?

Шри Нимбадитья.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 165. Опубликовано: 18-02-2021, 07:16

Шри Нимбадитья

Профессор Нишиканта Саньял

(Шриман Бхакти Шуддхакар)

Отрывок из книги «Шри Кришна Чайтанья»

 

Шри Нимбадитья – поборник двойственного монизма (двайта-адвайта-вады).

Шри Нимбадитья явился в городе Баидурья Паттан (современный Мунгера Паттан) в местности Телугу. Он известен под разными именами, такими как Нимбадитья, Нимбарка или Нимбабибхавасу, а иногда также под именами Арунея, Ниямананда и Хариприячарья. Его последователи известны как нимайеты. Они отличаются от нимананди, которые называют себя последователями Шри Чайтаньядева по Его имени — Нимананда. Шри Нимбадитья был отшельником, носившим тройной посох (триданди-санньяси). Линия наставнической преемственности, к которой он принадлежал, такова: 1) Шри Нараяна, 2) Хамса (аватара), 3) Чатухсаны: Санака и другие, и 4) Нимбадитьячарья. Комментарий Нимбадитьи на «Веданта-бхашью» известен как «Веданта-париджата-саурабха». Также им написано несколько других трудов.

В системе Нимбарки «услышанный трансцендентный звук» (шрути или шабда-брахман) считается высочайшим естественным свидетельством Абсолютной Истины. Утверждения других шастр, если они согласуются с услышанным звуком (шрути), также принимаются ею. Источник учения Нимбадитьи – наставления, данные четырьмя Санами [Чатухсанами] Шри Нараде Госвами в седьмой прапатхаке «Чхандогья-упанишады», которые можно обобщить следующим образом: «Пураны – это пятая Веда. Вишну – Господь всего. Восхваляется преданность Богу в формах непоколебимой веры (шраддхи) и сокровенной зависимости (ништхи). Нет ничего равного или превосходящего любовь к Богу (премы), не зависящую ни от чего иного. Полностью освобождённые [личности] – это вечные слуги Бога (уттама-адхикари), занятые в вечных играх в сфере самосознающей деятельности в обществе Бога. Господь обладает властью являться нашему взору и уходить из нашего видения. Вайшнавы вечны и трансцендентны (вишуддха). Прославлена милость Господа (бхагават-крипа)», и т.д.

Согласно Шри Нимбадитье индивидуальная душа (джива) и Высшая Душа (Бог) соотносятся друг с другом как неотъемлемая часть и Целое (пурна). Душа (джива) отлична от Бога, но не отделена от Него. Душа (джива) – это одновременно  знание и познающий, она подобна солнцу, которое светится само, а также делает видимыми другие объекты. Будучи бесконечно малой частичкой сознания, душа (джива) подчинена Богу, который является неограниченным сознанием. Число душ (джив) бесконечно. Из-за своей крошечности дживатма склонна обуславливаться и разрывать связь с телами, созданными вводящей в заблуждение энергией Бога (майей). В ограниченном состоянии (баддха) душа (джива) заключена в тюрьме грубых и тонких материальных тел; в освобождённом состоянии она отделена от них. Души (дживы) бывают трёх разных видов, а именно:

1) свободные (нитья-сиддхи),

2) ограниченные, но свободные (садхаки) и

3) ограниченные (баддхи).

В каждом из этих видов существуют различные градации. Душа (джива) освобождается из рабства вводящей в заблуждение энергии (майи) по милости Бога – другого пути нет.

Существуют два неодушевлённых объекта, а именно:

1) время и

2) вводящая в заблуждение энергия (майя). Время бывает либо трансцендентным, либо материальным. Первое самосознающе и неизменно, то есть не разделено на прошлое, настоящее и будущее.

Вводящая в заблуждение энергия (майя) является искажением самосознающей энергии (чит) или тенью последней и обладает качествами тени (абхаса). В божественности нет изъяна (адоша). Подлинная природа Бога исполнена безграничного милосердия (крипа). Высший Брахман (пара-брахман) – это Господь в образе Шри Кришны. Кришна – источник всей красоты (шрия) и сладости (мадхурья). Кришна — Тот, о котором заботится Его личная шакти, дочь Вришабхану (Вришабхану-нандини); Ей непрестанно служат тысячи близких подруг (сакхи), являющихся распространениями «Я» дочери Вришабхану. Она – высший объект вечного поклонения индивидуальной души. Бог обладает вечной и трансцендентной формой (рупой). Для материалистичного видения Он бесформен (арупа), но для духовного зрения Он обладает ею. Он независим (сватантра), всесилен (вирья). Господь всего (Ишвара), обладает непостижимой властью, Ему вечно поклоняются такие полубоги, как Брахма, Шива и прочие (Ади-дева).

Поклонение Ему бывает двух видов, а именно:

1) умозрительная преданность в период послушничества (садхана) и

2) возвышенная преданность, которая характеризуется любовью (садхья).

Последний вид преданности пробуждается благодаря девяти методам бхакти: слушанию (шравана), воспеванию (киртана) и так далее.

Шри Джива Госвами не упоминает в своих трудах общину Нимбарки. Так же о нём не говорится в «Сарбадаршанасамграхе» Саяны Мадхавы. Поэтому можно предположить, что эти взгляды на представленного здесь Нимбарку не были широко известны во времена, предшествовавшие времени жизни автора «Сарбадаршанасамграхи», или даже Шести Госвами. Нет, однако, никаких сомнений в том, что Шри Нимбадитья – очень древний ачарья и основатель сатвата-двайта-адвайта-сампрадаи(1).

…………………………………………………

1)     Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами также говорил о Шри Нимбадитье. В книге «Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж. Его жизнь и учение» он писал: «Где-то в 1956 году Шрила Гурудев приехал в Матхуру, чтобы проверить новый храм Кешаваджи Гаудия Матх. В то время последователи Нимбарка-сампрадаи во Вриндаване выпускали журнал под названием «Шри Сударшан». В одном из номеров они допустили ошибочные высказывания о Шри Чайтанье Махапрабху, назвав Его учеником Кешавы Кашмири. В других публикациях они осмелились бесстыдно заявить, что Гаудия-вайшнава-ачаръи, такие, как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, принадлежат к Нимбарка-сампрадае. Когда я показал эти публикации Шриле Гурудеву, он крайне разгневался и тут же написал короткую статью в наш журнал «Шри Бхагават-патрика» под заголовком «Шри Нимбадитья и Нимбарка – не одна и та же личность». Вот краткое содержание его статьи.

«В писаниях нигде не говорится о Нимбарка-сампрадае. Пураны упоминают вайшнава-ачарью под именем Шри Нимбадитья, и четверо Кумаров (Чатухсан) приняли этого Нимбадитья Ачарью своим сампрадая-ачарьей в век Кали. А Нимбарка Свами – это совсем другая личность. Нимбадитья стал учеником Нарады Муни в конце Двапара-юги и начале Кали-юги, Нимбарка Ачарья же появился гораздо позже. Великие знатоки и составители писаний, такие, как Шрила Джива Госвами, упомянули имена выдающихся ачарьев всех других сампрадай, но они нигде не указали имя Нимбарки Ачарьи.

Нимбарка-сампрадая в настоящее время пользуется комментарием «Париджата-бхашья», который был написан не Нимбадитьей Ачарьей, а Шринивасом Ачарьей и Кешавой Кашмири. Эти двое написали данный текст и проповедовали, что он был написан их Гуру. В книгах Шести Госвами упоминаются имена таких ачарьев, как Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами, Шри Нимбадитья и Шри Валлабхачарья. Если бы Нимбарка-сампрадая существовала в то время хоть в малейшей степени, Госвами несомненно упомянули бы и имя Нимбарки. Более того, никто из других сампрадая-ачарьев, будь то Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами или кто-либо другой, ни в одном из своих произведений не упомянул имя Нимбарки Ачарьи».

***

«Шри Шанкарачарья объявил пара-таттвой бесформенный, не имеющий качеств и энергий Брахман. Этот Брахман не имеет свагата-бхеды (различий в Самом себе), саджатия-бхеды (различий с другими, кто относится к Его же категории) и виджатия-бхеды (различий с теми, кто относится к другим категориям). Многие ачарьи прошлого с помощью неопровержимой логики и веских доводов из шастр опровергали учение Шри Шанкары о нирвишеш-кеваладвайте. В числе этих ачарьев были: Шри Кришна-двайпаяна Ведавьяса, автор «Веданта-сутры»; Парашара Муни; Аудуломи Риши и другие древние мудрецы, постигшие науку Абсолютной Истины; вайшнава-ачаръи – Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья; ачарьи-шиваиты, например, Шри Нилакантха; ачарьи более позднего времени, такие, как Шри Бхаскар Ачарья и другие.

Вайшнава-ачаръи говорили о существовании Парабрахмана и Его шакти, а также о необычайно прекрасной сач-чид-ананда-шри-виграхе Парабрахмана, обладающей всеми качествами (савишеша). Ачарьи разных вайшнава-сампрадай проповедовали в этом мире шуддха-бхакти. Среди учений этих вайшнава-сампрадай особенно известны вишиштадвайта-вада Шри Рамануджи, двайта-вада Шри Мадхвачарьи, шуддхадвайта-вада Шри Вишнусвами, и свабхавик-двайта-вада (бхедабхед) Шри Нимбадитьи.

Согласно учению Шри Рамануджи, пара-таттва – это савишеша-брахман, обладающий чит- и ачит-шакти. А учение Шри Мадхвачарьи гласит, что существует пять вечных различий:

1) между Брахманом и дживой;

2) между дживами;

3) между дживой и джар (инертной материей);

4) между джар-элементами и

5) между джар и Брахманом.

Шри Вишнусвами считал, что вечная виграха Парабрахмана, Его спутников, Его лил, Его обители и прочего существуют на уровне чистого бытия (духовного мира), за пределами воздействия майи. Шри Нимбадитья признавал естественное отличие и единство между савишеша-брахманом, дживой и джагат».

Шри Шримад Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж также говорил о Нимбадитье (из вышеупомянутой книги Шрилы Б.Нараяны Махараджа): «Ачарья Шри Рамануджа, Мадхвачарья, Нимбадитья, Вишнусвами, Валлабхачарья, Кумарила Бхатта и другие учёные мудрецы камня на камне не оставили от теории Шанкары. Нирвишеша-, нихшактика-, ниракар-брахман никогда не может быть ананда-сварупой или анандамайей. Учение Шанкары – не более, чем разновидность скрытого буддизма».

***

«Ачаръя-панчака состоит из Шри Шукадева, Рамануджи, Мадхвы, Вишнусвами, Нимбадитьи».

***

«Естественный принцип бхедабхеда, или двайтадвайты, признаётся в учении Нимбадитьи, но его описание тоже отличается незавершённостью».

.................................................................. 

Перевод: Ниламбари д.д.
Редактор: Традиш д., Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноска: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи