?

Истинный Госвами.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 179. Опубликовано: 17-07-2021, 13:12

Истинный Госвами

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж

Прославление Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Часть 1

Лэйк-Вашингтон, США

22.06.2002г.

 

 Я хочу объяснить несколько простых моментов гуру-таттвы. К нам приходит много новых преданных, кроме того, много преданных давно поддерживают с нами отношения. На каждом этапе нашей духовной жизни, как в этом мире, так и в другом, самое важное – это общаться с возвышенной трансцендентной личностью. Эта совершенная трансцендентная личность всегда со Шри Шри Радхой и Кришной. В духовном мире она искусно служит Божественной Чете, а в этом мире служит Шри Шри Гаура-Нитьянанде Прабху и Шриле Рупе Госвами, донося их послание до искренних душ. Такую личность называют шри гуру.

Гуру-таттва очень глубока и сокровенна. Ученик обязан посвятить всего себя служению лотосным стопам истинного гуру. Тогда к нему постепенно придёт понимание гуру-таттвы. Несколько дней назад Шрила Гурудев сказал, что обусловленный человек не может по-настоящему прославить своего учителя. Почему? Потому что он не понимает, кем является его гуру, не знает его качеств, не знает его силы и могущества – это выше его понимания. Но когда в сердце ученика проявляется милость гуру, тогда он может сказать что-то о гуру-таттве. Я знаю, что у меня нет ни знания, ни должных качеств, поэтому я для своего блага повторю то, что слышал от своей гуру-варги. Я смиренно прошу всех вайшнавов одарить меня милостью, чтобы я мог продвигаться по пути бхакти.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур писал (Шри Гуру-аштака, 8):

йасйа прасадад бхагават-прасадо

йасйапрасадан на гатих куто 'пи

дхйайам стувамс тасйа йашас три-сандхйам

ванде гурох шри чаранаравиндам

Без милости гуру невозможно обрести милость Верховного Господа. Шри Кришна говорит («Бхагаватам», 9.4.68):

садхаво хридайам махйам садхунам хридайам тв ахам

мад-анйат те на джананти нахам тебхйо манаг апи

Моё сердце переполнено милостью. Предположим, кто-то являет милость. Откуда она идёт? Она идёт от сердца, не от ума или разума. Милость Шри Кришны находится в Его сердце. Что является сердцем Кришны? Садхаво хридайам махйам – Моё сердце, это мои чистые преданные, садху. Если вы хотите обрести милость Кришны, обращайтесь к Его сердцу.

томара хридое сада говинда вишрама

говинда кохена – мама ваишнава парана

 Шрила Нароттам дас Тхакур говорит: «О совершенный вайшнав, твоё сердце – это обитель, в которой счастливо отдыхает Говинда». Кришна Сам признаёт это. Говинда кохена мама ваишнава парана – «Мои чистые преданные – это Моя прана, они – суть Моей жизни». Преданный, чьи отношения с Кришной совершенны, подобен сердцу Кришны. Милость Кришны идёт от сердца. Вот почему говорится:

йасйа прасадад бхагават-прасадо

йасйапрасадан на гатих куто 'пи

Когда гуру доволен учеником и являет ему милость, тогда милость Кришны и Его спутников идёт следом. Если гуру недоволен, если ученик не следует его наставлениям, не слушает их с глубокой благодарностью, тогда он не чувствует, что: «Мой Гурудев так добр ко мне. Я страдал в бесконечной череде рождения и смерти и мчался прямо в ад, но мой Гурудев силой своей любви выдернул меня, ухватив за шикху, и приказал: «Остановись!» Он вёл меня шаг за шагом, а я отбивался и верещал, но Гурудев был непреклонен. Он заставил меня пить нектар бхакти-расы».

Начинающий преданный, каништха-адхикари, может думать: «Я хочу заниматься всем. Хочу повторять наму, хочу памятовать о Господе, хочу служить Ему. Я не хочу ничего материального, но мой Гурудев удерживает меня. Он не даёт мне всего, что нужно». Так может думать ученик, который опутан анартхами. Однако когда он возвышается, когда в его сердце проявляется милость шри гуру, тогда понимает: «О Господи! Я никогда по-настоящему не стремился к бхакти-расе. Я желал славы и почестей. Меня интересовали деньги, власть и почитатели. Я хотел жить в комфорте и без забот. У меня никогда не было желания повторять святое имя. Я повторял и совершал множество оскорблений. Но мой Гурудев с великой заботой и терпением, мягко и осторожно, понемногу, попытка за попыткой, изменил моё сердце. Он свершил настоящее чудо: он изменил меня. Его милостью я ощутил вкус бхакти-расы».

 Когда ученик становится действительно зрелым, тогда к нему приходит чувство огромной благодарности. Он глубоко благодарен Гурудеву за всю милость, которую он получил от него, за каждую каплю хари-катхи, за каждую шлоку, каждое объяснение и каждый взгляд! Такой ученик знает: «Если бы Гурудев не поддерживал меня, я бы в одно мгновение канул в бездну. То, что сейчас я иду вперёд, не моя заслуга».

Мы повторяем святое имя и чувствуем вкус, откуда он? Это милость шри гуру. Откуда приходят сила и вдохновение совершать бхакти? Ни саттва, ни раджас, ни тамас не совершают бхакти. Сила приходит только от истинного духовного учителя. Ученик, чья жизнь зависит от силы и могущества учителя, ученик, который глубоко благодарен ему, который всегда помнит его и взывает к нему с молитвой, будет подниматься всё выше и выше, пока не достигнет совершенства.

Гуру один и только один. Кто это? Шри Нитьянанда Прабху. Он – это Баладев или акханда-гуру-таттва. Он источник всей духовной силы. Он вкладывает эту силу в чистых преданных, которые проповедуя странствуют по миру. Все истинные вайшнавы это – гуру. Каждый совершенный вайшнав это наш гуру. Но того, кто даёт нам харинаму, называют нама-гуру, того, кто дарует дикшудикша-гуру, кто даёт шикшушикша-гуру, санньясусанньяса-гуру, а того, кто помогает на возвышенной стадии бхаджана, называют бхаджана-шикша-гуру. Есть много видов гуру, но изначальный гуру, акханда-гуру-таттва, это Нитьянанда Прабху. Исполненный доброты и сострадания, Он приходит в образе совершенного гуру и показывает людям, как совершать подлинное бхакти.

Когда Нитьянанда Прабху был маленьким, Он очень любил играть. Иногда Он играл в рама-лилу, в которой был Лакшманом. Почему? Потому что Он и есть Лакшман. В этом образе Он приходил в этот мир ранее. Когда по ходу лилы Лакшман упал без сознания, поражённый нага-астрой, Нитьянанда тоже потерял сознание. Друзья старались привести Его в чувство, но не смогли и потому заплакали. На плач собрались все жители деревни:

 – Что случилось?

 – Нитай потерял сознание, он не дышит, -ответили мальчики.

 – Как это случилось? – спросил их старейшина.

 –  Мы играли в рама-лилу. Он был Лакшманом, а потом упал без чувств.

 – Кто был Хануманом? – спросил старейшина. Тогда вперёд вышел один мальчик.

 –  Он сказал тебе что-нибудь перед тем, как вы начали играть?

 –  Да, он сказал: «Когда я потеряю сознание, ты должен принести траву сандживани-бхути. Дай её лекарю, он поднесёт её к моим ноздрям и я приду в себя».

 –  Так немедленно сделай это!

Тогда мальчик, который был Хануманом, принёс гору, на которой росла сандживани-бхути. Хануман не разбирается в травах, поэтому, когда он добрался до места, где росла трава, подумал: «Как я найду нужную траву? Хорошо! Я принесу своему Господину всю гору». Он подхватил с лёгкостью гору и принёс её к Лакшману. Мальчик-лекарь взял лекарственную траву и дал Нитаю понюхать её. К всеобщей радости Нитай сразу пришёл в Себя. Вот так, Нитьянанда Прабху, Своими играми говорил нам: «Будьте сосредоточены. В бхакти нет ничего сложного. Нужно лишь забыть об этом мире и помнить о высшем мире, необходимо жить только в одном мире».

Ещё Нитьянанда Прабху любил играть в кришна-лилу. Он говорил друзьям, кто кем будет: «Ты будешь Баладевой, ты – Акрурой, а мы все будем гопи». Акрура сажал Кришну и Баладеву на колесницу и увозил Их, а Нитьянанда смотрел, как Кришна и Баларама покидают Вриндаван и плакал («Бхагаватам», 10.39.19):

ахо видхатас тава на квачид дайа

самйоджйа маитрйа пранайена дехинах

тамс чакритартхан вийунансй апартхакам

викридитам те 'рибхака-чештитам йатха

«О судьба, о Видхата! Ты так жестока! Мы никогда не просили тебя об этом, но ты устроила, чтобы мы, будучи детьми, встретили Шри Кришну. Ты напоила нас нектаром Его красоты и заставила подружиться с Ним. Мы конечно влюбились в Него. Но что ты делаешь с нами теперь? Ты забираешь Его от нас. Тогда забери и наши глаза. Какой в них толк, если мы не видим Кришну?»

 Нитьянанда Прабху, совсем ещё юный, смотрит, как Акрура увозит Кришну и Балараму, и слёзы ручейками текут по Его щекам. Все друзья с удивлением смотрят на Него. Почему он так сильно плачет? Нитьянанда Прабху – это акханда-гуру-таттва, изначальная гуру-таттва. Он показывает нам, как, благодаря памятованию сладостных игр Кришны, повторению кришна-намы и искреннему, идущему от сердца плачу, углублять наше бхакти.

бхакти йога бхакти йога бхакти йога дхана

бхакти эи кришна-нама смарана крандана

(«Шри Чайтанья-бхагавата»)

Что такое бхакти? Это наше дхана, сокровище. Что является этим сокровищем? Только повторение имени Кришны и непрестанный плач.

 Нитьянанда Прабху приходит в этот мир как гуру-таттва только для того, чтобы научить нас этому. Но мы обезумели от множества материальных желаний. Поэтому сначала гуру-таттва даёт нам правила и предписания. Чтобы защитить нас, чтобы мы смогли “высохнуть”. Нас можно сравнить с сырыми дровами: они не будут гореть. Как их высушить? Контролируйте свои мысли и желания и следуйте правилам и ограничениям вайдхи-бхакти. Так ли это? Нет, не только ради правил и ограничений пришла гуру-таттва. Она пришла научить нас, как пробудить в сердце глубокую привязанность к повторению харинамы с пониманием её тождественности Шри Шри Радхе и Кришне. Так кто же это – гуру?

йанха хаите кришна-бхакти сеи гуру хайа

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.117)

Гуру – это тот, кто учит вас любить Кришну. Если у гуру нет трансцендентной любви к Кришне, как он даст её вам? Гуру должен быть без памяти влюблён в Радху и Кришну. Гуру должен быть именно таким. Мы много ездили по миру, побывали в разных странах и везде рассказывали о гуру-таттве что-то новое. Слава гуру-таттвы не знает границ.

Как-то раз в своём путешествии по Южной Индии Шри Чайтанья Махапрабху встретил брахмана. Тот читал «Бхагавад-гиту», а другие брахманы смеялись над ним. Почему? Он неправильно декламировал шлоки. Он не был большим знатоком санскрита, поэтому сведущие в грамматике брахманы надсмехались над ним и критиковали. Но это не мешало нашему брахману читать и плакать. Махапрабху был удивлён и спросил брахмана: «Я не могу сказать, что твоё чтение «Гиты» безукоризненно, и, в то же время, ты плачешь. Почему?»

випра кахе, – муркха ами, сабдартха на джани

суддхасуддха гита пади, гуру-агйа мани'

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.98)

Брахман ответил: «О мой Господь, я глупец, муркха. У меня нет ни капли разума. Я неуч, потому не знаю истинного смысла стихов «Бхагавад-гиты», но мой Гурудев велел мне читать «Гиту», поэтому я читаю её. Я свято верю в наставления моего Гурудева и следую ему».

 Махапрабху спросил: «Так почему же ты плачешь?» Брахман ответил:

йават падон, тават пана танра дарашана

эи лаги' гита-патха на чхаде мора мана

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.101).

Когда я читаю «Гиту», я вижу Кришначандру. Он ведёт колесницу Арджуны. Кришна – Верховный Господь, и всё же, Его преданный, Арджуна, велит Ему: «Кришна! Поверни направо, а теперь налево», и толкает Его ступнёй. Руки Арджуны заняты, одну за одной, он пускает из лука стрелы, как он укажет Кришне, куда вести колесницу? Остаётся только ногой, и Арджуна толкает Кришну ступнёй в правое плечо: поверни направо, потом в левое: а теперь налево. Кришна, с покорностью слуги, исполняет приказы Арджуны. Кришна стоит в колеснице, сжимая в руке хлыст, на Его лбу выступили капельки пота, от которых Его лик стал ещё прекраснее. Кришна серьёзен и сосредоточен. Он погружён, занят служением Своему дорогому преданному. Брахман продолжил: «Когда я вижу Кришну таким, я плачу и не могу остановиться. Кришна так добр и милостив! Он так прекрасен! Ему чужда праздность, Он собран до предела. Не жалея сил, Он служит с любовью Своему преданному. Когда я вижу это, мои глаза наполняются слезами. Эи лаги' гита-патха на чхаде мора мана. Поэтому, хотя я не знаю ни смысла стихов «Гиты», ни того как их произносить, я вновь и вновь каждый день читаю её и не могу остановиться.

Так проявлена сила гуру-таттвы. Ученик может не обладать исключительными качествами, но это не так важно. Главное, чтобы ученик был открыт и почтителен к своему учителю, следовал его указаниям, тогда милость гуру явится в сердце ученика, наполняя его чинмайя-анубхавой, трансцендентным прозрением. Это невозможно обрести иным путём. Мы не можем коснуться трансцендентного ни в мыслях, ни в словах, ни чувствами. Даже если мы будем глубоко размышлять над этим или погрузимся в медитацию, мы не поймём ровным счётом ничего. Понимание приходит от гуру. Когда гуру доволен учеником, он шлёт ему письмо, от сердца к сердцу. Тогда к ученику приходит понимание.

Прославлениям гуру-таттвы нет конца. Гуру-таттва едина. Это называется самасти-гуру или акханда-гуру-таттва – совокупность всей гуру-таттвы. Есть другой аспект, который называется вьясти-гуру, эти слова указывают на конкретного духовного учителя.

Существует единый и изначальный гуру – это Нитьянанда Прабху. Многие ачарьи нашей преемственности явили в этом мире могущество Нитьянанды Прабху, но я не был знаком с ними лично, никогда не встречался и не служил им. Я не получал от них наставлений и не они вытащили меня за шикху из майи. Кто же свершил это? Мой Гурудев – асмадийа парамарадхйатам гурупад падма шри рупануга ачарья ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Я хочу рассказать о вьясти-гуру, о своём Гурудеве, и о его величии.

 Многие ачарьи приходили в наш мир. Это были великие личности, и мой Гурудев тоже велик. Я воочию видел его величие. Шри Чайтанья Махапрабху дал самым Своим дорогим и близким ученикам, Рупе, Санатане и Рагхунатхе дасу Госвами, четыре миссии.

1) Шри виграха пракаша. Он сказал: «Вы должны отыскать утерянные Божества». Правнук Кришны, Ваджранабха, установил Божества Гопинатхи, Говинды, Модана-мохана, Гопишвары, Дауджи и многие другие, но за четыре с половиной тысячи лет Они были утеряны. А такие Божества, как Радха-Домадар и Радха-Шьямасундара ещё не были явлены миру. Махапрабху поручил Своим ученикам явить миру эти Божества. Это называется шри виграха пракаша.

2) Затем Махапрабху сказал им: лупта тиртха уддхара – «Вы должны отыскать забытые святые места». Никто не знал, где находился Вриндаван. До прихода Махапрабху все принимали лес Камьяван за Вриндаван. У людей не было ни малейшего представления, где находится Вриндаван, не говоря уже о местах в самом Вриндаване. Никто не знал, где Шьяма-кунда и Радха-кунда, Вамшиват, Кеши-гхат, Дхира-самира, Нидхуван и Сева-кундж. Поэтому Махапрабху возложил на Госвами миссию – разыскать все забытые святые места, чтобы преданные могли совершать по ним парикраму. Парикрама по святым местам рождает в сердце преданных глубокую привязанность к Враджа-мандале и чувство связи с ней. Это было второй миссией, которую дал Махапрабху.

3) Бхакти-грантха парайана, – «Вы должны составить бхакти-грантхи, писания, посвящённые преданному служению, чтобы каждый знал, что такое чистое бхакти, ваидхи-бхакти, рагануга-бхакти и садана-бхакти, что такое бхава-бхакти и према-бхакти; все стадии премы; славу вайшнавов; славу жителей Вриндавана – друзей Кришны, матерей Кришны, дорогих гопи Кришны и, более всего, славу Шримати Радхики. Вы должны утвердить это в бхакти-грантхах».

4) Ваишнава-садачар стхапанам, – «Вам нужно описать принципы правильного поведения вайшнавов, вайшнава-садачар, как преданным необходимо строить свою жизнь в этом мире».

Шри Чайтанья Махапрабху дал эти миссии нашим Госвами. Они достойно выполнили их и этим прославились. Наш Гурудев, Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, тоже Госвами. Почему? Потому что следуя примеру Госвами, он так же выполнил эти миссии и тем самым исполнил желание Шри Чайтаньи Махапрабху. Как он этот сделал?

Лупта тиртха уддхара. Вы знаете, что было время, когда прекратили проводить Враджа-мандала-парикраму. Сначала её проводил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он стал приезжать во Враджа-мандалу с тысячами преданных и проводить парикраму по святой дхаме, по 84-м крошам, чаураси кроша, или 168-ми квадратным милям Враджа-мандалы. Он проводил парикраму, следуя порядку, который установил Сам Махапрабху и наши Госвами. Сначала вайшнавы шли на Вишрам-гхат, где принимали санкалпу (священный обет), затем они совершали парикраму по Матхуре, затем по всем местам Вриндавана и далее, следуя определённому порядку, шли на Говардхан, в Гокулу, Нандагаон, Варшану и так далее, так, как совершали парикраму Нитьянанда Прабху, Шри Чайтанья Махапрабху и наши Госвами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утвердил эту ангу бхакти, но после его ухода проведение парикрам было остановлено.

Затем во Врадж приехал наш Парам-гурудев. Он возобновил Враджа-мандала-парикраму. Спустя какое-то время, он послал одного из своих учеников, дав ему наказ: «Живи в Матхуре и каждый год проводи парикраму». Вот уже почти пятьдесят лет этот ученик, наш Гурудев, ежегодно ведёт сотни преданных по Враджа-мандала-парикраме. Этой парикрамой он раскрывает святую дхаму. Почему? Потому что старых селений уже нет, а их названия, связанные с играми Кришны, стёрлись из людской памяти. Шрила Гурудев написал книгу «Шри Враджа-мандала-парикрама». В этой книге он запечатлел названия и истории этих деревень и сделал это достоянием всего мира. Так Гурудев, следуя наказу Махапрабху, оберегает святую дхаму.

 Во время одной из парикрам мы пришли в Гокулу, в дом Нанды Бабы. Мы расселись во дворе дома, чтобы услышать о Дау Бхае, Канае, Нанде Бабе и Яшоде. Местный священнослужитель (панда) стал рассказывать о славе этого места: «Кришна родился в Матхуре, а оттуда Васудева принёс Кришну сюда, в Гокулу». Когда рассказ окончился, Гурудев взял микрофон и сказал: «Это не правда». Очень важно понять: почему. Даже если мы пришли в святое место, где стоит указатель «Та самая деревня, то самое место», но не знаем славу этого места, чего тогда стоит наша парикрама? Если у вас неверное представление об играх, связанных со святым местом, тогда вы не получите блага от посещения этого места. Шрила Гурудев, нескольких санньяси и брахмачари уединились с этим пандой для дискуссии. Панда был начитанным брахманом, он приводил свидетельства из шастр: деваки-нанда нанда-кумара – «Кришна это сын Деваки и Васудевы»; джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо и многие другие шлоки. На что Гурудев отвечал: «Нет, нет, нет. Так думают простые люди. Настоящий враджаваси не скажет такого. Ты, похоже, увлекаешься матхурскими сладостями. Ты ешь слишком много сладостей из кондитерских лавок Матхуры и слишком много кушаний, приготовленных жителями Матхуры, отсюда у тебя и такие мысли. Враджаваси никогда не скажет, что Кришна – это сын Васудевы и Деваки. Такое можно услышать только от матхураваси. Матхурские сладости осквернили тебя. Враджаваси не скажут того, что говоришь ты, потому что все они видели, как родился Кришна и присутствовали при набхичедана-самскаре, обрезании пуповины. Кришну соединяла с мамой Яшодой пуповина. Как же Кришна мог родится в Матхуре? Пуповина не может быть такой длинной».

Гурудев привёл множество аргументов и опирался на «Шримад-Бхагаватам». Он говорил: «Судите сами. Когда Кришна явился на свет, Шукадева Госвами преисполнился блаженства и вознёс Ему славу: нандас ту атмаджа утпанне джатахладо маха-мунах, – «Этот младенец – родной сын Нанды Махараджи, Он атмаджа, родился от него». Когда Кришна немного подрос, пришло время нама-карана-самскары (ритуала наречения именем). Церемонию проводил Гаргачарья. Он сказал Нанде Махарадже: тасман нандатмаджо йам те нарайана-само гунаих («Бхагаватам», 10.8.19) – «Твой сын (атмаджо йам те), о Нанда Махарадж, будет обладать всеми качествами Нараяны». Ещё Гаргачарья сказал: праг айам васудевасйа квачидж джатас таватмаджах («Бхагаватам», 10.8.14) – «О Нанда Махарадж! Порой твой сын приходит в этот мир в Матхуру, как сын Васудевы, Он иногда приходит так: праг айам васудевасйа – в разные эпохи. Он иногда приходил как сын Васудевы, но сейчас Он явился как твой сын».

Гурудев продолжил: «Шримад-Бхагаватам» отводит Господу Брахме положение того, чьё мнение обязательно для всех. От него пришли Веды. Ты согласен с положением Господа Брахмы?» Панда ответил: «Да, конечно».

             – Так вот, Брахмаджи сказал: лакшма-шрие мриду-паде пашупангаджайа («Бхагаватам», 10.14.1) – «Кришна родился у пастуха, Он пашупангаджайа – сын пастуха. Но Васудева Махарадж не пастух, он кшатрий. Однажды гопи плакали на берегу Ямуны и говорили: джайати те дхикам джанмана враджах шрайата индира шашвад атра хи («Бхагаватам», 10.31.1) – «Врадж озарился славой. С каких времён? С тех пор, как здесь родился Ты». Это доказывает то, что Кришна родился во Вриндаване. Более того, Шукадева Госвами говорит: джайати джана-нивасо деваки джанма-вадо – «Представление о том, что Кришна – это сын Деваки, не более, чем теория. Есть теория майявады, есть теория адвайтавады, а есть ещё одна теория – деваки-джанмавада. То, что Враджендра-нандана Кришна – это сын Деваки – лишь теория, это не соответствует истине. Не следует принимать эту теорию».

Так Шрила Гурудев отстоял славу Гокулы! Истинное место рождения Кришны – это Гокула. Сначала мама Яшода родила мальчика, Кришну, а потом девочку – Йога-майю. Эту девочку Васудева Махарадж и принёс в Матхуру из Гокулы. Когда Камса явился убить эту девочку, он схватил её, но она пнула его с такой силой, что он рухнул наземь, а сама взмыла в небо. Она приняла облик Дурги и сказала: «Эй, глупый Камса! Уже родился Тот, кто убьёт тебя», и исчезла. Шукадев Госвами описывает этот момент словами адришйатануджа вишнох. Вишну ануджа, ануджа означает та, кто родилась после Вишну, Верховного Господа, иными словами, это Его младшая сестра. Так где же родилась младшая сестра Верховного Господа? Из «Шримад-Бхагаватам» все знают, что Васудева пошёл в Гокулу и принёс её оттуда. Она родилась из лона мамы Яшоды. Шукадев Госвами говорит, что она – вишну ануджа, младшая сестра Верховного Господа. То есть сначала мама Яшода должна была родить Кришну, поскольку других детей у неё не было. Если Йога-майя – эта младшая сестра Верховного Господа, тогда это означает, что сначала у мамы Яшоды родился Кришна, а после Него – Йога-майя. В «Шримад-Бхагаватам» это написано чёрным по белому, но тот, кто не знает сиддханты, никогда этого не увидит.

 Гурудев привёл множество доказательств, праман. Панда, который отвечал за Нанда-бхаван в Гокуле, со всем согласился и честно изменил своё мнение. Гурудев сказал ему: «Теперь ты должен говорить об истинной славе этого места. Смело, во всеуслышание говори: «Кришна родился здесь»». С этого времени панда уже говорит по-другому. Если вы придёте во Враджа-Гокулу, пуджари скажет вам: «Кришна родился здесь». Так Шрила Гурудев внёс свою лепту в открытие забытых святых мест, он оберегает их, лупта тиртха уддхара. Гурудев вернул Гокуле былую славу!

Кроме того, Гурудев сохраняет от разрушения многие другие святые места, такие как Вамшиват и Бхандирван. Он так же участвует в восстановлении Брахма-кунды на Манаси-ганге и Сурья-кунды. Я считаю, что заслуга Гурудева в восстановлении святых мест огромна, но ещё большая его заслуга в восстановлении хари-катхи, связанной с этими местами. Куда более важно сохранить славу этих мест. Несколько лет назад, когда мы приходили к Бхандирвату, то могли видеть, в каком плачевном состоянии он был. Теперь Гурудев построил вокруг Бхандирвата вени, возвышение, на которое установил мраморную плиту с высеченными на ней строками прославления Бхандирвана. В одной из строк Гурудев написал: «Здесь, в Бхандирване, прошла гандхарва-виваха Радхи и Кришны, венчание по обычаю Гандхарвов». Это вызвало недовольство бабаджи и брахманов других сампрадай: «Что делает Бхактиведанта Нараяна Махарадж?! Он говорит, что в этом месте прошла гандхарва-виваха Радхи с Кришной. Это не правда».

Что такое гандхарва-виваха? Это когда юноша и девушка убегают из дома и, без ведома родителей, обмениваются гирляндами, говоря друг другу: «Теперь мы супруги». Противники этого говорят: «Нет, Радху и Кришну соединяли узы настоящего брака, а не просто гандхарва-виваха».

Каждый день мы поём:

джайа джайоджвала-раса сарва-раса-сара

паракийа-бхаве джаха браджете прачара

Особое достояние парампары Шрилы Рупы Госвами – это мадхурья-раса в паракия-бхаве, отношения возлюбленных, не связанных узами брака. Но многие бабаджи и брахманы хотят доказать, что Радха и Кришна – законные супруги. Эти люди хотят осушить океан расы, оставить от него крохотную лужицу. Если бы Радха и Кришна были женой и мужем, тогда бы океан расы иссяк. Это то, к чему стремятся многие бабаджи и брахманы, но Гурудев не желает этого. Он хочет, чтобы этот океан расы затопил весь мир. Так вот, брахманы, панды, бабаджи и последователи других сампрадай пытались доказать, что Радха и Кришна женаты, но Гурудев разбил все их доводы. Он привёл множество цитат из «Брахма-вайварта Пураны», «Брахманда Пураны» и «Шримад-Бхагаватам», а также неопровержимые аргументы: «Хорошо. Вы считаете, что Радха и Кришна женаты. Замечательно. Тогда покажите мне хотя бы одно место в шастрах, где бы говорилось, что Радхарани живёт в Нанда-бхаване в Нандагаоне? Когда юноша и девушка женятся, девушка идёт в дом мужа и живёт там со свекровью. Вы можете показать мне, где в шастрах говорится, что Радхарани живёт в Нандагаоне? Не можете. И это не всё. Предположим, Радха и Кришна какое-то время были женаты. Тогда покажите место в шастрах, где описывается, как мама Яшода жалуется Радхарани и Кришне: «Вы уже давно женаты, а внуков у меня так и нет. Как же так?» Когда Кришна жил в Двараке, Он был женат на 16108 царицах и очень скоро каждая из них родила Ему по десять сыновей и одной дочери. Вы говорите, что Кришна был женат на Радхарани, но где Их дети? Если бы у мамы Яшоды не было внуков, она бы сетовала на это. Но нигде в шастрах об этом не говорится.

Если Радха и Кришна женаты, к чему тогда Кришне идти среди ночи на берег Ямуны к Вамшивату и играть на флейте, чтобы Радхарани встретилась с Ним? Если Они женаты, Кришна просто проснётся утром и скажет: «Доброе утро! Как настроение?» Ничто не мешает встретиться мужу с женой. Они живут вместе. В одном доме. Зачем мужу идти посреди ночи в лес и играть на флейте? И кроме того, Кришна танцует раса-лилу. Вы знаете это – это описано в «Шримад-Бхагаватам». Если Радхарани замужем за Кришной, неужели Её ничуть не побеспокоит то, что Кришна идёт на берег Ямуны танцевать раса-лилу с миллионами других гопи? Или вы скажете, что Кришна был женат на всех гопи? Если это так, почему они пели «Гопи-гиту» («Бхагаватам», 10.31.16)?

пати-сутанвайа-бхратри-бандхаван

ативилангхйа те 'нтй ачйутагатах

гати-видас таводгита-мохитах

китава йошитах кас тйаджен ниши

«О Кришна! Ты великий обманщик! Какой здравомыслящий юноша позовёт стольких девушек встретиться с Ним под покровом ночи, а потом бросит их?» Пати-сутанвая-бхратри – они ушли от своих мужей. Сами гопи говорят это: «Ради Тебя мы бросили наших мужей». Как вы можете говорить, что Кришна женат на Радхарани или любой другой гопи? Сами гопи говорят, что они оставили мужей ради Кришны. Как можно говорить, что Кришна женат на гопи, если сами они говорят обратное?»

Затем Гурудев спросил: «Что вы можете сказать мне о Явате? Это дом Джатилы, Кутилы и Абхиманью. Так что вы скажете мне об этом месте? «Брахма-вайварта Пурана» объясняет, что брак Радхарани и Абхиманью был устроен Йога-майей. Как тогда Радхарани может быть замужем за Кришной? На основании всего этого мы можем сделать вывод, что свадебный обряд, который прошёл в Бхандирване, был гандхарва-вивахой».

Оппоненты возражали: «Когда Радха и Кришна шли по Бхандирвану, там появился Господь Брахма и попросил Их повторить мантры: йадитам хридайам тава, тадитам хридайам мама («Я вручаю тебе своё сердце, и принимаю твоё»). 

Они повторили мантры и обменялись гирляндами. Нет сомнений в том, что Господь Брахма – это настоящий жрец, поэтому брак был настоящим, а не просто гандхарва-вивахой».

Гурудев ответил: «Вы не понимаете. Брахма – это великий преданный Радхи и Кришны. Он не делал это всерьёз. Они собрались все вместе и шутили». Но противоположная сторона не успокаивалась: «Вы говорите, что Брахма шутил, но мы утверждаем, что Господь Брахма поженил Радху и Кришну по-настоящему». «Хорошо, – сказал Гурудев, – если это была настоящая свадьба, где были родители Радхи и Кришны? Кроме того, по правилам ведической самскары во время свадьбы должен гореть жертвенный огонь. Было ли это? И ещё, кроме жреца должны быть родители обеих сторон, все родственники и все уважаемые в обществе люди. Все они должны присутствовать при клятве молодожёнов перед священным огнём. Но где были их родители?» Брахманы опешили, им не нашлось, что ответить. Это доказывает, что обряд, который провёл Брахма был гандхарва-вивахой. Это было игрой Брахмаджи. Он играл вместе с Радхой и Кришной, которым было тогда всего пять лет.

Это и есть лупта тиртха уддхара. Гурудев не только отстоял славу Бхандирвана, он так же отстоял славу нашей самапрадаи. Подобная ситуация была в Галта-гхате в Джайпуре, где брахманы Рамануджа-самапрадаи подумали, что поскольку Радха и Кришна не законные супруги, тогда Им нельзя поклоняться, и решили вместо Божества Радхарани установить Рукмини. Эти люди тоже пытались упразднить паракия-расу, стереть её с лица земли. Тогда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур послал в Галта-гади Шрилу Баладеву Видьбхушану, который разбил все аргументы брахманов и отстоял славу и превосходство паракия-бхавы. Баладева Видьябхушана и Вишванатха Чакраварти Тхакур сохранили паракия-расу, поэтому они великие личности. Мой Гурудев тоже великая личность, потому что уже в наше время он спас паракия-расу в очередной раз, когда её пытались изжить брахманы, сахаджии, панды, так называемые пандиты и преданные других самапрадай, изобилующие во Врадже-мандале. В такой опасной ситуации Гурудев сохранил славу паракия-бхавы.

…………………………………………………..

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи