Значение Харе Кришна маха-мантры.
Значение Харе Кришна маха-мантры
Объяснение Шри Гопал-гуру Госвами
Из книги
Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Харинама маха-мантра»
Маха-бхагаваты всегда помнят исполненного блаженства Шри Радха-раману (шьяма-кишора-виграху), который рассеивает мрак невежества и спасает от материального существования, порождённого невежеством.
Когда маха-бхагавата видит, что его ученик развил необходимые качества — благодарен, молчалив, обуздал свои чувства, чист сердцем и, самое главное, исполнен привязанности (анураги) к Шри Радха-рамане, — он благословляет ученика, давая ему Харе Кришна маха-мантру, состоящую из следующих трёх слов:
Харе — Огонь может сжечь всё, что угодно, даже если мы этого не хотим. Так же и Господь может полностью уничтожить грехи самого отъявленного грешника, с каким бы чувством тот ни помнил Его. Поэтому Господа именуют Хари («тот, кто уносит прочь»). Сач-чид-ананда-виграха Бхагаван раскрывает Свою таттву в сердце того, кто повторяет и помнит Его имена. Одновременно Он рассеивает в сердце этого человека тьму невежества. Поэтому Господа помнят как Хари. Его называют Хари потому, что Он уносит прочь тройственные страдания движущихся и неподвижных существ. Он пленяет сердца мирских людей, когда они слушают и говорят о Его божественных качествах. Своим очарованием Он завораживает миллионы богов любви. За это царевича Враджи, Шри Кришну, прославляют как Хари (в звательном падеже — Харе). Чтобы явить высшее наслаждение любовной расы, Шримати Радхика очаровывает Кришну Своим образом, качествами и живительным нектаром Своей премы. Поэтому кроткие сердцем преданные говорят и поют о хладини-шакти Шри Кришны, Вришабхану-нандини Шри Радхе, называя Её Хара (в звательном падеже — Харе).
Кришна — Глагольный корень криш означает «всепривлекающий», а на — «исполненный блаженства». Вместе эти два слога указывают на всепривлекающий, исполненный блаженства Парабрахман, которого именуют Шри Кришной. Предвечного Господа Шри Говинду, причину всех причин, чьё тело исполнено вечности, знания и блаженства, именуют Кришной. Лотосоокий смуглокожий сын царя Нанды — единственный источник радости и блаженства для жителей Гокулы. Поэтому Его величают Кришной.
Рама — Шанкара сказал Парвати: «О Деви! Стоит только произнести первый слог имени Рама, как все грехи покидают тело, а со вторым слогом рот закрывается, не давая грехам снова проникнуть внутрь». Йоги размышляют о Пара-таттве, Высшей Безграничной Истине, источнике всего блаженства. Эта Пара-таттва, Пара-брахман, известен как Рама. Божество исполненное расы трансцендентных развлечений, расика-шекхар Шри Кришна, блистающий Своей находчивостью, вечно наслаждается любовными играми со Шримати Радхикой. За это Его именуют Рамой. Шри Кришна очаровывает Шри Радхику и наслаждается лилами вместе с Ней. Поэтому Он известен как Рама. В «Крама-дипике» Шри Кришна говорит Чандраме: «Имя Радхи в сотни раз превосходит Мои имена. Даже Я не могу представить, какое благо ожидает того, кто всегда прославляет и помнит Шри Радху».
Харе — кришнасйа мано харатити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: Шримати Радхику, которая похищает ум Кришны, называют Хара (в звательном падеже — Харе).
Кришна — радхайа манах каршатити кришнах тасйа самбодхане хе кришна: «Кришна» значит «тот, кто пленяет ум Шри Радхи». К Нему обращаются: «О Кришна!»
Харе — кришнасйа лока-ладжджа-дхаирйади сарвам харатити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: Шри Радха лишает Кришну Его добродетелей, таких, как скромность, серьёзность, терпение и умеренность. Поэтому к Ней обращаются: «О Харе!»
Кришна — радхайа лока-ладжджа-дхаирйади сарва-каршатити кришнах, тасйа самбодхане хе кришна: Он привлекает Шримати Радхику, заставляя Её забыть Свою стыдливость и терпение, и за это Его называют Кришной.
Кришна — йатра йатра радха тиштхати гаччхати ва татра татра са пашйати кришно мам спришати, балат канчукадикам сарвам харатити кришнах, тасйа самбодхане хе кришна: где бы Шримати Радхика ни находилась и куда бы ни шла, Она видит, как Шри Кришна старается прикоснуться к Ней и привлечь Её к Себе. Поэтому Его именуют Кришной (всепривлекающим).
Кришна — пунар харшатам гамайати ванам каршатити кришнах, тасйа самбодхане хе кришна: Он доставляет радость Шри Радхе, которая снова и снова устремляется в лес Вриндавана, привлечённая звуками Его флейты и неспособная устоять перед ними. За это Его величают Кришной.
Харе — йатра кришно гаччхати тиштхати ва татра татра пашйати радха мамагре паршве сарватра тиштхати вихарати ити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: куда бы Он ни шёл и где бы ни находился, Шри Кришна повсюду, со всех сторон, видит Радху рядом с Собой. Так Она полностью завладевает Его сознанием. Поэтому Её называют Хара (в звательном падеже — Харе).
Харе — пунас там кришнам харати сва-стханам абхисарайатити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: Она снова и снова похищает Кришну, увлекая Его на тайное свидание, поэтому Её называют Хара (в звательном падеже — Харе).
Харе — кришнам ванам харати ванам агамайатити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: Шри Радха силой уводит Кришну в одну из вриндаванских рощ. За это Её называют Хара.
Рама — рамайати там нарма-нирикшанадинети рамах, тасйа самбодхане хе рама: улыбки, смех и взгляды Шри Кришны доставляют радость Шримати Радхике, поэтому Его имя — Рама. К Нему обращаются: «О Рама!»
Харе — тат-каликам дхаирйаваламбанадикам кришнасйа харатити хара радха тасйах самбодхане хе харе: увидев Шри Радхику, Шри Кришна внезапно теряет самообладание. Поэтому Её называют Хара.
Рама — чумбана-станакаршаналинганадибхих рамате ити рамах тасйа самбодхане хе рама: Кришна наслаждается встречами со Шри Радхой, обмениваясь с Ней тайными ласками и объятиями. Поэтому к Нему обращаются: «О Рама!»
Рама — пунас там пурушочитам критва рамайатити рамах, тасйа самбодхане хе рама: Кришна наслаждается любовными развлечениями со Своей возлюбленной Шри Радхой, отводя Ей ведущую роль в Их играх. За это Его именуют Рамой.
Рама — пунас татра рамате ити рамах, тасйа самбодхане хе рама: Он испытывает всё новые и новые наслаждения, и поэтому Его называют Рамой.
Харе — пунах расанте кришнасйа мано хритва гаччхатити хара радха, тасйах самбодхане хе харе: В конце раса-лилы Шримати Радхика полностью завладевает разумом Шри Кришны и потом внезапно исчезает. Поэтому Её называют Хара.
Харе — радхайа мано хритва гаччхатити харих кришнах, тасйа самбодхане хе харе: Кришна в конце раса-лилы тоже похищает разум Шри Радхики. Поэтому Его называют Хари. К Нему тоже обращаются со словами: «О Харе!»
…………………………………………………..
Перевод: Анурадха д.д.
Редакция: Манохар д., Ари Мардан д.