?

Этика вегетарианства. Часть 1

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1714. Опубликовано: 25-10-2011, 10:53

По мнению многих вегетарианцев, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Те, кто становится вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Такое убеждение заставляет человека быть более осмотрительным в своих действиях и стараться не причинять страдания другим живым существам. (Это относится не только к поеданию мяса, но и к охоте, лабораторным опытам на животных, ношению одежды из меха и кожи и т. д.) Известно ли вам, что среднестатистический житель Канады, Австралии или Соединённых Штатов потребляет более 200 фунтов мяса в год, а средний европеец – лишь немногим меньше? За 70 лет своей жизни человек в среднем по существу съедает 12 коров, 3 ягнят, 3 баранов, 4 индеек, 23 поросёнка, 1 110 кур и около 400 кг рыбы. Но какими числами измерить боль и ужас, которые пришлось пережить всем этим живым существам, чтобы человек насладился их мясом?

В наши дни люди успокаивают себя мыслью о том, что животных теперь убивают «гуманными» способами, оставаясь глухими к любым аргументам, доказывающим аморальность употребления в пищу мяса. К сожалению, эти представления не имеют ничего общего с правдой жизни и... смерти. Убойные животные, которые всю свою жизнь проводят в неволе, обречены на жалкое, мучительное существование. Они появляются на свет в результате искусственного осеменения, подвергаются жестокой кастрации и стимуляции гормонами, их откармливают неестественной пищей и, наконец, в ужасных условиях везут туда, где их ожидает ужасная смерть. Тесные загоны, электрические стрекала и неописуемый ужас, в котором они постоянно пребывают, – всё это по-прежнему является неотъемлемой частью «новейших» способов варварских разведения, перевозки и убоя животных.

Многие не колеблясь отказались бы от мясной пищи, если бы им довелось побывать на бойне или пришлось самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать посещение скотобоен обязательным для всех, кто хочет питаться мясом.

Мы удивляемся такому явлению, как каннибализм. Но придёт время, и наши внуки будут удивляться тому, что их деды убивали каждый день миллионы животных для того, чтобы поедать их, хотя можно было вкусно, без убийства, питаться плодами, которые дарит нам земля.

Знаете ли Вы, что за то время, которое Вам потребуется, чтобы прочитать эту страницу, только в США будет убито 10 000 кур? А в одной Великобритании ежегодно на мясо забивается 500 000 000 животных. Вы когда-нибудь задумывались, как их убивают и как до этого содержат? Конечно, тема убийства не из приятных, но если нам больно даже думать об этом, то представьте, какую боль испытывают животные!

Знаменитый философ древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте своё тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и мёде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них – ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, который впервые решился осквернить свои уста окровавленной плотью и отведать мертвечины; какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что ещё недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало... Почему-то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».

Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сами убейте то существо, чьё мясо хотите съесть. Убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. 2 600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных. Кто возмущается убийством других созданий как делом несправедливым и неестественным, тот сочтёт ещё более беззаконным убивать человека или начинать войну».

Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания 1,5 миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц. Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» – медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи или просто ради развлечения на охоте. У кого повернётся язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?

Овидий писал: «Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая жалким предсмертным блеяниям, режет телят неповинных; кто убивает ягнёнка, чьи слабые вопли подобны плачу дитяти; кто птицу небесную бьёт для забавы или нарочно или, своею рукою вскормив, пожирает!» «Бросьте силки и капканы! Не трогайте пташек небесных. Пусть, беззаботно порхая, поют нам о счастье и воле. Хитросплетённые сети, крючки со смертоносной наживой – бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом коварным. Уст человеческих кровью созданий живых не скверните…»

Великий гений, итальянский живописец Леонардо да Винчи сказал: «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живём ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища! С раннего возраста я отказался от употребления мяса, и, несомненно, придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как смотрят сейчас на убийцу человека».

Известный английский медик-вегетарианец Чайн (XVII век) утверждал, что мясо «никогда не предназначалось человеку в пищу», объясняя это так: «Нужно каменное сердце и огромная доза жестокости, чтобы глядеть на конвульсии, агонию и муки бедного животного, умирающего для удовольствия нашей роскоши и для возбуждения наших омертвелых органов. С точки зрения логики и справедливости, я не вижу большой разницы между поеданием человеческого мяса и поеданием мяса бессловесных животных».

Шопенгауэр объяснял: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными». И далее: «Бесправие животных, заблуждение, будто наши действия по отношению к ним не имеют нравственного значения, заявления, будто перед животными у нас не существует никаких обязанностей, – проявления возмутительной грубости и варварства».

Английский поэт Перси Биши Шелли был убеждённым вегетарианцем. В своём эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягнёнка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью... тогда, и только тогда, он будет последователен». И ещё: «Всех, кто дорожит счастьем, я умоляю посвятить своё внимание изучению вегетарианства».

Этот человек, целью жизни которого была борьба со страданием, видел необходимость отказа от убойной пищи как реальную основу благополучия и здоровья нравственного роста человека.

«Убивать не надо… нарушившим святой любви закон,

кровь неповинных жертв отмстит за преступленье;

заразой неизбежной, ядом тленья

убийца кровожадный будет поражён;

в сердцах немилосердных, кровью осквернённых,

её карающая, пагубная власть

родит пороки все, разнуздывая страсть,

и ненависть, и злобу в душах исступлённых;

зародыши болезней, горя, нищеты и смерти

– вместе с нею – людям привиты!»

Замечательный английский поэт XVIII века Александр Поуп пишет пронзающие сердце слова:

«Ягнёнок, жадностью твоей на пытку обречённый,

В мгновенье смертной муки

Глядит в глаза невинный, изумлённый

И лижет ласково, тебе, убийце, руки...»

Великий писатель и драматург Бернард Шоу в своём послании «Вегетарианскому обществу» по случаю его юбилея писал: «Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексом, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: низкую или высокую форму существования создаёт он себе, питаясь мясом? Я думаю, низкую».

Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».

Генри Дэвид Торо: «У меня нет никаких сомнений в том, что человеческой расе, в её постепенной эволюции, суждено оставить поедание животных».

Д. Бентам: «Вопрос не в том, могут ли они думать. Или: могут ли они говорить? Но вопрос в том, могут ли они страдать».

Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убеждён, – писал он, – что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и её нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным». Этическое вегетарианство постепенно приобщает человека к самой бескорыстной, самой совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.

Великий гуманист нашей эпохи, доктор Альберт Швейцер писал: «Пока мы не включим животных в общий с нами круг благополучия, в мире не будет мира. Ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идёт о том, как относится человек ко всему, что его окружает». Ему принадлежит афоризм: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу…». В своём философском труде «Культура и этика», в главе «Благоговение перед жизнью», Швейцер развивает положения универсальной этики: «Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека...». Не случайно Швейцер преклонялся перед Львом Толстым, который как никто другой глубоко чувствовал проблемы нравственности, весьма остро реагировал на социальные язвы и серьёзно относился к страданиям животных, причиняемым человеком.

 Фактически в разных культурах мира мясоедение считалось не чистым. В Японии к низшим слоям общества раньше относились люди, которых называли «эта» – «осквернённые», «грязные» или «буракумены» — «жители специальных поселений». К ним относились в первую очередь люди, занимавшиеся разделкой туш животных и соприкасавшиеся с кровью. Ранее они проживали в специальных обособленных поселениях «токусю-бураку», куда не могли входить другие люди. В переносном значении «эта» означает также одиозная личность, изгой общества.

Из книги «Духовный свет Истины»

.: Вайшнавизм сегодня » Аюрведа