Тезисы священных писаний о различных уровнях бхакти.
Тезисы священных писаний о различных уровнях бхакти.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
Священные писания предоставляют массу философских определений и тезисов относительно уровней преданного служения.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Признаки и проявление премы в сердце.
Признаки и проявление премы в сердце
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
По мере того как преданный достигает все большего совершенства в слушании, воспевании святых имен Бога и других видах преданного служения, на ростке бхакти, который вначале представлял собой лишь два листка садхана-бхакти, внезапно распускается благоухающий цветок бхавы, у которого каждое мгновенье появляются множество сияющих лепестков, анубхав (признаков духовного экстаза). Излучающий яркое сияние цветок бхавы со временем созревает и становится плодом премы. Но самое удивительное в том, что хотя листья, бутон, цветок и плод растения бхакти появляются один за другим, они не сменяют друг друга, но продолжают существовать одновременно, сияя великолепием и постоянной новизной.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Проявление любви (бхавы) к Кришне.
Проявление любви (бхавы) к Кришне.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
Достигнув полного расцвета, асакти превращается в рати или бхаву. Бхава является причиной проявления трех энергий Господа: сандхини, самвит и хладини. Иначе говоря, достигнув состояния бхавы, преданный восходит на уровень шуддха-саттвы, и вышеупомянутые энергии Господа начинают проявляться для него подобно лучам восходящего солнца. Поэтому бхаву также называют распустившимся цветком растения бхакти.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Пробуждение привязанности к Кришне (асакти).
Пробуждение привязанности к Кришне (асакти)
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
После того как вкус преданного к бхаджану (слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения) достигнет необычайной глубины, и единственным объектом его преданного служения станет Кришна, он достигает стадии асакти, или любовной привязанности к Господу. На стадии асакти, на исполняющем желания растении бхакти появляются грозди бутонов, которые распускаются и цветут на стадии бхавы, а затем на стадии премы превращаются в плоды. Разница между ручи и асакти состоит в том, что ручи – это главным образом привязанность к служению, а асакти – привязанность к Самому Господу, объекту служения.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Вкус к бхакти (ручи).
Вкус к бхакти (ручи)
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
Когда преданный помещает в свое сердце золотой медальон чистого бхакти, сияющий огнем устойчивой практики и приводимый в движение своей собственной энергией, в нем просыпается вкус, ручи. Ручи обозначает вкус к преданному служению в форме слушания о Господе, пересказа услышанного и т.д., который настолько силен, что заставляет преданного забыть обо всем остальном. В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи у преданного постоянное повторение и слушание не вызывает ни малейшей усталости. Ручи быстро рождает непреодолимую тягу к преданному служению. В качестве примера можно привести мальчика-брахмана, который благодаря прилежному ежедневному изучению писаний быстро постигает их смысл и в дальнейшем не встречает никаких трудностей в учебе и, более того, получает от нее все большее и большее удовлетворение.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Устойчивость в бхакти (Ништха).
Устойчивость в бхакти (Ништха)
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
Слово ништха указывает на то, что обладает качеством устойчивости или постоянства. Несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются анартхи. Препятствием для стабильного преданного служения являются лайа (сонливость), викшепа (склонность к беспокойству), апратипатти (безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждениям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти препятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомянутых пяти недостатков.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Очищение от скверны материальных качеств. Часть 2.
Четвертое оскорбление заключается в пренебрежении авторитетом шрути. Оно основанно на мнении о том, что в них ничего не говорится о бхакти и потому они предназначены для людей с мирским складом ума. Совершивший это оскорбление может искупить его, если начнет использовать свой язык, который некогда хулил писания, описывающие процессы кармы и гйаны, для того, чтобы неустанно прославлять их, и тех, кто им следует (карми и гйани) и вместе с тем громко повторять святое имя.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Очищение от скверны материальных качеств. Часть 1.
За бхаджана-крийей следует анартха-нивритти, стадия освобождения от нежелательных качеств, которые препятствуют развитию бхакти. Анартхи (нежелательные качества) разделяют на четыре вида, соответственно причине возникновения: 1) возникшие в результате прошлой греховной деятельности (душкрити-уттха), 2) возникшие в результате прошлых благочестивых поступков (сукрити-уттха), 3) являющиеся результатом оскорблений в процессе преданного служения (апарадха-уттха) и 4) возникающие при неправильном исполнении преданного служения в котором препятствия возникают в результате сакама-бхакти (служения с примесью материальных желаний), (такое сакама-бхакти порождает то, что называется бхакти-уттха).
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Шраддха, садху-санга, бхаджана крия.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур
Высшее превосходство пути бхакти.
В «Тайттария Упанишад» после описания различных уровней сознания (анна-майа и проч.) говорится: брахма пуччхам пратиштха (2.5.2): основой существования всех видов сознания является Брахман (ананда-майа). Далее вполне однозначно говорится о существовании парам-ананда-майа пуруши, Который по Своему положению превосходит даже Брахман, поскольку является паратпара-таттвой, или Высшей Абсолютной Истиной, воплощением расы, наслаждения.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Вишванатха Чакраварти Тхакур