?

"Уход Рамачандры и Лакшмана в апракат-лилу".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 134. Опубликовано: 24-11-2022, 14:15

Уход Рамачандры и Лакшмана в апракат-лилу

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Махариши Дурваса и его ашрам»

 

Эта история произошла в Трета-югу.

Дурваса большую часть времени проводил в своём ашраме во Враджа-мандале. Если возни­кала необходимость, он отправлялся путешествовать по миру, а иногда посещал и другие миры. В различных Пуранах и «Махабхарате» содержатся описания деяний Махариши Дурвасы, совер­шённых им в Трета-югу, а также связанных с ним событий все­ленской истории.

Шри Рамачандра низошёл на Землю в Трета-югу и совершал Свои божественные лилы в течение восемнадцати тысяч лет. В конце Своих проявленных игр, повинуясь желанию Брахмаджи, Кала-Пуруша(1) принял образ мудреца и явился во дворец Шри Рамачан­дры. Там он попросил Господа о беседе с глазу на глаз. Шри Ра­мачандра выслушал просьбу мудреца и, обернувшись к младше­му брату Лакшману, сказал: «Дорогой брат, пожалуйста, встань у входа во дворец и не позволяй никому входить в Мои покои до тех пор, пока не закончится наша беседа. Тот же, кто нарушит Моё приказание, поплатится за это своей жизнью».

Шри Лакшман, выполняя просьбу брата, стал охранять вход во дворец, а Рамачандра и Кала-Пуруша начали свой приватный разговор. Кала-Пуруша передал Шри Рамачандре послание Брахмаджи, в котором говорилось: «Пришло время завершить Твои земные иг­ры. Немедленно возвращайся в Свою обитель».

Пока шла беседа, у дверей дворца появился Махариши Дурва­са и обратился к Лакшману с такими словами: «Я хочу увидеть Раму немедленно, ибо у меня есть к Нему очень важное дело».

Лакшман отвечал: «О великая душа! Пожалуйста, изложи мне суть дела, с которым ты пришёл, и я немедленно сделаю все необходимое, чтобы разрешить его наилучшим образом».

Дурваса, склонный гневаться спешно и порой даже без причины, сказал: «Я намерен встретиться с Самим Рамачандрой, и если Ты не поз­волишь мне это сделать, я своим проклятьем сожгу Его Самого и всех Его подданных!»

Ничего не ответив, Лакшман стал размышлять над словами му­дреца: «Будет лучше, если гнев Дурвасы превратит меня в горстку пепла, чем это произойдёт со Шри Рамачандрой и Его подданны­ми». С этими мыслями Лакшман вошёл в покои Рамачандры.

К этому времени Кала-Пуруша и Шри Рамачандра уже завер­шили свою беседу, но Кала-Пуруша всё ещё находился в покоях царя. Шри Рамачандра сказал: «О Лакшман! Почему ты зашёл сюда, нарушив Моё указание?» Лакшман ответил: «Прабху, Махариши Дурваса находится у врат дворца. Он желает встретиться с Тобой лично и отказывается разговаривать с кем-либо, кроме Тебя. Если бы Я не вошёл сейчас в Твою комнату, он бы сжёг Тебя, всех Твоих подданных и Меня в том числе силой своего проклятия».

Услышав это, Рамачандра почтительно попрощался с Кала-Пурушей, и когда тот ушёл, с грустью в голосе сказал: «Дорогой Лакшман, разве ты забыл Моё обещание? Я поклялся, что любой человек, вошедший сюда во время Моей беседы, должен будет поплатиться за это своей жизнью. Для праведного человека рас­статься с тем, кто ему дорог, — всё равно, что отнять у него жизнь. Поэтому Я отрекаюсь от Тебя на всю оставшуюся жизнь».

Предложив поклоны стопам Шри Рамачандры, Лакшман тут же по­кинул царский дворец и направился на берег священной реки Сараю. Там, приняв омовение, он погрузил своё сознание в со­стояние глубочайшей медитации и так вернулся в изначальную ду­ховную обитель(2).

Тем временем Шри Рамачандра пригласил Дурвасу Муни пройти в Свои покои. Когда Дурваса вошёл, Шри Рамачандра почтительно склонился перед ним и спросил: «Махариши, как Я могу тебе служить?» Дурваса отвечал: «Я очень голоден, немед­ленно накорми меня».

Шри Рамачандра с большой заботой предложил Дурвасе всевозможные кушанья, которые можно было приготовить из продуктов, хра­нившихся в Его дворце. Утолив голод самыми изысканными блюдами и испытав глубокое удовлетворение, Дурваса попрощался с Рамачандрой и покинул дворец.

Рамачандра переживал острую боль разлуки с Лакшманом. Узнав, что Лакшман вернулся в вечную обитель, Господь так­же стал подумывать о возвращении на Вайкунтху. Возведя на трон импе­рии двух Своих сыновей, Лаву и Кушу, а племянников Своих упол­номочив быть правителями различных царств, Бхагаван Шри Ра­мачандра, сопровождаемый подданными, отправился на берег свя­той реки Сараю. Все они приняли омовение и облачились в новые одежды. Тем временем с неба на землю спустилось множество виманов (летающих кораблей), сияющих, как тысячи солнц. Шри Рамачандра и Его преданные поднялись на борт вишанов, и те взмыли в воздух, унося их в вечную духовную обитель.

Почему Рамачандра отверг Своего брата Лакшмана? Здесь, должно быть, кроется некий тайный умысел.

В действительности Шри Рамачандра не может отречься от Своего любимого брата, ибо тот есть дхама-сварупа(3). Он всегда сопровождает Господа во всех Его воплощениях и помогает Ему проводить разнообразные игры. Поэтому Лакшман раньше вер­нулся в божественную обитель и там дожидался дорогого брата. Он первым приветствовал Шри Рамачандру, когда Тот следом, возвратился в небесную Айодхью.

………………………………………

1)     Кала-Пуруша – олицетворение вселенского времени.

2)     Обителью Лакшмана является Айодхья.

3)     Дхама-сварупа – проявление Господа или Его личной энергии в образе святой земли, дхамы. Лакшман является проявлением Господа Баладевы. Баладева – это сваям-пракаша Кришны. Некоторые проявления Баладевы являют ту обитель, на которой Бхагаван являет Свои трансцендентные лилы. Также отдельные проявления Баладевы (Нитьянанды-Лакшмана) в чатур-вьюхе создают материальные вселенные, обители (дхамы) для баддха-джив. Тем самым, Господь доказывает, что Он независимым ни от кого.

 

Перевод: А. Куницин

Редакция: С. Бойденко, Ари Мардан д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Истории