"Любовные воспоминания".
Шри Шримад Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
вспоминает в разлуке о прекрасных взаимоотношениях с
Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем
Слова признательности современников Шрилы Нараяны Госвами Махараджа
Вступление
Пуджьяпад Шрила Нараяна Махарадж появился в деревне Тиварипур штата Бихар. Его родители дали ему имя Нараяна Тивари. Его духовный учитель, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, дал ему дикшу, и новое имя — Гоура Нараяна дас. Видя у Гоура Нараяны даса огромный вкус (ручи) к узучению философии Гаудия-вайшнавов, его духовный учитель часто заявлял: «Теперь я завоевал весь северо-запад Индии». Гоура-Нараяна дас недолго оставался в Матхе (в Навадвипе): вскоре Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж дал ему санньясу и имя Шри Бхактиведанта Нараяна Махарадж.
Пребывание в Матхе Матхуры
По указанию своего учителя Шрила Нараяна Махарадж взял полную ответственность за управление Шри Кешаваджи Гаудия Матхом в Матхуре. Несмотря на то, что тогда в Матхе не хватало средств и людей, Шрила Махарадж замечательно управлял Матхом даже при таких обстоятельствах.
Воплощение служения вайшнавам
Не было случая, когда уважаемый Шрила Махарадж отказывался от возможности послужить вайшнавам в соответствии с вайшнавским этикетом. Однажды меня пригласили в матхурский Матх на праздник. После того как вайшнавы почтили прасад, мы тоже сели послужить ему. Для меня и Махараджа уже поставили тарелки из листьев. Но как только брахмачари начали раздавать прасад, неожиданно в Матх приехал Прапуджья-чаран Шри Бхакти Прапанна Дамодар Махарадж, ученик Шрилы Прабхупады. Увидев его, уважаемый Махарадж незамедлительно встал, повернулся ко мне и сказал: «Вы, пожалуйста, принимайте прасад, а я всё подготовлю для того, чтобы Бхакти Прапанна Дамодар Махарадж смог омыться, совершить ахник (прочитать гаятри-матры) и т.д.». Но я ответил: «Зачем мне тогда принимать сейчас прасад одному? Мы вмести почтим его позже». Так мы и сделали.
Брихад-мриданга сева
Прапуджьяпад-чаран Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж заметил, что издательство журнала «Бхагават» Шрилы Прабхупады на хинди прекратилось и он выразил желание, чтобы в матхурском Матхе стали выпускать журнал «Шри Бхагавад Патрика». Ответственность за издательство он передал самому достойному, квалифицированному ученику, говорящему на хинди, Шриле Нараяне Махараджу, а также поручил ему перевод других священных текстов с бенгальского языка на хинди. Чтобы исполнить желание своего учителя, Шрила Махараджаджи выучил бенгальский язык. Первой работой он преподнёс учителю самый красивый перевод "Джайва-дхармы", написанный Шрилой Бхактивинодой Тхакуром. Так он подарил людям, говорящим на хинди, возможность понять философию Гаудия-вайшнавизма.
Позже он переводил (и распространял) драгоценные писания Гаудия-вайшнавов не только на хинди, но и на другие языки мира. Когда те, кто прежде не решался критиковать Гаудия Матх (побаиваясь Шрилу Бхактисидханту Сарасвати Прабхупаду), подумали, что теперь люди в Гаудия Матхе не очень подкованны в философии своей сампрадаи, и стали осуждать его, уважаемый Шрила Махараджа издал львиный рык в форме выпущенной им книги «Прабханда-панчакам», и закрыл критиканам рот.
После ухода Гурупада-падмы
После ухода Прапуджья-чарана Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа на пост ачарьи «Шри Гаудия Веданта Самити» был назначен Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж. Тем не менее, ответственность за управление Матхом, и особенно за проведение Шри Навадвипа-дхама парикрамы лежала на плечах Шрилы Нараяна Махараджа. Шрила Вамана Махарадж, Шрила Тривикрама Махарадж и Шрила Нараяна Махарадж часто жили вместе в трёх дхамах: Враджа-мандале, Навадвипа-мандале и Пурушоттама-дхаме.
Знаток духовного наследия нашей Шри Рупануга Гаудия-парампары
У Шримати Радхарани такое сильное желание служить Кришне, что Она испытывает огромную благодарность любой сакхи, которая помогает Ей в служении Кришне, даже если это совсем небольшая помощь. Для Неё не имеет значения, служит кто-то Кришне независимо или нет, поскольку Она считает, что всякое служение Кришне — это Её ответственность и в Своём служении Она терпеливее дерева. Несмотря на то, что Она — высшая обитель преданности Кришне, Она чувствует Себя ниже травинки, выражая Свою благодарность всем, кто помогает Ей, пусть даже совсем немного. Шри Рупа и Шри Рагхунатха сделали настроение Шримати Радхики своим жизненным идеалом. Те, кто мечтает стать пылью на лотосных стопах Шрилы Рупы Госвами, тоже должны принять в своё сердце эти идеалы и истинное смирение (дината), считая это богатством своей жизни. Уважаемый Шрила Махарадж, глубоко верующий в эти идеалы, являющиеся сутью Шри Рупануга Гаудия-парампары, дарил это подлинное благо для многих удачливых людей этого мира.
Игры болезни ачарьи
Я тоже был болен, когда услышал о болезни уважаемого Шрилы Махараджа. Когда я поехал на лечение в Чандигарх в Дели, до меня дошла весть, что Шрила Махарадж тоже находился в Дели. Но, несмотря на моё сильное желание встретиться с ним, я так не смог этого сделать из-за моей физической немощи. На самом деле, чрезвычайно сложно понять игры болезни вайшнава, которые тоже являются игрой Бхагавана.
Около шестидесяти лет назад одна труппа искусных бенгальских актеров поставила спектакль, изображающий печальное положение женщин того времени. Главную роль женщины в спектакле играл мужчина, поскольку в то время в индийском обществе добропорядочные женщины не участвовали в спектаклях. На этот спектакль пришёл один знаменитый учёный, Ишварачанда Видьясагар. Он был так очарован игрой одной из "женщин" (которая, на самом деле, была мужчиной), что даже снял свою сандалию и бросил им в мужчину, который мучил её. Администрация театра была в восторге — благодаря хорошей игре актёров, даже такой известный учёный полностью потерял осознание реальности, и сохранила его сандалию на память. При этом другие актёры, хотя и были обычными людьми, не были сбиты с толку, и действия на сцене их не вводили в заблуждение.
Подобным образом, несмотря на то, что вайшнавы всегда здоровы и независимы, они иногда разыгрывают свою болезнь, чтобы сбить с толку видных учёных и интеллектуалов. Но если человек, пусть даже самый заурядный, полностью предался Кришне, он не будет испытывать подобного смущения или сомнений по этому поводу. Может быть, это звучит странно, но такова слава вайшнавов. Вайшнавы разыгрывают свои лилы болезни только для того, чтобы дать своим севакам возможность послужить.
Невозможно понять лилы болезни ачарьи, если смотреть на них материальными глазами. Именно поэтому преданным, которые находятся на уровне каништха-адхикари, рекомендуется общаться с ачарьей лишь посредством своих молитв и прославлений. Легко ли понять разницу между проказой Васудевы Випры и Гопала Чапала? Васудева Випра называл свою болезнь благом и справедливой участью, тогда как Гопала Чапала скорбел о своём состоянии.
Как мог Арджуна, который обрёл общение с Бхагаваном, оказаться в плену иллюзии? И как Бхагаван, защитивший Парикшита в утробе его матери, Уттары, мог позабыть о нём, когда тот получил проклятие сына брахмана? Как можно объяснить такие, казалось бы, нелогичные события? На самом деле за этими историями скрыто множество тайн. Но это может понять только предавшаяся душа. Подобным образом, за играми болезни вайшнавов сокрыто множество тайн.
Лила его ухода
Шрила Махарадж явил игру своего ухода в день явления своего старшего духовного брата, Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа. А Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж покинул этот мир в день ухода другого своего духовного брата Шрилы Тривикрамы Махараджа. Поступая так, все трое показали, что их отношения вечные, они существовали задолго до этой жизни, проявлены в этой жизни, и будут, вне всякого сомнения, иметь продолжение в следующих жизнях.
Самадхи
Самадхи - значит погружение в служение нитья-васту (Шри Бхагавану) и освобождение от всех посторонних беспокойств.
Разлука
Кто на самом деле испытывает разлуку с Гурудевом, когда он уходит из этого мира? Глубина разлуки ученика с учителем будет напрямую зависеть от его стараний следовать поведению и концепциям (ачара-вичара), идеалам и наставлениям своего учителя. Вираха — это випраламбха, когда ученик помнит об учителе всё время, каждое мгновение, на каждом шагу. Слова, которые произносят люди, ещё не говорят о разлуке, которую они испытывают. Скорее, о внутреннем чувстве разлуки можно судить по поведению человека после ухода шри гуру. Не думайте, что каждый будет испытывать разлуку одинаково. Когда мы поём такие строки, как «дже анило према дхана каруна прачура», написанные Шрилой Нароттамой дасом Тхакуром, наше сердце может наполниться смирением. Мы можем плакать: «О, какая должна быть истинная разлука со шри гуру, и какая у меня? Ведь я не испытываю и капли разлуки, несмотря на то, что Шрила Гурудев ушёл из этого мира». Кто-то другой может подумать: «Арджуна был так убит разлукой с Кришной, что даже не мог поднять свой лук Гандива, а я всё же продолжаю жить своей жизнью, как жил прежде». Но в действительности, истинную разлуку могут чувствовать только те, кто следуют идеалам и наставлениям Гурудева.
Когда мирские люди рыдают в разлуке, их чувства скоротечны. В сущности, принцип разлуки — это вечный принцип. Нам нужно хранить это настроение вечно. Важно с неугасаемым энтузиазмом и великой решимостью следовать тому идеалу, которому следовал шри гуру и воплощал в своей жизни. Учение шри гуру неотлично от того, что дали нам Шри Рупа, Рагхунатха и Шрила Нароттама дас Тхакур.
Кто является истинным преемником Гурудева?
Человек, который живёт в материальном мире кармы, всегда стремится к дхарме (высокому положению в обществе своей религиозностью), артхе (материальному комфорту), каме (удовлетворению своих чувств) и мокше (освобождению от страданий). А когда он уходит из этого мира, его сыновья делят его имущество поровну. Однако в мире хари-бхакти, особенно в Гаудия-сампрадае, преданные полностью отвергают дхарму, артху, каму и мокшу и стремятся только к панчама пурушартхе (пятой высшей цели человеческой жизни), кришна-преме. Когда они уходят из этого мира, они оставляют после себя лишь единственное наследие — свой идеал следования и проповеди (ачар и прачар), соответствующие панчама пурушартхе. Поэтому человек получает наследие своего гуру — своё бесконечное трансцендентное богатство — ровно настолько, насколько он предан ему.
Под руководством личных спутниц Шримати Радхарани Шрила Махарадж совершал уттама-бхакти, показывая на примере своей жизни и проповеди высшей концепции анукулйены (анукула - это Радхарани) кришнанушилану (поиск Шри Кришны). Всецело осознав истины Шримана Махапрабху, он понимал, насколько важно находиться под руководством Шримати Радхарани. В Пайнтхна-граме гопи не получили даршан двухрукого образа Кришны, когда обратились к Нему без Её руководства. Что можно сказать об остальных, кто без Её руководства не могут получить даршан двурукого Кришны? А это были те самые гопи, которые готовы были отдать Кришне пыль со своих стоп и навечно пойти в ад ради Него. Они бежали в поисках Кришны впереди Радхарани, но Кришна показал им Свой четырёхрукий образ, поскольку они не были под руководством Его самой дорогой энергии (анукула шакти Шримати Радхарани). Но те гопи, которые следовали за Радхарани, получили эту великую удачу увидеть Кришну, Сваям Бхагавана Вранджендра-нандану, в Его двуруком образе.
Таким образом, Шрила Махарадж оставил нам истинное богатство — совершенный идеал уттама-бхакти, наделённого качеством анукульена кришна анушиланам. Это богатство, которого человек может взять себе столько, сколько захочет, и никто не будет возражать и препятствовать ему в этом.
Возможность служить Шриле Махараджу
Однажды в Вишакхапаттанаме проходила церемония установления Божества в храме, основанном Шри Бхакти Виджай Пурушоттама Тиртхой, принявшим прибежище у Прапуджья-чараны Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Госвами Махараджа. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Нараяна Махарадж и я присутствовали на том празднике. Там уважаемый Шрила Махарадж выразил своё желание поехать в Джаганнатха Пури. «Но, — признался он — у нас нет возможности остановиться в нашем Шри Нилачала Гаудия Матхе, поскольку там идёт строительство». Услышав о его желании, я немедленно предложил ему остановиться в нашем Матхе, и пообещал устроить всё необходимое. Шрила Гурудев был очень доволен. И несмотря на то, что у нас тогда уже были забронированы билеты на следующий день, я решил поехать в этот же день, без зарезервированного места, так как очень хотел, чтобы он остановился в моей комнате. Но я подумал, что если он увидит, как я выношу оттуда свои вещи, он не захочет доставлять мне неудобств. Поэтому я и поехал раньше его. Я перенёс свои вещи в брахмачари ашрам и прибрался в комнате. Мой гуру Махарадж прежде всегда учил меня: «Как только появляется возможность послужить вайшнавам, сразу используй её, иначе эта возможность может больше не представиться». Позже так и произошло: в следующий раз Махараджаджи приехал в Пури и к сожалению остановился в доме Сингхании Прабху.
ванчха-калпа-тарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
[Шри Шримад Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж — один из трёх выдающихся учеников Нитья-лила правишта Ом Вишнупада Шри Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа, основателя Шри Чайтанья Гаудия Матха. Он непрерывно путешествовал по всей Индии, проповедуя послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Он известен своими глубокими познаниями таттва-сиддханты и известен, как «Энциклопедия истории Гаудия Матха»].
..................................................
Статья из журнала «Лучи Хранителя Гармонии», №23 Мауни Амавасья, 2011г.
Gaudiya Vedanta Publications
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж