?

Панчопасана и сатвата-дхарма.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 322. Опубликовано: 6-02-2021, 17:34

Панчопасана и сатвата-дхарма

Шрила Бхактивинода Тхакур

Сборник цитат на тему панчопасаны


Из «Кришна-самхиты»

 Религиозным принципам, изложенным в этой книге, трудно найти подходящее название. Если дать им какое-либо очередное сектантское наименование, секты обязательно примут это в штыки. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» называет санатана-дхарму сатвата-дхармой, или принципами религии, связанными с Абсолютной Истиной. Эти принципы известны также как вайшнава-дхарма.

Вайшнавы также бывают ослоподобными. Они делятся на пять категорий:

- шакты (поклоняющиеся Дурге),

- cауры (поклоняющиеся богу солнца),

- ганапатьи (поклоняющиеся Ганеше),

- шайвы (поклоняющиеся Шиве)

- и вайшнавы (поклоняющиеся Вишну).

Лебедеподобные вайшнавы лишены сектантского сознания и встречаются очень редко. Что же касается пяти описанных выше групп спиритуалистов, распространенных в Индии, то они носят свои имена в соответствии со своей индивидуальностью.

Человек склонен к деятельности двух видов:

  • артхика, мирской, и
  • парамартхика, духовной.

Мирские склонности проявляются в поддержании тела, строительстве дома, заключении брака, рождении детей, получении образования, накоплении богатства, занятиях эмпирическими науками, работе на производстве, накоплении и поддержании активов, а также соблюдении моральных норм. Хотя деятельность человека во многом подобна деятельности животных, тем не менее, мирские устремления людей находятся на гораздо более высоком уровне. Но если материальная деятельность людей не приводит их к духовным поискам, то они не более чем двуногие животные.

Душа вне обусловленности также имеет склонность действовать. Её духовная деятельность носит название сва-дхармы. Сва-дхарма всякого живого существа это проявление его подлинного вечного бытия. Все мирские устремления, о которых только что говорилось, увенчиваются успехом, если связаны с духовными целями, но сами по себе, без такой связи, они никогда не приведут к духовному совершенству. Когда сознание человека возвышается от чисто мирских устремлений до духовной деятельности, говорится, что он находится на начальной стадии богопознания. Между этим начальным уровнем и уровнем уттама-адхикари существует множество промежуточных стадий.

Всевозможные теории о природе материального мира называются шакта-дхармой, поскольку господствующее божество материального мира – мать Дурга. Различные практики и обряды этой дхармы помогают лишь на начальном уровне. Такие практики и обряды должны привести к более глубокому пониманию духовной жизни, и материалистически настроенные люди чувствуют вкус к ним только до тех пор, пока не начнут задумываться о Высшей Абсолютной Истине. Шакта-дхарма представляет собой самый первый шаг на пути духовного совершенства, поэтому она весьма полезна для людей, находящихся в самом начале поиска. Когда они проходят этот первый уровень, они переходят на следующий.

На следующем уровне человек осознает, что всякая деятельность существует благодаря энергии, и понимает, что в этом имеют место процессы теплообмена, превосходящие уровень вещества. Поэтому такой человек, как правило, поклоняется богу солнца, источнику всего тепла, и считает его своим божеством. Этот уровень поклонения называется саура-дхармой.

Позднее поклоняющийся осознает, что над уровнем энергии и уровнем вещества есть более тонкий уровень животного сознания. Так он достигает уровня ганапатья-дхармы.

На четвертой же стадии, когда человек осознает, что над реальностью животного сознания лежит сфера единого чистого сознания всех живых существ, проявляется шайва-дхарма. На этой стадии люди поклоняются  Шиве Махадеву.

На пятой стадии осознания приходит понимание Сверхсознания, и живое существо поклоняется Ему в образе Вишну. В этом случае говорится, что человек поднялся до уровня вайшнава-дхармы.

Эти пять видов парамартхика-дхармы, или духовной деятельности, известны под разными названиями в различных культурах в разные эпохи. Если мы беспристрастно рассмотрим различные дхармы, существующие в Индии и вне её, то увидим, что они обязательно относятся к одной из этих пяти категорий.

Религиозные принципы, которым учили Магомет и Иисус Христос, подобны принципам, характерным для вайшнавских школ. Буддизм и джайнизм больше подобны шайва-дхарме. Таково беспристрастное аналитическое исследование различных истин, связанных с религией. Те же, кто думает, что лишь их собственная дхарма имеет смысл, а принципы, которым следуют другие, – безбожие или являются вымышленными, не способны осознать истину, так как их сознание омрачено предрассудками.

С более беспристрастной и аналитической точки зрения, религиозные принципы в целом различаются только в силу разной квалификации практикующих, в то время как подлинная духовная дхарма всех живых существ едина.

Лебедеподобные мыслители не оскорбляют религиозные принципы, которым следуют общие массы согласно своему положению. Поэтому, с почтением относясь к религиозным принципам, исповедуемым разными людьми, мы обсудим теперь вечные духовные истины, касающиеся всех живых существ в чистом и абсолютном сознании.

Сатвата-дхарма, или несектантский вид вайшнава-дхармы, относится к вечной, изначальной природе живого существа. Однако тот вид вайшнава-дхармы, который практикуют в майявада-сампрадае, – лишь отдалённое подобие этой дхармы. Когда сектантская вайшнава-дхарма становится трансцендентной, то есть освобождается от примесей имперсонализма, она действительно становится сатвата-дхармой, духовной деятельностью, связанной с Абсолютной Истиной.

Учения различных сат-сампрадай, а именно двайта (дуализм Мадхвы), двайтадвайта (одновременное единство и различие Нимбадитьи), шуддха-адвайта (чистое единство Вишнусвами) и вишиштадвайта (ограниченный монизм Рамануджи), относятся к сатвата-дхарме и суть различные вариации подлинных духовных чувств, присущих вайшнавской философии. Все различия между этими сампрадаями обусловлены реально существующими отличиями в главной, единой истине. Имперсональные же представления диаметрально противоположны науке бхакти. Поэтому вайшнавы, принимающие философию имперсонализма, не являются чистыми вайшнавами(1).

 

Из «Бхакти-таттва-вивеки»

Третья разновидность бхакти-абхасы называется випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхакти-абхаса. В наши дни узнать её совсем не трудно. Она отличается тем, что человек видит бхакти в деятельности, идущей вразрез с принципами шуддха-бхакти, которая (бхакти-абхаса) главным образом распространена среди приверженцев панчопасаны и ишвара-пранидханы, мысленного созерцания ишвары с помощью метода йоги. По мнению первых, есть пять сампрадай: шайва (культ Шивы), шакта (культ Дурги), ганапатья (культ Ганеши), саура (культ Сурьи) и вайшнава (культ Вишну). Последователи всех пяти сампрадай являются имперсоналистами. Упомянутые здесь вайшнавы не относятся к числу тех, кто следует подлинным принципам бхакти. Вайшнава-панчопасана-сампрадая не включает в себя четыре истинные вайшнавские сампрадаи. Во главе четырёх авторитетных сампрадай, которые проповедуют шуддха-бхакти и описаны в стихе шри брахма-рудра-санакашчатварах сампрадайинах, стоят Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. На эти четыре сампрадаи указывает следующий стих из шастр (утерянный ныне стих из «Падма Пураны): сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах «Мантры, которые были получены вне одной из четырёх истинных сампрадай, не имеют силы.

Вайшнавы, принадлежащие к панчопасана-сампрадае, в большинстве своём являются имперсоналистами; среди них нет чистых преданных Бхагавана. Приверженцы панчопасаны считают мурти своих пяти богов плодом воображения. Другими словами, Брахман, по их мнению, бесформен, и лишь те, кто ещё не избавился от телесных представлений о жизни, воображают его в том или ином образе (мурти), чтобы можно было как-то поклоняться ему. А когда человек достигает совершенства в своём поклонении, он растворяется в безличном Брахмане, и потому преданность, с которой он поклонялся так называемому мурти своего ишвары, не вечна. Всё это гьяна-аврита-бхакти-абхаса. Пока мы принимаем такую бхакти-абхасу за истинное бхакти, нам не удастся обрести шуддха-бхакти.

Если у человека, практикующего этот вид бхакти-абхасы, видны признаки преданности, например дрожь и слёзы, следует понимать, что это лишь проявление его обычной сентиментальности, то есть отражение (пратибимба) истинных признаков духовного экстаза. Как панчопасаки могут проявлять такие признаки бхакти-абхасы, поклоняясь своим «воображаемым» мурти полубогов, так и йоги порой плачут и трепещут, когда поклоняются «воображаемому» мурти Высшей Души. Всё это примеры пратибимба-бхакти-абхасы.

Идея о том, что пратибимба-бхакти-абхаса, постепенно развиваясь, со временем превратится в шуддха-бхакти, в корне ошибочна, так как если отвергнуть медитацию имперсоналистов и стремление карми насладиться плодами своего труда, то и сама эта таттва (бхакти-абхаса) перестанет существовать. Только очистив сердце от всех без исключения проявлений пратибимба-бхакти-абхасы, можно по-настоящему чего-то достичь. …

Как панчопасака, так и сампрадаика (последователь истинной парампары) смогут достичь уровня чхайя-бхакти-абхасы, только если им выпадет особая удача. …

Преданность панчопасаков, которые не являются приверженцами философии монизма и поклоняются своему божеству, считая его непосредственным проявлением Бхагавана, тоже является чхайя-бхакти-абхасой. Тем не менее, существует огромная разница между панчопасака-вайшнавами и сампрадаика-вайшнавами. У сампрадаика-вайшнавов твёрдая вера (ништха) в личностный аспект Бхагавана намного сильнее, чем у панчопасака-вайшнавов. Сампрадаика-вайшнав получает наставления о таттве из истинных источников (амная), поэтому у него есть надежда достичь высот чистого вайшнавизма, тогда как у панчопасаков, которые изучают таттву в рамках своей традиции, надежды гораздо меньше. Кроме того, в отличие от панчопасаков, у сампрадаика-вайшнавов намного больше возможностей для общения с чистыми вайшнавами (шуддха-бхактами). Если панчопасака-вайшнаву посчастливится попасть в общество преданных и при этом он будет держаться в стороне от имперсоналистов, со временем он тоже сможет стать сампрадаика-вайшнавом и вступить на путь шуддха-бхакти. …

Что касается панчопасаков, которые, поднявшись над уровнем пратибимба-бхакти-абхасы, достигли уровня чхайя-бхакти-абхасы, то в «Ади-вараха-пуране» (211.85) о них говорится следующее:

джанмантара-сахасрешу самарадхйа вришадхваджам

ваишнаватвам лабхет кашчит сарва-папакшайе сати

«Тот, кто, тысячи жизней поклоняясь Ганеше, избавился от всех грехов, может вступить на путь подлинного вайшнавизма».

В шастрах сказано, что шакты, или почитатели богини Дурги, прежде чем возвыситься до уровня бхакти и постичь безличный или личностный аспект Бхагавана, сначала должны поклоняться богу Солнца, затем Ганеше, Шиве, затем стать панчопасака-вайшнавами и, наконец, сампрадаика-вайшнавами. Тщательно изучив слова писаний, можно понять, что чхайя-бхакти-абхаса превращается в шуддха-бхакти благодаря лишь общению с чистыми преданными».

 

Из «Джайва-дхармы»

Глава 4

Точно так же широкое распространение получила в Индии гьяна-видхавайшнава-дхарма – религия, осквернённая гьяной. Согласно взглядам представителей этой школы Абсолютная Истина есть Брахман, непостижимый, всепроникающий, не имеющий какой-либо формы и качеств. Для достижения этой бесформенной цели они рекомендуют последовательно поклоняться Сурье, Ганеше, Шакти, Шиве и Вишну, которые все имеют формы. Согласно их пониманию, достигнув вершины знания, человек может оставить такое поклонение, для того чтобы стать единым с Брахманом, лишённым каких-либо личностных характеристик, безграничным и непостижимым для разума. Принимая подобные взгляды за истину, многие люди неуважительно относятся к чистой религии вайшнавов. Поклонение пяти вышеперечисленным божествам носит название панчопасана. Хотя вишну-арчана предписана в этом процессе, что предусматривает принятие дикша-инициации (духовного посвящения), совершение пуджи (ритуала поклонения), как и других аспектов проявления преданности Господу Вишну, и, более того, иногда даже рекомендует совершение поклонения формам Шри Шри Радха-Кришны, тем не менее, она не может считаться чистой религией вайшнавов.

Шуддха-вайшнава-дхарма стоит в стороне от этих осквернённых форм религии. Находясь под влиянием века Кали, люди в большинстве своём не способны понять, что есть чистая религия вайшнавов, и ошибочно принимают за таковую всевозможные осквернённые или искажённые её проявления.

Глава 10

Когда я впервые услышал высказывания этого учёного человека, его слова вызвали боль в моём сердце. Однако, глубоко поразмыслив, я должен был согласиться с ним в том, что до явления Шри Чайтаньядева вайшнавизм не имел ни широкого распространения в Бенгалии, ни большого влияния среди людей. Практически все бенгальцы поклонялись богине Дурге и повторяли шакти-мантры. Лишь некоторые люди повторяли вишну-мантру, но даже они в качестве своей конечной цели видели безличное освобождение. Их стремлением было прекратить материальное существование и раствориться в Брахмане.

Все вайшнавы следовали традиционной системе панчопасаны, которая заключается в поклонении пяти божествам. Такова была вайшнава-дхарма, с которой были знакомы мои предки и которой они строго придерживались. Однако под влиянием Чайтаньи Махапрабху вайшнава-дхарма приняла совершенно иную форму. Теперь вайшнавы не хотят даже слышать такие слова, как мукти или Брахман».

 

Из «Чайтанья-шикшамриты»

«Тех, кто считают высшей целью жизни слияние с Всевышним и поклоняются таким богам, как Вишну, Шива, Дурга, Ганеша и Сурья, относят к третьей категории идолопоклонников. Они не выражают почтения вечному образу Господа, а поклоняются воображаемым формам. Панчопасана (поклонение пяти богам) относится к этой разновидности идолопоклонства. Непонятно только, как сосредоточение на объекте, обладающем качествами, может помочь достижению объекта, лишённого каких бы то ни было качеств».

«Адвайтавади убеждены, что Брахман суть единственная субстанция, единственная реальность. Всё остальное не является субстанцией (васту), то есть нереально. Деваты, поклонение которым представляет собой один из элементов садханы, тоже нереальны. На последней ступени, или ступени нирвишеши, в таком поклонении нет необходимости. Деваты – это всего лишь плод воображения, как и мурти, или изваяние Господа в храме. Таким образом, Кали, Сурьи, Ганеши, Шивы и Вишну в реальности не существует. Подобные взгляды разделяют последователи аштанга-йоги и панчопасаны. Все эти категории трансценденталистов относятся к числу брахмавади, считающих высшей целью жизни освобождение. Не веря в существование деват, они всё-таки поклоняются им.

Во время поклонения брахмавади проявляют рати, или бхаву, которую иногда можно принять за настоящую рати. На религиозных праздниках можно видеть, как таких людей сотрясает дрожь, на их телах проступает испарина, их кожа меняет цвет, они начинают проливать потоки слёз и самозабвенно танцевать. Хотя всё это действительно признаки рати, они не вызваны бескорыстной рати и верой, которые описывались ранее в этой книге»

«В этом мире можно найти множество примеров материальной рати, особенно если взять людей, питающих привязанность к вину, женщинам, богатству и вкусным яствам. Меджнун не может жить без Лейли, лишившись общества Урваши, царь Яяти умирает, а Ромео расстаётся с жизнью из-за Джульетты. Подобные ситуации часто описываются в книгах. Всё это – признаки рати, но какой рати? Когда душа становится обусловленной и начинает считать себя порождением материи, свадхарма души (её рати к Господу) тоже искажается. Тогда вместо Господа душа избирает вишайей материю и проявляет признаки рати. Вот почему образы, которым поклоняются имперсоналисты, следующие методу панчопасаны, тоже считаются материальными».

…………………………………………………

Компиляция: Ари Мардан д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур