?

Истинная инициация. Ачьютананда дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 516. Опубликовано: 24-05-2020, 10:51

Истинная инициация

Ачьютананда дас

 

В данной статье речь пойдёт о том, как правильно подходить к процессу принятия инициации, каковы критерии в оценке вайшнавов разного уровня, кто является истинным гуру и как его выбрать.

Необходимость этой темы возникла вследствие того, что в последние годы в связи с расширением традиции Гаудий, а также после ухода великих святых-ачарьев появилось много гуру, выдающих себя за маха-бхагават. Они раздают инициации налево и направо всем, кому только можно. Соперничая друг с другом за сферы влияния и количество последователей, они совершенно не беспокоятся, какими качествами обладают их кандидаты в ученики, достойны ли претенденты вообще быть учениками.

Эта статья преследует цель предостеречь тех, кто спешит получить инициацию, оказавшись под давлением внешних обстоятельств, мнения окружающих (как правило, из среды обычных преданных уровня каништха-адхикари) и своих личных заблуждений. Она для тех, у кого есть серьёзные намерения жить духовной жизнью и успешно развиваться.

Прежде чем получить дикшу, нужно:

  • ясно осознать необходимость принятия гуру,
  • получить знания о природе истинного гуру,
  • осознать свою ответственность перед духовным учителем,
  • получить знание о гуру-таттве и вайшнава-таттве.

Когда эти пункты будут реализованы, можно приступить к поиску истинного гуру.

Чтобы обрести дар кришна-премы,  который принёс в этот мир Шри Чайтанья Махапрабху, необходимо принять гуру, обладающего квалификацией уттама-адхикари – самым высоким уровнем преданности. Он должен быть маха-бхагаватой, таттва-гья-расика-вайшнавомнитья-сиддхой, вечно совершенной личностью, пришедшей из духовного мира, из Голоки-Вриндавана, Враджа. Такой гуру известен как шри гуру, представитель Шримати Радхарани. Слово шри указывает на Шримати Радхарани, на прямую связь с Ней. Такова особенность и идеал Гаудия-вайшнавизма в линии Рупы-Рагхунатхи. Ни от какого другого гуру невозможно получить дар Махапрабху во всей полноте.

Необходимость в таком гуру заключается в том, что высшая цель и суть традиции Гаудия-вайшнавизма согласно линии Рупы-Рагхунатхи очень возвышенна и сокровенна. Это связано с ролью Шри Чайтаньи Махапрабху, с Его сокровенным желанием по отношению к дживам этого мира, ради которых Он пришёл, чтобы явить Свою аударью или карунью – непревзойдённое великодушие и сострадание к обусловленным душам. Он пришёл в материальный мир и принёс величайший дар, передав его Своим близким спутникам, таким как Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами и другим. Все они – нитья-сиддхи, маха-бхагаваты, таттва-гья- и расика-вайшнавы. Они являются хранителями дара Шри Чайтаньи Махапрабху и потому только они (подобные им по адхикаре) могут передать его нам.

В «Даиник Надия Пракаш», в номере, посвящённом Джанмаштами, в 1934 году, был опубликован диалог между Раджен Бабу и Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, где ачарья Гаудия Матха ясно говорит о том, кто может быть истинным гуру.

«Раджен Бабу: Квалифицирован ли каништха-адхикари давать посвящение в мантру?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Откуда приходит каништха-адхикари? Кто дал ему адхикаруКаништха-адхикари никогда не должен становиться гуру!

Раджен Бабу: Может ли мадхьяма-адхикари давать дикшу?

Ш.Бхактисиддханта Сарасвати: Он может провести лишь первоначальные функции дикшиУттама-адхикаримаха-бхагавата-вайшнав – вот кто действительно является дикша-гуру».

Когда человек становится уттама-адхикари? На стадии бхавыБхава – это первые лучи премы. Так учит Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Бхава-бхакта – это уттама-каништха, начинающий уттама-адхикари. По словам святых такой вайшнав уже может быть принят как гуру.

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж в одной из своих лекций говорил: «Бхакти сравнивается с лианой преданности, и когда она достигает лотосных стоп Кришны, то приносит плоды. Когда бхакти приносит плоды (а это происходит с уровня бхавы), то садовник неспособен один съесть их все. Тогда садовник начнёт раздавать плоды людям. Это означает, что именно с этого момента человек обретает право давать харинаму и дикшу людям. Только обретя такую квалификацию, вы получите право давать харинаму и дикшу» (Лекция. 15.12.2016г.).

Из этих слов становится понятно, что не только шикша-гуру, но и дикша-гуру должны быть маха-бхагаватами. Это идеальный вариант для ученичества. Тот, кто действительно желает достичь высшего совершенства, должен искать прибежища именно у такого учителя. На планете всегда проявляет свои лилы подлинный гуру, в этом не сомневаются святые нашей гуру-варги. Поэтому никогда не стоит слушать тех, кто советует получать посвящение у несовершенных учителей, аргументируя это тем, что уттама-гуру якобы сейчас нет на планете.

Кто такой маха-бхагавата? Кто является таттва-гья-вайшнавом?

Все ачарьи рупануга-гуру-варги и бхакти-шастры объясняют гуру-таттву следующим образом:

«Гу» означает андхакар – темнота или невежество, а «ру» означает пракаш – сияние. Это сияние есть према-бхакти в сердце истинного учителя. Сияние рассеивает тьму невежества и все материальные привязанности в сердце ученика, озаряя его полноценным трансцендентным знанием. Вот кто такой гуру!

Подобно учителям в обычной школе, открывающим знание школьникам и ведущим их от невежества к знанию, так и духовный учитель ведёт своих детей-учеников от тьмы к свету, от нереальности к высшей реальности.

Кроме помощи, обучения и советов на пути к Богу сад-гуру проливает свет, даруя понимание мудрости писаний. «Мундака-упанишад» называет такого гуру – шротрия. Шротрия – это тот, кто знает истинное значение писаний.

Истинный духовный учитель играет важнейшую роль в жизни ученика, по сути гуру для него – отец, мать, брат и друг. Гуру подобен самому Ишваре, открывающему преданным истину. Он помогает в преодолении авидьи, коренной причины всех проблем.

Гуру подобен отцу, он всегда помогает своему ребёнку, у которого имеются какие-то жизненные трудности или проблемы, связанные с утратой энтузиазма, непониманием чего-либо. Гуру – это олицетворение духовной любви и сострадания. Это не человек, купающийся в свете славы и почитания, а сердце Бхагавана, изливающее заботу и любовь на своих детей.

Духовный учитель не ограничен какой-то определённой личностью, формой или организацией. Он:    

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри чаранаравиндам

«Все священные писания гласят, что Шри Гурудев – сакшад-хари – воплощение энергии Господа, поэтому все святые считают духовного учителя неотличимым от Бога и Его представителем. Шри Гурудев, будучи ближайшим слугой Господа (ачинтья-бхеда-абхеда пракаша-виграха, почитаемым представителем Кришны, который непостижимым образом одновременно един с Господом и отличен от Него), безмерно дорог Ему, поэтому я возношу молитву его лотосным стопам».

Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж утверждал: «Основополагающий принцип гуру или ачарьядэва един. Есть только один гуру, который является в бесчисленных образах, чтобы учить вас, меня и всех остальных».

В «Бхагаватам», 11.17.27 сказано:

ачарйа мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-девамайо гурух

«Духовного учителя нужно считать неотличимым от Меня», – сказал Благословенный Господь. «Никто не должен завидовать духовному учителю или относиться к нему как к обычному человеку, ибо духовный учитель есть совокупность всех полубогов».

Он не имеет ничего общего с делами материального мира! 

Каковы качества истинного Гуру?

Он в высшей степени сведущ в богооткровенной истине, которая недоступна обычным садхакам и тем более тем, кто практикует садхана-абхас. Различные виды откровений пришли в этот мир из высшей реальности, но гуру должен обладать секретами самых сокровенных духовных истин. Он должен иметь обширное знание о богооткровенной истине и безукоризненно служить Богу. Его поступки соединены с миром высшего измерения, а не с материальным миром. Шри гуру имеет прямые отношения с Парабрахманом и связан с планом высшего бытия. Такой учитель – брахма-ништха, утвердился в своих отношениях с Богом. Он не проводит свою жизнь в мирских утехах. Пребывая всегда на трансцендентном уровне, он находится в постоянной связи с вечной реальностью. Что бы он ни делал, он действует только в самадхи. Таково мнение «Упанишад».

Существуют внутренние и внешние признаки сад-гуру: сварупа-лакшана и татастха-лакшана. Сварупа-лакшана – это внутренние качества. Их характеристики таковы: истинный учитель уже реализовал свои отношения с Кришной (Богом), он обладатель враджа-премы; вкушая према-бхакти-расу, он видит и осознаёт свои отношения со Шримати Радхикой и Кришной, с Вриндаваном, с вечными спутниками и жителями Враджа, с Ямуной, Говардханом, Радха-кундой, Шьяма-кундой, своё вечное служение, свою сварупу.

Татастха-лакшана – это внешние признаки. Каковы они? Истинный гуру сведущ во всех богооткровенных писаниях, во всех шастрах. Он может примирить все кажущиеся противоречия в учении, способен ответить на любой вопрос ученика, касающийся духовной науки, и развеять все возможные сомнения. Он полностью отречён от мирского и не имеет материальных желаний. Гуру полностью погружён в садхана-бхаджан, процесс преданного служения, он трудится во благо Господа двадцать четыре часа в сутки. Даже мадхьям-уттама, стоящий на пороге бхава-бхакти, обладает такими качествами. Поэтому наличие у вайшнава лишь татастха-лакшан ещё не указывает на то, что он является сад-гуру. Но если он обладает сварупа-лакшаной, то, несомненно, его следует признать сад-гуру. Именно поэтому Шрила Гауракишор дас Бабаджи в «Упадешавали», 6 утверждал: «Человек может внешне проявлять великий уровень отречения, непривязанности и настроения преданности, будучи в глубине души лицемерным. Поэтому даже такие проявления никогда не могут быть признаками истинного отречения (вайрагьи). Подобные проявления также нельзя называть бхава-бхакти».

Если инициирующий учитель считает своих учеников собственностью и запрещает им общаться с возвышенными вайшнавами – это не истинный гуру, а завистник и эгоист. Если у двух истинных гуру одна цель, одна миссия, то у них не может быть никаких противоречий, ссор или разногласий, они неотличимы друг от друга, акханда. Если гуру действительно заботится о благе своего ученика, если у него нет корыстных интересов, если он видит где-либо возвышенного вайшнава, который может помочь его ученикам, он никогда не будет строить им препятствий. Более того, он сам пошлёт учеников к нему.

Примером тому являются Шриниваса Ачарья, Шьямананда Пандит или Нароттама дас Тхакур. Их дикша-гуру (соответственно Гопал Бхатта Госвами, Хридой Чайтанья и Локанатх дас Госвами) послали своих учеников к Шриле Дживе Госвами. Видя, что Шрила Джива Госвами очень возвышенный вайшнав, учителя с радостью направили к нему за шикшей своих учеников. Почему? Потому что сознание учителей вайшнава-траи и сознание Шрилы Дживы Госвами было единым. Их цель была одна, поэтому между ними не могло быть никаких противоречий.

Даже если великий вайшнав даст дикшу ученику, уже имеющему харинама-инициацию от другого сад-гуру, то давший харинама-посвящение гуру не будет против этого.

В «Нектаре наставлений», в конце комментария к пятому стиху, Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж говорит, что не нужно принимать гуру, если он не является уттама-адхикари, а также настоятельно рекомендует: «Не становитесь гуру, если вы не являетесь уттама-адхикари». Затем он говорит, что каништха-адхикари и мадхьяма-адхикари также могут принимать учеников, но их ученики должны знать, что они не смогут достичь ощутимого прогресса из-за недостаточно компетентного руководства. Это наставление согласуется с тем, что выше говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, гуру Шрилы Свами Махараджа.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж учил: «Чтобы давать инициации, преданный должен по меньшей мере обладать квалификацией мадхьяма-мадхьямы (ручи), но лучше, если учитель будет мадхьяма-уттама». В девяти ступенях бхакти мадхьяма-уттама-вайшнав находится на уровне асакти, этот уровень – преддверие бхава-бхакти. На этот уровень по своему желанию спускаются маха-бхагавата-вайшнавы, чтобы вести активную проповедь и принимать учеников, показывая идеал садхана-бхакти (таким образом, выступая как садхак, хотя на самом деле они являются сиддхи) и исполняя роль гуру. Почему они это делают? Оставаясь на уровне уттама-адхикари, погружаясь в бхаву или вкушая прему, уттама-адхикари становятся полностью погружены в бхаджан и не видят различий между духом и материей. Они всё видят в свете духовной реальности, поглощённые сильной любовью к Богу (Кришне). Таков идеал гуру!

Если по каким-то исключительным причинам нет возможности получить инициацию от маха-бхагаваты, расика-вайшнава, то её можно получить от мадхьяма-адхикари, при условии, что он находится под непосредственным руководством маха-бхагавата-вайшнава и осознанно ведёт своих учеников к нему, не зацикливая их на себе. Также необходимо хорошо понимать, что отсутствие у мадхьяма-гуру руководства со стороны маха-бхагаваты вовсе не указывает на то, что он уттама-адхикари. Наоборот, этот факт указывает на то, что он либо каништха-адхикари, либо мадхьяма-каништха, не имеющий духовного поводыря.

Даже маха-бхагавата-вайшнавы очень стремятся к общению с совершенным садху. Подобное стремление у них развито гораздо больше, чем у любого другого преданного. Если гуру уровня мадхьяма-адхикари не находится под руководством, то он не будет расти, а значит, он не сможет помочь достичь совершенства кому бы то ни было. Самое большее, что можно получить от такого гуру, – это обрести способности его духовной квалификации. И то при условии, что он, лишённый должного руководства, не падёт со своего уровня ещё до того, как сможет передать свой духовный потенциал ученику. Даже мадхьяма-адхикари падают.

Чтобы понять, что преданный находится на уровне мадхьяма-адхикари, нужно знать классификацию и признаки данной адхикары. Эта категория вайшнавов обнаруживает себя на середине пути к кришна-преме. Если кришна-прему брать за стопроцентную преданность, то мадхьяма-адхикара по шкале в согласии с девятью ступенями бхакти явит себя в примерном диапазоне от 37,5% до 75%. И начинается она с уровня ништхи, который соответствует мадхьяма-каништхе (37,5%-50% преданности Богу).

Следующий уровень – это ручи, на нём пребывают мадхьяма-мадхьяма-адхикари (примерно 50%-62,5% преданности). И затем асакти – это категория мадхьяма-уттама-адхикари (62,5%-75% преданности). Асакти венчает мадхьяма-адхикару и подводит преданного к обретению уттама-адхикары. Таким образом, становится понятно, какому уровню в девяти ступенях бхакти соответствует определённый тип мадхьяма-адхикари. Уттама-каништха – это тот, кто обрёл рати (75%-87,5%), уттама-мадхьяма – это уже према-бхакти (87,5%-100%) и уттама-уттама – это према-бхакти, находящаяся за пределами девяти ступеней бхакти (от шраддхи до премы). Такова примерная градация чистой преданности, обретаемой на указанных Рупой Госвами ступенях бхакти.

В «Шри Упадешамрите», в 5-ом стихе говорится, как преданный среднего уровня (мадхьяма-адхикари) должен служить вайшнавам трёх уровней:

кришнети йасйа гири там манасадрийета

дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам

шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа

ниндади-шунйа-хридам ипсита-санга-лабдхйа

«Тот, кто хотя бы раз повторил кришна-наму, воззвав: «О Кришна!», – является начинающим преданным (каништха-адхикари). Следует считать его членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение. Тот, кто глубоко постиг смысл дикши, получил посвящение у истинного гуру и совершает бхаджан, служа Бхагавану в соответствии с традицией вайшнавов, является преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Такому преданному, обладающему правильным пониманием реальности и иллюзии, следует выражать почтение поклоном. Тот, кто в совершенстве владеет наукой бхаджана, описанной в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских шастрах, и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне, является преданным высшего уровня (маха-бхагаватой). Благодаря непрерывной сосредоточенности ума на Кришне сердце такого преданного свободно от всех пороков, прежде всего от склонности хулить других. Он искушён в бхаджане и занимается манаса-севой, мысленным служением в божественных играх Шри Радхи и Кришны, соответствующих восьми частям дня (в ашта-калия-лиле). Встретив такого возвышенного преданного, в чьём сердце живёт то настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и убедившись, что он относится к вам с любовью, вы должны почитать его, отдавая дандават-пранаму (пранипата), задавая уместные вопросы (парипрашна) и служа с любовью (сева)».

Данный стих указывает на то, что мадхьяма-адхикари должен обладать квалификацией различать уровни вайшнавов, то есть он должен знать и реализовать вайшнава-таттву.

Какими качествами должен обладать мадхьяма-адхикари?

В одной из своих лекций, в хари-катхе на тему «Мадхурья-кадамбини» Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж говорил: «Для Кришны у этого преданного есть према, а для бхактмайтри. Майтри бывает трёх видов: старшим он предлагает майтри со служением (севой), к равным с дружбой, а к младшим он проявляет милость (крипу) – любовь с оказанием милости. То есть на незнающих бхакти-сиддханту-гьяну невинных людей он проливает милость, относится к ним как к ученикам. А тех, кто бахир-мукха (отвернулись от Кришны), – он избегает. Тем, у кого есть вера и преданность, он может дать милость, а тех, у кого нет веры, – он может избегать их. Но о каком виде мадхьяма-адхикари здесь говорится? О мадхьяма-уттама! Среди мадхьяма-бхакт мадхьяма-адхикари должен быть мадхьяма-уттама». Мадхьяма-адхикара проявляется у трёх типов преданных: 1) мадхьяма-каништх, 2) мадхьяма-мадхьям и 3) мадхьяма-уттама. Они различаются по глубине веры и знанию шастр. Мадхьяма-уттама почти обрёл бхаву. Он ещё не находится на уровне бхава-бхакти, но он уже почти квалифицирован, чтобы встать на эту ступень. Он знает таттва-сиддханту. Брахма-ништха и шабда-ништха у него проявлены в очевидной степени. У него нет привязанности к этому миру. Только привязанность к кришна-катхе, к имени Кришны и Личности Кришны. Он может ответить на многие вопросы учеников и решить большую часть их проблем. У него есть сильные реализации в садхане, и шуддха-сатва собирается войти во всей полноте в его сердце. Как только она явит себя, он тут же станет уттама-адхикари.

Шри Билвамангал дас Тхакур находился на уровне мадхьяма-уттамы. Шри Сварупа Дамодара, Рай Рамананда, Рупа Госвами, Рагхунатха Госвами играли роль мадхьяма-уттама-бхакт. Также и другие истинные гуру встают в положение мадхьяма-уттама-бхакт. Если вайшнав является уттама-адхикари, он принимает роль проповедника, движимый гуру-шакти, и занимает положение инициирующего учителя. Чтобы принять на себя такую ответственность, он должен опуститься до этого уровня с высоты своего подлинного положения. Так говорил Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж.

Мадхьяма-каништха и мадхьяма-мадхьяма тоже могут давать крипу (милость) начинающим преданным. Но у мадхьяма-уттамы гораздо больше сил в этом отношении. Восходящий мадхьяма-уттама фактически не падает, поскольку он согласно видению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура успешно преодолел (атьянтики) влияние гун (душкрити-уттха и сукрити-уттха) и соблазны эксплуатировать плоды бхакти себе в угоду (бхакти-уттха). Другое положение у мадхьяма-мадхьямы и мадхьяма-каништхи. Они имеют тенденцию попадать под их влияние до незначительной степени. Поэтому тот, кто принимает их в качестве гуру и полностью вкладывает в них свою веру, – рискует. Если же принять в качестве гуру уттама-вайшнава, который спустился на уровень мадхьяма-уттама-вайшнава, то риск падения у такого гуру полностью исключён. Принять такого гуру – огромная удача, поскольку предавшегося ему ждёт несомненный успех.

Если принять во внимание подобные тонкости, становится понятно, что при выборе духовного учителя крайне важно знать не только гуру-таттву, но и вайшнава-таттву. Понимание этих таттв даёт ясное представление о том, кто и кем является.

Для полноценного критического анализа квалификации преданных необходимо также хорошо знать признаки каништха-адхикары.

Часто бывает, что каништха-адхикари, особенно на начальном уровне, исполненный утсаха-майи (ложного энтузиазма), проявляет порой небывалую строгость в следовании правилам и предписаниям, а на более зрелом уровне ещё и интеллектуальные способности, эрудицию и хорошее знание философии. Не обладающие глубоким знанием всех признаков каништха-адхикари могут принять его за мадхьяма-адхикари и даже за уттама-вайшнава. На уровне каништха-адхикари преданный, как правило, движим тщеславием и делает многое ради признания и почестей, хотя может скрывать это за ложной скромностью и смирением.

И наоборот, вайшнав уровня уттама-адхикари по-настоящему обладает смирением и лишён пратиштхи – он ведёт себя очень скромно и старается не выделяться. Такой вайшнав искренне считает, что все служат Кришне, кроме него. Поэтому его могут принять за каништха-адхикари, и он, узнав об этом, даже не будет против этого возражать. Наоборот, он будет благодарен, что его наделили хоть какой-то адхикарой. Подобное однажды произошло со Шрилой Бхакти Прамодом Пури Махараджем. Как-то один вайшнав в шутку сказал, что Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, с особым тщанием поклоняясь Божествам, подобен в этом каништха-адхикари. Шрила Б.П.Пури Махарадж, услышав подобное о себе, с искренностью и смирением произнес: «Я благодарен вайшнавам – они дали мне хоть какую-то адхикару». Это пример поведения истинного вайшнава.

К сожалению, каништха-адхикари часто совершают ошибки в оценке квалификации преданных. Это, конечно же, порождает апарадхи. Подобные оскорбления тормозят духовное развитие, и в случае совершения маха-апарадхи в адрес возвышенных вайшнавов могут вообще лишить вдохновения совершать бхакти.

Несомненно, все, кто сильнее нас в бхакти, могут нам помочь. Но даже в таком случае не стоит надеяться на то, что мы обретём Кришну, игнорируя милость сад-гуру, милость шакти-авеша-аватары, пришедшей сейчас в этот мир ради миссии спасения падших душ. Не нужно забывать о том, что великие садху приходят снова и снова в наше измерение для того, чтобы каждое поколение учеников могло получить редкий шанс обрести все совершенства. Во всех подлинных организациях бхакти-йоги ориентируют на связь с уттама-вайшнавом. Если мы, будучи в вайшнавской организации, не понимаем этого, то это означает, что мы либо спим на лекциях и невнимательно читаем духовную литературу, либо мы находимся в дремучей секте, где нас держат за дойную корову.

Не следует, не понимая природы святых и святости, торопится принимать гуру. Сначала необходимо изучить гуру-таттву под руководством старших образованных преданных. Есть большое разнообразие учителей с разным духовным потенциалом. Преданный, к которому вы можете обратиться с просьбой о помощи, может ошибаться. Особенно, если он каништха-адхикари. Он может даже считать своего гуру маха-бхагаватой, хотя его видение может быть полностью необъективным! Подтвердить адекватным образом, кто является истинным гуру, может только признанный в вайшнавском сообществе чистый преданный или маха-бхагавата.

Преданные, не обладающие чистотой в бхакти, не способны правильно распознавать маха-бхагавату, тем не менее, нужно развивать знание о природе шри гуру. Минимум следует хотя бы знать признаки маха-бхагавата-вайшнава. Наличие такого знания значительно повышает шансы сделать правильный выбор и уберечь от маха-апарадх. У такого преданного будет меньше шансов быть обманутым. Очень важно сначала изучить науку о гуру, понять, кто такой истинный духовный учитель. Следует изучить признаки идеальной святости через биографии святых, а потом уже предпринимать попытки найти и выбрать сад-гуру. После выбора учителя нужно получить объективное, непредвзятое экспертное мнение о нём от чистых преданных, шуддха-вайшнавов.

Когда человек уже готов принять гуру, необходимо совершить гуру-парикшу, проверку. Опираясь на основы духовного образования, знание гуру-таттвы и вайшнава-таттвы, находясь под руководством старших преданных, у которых нет корыстных интересов по отношению к вам и вашему выбору, через слушание хари-катхи выбранного вами гуру необходимо хорошо понять то, что он говорит, и определить, соответствуют ли его слова, тому, что утверждается в бхакти-шастрах? Соответствуют ли его поведение и слова ачару и прачару маха-бхагават?

Выбор сад-гуру не должен быть внезапным или случайным! Процесс его принятия должен быть глубоко осознан учеником. Необходимо время, чтобы созреть для выбора всей жизни, поскольку после него человек будет обязан полностью вручить душу учителю, следуя его наставлениям. Нужна искренность и разборчивость. В этом процессе никогда не нужно торопиться! Если верующий человек искренен и честен перед собой и Богом, если он не желает быть обманутым и молится Кришне о милости, то чайтья-гуру (антарьями), гуру в сердце, обязательно приведёт к лотосным стопам истинного гуру. Постепенно всё сложится самым благоприятным образом. 

Но если человек желает получить гуру, игнорируя правила, придумывая свою версию принятия такового, необдуманно и дёшево, особо не обременяя себя ничем, то, скорее всего, он получит гуру-обманщика, которого на самом деле нельзя называть подлинным учителем. Обучаясь у такого «гуру», человек ничего не обретёт. При таких обстоятельствах ученик потеряет время, веру, надежду и смысл жизни и будет плакать горькими слезами, проклиная себя и всех тех, кто затащил его в секту, наполнив ложными уверениями! Он получит глубокую психологическую травму и, разочаровавшись, проклянет всё, оставит бхакти и вновь погрузится в материальную греховную деятельность.

Не нужно как безумцам кидаться на первого встречного гуру, которого тебе подсовывают «доброжелатели». Нередко бывает так, что неотягощённый знанием человек попадает под влияние нагнетаемой атмосферы сообщества учеников определённого гуру и навязанного настроения: «Нужно во что бы то ни стало, как можно быстрее принять духовного учителя, без этого невозможно успешно развиваться». Мысль верна, однако крайне опасно эксплуатировать её необдуманно, с корыстными целями, игнорируя правила традиции. Впопыхах люди часто делают много глупостей.

Возможно, кто-то настоятельно рекомендует принять определённого гуру без учёта вашего личного выбора, навязывая своё видение и опираясь на положение старшего. Никогда не поддавайтесь подобному влиянию на ваше сознание! Выбор духовного учителя должен произойти максимально осознанно с глубоким пониманием необходимости принятия гуру на основе правильного духовного образования, особенно при помощи знания гуру-таттвы. Если человек поторопится и сделает неверный выбор, он может в самом начале духовного поиска разрушить свою жизнь. Выбор духовного учителя – это очень серьёзный шаг всей жизни, торопиться никогда нельзя!

Ныне уважаемый и реализованный вайшнав, Пуджьяпад Шьям дас Бабаджи Махарадж, в своём выступлении, обращённом к новичкам, сказал: «… Это просьба Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он просит всех: «О друзья, не будьте заняты тем, чтобы бегать и искать, где бы поскорее принять какого-нибудь гуру. Лучше ждите bona fide гуру (истинного гуру, уттама-вайшнава). Может быть, в этой жизни вы не сможете принять прибежища у такого гуру. Не проблема, ждите для этого даже следующей жизни. Не думайте, что можно пойти и принять посвящение у кого попало. Это неправильно!» Поэтому, моя просьба к вам: не пытайтесь бегать туда-сюда, чтобы найти какого-то гуру. ... Просто ждите и наблюдайте, что случится. Может, в этой жизни вы не обретёте гуру, но в следующей он явит себя вам. Не нужно спешить» (Ш.Шьям дас Бабаджи Махарадж, «Шраута-пантха, единственно действенный путь. Качества истинного проповедника», 01.01.2019г.).

Главное никогда не оставлять поиск сад-гуру. Поиск истинного гуру сам по себе – это бхакти.

Не следует думать, что обряд посвящения символизирует начало духовной жизни. Это широко распространённая ошибка формалистов-фанатиков. На самом деле, подлинное духовное посвящение начинается с момента принятия в сердце учения Махапрабху и гуру-варги, а также с желания следовать этому учению. Если человек в какой-то степени уже следует правилам и предписаниям бхакти, руководствуясь наставлениями ачарьев (старших преданных), по сути он уже (!) вошёл в процесс посвящения. Шрила Свами Прабхупада говорил об этом: «Так или иначе, с 1922 по 1933 год официально я не был инициирован, но на меня произвела большое впечатление проповедь учения Чайтаньи Махапрабху. Я размышлял об этом. Это и было инициацией от моего Гуру Махараджа» (Ш.Б.Свами Прабхупада, лекция, 10.12.1976 г.).

Прохождение обряда дикши – это лишь формальный ритуал, официальное признание. Этот обряд, известный как анустаник-дикша, больше необходим ученику, чтобы ему быть уверенным в том, что он принят своим учителем и сампрадаей. Это подобно официальному документу с печатью. Такой обряд необходим, но он представляет собой лишь внешнюю сторону инициации! «Инициация – это формальность. Если вы серьёзны, – это и есть истинная инициация. Моё (шри гуру) прикосновение – просто формальность. Ваша решимость – вот что является инициацией» (Ш.Б.Свами Прабхупада, «Бэк Ту Годхед», статья «В поисках божественного»).

Приняв сердцем учение гуру-варги, серьёзно и искренне настраиваясь на духовный лад, любой может организовать связь с Господом, по милости садху, реализовав видвадрудхи-дикшу. Такая дикша – основа практики. Именно она описывается в стихе, определяющем дикшу: дивйа гйанам йато дадйат… («Вишну-ямала», а также «Хари-бхакти-виласа», 2.9). Ведь Господь, прежде всего, ждёт от души её волеизлияния. Позже человек сможет закрепить своё положение обрядом, когда действительно будет готов предаться подлинному представителю Господа, осознав, что его гуру – истинный спаситель.

Дикша необходима, чтобы получить дикша-мантры и начать практиковать садхана-бхакти, но для того, чтобы повторять эти мантры и следовать садхане, нужно хорошо подготовиться. Даже если человек формально примет дикшу и будет повторять мантры – это вовсе не гарантирует того, что он сразу начнёт соответствовать стандартам чистой преданности. На уровне аништхита-бхакти, то есть до уровня ништхи – это в любом случае будет садхана-абхас, независимо от того, получил преданный анустаник-дикшу или нет.

Сначала нужно обрести комала-шраддху, развив начальные признаки шат-шаранагати, затем вступить в садху-сангу и на этом уровне, обретя должное понимание основных духовных принципов, благодаря садху и шастрам, выбрать истинного гуру. Это необходимо для того, чтобы начать совершать бхаджана-крию и избавиться от анартх. Только после этого, пройдя по первым четырём ступеням бхакти, начнётся садхана-бхакти. От серьёзного преданного минимально требуется находиться в садху-санге. Это уже очень серьёзное положение в бхакти, потому что садху-санга – основа бхаджана (чистого бхакти)!

Наш Гурудев учил следующему принципу: «Истинный духовный учитель (маха-бхагавата) в совершенстве осознал Веды (сарва шастра-вит) и полностью постиг Бхагавана (гьянинас таттва); он не привязан к объектам материальных чувств, он – бриллиант среди преданных, и всегда погружён в воспевание имён Бхагавана. Только приняв прибежище у такого сад-гуру, можно встать на путь шуддха-бхакти, чистого преданного служения» («Упадешавали», 10-11).

После получения диплома о среднем образовании человек получает возможность поступить в высшее учебное заведение. Молодым людям выдают данный диплом только после прохождения начального и среднего образования. Никто не бежит сразу поступать в институт или университет! Нужно быть готовым для получения высшего образования, чтобы потом вступить во взрослую жизнь – серьёзную духовную практику. Точно так же и в духовной практике, бхакти-йоге, – сначала необходимо получить начальное и среднее духовное образование, подготовиться к практике садхана-бхакти, а потом осознанно получить посвящение, которое позволит обрести дивья-гьяну и совершать садхану и бхаджан.                                               

 

Заключение

Не нужно думать, что человек не развивается духовно, не получив официального посвящения и харинамы от гуру. С тех пор, как он обратил своё внимание на Бога, обрёл интерес к Кришне, к бхакти, развил позитивное отношение к этому, он уже начал свой духовный путь. Радха-Кришна, Баладев или Нитьянанда Прабху, являющийся акханда-гуру-таттвой и проявляющий Себя как антарьямигуру в сердце, а также Сам Шри Чайтанья Махапрабху никогда уже не оставят искреннего последователя и будут приближать к Себе. У каждого есть время для поиска истинного гуру. Не следует торопиться, но и стоять на месте нет резона. Именно поэтому в шастрах для начинающих сказано, что нужно просто искренне и осознанно повторять святое имя – харинаму! Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами учит:

дикша-пурашчарйа-видхи апекша на каре
джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре

«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.108).

Развиваясь таким образом, главное никого не оскорблять, не совершать тяжёлых апарадх.

Поэтому, как говорит Шри Кришна в «Бхагавад-гите», 18.66: сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа… – «Не бойся ничего! Просто предайся Мне! Я защищу тебя от всего неблагоприятного!»

Это шаранагати – предание себя воле Господа! С него начинается бхакти и на нём основано преданное служение.

Р.S. «Получить анустаник-инициацию ещё не значит развить духовное знание! Это невозможно. Те, кто создают видимость принятия инициации, желая использовать трансцендентное знание в корыстных целях, истинную инициацию не получают» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из лекции Ш.Шьям дас Бабаджи. Журнал «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г.).

................................................................

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи