?

«Чайтанья: Его жизнь и спутники». Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 488. Опубликовано: 20-12-2019, 10:40

«Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Глава 32 

Шри Кали дас и Джхару Тхакур

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

 

пулинда-танайа малли калидасо’дхунабхават

«Прежде, во Врадже, Кали дас был девушкой из лесного племени по имени Малли» («Гаура-ганоддеша-дипика», 190).

Кали дас, преданный Махапрабху, родился в семье каястх. Его дом находился в деревне Бхеда или Бхадува в округе Хугли. Эта деревня находится примерно в трёх милях к югу от места рождения Рагхунатхи даса Госвами в Саптаграм Кришнапуре и в одной миле к западу от нынешней железнодорожной станции «Бандель Джанкшен» [Бьяндель].

Джару Тхакур, который был родом из касты подметальщиков (бхуни-мали), жил в той же деревне. Эти места обслуживает почтовое отделение Деванандапура. Божествам Кали даса поклонялись сначала в деревне Шанкханагара, но потом Их перевезли в Тривени. Божество Джару Тхакура звали Мадана Гопал, Ему до сих пор поклоняются в Бхадуве.

 Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами прославил двух этих преданных в своей «Чайтанья-чаритамрите» – в шестнадцатой главе Антья-лилы. Из неё мы знаем, что Кали дас был родственником Рагхунатхи даса Госвами, будучи его дальним дядюшкой.

«Калидас был дядей Рагхунатхи даса Госвами. Всю свою жизнь, даже в старости, он старался почитать остатки пищи вайшнавов» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.8).

 

Преданность Кали даса остаткам пищи вайшнавов

Кали дас был великим преданным и постоянно повторял святые имена Кришны. Он повторял «Харе Кришна», даже когда занимался обычными делами. Его преданность остаткам пищи вайшнавов принесла ему необычайные благословения от Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь дарует всю милость тому, кто обладает шраддхой в шуддха-вайшнавов и принимает с верой остатки их пищи.

«Поэтому, отбросив брезгливость и колебания, почитайте остатки пищи вайшнавов, ибо это позволит вам исполнить все свои желания. Остатки пищи, преподнесённой Господу Кришне, именуются маха-прасадом. Но если маха-прасад примет преданный, то эти остатки становятся маха-маха-прасадом. Пыль со стоп преданного, вода, которой омывали его стопы, и остатки его пищи – всё это очень мощные средства для духовной практики. Служение этим трём субстанциям позволяет достичь высочайшей цели – экстатической любви к Кришне. Снова и снова все богооткровенные писания провозглашают, что благодаря этим трём объектам поклонения человек может обрести высшую цель жизни – экстатическую любовь к Шри Кришне. Поэтому, дорогие преданные, пожалуйста, послушайте меня, ибо я настаиваю на этом – храните веру в них и служите им с полной верой. Благодаря этим трём васту (объектам почитания) вы вкусите счастье священной любви, которая находится в кришна-наме, и доставите удовольствие Кришне. Доказательством тому сам Калидас» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.58-63).

Живя в Бенгалии, Кали дас вкусил остатки пищи всех преданных, не принимая во внимание статус их касты. Он приходил в их дома с подарками – самыми лучшими продуктами. После того как они заканчивали есть, он просил дать ему остатки их пищи. Если кто-то не хотел их отдавать, то он забирал их так, чтобы преданные не узнали. Он прятался и ждал, когда они выбросят тарелки из листьев, с которых почитали маха-прасад, и облизывал их дочиста.

 

Кали дас приходит к Джару Тхакуру

Все вайшнавы достойны поклонения независимо от касты, в которой они родились. Вайшнав вне материальных качеств, и поэтому его нельзя отождествлять с какой-либо национальностью или кастой. Говорится, что любой, кто судит о вайшнаве на основании касты, в которой он родился, имеет адское сознание. Хотя Джару Тхакур родился в касте бхуни-мали, одной из бенгальских каст неприкасаемых, он был великим преданным (маха-бхагаватой).

Однажды Кали дас зашёл домой к Джару Тхакуру и поклонился ему, рядом с ним сидела его жена. Затем он подарил им спелое сладкое манго. Джару Тхакур признал Кали даса гостем самого высокого порядка. Выразив ему должное почтение, Джару Тхакур сказал: «Дорогой господин, я принадлежу к низшей касте. Пожалуйста, скажите, как мне послужить вам. Просто скажите, и я позабочусь, чтобы вам приготовили еду в доме брахмана. Если вы примете там прасад, то посчитаю себя самым удачливым».

Кали дас узнал в смирении Джару Тхакура качество, соответствующее вайшнаву, и сказал: «Я очень падший, только благодаря большой удаче я смог встретиться сегодня с Вами. Пожалуйста, поместите пыль с ваших стоп на мою голову».

Джару Тхакур смутился и чувствовал себя неловко. Кали дас произнёс несколько стихов, прославляющих преданных Господа:

на ме’ бхакташ чатур-веди мад-бхактах шва-пачах прийах

тасмаи дейам тато грахйам са ча пуджйо йатха хй ахам

«Учёный знаток четырёх Вед не дорог Мне, если он не является Моим преданным. С другой стороны, рождённый собакоедом и преданный Мне, – очень дорог Мне. Следует оказывать всяческое почтение такому человеку и принимать его дары, поскольку такие преданные достойны того же почтения, что и Я Сам». («Хари-бхакти-виласа», 10.29, «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.25)

випрад дви-шад-гуна ютад аравинда-набха-

падаравинда-вимукхач чхва-пачам вариштхам |

манйе тад-арпита-мано-вачанехитартха-

пранам пунати са кулам на ту бхури-манах ||

«Человек может быть из семьи брахманов и обладать всеми двенадцатью брахманскими достоинствами, но, если он не предан Господу, чей пупок подобен лотосу, и не желает укрыться под сенью Его лотосных стоп, он, несомненно, стоит ниже преданного, который родился среди собакоедов, но посвятил все свои мысли, слова, действия, богатства и саму жизнь служению Господу. Такой человек способен очистить не только себя, но и всю свою семью, тогда как тот, кто гордится своими достоинствами, но, лишённый преданности Господу, не может очистить даже самого себя» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.10, «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.26).

ахо бата шва-пачо 'то гарийан

йадж-джихвагре вартате нама тубхйам

тепус тапас те джухувух саснур арйа

брахманучур нама гринанти йе те

«Как чудесно то, что собакоед, чей язык повторяет Твоё святое имя, выше любого брахмана! Несмотря на низкую касту любой, кто повторяет Твои имена, считается уже совершившим все аскетические подвиги и жертвоприношения, упомянутые в Ведах. Они уже изучили все Веды и совершили омовение во всех святых местах паломничества. Они обладают истинным величием» («Шримад-Бхагаватам», 3.33.7, «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.27).

Хотя Джару Тхакур принимал истинность этих утверждений писаний, он смиренно сказал, что всё это к нему не относится. Кали дас с почтением поклонился и ушёл. А Джару Тхакур вежливо последовал за ним, держась на небольшом расстоянии, а затем вернулся в свой дом. Кали дас воспользовался этой возможностью и осыпал всего себя пылью, которой касались стопы Джару Тхакура. Затем он спрятался неподалёку от его дома, желая получить остатки пищи Тхакура.

Джару Тхакур зашёл к себе в дом, положил манго в миску из банановой коры и мысленно предложил эти манго Кришне. Жена Джару Тхакура взяла прасад из миски и передала его мужу. Джару Тхакур съел манго и, пососав семечко, положил его обратно в миску. Жена взяла себе оставшееся, а затем собрала манговые семена и шкурку и выбросила миску в мусорную яму. Когда она ушла, Кали дас взял это, съел семена и даже облизал шкурку манго снаружи. Вкусив остатки пищи вайшнавов, Кали дас переполнился экстатическими эмоциями.

Вот так поступал Кали дас, так он поклонялся всем вайшнавам Бенгалии и принимал остатки их пищи.

 

Кали дас обретает милость Махапрабху в Пури

Каждый год преданные из Бенгалии отправлялись в Пури навестить Махапрабху. Кали дас присоединился к ним на второй год этой установившейся традиции. Господь, будучи Сверхдушой, знал о преданности Кали даса остаткам пищи вайшнавов, и поэтому щедро даровал ему всегда Свои благословения. Махапрабху ежедневно бывал в храме Шри Джаганнатхи. Его всегда сопровождал Говинда, который нёс его камандалу (горшок с водой). Махапрабху всегда омывал Свои стопы перед тем, как зайти в храм, и эта вода стекала в бассейн, расположенный в конце двадцати двух ступеней северного входа у Симхадвары. Махапрабху дал Говинде строгий указ не позволять никому касаться воды, которой омывали Его стопы. По этой причине никто не осмеливался сделать это. Только несколько близких преданных нашли способ получить немного этой священной влаги.

Однажды, когда Махапрабху как обычно омывал Свои стопы, туда подошёл Кали дас и вытянул руки, чтобы набрать той воды. Кали дас выпил одну пригоршню, потом вторую и третью, а Махапрабху смотрел на это. Господь остановил его, только когда тот сложил руки в четвёртый раз. «Всеведущий Верховный Господь Чайтанья Махапрабху знал о том, что Кали дас обладает верой в шуддха-вайшнавов. Довольный им за эту великую добродетель, Он позволил Кали дасу получить милость, недоступную ни для кого другого» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.48-49).

Побывав у Джаганнатхи, Махапрабху вернулся в дом Каши Мишры, чтобы пообедать. Кали дас сидел за дверью, надеясь получить немного из остатков трапезы Господа. Господь знал о его желании и после того, как почтил прасад, дал знак Говинде вынести его ему.

ваишнавера шеша-бхакшанера етека махима

калидасе паойаила прабхура крипа-сима

тате ваишнавера джхута кхао чхади гхрина ладжа

йаха хаите паиба ниджа ванчхита саба каджа

«Чтобы подчеркнуть, насколько это важно – вкушать остатки трапезы вайшнавов, Шри Чайтанья Махапрабху явил Кали дасу величайшую милость. Поэтому, отбросив брезгливость и колебания, принимайте маха-маха-прасад чистых преданных, ибо это позволит вам достичь желанной цели жизни» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.57-58).

 

 

Введение к «Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

 

Содержание этой книги впервые появилось в виде серии статей в «Шри Чайтанья вани» («Учение Господа Чайтаньи»), ежемесячном журнале, посвящённом исключительно духовным темам. Эти статьи были собраны вместе в одном томе, первом из двух, в дальнейшем они будут опубликованы. Благодаря самоотверженным усилиям Бхакти Варидхи Паривраджака Махараджа я надеюсь, что вышедшая книга поможет преданным насладиться деяниями спутников Господа. Шри Гауранга Махапрабху – Высшая Истина, и Его спутники также трансцендентны, они находятся за пределами материи, и поэтому недоступны для наших материальных чувств, ума и разума. Поскольку трансцендентное по своей природе является самоявленным, их славу можно понять только благодаря их же беспричинной милости.

Слава Господа бесконечна, и точно так же слава Его преданных не имеет пределов. Те, кто не предан, не имеют доступа к этим тайнам. Но и среди преданных существуют различные уровни преданности, и, соответственно, различная способность восприятия славы шуддха-вайшнавов. Джива, покрытая множеством анартх, не может приблизиться к пониманию славы Вишну и вайшнавов. Даже когда такие люди пытаются прославлять их, неизбежный результат – оскорбление. Тем не менее, если человек признаёт свою недостойность и смиренно, в молитвенном настроении, прославляет подлинных вайшнавов, то они прощают любые недостатки. Удовлетворённый взгляд вайшнавов освобождает дживу от анартх и приносит полное благо.

Преданный-неофит обладает множеством недостатков, и поэтому не в состоянии прославить Кришну и Его преданных достойным образом. Но несмотря на это, если он не станет прославлять, все его недостатки останутся с ним. Единственная надежда для падших душ в том, что вайшнавы милостивы и не ищут изъянов. Любой, кто честно служит им, обнаружит, что по милости чистых преданных все препятствия устраняются, и так он достигает всех желаемых целей.

Чистый преданный очень редок в этом мире, только благодаря великой удаче можно встретить такого преданного и получить его общение. В «Чайтанья-чаритамрите» (1.1.20-1) говорится: «Благодаря медитации на гуру, шуддха-вайшнавов и Господа все препятствия устраняются, а все желания исполняются». «По милости таких вайшнавов приходит всё совершенство». «Джива, прославляющая качества преданных, освобождена. Это я слышал от моего гуру и от святых личностей».

Непосредственные спутники Чайтаньи Махапрабху, Шесть Госвами, ежедневно тысячи раз предлагали свои поклоны вайшнавам. Безусловно, следует каждый день уделять время медитации на вайшнавов. Важная часть преданного служения – систематическое соблюдение дней явления и ухода великих преданных. В такие дни следует помнить о них, молить их о милости и прославлять их качества киртаном. Мы в Чайтанья Гаудия Матхе ежегодно выпускаем вайшнавский календарь (гаудия-панджику), в котором указаны дни постов и пиров, и все известные дни явления и ухода вайшнавов отмечены в нём. Целью этой книги является помощь преданным, желающим памятовать о святых вайшнавах, молиться им, и, в особенности, прославлять их киртаном.

Человек воспевает славу милостивых преданных Шри Чайтаньи, потому что хочет избавиться от склонностей, уводящих его от преданного служения, и развить привязанность к Кришне. Иногда, однако, он обнаруживает, что в нём не происходит никаких изменений. Он не достигает желаемого результата, потому что не способен прославить их должным образом. Тем не менее, нельзя оставлять эти усилия, потому что лотосные стопы вайшнавов – единственное средство прогресса для падших душ.

Изучая святые деяния спутников Чайтаньи, я осознал, что многие детали их жизни не описаны. Многие титхи (лунные дни) и годы их явления и ухода неизвестны, а также места их рождения, имена родителей и предков. Таким образом, не всегда эту информацию можно предоставить. Некоторые читатели могут увидеть, что язык, используемый в описании жизней преданных, недостаточно поэтичен, и потому не приносит желаемой радости от чтения.

Главный редактор и президент журнала «Чайтанья Вани», почтеннейший Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж (ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура), пролил на нас бесчисленные благословения, чтобы вдохновить на совершение этого служения. Он – наш шикша-гуру. Он сам принял участие в этом издании, внеся все возможные поправки в текст, а также в некоторых случаях добавив новую информацию о некоторых спутниках Господа Чайтаньи.

Мы благодарим всех, кто внёс свой вклад в издание этой книги. Я молюсь, чтобы благословения гуру, вайшнавов и Верховного Господа снизошли на них.

Я предлагаю тысячи поклонов лотосным стопам моего гуру, очищающего грешников, лотосным стопам моего Парам-гурудева, Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, стопам моего шикша-гуру, Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа, и всем остальным ученикам Шрилы Прабхупады, которые являются шикша-гуру. Я молю их о беспричинной милости и о благословениях.

 

Слуга слуги вайшнавов,

Бхакти Валлабха Тиртха.

………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Биография Ачарьев