?

Лакх харинамы. Часть 3.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 343. Опубликовано: 18-11-2020, 15:24

Лакх харинамы

Цитаты Гаудия-вайшнавов о повторении 100 000 имён Господа

Важность повторения лакха харинамы

Часть 3

 

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

сахасра дандават каре, лайа лакша нама
дуи сахасра ваишнавере нитйа паранама

Каждый день Рагхунатха дас неукоснительно тысячу раз предлагал дандаваты Господу, повторял, по крайней мере, сто тысяч святых имён и кланялся двум тысячам вайшнавов («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.99).

 

Шри Радхаваллабха дас

рупера биччхеда йаабе, джала чхеди дила табе,

радха-кришна-боли ракхе прана

Когда Шри Рупа Госвами оставил этот мир, Шрила Рагхунатха дас перестал пить даже воду. Он поддерживал свою жизнь просто святыми именами, непрестанно повторяя: «Радха-Кришна» («Шри Рагхунатха дас шучака киртан», 40).

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

«Према-рурукшу-вайшнавы воспевают на своих чётках три лакха за двадцать четыре часа, и то блаженство, которое они находят в шри наме, столь сильно, что они не могут разлучиться с ним даже на миг, и тогда, когда уже не остаётся времени даже на сон и другое, они погружаются в непрерывный бхаджан. Постоянным обращением в памяти к значению шри нама, как оно было объяснено Шри Гопал Гуру Госвами, постепенно уйдут прочь все напыления в природе живого существа, и тогда шри нама лично явит себя перед духовным взором преданного» (Статья «Нама-бхаджана»).

 

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж

«Явился Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж в Восточной Бенгалии, в очень образованной и уважаемой семье вайдья-вамши. Проучившись в университете Дакки до степени бакалавра (В.А.), он в 1925-м или 1926-м году предался святым стопам Шрилы Прабхупады. От гуру он получил имя Шри Свадхикарананда дас Брахмачари. Все мы в матхе обратили внимание на его глубокую привязанность к нама-бхаджану. Он воспевал святое имя целыми днями и ночами. Его память была необыкновенной. Мы поражались тому, сколько став и молитв он повторял наизусть. Казалась, что он мог воспевать новые и новые шлоки непрерывно день и ночь в течение месяца и более, и так и не исчерпать всего, что он знал. Он знал наизусть «Кришна-карнамриту», пятиглавие о раса-лиле из «Шримад-Бхагаватам», молитвы Брахмы, «Стававали», множество молитв из «Става-малы», «Вирудхавали», «Вилапа-кусуманджали» и многое-многое другое. Повторяя их изо дня в день, он перемежал ими лакх харинамы. …

Он был олицетворением слов Махаджана: «Декхо бхаи намо бина дина нахи джай – брат, смотри, чтобы даже дня не прошло без святого имени”». Никогда не тратил ни минуты на бессмысленные разговоры» (Воспоминания о Шриле Кришнадасе Бабаджи Махарадже).

 

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

«После ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура Шрила Прабхупада повторял по три лакха харинамы каждый день. Он вёл очень отречённый образ жизни, спал и принимал пищу прямо на земле. В то время его садхана была подобна садхане Шрилы Рагхунатхи даса Госвами» (Пуна, январь, 2013г.).

***

«Идеальным примером того, как нужно поклоняться Тхакурджи и совершать садхану, является Шри Рагхунатха дас Госвами. Он служил мурти Господа и каждый день повторял лакх святых имён с огромной любовной привязанностью («Идеал преданного служения», Пурушоттама-кшетра, февраль 2013г.).

***

«Когда мы повторяем святое имя Господа, ум становится концентрированным. Шрила Харидас Тхакур повторял три лакха святых имён каждый день. Первый лакх громко (вачика), второй шёпотом (упамшу), третий в уме (манасика)» («Градация совершенных преданных», Индия, Чандигарх, Картика 2012г.).

***

«Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что нужно повторять шестьдесят четыре круга, иначе Господь ничего от нас не примет. С другой стороны, можно повторять шестьдесят четыре круга, но каковы доказательства, что вы повторяете истинное святое имя? Всё зависит от глубины шаранагати, а не от формального следования правилам и предписаниям шастр» («Вопрос о прасаде и преданности», Джаганнатха Пури, февраль, 2013г.).

 

Шриман Анируддха дас Адхикари

«Повторяйте сто тысяч (64 круга) святых имён Господа Хари каждый день и слушайте внимательно имена своими ушами. В своём уме вы должны сесть у стоп вашего духовного учителя, святых личностей, великих преданных, таких как Харидас Тхакур, Мадхавендра Пури, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Прахлада Махарадж, Баджаранга (Хануманджи), Нарада; воплощений Бхагавана, таких как Гаура и Нитай.

Пребывая в уме у их лотосных стоп, позвольте им всем слушать ваше повторение святых имён. С помощью этого метода ваш ум точно не отвлечётся даже на долю секунды. Нет никакой необходимости представлять доказательства действия этого феномена, так как это может быть непосредственно опробовано на себе. Любой практикующий (садхака) может попробовать этот метод и с помощью личного опыта открыть для себя истину. …

Если кто-то повторяет сто тысяч святых имён в день, то Нама Прабху будет привлечён им. Господь в образе святого имени позволит проявиться намабхасе (слабой связи со святым именем). Чистое святое имя обладает огромнейшим потенциалом.  Когда оно являет себя, то постепенно слабая связь со святым именем (т.е. с намабхасой) уменьшается. Это вечный принцип, истина.

По этой причине Шри Гаурахари говорил всем Своим последователям: «Я почту прасад только в доме того преданного, который повторяет сто тысяч святых имён каждый день. Я никогда не остановлюсь в ином месте». Такой простой и прямой путь был дан в Кали-югу. Любой может установить связь с Бхагаваном, даже не выходя из дома. Не надо бродить для этого по лесу. Не нужно переносить многочисленные трудности, такие как холод, жара, дождь и нехватку еды и воды. Тот, кто упускает такую прекрасную возможность служить наме, в высшей степени полон невежества. …

Продолжайте повторять святое имя всё время, даже если у вас нет чёток. Тогда ваш ум никогда не обеспокоит принятие или отторжение чего-либо в этом мире, даже если это будет весь мир. …

Таким образом, практикующий будет поглощён духовной практикой день и ночь у лотосных стоп Бхагавана. Даже его смерть уже будет похвальной и достойной уважения. Бхагаван не отправит за таким преданным Своих вечных спутников, чтобы доставить нама-ништхита-бхакту, преданного, который привязан к повторению Его святых имён, в духовный мир. Вместо этого Он лично спустится поприветствовать преданного и сопроводит его в Свою обитель. Всё это произойдёт, потому что преданный провёл всю свою жизнь, день и ночь повторяя харинаму» (Письмо «Как практиковать преданное служение с великим счастьем». Чхинда-ки-дхани. 25 октября 2008г.).

 

Фрагменты из книги Шримана Анируддхи даса Адхикари

«Как достичь Бога в этой жизни»

Раздел: «Рекомендации Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа по повторению харинамы»

1. «Повторяйте ежедневно не менее одного лакха харинамы. Когда есть время, повторяйте три лакха, это не принесёт вам вреда. Я слышал, что один высокопоставленный руководитель сказал: «Если вы будете повторять больше шестнадцати кругов намы, то отправитесь в ад, поэтому вам не стоит рисковать. Вместо этого вы должны распространять книги и совершать различного рода служение: пасти коров, поддерживать их, кормить и заниматься в гурукуле. Вам нужно ходить повсюду, чтобы добыть деньги для себя и для нас. Вы обязаны уметь зарабатывать деньги. Если вы повторяете больше шестнадцати кругов намы, у вас не останется времени, чтобы делать всё это, и тогда вся наша миссия потерпит неудачу, и вы не вернётесь к Богу».

Что это? Это обман! Такая личность обманывает себя и других. Мы должны быть очень осторожны с такими обманщиками. Они занимаются самообманом и вводят в заблуждение других».

2. «Вам нужна установка: «Я должен повторять». Сколько кругов? Вы обязаны повторять один лакх имён. Если вы неспособны делать это, повторяйте пятьдесят тысяч или тридцать два круга, но не меньше этого. Если вы не можете даже это, повторяйте двадцать пять кругов. Но если и это невозможно для вас, немедленно утопитесь в океане. Тогда в следующей жизни вы сможете повторять нужное количество имён. Если вы не делаете этого, тогда вам нужно броситься в Тихий или Атлантический океан (образное выражение, указывающее на высокую актуальность нама-садханы). Вы можете делать это без ущерба. Если вы хотите стать преданным, следуйте этим наставлениям. Когда ваш гурудев или высокого класса преданный (маха-бхагавата) даёт лекцию, а вы в это время уже начали повторять наму, что вы должны делать  – продолжать чтение и завершить свои круги или пойти и послушать лекцию? Как поступить? Вы должны слушать лекцию. Благодаря слушанию ваше повторение святого имени намного улучшится, и вы сможете закончить свои круги, даже значительно увеличив их количество».

3. Когда возникают проблемы, вы в отчаянии думаете: «Я повторяю больше шестнадцати кругов, и всё же проблемы приходят, может быть мне нужно прекратить повторение?» Никогда не думайте подобным образом. Утсахат. Это слово означает энтузиазм. (Если он проявится) Тогда вы сможете повторять больше одного лакха. Нишчаят подразумевает связь или веру: «Рано или поздно я непременно получу кришна-прему. Я должен это сделать»».

4. «Вы не достигаете успеха, потому что не следуете реальному процессу должным образом. Вы находитесь в настоящем процессе. С самого начала своей жизни, будучи ребёнком, я повторял: «Рама, Рама. Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе». Я не знаю, откуда это пришло ко мне. В возрасте двадцати четырёх или двадцати пяти лет я пришёл к моему гурудеву. Это чрезвычайно привлекало меня!

 В то время у меня была хорошая работа в качестве офицера. Даже не имея инициации, я ежедневно повторял один лакх святых имён. Вы не можете себе представить, но очень скоро я получил общение моего гурудева».

5. «Преданный: Очищается ли сердце от повторения намапарадхи?

Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж:  Нет. Вы должны быть под руководством вайшнавов. Вначале слушать хари-катху, прославлять святое имя, и тогда с помощью слушания и повторения иногда будет приходить намабхаса. (У неофита) Почти всегда будет намапарадха, но иногда нет. Благодаря интенсивному повторению намабхаса будет приходить всё чаще и чаще. Если вы удачливы, сможете повторять один лакх ежедневно, и иногда будет приходить чистое имя. Тогда прольются слёзы и ваше сердце растает. Когда это произойдёт, вы можете думать, что, так или иначе, намабхаса приходит. Она приносит так много реализации, после чего придёт шуддха-нама. Однако она может прийти только по беспричинной милости какого-то вайшнава, который всегда повторяет чистое имя или по беспричинной милости Кришны. Другого способа нет».

***

«Человеческое тело – это врата Вайкунтхи. Не сумев воспользоваться этим входом, мы можем навсегда лишиться такой возможности. Время ненадёжно, и в любой момент этот шлюз может быть уничтожен. Одним, возможно, придётся страдать в аду, обители непомерных мучений. Постарайтесь понять это прямо сейчас, я умоляю вас, сложив ладони. Придерживаясь вышеуказанных советов, вы принесёте и себе, и мне пользу. Если вы начнёте повторять один лакх харинамы, следуя указанию Шрилы Гурудева, я буду безгранично счастлив» (Письмо от 05.07.2008г.).

***

 «Сам Шри Гаура-Кришна (Махапрабху) повторял Своё святое имя на чётках днём и ночью. Он приказал каждому ежедневно воспевать один лакх имён харинамы. Великий грешник Ратнакара (Вальмики) стал знатоком прошлого, настоящего и будущего, воспевая имя Бхагавана в обратном порядке (ма-ра)» (Письмо от 4.04.2008г.).

***

«Бхагаван Шри Гаурахари дал нам решение всех проблем. Он говорит нам: «Тот, кто ежедневно произносит сто тысяч имён харинамы, внимательно слушая её, войдёт в Мою вечную обитель Голоку навсегда, потому что нет различия между Мной и Моим святым именем». Повторять святое имя и встречаться с Бхагаваном – это фактически одно и то же. …

Нам необходимо учесть, что немного людей в материальных вселенных, которые воспевают сто тысяч святых имён в день, и ещё реже встречаются те, кто ежедневно воспевают триста тысяч святых имён. Если число преданных, повторяющих триста тысяч имён в день увеличится, число преданных, ежедневно повторяющих сто тысяч святых имён, также увеличится. Только тот, кто воспевает триста тысяч святых имён, может вдохновлять других на воспевание ста тысяч святых имён. Шри Гаурахари утверждал, что сначала нужно следовать хорошим наставлениям, а затем побуждать других, чтобы они делали это. Те, кто неусердно повторяет святые имена, не могут убедить и вдохновить других. …

Бхагаван Сам защищает преданных, которые ежедневно воспевают сто тысяч святых имён. …

Главная цель Кали-юги – достичь чувственного удовлетворения. Это привело к чрезмерному избытку болезней, отсутствию физической силы, сострадания и милости, грабежу, мародёрству и разбою. Если вы хотите защитить себя от этих пороков и несчастий, ежедневно повторяйте шестьдесят четыре круга харинамы (Письмо №2 от 02.02.2009г.).

***

«По милости моего инициирующего духовного учителя, а также духовных наставников и вайшнавов я могу повторять внимательно почти 10 миллионов имён харинамы каждый месяц. Ежедневно я воспеваю три лакха харинамы. Остальные члены моей семьи также ежедневно повторяют три лакха святых имён. В общей сложности моя семья ежедневно произносит шесть лакхов харинамы, что составляет восемнадцать миллионов имён харинамы ежемесячно. Я молюсь о том, чтобы каждый член моей семьи принял эти незыблемые правила воспевания святого имени» («Как достичь Бога уже в этой жизни», раздел «Фундаментальное обсуждение»).

***

«Даже если ум практикующего не сразу становится устойчивым несмотря на ежедневное повторение одного лакха харинамы, ему не о чем беспокоиться. Он, несомненно, освободится от цикла перерождений силой нама-абхасы, хотя её недостаточно для развития любви к Богу, которая требует чистого воспевания имени (т.е. шуддха-намы). «Шримад-Бхагаватам» описывает, как Аджамила получил освобождение из материального мира, воспевая нама-абхасу. Шри Кришна Чайтанья Махапрабху не рекомендовал кому-либо повторять менее одного лакха святого имени в день, потому что это необходимо для освобождения от повторяющихся рождений и смертей. …

Шри Чайтанья Махапрабху пролил милость на всех живых существ, дав им простейшее средство, чтобы освободиться из цикла рождений и смертей. Оно заключается в том, что каждый должен повторять один лакх харинамы ежедневно, будь он грихастхой (домохозяином), брахмачари (соблюдающим целибат), ванапрастхой (удалившимся от дел) или санньяси (отрешённым человеком). Каждый садхак, независимо от его положения в обществе, должен делать это, чтобы защитить себя от опасностей и бедствий века Кали.

Бхагаван мог бы послать одного из Своих спутников, чтобы освободить нама-ништху (посвятившего себя воспеванию) преданного, но Он делает это Сам. Шри Чайтанья Махапрабху даёт гарантию, что Он лично заберёт нама-ништху преданного на Голоку. По этому поводу Махапрабху написал бесценную книгу, но бросил её в Гангу, чтобы не скомпрометировать ведущих учёных того времени. В этой книге приведены прямые доказательства о величии и ценности воспевания одного лакха харинамы ежедневно. Некоторые домохозяева попросили Махапрабху: “Ввиду повседневной занятости домашними делами мы не имеем достаточно времени, чтобы повторять один лакх харинамы. Не мог бы Ты пойти на некоторую уступку?» Махапрабху ответил: «Тот, кто повторяет меньше одного лакха харинамы, не получит освобождения»» (Письмо от 10.01.2009г.).

 

Пуджьяпад Бхактиведанта Триданди Махарадж

«П.Б.Триданди Махарадж:  Лакх нетрудно повторять, трудно сосредоточить в этот момент свой ум исключительно на духовном. Вначале нужно повторять так, чтобы утвердиться в привычке повторять много. Без привычки вообще трудно что-либо делать. Нама-садхана – подарок нам от Махапрабху. Только харинам! Но в нём всё! Шестнадцать кругов – это для детей. Может быть, шестнадцать кругов вас удержит от майи, но не поведёт дальше. Нам нужно двигаться выше уровня брахма-бхуты.

Все наставления сводятся к тому, чтобы повторять святое имя, таково заключение всех писаний и также «Шримад-Бхагаватам». Последний стих гласит об этом. Повторяйте святое имя Радхи и Кришны, это очень просто. Если мы не повторяем много кругов джапы, значит, в нашей жизни имеет место какая-то проблема. Нужно культивировать эту ангу бхакти. Естественно, это не произойдёт сразу. Однако мы должны пытаться усиливать свою киртану. …

Шриман Махапрабху никогда не будет принимать пищу в том доме, где не повторяют лакх святых имён. Какие отношения у нас с Махапрабху? Он наш бхаджна-шикша-гуру! Всё, что Он делает, я должен повторять за Ним, следуя по Его стопам. …

Каждый день нужно повторять лакх, а что ещё делать, чем заниматься? (улыбается) Нужен какой-то баланс. То, что ты делаешь в своей практике, – очень хорошо, но для обретения ещё большей силы нужно развивать желание воспевать святое имя ещё больше. Если спросишь Шроти Махараджа или Шридхара Махараджа, они, возможно, скажут тебе что-то другое. Однако если Вы подойдёте к Ашраму Махараджу, он, несомненно, Вам порекомендует ежедневно повторять два лакха.

Ари Мардан д.: К сожалению, у меня нет такого настроя повторять по два лакха или лакх каждый день. Наверное, я слишком много общался с теми санньяси, которые в связи с активной проповедью не повторяют даже шестнадцати кругов. Я не раз приглашал таковых к себе домой.

П.Б.Триданди Махарадж:  Я не  могу поддержать такой вид проповеди. Один из наших самых лучших санньяси поехал проповедовать в Италию и там привлёкся юными девушками. Почему? Потому что он вообще не повторял святое имя. …

Некоторым не хватает разума, чтобы понять, что написано в шастрах, и поэтому благодаря повторению святого имени они постепенно обретут разум. Это обещает Сам Махапрабху! Чем Он занимался? Он жил восемнадцать лет в том месте, где мы сейчас с тобой находимся. Харидас Тхакур жил очень близко с Ним и повторял три лакха харинамы ежедневно. Почему так получилось? Почему он жил рядом со Шриманом Махапрабху? Чтобы показать пример всему миру. Это пример, благодаря которому мы обретём духовный опыт. Нам очень нужен такой опыт» (Интервью. Джаганнатха Пури. Июнь 2014г.).

***

«Ари Мардан д.: Согласно учению нашей школы Шри Чайтанья Махапрабху не принимает подношения тех, кто не повторяет шестьдесят четыре круга святых имён. Означает ли это, что тот, кто находится в линии Гаудий, в любом случае рано или поздно должен будет начать практиковать повторение шестидесяти четырёх кругов ради достижения шуддха-бхакти (мадхьяма-адхикары)? Может ли преданный, не повторяющий шестидесяти четырёх кругов на чётках, достичь бхавы (начальной стадии уттама-адхикары)? Если да, то что нужно делать или что необходимо обрести, чтобы в отсутствии интенсивного нама-бхаджана бхава пришла в сердце?

П.Б.Триданди Махарадж: Бхава даруется душе шри гуру (уттама-адхикари) по его милости. Её нельзя достичь лишь с помощью интенсивной садханы, сколько бы вы её ни совершали. Даже если вы будете практиковать садхана-бхакти миллиарды жизней, достичь любви к Богу невозможно. Наш процесс – это авароха-пантх, нисхождение с божественного плана. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Сарартха даршини» (комм. на «Ш.Б», 10.12.12) использует словосочетание свайам стхита. Что означают эти слова? Будучи самоутверждающейся в сердце, бхава не зависит даже от выполнения садханы. Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж) тоже неоднократно говорил об этом. В то же самое время мы обязаны на ранних стадиях сосредоточенно и целеустремлённо выполнять свою садхану и повторять минимум один лакх святых имён. Всё приходит постепенно: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Мы должны осознавать  свою конечную цель, которая в конечном итоге подразумевает развитие раги к Кришне (Шри Радхе). Это суть.

Без сомнения, нельзя отрицать роли индивидуальной практики и личных усилий. Можно достичь многого, повторяя шестьдесят четыре круга в день, однако этого вовсе недостаточно. Требуется то, что должно прийти свыше от Самого Господа через сад-гуру. Шестьдесят четыре круга в день – лишь начало, поэтому мы начинаем с этой точки, в то же время мы должны проповедовать истины о красоте и сладости Кришны так, как их понимают на основе учения Шримана Махапрабху. Если мы не осознаём и не оцениваем высоко мадхурью Бхагавана, откуда возьмётся в сердце бхава? …

Если преданный серьёзен, он всегда будет пытаться повторять шестьдесят четыре круга джапы, однако это лишь начало пути.

Бхава живёт в сердцах рагатмика-бхакт, наш процесс – следовать по их стопам, осознавать и понимать эти бхавы, другими словами, внимательно изучать раса-таттву, начиная с 26 главы «Джайва-дхармы». Если нам неинтересна данная тема, если мы пренебрегаем ею, разве можем мы утверждать, что хотя бы отдалённо можем приблизиться к этой возвышенной стадии, к бхаве?

Попытайтесь понять это. Шрила Гурудев всегда говорил, что Шрила Харидас Тхакур повторял по три лакха ежедневно, но Шрила Рупа Госвами в некоторых случаях мог произносить харинаму лишь единожды! Этого ему хватало для погружения в самадхи» (Интервью. Вриндаван. Февраль 2016г.).

 

Шрипад Маханидхи Махарадж

«Ежедневный бхаджан Шри Рагхунатхи даса Госвами включал воспевание 64 кругов джапы (100 000 святых имён), совершение манаса-севы в своём духовном теле, поклонение говардхана-шиле, трижды в день омовение в Радха-кунде, отдых в течение девяноста минут, а в иные дни совсем без него» (Из книги «Самадхи Гаудия-вайшнавов во Вриндаване»).

 

Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинда Махарадж

«Каждодневным занятием Харидаса Тхакура было воспевание трёх лакхов святых имён. Он воспевал святое имя день и ночь. Если в какой-либо день он не мог воспеть триста тысяч святых имён, то уж двести пятьдесят тысяч святых имён было его минимумом» (09.10.2006г., Санкт-Петербург).

***

«Всю жизнь Харидас Тхакур посвятил воспеванию имени Кришны. Он дал обет ежедневно воспевать три лакха (300 000) имён Господа, повторяя маха-мантру. Но, покидая этот мир, он пел имя Махапрабху: «Шри Кришна Чайтанья!», – глядя на лотосоподобное лицо Господа» (19.09.2005г.).

***

«Прежде всего нужно получить духовное посвящение – оно откроет нам доступ к надмирной силе харинамымаха-мантры, и мы убедимся, что можем воспевать её вечно. Однако наименьшее число повторяемых кругов для нас – шестнадцать. Шрила Гуру Махарадж (Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж) был очень милостив, он говорил: «Если вы постоянно служите гуру, вайшнавам и Кришне, божественная сева будет вашим главным занятием, но мала (чётки для джапы) не должна «поститься»». Поэтому даже в исключительных обстоятельствах нужно читать не меньше четырёх кругов маха-мантры. На повторение шестнадцати кругов обычно уходит около полутора часов, а это не так уж и много. Шрила Харидас Тхакур воспевал ежедневно по три лакха святых имён – это 192 круга, и, только закончив, принимался за прасад.

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада жил в Йогапитха-мандире в Майяпуре, он каждый день читал один лакх, шестьдесят четыре круга маха-мантры. Но чем больше времени мы отдаём служению Господу и вайшнавам, тем меньше времени у нас остаётся для воспевания мантры» («Жизнь — это служение». Глава из книги «Поток вдохновения»).

***

«Махапрабху установил правило: воспевать не шестнадцать кругов, а четыре раза по шестнадцать, то есть повторять святое имя сто тысяч раз в день. Это в особенности касается тех, кто не состоит в духовных организациях и живёт отдельно. Членам же организаций приходится выполнять указания вышестоящих и заниматься служением. Поэтому минимальное число кругов может составлять не шестьдесят четыре, а меньше. Но грихастхи, то есть семейные люди, которые живут отдельно от других преданных, должны воспевать святое имя сто тысяч раз в день. Таково общее правило, установленное Махапрабху и нашим Гуру Махараджем (Шрилой Б.Р.Шридхаром Махараджем). Тому, кто находится в организации, приходится постоянно бегать туда-сюда, и иногда не хватает времени даже на сон. В этом случае нужно стараться повторять хотя бы четыре круга. Даже если в течение суток нет времени поспать, нужно всё равно повторить четыре круга. Но живущим отдельно грихастхам рекомендуется повторять, по крайней мере, один лакх (сто тысяч) святых имён» (19.07.1999г., Калькутта).

***

«Махапрабху всегда громко воспевает Харе Кришна маха-мантруХаре кришннетй-уччаих спхурита-расано нама-ганнана. Также у Него в руках чётки, на которых можно воспевать определённое количество кругов: шестнадцать, шестьдесят четыре и больше. Описывается, что воспевать святое имя необходимо определённое количество раз, необходимо учитывать количество кругов» (28.09.2006г. Санкт-Петербург).

***

«Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху Его желанием было, чтобы каждый воспевал минимум один лакх (сто тысяч) святых имён. Некоторые преданные делали это, но большинству не удавалось. Шрила Сарасвати Тхакур также говорил, что воспевать один лакх харинамы ежедневно прекрасно, но минимум – шестнадцать кругов. Но когда Гаудия Миссия распространилась по всей Индии, и ученики были из различных частей страны, абсолютный минимум был уменьшен до четырёх кругов ежедневно для каждого.

Шрила Свами Махарадж хорошо понимал западных преданных и согласно их природе преданности дал направление: «Каждый должен воспевать шестнадцать кругов ежедневно». Однако некоторые не могли следовать этому и нарушили своё обещание Гурудеву.

Шрила Гуру Махарадж (Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж) своевременно это понял и сказал, следуя линии своего Гурудева: «Нужно воспевать Харе Кришна маха-мантру с полной концентрацией минимум четыре круга, а если возможно, то шестнадцать и более». Более важную роль он отвёл севе – служению ради удовлетворения шри гуру и вайшнавов» («Божественное руководство», Глава «Гранёные бриллианты»).

 

Особые наставления

 Шрила Гоур Говинда Свами

«Кто-то может сказать: «Я повторяю харинаму – я повторяю Харе Кришна: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе»». Да, вы можете повторять Харе Кришна, можете совершать хари-бхаджан, но если вы не присоединитесь к самсаре (семье) Кришны, какой в этом смысл? Если вы не войдёте в самсару Кришны, от вашего повторения не будет никакой пользы. А чтобы войти в самсару Кришны, вы должны принять шри гуру, то есть истинного гуру (уттама-адхикари) в качестве духовного наставника. Тогда гурудев позовёт вас: «Идите, идите сюда, входите в самсару Кришны, которую я создал здесь».

Итак, если мы не войдём в самсару Кришны, мы не сможем повторять Харе Кришна по-настоящему. Нашему повторению будут сопутствовать оскорбления. Вы можете повторять тысячи и тысячи святых имён, но всё это будет сопровождаться оскорблениями, нама-апарадхой. Вы не сможете очиститься от анартх. Пусть вы повторяете лакхи имён, если вашему повторению сопутствуют оскорбления, вы не продвинетесь в своём духовном развитии ни на йоту. Многие люди повторяют мантру, но чего они достигают? Благодаря одному лишь повторению они могут подняться на Вайкунтху. Но Гурудев пришёл сюда, чтобы провозгласить, что вы должны войти в самсару гуру, то есть в самсару Кришны. Вы – слуги, и, значит, вы должны служить, войдя в гуру-гриху. Только так вы достигнете совершенства» («Шри Гуру-вандана», глава 1).

 

Пуджьяпад Бхакти Вайбхава Махарадж

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал также, что, если человек не служит Хари, гуру и вайшнавам, его повторение большого количества мал – просто вздор. Поэтому он предписывал своим последователям всегда совершать служение и одновременно с этим повторять харинаму («Шри Шрила Прабхупадера упадешамрита», 398).

«Сарвешваре Брахмачари, утверждающему, что из-за своей загруженности в служении у него не было определённого времени для повторения джапы, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «В соответствии со временем и обстоятельствами ты должен повторять какое-то количество кругов на чётках. Повторяй святое имя даже без чёток, когда ты совершаешь служение. Так за день ты повторишь лакх святых имён или даже больше». Сарвешвара добавил: «Хотя Вы настаиваете на том, чтобы мы ежедневно повторяли один лакх харинамы, я не вижу, чтобы все делали это». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати бросил в ответ: «Ты не видишь, я вижу!» Тогда Сарвешвара Брахмачари не смог понять этих слов, но по милости своего Гурудева он, в конечном счёте, осознал, что непрерывное преданное служение, которым занят преданный, неотлично от повторения джапы, и что Шриле Бхактисиддханте Сарасвати было известно, кто из учеников достиг или не достиг лакхйи служения, независимо от того, повторили они предписанное количество мал или нет» («Шри Чайтанья вани» [Газета Шри Чайтанья Гаудия Матха] 13.12.34 от 29 января 1974 года).

***

«Когда один ученик сказал ему: «У нас нет времени повторять один лакх», Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Дело не в том, что повторение святого имени отнимает время от служения, либо же служение отнимает время от повторения. Время, как от служения, так и от повторения святого имени, отнимают праздные разговоры. Прекратите заниматься праджалпой (праздными разговорами) и вы найдёте время для того, чтобы повторять лакх. Я не сомневаюсь, что вы совершаете существенное служение, но наряду с этим совершаете так много праджалпы. Прекратите попусту тратить своё время»».

***

«Он неоднократно настаивал на том, что все преданные должны каждый день повторять не менее одного лакха харинамы. Обращаясь к нескольким преданным, которые не раз просили у него разрешения сократить предписанное количество кругов, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал им, так или иначе, найти время для этого. Некоторым пуджари Шри Чайтанья Матха, которые ссылались на то, что у них недостаточно времени, он решительно повторил: «Никаких оправданий. Каждый день необходимо повторять один лакх харинамы, иначе Махапрабху не примет от вас даже воду. Какой смысл в арчане, если вы не служите должным образом Махапрабху?» Несмотря на это, он постоянно занимал всех матхаваси разнообразным служением, говоря, что сева и мала (воспевание на чётках) неотличны друг от друга, и что искреннее отношение к служению является самой сущностью воспевания, без культивирования которого даже повторение святых имён на чётках сутки напролёт не будет иметь никакой ценности.

Он сказал своим ученикам: «В течение дня вы должны быть заняты служением. Из-за другого служения вы не можете повторять лакх, однако это должно быть вашей лакхьей (целью). Если иногда в течение дня вы слишком заняты, чтобы повторять святое имя на своей мале, забудьте о сне и повторяйте ночью. Если же вы не можете закончить предписанное количество джапы, тогда спите меньше и повторяйте. Не увеличивайте своё время для сна – увеличивайте своё повторение. Киртанийах сада харих – всегда повторяйте святое имя. Просыпайтесь и засыпайте со святым именем на устах, продолжайте повторять в течение дня. Практикуясь в этом, вы естественным образом будете повторять святое имя даже во сне» (рассказал об этом Джати Шекхара Прабху) («Шри Бхактисиддханта-вайбхава», Том 1, Часть 2, Глава 11 «Воспевание святых имён», заголовок «Джапа»).

…………………………………………………

Компиляция цитат: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи