?

Новоселье грихастха-вайшнава.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 308. Опубликовано: 23-12-2020, 16:12

Новоселье грихастха-вайшнава

Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

 

Утром 10 апреля 1931 года Парама-бхагавата Шри-юкта Нитья-Гопал Гхош Махая, один из преданных помощников проповеди Шри Гаудия Матха, глубоко почитающий вайшнавов и посвящённый в святое имя Господа, вселяясь в свой новый дом, прежде всего освятил его пылью со стоп Его Божественной Милости Ом Вишнупада Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Он вошёл в него только вслед за своим гуру и его слугами, шуддха-вайшнавами. Те, кто поселяются в новом доме, следуя ритуалам карма-канды или ритуалам деградированного общества, будут жить в нём, как в аду. Но слава тем, кто строит или покупает дома, чтобы жить в них в сознании непригодного, духовно-слабого семьянина, постоянно ожидая посещения Гурудева и шуддха-вайшнавов, и ради них заполняя весь дом хари-бхаджаной. Утром того дня Ананта Васудев Пара-видьябхушан, Шри-юкта Харипад Видьяратна и Шримад Пранавананда Брахмачари Пратна-видьяланкар (после санньясы Шрила Бхакти Прамод Пури Госвамипад) провели в новом доме санкиртана-ягью для удовлетворения Шримана Махапрабху. По воле Шрилы Прабхупады редактор «Гаудии» Шрипад Сундарананда Видьявинод Прабху прочёл и объяснил наставления о долге грихастха-ашрама, которые дал Санат Кумар Притху Махараджу в 22 главе 4 Песни «Шримад-Бхагаватам». Вслед за ним говорил Шрила Сарасвати Прабхупада.

 

Благодаря подлинному общению с представителями духовного рода парамахамс джива избавляется от риска пасть в слепой колодец семейной жизни(1), и такое же общение с членами духовной семьи освобождённых душ позволяет ей стать парамартхика-грихастхой (грихастхой, живущим ради кришна-премы). Не будет блага тому дому и той семье, где не посвящают каждое мгновение свои мысли и слова шримад бхакта-бхагавате и «Шримад-Бхагаватам», сознавая их полное тождество. Те, кто не живут каждое мгновение милостью «Шримад-Бхагаватам», не дышат ею, не будут в состоянии понять смысла двух заповедей Шри Гаурасундары, тех двух заповедей, которые служат путеводной звездой идущему к высшей цели жизни:

анасактасйа вишайан йатхартхам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйа хари-самбанбхи-вастунах

мумукшубхих паритйаго ваирагйам пхалгу катхйате

(«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 2.255-2.256)(2)

Поселиться дома – долг каждого достойного вайшнава, потому что в доме есть все условия для хари-бхаджана. Однако когда дом и домашние ставятся в центр (гриха-врата-дхарма)(3), хари-бхаджан становится невозможен. Поселиться в доме, поклявшись: «Я буду служить Кришне», – настоящее благо, оно несопоставимо с последствиями псевдоотречения, которое не принесёт никому никакой пользы. Если семья создаётся в помощь хари-бхаджану, грихастха-ашрам следует принять, если во вред, – не колеблясь оставить слепой колодец семейной жизни. Если отвращением к семейной жизни пользуются для того, чтобы продемонстрировать всем гимнастические трюки ложного отречения, благом подобный уход из дому никогда не обернётся. Падение таких незрелых отшельников – это вопрос пары дней.

Нет разницы, въезжает ли идущий к высшей цели (парамартхе) в дом или он уходит в Матх. Однако не путайте новоселье преданного лишь семейным традициям человека и преданного Кришны. Люди, для которых высшая ценность – это семья, эти слова не поймут. В общении с тем, у кого жизнь стала подобна «Шримад-Бхагаватам», одержимости семейным счастьем приходит конец. Въезжающие в дом так, как это принято делать во всём мире, полностью погружаются в удовлетворение своих родственников. Как принятие санньяса-ашрама представляет высшую необходимость для чистого преданного, так и вступление в ашрам грихастхи и последующее новоселье являются для настоящего преданного высшей необходимостью. Нет желаннее события, чем новоселье вайшнава. В то же время, непреданный селиться в доме не имеет никакого права! Когда подлинный вайшнав въезжает в свой новый дом, надо понимать, что он таким образом уходит в Матх. Ведь новоселье предназначено для того, чтобы непрерывно развивать в себе любовь к Шри Кришне.

Атьяхара, праяса, праджалпа, ниямаграха, джана-санга и лаулья – стяжательство, чрезмерные усилия ради мирских целей, пустые разговоры, чрезмерное рвение к обрядам или презрение к ним, общение с непреданными и ветреность взглядов («Упадешамрита», 2) – живущий ради любви к Богу грихастха всегда будет держаться от них как можно дальше.

Утсаха, нишчая, дхаирья – усердие, вера, терпение, а также непрерывная занятость в шраване, киртане и других видах чистого преданного служения, полное отречение от прелюбодеяния, от общения с любителями противоположного пола и от покорности прихотям собственной жены, отказ от губительной близости с непреданными, праведная жизнь по примеру Притху Махараджа, Амбариши Махараджа и других махаджан, подчинение и бытовых, и духовных забот служению Хари, обуздание побуждений речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий («Упадешамрита», 3,1) – всё это входит в обязанности грихастхи, живущего ради премы.

Безразличный к этим наставлениям «Шри Упадешамриты», вступая в дом, уподобляется животному, он отходит из-за этих нарушений от дхармы грихастхи и накрепко привязывается к дхарме обожествления семейного быта (гриха-врата-дхарме). Поэтому идущие к кришна-преме вступают в дом с таким обетом: «Не обожествляя дом и семью и не вымещая на них своего отвращения жизнью (пхалгу-вайрагья), я буду исполнять дхарму парамартхика-грихастхи, как сторож при Кришне, зарабатывая честные деньги в помощь служению своему Господу».

Безнравственность делает хари-бхаджан невозможным, но и одна только нравственность ещё не делает его доступным. Занимаясь грехом, невозможно служить Хари, но и желание мирской религиозности делает служение Хари недосягаемым. Для людей, не видящих ничего выше мирского благочестия и вынашивающих идею насладиться плодами собственной героической религиозности, нет другого пути к избавлению от своих заблуждений, кроме исполнения дхармы грихастхи, живущего ради и только ради истинного служения Шри Хари. Сделав предметом своих забот удовлетворение своих чувств, превращаешься в хозяина бхоги (объектов наслаждения), но беспокоясь только о служении Кришне и только о нём, обретаешь истинное благо. И слепое увлечение обрядом, и пренебрежение уставом жизни превращает в обывателя, гриха-врату (отдающего свою жизнь ради семьи).

Многие думают: «Вот, поселюсь в новом доме, закрою двери-окна и начну повторять на чётках джапу. Как будет здорово: придёт и благо, и признание в качестве одухотворённого грихастхи». Но пройдёт несколько дней перебирания чёток, и придётся пасть в тёмный колодец самых низменных наслаждений. Если я не совершаю киртана услышанного из святых уст парамахамс, если не строю свою жизнь по примеру, данному ими, мне придётся опуститься до религии гриха-врат.

Грихастха-бхакта будет делать всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить кришна-бхаджан тех, кто пожертвовал для него всем остальным. Насколько несклонен человек помогать святому делу, которым занят сегодня Шри Гаудия Матх, – делу обращения всего человечества в чистое преданное служение Шри Хари; делу, на которое Шри Гаудия Матх тратит литры и литры своей крови; насколько неохота будет человеку содействовать самозабвенному служению Шри Гаудия Матха, знайте – настолько погрузился он в служение домашнему очагу. Но как тяжело трудится истинный грихастха для своих жены и детей, так же тяжело трудится он и для служения Хари. Если жена и дети служат Бхагавану, он кормит их и заботится о них, но змею он не кормит бананами с молоком. Если общение с родственниками – это пратикул (противно служению Хари), тогда преданный уходит. Такого грихастху совершенно не интересует удовлетворение своего тела и ума, 24 часа в сутки он старается жить только для Хари. Он кришнартхе акхила-чешта («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 2.87, 128); всё, что он делает, – для Кришны и по воле Кришны, каждую минуту он занят тем или иным служением Хари.

Грихастха-бхакты с полным уважением относятся к тем представлениям о долге и нравственности, которые диктует высшее понимание смысла жизни, а к общепринятой человеческой морали не питают ни презрения, ни любви. Все общепринятые нормы в его погружённом в кришна-севу сознании сводятся к естественным законам любви к Господу.

Тирумангай Алвар (Паракал Сури)(4) принял рождение в семье каллуров. Под влиянием своих прошлых самскар он занимался грабежом, даже будучи уже проповедником хари-бхакти. Однако, движимый из сердца естественными законами премы, даже грабёж он сумел превратить в анукул (благоприятное) для служения Хари. Только настоящим преданным Шри Бхагавана знакомо это искусство – использовать для хари-севы любого рода труд.

Также и Джагабандху Бхакти Ранджан. Каким бы способом ни накопил он своё состояние, свои тяжёлым трудом нажитые деньги он сумел направить на полноценное служение Хари. Дух служения овладел им за такое короткое время! То ясное видение мира, которое едва ли может постичь одна из миллиардов джив, пришло к нему настолько внезапно! Он отдал на служение Хари совершенно всё. Он решил, что, служа Хари, его домашние и подчинённые смогут принять оставленное Господом как Его милость – прасад. Стоило ему осознать это, и его успехи, и неудачи – всё оказалось мгновенно занятым в служении Хари, а сам он оказался непричастным ни к греху, ни к добродетели.

Пытающийся обмануть Всевышнего и самостоятельно заняться чем бы то ни было: грехом или добродетелью, наслаждением или отречением, добром или злом, – будет вынужден пожинать плоды добра и зла. Но если все плоды идут ко Всевышнему, тогда джива становится непричастной к последствиям добра и зла. Человек грабит других, чтобы самому наслаждаться, но Паракал Алвар занял грабёж в служении Вишну, и расплачиваться после этого за свои поступки ему не пришлось. Все способы, к которым Джагабандху пришлось прибегнуть, зарабатывая своё состояние, все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, обрели свой истинный смысл, когда плоды и добра, и зла он отдал на служение Верховному Ишваре.

Однако эти примеры не основание, чтобы грешить, положившись на святое имя Господа. «Если Паракал Алвар служил Хари, грабя людей, то все пусть грабят и служат Богу», – такие рассуждения происходят из желания грешить в расчёте на искупительную силу святого имени. Коли мирские дела Джагабандху Бабу по неожиданной воле свыше оказались использованы на служение Богу, думать: «Давай и мы станем сначала хорошими вишайи, а погодя и слугами Бога», значит погубить в себе бхакти. Даже если чьи-то прежние наклонности (самскары), породившие поступки, по воле свыше и обратились в хари-севу, то для обычных джив такие действия не могут послужить ни правилом, ни примером. Хотя Тирумангай и служил, совершая преступления, а Джагабандху, зарабатывая деньги кармой, и подчас предосудительными способами, по великому сукрити всё, что они делали, будучи без остатка посвящённым Всевышнему Господу, обернулось для всех благом.

Энтузиазм заниматься кармой, материальным прогрессом – убогость. Карма-канда никогда не принесёт дживе блага. Как в футболе, карма будет швырять дживу то в небо, то об землю. Получив от своих грехов хорошую порку, душа начинает делать добро, а когда убеждается, что воздушные замки добра оказались надувательством, погружается в грех, поэтому путь истинного отречения – желание отказаться от всего вплоть до освобождения – известен как неотъемлемое слагающее шуддха-бхакти.

Поселяется вайшнав в доме или поселяется он в Матхе – события одного рода. Преданный всегда начеку: чтобы каждый его поступок, каждое его слово, каждая его мысль были поклонением Всевышнему, а не поклонением Сатане или попыткой доставить удовольствие самому себе.

…………………………………

1) Пересохший колодец называют андха-купа, «слепым колодцем». Зная, что воды там нет, люди к нему не подходят, поэтому у животного, упавшего в такой колодец, нет надежды на спасение. Так и садху никогда не зайдёт в тот дом, где не почитают святых вайшнавов, поэтому живущий в таком доме лишается шанса быть спасённым. В «Анубхашье» к «Ч.-чаритамрите», Антья, 6.1 Шрила Сарасвати Прабхупада объясняет, что андха-купа – это дом, переполненный разговорами о мужчинах, женщинах, детях и т.п., выбраться из которого невозможно.

2) Перевод: «О человеке говорят, что он ведёт полностью отречённый образ жизни, если он живёт в соответствии с сознанием Кришны. Он не должен быть привязан к удовлетворению чувств и должен принимать лишь то, что необходимо для поддержания тела, постоянно служа Господу объектами материального мира. С другой стороны, того, кто отрекается от всего, что может быть использовано в служении Кришне под предлогом того, что это материальные вещи, нельзя считать полностью отречённым».

3) Тот, для кого вратой (обетом) является благополучие грихи – дома, жены, своего тела, ума и ложного эго, называется гриха-вратой (синоним: грихамедхи).

4) Тирумангай Алвар, оставивший шесть священных книг своего божественного опыта, построил на добытые разбоем деньги четвёртую стену вокруг храма мурти Ранганатхи и множество других храмовых строений.

 

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур