?

Вегетарианство в Исламе

 (голосов: 1)
   Журналист: admin. Просмотров: 3097. Опубликовано: 26-10-2011, 13:50

  Вегетарианство в Исламе

 

В исламе традиции отношения к мясоедению близки к иудейским. В течение месяца Рамазан в дневное время принят полный пост для всех верующих. Вегетарианство практикуется преимущественно среди суфиев (сунниты) – мусульманских мистиков.

 Исламская традиция требует, чтобы в Мекке, родном городе Магомета, не допускалось убийств и чтобы все живые существа жили там в мире и согласии. Приближаясь к Мекке, паломники-мусульмане надевают особое покрывало (ihram), и с момента облачения в эту ритуальную одежду им не дозволяется убивать никого: ни вшей, ни саранчу — никакое живое существо. Если паломник увидит на земле насекомое, он должен предупредить об этом своих спутников, чтобы те случайно на него не наступили. Таким образом, хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром.

В книге «Так говорил Магомет» (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: «Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?» Магомет отвечает: «Будет вознаграждён тот, кто приносит благо любому животному». Также в одном из хадисов Магомет сказал: «Кто делает добро созданиям Господа, тот делает добро себе». Соответственно, уместна логика от обратного, позволяющая понять это утверждение лучшим образом: кто сеет зло и страдания созданиям Господа, тот пожнёт их сам. Употребление в пищу мяса хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха» (Коран, сура 5.4). Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что – как уже говорилось – полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно.

 Жизнеописания Магомета включают в себя ясные свидетельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счёт абсолютно недвусмысленно. Например, Марголиут, один из главных биографов Магомета, пишет: «Его доброта распространялась и на низшие существа. Он запрещал лучникам стрелять по птицам-матерям и увещевал тех, кто плохо обходился со своими верблюдами. Когда кто-то из его спутников поджёг муравейник, – продолжает Марголиут, – Магомет заставил их потушить огонь, он запрещал всякое насилие».

Другие биографы, как, например, доктор М. Хафиз Сиед, указывают, что Магомет велел тем, кто ест мясо, ополаскивать рот перед молитвой. Хотя в исламе вообще существует традиция полоскать рот, прежде чем приступить к молитве, многие исследователи говорят, что в этой связи отдельно упоминается только мясо, и никакая другая пища.

 Можно спросить, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошёл на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии, так же надеясь совершить постепенные преобразования. Хотя идеалом было бы всеобъемлющее милосердие и воздержание от любого убийства, Магомету нужно было доводить последователей до этого постепенно, чтобы не оттолкнуть потенциальных учеников, которые не были готовы сразу выйти на такой уровень духовного просветления.

 Одно из преимуществ относительной молодости исламской религии – это то, что многие подробности касательно питания самого Магомета ещё сравнительно свежи и хорошо сохранились. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко, разбавленное водой, кислое молоко с маслом или орехами и огурцы с финиками. Известно, что он мог целыми неделями питаться лишь своими любимыми фруктами: гранатами, виноградом и инжиром, а по утрам охотно пил напиток из размоченных толчёных фиников. Особенно Пророк любил мёд и часто ел его, смешав с уксусом; он говорил, что дом, где есть мёд и уксус, благословлён Богом. Он любил также смесь, тогда называвшуюся hees, изготовленную из масла, фиников и кислого молока. Более того, согласно многочисленным жизнеописаниям, Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».

 Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещённую пищу, чтобы выжить, на том нет греха. Это наставление полностью схоже с ведическим. Но такое едва ли могло случиться с арабами, живущими в стране, где существует множество продуктов, заменяющих мясо. У них были маслины и яблоки из Сирии, изюм из Израиля, зерно из Египта, просо из Южной Аравии, рис из долин Иордана и Индии, откуда привозили также специи. Если эта оговорка не имела связи с действительностью в прежние времена, что же говорить о нашем времени, когда развитие техники позволяет транспортировать продукты со всех концов света?

 Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина-немусульманка пригласила к себе Магомета и его спутников и подала им отравленное мясо. Пророк благодаря духовному озарению понял, что угощение отравлено, и ел его один, запретив спутникам прикасаться к пище. Хотя обычно он не ел мяса и вообще пищи, приготовленной руками неверных, в тот раз он почему-то изменил своим привычкам. Приняв яд, Магомет проболел два года и скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым толкованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.

 В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Описывая «законную» и «незаконную» пищу, Коран подчёркивает, что «он [Пророк] побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, стр. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058–1111 гг.), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы, начнётся болезнь (marg), её молоко – здоровье (safa), а очищенное коровье масло (ghee) – лекарство (dava). Праведная пища ведёт к праведной жизни».

 Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют мусульманские направления, где большинство верующих – вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом.

 Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться святой медитации. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались её обществом. Однажды туда пришёл ещё один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорчённый, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убегают?»

 Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Эта известная суфийская притча отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными.

 Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит ещё одну притчу, которая называется «Охотник учится у оленёнка состраданию». Это сказание сохранилось в книге под названием «Войди в тайный сад».

 «Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьём или луком и стрелами и стрелял оленей, лосей и других животных. Как многие охотники, он любил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину.

 Большую часть жизни этот человек охотился, убивая и поедая мясо. Однажды он набрёл в лесу на олениху, кормившую детёныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не может убежать, пока кормит оленёнка. Поэтому он застрелил её. Но перед смертью мать вскричала:

– О человек, ты принёс мне смерть, ты можешь меня съесть, но, пожалуйста, пощади моего сына! Не трогай, отпусти его!

– Я понял твою просьбу, – ответил охотник, – но я собираюсь взять твоего сына с собой, вырастить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже.

Оленёнок услышал это и сказал:

– О человек! Угодны ли Господу такие мысли?

Охотник рассмеялся:

– Господь создал зверей для того, чтобы человек мог убивать их и есть.

– Ты отчасти прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так может он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты знаешь об этом? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, убитые и съеденные ранее тобой животные, разные порождения ада и даже сама земля с жадностью пожрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрёшь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад. Это вполне справедливо.

О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты человек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я – на четырёх. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи.

 Если бы кто-то убил твою мать, когда она кормила тебя, каково бы тебе пришлось? Многие из вас раскаиваются, если убьют самку, у которой маленькие детёныши. Они восклицают: „Я же не знал!.. “ Но у тебя нет никакой жалости. Ты бессовестный убийца. Ты прервал столько жизней, которые даровал живым существам совсем не ты, а Бог, но ни разу даже не задумался о том, каково бы тебе было, если бы кто-то насильно, на глазах у тебя лишил собственной матери. Вместо этого ты радуешься, что не только убил мою мать, но ещё можешь убить и съесть меня. Раз ты человек, ты должен подумать об этом. Даже самый злобный и жестокий зверь задумался бы над моими словами.

 Неужели ты не понимаешь горя сына, чью мать только что убили? То, что ты сказал ей, ужасно, и причинило мне и ей страшную боль. Человек, в тебе нет ни божественного, ни человеческого милосердия. У тебя нет даже совести. Твоя глупость не знает границ, тебе не ведом закон божественного воздаяния. Убивая матерей, ты сам лишишься матери, убивая их детёнышей, ты сам потеряешь своих потомков и будешь стоять у могилы своих детей, закапывая собственными руками тех, кого любил. Всю свою жизнь ты пил кровь и ел плоть животных, не понимая, что творишь. Ты любишь есть мясо и убивать. Будь у тебя хотя бы немного совести или чувство справедливости, будь ты действительно рождён человеческим существом, ты призадумался бы. Господь смотрит на нас обоих... и всё ведомо Ему.

– Оленёнок, всё, что ты сказал, справедливо, – удручённо признал охотник. Затем он осторожно поднял тело матери-оленихи и отвёл оленёнка к себе домой.

 В тот же вечер он рассказал другим охотникам то, чему его научил оленёнок. И те, кто услышал это, воскликнули:

– Мы так часто ели оленину, но из того, что ты сказал нам, мы поняли, что закон воздаяния сразу входит в наше тело через еду, которой мы наслаждаемся. В наших телах царит низменная суета. Теперь мы понимаем, что у нас не было ни милосердия, ни мудрости, – и они решили навсегда отказаться от такой пищи.

– Отпусти оленёнка, – сказал один охотник.

– Нет, отдай его мне, – попросил другой. – Я выращу его, а когда он станет взрослым, отпущу на волю.

 Но охотник решил, что сам вырастит детёныша. И в течение нескольких лет оленёнок выказывал больше любви к нему, чем даже его собственные дети. „Это нежное создание способно на большую любовь и благодарность, чем люди, – думал человек. – Оно целует меня, и лижет, и издаёт радостные звуки, когда я кормлю его. Оно даже спит у меня в ногах“.

 Прошли годы, и олень вырос. Тогда человек отвёл его в лес и выпустил на свободу.

 Дети мои, каждый из вас должен понимать, что он делает. И если мы будем помнить, что каждое создание когда-то было маленьким, мы перестанем убивать. Мы не сможем напасть на живое существо и причинить ему боль...».

Из книги «Духовный свет Истины»

Также об этом: http://www.whyislam.to/main/prava-zhivotnyx-v-islame.htm

.: Вайшнавизм сегодня » Аюрведа