?

Грихастха-ашрам. Интервью со Ш.Враджанатхой Прабху.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 158. Опубликовано: 23-10-2019, 09:24
Грихастха-ашрам

Психология или шаранагати?

Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

г.Кемерово. 24 апреля 2019г.

 

Ари Мардан Прабху: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, проповедуя на Западе, давал довольно много наставлений тем, кто живёт семейной жизнью. Есть даже книга, где собраны наставления Свами Прабхупады разным преданным. Она называется «Грихастха-ашрам». Там собраны письма Шрилы Прабхупады и рекомендации из его книг.

В то же время наш Гурудев (Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж) фактически не сосредотачивался на теме грихастха-ашрама. Поскольку Вы долгое время находились с Гурудевом, то, возможно, слышали, что он говорил по этому поводу, когда к нему на даршаны приходили грихастхи. Возможно, эти беседы не были опубликованы, и поэтому мы не знаем, что именно Гурудев говорил по этой теме. Или же он не обсуждал подобное?

Шриман Враджанатха Прабху: Шрила Гурудев хотел, чтобы те, кто приняли отречённый образ жизни, отдавали всю свою силу и энергию сужению, проповеди, развитию любви к святому имени, Гурудеву, ко всему трансцендентному, и всегда были в возвышенном обществе. Гурудев проповедовал таким образом, чтобы преданные могли стать подлинными представителями Шри Чайтаньи Махапрабху. Те, кто носили шафрановые одежды и потом хотели стать грихастхами, никогда не получали от Гурудева подобных благословений. Тот, кто не носит шафрановые одежды, может быть грихастхой.

Я много раз видел, как домохозяева подходили к Гурудеву по семейным вопросам. Однако Шрила Гурудев говорил им: «Это не моя ответственность, это ваше решение. Поэтому семейная жизнь – это ваша ответственность. Я буду помогать вам в духовной жизни, а семья – это часть вашей жизни. Поэтому вы должны решать сами, как вам жить в семье». Он вновь и вновь подчёркивал, ссылаясь на наши священные писания: «Если вы хотите быть грихастхами, старайтесь быть идеальными домохозяевами. В центре вашего ашрама должен быть Кришна. Всегда приглашайте к себе в гости вайшнавов и служить им в соответствии со своими возможностями. Сделайте целью своей жизни духовное развитие. Укрепляйтесь в бхакти. После того, как вы выполнили свои общественные обязанности, семейные обязанности, после того, как вы приходите с работы, используйте остальное время в служении Божествам. Совершайте свой бхаджан, посещая вайшнавов, нама-хатты. Старайтесь служить под руководством старшего вайшнава». Такова была просьба, с которой обратился Шрила Гурудев к тем, кто хотел быть или был грихастхой.

Ари Мардан Прабху: У половины преданных нет детей. Иногда они думают о том, что это их проблема. У других преданных есть дети, и они жалуются на то, что их наличие в семье отнимает много времени, и поэтому их духовная жизнь страдает от этого. Шрила Гурудев что-то говорил о детях?

Ш.Враджанатха Прабху: Он ничего не говорил о долге грихастх заводить детей. Их главная ответственность развивать сознание Кришны у себя и других. Их обязанность смотреть друг на друга, как на Кришна дасов и Кришна даси. Необходимо действовать таким образом, чтобы успешно развивать сознание Кришны, активно совершая служение святому имени, хари-наме, вайшнавам. Гурудев учил принимать ответственность друг за друга, за тех, кто входит в нашу духовную семью (сангу). Вы можете организовать нама-хату у себя дома, развивать проповеднический центр, заниматься служением, связанным с изданием книг и так далее.

Ари Мардан Прабху: Я вспоминаю слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, он говорил: «Если вы не собираетесь заводить детей, то тогда зачем жениться?» Мы находим в этом некое различие. Как в этом случае понимать наставления нашего Гурудева?

Шриман Враджанатха Прабху: Мы должны принять то, что написано в писаниях. Я не знаю, что именно и кому сказал Шрила Прабхупада, я не был там, когда он это сказал, поэтому не могу сейчас судить об этом наставлении. Всякие наставления следует рассматривать индивидуально, в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Я слышал от последователей Свами Прабхупады, что рекомендации о детях изложены в «Ману-самхите». Там сказано, что вы должны завести сына, чтобы он приносил пинду, проводил шраддху, поминал и чтил предков. Подобные наставления для тех, кто не является преданными. Истинные вайшнавы сосредоточены на севе Бхагавану(1). Люди, которые действительно пребывает в грихастха-ашраме, имеют одну цель – духовное развитие. У них другие обязанности, которые не связаны с телом и гунами материальной природы. Их первостепенная обязанность – развиваться духовно. Они должны заботиться о Кришне, как о своём ребёнке.

Однажды одна пара, мои духовные брат и сестра, спросила Шрилу Гурудева: «Гурудев, можем мы взять маленького приёмного ребёнка?» Я не буду объяснять причину такого их решения. На что Шрила Гурудев сказал: «Я не могу благословить вас на это. С какой кармой придёт этот ребёнок к вам? Чем всё это обернётся для вас и вашего бхакти? Вы можете сказать? Если вы хотите реализовать свою родительскую любовь, тогда лучше позаботьтесь о моих учениках и ученицах. Проявите заботу к моим дочерям и сыновьям, тем, кто младше по отношению к вам».

Ари Мардан Прабху: Наверное, некоторым женщинам будет тяжело принять подобное. Ведь у некоторых из них материнский инстинкт развит очень сильно.

Мы знаем, что в Вашей семье тоже нет детей. Как ваша супруга приняла такое стечение обстоятельств? Это был не только Ваш выбор, но и её?

Шриман Враджанатха Прабху: В мире есть так много преданных, кому мы пытаемся помогать. Мы помогаем этим и себе. Мы даже не думаем, что у нас нет детей. Более того, мы думаем, что Гурудев – наш ребёнок, а его последователи – наши дети. У нас теперь уже появились даже внуки. Мы очень счастливы в семье.

Когда речь идёт о кровных детях, родных, то автоматически это поднимает вопрос о сильной телесной привязанности. Подобная привязанность избирательна и потому не является истинной. Родители склонны больше заботиться о своих детях, а другие дети их в основном не интересуют. Так выражается двойственность материального мира и материальной жизни. Телесная связь привязывает нас к материальному миру. Позже она принесёт очень много боли. Однако, если мы примем других, как своих детей, как тех, кто принадлежит Господу, как детей Бога, и будем развивать наше преданное служение Ему, тогда мы естественным образом разовьём склонность помогать нуждающимся. Также реализуются все наши родительские наклонности. Поверьте, ищущих помощи очень много. Реализовав это, мы сделали нашу жизнь счастливой.

Ари Мардан Прабху: Вы сейчас пребываете в статусе ванапрастхи?

Шриман Враджанатха Прабху: Я уже давно нахожусь в этом статусе, как минимум с 1996 года, или даже раньше. Мы с Вриндой (женой) стали полностью посвящать себя миссии. У нас очень много проектов.

Ари Мардан Прабху: С какого года вы женаты?

Шриман Враджанатха Прабху: С 1986 года.

Ари Мардан Прабху: По современным понятиям, у Вас уже значительный стаж жизни в грихастха-ашраме. Ваша жизнь как-то изменилась после того, как вы вошли в ашрам ванапрастхи? Может быть что-то произошло внутри Вашей семьи?

Шриман Враджанатха Прабху: Мы естественным образом оба были склоны к решению стать ванапрастхами. Нам хотелось посвящать свою энергию в служении вайшнавам. Обычно ванапрастха означает – совершать паломничество по святым местам, акцентироваться на слушании хари-катхи святых, о славе Господа. Ванапрастха направлена в своей сути на служение святым людям, шуддха-вайшнавам. Муж и жена могут жить вместе. В этом нет ничего плохого. Они стараются не работать. В идеале у них уже нет работы за зарплату. Они уже не ищут счастья в материальной жизни.

Ари Мардан Прабху: Но разве, учитывая эти признаки, нельзя оставаться в статусе грихастхи?

Шриман Враджанатха Прабху: Да, можно. По внешним признакам не всегда удаётся судить правильно. Где бы человек не находился, в ванапрастха-ашраме или грихастха-ашраме, в любом случае преданный должен посвящать себя преданному служению, духовному развитию.

Внешне отрешённый уклад жизни вовсе не доказывает наличие подлинного отречения в сердце. Духовная адхикара прежде всего проявляет себя в сердце. Не стоит думать, что признаком духовной квалификации служат внешние вещи. Например, Шрила Гурудев говорил, что общение с теми кто, пьёт кофе и курит, неблагоприятно для нас. Благоприятно быть с теми, кто носит вайшнавскую одежду и наносит тилак. Однако Гурудев также сказал: «Если те, кто пьют кофе и курят готовы нас искренне слушать, а те, кто носит тилак, шафрановые одежды, данду, при этом в голове у них всякая политика, интриги, оскорбления и прочее, то общение с последними гораздо хуже, чем с новичками, употребляющими кофе и табак».

Ещё Шрила Гурудев говорил: «В этом мире нет совершенных». Гурудев также говорил: «Лучше быть семейным человеком и с анартхами практиковать своё преданное служение, нежели быть внешне очень отречённым брахмачари, санньяси, при этом быть лицемером, политиком и интриганом, жаждущим материальной выгоды, учеников, славы и почестей, выуживая деньги из карманов почитателей». Шрила Гурудев сказал: «Я не смогу помочь таким. Я не призывал к тому, чтобы они стремились ко всему этому. Я не могу дать им бхакти. Но те, кто искренни и верны…. Может быть они не совершенны, но если они искренни, тогда я смогу помочь им».

Ари Мардан Прабху: Давал ли наш Гурудев какие-нибудь особенные наставления для женщин живущих в грихастха-ашраме. Вы были много лет в непосредственной близости с Гурудевом, возможно, что в личных беседах он давал то, о чём не говорил на официальных лекциях, о чём мы не знаем. Я знаю, что Вы также были уполномочены Гурудевом отвечать на письма преданных от его имени. Поскольку Гурудеву писали преданные из разных стран, возможно они спрашивали о роли женщины в грихастха-ашраме.

Шриман Враджанатха Прабху: Шрила Гурудев отвечал в письмах и личных даршанах тоже самое, что отвечал на лекциях. Например, он говорил: «Если у вас есть дети, вы должны позаботиться о своих детях, у них должно быть хорошее образование. Занимайтесь садхана-бхакти. Пытайтесь стать совершенными в своей практике». Это основное послание всем.

Ари Мардан Прабху: Давал ли наш Гурудев рекомендации своим санньяси, чтобы они проводили виваха-ягьи? Как Гурудев относился к свадебным церемониям?

Шриман Враджанатха Прабху: Он говорил им не вовлекаться в это слишком сильно. Обязанность санньяси – проповедь и бхаджан. 

Ари Мардан Прабху: Если преданный находится под влиянием гун материальной природы. Женщина, допустим, – под влиянием своего тела, мужчина – под влиянием своего, а вкуса к преданному служению нет. Что говорил Гурудев в этом случае? Рекомендовал ли он действовать каким-то особым образом, чтобы прийти к гармонии внутри семьи?

Шриман Враджанатха Прабху: Он давал наставления, как совершать садхану, как повторять святое имя, чтобы домохозяева могли успешно развиваться духовно. Всё остальное – на вашей собственной ответственности. Семейная жизнь – это ваше желание. Каждый ашрам подразумевает определённую ответственность. Если кто-то хочет жениться или выйти замуж, то это их личная ответственность и личное дело. Главное, необходимо помогать друг другу в духовной жизни. А то, как вы там со своими анартхами будете жить, или наоборот, бороться с ними, всё это – ваша личная ответственность. Если вы начнёте практиковать на уровне хотя бы бхаджана-крии, то уже большое количество анартх уйдёт, и вам будет легче.

Ари Мардан Прабху: То есть Шрила Гурудев предлагал всем решать все проблемы в семье только духовностью? Я правильно понимаю?

Шриман Враджанатха Прабху: Да.

Дхаранидхара Прабху: Я вспомнил, как Враджанатха Прабху рассказывал о том, что Гурудев говорил, обращаясь к ученикам: «Вы приходите ко мне со своими проблемами. Проблемы, проблемы, проблемы. Я же дал вам способ, как решить их все. Просто памятуйте о Радхе и Кришне, это мой собственный способ, который успешно работает. Тогда вы поставите свои стопы на голову всем своим проблемам».

Шриман Враджанатха Прабху: Подлинная или коренная проблема, из которой произрастают все остальные проблемы – это духовная слабость. Не стоит сильно втягиваться в решение материальных проблем и отождествлять себя с ними. Потому что мы, как души, не связаны с материальным миром. Лишь благодаря ложному эго, мы думаем, что живём здесь.

Ари Мардан Прабху: Я объясню, почему возникают такие вопросы. Некоторые представители других линий Сознания Кришны погружаются в подробности изучения женской и мужской психологии, рассматривают психотипы, занимаются соционикой, исследуют разные точки зрения о том, как лучше создавать семейные пары. Они изучают астрологическую совместимость будущих претендентов на семейные отношения. Есть много семинаров о том, как обрести гармонию в семье между мужем и женой. Кто-то занимается рэйки и IFT. А тут получается, все вопросы решаются одним средством. Кто-то говорит, что без мирской психологии не выжить, а кто-то критикует эти семинары и считает их бесполезными, уводящими в сторону от бхакти.

Шриман Враджанатха Прабху: Да. Для решения наших земных проблем многие виды знания могут быть полезны: психология, занятия йогой, я имею в виду асаны, пранаяму. Это хорошо для здоровья. Благоприятно усиливать саттва-гуну. Всё это может быть полезным. Но все семинары подобного характера и прочие подобные занятия и практики, всё это – материально. Вы можете извлечь определённую пользу из всего этого, однако нужно помнить, что это не духовность.

Тому, кто решил, что будет продвигаться духовно, нужно искать именно духовные решения всех его проблем. Если есть какой-либо конфликт, то нужно его решать. Я не имею ввиду спор между преданными. Если имеется какой-то конфликт в мирской сфере, что-то пошло не так, где-то происходит что-то не правильно, то попытайтесь найти решение именно в этой сфере. Это тоже правильное решение с практической точки зрения. Но при этом, лучшее из того, чему я научился у Шрилы Гурудева, просто сосредоточиться на повторении святого имени. Это глобальное решение всех проблем. Потому что благодаря этому приходят такие хорошие качества, как смирение и терпение. Появление этих качеств приводит к счастью, потому что человек начинает чувствовать вкус харинамы.

Ари Мардан Прабху: То есть существуют разные уровни решения проблем, и решение таковых зависит от наличия шраддхи (веры) и в целом от квалификации человека. Правильно?

Шриман Враджанатха Прабху: Да. Гурудев как-то мне сказал: «Враджанатх, ты должен побеспокоиться о преодолении всех трудностей, с которыми мы столкнёмся в миссии. Ты будешь их решать». Тогда я подумал: «Как мне это всё сделать?» Но что удивительно, при всём этом, я испытывал счастье! Я увидел в этой ответственности возможность для себя, как будет действовать мой Гурудев. Я подумал: «Я научусь у него, узнаю, как решить все проблемы» Так я учился у него, как решить все возникающие проблемы.

Можно решать проблемы по-разному. Но мой совет вам: старайтесь не акцентироваться на решении материальных проблем мирскими способами. Ищите духовные рычаги влияния на свои проблемы. В этом мире всегда будут какие-то трудности и конфликты. Они часть этого мира. В конце всего будет смерть. Всё это по-настоящему преодолевается поливанием своей лианы бхакти. Махапрабху учил, что при поливе бхакти-лата-биджи проявится клешагни и шубхада, уйдут все страдания, и в нашу жизнь придёт всё благоприятное(2).

В каждом ашраме есть свои сложности, особенно в санньяса-ашраме. Если преданный взял на себя ответственность стать санньяси, то он должен стать очень серьёзным в своей духовной практике. Очень серьёзным. Иначе его вовлекут во множество материальных проблем. Часто санньяси даже не успевает проследить, как становится полностью вовлечённым в материальное. Подобных примеров в истории уже хватает. Вместо проповеди или под предлогом проповеди санньяси оказываются втянутыми в решение материальных проблем. Они думают о том, как добыть деньги, как построить здание. Постоянно беспокоятся о том, что происходит в мире.

Проблемы детей – это головная боль родителей. Однажды один преданный спросил меня: «Что Гурудев говорил о решении мирских проблем?» Наш Гурудев отвечал всегда так: «Это не мои проблемы. Это ваши проблемы». Он говорил: «У меня только одна проблема: как помочь вам в вашей духовной жизни. Если вы будете внимательны, то получите очень много пользы и всевозможных благ. Поступайте так, как я. Совершайте свою духовную практику и тогда вы освободитесь от всех проблем этого мира. Тогда вы избавитесь от любых трудностей и всегда будете счастливы. Это мой особый подарок вам».

Ари Мардан Прабху: Я отследил один исторический момент. Фактически был свидетелем этого. В русском ИСККОН была такая ситуация: все поначалу прямо приняли наставления Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и стали строить планы, как заняться чистым преданным служением. Так было у нас в 80-90 годах. Однако позже, лидеры заметили, что лозунг «Санкиртана ки – джай!» не решает проблем внутренней жизни человека. Они поняли, что у людей не хватает бхакти-самскар и бхакти-сукрити. Получалось как в пословице: «Сколько волка не корми (даже прасадом), а он всё равно в лес смотрит». Лидеры ИСККОН решили, что невозможно просто чтением книг Прабхупады или жизнью в брахмачари-ашраме перестроить сознание людей, сделав их преданными. Внешне что-то менялось, но по сути люди не могли избавиться от анартх.

В результате, лидеры ИСККОН внедрили в свою сангу психологию семейных отношений, аюрведические и кулинарные курсы, всё то, что как-то могло помочь развить саттву в людях. Меня тоже хотели привлечь к развитию этого проекта, но я отказался и решил, что уж лучше глубже понять путь Рупы и Рагхунатхи. Лидеры ИСККОН начали развивать свои проекты, чтобы помочь людям на их уровне, чтобы те могли устояться, отрегулировать свою жизнь, а потом уже постепенно полноценно приобщиться к традиции бхакти. Они сделали шаг назад для того, чтобы научить людей жить как люди, а потом уже приобщать их к Сознанию Кришны. Получается, что этот вариант выхода из данной проблемы не может рассматриваться как нормальный?

Шриман Враджанатха Прабху: Их решение верное. Их поступок естественный, потому что многие из них не развили вкус к чистому преданному служению. Мы контактируем с миссией, связанной с распространением Сознания Кришны. При этом, к большому сожалению, мы обнаруживаем, что у нас нет времени этим заниматься. У нас так много проблем, которые нужно решить, они для нас важнее. Поэтому так получилось, что люди просто деградировали. Многие совершают так называемое бхакти. То, что принадлежит этому миру, называется наймиттика, а то, что принадлежит духовному миру, называется нитья. Наша нитья-свабхава ещё не развита. Она будет развиваться тогда, когда мы будем развивать бхакти в себе, а это возможно только в общении с шуддха-вайшнавами (чистыми преданными).

Нам следует развить искреннее желание принять всем сердцем послание Шрилы Рупы Госвами. Вчера мы обсуждали восьмой стих «Упадешамриты»: тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану, это суть. Если для вас это далеко, то постарайтесь найти способ, как к этому приблизиться. Возможно не сейчас, не мгновенно, но необходимо найти способ, как быть ближе к идеалу.

Примерно в 1991 году, я спросил одного представителя Джи-Би-Си ИСККОН: «Махарадж, как много центров у нас в ИСККОН? Он сказал: «Больше, чем триста восемь!» Я спросил: «Есть ли у нас хотя бы один центр, где всё было бы сосредоточено на развитии чистого преданного служения, шуддха-бхакти. Я хотел бы отправиться туда практиковать». Он ответил: «Нет. Везде мы сейчас погружены в менеджмент, у нас кризис менеджмента. Сейчас везде, во всех храмах мы решаем массу возникших проблем. Проблемы, проблемы, проблемы». Тогда я спросил его: «Есть ли тогда где-то хоть одно место, где преданные сидят спокойно, обсуждают «Бхакти-расамрита-синдху», «Чайтанья-чаритамриту» и другие бхакти-шастры?» Он сказал: «Нет такого. Я не знаю такого места».

Дхаранидхара Прабху: Подождите, но у меня есть опыт пребывания в таком месте, когда я был в ИСККОН. Это был курс бхакти-шастры.

Шриман Враджанатха Прабху: Когда и где? 

Дхаранидхара Прабху: В Москве, в 1997-98 годах.

Шриман Враджанатха Прабху: В 1991 году они только начали проект с бхакти-шастрами. Знаешь, кто это начал?

Дхаранидхара Прабху: Кто?

Шриман Враджанатха Прабху: Бхуриджан Прабху и его друзья. Все, кто пришли к нашему Гурудеву (Шриле Нараяне Госвами Махараджу) в то время, были вдохновлены им, и поэтому они организовали образовательный проект в ИСККОН. Бхуриджан не был преподавателем, он был переводчиком. Почти все преподаватели образовательного центра ходили за наставлениями к Гурудеву. А те, кто не получал у него шикшу, были согласны с теми, кто общался с ним. Преданные тогда полностью доверяли организаторам образовательных проектов и соглашались с программой, которую они учредили в этом образовательном центре.

Сейчас кое-что происходит в ИСККОН, особенно в отношении последователей Радха-Говинды Махараджа. Когда Шрила Прабхупада сказал двум своим ученикам принимать учеников, Радха-Говинда Махарадж был одним из них(3). Это чистый преданный.

Дхаранидхара Прабху: Я случайно, всего раз видел его во Вриндаване. Он проходил мимо. Смотрю: все ему кланяются. Какой-то пожилой дедушка, вайшнав.

Шриман Враджанатха Прабху: Очень возвышенный преданный.

Дхаранидхара Прабху: Видно, что он из ИСККОН, но при этом все из Гаудия Матха тогда поклонились ему.

Шриман Враджанатха Прабху: Он никогда не принимал какую-либо ответственность в Джи-Би-Си. Он не желал принимать участия в их собраниях. Он всегда был сосредоточен лишь на служении «Шримад-Бхагаватам». Он любит рассказывать его. Он изучал «Бхагаватам» и жил этим писанием. Всё только «Бхагаватам», «Бхагаватам» и «Бхагаватам». Очень удивительный вайшнав.

Ари Мардан Прабху: Напоследок я хотел бы задать Вам ещё один вопрос.

Некоторые утверждают, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил о том, что надо развивать гуну благости и часто давал наставления для грихастх с учётом их гун. А наш Гурудев говорил, что надо решать все проблемы не через гуны, а через преданное служение. Тогда получается, что те, кто не квалифицированы для шуддха-бхакти, должны обучаться жить семейной жизнью через наставления Бхактиведанты Свами, а те, кто ближе к уровню анартха-ниврити, должны слушать наставления Гурудева. Так ли это?

Шриман Враджанатха Прабху: Шрила Прабхупада говорил тоже самое, что и наш Гурудев, потому что у них одна и та же школа. Например, Прабхупада говорил, что для развития необходимых благостных качеств нам нужно иметь хорошее общение, садху-сангу. Например, в «Бхагаватам» в его комментариях мы находим подобные наставления. Шрила Гурудев акцентировался только на этом.

Старайтесь быть духовно здоровыми, вот главное! Приняв дар Шри Чайтаньи Махапрабху, стремитесь практиковать рагануга-бхакти. Но когда это придёт к нам? Только после того, когда мы накопим достаточное количество духовного благочестия, сукрити. Тогда накопится необходимое количество нужных самскар, духовных впечатлений, и всё только благодаря попыткам преданного служения. Ежедневное повторение святого имени, поклонение Туласи Махарани, чтение «Шримад-Бхагаватам», совершение парикрам, памятование о чистых преданных Кришны, предложение им своих дандаватов. Молитесь об их присутствии в своей жизни, об их помощи. Пытайтесь принять то, что благоприятно, старайтесь всегда находиться в таком положении, которое помогает вам в служении вайшнавам, старшим, равным и младшим. Постарайтесь сделать жизнь такой, чтобы она была благоприятна для бхакти, для бхаджана.

Как всегда, это все самые главные наставления. Харе Кришна!

Ари Мардан Прабху: Харе Кришна. Спасибо большое за то, что делитесь с нами духовным пониманием и реализациями. Спасибо большое за наставления. Мы Вам очень благодарны. Харе Кришна!

…………………………..

1)     Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Грихастха-бхакта будет делать всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить кришна-бхаджан тех, кто пожертвовал для него всем остальным. Насколько не склонен человек помогать делу, которым занят сегодня Шри Гаудия Матх, – делу обращения всего человечества в служение Шри Хари, делу, на которое Шри Гаудия Матх тратит литры и литры своей крови, – насколько неохота человеку содействовать служению Шри Гаудия Матха, знайте: настолько погрузится он в служение домашнему очагу» («Новоселье вайшнава-грихастхи»).

2)     Подробное рассмотрение природы бхакти-лата-биджи (лианы преданности), находится по ссылкам:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/4260-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-moskva-03082000-g.html

http://sampradaya.ru/current/article/8363-bhakti-lata-bidzha-chast-1.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/8365-bhakti-lata-bidzha-chast-2.html

3) Вторым вайшнавом, которому Шрила Свами Прабхупада дал рекомендацию инициировать, считая его полностью достойным, был Шрила Гоур Говинда Свами.

 

Перевод: Дхаранидхара д.

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Латика д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью