?

Кто первичен: Кришна или Маха-Вишну? Часть 1. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 3)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 6351. Опубликовано: 8-06-2013, 07:42

Кто первичен: Кришна или Маха-Вишну?

 Ари Мардан Прабху

Часть  1


    Вопрос: Почему в «Источнике вечного наслаждения», в Главе "Высочайшее могущество Кришны" Маха-Вишну говорит, что Кришна и Арджуна появились в материальном мире как Его воплощения, чтобы уничтожить демонов, обременяющих землю. Он говорит: «….теперь, убив всех этих демонов, Вы вновь вернётесь ко Мне. Оба Вы являетесь воплощением великого мудреца Нара-Нарайны».

    Как Кришна может быть порождением Маха-Вишну? Кто такой Нара-Нарайана?

 

Ответ: Ваш вопрос основан на 58 стихе, 88 главы «Бхагаватам». Ответ на него можно дать следующим образом. Прежде всего, кто такой Нара-Нарайана и Маха-Вишну. Маха-Вишну – это один из три-пуруша-аватар, который создаёт материальные вселенные одухотворяя их Своими экспансиями. Он проявляется из трансцендентного тела Маха-Санкаршаны для того, чтобы татастха-дживы, вышедшие из Него однажды, могли иметь выбор между материальным и духовным мирами. В следствие ошибки джива может выбрать материальный мир. Маха-Вишну принимает айшварья-бхакти (преданность с духом благоговения и трепета) от Своих преданных и описан как проявление Кришны в Пуранах и «Брахма-самхите». Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о Нём в комментарии на «Брахма-самхиту» 5.11 следующее: «Он изначаль­ная аватара, из Кото­рой исходят все прочие ава­тары». Это означает, что Маха-Вишну, является проводником потенциала Кришны в татастха-зоне, а также в материальном мире. Так Шри Кришна проявляется через Маха-Вишну.

Нара и Нараяна – это два проявления Дхармы. Так об этом сказано в «Махабхарате» в разделе «Нараяния». Под словом Дхарма подразумевается Высшая Абсолютная Истина - Бог. Например, в «Шри Вишну Сахасранама стотре» (1000 именах Господа Вишну) из «Махабхараты» (Анушасана Парва, 149.14.120) мы находим это имя Господа в следующем (43) стихе:

рамо вирамо вираджо марго нейо найо-анайах

вирах шактиматам шрештах дхармо дхармавидуттамах 

 Также в мантре, перечисляющей 1000 имён Господа Нрисимхи, также можно обнаружить имя Дхарма, приписываемое Ему, поскольку Он является олицетворением высочайшего закона для всех и каждого. Он проявляется как воплощение всех установленных Им правил.

Нара и Нараяна Риши пришли в этот мир из мира духовного. Оба они решили показать людям путь подлинных аскез, вдохновляя на отречение. Бхишма рассказывал Юдхиштхире о высоком положении Нара-Нараяны в «Махабхарате» говоря: «Нара-Нараяна вечны, Они совершали аскетические подвиги в Бадари, спустившись на Землю на золотом вимане».

Однако прежде, чем появиться на Земле, эти два мудреца, иногда определяемых как одно целое (шакти-шактиматор абхедах), пришли в эту вселенную через великих прародителей. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам» 4.1.52:

муртих сарва-гунотпаттир нара-нарайанав риши

«Мурти, кладезь всех добродетелей, родила Шри Нару-Нараяну, Личность Бога».

    Это лила Бхагавана Кришны, в которой Он пришёл в облике Нара-Нараяны вместе со своим преданным. О том, что это проявление Самого Бхагавана и Его нитья-сиддха парикара (совершенного вечного слуги), сказано в 59 стихе вышеупомянутой главы «Бхагаватам» и также в комментарии к нему, который дал нам Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада:

тав имау ваи бхагавато харер амшав ихагатау

бхара-вйайайа ча бхувах кришнау йаду-курудвахау

«Чтобы облегчить бремя мира, Нара-Нараяна Риши, частичная экспансия Кришны, явился в наши дни в родах Яду и Куру в образе Кришны и Арджуны».

Комментарий: Нараяна - Верховный Господь, а Нара - часть Бога, Нараяны. Вместе источник энергии и энергия составляют полноту Бога. Майтрея сказал Видуре, что Нара, часть Нараяны, родился в роду Куру, а Нараяна, полная экспансия Кришны, пришёл в образе Кришны, Всевышнего Господа, чтобы избавить страждущее человечество от мук и тягот материального существования. Иначе говоря, Нараяна Риши воплотился в материальном мире в образе Кришны и Арджуны.

    Слова «частичная экспансия» в выше цитируемом стихе выражены словом «амшав». А то, что эта часть Кришны, подтверждается словом кришнау. Подобная идея повторяет стих, который относят к парибхаса-сутре «Шримад-Бхагаватам» 1.3.28:

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге 

 «Кришна – это Верховный Господь. Все Его проявления являются либо Его частями, либо частями Его частей. Он приходит в материальный мир тогда, когда полубогам, начинают досаждать демоны».

Необходимо помнить о том, что Кришна – аватари. Это означает, что в Его духовном теле находятся все Его экспансии. Это также справедливо и по отношению к Шри Чайтанье Махапрабху, который является совокупным проявлением Радхи и Кришны.

В «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 2.94 сказано:

кришна эка сарвашрайа, кришна сарва-дхама

кришнера шарире сарва-вишвера вишрама 

 «Один Шри Кришна является обителью и прибежищем всего и всех, и все вселенные покоятся в духовном теле Кришны».

    Известный древний комментатор «Шримад-Бхагаватам» Шридхар Свами, написал в «Бхавартха-дипике» следующее:

дашаме дашамам лакшйам ашриташрайа-виграхам

шри-кришнакхйам парам дхама джагад-дхама намами тат 

 «В 10 Песни «Бхагаватам» раскрывается десятая тема – Всевышний Господь, прибежище всех душ. Его зовут Шри Кришна, Он является высочайшим источником всех вселенных» (10.1.1).

     Стих Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами навеян настроениями древних авторов и, прежде всего, настроением Шрилы Вьясадевы, который выразил своё мнение по отношению к природе Шри Кришны в «Шримад-Бхагаватам» 1.3.28. Он процитирован мною выше.

    Это значит, что Кришна не является аватарой, а представляет из Себя аватари – вместилище всех аватар. Деталям этого нюанса вайшнавской философии посвящены 28-115 стихи из «Чайтанья-чаритамриты», Ади-лилы. Сколько бы из Шри Кришны не исходило божественных проявлений, они постоянно продолжают пребывать в Нём, поскольку абсолютный потенциал Господа Кришны не может колебаться или изменяться в сторону убывания даже несмотря на то, что Сам Он постоянно выделяет из Себя бесконечное множество экспансий. Об этом сказано в «Шри Ишопанишаде» (Обращение):

ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате 

 «Всевышний Господь всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, всё, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Всё, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

    Где доказательства того, что в этом стихе идёт речь об аватарах? Мы это находим в комментарии к этому стиху у Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а также у великого таттва-вади Шрилы Баладевы Видьябхушаны, которые говорят, что совершенное исходящее из Бога-творца «пурнам идам» - это аватары. Это значит, что все аватары продолжают постоянно пребывать в теле Бога, даже несмотря на то, что они вышли из Него и продолжают пребывать вне Его (так как Бог везде и Сам в Себе одновременно), проявляясь в великом множестве.

  Также следует понять, что все проявления Бога не должны рассматриваться нами, как нечто отдельное друг от друга с точки зрения таттвы, или философского подхода. Такое видение не считается верным, поскольку Гаудии не политеисты, а монотеисты, они поклоняются одному (единому) Богу. Этот Бог проявлен во множестве Своих экспансий. Искусственное разделение его аватар, основанное на сознании, заражённом мирской двойственностью, будет ошибочным и даже в определённом смысле оскорбительным. Шрила Гоур Говинда Махарадж сказал: «Бог один или Богов много? Адвайа-таттва экам эва двитийа насти. Абсолют только один. Но те, кто не знает этой таттвы, говорят: "Есть много Богов. Рама – Бог, Нрисимха – Бог, Вамана – Бог, Матсья – тоже Бог". Это заблуждение. Не заблуждается только тот, кто познал ис­тину. Бог один, и гуру тоже один по сути, но он являет себя во множестве обликов (как и Бог). Зависимая душа сама не способна это понять. Она получит эту таттва-гйану только по милости гуру» («Парипрашна», «Трудное дело», стр. 84).

Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, ссылаясь на «Брахма-самхиту»: «Кришна, Говинда, имеет бесчисленное количество форм, но все они суть одно». (Введение к «Шри Ишопанишад», стр. 14).

Все вышеприведённые ссылки и рассуждения означают, что Кришна проявляется через Свои аватары и все они содержат в себе Его. Он в Себе и всё в Нём. Такова Его удивительная и непостижимая природа. Поэтому не следует удивляться тому, что Кришна в Нараяне, а Нараяна в Кришне.

В «Махабхарате» (Ади Парва) есть интересная деталь, основанная на философии, говорящей, что низшие (зависимые) экспансии Кришны могут проявлять через Себя высшие (причинные). Это подобно тому, как Кришна приходит в этот мир через Своих родителей, которые в действительности являются подчинённым Его аспектом, проявлением Его шакти. Итак, в «Махабхарате» сказано: «Затем бог (Шива) отправился вместе с пятью Индрами повидать Верховного Господа Нараяну, которому служат все существа, и когда [Верховный] Господь одобрил всё, о чём они договорились, все пятеро низошли на землю.

Затем Господь Хари явил Свою разноликость и предстал в двух воплощениях. Господь явился в Своём светлом облике как Баладева и в Своем тёмном – как Кришна. Матерями этих воплощений были Рохини и Деваки из династии Яду, представители которой обладали способностью рождаться на земле. [Как говорится в некоторых комментариях] Господь Хари выдернул два волоска, один белый, а другой чёрный, и сказал:

– Пусть два этих волоска станут зародышами в утробах двух женщин из рода Ядавов – Рохини и Деваки.

Один из этих волосков стал Баларамой, а второй – Кришной, Кешавой».

    Суть в том, что каждая аватара обязательно присутствует в теле какой-либо иной аватары в полной или частичной степени, в зависимости от лилы Бхагавана, поскольку Бог – адвая-таттва, неделим. Это также обусловлено тем, что ведическая философия одновременного единства и отличия говорит о том, что большое пребывает в малом, а малое – в большом. Особенно это связано с Самим Кришной, поскольку 33 стих «Брахма-самхиты» утверждает истину о том, что Он – адвайта – пребывает вне двойственности. Так Нараяна присутствовал в теле Кришны. Его часть выполняла Свою роль в лилах Кришны. Когда игра Кришны будет завершена, то Его часть (потенциал) снова воссоединится со своим источником. Можно видеть, что проявления Кришны то объединяются, то вновь разделяются. И хотя есть такая видимость для стороннего наблюдателя вовне, тем не менее, всё высшее божественное пребывает в самом себе.

    Шри Кришна также присутствует во всех проявлениях Нараяны. Об этом сказано в «Бхагавад-гите» 7.19: «васудевах сарвам ити – Васудева повсюду и во всём». Кришна не только пребывает в Своих экспансиях, он также в каждом атоме и в сердце всякой дживы, Он вездесущий, и об этом Его качестве говорит имя Вишну, которое также принадлежит Шри Кришне. А имя Кришны также носят Его экспансии Вишну. Доказательством этого служит изображение на передней части обложке «Шримад-Бхагаватам» 1.2, выпущенном издательством «ББТ» (в верхнем правом углу), где можно увидеть четырёхрукую форму Нараяны носящую имя Кришны. В древней молитве содержащей 1000 имён Нрисимхадева также содержится имя Кришны. Нрисимха в определённом смысле также является Кришной. Однако это имя у Нрисимхадева в этом контексте будет уже толковаться несколько по-другому.

    Итак, мы видим:

1) Кришна – это источник всех экспансий.

2) Нара и Нараяна Риши – Его проявления.

3) Все аватары, что исходят из Кришны, остаются в Нём.

4) Во всех аватарах потенциально пребывает их Причина – Кришна.

    Всё же присмотримся к ссылкам и стихам, которые вдохновляют Гаудий, и оценим их видение сиддханты. Господь Брахма в «Шримад-Бхагаватам» 10.14.14 говорит о том, что именно Нараяна является экспансией Шри Кришны. Обращаясь к Кришне он говорит: «нарайана ангам нара-бху-джалайанат – без сомнения, Господь Нараяна – это Твоя экспансия, Он источник первичной воды во вселенной».

    Именно в комментарии на этот стих Шрила Санатана Госвами подробно расписал то, что Кришна – источник всех экспансий. Также в книге «Учение Шри Чайтаньи» в главе «Аватары» (глава 8), приводится более-менее подробное описание происхождения и зависимости всех аватар от Шри Кришны, а также друг от друга. Можно обратиться и к книге «Ведическая космология», где, начиная со страницы 15 и до 34, расписаны проявления Бхагавана в иерархии. И, конечно же, знаменитая санатана-шикша из «Чайтанья-чаритамриты», (Мадхья, 20.165-374) повествует о различных аватарах Кришны.

    Маха-Вишну не является первопричиной среди аватар. Об этом сказано в «Махабхарате» («Мокша-дхарма», раздел «Основа освобождения», 350.90): «О царь среди людей, Кришна созидает все миры. Исполняя желания джив, Он погружает их всех в иллюзию. Он вбирает все миры в Себя при их уничтожении, поскольку Он причина всего сущего».

    Известно, что вбирать в Себя все четырнадцать миров, создавать, а также поддерживать их может Господь Маха-Вишну. Также известно, что Шри Кришна никогда не соприкасается с материальной частью творения. Однако тут сказано, что это делает Кришна. Это утверждение обусловлено тем, что Маха-Вишну – это могущественное проявление желания Шри Кришны.

Окончание первой части

..........................................................................

Ари Мардан д.

Редакция: Шамали д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы