?

Вегетарианство в Иудаизме и Христианстве

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 1906. Опубликовано: 25-10-2011, 17:38

В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение об этой шестой заповеди, налагающей запрет на убийство якобы только человека. В оригинале на древнееврейском стоят слова ло тиртцах, точный перевод которых: «Не убий». Профессор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово тиртцах в классическом древнееврейском языке относится к убийству любого рода, а не только человека.

В иудаизме употребление мяса в пищу ограничено множеством условий и не является предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи – известные своим благочестием среди иудеев. Хотя в Ветхом Завете и есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, но всё же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. Согласно Книге Бытия (1.29), первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Такое положение было признано Богом «хорошим весьма» (Быт.1, 31).

В Римской империи не только животные, но и люди – пленники и рабы – не вызывали у римлян сострадания. Христианство противопоставило этому идею ценности любого человека вообще. Но, к сожалению, дальше этого оно не пошло. Если, скажем, последователи Вед в Индии утверждали, что драгоценна любая жизнь, христиане выделили только человека, как обладающего бессмертной душой. Таким образом, идея иудаизма, в понимании христиан, противопоставила человека остальному миру живого и сделало его центром мироздания. Христианство осуждало бои гладиаторов, но в то же время не высказывало возражений против жестокого обращения с животными. Можно вполне утверждать, что христианство – несмотря на все его духовные достоинства – сектантским образом увеличило пропасть между человеком и остальным миром, поскольку христианское понимание их взаимоотношений опиралось на утверждение Библии, что человеку дано право господствовать над всем. Слово «господствовать» зачастую понималось не в смысле опекать, покровительствовать, а в смысле властвовать, эксплуатировать. Животные на заре христианства не стали объектом милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к вселенской этике. Почему прошло так много времени, прежде чем начался этот процесс? Ведь совершенно очевидный гуманизм Закона Моисеева предусматривал соблюдение интересов животных, легализовал их права и в определённой степени допускал распространение на них нравственных законов. Например, в субботний день должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные. Если принимать идею того, что животные это что-то принципиально отличное от человека по всем параметрам, то тогда зачем было в законе указывать на их право к отдыху наравне с человеком?

«Добродетельный человек чтит жизнь животного» – вот одно из изречений священного писания, о котором, к сожалению, мало говорят. В Библии (Бытие 1:30) Господь Бог говорит: «А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу». (Профессор Рубен Алкалай, глубокий знаток древнееврейского языка, утверждает, что слова нэфэш и чайах, употреблённые в этом стихе, означают именно «душа живая».) Христиане, различая душу и дух, утверждают, что у животных есть душа, но нет духа, как у человека, и поэтому нет греха в убиении животных. Когда христиан спрашивают: «Почему у животных нет духа?», они говорят: «Потому что они не служат Богу и живут только своими инстинктами». Но согласно такой логике можно посмотреть на детей человеческих до 4 лет или на тех, кто по тем или иным причинам сошёл с ума. Они тоже не служат Богу и движимы одними лишь инстинктами. Может быть, согласно такой ущербной этике их можно также употреблять в пищу? Несомненно, здравый рассудок узрит изъян в таких рассуждениях.

В Ведах христианскому понятию «дух» соответствует понятие атма, и атма неизбежно присутствует во всех живых существах, просто у животных она покрыта невежеством больше, чем у человека, и по этой причине разум животных очень слаб. А «душе» (как чувственно-психическому аспекту человеческого существа) в Ведах соответствуют понятия индрия, манас и буддхи (чувства, ум и разум). В этой книге, «Духовный свет истины», под «душой» понимается вечная атма.

Великий святой Франциск Ассизский воспринимал всю природу как отражение её Создателя, и потому называл своими братьями и сёстрами не только живые существа, но и солнце, луну, ветер и воду. Вот почему для св. Франциска было совершенно естественно спасать своих «младших братьев» диких голубей, которых несли на базар, и устраивать им гнезда. Именно сила его любви и милосердия могла помочь ему укротить волка-людоеда и совершить другие чудеса. «Если бы я только мог предстать перед императором, – воскликнул как-то Франциск, – я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестёр – жаворонков». Св. Франциск страстно любил всю природу – и живую, и неподвижную. Преподобный Бонавентура из францисканского ордена так писал о св. Франциске: «Когда он размышлял об изначальном источнике всех существ, он преисполнялся ещё большей благодати, называя живых существ – какими бы малыми они ни были – „братом“ или „сестрой“, ибо был уверен, что они имеют своё начало оттуда же, откуда и он сам».

В священных писаниях иудеев и христиан человеку не позволяется ради удовлетворения своих чувств убивать других живых существ. «Только плоти с душой её, с кровью её, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя» (Бытие, 9.4, 5). Это место впоследствии интерпретировали как указание к тому, что нужно просто выжимать мясо от крови и тогда его можно есть. Но дело в том, что очистить до последней капли крови плоть убитых животных совершенно невозможно.

«Ради того, чтобы поесть, не разрушай создания Божия» (Посл. к римлянам 14:20). В Hовом Завете имеется ещё ряд мест, дополнительно освещающих эту тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14, 21).

У древних историков Церкви, в частности, у Климента Александрийского, имеются свидетельства, что, по крайней мере, трое из апостолов – Пётр, Матфей и Иаков – были вегетарианцами.

Из Евангелия от Матфея (5.7, 8, 9) мы знаем такие заповеди Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» («блаженни милостивии, яко тии помилованы будут»); «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»; «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Если кто-то говорит, что для осознания Бога неважно, что принимать в пищу, тогда можно спросить: «А почему бы людям, согласно этому принципу, не кушать друг друга?» Сторонники всеядности нам сразу ответят: «Нет, нет, ну что вы… это же наши братья! Это наши ближние, мы должны их любить». А кто же тогда для нас животные? Разве не братья наши меньшие, пусть и менее разумные? Воистину верующий человек будет строго соблюдать заповедь «не убий» и по отношению к животным, а значит – будет убеждённым вегетарианцем.

Многие отцы Церкви, христианские святые и монахи были вегетарианцами или поддерживали принцип вегетарианства, поскольку хорошо знали о пагубном влиянии убойной животной пищи на духовное развитие человека, приближение его к осознанию милосердного Бога. Здесь можно упомянуть Иеремию, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Венедикта, Климента Александрийского, Евсевия, Папия, Киприана и Пантения. Преподобный Иоанн Златоуст писал: «Мы, лидеры христиан, практикуем воздержание от животной плоти, чтобы усмирить члены своего тела. <…> Неестественное питание мясом животных оскверняет» (Иоанн Златоуст «Проповедь», 69). Ему также принадлежат слова: «…Ограничьтесь растениями (вегетарианской пищей), если хотите питаться сытно и здорово». Климент Александрийский (2–3 в. н. э.), глава Александрийской богословской школы, ещё за сто лет до Златоуста писал: «Но теми, кто <…> питает свои собственные болезни, движет самый ненасытный демон, которого я не постесняюсь назвать „демоном чрева“, худшим из всех демонов… Гораздо лучше быть счастливым, чем делать своё тело кладбищем для животных. Именно поэтому святой апостол Матфей принимал в пищу семена, орехи и овощи, воздерживаясь от животной плоти» (цитата из книги Климента Тита Флавия «Наставник», часть 2-я «До-никейские Отцы»). Более того, «Клементийские проповеди», написанные во 2-ом веке, составлены на основе проповеди св. Петра и считаются одним из ранних христианских текстов. В проповеди 12-ой ясно говорится: «Неестественное питание плотью животных оскверняет так же, как и языческое поклонение, с их жертвоприношениями и нечистыми пиршествами. Поедающий мясо становится сотрапезником демонов». В «Деяниях апостолов» (24:5) говорится, что Павел был из общины назареев, которые следовали принципам ессеев, в том числе и вегетарианству. Профессор Эдгар Гудспид в своей книге «История раннего христианства» утверждает, что в апокрифическом писании «Деяния св. Фомы» указывалось, что св. Фома тоже воздерживался от мяса. К тому же, мы узнаём от почтенного отца Церкви, Эвсевия (264–349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г. н. э.), что Иаков также избегал употребления в пищу мяса животных.

В книге С.Лаврова «Яко с нами Бог» (глава, «О посте», стр. 92), которая была издана по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира архиепископа Почаевского сказано:

   «Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье, забывая о том, что здоровье нам даёт не мясо, а Бог! Мясная пища во время поста не служит нам во здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются.

   Человек - существо травоядное, таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу, для неё приспособлен организм человека; соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же, от вкушения мяса рождаются страсти, а от страстей - болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей; значит, в ней есть всё необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу.

    Святые отцы говорят, что тело - это осёл, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если не докормишь его - свалится, если перекормишь - взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путём».

В современном католичестве и православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе иногда и среди высшего духовенства. В разных направлениях протестантизма на этот счёт существуют различные традиции. Например, Джон Уэсли, английский протестантский проповедник XVIII века, придерживался идеи вегетарианства, и в наше время её придерживаются адвентисты седьмого дня, хотя в целом протестантские учения к вегетарианству не особенно склоняются. В православии для мирян обычно установлена система постов, запрещающая есть мясную пищу (постных дней в течение года насчитывается более двухсот). В старообрядчестве встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета. В традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно, а неправославных христианских верований, включая старообрядчество, к концу XIX века придерживалась примерно половина населения России.

Нравственные принципы православного христианства основываются на учении Христа, изложенного в Новом Завете. Исходные положения христианского учения – о доброте, ненасилии, самосовершенствовании – развивались в соответствии с общим нравственным уровнем, получая каждую последующую эпоху новое преломление, отвечающее более высокому культурному уровню общества. Не чужды были идеи доброго, милостивого отношения к животным и многим представителям русского христианства. Известно, что великие русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский питались исключительно вегетарианской пищей. Когда преподобный отец Сергий Радонежский был ещё младенцем, он отказывался брать грудь своей матери, если она в день поста ела мясо. Когда его мать поняла это, она бесповоротно перешла на вегетарианское питание. Этот сверхъестественный факт говорит о том, что тема ненасилия это не то, что должно постигаться ограниченным умствованием, этот принцип проистекает из природы чистого духовного мира, стоящего над ограниченным рассудком маловеров и чревоугодников. Многие святые прошлого, признаваемые православной церковью, склонялись к вегетарианству и призывали к этому других. А это Пётр Афонский, Лука Элладский, Вонифатий Римский, Симеон Дивногорец, Никита Столпник, Мурин Египетский, Нифонт Кипрский, Макарий Александрийский, Венедикт Нурсийский, Олимпиада Царьградская, Симеон Столпник, Архипп Иерапольский, Иринарх Ростовский, Пафнутий Боровский, Пётр Полянский и другие.

.: Вайшнавизм сегодня » Аюрведа