?

Бхакти-лата-биджа. Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 444. Опубликовано: 19-02-2018, 10:30

Бхакти-лата-биджа

Лиана преданности

Компиляция текстов на тему бхакти-лата-биджи,

основанная на хари-катхе великих вайшнавов Гаудия-сампрадаи

Часть 1

 

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж 


Не пытайтесь прыгать и срывать плод премы сами 

Према считается созревшим плодом древа желаний Вед. Со временем плоды полностью созревают, и именно тогда они наиболее вкусны. Если плод сорвать с дерева преждевременно, этот плод не будет обладать своим конечным вкусом. Именно поэтому мы должны заботиться об этом плоде так, чтобы он мог созреть на самом дереве. И как только плод полностью созревает, наполняясь своим природным вкусом, который дерево пожелало проявить в нём, тогда он сам, естественным образом упадёт.

У духовного плода нет кожицы, нет семечка, нет волокон. Он состоит только из расы. Поэтому возникает вопрос: если этот плод падает с дерева на землю, как его тогда можно попробовать? [Если предположить, что это раса, тогда она должна просто разлиться.] Этот плод не падает прямо на землю, он осторожно спускается с дерева при помощи его листьев: с листка на листок, с одного на другой, сверху вниз. Эти листья – наши ачарьи и гуру-парампара. Пока плод падает вниз, они очень осторожно направляют его и, в конце концов, доставляют нам. Не следует самим прыгать и пытаться сорвать плод. Нет. Видя наше настроение служения и искреннее стремление, этот плод будет дарован нам по правильному руслу нашей гуру-парампары.

Раса в своей самой концентрированной форме подобна сахарному леденцу. Хотя источник леденца – сахарный тростник, ему нужно пройти разные превращения, чтобы стать собой: сок превращают в сироп, затем из неочищенного пальмового сахара преобразуют в сахар. Таким образом в конце концов, получится сахарный леденец.

Если бы наша гуру-варга дала нам этот плод в форме сока [каким он является на начальном этапе], тогда мы бы не смогли удержать его. Таким образом всё было бы очень легко испорчено – ведь мы знаем, что если сок выливается на землю, он потерян навсегда. В случае неочищенного пальмового сахара – было бы утеряно лишь что-то, не всё. Но если говорить о леденце – даже если он и упадёт, то его легко можно найти, и вы ничего не потеряете. Именно поэтому гуру-варга даёт нам плод на той стадии, когда его нельзя уже пролить или разбавить. Если бы это был тростниковый сок, его можно было бы легко с чем-нибудь смешать. Но к леденцу уже внешне ничего нельзя добавить. И, одновременно с этим, даже хотя леденец очень твёрдый, если его положить в рот, то почувствуешь, что он полон расы. Неважно, какой формы этот леденец, как только вы кладёте его в рот, растворяясь, он становится нектаром.

Итак, према-бхакти подобна сахарному леденцу. Это сандрананда вишешатма, концентрированный нектар, дарованный гуру-парампарой тем преданным, которые обратились истинным образом к милости, через правильный канал.

………………………..

Источник: https://www.visuddhacaitanyavani.com/single-post/2017/12/07/Dont-Try-to-Jump-and-Pluck-the-Fruit-of-Prema

 

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Плод Премы

Джаганнатха Пури, 24 января 2012г.

 

Вы должны совершать садхану:

 

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

[«Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своём пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.151)].

Живые существа страдают на всех четырнадцати планетных системах. Но некоторые, самые удачливые живые существа, не все…. Кто является удачливым? Тот, у кого есть сукрити. Тот, у кого есть сукрити получит бхакти-лата-биджу, семя лианы бхакти. Они получат семя, но пока не сам плод. И как только у вас появится это семя, вы должны будете посадить его в землю (чтобы оно принесло плоды). Но достаточно ли просто посадить его? Нет. Следует каждый день поливать его. Подобным же образом, шравана и киртана – это полив бхакти-лата-биджи.

Упаджийа баде лата ‘брахманда’ бхеди’ йайа

[«Если поливать бхакти-лата-биджу, то она даёт росток, и росток постепенно превратится в лиану, которая вырастит до таких размеров, что выйдет за оболочки вселенной» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.153)].

Куда прорастает эта лиана? Над землёй находится сварга: Свах, Маха, Джана, Тапа и Сатьялока. Лиана пересекает все эти планетные системы, и куда же она растёт дальше? На Голока Вриндавану! И что эта лиана делает там? Эта лиана, не может существовать без поддержки.

‘кришна-чарана’-калпа-врикше каре арохана

[«Она находит прибежище под сенью древа желаний лотосных стоп Кришны» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.154)].

Лиана бхакти примет прибежище у дерева желаний лотосных стоп Шри Кришны. И что произойдёт там? На этой лиане появится плод премы. Сколько таких плодов садовник может съесть сам? Он много не съест. Поэтому он станет раздавать эти плоды. Только такие люди (т.е. уттама-адхикари) способны раздавать всем прему. Это и есть гуру, тот, кто раздаёт плоды премы. А иначе что им ещё делать в этом мире? Экала малакара ами, ката пхала кхаба.

[экала малакара ами кахан кахан йаба

экала ва ката пхала падийа вилаба]

[«Я здесь единственный садовник. Сколько мест смогу Я обойти? Сколько плодов смогу собрать и раздать?» (Ч.-ч., Ади, 9.34)].

Как много можно съесть в одиночку? И что он может ещё, кроме как раздавать плоды другим? Он обязательно будет раздавать это другим. Поэтому на таком уровне он дарует милость живым существам. Пока человек не достигнет этого уровня (уттама-адхикары), он не может давать (полноценную) милость дживам.

Поэтому, сначала надо стать садовником и поливать семечко, лиану бхакти.

Преданный: Если садхака служит Божествам в Матхе, но не имеет вкуса к катхе, плодом этого служения будет карма или бхакти?

ШБВБМ: Он получит плод кармы.

Преданный: Означает ли, что он получит мирскую выгоду?

ШБВБМ: Он получит материальные блага, и они будут удерживать его в пределах четырнадцати планетных систем (в самсаре). Но почему у него нет вкуса к хари-катхе?

Преданный: Обычно нужно время, чтобы этот вкус развился.

ШБВБМ: Хорошо, пускай ему потребуется для этого время. Но пока вкуса к катхе нет, не будет и плода, связанного с бхакти.

………………………

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4dLyPAydbzw

 

 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Выдержки из лекций

 

«Сорняки заглушают рост растения, которое даст нам связь с Кришной, свяжет меня с Ним. Бхакти-лата устремится к Кришне и обовьётся вокруг Его стоп» («Красота Шри Чайтаньи. Комментарии на шлоки Рупы Госвами». 1983.03.08.).

 

«Вы находитесь очень далеко от мира, которым очарованы, так постарайтесь же сесть на поезд, который туда направляется.

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

Это билет, позволяющий отправиться в страну наших сладостных грёз. В настоящее время мы должны возвысить своё ощущение нынешней окружающей среды до этого идеала. Когда мы будем готовы совершить долгое путешествие и отправиться в область сознания Кришны, мы откажемся от многочисленных предложений и различных соблазнов. Сознание Кришны реально» («Этапы, через которые нужно пройти, чтобы увидеть Кришну». 1982.07.05).

 

«Госвами Махарадж: Бхакти-лата-биджа, разве это не концептуальное явление?

Шрила Шридхар Махарадж: Эта мантра – да. Эта мантра содержит Кришна-концепцию в семени, это наставление содержит в зародыше концепцию Кришны, идею, представление о Реальности. Гурудев даёт то, что приходит по милости, по желанию Кришны: идею Кришны, концепцию Кришны в концентрированной форме. Вначале в концентрированной форме он даёт концепцию Кришны, живое явление, и затем это явление питается, взращивается, развивается и растёт.

Госвами Махарадж: Но в таком случае, биджа (семена) возможно будут разного качества, соответственно качествам человека, который является носителем этой концепции?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Кришна-мадхурья-раса, ватсалья-раса: какого рода Кришна, семя соответствующего качества постепенно проявится. Кришна также бывает разный: сваям-бхагаван, сваям-пракаш, вилас, прабхава, вайбхава» («Посвящение в традиции Гаудия-вайшнавов предполагает связь с Кришной в концепции нара-лилы и паракии». 1982.05.06).

 

«Принимая прибежище, защиту Абсолюта, шаранагата (принявший прибежище преданный) находит Его очень-очень сладостным: «Я не в силах избежать, я не в силах не испытывать, не переживать вкус подобного сладостного явления». Подобное эксклюзивное, уникальное чувство сладостного вкуса, сладости – это и есть подлинное семя, из которого может (бхакти-крипа) вырасти растение преданности. Это растение постепенно коснётся стоп Кришны.

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

мали хана каре сеи биджа аропана
шравана-киртана-джале карайе сечана

упаджийа бад̣е лата ‘брахман̣д̣а’ бхеди’ йайа
‘вираджа’, ‘брахма-лока’ бхеди’ ‘пара-вйома’ пайа

Растение будет развиваться и расти, не нуждаясь в поддержке или почве материального мира, и, когда в процессе роста будет достигнуто измерение личностной концепции Абсолюта, концепции Абсолюта как личности, человек обретёт удовлетворение.

табе йайа тад-упари ‘голока-вр̣индавана’

Но на этом уровне рост не остановится. Растение в конечном счёте достигнет Голоки, оно превзойдёт измерение преданности согласно правилам и предписаниям и возвысится до стадии спонтанной преданности (рагануга-бхакти), преданности автоматической, естественной» («Бхагавата-дхарма основана на влечении к Абсолютному Центру – Красоте и Любви». 1982.11.02).

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

 

Из писем

«Полностью посвятить свою жизнь служению Богу не так уж легко. И майя, материальная энергия иллюзии, особенно старается отбить и снова закабалить тех, кто оставил служение ей ради того, чтобы стать преданным. Так что порой на начальной стадии преданного служения, чтобы выдержать атаки майи и остаться сильными во всех обстоятельствах и испытаниях, молодые, неопытные преданные настраивают себя против тех вещей или людей, которые могут быть потенциально опасны для их нежной лианы бхакти. Они могут даже чрезмерно погружаться в это настроение, просто чтобы защитить себя, и тогда некоторым непреданным, которые, возможно, сами ещё в высшей степени увлечены материальной энергией майи, они покажутся плохими или безнадежными» (Письмо к Линни Людвиг, 27 ноября 1973г.).

«Наше дело – просто сеять семя преданного служения всюду, где только можно, и давать каждому человеку почувствовать вкус этой духовной, сладостной деятельности. Если мы сами глубоко убеждены в верности философии Кришны, тогда мы сможем внести это семя преданного служения в сердца людей, им нужно дать возможность и вдохновение слушать «Шримад-Бхагаватам» и повторять «Харе Кришна», тогда, благодаря такому поливу, семя прорастёт, и лиана начнёт расти. Сейчас ты взял на себя огромную ответственность – посадить семя сознания Кришны в Кардиффе (Уэльс), и я думаю, если ты отнесёшься к делу серьёзно и хладнокровно, Кришна заметит тебя и даст тебе все возможности. Таким образом, поскольку ты ответственный лидер, Кришна будет подталкивать тебя, чтобы ты прогрессировал в сознании Кришны» (Письмо к Кулашекхаре, 10 января 1972г.).

«Стать слугой Господа означает принять духовного учителя. Не приняв кого-то своим господином, как можно стать опытным слугой? Не в каждом произведении можно встретить буквальное упоминание о необходимости принятия духовного учителя, но мы должны вникать в суть вещей. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано: гуру-кришна-прасаде пайа, бхакти-лата-биджа. По милости духовного учителя и Кришны человек получает семя бхакти-латы, растения преданного служения» (Письмо к Джая-Говинде, 4 июля 1969г.).

 

Из лекций

«У нас имеется около трёх тысяч последователей. Поэтому Кришна и говорит, что это (сознание Кришны) не каждого привлекает. Но если человек привлекается, его жизнь увенчается успехом. Его жизнь увенчается успехом. Господь Чайтанья говорил то же самое: брахманда бхрамите кона бхагйаван джива. Существует множество, бесчисленных живых существ. Они бродят по вселенной в различных формах тела и на различных планетах, переселяясь из одного тела в другое, с одной планеты на другую. Еи рупе брахманда, кона. Если среди них есть один достаточно удачливый, чтобы общаться с истинным духовный учителем (уттама-адхикари) и Кришной, его жизнь становится успешной. Еи рупе брахманда бхрамите кона бхагйаван джива гуру кришна крипайа пайа бхакти лата биджа. Биджа означает «семя». Подобно тому, как из семени вырастает большое дерево, аналогично, если человек наделён пониманием сознания Кришны, то постепенно оно вырастит в большое дерево. И когда появятся плоды, он будет наслаждаться ими» (Лекция по «Бхагавад-гите», 7.1-3, Лондон, 4 августа. 1971г.).

«Во вселенной существует много миллионов и триллионов живых существ. И они вращаются в круговороте самсары в разных видах жизни, 8400000 – таким образом, они становятся несчастными. Просто повторение рождения и смерти, рождения и смерти в разных телах. Если среди них кто-то чрезвычайно удачлив, ему даётся шанс, гуру кришна крипайа бхакти лата биджа. По милости гуру и Кришны он получает семя преданного служения. И если он разумен…. Иначе, если он не разумен, как он получит это семя? Это инициация. И если он поливает семя…. Например, если у вас есть хорошее семечко, вы должны посадить его и лить немножко, немножко воды, тогда оно прорастёт. Аналогичным образом, любой, кто по великой удаче приходит в сознание Кришны, обретая семя сознания Кришны, должен его поливать. И какова вода? Шравана киртана джале карайе шечана. Это и есть полив. Слушание и воспевание о Кришне. Это и есть полив. Не пропускайте лекции! Слушание и воспевание о Кришне и есть полив семени преданного служения. Если вы делаете это формально и пропускаете слушание…. Это (слушать) самое важное! Шраванам киртанам вишнох. Это самое важное! Слушать. Шраванам киртанам не означает слушание и воспевание какого-либо другого существа. Нет. Вишну!» (Лекция по «Бхагавад-гите», 2.30. Лондон, 31 августа, 1973 г.).

 

Из комментариев к «Шримад-Бхагаватам»

 «Говоря о слушании и повторении, мы имеем в виду не только слушание и повторение святых имён Господа: Рама, Кришна, но также чтение и слушание «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» в обществе преданных. Эта начальная практика бхакти-йоги поможет взойти семени, заронённому в сердце, и если этот росток регулярно поливать, слушая и повторяя святые имена, лиана бхакти-йоги начнёт расти. При постоянном уходе лиана, вырастая, пройдёт сквозь все оболочки вселенной и достигнет сияющего неба, брахмаджйоти, а развиваясь дальше, дотянется до духовного неба, где находятся бесчисленные духовные планеты – Ваикунтхалоки, над которыми расположена Кришналока, Голока Вриндавана. Достигнув её, лиана бхакти обретёт покой у лотосных стоп Господа Шри Кришны, изначальной Личности Бога. Когда человек достигнет лотосных стоп Господа Кришны на Голоке Вриндаване, орошение ростка бхакти – слушание и чтение ведической литературы и повторение святого имени на стадии чистой преданности – начнёт приносить свои плоды в виде любви к Богу, и преданный явственно ощутит вкус этих плодов, даже находясь в материальном мире. Зрелыми плодами любви к Богу наслаждаются только те преданные, которые постоянно орошают росток бхакти описанным выше способом. Но при этом преданный должен постоянно заботиться о том, чтобы с выросшим в его сердце ростком преданности ничего не случилось. Для этого он должен помнить следующее.

 1) Оскорбление лотосных стоп чистого преданного подобно бешеному слону, который, попав в прекрасный сад, вытаптывает его.

 2) Как садовник, оберегая растение, огораживает его со всех сторон, так и человек должен тщательно избегать оскорблений стоп чистых преданных.

 3) Зачастую орошение культурного растения приводит также к росту сорняков. Если их вовремя не вырвать, они могут помешать росту лианы бхакти-йоги.

 4) Эти сорняки представляют собой желание материальных удовольствий, желание слиться с безличным Абсолютом и другие желания, связанные с религией, экономическим благополучием, чувственными наслаждениями и освобождением.

 5) Есть и другие сорняки: несоблюдение заповедей священных писаний, нежелательная деятельность, убийство животных, стремление к материальной выгоде, престижу и почёту.

 6) Если мы не ухаживаем за лианой бхакти-йоги как следует и, орошая её, только плодим сорняки, нормальный рост основного растения замедляется, и оно не приносит  ожидаемых плодов – любви к Богу.

 7) Поэтому преданный должен с корнем вырывать все сорняки, как только они появляются. Tолько тогда основное растение будет развиваться нормально.

 8) Поступая так, преданный сможет вкусить плод любви к Богу и жить вместе с Господом Кришной даже в этой жизни, везде ощущая Его присутствие.

  Достичь высшего совершенства – значит постоянно наслаждаться общением с Господом, и тот, кто изведал это наслаждение, утрачивает интерес ко всем временным наслаждениям материального мира» («Ш.-Б.», 2.2.30).

***

«Процесс эволюции сознания живого существа описан в «Чайтанья-чаритамрите», в наставлениях Господа Шри Чайтаньи Шриле Рупе Госвами: «Жизнь за жизнью живые существа, населяющие различные вселенные, наслаждаются результатами своей кармической деятельности. У тех из них, на чью долю выпала удача встретиться с чистым преданным, может появиться вкус к преданному служению, так перед ними открывается возможность заняться им.

Вкус является семенем преданного служения (бхакти-лата-биджей), и тот, кому посчастливилось получить это семя, должен посадить его в своём сердце. Чтобы посеянные семена дали всходы, их следует поливать водой; подобно этому, для того чтобы в сердце преданного взошло семя преданного служения, он должен орошать это семя водой слушания и повторения святого имени и повествований об играх Господа. Лиана преданного служения растёт при таком уходе, а преданный, выступая в роли садовника, продолжает орошать её водой непрерывного слушания и повторения.

Вырастая, лиана преданного служения поднимается так высоко, что достигает границ материальной вселенной, минует их, дотягивается до духовного неба, и, продолжая расти, достигает Голоки Вриндаваны. Преданное служение Господу, состоящее из слушания и повторения святого имени, приводит к тому, что преданный-садовник, даже находясь в материальном мире, получает доступ в обитель Господа. Обычная лиана обвивает другое, более сильное растение, лиана же преданного служения, за которой ухаживает преданный, чтобы расти и крепнуть, обвивает лотосные стопы Господа. Окрепнув, лиана приносит плод, и ухаживающий за ней садовник наслаждается этим плодом любви, достигнув тем самым цели своего существования» (Ш.-Б.», 3.1.6).

***

Читайте также комментарии Шрилы Бхактиведанты Свами к «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 19.151-164.

………….

Компиляция: Гаятри д.д., Ари Мардан д.

Перевод с английского: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи