?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 283. Опубликовано: 17-10-2019, 12:13

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

19-21 июня

 

Утром следующего дня мы как всегда читали джапу. Нашим завтраком были сладкие плоды манго. Дхаранидхара Прабху, взяв в руки плод, сказал: «Этот плод – лучшая реклама этого места для тех, кто не имеет духовного вкуса к посещению святых мест». Действительно, манго было неземным, неимоверно вкусным. Когда его вкушаешь, настроение всегда повышается. Подобный эффект можно получить от мёда. И тот и другой снимают стресс. Цена за килограмм манго разительно отличалась от той, что была у нас в городе. В Сибири один плод стоит сто пятьдесят-триста пятьдесят рублей, в то время как в Пури цена была сорок рублей за один килограмм. Понимая также, что в плодах манго много каротина, а некоторые преданные не употребляют морковь, которая также содержит каротин, мы решили регулярно покупать манго на завтрак и даже на ужин. Решили подправить здоровье и, прежде всего, зрение. Каротин способствует этому.

Когда мы завтракали этим ценным фруктом, мы вспоминали Шри Чайтанью Махапрабху. Он посадил специально для преданных манго, которое выросло и принесло плоды за несколько минут! Это было одно из чудес, явленных Шри Чайтаньей. Причём плоды этого манго не имели костей и даже кожуры, одна сладкая и сочная мякоть! Это было описано не одним биографом Шри Кришна Чайтаньи, поскольку был не один свидетель подобного.

В первый раз в своей жизни я познакомился с манго примерно в 1979 году, когда мне было восемь или девять лет. Тогда из Вьетнама завозили в железных литровых банках сок манго с мякотью. Это был настоящий сок, не такой, как продают в наше время. По-настоящему зрелое манго становится как наркотик. Сколько нам ещё предстоит пройти, прежде чем мы сможем победить полностью все свои чувства и слабости?! Плоды были такими вкусными, что мне захотелось употреблять их даже вместе с кожурой. Благо, она была чистой и не обработана химически, как это обычно делают, отправляя продукты на экспорт.

Ближе к обеденной сандхье (примерно к 12ч. 30мин.) мы пошли принять омовение в океане. Был пасмурный день, однако, не смотря на это, берег был полон приезжими индусами, которые купались и общались друг с другом. Удивительно то, что значительная часть индусов боятся заходить в воду более чем по пояс. По всей видимости, многие не умеют плавать. Я смог за неделю увидеть только одного местного жителя, который смело, с разбегу, прыгнул под полутораметровую волну и поплыл в сторону открытого океана. Остальные обычно ползали по мокрому песку на четвереньках в одежде или пытались бороться с прибрежными волнами, стоя по щиколотку в воде. Значительная часть индусов просто мирно стояли на берегу, не касаясь воды.

К нам почти каждый день подходили на берегу индусы, чтобы сфотографировать. У меня было такое ощущение, что мы приезжие звёзды телеэкрана, которых узнают их фанаты и жадно желают с ними сфотографироваться. Западные технологии проникают всё больше и больше даже в отдалённые места Индии. Даже взрослые индусы, купившие гаджеты, становятся подобны детям, не могут от них оторваться.

После почти полугодовой проповеди в Норильске в Индии я чувствовал себя физически лучше и лучше. Трудно понять, как преданные выживают в суровых холодных условиях, проживая в Норильске десятилетиями. Переход от температуры в минус пятьдесят до плюс сорока в Пури очень ощутим. Слава Богу, Он создал человека способным приспосабливаться. В Норильске я тоже жил почти рядом с океаном. До него было пять часов езды, но это был Северный Ледовитый океан. Никогда не думал в своей жизни, что судьба будет носить меня из одной крайности в другую. Довольно необычно переместиться из мира вечной мерзлоты в мир, где люди не видели снега.

Всегда тёплая вода в океане казалось, никогда не остывает. Независимо от погоды вода в нём всегда приятная, порой кажется, что даже теплее, чем прибрежный воздух. Как я понял, волны также никогда не успокаиваются. За неделю проживания в пятистах метрах от океана я ни разу не видел его умиротворённым. Волны могут подниматься порой на два, два с половиной метра. Это поначалу пугало меня, когда я заходил в воду. Океанический песок, поднимаемый прибрежными волнами, забивался повсюду, куда только можно. Если плавать в одежде, как нередко делают местные индусы, карманы становятся просто набитыми песком. Потом приходится выворачивать их и мыть под струёй пресной воды. Это дары океана, святая океанская земля – бонус паломнику!

Вечером началась гроза и полил ливень, поэтому мы отменили вечернюю парикраму и решили пойти в Джая Шри Дамодар Гаудия Матх на вечернее арати. Во время грозы молния ударила прямо над крышей нашего места пребывания и в раз отключила электроэнергию по всей гостинице. Мы погрузились во тьму, и только наши компьютеры работали безотказно от собственных батарей. Хотя через некоторое время даже мой компьютер начал давать сбой. Залипали от большой влажности клавиши и некоторые буквы не хотели пропечатываться. В один день отказывала одна пара букв, а на следующий день уже три других. Иногда приходилось выжидать, когда клавиши придут в себя, вести дневник паломничества в некоторые дни становилось совершенно невозможно.

Когда пришло время, мы отправились на арати, взяв с собой зонт. Многочисленные лягушки и жабы прыгали у нас под ногами, рискуя быть случайно раздавленными в темноте. Уже в районе шести часов довольно резко наступает темнота.

Арати прошло успешно. После него местные преданные предложили нам асаны для чтения гаятри-мантр. В этом храме преданные всегда любезно раздавали вечерний прасад от Божеств: кусочки огурцов, бананов и манго. На следующее утро мы запланировали парикраму по очередным святым местам, которые обычно по традиции Гаудия-вайшнавской школы посещают преданные сотни лет.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он поддерживал и активно развивал дух парикрамы.

19 июня

 

 

Сегодня мы начали наше паломничество с посещения знаменитого дерева, которое называется Сиддха-бакул. Это дерево было посажено Самим Шри Кришна Чайтаньей. Видя, что Шрила Харидас Тхакур совершает свой бхаджан под палящим солнцем, Махапрабху решил защитить Своего преданного, и поэтому совершил очередное чудо. Он посадил в землю палочку для чистки зубов, которую по традиции делали из дерева бакул. Эта веточка быстро выросла в большое дерево. Позже это дерево приметили слуги Господа Джаганнатхи для использования его в служении своему Божеству. Они предупредили вайшнавов о том, что дерево к утру будет срублено для джаганнатха-севы. Слишком уж прямым и красивым оно было. Гаудия-вайшнавы были удручены этим решением и не знали, что делать. Память о Махапрабху была им очень дорога. Несмотря на протесты Гаудий, их не желали слушать и поставили на это дерево метку, которой всегда отмечали именно те деревья, которые должны были быть срублены для севы. Тогда за ночь дерево явило чудо. Оно очень сильно искривилось до неузнаваемости. Его ствол и ветви стали очень изогнутыми и совершенно не пригодными для севы Джаганнатхе. Это было доказательством, что у этого дерева необычная душа. Эта душа – сиддха, она совершенна и поэтому обладает могуществом, как у йога. С тех пор вайшнавы ещё больше стали почитать это дерево. Ему уже более пятиста лет, и оно до сих пор стоит возле бхаджан-кутира Шрилы Харидаса Тхакура.

Шриман Махапрабху наставлял святого Шри Харидаса: «Если ты считаешь себя недостойным или тебя кто-то не пускает в храм, думая, что ты не имеешь права туда входить, не беспокойся. Просто повторяй маха-мантру тут, возле дерева, которое Я посадил, и созерцай Сударшана-чакру на храме Шри Джаганнатхи. Этого вполне достаточно. Если кто-то видит Чакру на куполе храма Шри Пурушоттамы, это неотличимо от того, как если бы он созерцал лик Самого Господа».

Шри Чайтанья каждый день посещал Сиддха-бакул, поскольку обещал Харидасу делать это. Он касался Своей рукой этого древа и оно наполнялось сат-чит-анандой. Потом Он шёл на берег океана. В Сиддха-бакуле Он встречался не только с нама-ачарьей Харидасом, но и со Шри Рупой и Шри Санатаной Госвами фактически каждый день. Именно в этом месте Шри Чайтанья понял, что Шрила Рупа Госвами полностью постиг тайны Его сердца. Это один из исторических моментов формирования рупанугатьи.

На этом месте приходящие преданные подвязывают на ветви Сиддха-бакула свои записки с желаниями. Почти весь ствол дерева, докуда может дотягиваться рука, перевязан. Преданные хотят, чтобы священное древо исполнило то, что они задумали. К сожалению, большая часть их желаний не связана с обретением шуддха-бхакти. Это естественно, поскольку, расширяясь, наше движение сознания Кришны привлекло к себе большое количество не имеющих должного объёма бхакти-сукрити душ. Многие желания посвящены мирским благам. Это говорит о том, что значительная часть совершающих парикраму по Джаганнатха Пури так и не понимает сути традиции Гаудия-вайшнавизма. К несчастью не только в других духовных религиозных конфессиях большинство верующих людей не понимают учения своей духовной школы, но и в нашей школе. Вот почему без должного духовно-философского образования джива не может быть защищена, даже если она уже выбрала для себя определённую религию. Попытки жить по-мирски до некоторой степени перечёркивают работу намабхасы, киртанабхасы, шраванабхасы и т.п. Шрила Гоур Говинда Махарадж сетовал, обращаясь к начинающим преданным: «Почему вы не прогрессируете? Почему ваше бхакти не приносит плодов? Потому что вы всё ещё цепляетесь за мирское».

В этом месте мы обошли бхаджан-кутир Шрилы Харидаса Тхакура четыре раза, а потом сели в сторону и прочитали круг джапы на чётках. Есть поверье, которое гласит, что один круг джапы возле бхаджан-кутира Харидаса Тхакура будет тождественен одному лакху прочитанных святых имён! Всё, что бы ни совершалось в святой дхаме, будет значительно усилено. Если преданный будет практиковать бхакти в святом месте, тогда плоды его усилий будут многократно увеличены. Если же он пожелает погрузиться в майю в месте паломничества, то долго будет странствовать в самсаре. Представьте себе, что ожидает тех «преданных», которые подвешивают на дерево Сиддха-бакул свои мирские записки?! Это просьба о том, чтобы погрузиться надолго в безумие!

По имени дерева также было названо и это священное место. Оно важно для Гаудий, потому что в этом месте Шрила Харидас Тхакур закончил свою явленную лилу садханы. Тот, кого не хотели пускать в храмы Индии за то, что он был мусульманином, теперь почитаем множеством людей по всему миру! Лилы вайшнавов не прекращаются с их уходом. Они продолжают изумлять. Нередко даже в духовной жизни происходят парадоксальные случаи. Кто был никем, тот станет всем. И станут последние первыми. Это и есть случай святого Харидаса.

Священная Гамбхира была следующим местом, куда мы пошли. Это сокровенное место, где Шри Чайтанья проявлял Свои бхавы (эмоции любви), пребывая в настроении Шримати Радхарани. Как радостно осознавать, что мы посещаем такие замечательные места, которые буквально пропитаны настроением Шримана Махапрабху. Пусть эти тиртхи (места поклонения) пребывают на планете как можно дольше.

Слово гамбхира означает глубокий, скрытый, погружённый. Таковым было настроение Шри Чайтаньи в этом месте. Тут Он читал Свою джапу. Шри Адвайта Ачарья посещал Его и совершал дандаваты в Его сторону. Духовное безумство охватывало Махапрабху, когда Он тосковал по Вриндавану и по Кришне. В эти моменты преданные пытались Его охранять, сидя у Его дверей. Они беспокоились о сохранности Объекта своего поклонения. Однако Шри Чайтанья непостижимым образом исчезал. После этого его искали, желая вернуть.

Комната, в которой практиковал Свой бхаджан Махапрабху, была частью дома Каши Мишры. Сейчас это место называется Шри Радха Канта Матх. В этом месте живут вайшнавы и они стараются поддерживать его. Мы посмотрели на комнату Махапрабху и отошли в сторону, чтобы исполнить соответствующие этому месту бхаджаны, предварительно прочитав их перевод для того, чтобы ещё глубже погрузиться в смысл исполняемых песен. Сначала мы спели «Шачитаная-аштаку», а потом «Шачисута-аштаку». Обе песни написал Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья. Погружаясь в пение, мы чувствовали удовлетворение от киртана. Место поддерживало в нас дух почитания.

Когда мы уже заканчивали петь первый бхаджан, к нам подошёл местный индус и предложил полный дандават в мою сторону. Я вынужден был дважды обернуться назад, считая, что он кланяется кому-то позади меня. Но сзади никого не было. Я не мог понять, почему он кланяется. Когда он начал вставать, то попытался дотронуться до моей стопы. Я рукой стал отодвигать его руку и убрал в сторону свою ногу. Совершенно непонятно, почему он решил сделать это. Вероятно, его захлестнули какие-то духовные эмоции.

Один мой духовный брат из России, посещая подобные святые места, также получал такие же знаки внимания со стороны индийцев. Но кто эти люди? Он даже имён их не может назвать. Местные преданные лестно прославляли его и дали ему понять, что он очень значимая личность. В связи с этим он сильно возомнил о себе, и ныне хвастается этими фактами, наивно полагая, что на самом деле он великий вайшнав. Сейчас он инициирует людей, не имея для этого квалификации. В его лекциях очень много ошибок и несостыковок. Он приписал себе вместе с другим моим духовным братом титулы Шри Шримад, Ом Вишнупад и т.д., приравняв себя этими титулами к маха-бхагавата-вайшнавам. Когда я рассказал об этом Шриману Враджанатхе Прабху, он сказал: «Необходимо держаться от этого человека как можно дальше, игнорируя его».

Вот таким образом слава может вывернуть глупым неофитам сознание. В действительности, некоторые индусы могут кланяться кому угодно. Для чего они это делают? Первое, в лучшем случае для того, чтобы проверить, святой ли человек перед ними или нет. Если он святой, то он не примет в свою сторону почитания. Стыдясь, он станет избегать тех, кто славит его. Это так же, как в случае с Мадхавендрой Пури. Когда молва о нём как о святом стала распространяться по округе, он быстро, незаметно для всех покинул это место. Если же человек не святой, то, несомненно, он возомнит о себе, приняв славу и почести. В худшем случае, индусы начинают кланяться для того, чтобы что-то получить от тех, чьих стоп они коснулись. Такие поклоны вводят в заблуждение гордецов, жаждущих славы. Кто ищет её, действительно жалкий, духовно нищий человек.

По окончании пения второго бхаджана к нам подошёл ещё один состоятельный человек. По внешнему виду он был похож на какого-то местного администратора. Мы объяснили ему, что исполняем бхаджаны, посвящённые Шри Чайтанье. В ответ на это он выразил искреннее изумление и попросил нас подарить ему один из наших песенников. Дхаранидхара Прабху объяснил, что эта книга на русском языке, и поэтому ему не подойдёт. Также он сказал, что даже за деньги не сможет продать эту книгу, так как она нужна ему для ежедневной духовной практики. Дхаранидхара Прабху спросил его: «Вы можете принять наши пожертвования для того, чтобы использовать их для служения Гамбхире?» В ответ администратор позвал за собой моего духовного брата и принял наши пожертвования, дав справку о том, что в его кассу поступили деньги.

Пока Дхаранидхара Прабху расписывался в какой-то книге, ко мне снова подошёл тот индус, что кланялся мне и с улыбкой сказал, что он из Навадвипы, с места, где явился Шриман Махапрабху, из самой Надии. Он сказал, что примет меня в гости, если я приеду. Я поблагодарил его, и мы тепло расстались.

Следующим местом, которое мы посетили, был дом Шрилы Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Это также важное место для Гаудия-бхакт. Наш Шрила Гурудев также неоднократно посещал это место и давал тут хари-катху.

Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья является Брихаспати – учителем полубогов в высших, райских мирах. Он явился на землю, чтобы обучить науке подлинного освобождения. Он был избран для того, чтобы показать превосходство персонализма над имперсонализмом, а также доказать высшее положение бхакти над мукти (стремлением к освобождению). Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья был самым могущественным философом в мире, поэтому его звали Сарвабхаума. Никто не мог тягаться с ним в учёности. Немудрено, поскольку он учитель даже полубогов. Бхаттачарья был очень могущественным знатоком Вед и входящих в них упанишад. Он признавался самым лучшим преподавателем своего времени, но Шри Гауранга одержал над ним полную победу и продемонстрировал Своё могущество. Так Сарвабхаума Бхаттачарья стал Гаудия-вайшнавом, признав своё поражение перед Самим Бхагаваном.

По привычке, в начале отношений с Махапрабху Бхаттачарья проявлял гуру-абхиман (менталитет учителя). Он думал, что Махапрабху очередной молодой санньяси-недоучка. Он обучал Его «Веданта-сутре» в течение семи дней, считая своё толкование «Веданты» самым высшим. Однако когда заговорил Сам Шри Кришна Чайтанья, гуру-абхиман Бхаттачарьи сошёл на нет и полностью рассеялся. Сарвабхаума Бхаттачарья снова стал учеником, но на этот раз учеником Самого Господа! И станут первые последними.

Мы также посетили место в доме, где Махапрабху явил Сарвабхауме шат-бхуджу – Свой шестирукий облик, объединяющий в себе Шри Кришну, Шри Чайтанью и Господа Рамачандру. Цветной барельеф шат-бхуджи также можно обнаружить на стене в этом месте.

Служитель этого места по имени Баларам утверждал в беседе с нами, что та кровать, которая сейчас находится в этом месте, является кроватью, на которой спал сам Сарвабхаума Бхаттачарья! Также Баларам показал нам душевую комнату Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Выглядела она достаточно хорошо. Однако согласно мнению Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа, ачарьи (духовного лидера) из Шри Чайтанья Гаудия Матха, от дома Сарвабхаумы Бхаттачарьи уже через сто лет после его жизни почти ничего не осталось. Говорится, что Гангамата Госвамини приступила к восстановлению дома Бхаттачарьи, от которого осталась всего лишь одна полуразрушенная комната, примерно через сто десять лет после тиробхавы (ухода) Сарвабхаумы Бхаттачарьи. К этому времени мало кто вообще помнил об этом месте.

Шрила Гурудев говорит в своей хари-катхе следующее: «Её (Гангаматы) гуру, уже достигший очень преклонного возраста, позвал её и сказал: «Теперь тебе надо идти в Нилачалу. Поселись недалеко от Гамбхиры Шри Чайтаньи Махапрабху. Там ты обретёшь совершенство, станешь сиддхой. Ступай, не задерживайся. Ещё тебе надо отыскать место, где жил Сарвабхаума Бхаттачарья. Сейчас там руины, и никто не заботится об этом месте, да и никто почти не знает о его существовании. Иди и найди его, построй очень простой храм и живи там, поклоняйся и вкушай маха-прасад Джаганнатхи». Когда Шачи Дэви пришла в Пури, она отыскала место Сарвабхаумы Бхаттачарьи и поселилась там в хижине из сухих листьев, которую сама и сделала» (14 января, 2001 г., Австралия).

Согласно этому повествованию не очень верится в то, что там осталась в целости его кровать и также душевая комната, причём обе в приличном виде. И это ещё через дополнительных 300 лет после ухода Гангаматы Госвамини, при влажном тропическом воздухе Пури-дхамы!

Очень жаль, что некоторые индусы, пытающиеся служить святым местам, обманывают паломников. Мы должны верить святым, а не простолюдинам. Иначе, в нас не может быть подлинной веры. Только гуру-парампара может всё объяснить и поставить всё на свои места, утвердив конечную истину. Если бы не эта важная система, хранящая истину, то мы уже сегодня поклонялись бы вместо Туласи – капусте.

Кстати! Хотелось бы вернуться к той истории с домом Джагадананды Пандита, который желал даровать Шри Чайтанье горшок с маслом. Я упоминал о том, что местный пуджари отдал мне за пожертвования серебряную кавачу якобы с фрагментами набхи-брахмана Джаганнатхи внутри. Позже, благодаря проповеди Шрилы Гоур Говинды Свами, я узнал, что это просто невозможно, поскольку набхи-брахман недоступен всем и каждому, чтобы его части попадали в кавачи и распространялись приезжающим паломникам. Другими словами, я по наивности стал жертвой «доброты» очередного индуса, который хорошо заработал на этой наивности. Чтобы подобного не происходило и с другими, я объясню суть дела, опять же опираясь на ачарьев нашей сампрадаи.

Шрила Гоур Говинда Махарадж объяснял, что никому не разрешается видеть набхи-брахман или касаться его. Никто не знает, как он выглядит или даже каков он на ощупь. Набхи-брахман считается жизненной силой Господа Джаганнатхи. Известно, что если кто-нибудь на него посмотрит, то сразу умрёт. Панды (служители храма Джаганнатхи) рассказывают, что много лет назад один из жрецов взглянул на набхи-брахман и в то же мгновение умер. Это считают одной из величайших тайн Господа Джаганнатхи. Набхи-брахман называется также брахмападартха и считается «жизненной силой» Джаганнатхи. Его природа и история покрыты тайнами и легендами. Слово набхи означает «пупок». Во время нава-калевары (смены мурти) четыре самых старших жреца кладут этот таинственный предмет в углубление, вырезанное в животе Господа Джаганнатхи, где есть маленькая деревянная дверца. Даже жрецы, которые перекладывают набхи-брахман из тела старого Божества в новое Божество, не могут точно сказать, что это собой представляет. Мы знаем только об одном авторитетном упоминании набхи-брахмана, которое встречается в молитвах Шрилы Санатаны Госвами, обращенных к Господу Джаганнатхе в его «Шри Шри Кришна-лила-ставе»:

прапхулла-пундарикакша

лаванаддхи-татамрита

гутикодара мам пахи нанабхога-пурандара

«Твои очи – словно полностью распустившиеся лотосы! Ты – нектар на берегу солёного океана! Ты хранишь священный камень (Шалаграма-шилу) в животе – гутика-удара. О наслаждающийся разнообразием подносимых Тебе яств! Пожалуйста, защити меня!»

Шрила Санатана Госвами описывает Господа Джаганнатху как гутика-удару – буквально «имеющим в животе камень или Шалаграма-шилу». Теперь представьте себе, как некий местный житель Пури раздаёт желающим за пожертвования кусочки камня, к которому нет доступа обычным людям! Кто же будет дробить или пилить эту шилу (камень) из тела Джаганнатхи?! И что должно будет от неё остаться при таком фривольном подходе к жизненной силе Божества?! Вывод один – это афера. Вот вам и хранители традиции, торгующие реликвиями. Так являет себя Кали Махарадж в религиях. Важно всегда помнить: получить что-то ценное можно только в сат-сампрадае и только от шуддха-вайшнавов.

Когда я добрался до дома, ознакомившись с мнением Шрилы Гоур Говинды Махараджа из его книги «Джаганнатха – каким его видят Гаудия-вайшнавы», то решил вскрыть серебряную капсулу. Почему-то я не сильно удивился, когда обнаружил внутри её какой-то мусор, склеенный непонятным веществом.

Присев напротив открытого алтаря, после обсуждения истории жизни Гангаматы Госвамини, мы спели три бхаджана из «Гаудия гити-гуччхи»: «Яшомати-нандана», «Джая Радха-Мадхава» и «Кали-куккура». Все песни написаны Шрилой Бхактивинодой Тхакуром. Он любил Нилачалу.

Дхаранидхара Прабху рассказал подробно историю Гангаматы Госвамини, опираясь на книгу Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа «Парикары». Эта возвышенная вайшнави по приказу своего духовного учителя старалась восстановить дом Шрилы Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Прожила она сто двадцать лет и явила пример идеальной вайшнави. Наш Шрила Гурудев, обращаясь к своим ученицам, говорил, что хотел бы видеть, чтобы его воспитанницы совершали садхану так, как её совершала Шримати Гангамата Госвамини.

После посещения дома Сарвабхаумы Бхаттачарьи мы спустились вниз по направлению к Швета-Ганге. Воды этого водоёма считаются неотличимыми от известной всем реки Ганги. Повсюду можно было заметить много живности, несмотря на то, что водоём был обнесён искусственно построенными ступеньками для ритуальных омовений. Швета-Ганга была прямоугольной формы, как множество озёр во Вриндаване. Вода в водоёме была достаточно чистой, поскольку можно было видеть множество шныряющих туда-сюда рыб, которые плавали повсюду, включая огромных до полуметра бело-желтых особей примерно в пятнадцати метрах от берега. Непосредственно у берега было множество рыб, как мне показалось, семейства цихлид. Стояла жара, и рыбам не хватало кислорода в воде. Они подплывали к поверхности водоёма и пытались находиться в верхних слоях, более насыщенных воздухом. Это приманило к этому месту белых цапель и кинг-фишеров, с очень ярким, синим оперением. Также кружили крупные коршуны, которые, совершенно не боясь людей, время от времени пикировали в воду, вытаскивая из неё пойманную рыбу и унося её в когтях к гнездам. Законы жизни и смерти и тут демонстрировали себя. Под ногами, на ступеньках Швета-Ганги запрыгали какие-то точки. Что за кузнечики? Я пригнулся и увидел совершенно маленьких лягушат просто в огромном количестве. Пятимиллиметровых лягушек поначалу я принял за насекомых. Местные жители расставили вокруг множество горшков с цветами. Всё выглядело очень красиво и ухоженно. Это место входит в пятёрку главных мест омовения в Джаганнатха Пури и обязательно посещается паломниками.

История Швета-Ганги находится также в вышеупомянутой книге «Парикары». Согласно «Уткала-кханде» в Трета-югу жил царь по имени Швета, он был преданным Господа Джаганнатхи. Однажды он подготовил подношение этому Божеству так, как это делал Индрадьюмна Махарадж. Когда рано утром он зашёл в храм Господа, то увидел, как полубоги предлагали Шри Джаганнатхе подношения из огромного множества изумительных блюд и подарков. Эти дары потрясали сознание! Никто из смертных не мог поднести Богу что-то подобное. Швета почувствовал незначительность своего подношения, и поэтому опустил голову от стыда и разочарования. Так он, остолбенев, стоял при входе в храм. Когда он находился в состоянии осознания своей незначительности, он увидел, как Лакшми Дэви взяла его подношение и начала угощать Господа Джаганнатху и другие Божества, которые стояли рядом. Все они приняли это подношение с превеликим удовольствием и стали вкушать его. Тогда царь почувствовал, что он достиг успеха в своей жизни и поэтому продолжил служить Джаганнатхе с огромным воодушевлением. В конце концов, Господь даровал ему благословение, чтобы тот мог освободиться от всего неблагоприятного в своей жизни. То место, где царь получил своё благословение, ранее называлось Матсья Мадхава, впоследствии это место стало известно как Швета Мадхава. Пруд, выкопанный здесь, стал известен как Швета-Ганга.

Как-то один царь Ориссы по имени Мукунда Дэва увидел во сне Господа Джаганнатху, который сказал царю: «Отдай Шачи Дэви (Гангамате Госвамини) участок земли на границе Швета-Ганги». На следующее утро царь, исполненный радости, пришёл к Шачи Дэви и рассказал ей об этом сне. Хотя она не интересовалась каким-либо имуществом или приобретением земель, тем не менее, она решила принять дар царя для выполнения миссии своего учителя по восстановлению дома Шрилы Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Прежде ей приходилось ходить от двери к двери, чтобы собирать пожертвования для служения Божествам. Теперь в этом уже не было нужды. Так она смогла поддержать это святое место, и теперь все люди мира могут поклониться этой земле, где жил и проповедовал Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья.

Расположившись на ступеньках Швета-Ганги, мы спели «Ганга-стотру». После этого пришло время повторять гаятри-мантры. Мы совершили ачаман и уселись в тени под деревьями для медитации на Божества и духовного учителя.

 Вся слава Шриле Гурудеву! Он не даст своим ученикам быть обманутыми.

20 июня

 

 

Каждый день мы стараемся слушать в аудио-версии «Шри Чайтанья-чаритамриту». Это позволяет нам сосредоточиться ещё глубже на том священном месте, где мы пребываем уже почти неделю. То, что мы не замечали ранее в этом произведении Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, открывается нам только сейчас. Книга проливает милость и раскрывается всё больше и больше. Вся слава Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде! Наше понимание этого произведения углубляется день ото дня, а кое-что, что уже было позабыто, вспоминается снова.

Вчера мы были на базаре возле храма Джаганнатхи и приобрели параферналии для своих друзей, а также кое-что для своей севы. Базар с атрибутикой в Пури не имеет такого разнообразия товара, как во Вриндаване. Но зато там есть кое-что такое, чего нет в Северной Индии. Многое связано в Нилачале именно с Господом Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой.

Утром нашу комнату нашла Шамали диди, наша духовная сестра, которая активно помогает нам в проповеди. Она даёт лекции по субботам, пересказывая катху ачарьев, а также редактирует вайшнавские статьи для интернета. Пообщавшись с нею и осведомившись, всё ли у неё в порядке, мы договорились с ней встретиться через полтора часа в храме Шри Чайтанья Гаудия Матха. Мы хотели продолжить свою парикраму вместе, и первое место, которое мы планировали посетить, был именно этот Матх.

Отправившись в назначенное место, где ачарьей был Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, мы направились к Божествам, которым поклонялся он. Мы обязаны выразить нашу признательность и веру этому святому и его Божествам. Сам ачарья сейчас находился в Навадвипе, а его духовный брат, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, должен был приехать завтра. В связи с этим, все преданные устроили большую уборку в Матхе. Всё тщательно вычищалось, мылось и приводилось в должный порядок. Это мне напомнило гундича-марджану – уборку храма царицы Гундичи.

Шамали диди и Индрапрабха диди, также из нашего города, сидели перед алтарём Матха и повторяли джапу. Мы предложили Божествам поклоны, и тут же обошли их с мантрами. Это были Божества под именем Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Наянамани. Эти мурти установил Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж. Он являлся ачарьей-основателем этого Матха.

После того, как в Матхах Шрилы Сарасвати Тхакура началась неразбериха после его ухода, многие лидеры, развязав борьбу за власть, стали асара – не способными вести за собой к Богу. Так утверждал в своих комментариях к «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж не поддался унизительному дележу. Он отошёл от разрушающейся санги своего духовного учителя и решил построить новый Матх, возглавив его. Иногда нужно оставить Матх даже своего духовного учителя, чтобы продолжать жить достойной духовной жизнью. Стоит жертвовать временным ради вечного. Нет нужды цепляться за эфемерное.

Во время обхода вокруг алтаря, мы заметили, что по четырём его внешним сторонам находятся четыре ниши, в которых пребывали изваяния ачарьев всех четырёх главных вайшнавских сампрадай. Это были Шрила Мадхвачарья, Шри Нимбарка (Нимбадитья), Шрила Вишнусвами и Шри Рамануджа. Стиль Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был перенесён в это место. Он также устанавливал мурти этих великих ачарьев в своих храмах.

Сев напротив Божеств, мы прочитали джая-дхвани. После мы достали «Шри Гаудия гити-гуччху» и пропели молитву, которую написал Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Текст молитвы прославлял Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Местные гости Матха и некоторые матхаваси (жители храма) собрались в небольшом количестве вокруг нас и начали фотографировать. Они испытывали неприкрытый интерес и любопытство по отношению к нам. Не реагируя особенно на них, мы спели также «Дже анило према-дхана» Шрилы Нароттама даса Тхакура и направились к бхаджан-кутиру Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа.

В этом месте мы поклонились его большому изображению, помещённому на вьяса-асане (троне). Увидев одного местного брахмачари возле бхаджан-кутира, Дхаранидхара Прабху попросил его рассказать о том, как Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж развивал свой Гаудия Матх. Брахмачари охотно согласился и присел рядом с нами на лавочку. Он начал рассказывать о том, как всё начиналось, как Шрила Бхакти Дайита Махарадж начинал проповедь в Джаганнатха Пури. Полагаю, это был хороший тест для брахмачари. Каждый преданный должен знать историю своей традиции.

В те времена ачарье Шри Чайтанья Гаудия Матха негде было даже остановиться вместе со своими последователями. В этом месте тогда не было ни дхарма-шал (временных домов для паломников), ни гостиниц. Поэтому он вместе со своей свитой устанавливал некие подобия пандалов, своего рода большие палатки. Эти пандалы были как огромные зонтики, которые могли защищать от солнца или дождя. В то время Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж был озабочен поиском места рождения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Этих пандалов было поначалу около двух или трёх, и они находились в разных местах Пури. В них проходила проповедь, и преданные практиковали в них сознание Кришны, стараясь привлечь к миссии как можно больше людей. У пандалов не было какого-то особого названия, и поэтому эти временные сооружения называли боро-чхатра – «Матх большого зонтика» и чхота-чхатра – «Матх маленького зонтика». Сейчас до сих пор у домов в Пури нет цифр. Их можно найти, лишь зная улицу и название здания, что нередко проблематично для нас, привыкших к другим стандартам картографии.

Не успев закончить свой рассказ, брахмачари вскочил с места, поскольку его кто-то позвал из глубины рядом находящейся комнаты. Он извинился и сказал, что его ждёт какое-то важное служение. Индрапрабха диди засмеялась, когда увидела, что его служением на данный момент оказалось растолкать быка, который отдыхал внутри прохладной комнаты и выгнать его наружу, во внутренний двор Матха. Как потом оказалось, этого быка звали Говардхан. Он любил заходить в Матх и слушать хари-катху. Иногда он заходил в комнаты и заваливался на полу вместе с живущими там вайшнавами. Ему нравилась успокаивающая прохлада затемнённых комнат матхаваси.

Быка растолкали за горб, чтобы он встал на ноги, и потянули наружу за шею. Индийские быки горбатые. Наверное, многие видели таких по телевизору или в Интернете. Бык явно не желал уходить из комнаты и упирался, стараясь противостоять усилиям преданных. Потом его повели к близко находящейся мойке и стали мыть, поливая из шланга. Посмотрев на это забавное действо, мы решили продолжить прославлять Шрилу Бхакти Дайита Мадхаву Махараджа. Прославив учёность и преданность этого учителя, мы направились в паломничество по святым местам, которые были рядом с Матхом.

Джаганнатха-валлабха ватика – это сад Господа Джаганнатхи. Он был вторым местом нашего сегодняшнего паломничества. Слово ватика означает сад. Оно происходит от слова ват – дерево. Этот сад был раньше красивым и пышным. В нём было очень приятно проводить время. Сейчас он уже не выглядит таким, как раньше, его не поддерживают таковым. Многое изменилось с тех пор, за полтысячи лет. На его территории сейчас ведётся строительство домов, идёт вырубка мешающих строительству деревьев. По всей видимости, это делается для религиозных нужд. Хочется надеяться, что сад после строительства будет восстановлен хотя бы до какой-то степени.

В глубине этого сада находится храм Ханумана, известного рама-бхакты. Когда мы вошли в него, несколько индусов лежали на полу храмовой комнаты под вентиляторами и, отдыхая, дремали. Мы прошли внутрь по их приглашению и поклонились самому знаменитому слуге Господа Рамачандры. Мурти Ханумана, а также места, где ему поклоняются, можно было встретить в Джаганнатха Пури не так уж и редко. Его статуэтки можно свободно приобрести в специальных лавках.

При входе в священный сад с левой стороны находится храм, где Шри Рамананда Рай проводил лекции по «Шримад-Бхагаватам» и другим возвышенным произведениям. Также в этом доме Шри Рамананда Рай подготавливал танцовщиц Господа Джаганнатхи для служения Ему. Он мыл их, делал им массаж и обучал ритуальным танцам. В это место не запускают тех, кто не родился в теле индуса, так же, как и в храм Шри Джаганнатхи. Поскольку Шрила Рамананда Рай был очень возвышенной душой, он не относился к молодым танцовщицам как мужчина. Он всегда видел в них собственность Господа, поэтому он занимался таким служением не ради наслаждении своих ума или тела. Вечные спутники Бога никогда не видят в этом мире чего-либо, что не связано с Ним. Всё, что они делают, наполнено кришна-анукулом, благорасположенностью к Господу. В лилах Кришны Рамананда Рай – это гопи по имени Вишакха. Тот, кто живёт сварупой (своей духовной сущностью), не падает жертвой животных инстинктов тела.

Все сезоны года ранее были представлены в Джаганнатха-валлабха ватике. Это очень радовало Шримана Махапрабху, поскольку это напоминало Ему Вриндаван. Порой Махапрабху принимал пищу в тени этого сада, отдыхая и общаясь с близкими Ему преданными. Однажды Сам Кришна явил Себя Шри Чайтанье в этом месте. Когда Махапрабху увидел Его, то бросился к Нему навстречу. Однако Кришна исчез, и от Него остался лишь след – запах тела. От этого благоухания Шриман Махапрабху начал вести Себя как безумец. Он начал слагать стихи, где упоминается сладость тела Бхагавана. Так Шри Кришна подпитывал любовь Шримати Радхики, настроение которой доминировало в Шри Чайтанье.

Озеро Нарендра-саровара было последним местом, куда мы намеревались пойти в этот день. Это место находится в пятёрке главных мест омовения в Нилачале. В этом озере наслаждался водными играми Шриман Махапрабху вместе со Своими бхактами, пока Господь Джаганнатха пребывал в храме царицы Гундичи.

Мы поклонились святому озеру, а я помолился о том, чтобы мой ум стал таким же умиротворённым, как поверхность этого священного водоёма. Когда-то это должно произойти, по милости свыше всё возможно. Дхаранидхара Прабху раздал пожертвования покалеченным болезнями и травмами нищим индусам от себя и от моего имени. Мне передал свои пожертвования Мадан Гопал Прабху из Норильска. Он ученик Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами. Он хотел, чтобы я пожертвовал его деньги в разных священных местах. Я с готовностью отдавал каждый день деньги Дхаранидхаре Прабху, чтобы он мог жертвовать их от себя, от меня и от имени Мадан Гопала Прабху различным Божествам. Сам Мадан Гопал Прабху не смог присоединиться к нам, и поэтому я согласился позаботиться о его благополучии без его присутствия, ради его бхакти-сукрити.

Когда намеченный план паломничества на сегодня был полностью реализован, мы разъехались, чтобы завтра снова встретиться и посетить следующие святые места.

Где бы я ни находился, и когда бы не кланялся каким-либо святым местам, я понимал всё более и более отчётливо, что многое происходит со мной по милости моего духовного учителя. Я чувствовал, что именно он привёл меня в это место, потому что Шрила Гурудев стал причиной продолжения моей духовной жизни более десяти лет назад, после некоторого застоя, сформировавшегося у меня, когда я находился под руководством несовершенного учителя в другой вайшнавской организации. Также Шрила Гурудев заботился обо мне через своих старших учеников. Движимые его наставлениями, они являлись его продолжением. Шрила Гурудев уже проложил путь, по которому мы идём, следуя по его стопам. По этой причине, прежде чем славить какое-либо место, кланяясь, я сначала произносил пранама-мантру ему. В его присутствии моя духовная жизнь началась правильно. Когда я с ним, он заботится обо мне. Когда я без него, он всё равно заботится обо мне.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он всегда рядом со своими учениками.

21 июня

………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи