Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Мадхья. Глава 1.
Поздние игры Господа Шри Чайтаньи Махапрабху
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Мадхья, глава 1
Часть 2
В Джаганнатха-Пури все вайшнавы встретились со Шри Чайтаньей Махапрабху. Потом, взяв их с Собой, Шри Чайтанья Махапрабху стал плескаться и плавать с ними в озере. Сначала Господь очень тщательно вымыл храм Гундичи, а затем все преданные приняли участие в Ратха-ятре и увидели танец Господа перед колесницей. В саду, расположенном у дороги, ведущей от храма Джаганнатхи в храм Гундичи, Господь Чайтанья Махапрабху явил разнообразные игры, а брахман Кришнадас провел там обряд омовения Господа. Закончив танцевать в храме Гундичи, Господь опять устроил игры в воде со Своими преданными, а в праздник Хера-панчами все они наблюдали, как вела себя богиня процветания, Лакшмидеви.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Мадхья. Глава 1.
Поздние игры Господа Шри Чайтаньи Махапрабху
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Мадхья, глава 1
Часть 1
В этой главе приводится обзор деяний Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Он совершил в середине жизни и в течение первых шести лет ее заключительного периода. Обо всем этом рассказывается вкратце. Здесь также описывается, как стих, начинающийся со слов йах каумара-харах, привел Шри Чайтанью Махапрабху в экстаз. Этот экстаз Шрила Рупа Госвами объяснил в стихе, который начинается словами прийах со 'йам кришнах, и Господь благословил его за это. Кроме того, в этой главе перечисляются многочисленные книги, написанные Шрилой Рупой Госвами, Шрилой Санатаной Госвами и Шрилой Дживой Госвами, и описывается встреча Шри Чайтаньи Махапрабху со Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Санатаной Госвами в деревне Рамакели.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 16.
Игры Господа в отрочестве и юности
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 16
В этой главе полностью описана кайшора-лила Господа, или Его жизнь на пороге юности. В это время Он был погружен в учебу и сумел победить в диспутах прославленных ученых того времени. К кайшора-лиле относятся также игры Господа в Ганге. В тот же период Господь ходил в Восточную Бенгалию, чтобы найти там денежную поддержку, начать проповедь духовного знания и основать движение санкиртаны. Там Он повстречал Тапану Мишру и дал ему наставления о духовном пути, после чего велел ему отправляться в Варанаси. Когда Господь Чайтанья Махапрабху путешествовал по Восточной Бенгалии, Его супругу ужалила змея (или, как говорят некоторые, змея разлуки), и Лакшмидеви оставила этот мир. Когда Господь вернулся домой, Он застал Свою мать скорбящей по Лакшмидеви.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 15.
Пауганда-лила Господа
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 15
Краткое содержание пятнадцатой главы следующее. Господь брал уроки грамматики у Гангадаса Пандита и вскоре Сам научился великолепно объяснять грамматику. Господь запретил Своей матери есть пищу из зерна в экадаши. Еще Он рассказал о том, что во сне к Нему приходил Его брат Вишварупа, который незадолго до того принял санньясу, и призывал последовать его примеру, но Господь отказался и был отослан обратно домой. Когда Джаганнатха Мишра покинул этот мир, Господь женился на Лакшми, дочери Валлабхачарьи. Все эти события вкратце описываются в данной главе.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 14.
Детские развлечения Господа Чайтаньи
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 14
В «Амрита-праваха-бхашье» Шрила Бхактивинода Тхакур приводит краткое содержание этой главы: «В главе четырнадцатой описываются детские игры, которым предавался Господь Чайтанья Махапрабху: как Он ползал по дому, плакал, ел глину, поучал Свою мать; как Он облагодетельствовал гостя-брахмана, прокатился на плечах двух воров и, запутав их, привел обратно к Своему дому, а также о том, как Он, притворившись больным, в день экадаши ел прасад в доме Хираньи и Джагадиши. В этой главе также рассказывается о Его детских шалостях, о том, как Он принес на голове кокосовый орех для Своей матери, когда она упала в обморок, о том, как он подшучивал над девушками, Своими ровесницами, на берегу Ганги; о том, как Он принял атрибуты поклонения от Шримати Лакшмидеви, как Он уселся на кучу мусора и преподал Своей матери урок трансцендентного знания, а затем, послушавшись матери, сошел с мусорной кучи, и о Его любви к Своему отцу».
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 13.
Пришествие Господа Шри Чайтаньи Махапрабху
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 13
Некогда в провинции Шрихатта жил ученый брахман по имени Упендра Мишра. У него был сын Джаганнатха Мишра, который отправился в Навадвипу, чтобы учиться там под руководством Ниламбары Чакраварти, и остался там жить, женившись на дочери своего учителя, которую звали Шачидеви. Шри Шачидеви родила Джаганнатхе Мишре одну за другой восемь дочерей, которые умерли вскоре после рождения. Девятым у них родился сын, которого назвали Вишварупой. Наконец, в 1486 г. (в 1407 г. по бенгальскому летоисчислению), в месяце пхалгуна, вечером в полнолуние, когда на небосклоне появилось созвездие Льва, у Шри Шачидеви и Джаганнатхи Мишры родился сын, в образе которого на Землю пришел Господь Шри Чайтанья Махапрабху.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 12.
Ветви Адвайты Ачарьи и Гададхары Пандита
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 12
Бхактивинода Тхакур в «Амрита-праваха-бхашье» приводит краткое содержание двенадцатой главы. В Двенадцатой главе рассказывается о последователях Адвайты Прабху, среди которых истинными считаются последователи Ачьютананды, сына Адвайты Ачарьи, усвоившие суть философии Шри Адвайты Ачарьи. Других так называемых потомков и последователей не стоит считать истинными. Эта глава содержит также рассказ о сыне Адвайты Ачарьи по имени Гопала Мишра и о слуге Адвайты Ачарьи Камалаканте Вишвасе. Однажды Гопала, который был тогда еще совсем молод, потерял сознание во время уборки Гундича-мандира в Джаганнатха-Пури и благодаря этому получил милость Господа Чайтаньи Махапрабху. С именем Камалаканты Вишвасы связана история о том, как он одолжил у Махараджи Пратапарудры триста рупий, чтобы избавить от долга Адвайту Ачарью, за что получил выговор от Шри Чайтаньи Махапрабху, когда тот узнал об этом.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 11.
Экспансии Господа Нитьянанды
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 11
Шри Нитьянанда Прабху — высочайшая ветвь нетленного древа вечной любви к Богу — Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. В почтении я склоняюсь перед всеми побегами этой великой ветви. Шри Нитьянанда Прабху — это могучая ветвь древа Шри Чайтаньи. От той ветви пошло множество побегов и отростков. Их пробудила к жизни влага желания Шри Чайтаньи Махапрабху, и побеги эти разрослись без конца и края, наполнив весь мир плодами и цветами. Крона этого древа беспредельна, подобные ветвям и побегам преданные — бесчисленны. Может ли кто сосчитать их всех? Ради собственного очищения я попытаюсь перечислить только самых главных. Вирабхадра Госани является самой большой ветвью после Нитьянанды Прабху. От нее, в свою очередь, отходят бесчисленные побеги и отростки. Описать их все невозможно.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 10
Ствол, ветви и побеги древа Чайтаньи
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади, глава 10
Словами невозможно описать ни садовника, Господа Чайтанью, ни Его древо. Послушайте же внимательно о ветвях того древа. Спутникам Шри Чайтаньи Махапрабху нет числа, но ни о ком из них нельзя сказать, что он выше или ниже других. Определить это невозможно. Все великие последователи Господа Чайтаньи перечисляли этих преданных, но никто из них не брался установить, кто из них более велик, а кто менее. В знак почтения я склоняюсь перед ними. Я прошу их простить меня за нанесенные им оскорбления. Я в почтении склоняюсь перед всеми возлюбленными бхактами Шри Чайтаньи Махапрабху, вечного древа любви к Богу. Я склоняюсь перед всеми ветвями того древа — преданными Господа, которые раздают плоды любви к Кришне. От двух братьев — Шривасы Пандита и Шри Рамы Пандита — пошли две знаменитые ветви того дерева.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 9.
Исполняющее желания древо преданного служения
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 9
Шрила Бхактивинода Тхакур излагает содержание девятой главы в «Амрита-праваха-бхашье». В этой главе автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» использует аллегорию, описывая «исполняющее желания древо бхакти». Он называет Господа Чайтанью Махапрабху, который известен как Вишвамбхара, садовником при этом древе, поскольку Он — главный из всех, кто ухаживает за ним. Будучи высшим наслаждающимся, Он Сам насладился плодами этого древа и раздал их всем желающим. Древо преданного служения было посажено в Навадвипе, месте рождения Господа Чайтаньи Махапрабху, затем перенесено в Пурушоттама-кшетру (Джаганнатха-Пури), позже — во Вриндаван. Первым плодом этого древа был Шрила Мадхавендра Пури, следующим — его ученик Шри Ишвара Пури. Образно выражаясь, и самим деревом, и одновременно его стволом является Шри Чайтанья Махапрабху.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж