?

Принципы и взгляды. Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху.

 (голосов: 3)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1404. Опубликовано: 30-06-2015, 08:58

Принципы и взгляды

Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

(Голландия)

Москва, 18 мая, 2015г.

 

Шрипад Враджанатха Прабху является одним из самых уважаемых вайшнавов среди последователей Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Его строгость и верность учению уже не однократно отмечали многие преданные. Смиренно исполняя волю своего возлюбленного Шрилы Гурудева, он проповедует его послание, путешествуя по разным странам. Русские преданные уже оценили его замечательный вклад в развитие сознания Кришны в России. Являясь личным секретарём Шрилы Гурудева, он самоотверженно и самозабвенно служил ему вместе со Шрипад Мадхавой Махараджем, не жалея сил, средств и времени. Пользуясь его очередным приездом в Россию, мы попытались взять у него интервью, задав вопросы на актуальные темы.

 

Ари Мардан дас: Харе Кришна уважаемый Враджанатха Прабху! В последнее время наблюдаются тенденции спекулировать на имени Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады. Дискуссии на эту тему изрядно затянулись. В связи с обилием приводимых аргументов и их сложностью, некоторые бхакты, запутались и несколько утратили интерес к этой теме. Особенно это касается людей, не имеющих большого опыта в бхакти. Кто-то просто ожидает окончательных выводов и пока не интересуется этой темой, не желая тратить своё время. Кто-то интересуется темой спора, а другие наблюдают за тем, как себя ведут противоположные стороны и какими средствами пользуются, что бы доказать свою точку зрения.

Шрила Гурудев говорил, что Шрила Прабхупада находится в мадхурья-расе. По какой причине некоторые решили, что видение Шрилы Гурудева следует пересмотреть именно после его ухода?

Враджанатха Прабху: Харе Кришна! Причина заключается в том, что когда возвышенные личности говорят что-либо, а ученики их слушают, осознание услышанного в значительной степени зависит от того, насколько у учеников развита вера в слова ачарьев прошлого. Когда говорят Шрила Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) или другие наши ачарьи, к их словам следует относиться с полной верой. И тут сразу возникает вопрос: насколько человек предан Шриле Гурудеву и насколько он верит в то, что он говорит. У настоящих учеников должна быть стопроцентная вера в учителя. Если таковой нет, то невозможно успешно развиваться.

 

Ари Мардан д.: Шрила Бхактиведанта Свами в своём комментарии на пятый стих «Упадешамриты» упоминает о том, что существует три вида гуру: каништха-гуру, мадхьяма-гуру и уттама-гуру. В то же время тема сварупы не является рядовой и доступной для понимания каждого. Можно ли получить правильное представление о сварупе Бхактиведанты Свами Прабхупады, слушая аргументы каништха-гуру или мадхьяма-гуру?

 

Враджанатх Прабху: Прежде всего, о сварупе нужно слушать от такого же вайшнава, как Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. А таковые не встречаются повсеместно. Известно, что маха-бхагаваты очень и очень редки. Очень важно прислушиваться к мнению именно такого вайшнава, а не к тем, кто не достиг высот в бхакти. Преданные обладают полной верой в то, что говорят наши великие ачарьи. Если у человека – кем бы он ни был и какое бы положение не занимал —  нет веры в слова сад-гуру, тогда этот маловер не является даже каништхой, он находится на ступени более низкой, чем каништха-адхикари.

 

Ари Мардан д.: Как начинающим преданным, не понимающим аргументы дискутирующих сторон, занять правильную позицию? Многие наблюдатели этой дискуссии, которая иногда выходит за рамки допустимого из-за непристойных обвинений, не сильны в таттва-сиддханте. В связи с этим, они склонны принимать точку зрения тех людей, в которых верят слепо. Как же им разобраться, кто прав, а кто нет?

 

Враджанатха Прабху: Таким преданным следует полагаться на высказывания подлинных духовных учителей, имея полную веру в них, полностью принимая то, что они говорят. Если кто-то приводит ложные аргументы, которые идут в разрез словам Шрилы Гурудева, то нужно принципиально отвергать то, что они говорят. Если кто-то говорит что-то отличающееся от слов Шрилы Гурудева, просто игнорируйте этого человека. Его не нужно почитать или общаться с ним близко. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил:

 

севопакарана карне на шуниле хайа на


«Человек не может преданно служить Господу, не изучив все тонкости духовной науки, передаваемой от учителя к ученику».

 

Ари Мардан д.: В чём заключается воля Провидения во всей этой истории со сварупой Шрилы Бхактиведанты Свами? Как говорится, без воли Господа даже волосок с головы не упадёт. Совершенно очевидно, что Бог санкционировал этот диспут. Как Вы полагаете, с какой целью Он это сделал?

 

Враджанатх Прабху: Верно. Без участия Бога ничего не происходит. Всё устраивает Господь Кришна. И это происходит для того, чтобы мы потом узнали, кто действительно следует пути и учению гуру, а кто — нет.

 

дханйа-раши мапе йаичхе патна сахите
пашчате патна удана самскара карите


«Сначала рис смешан с шелухой, и, чтобы очистить его от шелухи, его нужно провеять» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 12.12).

 

Ари Мардан д.: Сейчас после ухода Шрилы Гурудева появилось много инициирующих учителей. В связи с этим единая санга Шрилы Гурудева разбилась на группы, между которыми возникла сильная разобщённость. Говорится: рыба гниёт с головы, то есть можно предположить, что разобщённость была спровоцирована именно лидерами. Подобную разобщённость можно видеть не только в санге Шрилы Гурудева, но и в других Гаудия Матхах и даже в ИСККОН. Может ли чистый преданный (лидер), пребывающий на уровне мадхьяма-адхикари, иметь сектантские воззрения и создавать секту как альтернативу единому вайшнавскому сообществу?

 

Враджанатха Прабху: Мадхьяма-адхикари – это вайшнавы. Проповедуя, они объединяют всех преданных, потому что знают, что вайшнавизм чужд духу сектантства. В действительности именно мадхьямы могут совершать бхаджан. У них очень много любви и к Кришне, и к чистому преданному Кришны (к уттама-адхикари). Мадхьяма-адхикари никогда не сомневается в маха-бхагаватах – самых возвышенных преданных Шри Кришны. Мадхьяма-адхикари пребывают в хороших отношениях со всеми преданными независимо от их адхикары. Шуддха-вайшнав никогда не думает, что общение с вайшнавом низшего уровня не приносит блага. Это одна из причин, почему мадхьяма-вайшнав не имеет сектантского настроения.

Преданные-каништха или ниже могут думать: «Если я сейчас не нахожусь в обществе чистого преданного, то это не принесёт мне никакого блага». Есть и другой признак: только каништха-вайшнав думает, что он вайшнав высочайшего уровня. Наш Гурудев говорил и о другом признаке: только каништха-адхикари, будет с пеной у рта доказывать, что его Гурудев – это единственный на весь мир чистый преданный, а остальные не достойны внимания. Истинные вайшнавы никогда не станут принимать участие в спорах, где совершаются подобные апарадхи. Если у преданного имеются какие-либо сомнения в словах истинных гуру, шастр и садху, значит, он не мадхьяма-вайшнав. Мадхьяма-адхикари принимает слова своего гуру безоговорочно. Такова его вера. Также чистому преданному чуждо желание искажать писания подстраивая их под себя или своё ограниченное понимание.

Перед тем как принять духовное посвящение у какого-либо гуру, нужно не сомневаться в том, что этот учитель очень возвышен (т.е является уттама-адхикари). Те, кто принимает сад-гуру, а потом отклоняется от его учения и наставлений, в действительности никогда не были его настоящими учениками. Можно жить рядом с садху, но так и не обрести его настроения и адхикары. Те, кто сомневаются в своём (уттама-адхикари) гуру, не смогут принять всех его взглядов и настроения. Они будут ложным образом интерпретировать его слова, пытаясь обосновать этим свои личные толкования, которые не согласуются с учением традиции. Такие люди не находятся даже на уровне каништха-адхикари, что говорить о том, чтобы считать их мадхьяма-бхактами. Когда сердце нечисто и переполнено дурными качествами, невозможно различать уровни преданных*.  

Если кто-то имеет стопроцентную веру в своего гурудева, тогда он идеален как ученик. Если какие-то люди думают, что имеют право ложным образом истолковывать слова истинного духовного учителя и, тем более, искажать сиддханту, тогда они находятся в очень плохом положении. Такие так называемые преданные будут создавать сектантские концепции, и «аргументировать» общаясь с вайшнавами. Это обусловлено тем, что у маловеров нет истинного понимания учения Шри Кришны. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет в комментариях на «Шри Чайтанья-чаритамриту», что если кто-то имеет какие-то сомнения в слова истинных вайшнавов и писания, то он становиться полностью бесполезным для служения Шри Кришне.

 

Ари Мардан д.: Похожая идея была выражена этим ачарьей в «Пракрита-раса-шата-душини» (стих 27):

 

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на


«Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в шастрах - попросту одурачен. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности даже не приблизился к совершению бхакти».

 

Враджанатха Прабху: Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами писал:

 

ачарйера мата йеи, сеи мата сара
танра аджна лангхи' чале, сеи та' асара


«Наказ духовного учителя — это действующее начало духовной жизни. Любой, кто преступает указания духовного учителя, немедленно становится асара - бесполезным» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 12.10).

 

Даже сыновья Шри Адвайты Ачарьи оказались бесполезными, не принимая взгляды своего отца, и поэтому были отвергнуты им.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж также говорил, что на древе Шри Чайтаньи Махапрабху было много ветвей, которые не давали духовных плодов. Почему? Потому что некоторые примкнувшие к учению Шримана Махапрабху люди не верили в Его слова. Учитель Шрилы Бхактиведанты Свами — Сарасвати Тхакур — ясно объяснил значимость бхагават-парампары и её роль в жизни ученика. Тот, кто не принимает учение великих душ – духовно мёртв, даже если внешне кажется живым.

 

Ари Мардан д.: Согласно учению Шрилы Бхактивиноды Тхакура, чистый преданный обладает широтой взглядов. Видение шуддха-вайшнава не может быть узким, поэтому сектантство для него – неприемлемая анартха. Тот, кто не прошёл стадию анартха-нивритти, не может быть признан чистым преданным.

 

Враджанатха Прабху: Несомненно, мадхьяма-вайшнав не может быть сектантом. Он выше этого. Потому что такой преданный стремится всем своим существом, душой исполнить наставления своего гурудева. Он учит тому, чему учил его духовный учитель. Отклоняться от этого принципа – смерти подобно.

 

Ари Мардан д.: Возвратимся к теме сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами. Сторонники теории сакхья-расы утверждают, что Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж признавал, что Бхактиведанта Свами находился в сакхья-расе.

 

Враджанатх Прабху: Эти преданные не поняли учения Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Госвами Махараджа. Если мы хотим понять учение любого из наших предыдущих ачарьев, то должны, прежде всего, принять полное прибежище у Шрилы Гурудева или другого сад-гуру. Что касается тех, кто хочет стать настоящими учениками, то им не следует принимать прибежища у тех, у кого нет крепкой платформы чистого бхакти.

 

Ари Мардан д.: Мы опубликуем подробный анализ слов Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа на нашем сайте (http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/2732-beseda-so-shriloy-brakshak-shridharoy-maharadzhem-transkripciya-s-audio-prislano-shripad-padmanabhoy-maharadzhem.html) и докажем документально, что ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха не утверждал однозначно, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж находится в сакхья-расе.

Согласны ли Вы с тем, что проповедь акханда-гуру-таттвы в условиях нынешней огромной разобщённости гораздо актуальнее, чем прославление отдельных представителей парампары или кого-то, кто начал проповедовать недавно?

 

Враджанатх Прабху: Очень важно объяснить это всем. Также всегда нужно следовать идеальному поведению акханда-гуру-таттвы. Если мы хотим гармонично сотрудничать между собой, то должны понять и принять эталон истинного поведения, оставленный нам предыдущими ачарьями. Необходимо следовать по их стопам. Это желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и нашего Шрилы Гурудева. Эти учителя создавали сообщества, чтобы старшие вайшнавы помогали новичкам, а также тем преданным, у кого есть некоторый опыт в бхакти. Эти сообщества должны преследовать одну цель — прогресс на пути чистого бхакти. Это нужно регулярно обсуждать. Старшие вайшнавы должны правильно следовать учению. Они должны показывать идеальный пример со своей стороны. Если они будут правильно следовать наставлениям, то всё будет благополучно. Если кто-то не следует наставлениям, тогда он не следует воле шри гуру.

 

Ари Мардан д.: Каждый старший преданный по мере своих возможностей должен показывать пример младшим преданным. Что делаете лично Вы, чтобы разобщённость между группами вайшнавов сошла на нет?

 

Враджанатха Прабху: Я долгое время размышлял о своей роли и участии в этом. Я знаю желание Шрилы Гурудева, поскольку находился в непосредственной близости с ним немало лет. Он хочет, чтобы мы все сотрудничали друг с другом, чтобы проповедовали и практиковали чистое бхакти. Он предсказывал, что после его ухода наступит долгий тёмный период. Гурудев говорил, что в это время нам поможет личный бхаджан. Это означает, что помочь другим можно только способствуя собственному духовному развитию. Также Гурудев говорил, что мы должны сотрудничать с теми, кто ведёт себя уважительно и по-настоящему следует наставлениям истинных учителей.

Сейчас на планете присутствует много прекрасных вайшнавов, которые искренне следуют наставлениям шри гуру. Они находятся не только в сообществе, установленном нашим Шрилой Гурудевом. Эти преданные хотят быть идеальными слугами своего гурудева. Я и другие преданные пытаемся сотрудничать с ними, чтобы помогать всем членам единой семьи Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы выражаем почтение всем искренним душам и великим духовным учителям прошлого и настоящего. Также мы молимся за тех, кто сейчас сбился с пути бхакти, чтобы они пришли в себя и присоединились к линии и наставлениям Шрилы Гурудева.

 

Ари Мардан д.: Это замечательно, что Вы подчёркиваете важность понимания акханда-гуру-таттвы. Мы видим, что на эту тему почти никто не говорит. Фактически никто из новых преданных даже толком не знает, что это такое. Каков на Ваш взгляд баланс между прославлением какого-либо отдельного сад-гуру и проповедью акханда-гуру-таттвы?

 

Враджанатха Прабху: Нужно всегда прославлять наших предыдущих ачарьев и почитать всех возвышенных преданных, которые сейчас проповедуют в нашем мире. Нужно видеть, что они являются слугами акханда-гуру-таттвы. У нас должны быть хорошие взаимоотношения с каждым искренним вайшнавом. Вместе нам нужно создать план, как проповедовать и распространять учение нашей гуру-парампары. Не нужно увлекаться распространением лжеучений и на их основе писать свои книги. Нужно активно распространять и изучать учение наших предыдущих ачарьев. Мы обязаны говорить преданным о том, чтобы они приняли прибежище у предыдущих ачарьев нашей Гаудия-парампары. Если кто-то хочет получить инициацию в нашей традиции, то мы несём ответственность за то, чтобы эти люди достигли совершенства, выбрав достойного учителя**.

 

Ари Мардан д.: Чью хари-катху Вы рекомендовали бы слушать, чтобы быстрее преодолеть дух соперничества, фанатизма и сектантства?

 

Враджанатх Прабху: Записи лекций нашего Шрилы Гурудева, а также Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это даст всем чувство защиты и единства. Мы должны находиться в общении с теми вайшнавами, которые почтительны к учению, которое несут великие души. Даже на протяжении всей жизни мы не сможем изучить полностью их учение и глубоко его осознать. «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гита» очень благоприятны для нашей практики и цели. Что же тогда говорить о советах, которые давали маха-бхагаваты?! Несомненно, нужно стремиться изучать все духовные рекомендации, которые давали ачарьи прошлого, чтобы помочь всему международному сообществу сознания Кришны. Нужно сотрудничать и находиться в общении с теми вайшнавами, которые почтительны к учению нашей гуру-варги и к тому, что она давала.

 

Ари Мардан д.: Кто из ачарьев больше всего помог лично Вам в том, чтобы освободиться от духа сектантства? Чьи книги Вы рекомендовали бы читать в контексте этого вопроса?

 

Враджанатх Прабху: Огромную большую помощь все мы получили от нашего возлюбленного Шрилы Гурудева. Почему Кришна устраивает эти трансцендентные взаимоотношения со шри гуру? Если мы принимаем все его наставления и идеалы, тогда, несомненно, мы достигаем совершенства в своей жизни.

Шрила Гурудев не раз говорил, что для продвижения на пути бхакти очень полезно изучить «Джайва-дхарму» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Как практиковать бхаджан и как помогать другим – это всё объясняется в этой книге. Как избегать оскорблений? Как повторять чисто святое имя? Как осознать, что такое према-дхарма? Как уважать всех живых существ, быть смиренным и не иметь материальных желаний? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой работе. Изучайте, пожалуйста, священные писания и регулярно обсуждайте их в своей группе. Это очень поможет вам на пути к Кришне.

 

Ари Мардан д.: Большое спасибо, дорогой Враджанатха Прабху, за Ваше общение, разъяснения и милость. Я надеюсь, это поможет всем нам лучше разобраться и в происходящих событиях, и в традиции бхакти-йоги. Пожалуйста, простите, если мы как-то потревожили Вас своими вопросами или отвлекли от насущных задач. Ванчха-калпа тарубхйаш ча крипа синдхубйа эча ча….

 

Враджанатха Прабху: Спасибо вам за вопросы. Я стараюсь помогать всем преданным. Шрила Гурудев киджай! Дандаваты.

 

*Продолжая мысль Шримана Враджанатхи Прабху, можно сказать, что, не распознавая уровни преданных, люди выбирают себе в наставники или учителя тех, кто в действительности не обладает высокой адхикарой. Это приводит к тому, что ученики таких гуру погружаются в глубокую тьму ложных толкований шастр и учения ачарьев. Человек, не ведомый истиной, обретает руководство согласно своей адхикаре.

** Совершенство приходит благодаря связи с совершенным гуру. Поэтому обязанность всех преданных — вести к совершенному учителю.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью