?

Шаранагати. Пуджьяпад Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 147. Опубликовано: 9-11-2019, 12:34

Шаранагати

Пуджьяпад Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж

Избранные цитаты из цикла лекций о шаранагати

 

«Это очень важно – знать точное определение шаранагати. Пока мы не знаем его, наш процесс предания даже по-настоящему не начнётся».

***

«Мы должны постараться узнать и осознать шесть составляющих шаранагати, и тогда даже небольшая практика даст огромные результаты, незамедлительно».

***

«Каждый вайшнав не обязан проявить миру или обществу преданных всё. Кришна желает, чтобы каждая личность совершала определённое служение, то есть имела эксклюзивную миссию в определённое время».

***

«Есть шесть частей шаранагати, но на самом деле шаранагати – это одно. В шести признаках шаранагати один является анги, а другие пять его ангами. Самым главным является анги, остальные второстепенны. Гоптритве варанам татха является анги. Когда мы все части шаранагати соединяем, они становятся гоптритве варана».

***

«Все знают признаки шаранагати, но не все понимают истинное его значение, как оно проявляется в своём изначальном виде».

***

«Ш.Б.Сваруп Шридхар Махарадж: В чём заключается истинное значение анукулйасйа санкалпах? Шрила Джива Госвами сказал: анукулйасйа пратикулйасйа тад бхактадин…. Вот это значение – бхактадин. Итак, все сказали, что мы должны принимать благоприятное, а неблагоприятное должны отвергнуть. Это правильно, но это неполно. В чём ошибка? Ошибка заключается в бхактадин. Мы упускаем это. То, что благоприятно, мы должны пообещать выполнять, но для кого?

Преданные: для Кришны.

Ш.Б.Сваруп Шридхар Махарадж: Не только для Кришны. Джива Госвами объясняет, что мы должны пообещать принимать всё благоприятное и отвергать всё неблагоприятное не только для счастья Кришны, но также по отношению к его преданным. Бхактадин означает то, что благоприятно для Гурудева, вайшнавов, Туласи и так далее. Ко всем, кого любит Кришна, кто дорог Ему. Обычно мы думаем: «То, что благоприятно для Кришны, то я и буду совершать» или «то, что благоприятно для Гурудева, то я и буду делать». Но такое шаранагати никогда не будет полным. Также мы не должны совершать неблагоприятные действия по отношению к его преданным – гуру, вайшнавам, Ямуне, Туласи, бхакти, тадие, всем кто связан с Кришной».

***

«Что является истинным признаком шаранагати? Если мы начнём практиковать настоящее шаранагати сегодня, то сегодня уже может придти кришна-према! Не думайте, что обретение кришна-премы невозможно уже сегодня. Кришна-према (по милости свыше) может придти в любой момент. Но для большинства следовать всем частям шаранагати сегодня – это что-то невозможное. Причина тому – очень много анартх. Однако постепенно они все со временем уйдут. Сколько шаранагати проявляет преданный, такое же количество шраддхи он обретает, это пропорционально. На сегодняшний день так: сколько шаранагати мы имеем, ровно столько у нас проявится веры».

***

«Если мы не следуем наставлениям писаний, не следуем рекомендациям гурудева, указаниям Кришны и Махапрабху, всё делаем так, как нам нравится, как мы хотим, то такой бхаджан не поможет вам …, это не принесёт благословений гуру, вайшнавов и Кришны. Если мы будем продолжать так делать и надеяться, что практика воспевания харинамы это всё сгладит или разрушит, то этого не произойдёт. Гуру и вайшнавы не благословят, все усилия будут напрасными. Почему? Потому что нет правильного предания, есть только гордость. Результатом такой практики никогда не станет према».

***

«Вайшнава-апарадха уже включена в пратикулйасйа варджанам. Если мы следуем этому аспекту шаранагати, то автоматически не будем совершать оскорблений. Почему шаранагати так важно? Если бы мы способны были осознать, что такое анукулйасйа санкалпах и пратикулйасйа виварджанам… Недостаточно это только знать наизусть, нужно пообещать не делать ничего, что неблагоприятно для гуру, Кришны и вайшнавов. Всё неблагоприятное мы должны решительно отвергнуть. Одного знания недостаточно. Шрила Джива Госвами объясняет, что пока мы не воплотим это в практику, теория не будет работать. Постарайтесь понять, что такое анукулйасйа санкалпах практикулйа виварджанам, и начните практиковать, воплощать это в своей жизни. И тогда автоматически вы перестанете совершать любые оскорбления, у вас не будет никакого шанса совершить их. Посмотрите, как важно шаранагати

***

«Тот, кто полностью будет следовать шаранагати, несомненно, обретёт плод преданности. На санскрите говорится, что в тот же миг, незамедлительно он обретёт прему».

***

«Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Что такое пратикулйа виварджанам? Варджанам – это означает «отвергнуть». А виварджанам? В приставке ви имеется особое значение. Виварджанам означает «принципиально и полностью необходимо отвергнуть». Это понятие не оставляет никакого шанса, чтобы как-то оставить или принять неблагоприятное. В «Вайшнава-тантре» говорится виварджанам, то есть мы должны очень сильно постараться, даже если мы не можем, нам нужно очень постараться отказаться от этого. Мы должны молиться своему гурудеву и вайшнавам: «О Гурудев, пожалуйста, благослови меня! О вайшнавы, пожалуйста, благословите меня, чтобы отвергнуть неблагоприятное!»

Мы всегда должны совершать усилия, отвергая неблагоприятное. Если что-то необходимо отвергнуть, то мы должны сделать это мгновенно. Но существуют такие вещи, которые даже если мы и понимаем, что должны оставить, но не можем, потому что наша прарабдха-карма всё ещё очень сильно влияет на нас. Что поделать, это самскары из прошлой жизни. В таких случаях мы должны просто молиться, чтобы свыше нам помогли это сделать.

Есть вещи, которые мы можем очень просто отвергнуть, это не составит для нас никакого труда. Но если мы не в силах что-то оставить, в таких случаях нужно просто молиться. В этом случае необходимо прилагать усилия именно в молитве, чтобы гурудев и вайшнавы благословили на обретение результата. Среди многих анартх, которые описаны в «Мадхурья-кадамбини» у Вишванатхи Чакраварти Тхакура, а также в «Бхаджана-рахасье» у Шрилы Бхактивиноды Тхакура, существует четыре вида анартх. В «Бхаджана-рахасье» Бхактивинода Тхакур описывает шестнадцать видов анартх. Среди них есть такие, которые мы не можем отвергнуть собственными усилиями, они могут быть разрушены только по милости гуру, истинных вайшнавов и подлинных садху.

Преданный: А как насчёт того, что святое имя разрушает все анартхи?

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Святое имя не разрушит все анартхи (1). Например, те анартхи, которые должен уничтожить гуру, не будут разрушены. Известно, демоны во Враджа-мандале символизируют разные анартхи (…). Скольких демонов убил Сам Кришна? Кто ещё уничтожал демонов?

Преданные: Баладев.

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Те демоны, которые были убиты Баладевом Прабху во Вриндаване, олицетворяют анартхи, которые не могут быть разрушены нашими собственными усилиями. Демон Дхенукасура символизирует анартхи, которые должны быть разрушены гурудевом. Первая анартха – это невежество (авидья). Невежество в отношении философии и разных таттв мы не в силах разрушить своими усилиями. Когда мы говорим «гурудев», туда включены все гуру – и дикша-гуру, и шикша-гуру. Пока не придёт их благословление, мы не сможем разрушить эту анартху.

Демоны, убитые Кришной, символизируют те анартхи, которые мы можем разрушить своей личной практикой преданного служения (садханой), своими собственными усилиями. Эти анартхи мы можем разрушить собственной практикой, своими усилиями, благодаря воспеванию харинамы. В таком процессе анартхи будут автоматически уходить. Мы должны быть очень осторожны, потому что мы склонны думать, что гурудев разрушит всё. Но знайте, гурудев не разрушит те анартхи, которые символизируют демонов, убитых Кришной. Мы не должны думать: «Я принял прибежище у Гурудева и мне ничего не нужно делать, Гурудев всё сам сделает». Если мы не будем прилагать собственных усилий, то все анартхи не будут разрушены. Когда же, в таком случае, гурудев благословит нас? Когда он увидит, что его ученик искренний, и поэтому действительно практикует, прилагает собственные усилия. Тогда он и благословит. Тогда те анартхи, которые могут быть разрушены нашими усилиями в течение процесса практики, будут разрушены. Гурудев должен видеть, что мы искренне стараемся практиковать, тогда он дарует свои благословения, тогда и другая часть анартх также будет разрушена. Таким образом, все анартхи разрушатся».

***

«Ракшишйа тити вишвасо, пока мы не обретём эту квалификацию, Кришна не благословит нас. Что это значит? Ракшишйа тити вишвасо – это означает: «Вне всяких сомнений, Кришна обязательно защитит меня. Поддержит меня». Ракшишья означает «защитник». Шрила Джива Госвами дал один важный стих, в нём он объясняет значимость и определение ракшишйа тити вишвасо: «Мой Господь Кришна, вне всяких сомнений, на сто процентов гарантировано, полностью защитит меня и дарует мне наивысшее благо». Слово кшема очень важное, оно означает «наивысшее благо», «защита». В чём истинное значение ракшишйа тити вишвасо? Заблуждаясь, мы будем думать, что Кришна обязательно даст мне денег, защищая меня. Это распространённое мнение, так обычно все понимают слова ракшишйа тити вишвасо. Кришна будет думать про таких людей: «О, какие же они глупцы! На самом деле, они не знают, что просить у Меня». Кришна не будет счастлив такими просьбами. Да, Он выполнит такую просьбу, но Он знает, что деньги не сделают людей по-настоящему счастливыми. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрилой Кавираджем дасом Госвами сказано, что Кришна всезнающий и всеведующий. Если преданный просит мирское у Господа, то он глупец» (2).

***

«Итак, у меня есть полная стопроцентная вера в то, что Кришна даст мне высшее благо. Именно в это мы должны иметь полную и сильную веру. Кришна защитит меня от всех преград, опасностей, которые встанут на пути достижения высшего блага, кришна-премы. Думая так, преданный думает: «Я хочу прему, но пока, к сожалению, она не приходит ко мне. Приходят лишь разные проблемы, беспокойства и трудности». У этого преданного стопроцентная вера в то, что Кришна поможет справиться с этими трудностями, что Господь устранит все преграды на пути достижения высшего блага, высшей цели. Вот это и является истинным значением ракшишйа тити вишвасо.

Преданные: Когда такое понимание должно придти?

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: С самого начала духовного пути мы должны правильно понимать данный феномен и правильно думать. Просто на стадии ништхи (когда начнёт проявляться мадхьяма-адхикара) такая вера станет очень сильной. До ништхи она будет лишь увеличиваться, возрастать» (3).

***

«Описывается дискуссия между Дживой Госвами и противоположной группой, которая спросила: «То, что Кришна даст мне высшее благо, это не подлежит сомнению, но есть полубоги, которые чинят проблемы. Когда проблемы доставляют люди, – это одно, но когда это делают могущественные полубоги, что нам, слабосильным, делать в этом случае?» Шрила Джива Госвами отвечает: «Это не проблема, потому что Кришна не является человеком, он Традиша! Властелин всех трёх миров! Если Он пожелает, то никакие полубоги не смогут доставить вам каких-либо проблем. Но при условии, если вы полностью предались Кришне и имеете стопроцентную веру в Него» (4).

***

«Итак, каково значение атма-никшепа? Мы должны думать: «Только один дэвата должен войти внутрь меня, в моё сердце. Это мой Всевышний Господь! Кришна проявляет себя как мой гуру изнутри. Он вдохновляет меня». Таким образом, не должно быть таких мыслей как «я», «мне», «моё». Всё делает Кришна. Не должно быть ни капли гордости и высокомерия, только тогда проявится атма-никшепа» (5).

***

«Проблема в том, что у нас нет полной атма-никшепы. У нас может быть кое-что от неё, но нет полноты атма-никшепы. Поэтому как следствие приходит очень много препятствий. Если все признаки атма-никшепы проявятся в сердце, то преданный будет способен совершать бхаджан двадцать четыре часа в сутки непрерывно. Почему приходят преграды в бхакти, и мы не можем совершать нирантара-бхаджан (не останавливаясь)? Почему мы всё время прерываемся и отвлекаемся? Потому что в нас живёт концепция «я», «мне», «моё»».

***

«Я приведу один пример из «Падма-пураны». Что значит слово намаха? Мы часто говорим: намаха. Мы совершаем намаскар часто только вербально, на словах и физически, телом, а внутри мы думаем: «Я великий». Что значит намо? Мы должны понимать это согласно Дживе Госвами, приняв прибежище у «Падма-пураны», где описывается истинное значение намаскара. Гураве намаха…. Мы произносим: «Ом агйана тимирандхасйа гйананджана-шалакайа чакшур-унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха». Мы произносим часто эту молитву, но внутри мы думаем иное. Что значит намо? Намо означает полностью отказаться от высокомерия. На-мо – два слога. Ма означает аханкара, высокомерие (эгоцентризм). На означает избегать (отрицание). То есть не должно быть никакого высокомерия. Мы должны понимать значение намаскара. Но одного понимания недостаточно, мы должны применять это в своей жизни».

***

«Итак, в сердце не должно быть никакой материальной независимости. Я являюсь слугой гуру и вайшнавов и Кришны (дживера-сварупа). Я нахожусь в полной зависимости от них, они контролируют всё».

***

«Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Когда мы были полностью невежественными, и когда у нас не было никакого знания о Кришне, о преданности, тогда мы были полностью под контролем прарабдха-кармы. Но благодаря милости Кришны и гуру мы обрели садху-сангу, общение. Мы слушаем священные писания, изучаем их. Если после обретения этого знания мы с вами проявим неосторожность, то не следует всё списывать на свою прарабдха-карму. Все последствия каких-либо действий уже не являются причиной только прарабдха-кармы. Это наша с вами неосторожность (невнимательность или пренебрежение). Если мы действительно стараемся следовать наставлениям гуру и шастр, то мы не будем сталкиваться с какими-то неблагоприятными последствиями.

Преданные: Говорят, что должны быть какие-то проверки, тесты.

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Да-да, конечно! Нас будут тестировать, это несомненно. Если в начальной школе ученик не будет проэкзаменован своим учителем, то как он перейдёт в старший класс? Это необходимо. На каждой стадии духовного развития Гурудев будет тестировать нас. Мы должны пройти эти экзамены. Тесты будут приходить в разной форме. Как именно будет проходить тест, вы не можете знать, но мы должны сдать экзамен. … Если не будет экзаменов, то не будет прогресса, продвижения и перехода в высшие классы. … Как пройти тест? Как сдать экзамен? У нас должно быть знание! Разумные студенты знают, как сдать экзамен, а глупые студенты не знают. Поэтому глупые студенты боятся экзамена, для них это стресс и опасность. Для разумных студентов экзамен не является проблемой. Кто регулярно посещал уроки, регулярно занимался, они очень счастливо идут на экзамен, они очень воодушевлены. Это пример из материального мира, мы можем перенести его на духовную жизнь».

***

«В «Падма-пуране» говорится, что нашу мирскую квалификацию мы должны в идеале оставить. Шрила Джива Госвами объясняет это оппозиции. Оппозиция говорит: «Всё, что ты говоришь, мы понимаем, но у нас же есть какая-то квалификация, и очень трудно не думать, что у нас её нет. Мы можем это оставить, но позволь нам хоть что-то держать при себе». То есть хоть что-то, чтобы я мог думать, что у меня есть хоть какая-то квалификация, способность что-то делать. Но Джива Госвами сказал, что вы не можете оставить себе даже 0,1 процента. Все наши способности и все наши усилия мы должны предложить стопам Кришны и не считать себя даже на 0,1 процент совершающим действия. Нужно думать: «Это мой Гурудев сделал, это вайшнавы делают. Благодаря их благословлениям я стал способен на что-то». Это и есть настоящая атма-никшепа.

… Дживе Госвами задают вопрос: «Ты говоришь, будто мы не должны думать, что мы независимы. Хорошо. Тогда каким образом работа будет сделана? Если я не буду ничего делать, не стараться предпринимать какие-то действия, то как тогда работа будет совершена?» Шрила Джива Госвами отвечает: «Вы должны кое-что делать, но вы должны знать, как при этом правильно думать. Вы всегда должны думать, что это Ишвара, Верховный Господь обладает всей способностью, и Он способен совершить всё, что угодно. Мой Господь, возлюбленный Кришна». …

Вы не должны думать, что Кришна не способен на что-то. Нужно размышлять так: «Я неквалифицирован, это я неспособный, а Бог – Ишвара. Он обладает и повелевает всеми способностями, Он может совершить всё, что угодно. Благодаря благословению моего Господа нет ничего невозможного. Если Господь обладает всеми способностями и может совершить всё, что угодно, значит, и я могу совершить любое действие». Если мы думаем, что обладаем квалификацией, то мы не будем успешными. Но когда я думаю: «Я неквалифицирован, это Господь обладает всей квалификацией, благодаря этому пониманию я смогу совершить, что угодно», то тогда успех обеспечен вам всегда. В этом случае мы будем обречены на успех».

***

«Оппозиционная группа говорит Дживе Госвами: «Если мы оставим всю свою ответственность, то мы будем спать. То есть всю ответственность мы передадим Кришне, гуру и вайшнавам, и теперь мы не делаем ничего». Джива Госвами ответил: «Мы должны передать всю ответственность Кришне, но мы должны всегда занимать себя в деятельности, посвящённой Кришне. И какая это деятельность? Шравана, киртана, все виды преданного служения. Вы должны совершать все анги бхакти. То есть вы отдали Ему всю ответственность за получение плодов и результатов, и вы просто должны продолжать практиковать преданное служение. Вы должны совершать работу. Какую работу? Работу для Кришны. Это преданное служение Ему. Слушать, воспевать, памятовать о Нём, все виды преданного служения мы должны практиковать».

***

«Кришна всегда будет санкционировать проблемы, потому что эти проблемы на самом деле благоприятны. Если проблемы не будут приходить к нам, мы будем высокомерными. Мы обладаем некоторой независимостью. Мы можем благоприятным образом использовать независимость, а можем неблагоприятным. Когда Кришна видит, что мы используем свою независимость в неправильной деятельности, неблагоприятной, то Он пошлёт нам проблемы. Тогда мы вспомним о Нём, и снова будем стараться задействовать нашу независимость в правильном направлении. Дживе трудно всегда помнить о своей нитья-дхарме и Бхагаване, и поэтому иногда должны приходить такие напоминания от Бога».

***

«Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Согласно степени нашего предания Кришна будет помогать. На самом деле, Кришна всегда готов помочь нам, и Он организует всё так, чтобы мы встретили Его преданного, который поможет нам. Слушая этого вайшнава, мы поймём, как необходимо правильно предаться. Когда мы предадимся, согласно нашему преданию Кришна поможет.

Преданный: Может ли Кришна дать какую-то особенную милость нам, несмотря на то, что у нас нет полноценного предания?

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Нет. Маха-бхагавата может дать такую милость, но это очень, очень редкий случай. В основном, Кришна смотрит на то, как мы практикуем.

Преданный: Как быть, если я сделал много всего, но не обрёл результата?

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Была совершена ошибка в самом процессе деятельности. Скорее всего, служение было выполнено для удовлетворения собственных чувств и с высокомерием внутри. Возможно, было желание обрести славу и имя.

На самом деле, Кришна не желает подобного, это как яд для нас. Шри Кришна очень хочет, чтобы преданный имел желание достичь кришна-премы, только тогда Он одарит Своей милостью. Порой бывает так, что мы не удовлетворены полученным результатом и хотим чего-то большего. Это значит, что у нас есть какие-то дополнительные, собственные желания. Если у нас есть такие желания, свои мысли о том, как стать счастливыми, не связанные с Кришной, то это противоположно чистому пониманию: «Всё, что Кришна дарует мне, благоприятно для меня, я этим полностью удовлетворён». На самом деле, Кришна знает, что хорошо для меня, а что плохо, и в соответствии с этим Он меня вознаграждает. Помните, что Он даёт только хорошее, только то, что благоприятно для нас (согласно нынешним обстоятельствам и времени)».

………………………

1) Святое имя Бога в силах уничтожить все анартхи, но не станет этого делать, отдавая право это сделать святым, представителям акханда-гуру-таттвы, баладева-таттвы. Одна из причин того, что Бог (нама) не желает уничтожать анартхи, заключается в том, что Он желает отдать славу победы Своим преданным, которые в силах помочь баддха-дживам. Если бы Бог делал всё за всех, тогда в этом мире не было бы смысла в миссионерской деятельности садху, гуру и вайшнавов.

2) Подлинная защита Господа заключается не в обретении денег или физических возможностей. Следует искать защиты от материальных желаний, от тенденций искать временное. Истинное благо от защиты Господа заключается в обретении свободы от авидьи (невежества) и анартх (препятствий в бхакти), чтобы ничто не мешало обрести враджа-прему.

3) Как только преданный приходит в подлинное общество Сознания Кришны, ему обязаны дать представление обо всех аспектах шаранагати. Получив его, неофит будет иметь правильный настрой, и только в этом случае он сможет успешно прогрессировать.

4) Такая вера описана в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 22.62:

`шраддха'-шабде - вишваса кахе судридха нишчайа
 кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

«Шраддха – это твёрдая, глубокая убеждённость в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу».

В некоторых случаях этот текст толкуют следующим образом: «Шраддха – это полная убеждённость в том, что бескомпромиссное (ананья) шуддха-бхакти дарует все совершенства, а все остальные методы, такие как гьяна, карма и йога, бесполезны в обретении высших достижений».

5) Несмотря на подобную идею в традиции известно, что не только Кришна должен стать повелителем сердца, но и Его подлинный представитель – сад-гуру. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур сказал: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйа прасадан на гатих куто ‘пи – «Милость Бхагавана обретается только через милость гуру. Попытки снискать милость Бога без милости гуру и его представителей обречены на провал» («Гурв-аштака», 8).

 

Перевод: Малини д.д.

Транскрипция и компиляция: Ума д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи