому всячески оскорбляли Махапрабху и Его спутников.

Среди таких оскорбителей был брахман по имени Гопал Чапал. Он решил запятнать репутацию Шриваса, для чего поставил на порог его дома поднос с предметами, которые используются для поклонения богине Кали: вино, мясо, красный гибискус (джаба пхул), красное сандаловое дерево и так далее. Утром Шривас открыл дверь своего дома и, увидев все эти предметы, громко рассмеялся. Во всеуслышанье он произнёс: «Смотрите все! Я – шакта. Всю ночь я поклонялся богине Кали». Это происшествие очень огорчило тех соседей, в ком ещё осталось хоть какое-то благочестие. Они быстро убрали все эти нечистые предметы и выбросили их, а затем очистили порог коровьим навозом. В результате такого оскорбления Гопал Чапал заболел проказой.

Однажды, когда Махапрабху пришёл на берег Ганги принять омовение, к Нему подошёл Гопал Чапал и стал умолять освободить его от этой болезни, на что Махапрабху в гневе ответил: «О грешник, враг преданных! Я не стану спасать тебя. Я сделаю так, что черви будут есть тебя ещё миллион рождений. Ты оклеветал Шриваса, пытаясь убедить других, будто он поклоняется Бхавани. Поэтому миллион жизней тебе предстоит гнить в аду под названием Раурава» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 17.51-52).

Приняв санньясу, Махапрабху пришёл в Кулию – место, где прощаются все оскорбления. Кулия расположена там же, где сейчас находится Навадвипа. Другое её название — Коладвипа. Гопал Чапал вновь приблизился к Махапрабху и стал вымаливать у Него прощение. На сей раз Махапрабху смилостивился над ним и сказал, что тот должен идти к Шривасу и у него просить прощения. Чтобы освободиться от оскорбления, надо просить прощения именно у того, кого оскорбил. Шривас конечно же простил Гопала Чапала, и тот сразу же освободился от болезни.

Также в Навадвипе жил Девананда Пандит. Хоть он и прослыл великим учителем «Бхагаватам», тем не менее он был совсем обделён бхакти. Однажды Шривас Пандит отправился к нему послушать «Бхагаватам». Шривас был великим преданным, поэтому стихи «Бхагаватам» вызвали у него прилив экстатических эмоций, отчего прямо во время катхи он начал плакать. Все ученики Девананды были пашанди, поэтому они выволокли Шриваса на улицу, чтобы он не мешал им слушать. Девананда видел, всё происходящее, но никак на это не отреагировал. Таким образом, он тоже стал причастным к оскорблению шуддха-вайшнава. В результате спустя какое-то время Махапрабху резко отчитал Девананду за то, что тот не остановил своих учеников. Позже Девананде довелось общаться с Вакрешварой Пандитом, который дал ему знание о том, кем на самом деле является Шри Чайтанья Махапрабху. Он очень сожалел о нанесённом оскорблении, и позже Махапрабху одарил его Своей милостью. Во враджа-лиле Девананда является пандитом в суде Нанды Махараджа, его зовут Бхандари Муни.

 

Кази пытается прекратить киртан

Махапрабху всегда был амани манада — Он не требовал никаких почестей для Себя, но всегда проявлял почтение к другим. Он с любовью обнимал каждого встречного и искренне просил его повторять имена Господа. Благодаря этому все начинали громко воспевать святые имена, сопровождая пение игрой на мриданге и звуками раковины. Материалисты смотрели на последователей Махапрабху как на обычных музыкантов, поклоняющимися Маха Ма (Дурге) в неправильный день, и поэтому всячески высмеивали и оскорбляли их.

Однажды, когда шёл киртан, мимо проходил наместник царя по имени Чанд Кази. Услышав громкие звуки, он очень разгневался и, подойдя к дому Шриваса, разбил мридангу. Также его охранники побили некоторых преданных в назидание всем остальным. Кази сказал: «Если кто-нибудь вновь устроит киртан, его ждёт ещё более суровое наказание». Затем, с подачи некоторых злонамеренных горожан, Кази вовсе запретил проводить санкиртану. Это очень обрадовало всех пашанди, и они стали ещё больше насмехаться над вайшнавами.

Узнав об этом, Махапрабху очень рассердился. Он велел преданным взять в руки факелы, мриданги и караталы и, отбросив всякий страх, присоединиться к Нему. Он разделил преданных на несколько групп и, возглавив процессию, танцуя, повёл её вдоль берегов Ганги. Тысячи мужчин, женщин и детей, оставив свои домашние дела, присоединились к этому грандиозному шествию. Когда материалисты услышали звуки санкиртаны, их сердца затрепетали. Узнав, что тысячи индусов направляются к его дому, Сираджуддин Чанд Кази очень испугался и спрятался во внутренних покоях своего дома.

Когда процессия приблизилась к дому Кази, Махапрабху попросил некоторых наиболее благовоспитанных своих спутников очень деликатно обратиться к Кази и сообщить ему о Своём визите. Видя столь вежливое отношение, Кази перестал опасаться за свою жизнь и вышел к Махапрабху, который назвал его Своим дядей, ведь тот приходился братом Ниламбаре Чакраварти.

Во время их радушной беседы Кази рассказал Махапрабху о том, что с ним недавно произошло: «В ту ночь, когда я разбил мридангу, мне приснился страшный сон. Грозное существо – то ли человек, то ли лев — прыгнуло мне на грудь и угрожало разорвать меня подобно тому, как я поступил с мридангой. Увидев, как сильно я напуган, оно согласилось пощадить меня, если я пообещаю никогда больше не мешать преданным проводить санкиртану».

В подтверждение своих слов Чанд Кази показал царапины от когтей, которые Нрисимхадев оставил на его груди. Он пообещал Махапрабху, что ни он, ни кто-либо из его семьи никогда больше не будет беспокоить преданных. Так он стал преданным Шримана Махапрабху.

Самадхи Чанда Кази находится в Вамана Пукуре. Там растёт очень старое дерево Голока Чампа. Индусы и мусульмане по сей день выражают почтение этому святому месту.

 

Другие лилы киртана в шривас-ангаме

После ночного киртана в доме Шриваса, когда Махапрабху приходил во внешнее сознание, вместе со всеми преданными Он отправлялся принять омовение в Ганге. Иногда преданные омывали Господа в шривас-ангаме. Одна из служанок Шриваса по имени Дукхи наблюдала за экстатическим танцем Махапрабху со слезами на глазах. Также она совершала служение, наполняя кувшины водой из Ганги для утреннего омовения Махапрабху. Когда Махапрабху увидел её преданность, Он был очень доволен и изменил ей имя с Дукхи («несчастная») на Сукхи («счастливая»).

Однажды, когда в доме Шриваса шёл киртан, умер его единственный сын. Когда Шривас узнал о случившемся, он испугался, что плач, доносящийся с женской половины дома, помешает Махапрабху наслаждаться воспеванием святых имён. Поэтому Шривас пошёл в дом и попытался успокоить женщин, объяснив им возвышенные духовные истины. Его слова никак не подействовали на женщин, поэтому Шривас пригрозил им, что если они не прекратят голосить, он пойдёт и утопится в Ганге. Этот довод убедил женщин перестать плакать. Когда киртан уже подходил к концу, Махапрабху сказал: «Кажется, что-то неблагоприятное произошло в этом доме». Шривас ответил: «Как может быть тут что-то неблагоприятное, если я вижу у себя дома Твоё улыбающееся лицо?» Однако другие преданные сообщили Махапрабху: «Единственный сын Шриваса умер сегодня вечером, примерно спустя час после захода солнца». Махапрабху спросил: «Почему никто не сказал Мне об этом?» Преданные ответили: «О Господь, Шривас велел нам всем молчать, чтобы не помешать Твоему счастью во время киртана». Махапрабху сказал: «Как же Я могу оставить Своих преданных, которые настолько любят Меня?!» – и слёзы полились из Его глаз.

После этого Махапрабху подошёл к мёртвому телу сыну Шриваса, вернул его к жизни и спросил: «Дитя! Почему ты хочешь покинуть семью Шриваса?» Мальчик отвечал: «Время, которое я должен был провести в этом доме, подошло к концу. Теперь, согласно Твоему желанию, я должен отправиться дальше. Я – душа и лишён независимости. Я не могу идти наперекор Твоей воле. Будь милостив ко мне, сделай так, чтобы я никогда не забывал Твои лотосные стопы, где бы я ни оказался».

Когда родственники Шриваса услышали такие мудрые слова, произнесённые ребёнком, они сразу же позабыли о своём горе и перестали плакать. Махапрабху сказал Шривасу: «С этого дня мы с Нитьянандой – два твоих сына. Мы тебя никогда не покинем».

 

Визиты Шривасы в Пури

После того, как Махапрабху принял санньясу и поселился в Пури, Шривас каждый год вместе с другими преданными приходил туда и оставался с Махапрабху в течение четырёх месяцев сезона дождей.

«Адвайта, Нитьянанда, Мукунда Датта, Шривас, Видьянидхи, Васудева Датта, Мурари Гупта и другие преданные слуги Махапрабху встречались с Ним в Пури каждый год, оставаясь там на четыре месяца. Махапрабху совершал различные игры в их обществе» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.255-6).

Шривас участвовал вместе с Махапрабху в лилах уборки храма Гундичи и Ратха-ятры. Он был главным певцом во второй группе киртана (сампрадае), главным танцором в которой был Нитьянанда Прабху. В первой группе киртана ведущим певцом был Сварупа Дамодар, а Адвайта Ачарья танцевал; в третьей – Мукунда Датта, а танцевал Харидас Тхакур. В четвёртой солировал Говинда Гхош, и танцевал Вакрешвара Пандит. Пятая сампрадая была из деревни Кулина, и главными танцорами там были Рамананда и Сатьяраджа. Шестая группа была из Шантипура, там танцором был Ачьютананда. Седьмая группа состояла из жителей Шри-Кханды, и ведущие роли там занимали Нарахари и Рагхунандан.

Когда Махапрабху желал танцевать, все семь групп собирались вместе. Один раз царь Пратапарудра, опираясь на плечо своего слуги Харичанданы, наблюдал за безудержным танцем Махапрабху. Тем временем пришёл Шривас и, встав перед Харичанданой, погрузился в созерцание танца Махапрабху, ничего не замечая вокруг. Слуга царя стал толкать Шриваса, говоря ему подвинуться, чтобы царю тоже было видно. Шривас не мог понять, отчего его всё время беспокоят, и, наконец, обернувшись, ударил Харичандану. Разозлившись, Харичандана готов был уже ударить в ответ, но царь остановил его, сказав, что ему очень повезло — его коснулась рука такого возвышенного преданного, как Шривас.

Однажды Шривас и другие преданные под руководством Адвайты Прабху прославляли имя, облик, качества и лилы Шримана Махапрабху. Но Махапрабху это очень не понравилось, и Он ушёл. Позже Он всё-таки признал Своё поражение и больше не возражал, когда преданные поклонялись Ему.

 

Шривас переезжает в Кумарахатту

После того, как Махапрабху принял санньясу и поселился в Пури, Шривас вместе с братьями уже был не в силах оставаться в Навадвипе, где всё ему напоминало о Господе. Они перебрались в Кумарахатту (Халисахар), что находится неподалёку от места явления Ишвары Пури.

Однажды туда пришёл Махапрабху. Он взял пыль с места рождения Своего гуру и завернул её в край Своей одежды. С тех пор преданные по примеру Господа стали брать по горсти земли с того места. В результате там образовался небольшой пруд, который был назван Чайтанья Доба.

Когда Махапрабху пришёл в дом Шриваса, все члены семьи радушно приняли Его, а также всех Его спутников, и стали служить им. Видя это, Махапрабху сказал Шривасу: «Ты – семейный человек и потому должен зарабатывать себе на жизнь». Сперва Шривас ответил, что у него нет никакого желания зарабатывать деньги, а затем три раза хлопнул в ладоши. Махапрабху спросил, что он имеет в виду, на что Шривас ответил: «(Если Господь не позаботится обо мне) я буду поститься один, два, три дня, а потом повешу себе на шею тяжёлый груз и брошусь в Гангу». Махапрабху был очень счастлив услышать такой ответ. Он сказал: «Даже если богиня удачи пойдёт по миру с протянутой рукой, твоя семья никогда не будет испытывать нужду. Господь Кришна обеспечивает Своих преданных всем необходимым».

Когда Махапрабху поселился в Пури, Он являл Себя в четырёх местах: в доме Матери Шачи; в том месте, где танцевал Нитьянанда; в том месте, где вёл киртан Шривас Пандит и в доме Рагхавы Пандита. Он появлялся там, поскольку Господа естественным образом привлекает любовь Его преданных («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2.34-35).

Каждый год Шривас и его братья отправлялись из Кумарахатты в Нилачалу, а также в Майяпур, чтобы навестить Шачи-мату.

Явление Шриваса Пандита приходится на восьмой день убывающей Луны месяца Чаитра, а его божественный уход отмечают на десятый день убывающей Луны месяца Ашадха.

……………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Махешвар д.,

Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев