?

Вегетарианство в буддизме, зороастризме, сикхизме и джайнизме

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 2116. Опубликовано: 26-10-2011, 13:47

   Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы (ахимса – непричинение вреда живому), можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения ислама, в VII веке н. э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники – индийские парсы. 200 000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

 

 Сикхизм – направление, основанное гуру Нанаком (1469–1538), – интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений сикхизма не возводит вегетарианства в принцип. Тем не менее, по словам исследователя сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времён гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни. Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать». Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены школы Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

Джайнизм – восточная религия, в которой ахимса является главным принципом. В отличие от зороастрийцев и сикхов, джайны оставались верны ахимсе на протяжении всей своей истории. Со времён основоположника джайнизма Махавиры (599–527 гг. до н. э.) религия разрослась и укрепилась; сегодня в мире насчитывается 4 миллиона джайнов, все – убеждённые вегетарианцы. В Индии они славятся своими больницами для животных; монах-джайн Хиравиджайя Сури убедил мусульманского императора Акбара (1556–1605) запретить убийство животных в определённые дни. Сам Акбар прекратил охотиться и полностью принял вегетарианскую диету. 

Буддизм. Хинаяна (строгий буддизм) мясоедение отвергает, махаяна – разрешает, но не поощряет. Целиком вегетарианскими являются некоторые течения, например, дзэн-буддистское монашество.

Гауттама Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Известен его афоризм, связанный с этим: «Не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». В «Дхаммападе», предвидя возможные отступления от своего учения, Будда говорит: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я разрешил есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что я никому не позволял есть мясо и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».

 Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто ради своего счастья мучает или убивает другие живые существа, которые как и он стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни». В «Махапаринирвана Сутре» сказано: «Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».

Д. Т. Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность буддизма» пояснил: «грандиозное здание буддизма покоится на двух столпах: „великой мудрости“ (маха-прагья) и „великом сострадании“ (маха-каруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание – из мудрости, ибо они двое едины». Доктор Судзуки писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям без исключения – сострадание есть основа их религии...».

 Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моём сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснётся зло».

 Будда недвусмысленно осуждал мясоедение. Его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд». Будда запрещал своим ученикам есть мясо в трёх случаях: если ученик своими глазами видел убийство животного; если он согласился на это убийство; если он знал, что животное убили специально ради него. Все основные направления буддизма признают это высказывание Будды.

 Буддистское отношение к животным нагляднее всего проявляется в притчах Джатака, где рассказывается о прежних воплощениях Будды не только в человеческих телах, но и в телах животных. Традиционно эти притчи приписываются самому Будде; смысл в том, что не только Будда, но и каждый человек неоднократно в своих прошлых воплощениях был животным, птицей, рыбой и т. д. Следовательно, у каждого живого существа есть возможность достигнуть просветления в одном из будущих рождений, поэтому убийство животного – фактически такое же преступление, как убийство человека.

Считается, что некоторые произведения из «Махаяны» содержат подлинные высказывания Будды. «Ланкаватара», «Сурангама» и «Брахмаяла», к примеру, призывают к вегетарианскому образу жизни. Вот один из отрывков «Ланкаватары»: «Во имя любви к чистоте боддхисатва (человек, достигший просветления) должен воздерживаться от поедания плоти, рождённой из крови и семени... Дабы не внушать ужас живым существам, пусть боддхисатва, который стремится развить в себе сострадание, воздерживается от мясной пищи. <...> Неверно, что мясо – достойная еда, и что оно дозволено, если не убивал животное сам, не давал приказа убить его, и если оно не предназначалось именно для тебя... Может случиться, что в будущем некоторые люди из-за пристрастия к мясу попытаются придумать сложные оправдания, чтобы добиться разрешения есть его... Но... поедание мяса в любом виде, при любых обстоятельствах, в любом месте недопустимо и должно быть навсегда запрещено... Я никому не дозволял есть мясо, не дозволяю и никогда не дозволю».

 Кроме того, в «Сурангама Сутре» говорится: «Мы учимся дхьяне (медитации) и пытаемся достичь самадхи (мистического совершенства), чтобы уйти от страданий земной жизни. Но если мы сами стараемся избавиться от боли, почему же мы причиняем её другим? Пока мы не научимся владеть собой настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве станет нам ненавистна, мы не сможем сбросить оковы земной жизни... После того как я достигну паринирваны (полного просветления) в последней калпе (эпохе), повсюду будут бродить духи и обманывать людей и учить их, что можно есть мясо и всё же стать Просветлённым... Как может бхикшу (ищущий), который надеется стать избавителем остальных, жить за счёт плоти существ, наделённых чувствами?»

 Согласно «Энциклопедии буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... Постепенно оно прекратилось (около V века н. э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище namagusubozu – «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

 Когда во время правления династии Хан (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) буддизм проник в Китай, там уже процветали конфуцианство и даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приёма пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские обычаи.

 Современные буддистские организации, как, например, Буддистское движение в защиту прав животных, также заинтересованы в восстановлении вегетарианских принципов религии. А такие ответвления буддизма, как, например, школа Као Дай, зародившиеся в Южном Вьетнаме, сегодня насчитывают около двух миллионов приверженцев, среди которых все без исключения – вегетарианцы.

 

Из книги «Духовный свет Истины» и «Вегетарианство в мировых религиях».

.: Вайшнавизм сегодня » Аюрведа