"Уход Рамачандры и Лакшмана в апракат-лилу".
Уход Рамачандры и Лакшмана в апракат-лилу
Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Махариши Дурваса и его ашрам»
Эта история произошла в Трета-югу.
Дурваса большую часть времени проводил в своём ашраме во Враджа-мандале. Если возникала необходимость, он отправлялся путешествовать по миру, а иногда посещал и другие миры. В различных Пуранах и «Махабхарате» содержатся описания деяний Махариши Дурвасы, совершённых им в Трета-югу, а также связанных с ним событий вселенской истории.
Шри Рамачандра низошёл на Землю в Трета-югу и совершал Свои божественные лилы в течение восемнадцати тысяч лет. В конце Своих проявленных игр, повинуясь желанию Брахмаджи, Кала-Пуруша(1) принял образ мудреца и явился во дворец Шри Рамачандры. Там он попросил Господа о беседе с глазу на глаз. Шри Рамачандра выслушал просьбу мудреца и, обернувшись к младшему брату Лакшману, сказал: «Дорогой брат, пожалуйста, встань у входа во дворец и не позволяй никому входить в Мои покои до тех пор, пока не закончится наша беседа. Тот же, кто нарушит Моё приказание, поплатится за это своей жизнью».
Шри Лакшман, выполняя просьбу брата, стал охранять вход во дворец, а Рамачандра и Кала-Пуруша начали свой приватный разговор. Кала-Пуруша передал Шри Рамачандре послание Брахмаджи, в котором говорилось: «Пришло время завершить Твои земные игры. Немедленно возвращайся в Свою обитель».
Пока шла беседа, у дверей дворца появился Махариши Дурваса и обратился к Лакшману с такими словами: «Я хочу увидеть Раму немедленно, ибо у меня есть к Нему очень важное дело».
Лакшман отвечал: «О великая душа! Пожалуйста, изложи мне суть дела, с которым ты пришёл, и я немедленно сделаю все необходимое, чтобы разрешить его наилучшим образом».
Дурваса, склонный гневаться спешно и порой даже без причины, сказал: «Я намерен встретиться с Самим Рамачандрой, и если Ты не позволишь мне это сделать, я своим проклятьем сожгу Его Самого и всех Его подданных!»
Ничего не ответив, Лакшман стал размышлять над словами мудреца: «Будет лучше, если гнев Дурвасы превратит меня в горстку пепла, чем это произойдёт со Шри Рамачандрой и Его подданными». С этими мыслями Лакшман вошёл в покои Рамачандры.
К этому времени Кала-Пуруша и Шри Рамачандра уже завершили свою беседу, но Кала-Пуруша всё ещё находился в покоях царя. Шри Рамачандра сказал: «О Лакшман! Почему ты зашёл сюда, нарушив Моё указание?» Лакшман ответил: «Прабху, Махариши Дурваса находится у врат дворца. Он желает встретиться с Тобой лично и отказывается разговаривать с кем-либо, кроме Тебя. Если бы Я не вошёл сейчас в Твою комнату, он бы сжёг Тебя, всех Твоих подданных и Меня в том числе силой своего проклятия».
Услышав это, Рамачандра почтительно попрощался с Кала-Пурушей, и когда тот ушёл, с грустью в голосе сказал: «Дорогой Лакшман, разве ты забыл Моё обещание? Я поклялся, что любой человек, вошедший сюда во время Моей беседы, должен будет поплатиться за это своей жизнью. Для праведного человека расстаться с тем, кто ему дорог, — всё равно, что отнять у него жизнь. Поэтому Я отрекаюсь от Тебя на всю оставшуюся жизнь».
Предложив поклоны стопам Шри Рамачандры, Лакшман тут же покинул царский дворец и направился на берег священной реки Сараю. Там, приняв омовение, он погрузил своё сознание в состояние глубочайшей медитации и так вернулся в изначальную духовную обитель(2).
Тем временем Шри Рамачандра пригласил Дурвасу Муни пройти в Свои покои. Когда Дурваса вошёл, Шри Рамачандра почтительно склонился перед ним и спросил: «Махариши, как Я могу тебе служить?» Дурваса отвечал: «Я очень голоден, немедленно накорми меня».
Шри Рамачандра с большой заботой предложил Дурвасе всевозможные кушанья, которые можно было приготовить из продуктов, хранившихся в Его дворце. Утолив голод самыми изысканными блюдами и испытав глубокое удовлетворение, Дурваса попрощался с Рамачандрой и покинул дворец.
Рамачандра переживал острую боль разлуки с Лакшманом. Узнав, что Лакшман вернулся в вечную обитель, Господь также стал подумывать о возвращении на Вайкунтху. Возведя на трон империи двух Своих сыновей, Лаву и Кушу, а племянников Своих уполномочив быть правителями различных царств, Бхагаван Шри Рамачандра, сопровождаемый подданными, отправился на берег святой реки Сараю. Все они приняли омовение и облачились в новые одежды. Тем временем с неба на землю спустилось множество виманов (летающих кораблей), сияющих, как тысячи солнц. Шри Рамачандра и Его преданные поднялись на борт вишанов, и те взмыли в воздух, унося их в вечную духовную обитель.
Почему Рамачандра отверг Своего брата Лакшмана? Здесь, должно быть, кроется некий тайный умысел.
В действительности Шри Рамачандра не может отречься от Своего любимого брата, ибо тот есть дхама-сварупа(3). Он всегда сопровождает Господа во всех Его воплощениях и помогает Ему проводить разнообразные игры. Поэтому Лакшман раньше вернулся в божественную обитель и там дожидался дорогого брата. Он первым приветствовал Шри Рамачандру, когда Тот следом, возвратился в небесную Айодхью.
………………………………………
1) Кала-Пуруша – олицетворение вселенского времени.
2) Обителью Лакшмана является Айодхья.
3) Дхама-сварупа – проявление Господа или Его личной энергии в образе святой земли, дхамы. Лакшман является проявлением Господа Баладевы. Баладева – это сваям-пракаша Кришны. Некоторые проявления Баладевы являют ту обитель, на которой Бхагаван являет Свои трансцендентные лилы. Также отдельные проявления Баладевы (Нитьянанды-Лакшмана) в чатур-вьюхе создают материальные вселенные, обители (дхамы) для баддха-джив. Тем самым, Господь доказывает, что Он независимым ни от кого.
Перевод: А. Куницин
Редакция: С. Бойденко, Ари Мардан д.
Пояснения: Ари Мардан д.