?

Раса-лила-катха. Для кого и когда. Часть 7.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 257. Опубликовано: 14-02-2018, 07:55

Раса-лила-катха. Для кого и когда

 Часть 7

Из журнала учеников

Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Враджа-према» №2

«Пуджала рага-патха гаурава бханге»

или 

Сначала обрети адхикару, а потом практикуй

 

Когда Шрила Гурудев говорит о рагануга-бхакти, он делает это не для наслаждения людей с сентиментальными эмоциями, а для духовного блага старших учеников, которые могут воспринимать это правильно. Он всегда напоминает, что квалифицикация для рагануга-бхакти очень высока и вначале нужно пройти предварительные стадии. Некоторые люди хотят «гопи-бхава-расамрита», купаться в океане гопи-бхавы, но не слишком желают «санкхья-пурвака-нама-гана-натибхи калавасани-крито нидрахара-вихаракади-виджито чатйанта-дино ча йо» — совершать служение святому имени, повторяя один-два лакха, приносить бесчисленные поклоны Господу и вайшнавам, отказываться от всего чувственного наслаждения и всегда оставаться кротким и смиренным, как Шестеро Госвами.

Сахаджия, подражательство.

Шрила Гурудев никогда не говорит, что его ученики совершают рагануга-бхакти. Где он говорит такое? Он много раз напоминал, что среди всех последователей лишь двое-трое имеют адхикар и действительно понимают что-то в раса-таттве. Да, Гурудев дает иногда наставления о рагануга-бхакти, но к кому они относятся? К начинающим преданным? К тем, кто не может толком совершать и ваидхи-бхакти, в ком не видно шаранагати?

Шрила Бхактивинода Тхакур написал много песен, но все они разного уровня и предназначены для преданных с различным адхикаром. В третьей части книги «Джайва-дхарма» он рассказывает о раса-таттве, но предназначена эта третья часть не для всех, а для тех, кто хорошо усвоил первые две части и следует им. То же самое касается и второй части «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами. Таким образом, и рагануга-бхакти существует, и лила-катха существует, но необходимо учитывать свой собственный адхикар, иначе можно стать имитатором, подражателем-сахаджией. Всё, что говорит Гурудев, приносит нам благо, но на каком уровне мы можем следовать тем или иным его наставлениям? И услышав что-то из рагануга-бхакти, всё ли нужно пересказывать другим? Есть ли для этого необходимый адхикар? Шрила Гурудев в связи с этим приводил такую аналогию: если у вас есть камфора, её нужно хранить в плотно закрытой коробке, иначе она выдохнется и в ней больше не будет надобности. Так же и наставления о рагануга-бхакти — их нужно хранить глубоко в сердце, как сокровище, и не разменивать эту драгоценность по мелочам где-нибудь «на базаре».

Из хари-катхи Шрилы Гурудева (11.02.1999г., Австралия): «Нитья-сакхи и прана-сакхи называют манджари. Они не делают ничего для развития своих личных отношений с Кришной. Они все делают для Шримати Радхики. У них нет желания наслаждаться самим. Эта бхава называется тад-тад-бхава-иччхатмика, и это также уннатоджджвала-раса. Шри Чайтанья Махапрабху пришёл для того, чтобы дать именно этот вид уннатоджджвала-расы.

Это очень возвышенная тема, и я говорю об этом только для нескольких избранных преданных, каких очень немного. Кто-то может спросить, зачем я вообще говорю об этом. Но в этой шлоке объясняется, что для того, чтобы совершать садхану, нужно ясно определить цель ...Без садхьи мы не сможем правильно определить садхану. Вот почему Кришнадас Кавирадж представляет эту садхью уже в первой шлоке после мангалачарана («Ч.-ч.», Ади, 1.4). ...Просто благодаря аргументам из писаний лаульям не разовьётся. Но слушая об этих темах из «Чайтанья-чаритамриты» и из книг Шрилы Рупы Госвами от чистого преданного, к нам может прийти такое лаульям. ...Те, кто совершает садхану-бхаджан Кришне из страха перед адом, практикуют то, что называется ваидхи-бхакти-правритти.

Но когда человек совершает служение Кришне, движимый лаульям (ростком спонтанной чистой любви к Господу), которое появилось в его сердце, это называется рагануга-бхакти ...Те, кто имеют рагу (глубокую привязанность к Кришне) и приближаются к уровню бхавы, являются рагануга-бхактами. А те, кто ещё не достиг этого уровня, но стараются развить в себе это лаульям (то есть практикуют рагануга-правритти), постепенно станут квалифицированны практиковать рагануга-бхакти. Они ещё не практикуют раганугу, но приближаются к ней. Шри Чайтанья Махапрабху пришёл для того, чтобы дать именно это лаульям; а тем, кто уже имеет её, — дать бхаву. А тем, кто уже имеет бхаву, — дать прему. Какую прему? Не настроение Радхарани, не уннатоджджвала-каматмика-бхаву, а уннатоджджвала-тад-тад-бхава-иччхатмика.

Постарайтесь понять это. Хотя все вы, конечно, не поймёте, но всё же постарайтесь понять. Оставаясь в обществе возвышенных (унната) вайшнавов десять-двадцать лет, вы сможете что-то понять. Или поймёте в следующей жизни. Я тоже пытаюсь развить в себе эту лаульям. Я не являюсь рагануга-вайшнавом, но молюсь о том, чтобы в этой жизни я смог получить милость рагануга-вайшнава. Или если я не достоин, то хотя бы через тысячу жизней... Я не хочу ничего другого, кроме этого. Ничего другого...

Теперь я буду объяснять мула-шлоку: анарпита-чарим чират карунай-аватирнах... Эта шлока написана Шрилой Рупой Госвами, мангалачаран к «Видагдха-мадхаве». Махапрабху вдохновил Рупу Госвами в Праяге исполнить Его желание, раздать дживам уннатоджджвала-паракия-бхаву и вместе с этим - знание о том, что ощущал Махапрабху в этой бхаве. Эта бхава не имеет равных даже на Голока Вриндаване, что уж говорить об этом мире. Эта према является нитья-дхармой (вечной религией) всех живых существ, не только людей.

Материальная любовь — это попытка удовлетворить собственные желания, в то время как чистая кришна-према абсолютно противоположна этому. В ней нет ни малейшей примеси эгоизма ...Не упускайте эту замечательную возможность практиковать бхакти-йогу в обществе чистых преданных, свободных от политики, лицемерия, двуличия, дипломатии. Мы должны понять, что према является нашей сва-бхава-нитья-дхармой, и нам нужно обрести её и стать навечно счастливыми. Не позволяйте, чтобы вожделение создавало вам препятствия в жизни».

На стоянке враджа-мандала-парикрамы на Варшане, в Карттик 2001 года, Шрила Гурудев в одной лекции немного коснулся махабхавы Шримати Радхарани и объяснений её из «Уджджвала-ниламани». После этого он сказал так, чтобы все хорошо услышали и поняли: «Это не простые вещи. Я объясняю это не для всех. Не погружайтесь в это слишком. Не нужно туда «тянуть руки». Совершайте садхана-бхаджан. Этот плод висит очень высоко. Если преждевременно потянетесь за ним, он упадёт вам на голову и разобьёт её. Храните такие вещи глубоко в сердце и двигайтесь к этой цели постепенно».

На Говардхане (17.11.2001г.) Шрила Гурудев говорил: «Имя Кришны в высшей степени чисто. Нужно освободиться от двуличия. На стадии намабхаса всё это исчезает. Намнам акари бахудха ниджа сарва шактис — на этой стадии преданный рыдает, умоляя Кришну: «Забери мои анартхиАйи нанда-тануджа кинкарам — только здесь начинает проявляться его сиддха-деха. Появляется ручи, и он принимает полное прибежище у враджа-гопи. Шестая шлока «Шикшаштаки» — анартхи ушли, и он уже обрёл адхикар. Если вы не квалифицированы, но думаете о «сиддха-дехе», вы упадёте. Вся парампара говорит об этой последовательности уровней очищения сознания, сердца. Не перепрыгивайте через эти уровни, не занимайтесь подражательством, имитацией. Ашта-калия-лила проявится в сердце сама собой, постепенно, когда придёт время. Действуйте согласно наставлениям духовного учителя, тогда анартхи уйдут и придёт спхурти (духовное откровение). Харинам полностью чист. Примите полное прибежище в наме, нишкапата (нелицемерно). Воспевайте его в соответствии с «Шикшаштакой». Дурдайвам — с чувством собственного ничтожества и никчёмности. Тогда действительно настоящая сиддха-деха со временем сможет проявиться в сердце. Но сейчас даже не пытайтесь медитировать на «сиддха-деху», это будет чрезвычайно губительно для вас. Вы станете стри-санги, броситесь в распутство, как многие так называемые «бабаджи» на Радха-кунде. Строго следуйте пути, указанному в «Шикшаштаке». Даже если потребуется долгое время — не страшно. Анусарана необходимо следовать (сути, а не форме). У нас есть пример Шрилы Рагхунатхи дасы Госвами, Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами. Но не подражайте им (анукаранам). Шри Нарада дал наставление своему ученику, Вьясадеве, обрести равновесие ума. Это очень важно. Когда ум пришёл в равновесие, в таком состоянии в сердце может прийти спхурти. Следовать постепенному процессу — обязательное условие. Если вы остаётесь в обществе вайшнавов, вы сможете успешно продвигаться по этому пути».

ачарйера мата джеи сеи мата сар

танра агйа лангхи’ чале сеи то’ асар

«Указания духовного учителя — это важнейший принцип в духовной жизни. Тот, кто не слушается указаний духовного учителя, тотчас же становится бесполезным (асара)» («Ч.-ч.», Ади, 12.10).

В хари-катхе «Очищение сердца» (25.05.2000г., Мауи) Шрила Гурудев говорил о том, что только пройдя стадии «тринад апи суничена» — достигнув полного и неподдельного смирения, и «на дханам на джанам на сундарим» — полностью отказавшись от материальных устремлений и желая только лишь ахаитуки-бхакти, бескорыстного чистого служения Господу, начинается стадия рагануга-бхакти, которая соответствует стиху «Шикшаштаки» «айи нанда-тануджа кинкарам». Шрила Гурудев: «Тогда вы начнёте осознавать свои отношения с Кришной ...Только после всех этих уровней вы сможете начать рагануга-бхакти, иначе не получится ...» Найанам галад ашру дхарайа». О чём нужно молиться, плача? «О Кришна! О Радхике! О Махапрабху! Когда же во время воспевания Твоего имени сердце моё растает и слёзы покатятся из глаз? Сердце моё твёрже камня... О Прабху, пожалуйста, будь милостив ко мне — возьми моё каменное сердце!» Когда искренние слёзы будут литься из наших глаз, наше сердце расплавится. Но плакать не для того, чтобы другие видели, не напоказ, как делают многие. Они могут плакать, но сердце их не плавится. Нужно, чтобы сердце плавилось ...Если у вас есть «весы», которые я вам дал, вы всё будете видеть таким образом ...Используйте эти «весы», чтобы видеть, что происходит в вашем сердце».

Однажды преданный из другого Матха спросил кого-то из учеников нашего Гурудева, почему они поют возвышенные бхаджаны о Радха-Кришне. Те ответили ему, что так им советует Гурудев, но не смогли объяснить это с точки зрения таттва-сиддханты. В нижеприведённом отрывке из хари-катхи Гурудев говорит как раз на эту тему (21.01.2001г., Мурвилламба, Австралия): «Мы поём на наших встречах «шрита камала кучха мандала хе», «Джая радхе джая кришна джая вриндаван» и много других песен из этой категории. «Муниндра вринда вандите», «намами нанда-нанданам»... Всё это очень возвышенные молитвы. И также «яшомати-нандана браджа бара нагара»... При Шриле Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати этот киртан было строго запрещено петь неквалифицированным преданным (Стоит заметить, что сейчас почти во всех Гаудия Матхах, а не только у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, поют «яшомати-нандана» во время дневной службы и «джая джая радха-кришна джугала-милан» во время вечерней).

 

Почему? Мы не должны пренебрегать песнями Шрилы Бхактивиноды Тхакура из сборника «Шаранагати» и песнями Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Это то, как объяснял Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур. Мы должны помнить обо всём, что говорится в этих песнях и молитвах. Но те, кто уже давно в сознании Кришны и искренне совершают преданное служение, также должны стараться слушать и петь песни для более высокого уровня [Радха-Кришна-таттва]. Это очень поможет таким преданным в бхакти. Но эти песни не предназначены для неквалифицированных людей».

Таким образом, первоосновой для нашей садханы должны быть песни из «Шаранагати», песни посвященные Шри Гуру, вайшнавам, Шри Нитьянанде Прабху, Гауранге Махапрабху, Шри Харинаме, а затем уже песни, посвященные Радха-Кришне, которые поют с соответствующим глубоким почтением и любовью. Они также являются частью садханы, но нужно понимать, когда их петь и с каким чувством. Вот какие наставления даёт Гурудев. Нельзя легкомысленно петь только лишь песни о Радха-Кришне и при этом оправдываться: «Нам так говорит Гурудев...» Он так никогда не говорит. Существует определённая культура в традиции пения Гаудия-вайшнавских песен и молитв.

Во время беседы в Матхуре (17.04.2000г.) кто-то задавал Гурудеву вопросы о шуддха-саттве, рати, бхаве и уровнях уттама-адхикари. Гуру Махарадж ответил так: «Вы должны постараться примирить эти «противоречия». Вы не имеете полного понимания этого предмета. Я знаю, что вы не можете этого понять. Однако, совершая бхаджан, постепенно вы сможете подняться на этот уровень. Не пытайтесь понять всё своим разумом. Старайтесь понять через нашу гуру-варгу, ученическую преемственность».

Нужно сказать, что когда Шрила Гурудев повествует о какой-либо истории, будь это история из «Махабхараты» или Враджа-лилы, он делает это для того, чтобы проиллюстрировать какой-то философский момент, например, из «Сандарбх» или «Брихад-Бхагаватамриты», и делает это таким образом, чтобы дать ценное и всегда уместное наставление для нашего бхаджана. Когда он говорит о враджаваси, то показывает те качества, которые нам необходимо приобрести, — огромную любовь и привязанность к Кришне, великое желание служить, решимость, смирение и т.д. Прочитайте снова такие книги Гурудева, как «Бхакти-расаяна», «Нектар Говинда-лилы»* и «За пределы Вайкунтхи» и обратите внимание на эти практические наставления. (*Кстати, книга «Нектар Говинда-лилы» не имеет ничего общего с запрещённой «Говинда-лиламритой» (как считают те, кто смотрит только на название, а внутрь заглянуть ленится). Эта книга посвящена «безобидным» объяснениям шлоки из «Бхагавад-гиты» «манмана-бхава мад бхакто». В связи с этим произошло даже несколько курьёзных случаев). Шрила Гурудев (21.01.2001г.): «...На этих лекциях я делаю лишь намёки на эти вещи. По утрам я объясняю, как совершать ваидхи-бхакти, а по вечерам я немного рассказываю о рагануга-бхакти. Процесс ваидхи-бхакти — медленный, но если кто-то достоин и имеет квалификацию практиковать рагануга-садхану, его прогресс в бхакти будет очень быстрым. ...Есть прекрасные объяснения этой шлоки у Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Я всего лишь дал несколько намёков, я не слишком углублялся. В своих комментариях к «Вену-гите» я уже объяснил всё это. Если вы хотите узнать больше, читайте эту книгу. Я надеюсь, что все мои книги помогут вам. Особенно моё издание «Гиты» с комментариями Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура — оно так поможет вам! Что и говорить о «Биографии» моего Гурудева... Все эти книги — их уже около тридцати — очень полезны для вас. Постарайтесь изучать их, и это приведёт вас к настоящему общению с вайшнавами».

Из хари-катхи Гурудева (01.07.2000, Уэльс): «Очень возвышенны те души, которые действительно могут воспевать ашта-калия-лилу и памятовать о ней. Мы же лишь приносим поклоны этим лилам. ...Я всегда говорю вам, что вы должны читать Первую Песнь («Бхагаватам»), затем Вторую, Третью и т.д. и уже после этого можете начинать Десятую Песнь. Свамиджи (Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами) тоже давал такое наставление. Я никогда не рассказываю об играх гопи и Кришны обычным людям».

Шрила Гурудев (из «Прабандхавали», глава «Бхаджана-рахасья»): «Прежде всего шраванам — нужно слушать от сад-гуру обо всех четырёх видах анартх. Один из них — сварупа-бхрама: быть в иллюзии относительно своей сварупы, относительно сварупы Бхагавана, относительно своей садханы, и относительно того, что мешает здоровому развитию бхаджана. Знание об этом составляет таттву (истину) шуддха-садханы (чистой практики). Мы должны знать о том, что мешает нашему бхаджану, иначе мы будем потеряны, как сахаджии и им подобные».

Парам-пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж (который являлся Президентом-Ачарьей «Гаудия Веданта Самити») сказал однажды, что если преданный не поливает корень растения (не создает основу для своей бхакти-садханы), то он не сможет увидеть на нём цветы. Или если какие-то цветы и появятся, то ненадолго — они быстро засохнут. Таким образом, человек придёт к выводу, что Шри Радха-Кришна и Враджа-дхама — это всё выдумки, и что на самом деле нет ничего, кроме материальной, плотской любви. Виноват будет лишь он сам. У растения или дерева должен быть корень, у здания должен быть фундамент, и в бхакти тоже существует основа.

Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады (15.11.68, Лос-Анджелес): «Раса-лилу Кришны не следует обсуждать публично. Это самое сокровенное. Господь Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал это в открытых собраниях. Он говорил о лилах Кришны с гопи только со Своими самыми ближайшими спутниками».

Несмотря на строгость, определённую в отношении высоких тем, всё же существуют правила, когда о сокровенном можно говорить даже тем, кто неквалифицирован слушать о них. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада в 1932г. на Радха-кунде дал своим последователям такое наставление: «Мне хорошо известно, что вы ещё не готовы слушать об этом (лилах гопи и Кришны), но тем не менее нам следует знать, что в царстве бхакти существует такой трансцендентный идеал, ради обретения которого необходимо сначала совершать анартха-нивритти. После анартха-нивритти наступает артха-правритти, служение вечным лилам Божественной Четы (чит-лила-митхун), и это уже трансцендентная реальность. Если мы не знаем об этой трансцендентной обители, то может так произойти, что все наши усилия приведут нас к нирвишеша-ваде (имперсонализму). Направляйте свои усилия не только на анартха-нивритти. Артха-правритти (стремление к ясно понимаемой высокой цели Гаудий) также необходима. Анартха-нивритти продолжается до тех пор, пока не начинается артха-правритти. Когда уже есть артха-правритти, анартха-нивритти отходит на второй план — самым важным в это время становится артха-правритти. Тот, кто повторяет харинам уже 15-20 лет, должен знать об этих вещах [то есть такие преданные могут начать слушать о рагануга-бхакти и сокровенных лилах проходящих во Врадже]. Начинающим преданным нет необходимости слушать об этих темах — они всё исказят в своём понимании. Об этих темах могут слушать только уважаемые (вишишта) преданные, в которых есть дух служения (севонмукха). Это не для всех. И также говорится «апона бхаджана котха на кохибе джотха-тотха» — «Не раскрывайте свой бхаджан другим». Если вы пренебрегаете эти указанием наших предыдущих ачарьев, вы можете навсегда упасть из царства преданного служения (бхаджана).

...А последнее наставление, которое я услышал от своего Гурудева, было таково: «Жить на Радха-кунде было бы замечательно, если бы ты смог очистить её от одиннадцати распутников». Теперь же это число одиннадцати греховодников увеличилось, наверное, до ста восьми...».

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи