?

Шримад Адвайта Ачарья. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 47. Опубликовано: 19-02-2019, 17:06

«Чайтанья: Его жизнь и спутники»

Свами Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Впервые опубликовано издательством «Мандала Паблишинг», ноябрь 2001г.

Глава 7

Часть 2

Шримад Адвайта Ачарья


Господь наказывает Адвайту

Также говорится, что Махапрабху обучал Адвайту истинному смыслу «Бхагавад-гиты». «Вишвамбхара объяснил Адвайте истинное понимание «Гиты» и скрыл врата, за которыми спрятано понимание бхакти. («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 10.166)

Другая чудесная игра была подготовлена Адвайтой, чтобы продемонстрировать падшим дживам, насколько благоприятно быть наказанным Господом, или гуру, или вайшнавом. Как удачлив преданный, которого ругает его гуру! Это описано в 17 главе «Чайтаньи-чаритамриты», о чём Бхактивинода Тхакур написал следующий комментарий в своей «Амрита-праваха-бхашье»:

«Адвайта Ачарья является духовным братом Ишвары Пури, гуру Махапрабху. По этой причине Махапрабху относился к Адвайте как к старшему, как к духовному учителю, хотя Адвайта считал себя слугой Махапрабху. Адвайта испытывал боль от подобного почтительного отношения Махапрабху. Поэтому, чтобы обрести милостивое наказание от Господа, он вернулся в Шантипур и стал рассказывать о пути философских поисков истины нескольким неудачникам [майявади]. Когда до Господа дошла об этом весть, Он сильно разозлился и Сам отправился в Шантипур, чтобы устроить ему хорошую взбучку. Когда это произошло, Адвайта стал танцевать от радости и говорил: «Смотрите, сегодня мои желания исполнились! Прежде Махапрабху был скуп со мной, и обращался со мной, как с почтенным старшим. Теперь же Он поступил со мной так, будто я его слуга или ученик, Он пытался спасти меня от ереси майявады». Когда Господь понял, что это всё было уловкой Адвайты, то смутился, но был доволен им».

«Господь Чайтанья почитал Адвайту Ачарью Своим гуру. Это очень огорчало Ачарью, поэтому однажды он воспользовался хитростью и стал объяснять путь философских поисков истины. Махапрабху в гневе на Него, внешне проявил к Нему неуважение, что привело Адвайту в состояние высшего блаженства. Господь увидел, как он обрадовался и смутился, и проявил милость к Адвайта Ачарье»  («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 17.66-68).

«Раньше Махапрабху относился ко Мне с глубоким почтением. Я был от этого несчастен, поэтому подумал, что если стану давать лекции по «Йога-вашиштхе», объясняя, что мукти – высшая цель жизни, то Господь обязательно разозлится и накажет меня».

 

Шачидеви и Адвайта

Поскольку Адвайта Прабху очень переживал за положение падших душ, Махапрабху не мог простить даже родную мать, в случае, когда та с упрёком посмотрела на Адвайту. Однажды отчитав её, он таким образом предупредил всех преданных об опасности оскорблений вайшнавов. Если даже Шачи, сама суть материнской любви и воплощение Яшоды Деви, не может быть прощена за оскорбление вайшнава, то какой шанс у остальных? С помощью той же лилы Чайтанья также показал, как для того, чтобы освободиться от вайшнава апарадхи, следует просить прощения у вайшнава, который был оскорблён.

Когда Вишварупа после обучения у Адвайты Прабху пришёл к выводу, что мир – временное место и единственный истинный долг человечества – поклоняться Верховному Господу, то покинул дом и принял санньясу.

Шачи Мата, огорчённая уходом сына, страшилась оскорбить Адвайту (зная, что он вайшнав) за роль, которую он сыграл во всём этом, и утешала себя, что Нимай остался дома. Но увидев, что Нимай тоже постоянно ходит общаться с Адвайтой, оставляя при этом свою жену Лакшмиприю дома одну, Шачи Мата стала думать, что имя Адвайты не подходит ему, и что вместо того, чтобы объединять людей (на что оно указывает), он их разделяет. И поэтому более подходящим именем будет «Двайта».

«Этот пожилой госаи зовётся Адвайтой, но в действительности он – Двайта.  Один мой сын, прекрасный, как луна, уже покинул из-за него дом, и он не позволит мне оставить и второго. Никто не сжалится надо мной, я одна в этом мире. Для этого мира он Адвайта, но для меня он – майя (двайта)» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 22.114-116).

Из-за любви к сыну Шачи вот так, в уме, критиковала Адвайту, и никто об этом не знал, кроме её сына, Гаура Хари, который является обителью для всех живых существ. В один из дней маха-пракаша в доме Шриваса, когда Махапрабху выполнил желания каждого преданного, позволив им видеть Свой Божественный облик в течение 24 часов, Шриваса спросил, может ли и Шачи Деви получить благословение, обретя такое божественное видение. Махапрабху ответил на это: «Моя мать совершила оскорбление Адвайты Прабху, поэтому я не покажу ей этот облик».

Когда преданные передали Шачи слова её сына, она немедленно отправилась к Адвайте и стала умолять его простить её. Когда Адвайта услышал признание Шачи, он стал прославлять её как носившую в своём чреве Верховного Господа всего творения. Он продолжал прославлять её, пока не потерял сознание от переполняющей его любви. И лишь когда он упал без сознания, Шачи наконец смогла взять пыль с его лотосных стоп и, таким образом, освободиться от оскорбления.

Махапрабху был доволен своей матерью и показал ей Свой прославленный Божественный облик.

Другой важный урок, который мы можем извлечь из этой истории, – то, что вайшнавы никогда не гордятся. Несмотря на то, что Шачи родила Господа Гаурахари, она не гордилась этим. Как только она поняла, что совершила оскорбление, она сразу же, без колебаний, отправилась к Адвайте и начала молить о прощении.

 

Господь приходит в Шантипур

Адвайта Ачарья был спутником Махапрабху в санкиртане, проходившей и в доме Шриваса, и на улицах Навадвипы, а также вдоль берегов Ганги.

«Все в великой радости пели вместе: «Кришна Рама Мукунда, Мурари, Ванамали!» Держась за Нитьянанду и Гададхару, Адвайта, подобно льву пробегал повсюду» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 23.29-30).

«Господь танцевал вдоль берегов Бхагиратхи, в то время как все вокруг Него воспевали имена Хари. Адвайта Ачарья шёл перед Ним, танцуя в экстазе в небольшой группе преданных» («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, Мадхья, 23.202-3).

После того, как Махапрабху принял санньясу от Кешавы Бхарати в Катве, его стала переполнять любовь к Кришне и он захотел убежать во Вриндаван. С помощью нескольких пастушков, Нитьянанда Прабху хитростью заставил Его прийти на берег Ганги. Нитьянанда хотел показать Его людям Навадвипы и привести в Шантипур. Когда Махапрабху увидел Гангу, то подумал, что это Ямуна и пришёл в экстаз. Тем временем, Адвайта услышал, что Нитьянанда привёл туда Махапрабху, и на лодке переплыл реку, захватив с собой новые одежды для Него. Махапрабху был крайне удивлён, увидев Адвайту, пытаясь понять, как тот узнал, что Он во Вриндаване. Адвайта ответил, что Вриндаван повсюду, где проходит Махапрабху, и что западный поток Ганги – это Ямуна. Услышав эти слова, Махапрабху осознал, что Его обхитрили, и Он пришёл на западный берег Ганги, что напротив города Шантипура. Адвайта убедил Его принять омовение и одел Его в новые одежды. Затем он отвёл Махапрабху в свой дом, где Господь оставался несколько дней.

Когда Шачи и жители Навадвипы услышали, что Гаурахари находится у Адвайты, все они пришли увидеться с Ним. Видя его одетым как санньяси, они почувствовали радость, смешанную с разлукой. Сита Тхакурани приготовила большое количество еды и подала все на цельных листьях банановых деревьев. Пока Махапрабху и Нитьянанда ели, Адвайта Прабху разговаривал и шутил с Ними. Это подробно описано в Мадхья-лиле «Чайтанья-чаритамриты», в 3 главе. Затем Махапрабху поел пищу, приготовленную Шачидеви, чтобы облегчить её страдания, вызванные Его уходом. Воссоединение преданных превратилось в огромный фестиваль, а дом Адвайты в городе Шантипуре – в город на Вайкунтхе.

«Все танцевали и пели имена Хари. Дом Адвайты стал городом Вайкунтхи» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 3.156).

 

Адвайта идет в Пури в ежегодное паломничество

Когда Махапрабху попрощался с преданными, он отправился в Пури или Нилачалу, чтобы жить там по воле своей матери. Адвайта и жители Навадвипы вновь были брошены в океан разлуки со своим Господом. Все эти события происходили в 1510 году. Это было, вероятно, за три года до того, как преданные отправились в Пури во время Чатурмасьи повидаться с Ним там на Ратха-ятре.

«В первый год Адвайта и другие преданные отправились в Нилачалу увидеть лотосные стопы Махапрабху. Они приняли участие в Ратха-ятре и затем оставались там 4 месяца, проводя время в киртане и танце с большой радостью. Когда им пришло время отправляться обратно, Господь сказал всем им возвращаться сюда каждый год на праздник Ратха-ятры. Таким образом были введены ежегодные путешествия в Пури для того, чтобы увидеть Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.46-49).

Из 24 последних лет жизни Махапрабху, шесть были проведены Им в путешествиях из Пури и обратно, а оставшиеся 18 лет Он уже не покидал Пури. В течение шести лет Его путешествий, прежде, чем пойти в Пури, бенгальские преданные всегда сначала узнавали, находится Он там, или нет. За восемнадцать лет постоянного пребывания Махапрабху в Пури, ежегодные путешествия преданных к Нему стали обычным делом.

«После того, как Махапрабху прибыл в Пури, вернувшись из Вриндавана, больше Он никогда не покидал Пури за последние 18 лет Своей жизни. Каждый год преданные из Бенгалии приходили встретиться с Господом и оставались на четыре месяца сезона дождей». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.249-50)

«Все слуги Махапрабху – Адвайта, Нитьянанда, Мукунда, Шриваса, Видьянидхи, Васудева и Мурари, каждый год отправлялись на встречу с Господом и оставались в Пури четыре месяца. Господь в течение этого времени наслаждался многочисленными играми со Своими преданными». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.255-6)

«Вновь подходило время Ратха-ятры и преданные начали своё ежегодное паломничество в Нилачалу. Они следовали приказу Господа каждый год приходить на праздник Ратха-ятры. Все преданные во главе с Адвайтой Ачарьей отправились в Нилачалу». («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 8.4-6)

Адвайта Ачарья каждый год уходил в Пури и оставался там целых четыре месяца, участвуя в лилах Махапрабху, таких как уборка храма Гундича, водные игры в Нарендрасароваре, Ратха-ятра Джаганнатхи и других. Самый лучший из верных сыновей Адвайты, Ачьютананда, который был полностью предан Гауранге, тоже был там, о чём свидетельствует тот факт, что его имя упоминается как имя лидера шестой группы киртана из Шантипура во время Ратха-ятры. Другой сын Адвайты, Гопал Мишра, также есть в этом списке. Сам Адвайта был главным танцором в первой группе киртана, которую возглавлял Сварупа Дамодара.

На третий год жёны всех преданных из Бенгалии пришли вместе с мужьями и принесли с собой различные дары для служения Махапрабху.

«Сначала Адвайта отправился в дом Шачи Маты, чтобы попрощаться. Затем он отправился в путь со всеми собравшимися преданными. Они взяли с собой всю еду, которая, как они знали, прежде нравилась Господу. Всю дорогу они совершали санкиртану, очищая всё на своём пути. Люди со всех трех миров очищались радостным пением преданных «Хари! Хари!» В настроении экстаза они все вместе пошли увидеть Чайтанью, сопровождаемые своими жёнами и сыновьями, а также их слугами и служанками» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 8.39-43).

«На третий год все преданные из Бенгалии решили отправиться в Нилачалу. Группой они пошли к дому Адвайты Ачарьи, и он с радостью согласился пойти вместе с ними увидеть Господа. В том же году пошли и все жёны этих святых, и мать Ачьюты сопровождала Адвайту Ачарью» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 13.12-13, 21).

Кришнадас Кавирадж в двенадцатой главе Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» описал прекрасную игру о сыне Адвайты, Гопал Мишре. Адвайта и Махапрабху были очень довольны, видя глубокую погружённость Гопала, когда он танцевал перед ними и пел – это было во время уборки храма Гундича. Внезапно Гопал Мишра упал без сознания, и Адвайта, очень обеспокоясь, взял его недвижимое тело на колени и начал повторять мантру Нрисимхе. Несмотря на произнесение различных мантр, Адвайта не смог вернуть Гопала в чувство. Все преданные начали оплакивать его, но Махапрабху, уносящий все страдания Своих преданных, коснулся сердца Гопала и сказал: «Вставай, Гопал и повторяй «Хари Хари!»» Гопал немедленно пришёл в себя и поднялся. А преданные стали восклицать имена Господа с облегчением и радостью.

 

Камала Канта Вишваса

У Адвайты Ачарьи был ученик по имени Камала Канта Вишваса. Он написал царю Пратапарудре, о том, что Адвайта – Верховный Господь. А потом попросил у царя денег для него. Когда Чайтанья услышал об этом, то наказал Камала Канту, приказал не пускать его в Гамбхиру. Такое наказание обеспокоило Камала Канту, но Адвайта объяснил ему, что быть наказанным Махапрабху – повод радоваться, и что он – необыкновенно удачливый.

Бхактивинода Тхакур следующим образом комментирует эту историю из двенадцатой главы Ади-лилы: «Сначала Камала Канта доказал, что Адвайта – Верховный Господь, а затем попросил денег у царя от лица Адвайты. Этот поступок очень не понравился Чайтанье. Хотя Адвайта Ачарья – сам Бог, в этом мире он играет роль человека, для того, чтобы учить других. Для ачарьи просить царя простить ему долг является очень позорным поведением. Следует полностью оставить желание материального, а если стремление к материальному благополучию доходит до просьб о пожертвовании у царя другой страны ради того, чтобы освободиться от долгов, то духовная жизнь человека непременно будет разрушена. Цари по своей природе – материалистичны. Если принять пищу от материалиста, то ум будет затуманен. А когда ум омрачён, то уже невозможно помнить о Кришне, и жизнь проходит зря. Поэтому подобные просьбы о подаянии запрещены для всех, и особенно для тех, кто является ачарьей. Обязанность ачарьи – обучать людей Святым Именам, но брать деньги за такое обучение он не должен. Если же он сделает это, то станет оскорбителем Святого Имени, а не тем, кто это Имя даёт. Тот, кто дает наставления в Святом Имени и при этом собирает деньги, навлекает на себя позор, и его религиозная репутация разрушается».

На третий год бенгальские преданные пришли вместе со своими жёнами и принесли подарки – разнообразные блюда, которые любил Господь. И Он милостиво съел все эти подношения из Своей любви к ним. Однажды Махапрабху пригласили на обед в дом Адвайты. На этот раз сам Адвайта готовил, а его жена помогала ему, резала овощи и собирала необходимые продукты. Тайным желанием Адвайты было накормить одного Махапрабху. И так случилось, что в тот день погода испортилась и по причине бури все санньяси, которые обычно приходили в таких случаях вместе с Махапрабху, не смогли сопровождать Его. Поэтому Махапрабху пришёл один к великому удовольствию Адвайты, потому что так он мог подать Господу все блюда в полном уединении. Он прославлял бога Индру, как слугу Кришны, который выполняет желания преданных. Махапрабху знал о настроении Адвайты и прославил его, сказав: «Сам Кришна исполняет твои желания. Поэтому что необычного в том, что твоих приказов слушается и Индра?” («Чайтанья-бхагавата», Антья, 9.60-72).

Сам Махапрабху прославил Адвайту и описал истины, лежащие в основе его природы, следующим образом: «Адвайта Ачарья – Сам Бог. Благодаря общению с Ним – Я очистился. Поскольку нет никого равного Ему ни в преданности Кришне, ни в знании писаний, Он зовётся Адвайтой Ачарьей. По Его милости даже млеччхи становятся преданными Кришны. Так кто же сможет описать степень могущества Его преданности?» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 7.17-9).

Махапрабху устроил так, что Рупа и Санатана Госвами встретились с Адвайтой и Нитьянандой в Пури. Он попросил двух Прабху благословить братьев. Рагхунатха дас Госвами получил остатки прасада Махапрабху по милости Адвайты Прабху. Адвайта любил Рагхунатху, потому что его отец, Говардхана Мишра, искренне служил ему.

«Его отец всегда служил Адвайте Ачарье, поэтому то был доволен им. По милости ачарьи Рагхунатха получил тарелку с остатками пищи Господа, а также даршан Господа в течение пяти или шести дней» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 16.225-6).

Слова, которые Махапрабху сказал Адвайте, собираясь покинуть Пури, демонстрируют, насколько Он был привязан к нему: «Ачарья Госай пришёл сюда, чтобы пролить на Меня свою милость. Я связан его любовью и не могу отплатить ему в ответ. Он оставил свою жену, детей и дом ради меня, пройдя долгий и трудный путь, чтобы добраться сюда. Я живу здесь, в Нилачале, не двигаясь с места. Я не прилагаю никаких усилий ради тебя. Я – монах, и у меня нет никаких богатств, так что же я могу отдать, чтобы вернуть тебе свой долг? Единственное, чем я владею – это Моё собственное тело, и я отдаю его тебе. Я продам его любому, кому захочешь» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 12.70-74).

 

Загадка Адвайты

Вернувшись из Пури в Навадвипу, Адвайта Ачарья встретил Джагадананду Пандита, которого Махапрабху отправил туда какое-то время назад. Адвайта был очень счастлив обрести общение с ним. Когда Джагадананда наконец попросил разрешения у Адвайты Прабху вернуться в Нилачалу, Адвайта передал с ним сообщение для Махапрабху в виде загадки. Эта загадка была непонятна никому, кроме Махапрабху. Сообщение было следующим:

Передай Господу, что я предлагаю Ему миллион поклонов и смиренно говорю следующее: «Скажи этому безумцу, что все уже сошли с ума. Скажи этому безумцу, что на рынке больше не продаётся рис. Скажи этому безумцу, что все обезумевшие больше ни для чего не годятся. Скажи этому безумцу, что это именно то, что сказал безумец» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 19.19-21).

Бхактивинода Тхакур объясняет эту загадку таким образом: «Скажи Махапрабху, что все уже опьянели от любви к Кришне, и поэтому на рынке любви никто больше не покупает рис Кришна-премы. Скажи Махапрабху, что безумцы (аулы) настолько опьянены любовью, что больше не выполняют своих материальных обязанностей. Скажи Махапрабху, что Адвайта говорил это, полностью опьянёненный премой. Вкратце, сообщение было о том, что цель, ради которой Махапрабху была призван на Землю Адвайтой, достигнута. Теперь Господь может поступать так, как пожелает».

Сарвабхаума Бхаттачарья также написал несколько поэм, прославляющих Адвайту: «Адвайта-двадаша-нама-стотру», «Адвайта-аштаку» и «Адвайта-аштоттара-шата-нама-стотру».

Адвайта, аватара Маха-Вишну, явился в этот мир на седьмой день растущей Луны месяца Магха. Этот титхи также известен как Адвайта-саптами.

…………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж