?

Шри гуру. Гуру-таттва в Гаудия-сампрадае.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 330. Опубликовано: 8-08-2020, 11:03

Шри гуру

Гуру-таттва в Гаудия-сампрадае

Выступление Пуджьяпад Бхакти Вибудха Бодхаяна Махараджа в день своей Вьяса-пуджи

16.08.2018г.

 

шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма

ванде муи савадхана мате 

Для того, чтобы позволить нашим духовным реализациям расцвести, нам всегда следует памятовать о вышеупомянутых строках Шрилы Нароттама даса Тхакура Махашая, глубокое значение которых мы обсудим далее.

Вопреки тому, что иногда мы говорим о Шри Кришне как о нашем изначальным гуру, в действительности, слова «шри гуру» указывают на Шримати Радхарани, энергию наслаждения Господа Шри Кришны, и все последователи Сарасват-Гаудия-вайшнавов свято верят, что именно Она является нашим главным духовным учителем.

Истинная природа шри гуру проявляется в том, что он обучает всех собственным примером. В соответствии с традицией шуддха-вайшнавов, гуру должен быть назначен (уполномочен прямо либо коссвено) предшествующим гуру, который, в свою очередь, является представителем авторитетной гуру-парампары (бхагават-парампары) – цепи ученической преемственности. Шри гуру, обучающий духовной науке на собственном примере и посвятивший всю свою жизнь в служении Верховному Господу, именуется ачарьей. Таким образом, мы можем сказать, что Шримати Радхарани – это главный ачарья в нашей линии по той простой причине, что буквально каждым Своим шагом Она желает доставить удовольствие Шри Кришне, тем самым показывая всем идеальный пример служения. Высшая и конечная цель нашей духовной практики заключается в том, чтобы доставить удовольствие Объекту нашего служения – Верховной Личности Бога, Шри Кришне, посвятив этому все свои помыслы и деяния. Шримати Радхарани является олицетворением такого поведения, из-за чего мы можем заключить, что Шримати Радхика – наш изначальный духовный учитель, изначальный ачарья.

Следующие два слова из вышеупомянутого стиха – «чарана падма» – указывают на лотосные стопы ачарьи. «Чарана» означает стопы, тогда как «падма» – это лотос. В чём же особенность лотоса? Лотос – это очаровательный благоухающий цветок с прекрасным нектаром, сокрытым внутри. Цветы лотоса обладают удивительной природой, с первыми лучами солнца они начинают распускаться и затем, вместе с тем как солнце начинает садиться, они вновь закрываются обратно. Благоухающий аромат лотоса возможно ощутить лишь тогда, когда он раскрыт, но будучи закрытым, находясь в форме бутона, практически невозможно ощутить его аромат и извлечь из него нектар. Таким образом, выше приведённую аналогию со словами «чарана падма» можно раскрыть следующим образом: Слава и величие ачарьи подобны лучам солнца, из-за которых лотос наших сердец распускается, позволяя нам ощутить нектарный вкус духовной практики.

Лишь всецело вручив себя воле шри гуру (уттама-вайшнаву), поддерживая свою жизнь согласно его наставлениям, мы будем достойны обрести его милость. Обретя её, в нас постепенно проснётся энтузиазм следовать духовной практике со всей искренностью, позволяя нам осознать её блаженный вкус.

Позвольте мне объяснить внутреннее значение слова «чарана» – «лотосные стопы шри гуру». Прежде всего, как уже упоминалось чуть выше, постарайтесь понять, что шри гуру является представителем Шримати Радхарани, которая в Свою очередь олицетворяет духовную энергию наслаждения Господа Шри Кришны, неотличную от Него Самого. Таким образом можно сделать вывод, что шри гуру неотличен от Шри Кришны. И слово «чарана» указывает на необходимость предания себя Шри Шри Радха Кришне посредством такого гуру и всей гуру-парампары.

Невозможно описать как важно самопредание на пути духовной практики. В действительности это первый настоящий шаг на пути к нашей цели – обретения премы (божественной любви). Не имея преданности своему гурудеву, вся так называемая духовная практика – это пустая трата сил, в такой практике нет сердца, нет души. Шри гуру – это воплощённое настроение самопредания Шримати Радхарани в служении Шри Кришне.

Единственная причина нашего существования в этом материальном мире, в этой человеческой форме, – это служение Господу Шри Кришне. Все живые существа по своей изначальной природе являются вечными слугами Господа Шри Кришны. К такому заключению пришли Шри Кришна Чайтанья Махапрабху и Шрила Санатана Госвами, общаясь друг с другом в Варанаси. Более того, Господь Шри Кришна сказал, что без милости Шримати Радхарани, вообще никто не сможет обрести Его милости. Поэтому, лишь искренне вручив себя лотосным стопам Шримати Радхарани можно обрести служение Господу Шри Кришне, другого пути нет.

Далее Нароттам дас Тхакур использует следующие три слова: «кевала бхакати садма». Значение этих слов таково: кевала означает «исключительно»; бхакти указывает на чистую любовь к Богу, а слово садма говорит о нашем изначальном, вечном, доме. Следовательно, наш изначальный дом находится у лотосных стоп Шримати Радхарани, которые являются исключительным воплощением чистой любви.

В этой связи позвольте мне объяснить важность лотосных стоп Шримати Радхарани, которые украшены следующими девятнадцатью знаками. На правой стопе находятся восемь самых благоприятных символов: жертвенный алтарь, гора, раковина, серьга, палица, колесница, копьё и рыба, в то время как левую стопу украшают следующие одиннадцать самых благоприятных знаков: ячменное зерно, диск или чакра, линия (проходящая от среднего пальца до середины подошвы), лотос, зонтик, стрекало, флаг, браслет, цветок, лиана и полумесяц.

1. Алтарь (ягьяа-веди). Этот символ указывает на то, что все последствия плохой кармы того, кто принял прибежище у стоп Шримати Радхарани будут полностью сожжены, подобно тому, как это происходит на жертвенном алтаре с дровами. Рассматривая этот символ с разных сторон, он также может означать воспевание Харе Кришна маха-мантры с полной концентрацией ума и сознания на лотосных стопах Шримати Радхарани. Этот процесс подобен ягье, которая питает всю вселенную. Вселенную, которая является ни кем иным как Самим Шри Кришной, где подношение – это другая форма Шримати Радхарани. Этот совершенный союз обозначается знаком жертвенного алтаря.

2. Гора (гири). Знак символизирующий холм Говардхан (Гирирадж), лучшего из слуг Господа Хари (харидаса-варью). Гирирадж всегда задействован в служении Божественной Чете Шри Шри Радхе-Кришне. Вдобавок этот символ указывает на то, что Шри Шри Радха-Кришна даруют прибежище всем чистым преданным в сени Своих лотосных стоп.

3. Раковина (шанкха). Символ раковины олицетворяет религиозные принципы. Как только мы станем способны следовать всем религиозным принципам из глубины своего сердца, как это описывается в писаниях, таких как «Хари-бхакти-вилласа», лишь тогда Божественная Чета Шри Шри Радха-Кришна освободит нас от всех видов страданий. Кроме того знак раковины на лотосных стопах Шри Шри Радхи-Кришны вмещает в себя весь океан материального существования, который можно с лёгкостью пересечь, что символизирует безоговорочную победу для преданных, принявших прибежище у Их лотосных стоп. Ещё этот принцип символизирует джала-таттву – истину, или принцип чистой воды, – поскольку с лотосных стоп Шри Кришны проявилась река Ганга, очищающая все три мира. Этот символ на стопах Шримати Радхарани выражает принцип воды, которая успокаивает Её Возлюбленного Шри Кришну, избавляя Его от жгучей боли разлуки с Ней.

4. Серьга. Олицетворяет уши Господа Шри Кришны, которые всегда слушают сладкозвучные мелодии очаровательных колокольчиков Шримати Радхарани. Таким образом, Кришна живёт ради прибежища в сени Её стоп, что делает Его необычайно счастливым.

5. Палица (гада). Этот символ говорит нам о том, что стопы Шримати Радхарани способны наказать безумного слона греховной похоти. Кроме того, символ палицы указывает на то, что даже предки тех, кто искренне принял прибежище в сени Её лотосных стоп, обретут такие же блага на пути преданности, как и сам практикующий. В соответствии со священным трактатами, каништха-адхикари (неофит) способен освободить семь поколений своих предков; мадхьяма-адхикари (преданный среднего уровня) – четырнадцать поколений и уттама-адхикари (преданный высшего класса) – двадцать одно поколение.

6. Колесница (ратха). Физическая оболочка души во вселенной подобна колеснице, а стопы Божественной Четы – это путеводитель, согласно которому все души должны путешествовать. Что указывает на бескрайнюю милость Господа по отношению к Своим преданным. Он Сам лично становится возничим их колесниц. Пребывая в такой колеснице, высшая цель существования становится легко достижимой, ибо такая колесница не встречает никаких препятствий на пути к вечной, исполненной блаженства обители Господа. Лишь те, кто принял полное покровительство колесницы Их лотосных стоп, станут полностью свободны от всех видов страданий материального существования.

7. Копьё. Для тех, кто, желая избавиться от всех материальных привязанностей, принимает прибежище у Божественной Четы Шри Шри Радхи-Кришны, копьё незамедлительно устраняет все препятствия, уничтожая все материальные привязанности.

8. Рыба. Как рыба не может жить без воды, так и предавшиеся души не могут прожить и мгновения вдали от стоп Божественной Четы. Сама Шримати Радхарани подобна рыбе, извлечённой из воды, не способна прожить и секунды без Своего возлюбленного, Господа Шри Кришны.

Другой смысл этого символа – это ум. Ум очень непостоянный, словно рыба. Как рыба всегда мечется то туда, то обратно, так и наш ум, очень беспокоен и непослушен. И только после интенсивной медитации и постоянных усилий, ум постепенно достигает стоп Шри Шри Радхи Кришны.

Знак рыбы также указывает, что лотосные стопы Шри Шри Радхи-Кришны низойдут и останутся лишь в том сердце, которое очищено нежными чувствами любви. Данный символ можно найти и на знамени Амура, который разжигает страсть враджа-гопи. Он же украшает лотосные стопы Шри Кришны, что демонстрирует Его полную победу над Амуром. Об этом же говорит и флаг Амура, украшающий подошвы лотосных стоп Господа, свидетельствующий о том, что Амур не просто был побеждён, а принял полное прибежище в сени лотосных стоп Шри Кришны. Вдобавок ко всему, символ рыбы служит напоминанием о том, что во время великого разрушения и всеобщего наводнения Шри Кришна принял форму рыбы, Матсьи, ради спасения Своих преданных.

9. Цветок (пушпа). Это уникальный символ, присущий исключительно Шримати Радхарани. Точно так же, как сладостный аромат цветка распространяется повсюду, так и божественная слава Её стоп сияет во всех направлениях. Стопы Шримати Радхарани мягкие и нежные, как цветочные лепестки. Подобно тому, как плод растёт после цветения, также и духовные плоды проявляются лишь после расцвета на подошвах Её очаровательных стоп.

10. Ячменное зерно (биджа). Этот знак показывает, что служа лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны, преданному будет всегда сопутствовать успех и процветание. Он также демонстрирует, что как только преданный находит убежище у Их лотосных стоп, его прежние путешествия сквозь миллионы рождений кажутся ему незначительными, подобно зёрнышку ячменя. И наконец, как зёрна ячменя являются жизненно необходимыми для определённых видов существ, так и лотосные стопы Божественной Четы поддерживают жизнь во всех душах.

11. Диск (чакра). Символ указывает на способность покорять шесть врагов тела: вожделение, гнев, жадность, иллюзию, гордость и зависть. Этот диск, подобно Сударшана Чакре, рассеивает все иллюзии, открывая всё в истинном, благоприятном (су) свете (даршана), тем самым позволяя избавиться от всех последствий плохой кармы. Данная отметка на стопах Шримати Радхарани указывает на то, что Она является владычицей Её собственного царства, образованного кругом Враджа-мандалы.

12. Линия, вздымающая вверх (урдхва). Стойкая преданность и приверженность преданного к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны возносит его в высшие сферы бытия, Голоку Вриндавану. В действительности, такой преданный никогда не падёт с того царства. Линия показывает, что деятельность такого преданного никогда не должна подвергаться сомнению, а также то, что его невозможно удержать в плену, в таком маленьком месте, как материальная вселенная. Вдобавок ко всему, данный символ указывает, что мы являемся вечными слугами Шри Шри Радхи-Кришны, и что путь к Их лотосным стопам, лишён каких-либо внешних обозначений, он прямой и простой. Вместе с тем эта линия показывает, что Их стопы могут простираться до самых низких, падших душ, освобождая всех тех, кто всецело предался Им.

13. Лотос (падма). Словно появляющийся из воды прекрасный лотос, высшее благо обретается лишь теми, кто с глазами, наполненными слёз, хранит лотосные стопы Божественной Четы в своём сердце. Подобно тому, как лотос постоянно цветёт днём и закрывает свои лепестки ночью, так и те, кто непрестанно медитирует на лотосные стопы Шри Шри Радхи-Кришны, непременно испытают преданность, распустившуюся и цветущую в глубине их сердец, а все препятствия, лицемерие и тьма невежества уйдут прочь.

14. Зонтик. Принявшие прибежище в сени лотосных стоп Шримати Радхарани защищены от непрекращающихся осадков материальных страданий. Её лотосные стопы несут облегчение Её Возлюбленному, Господу Шри Кришне, от палящей жары, которую Он ощущает в разлуке с Ней. Вдобавок этот знак символизирует Господа Шри Кришну, поднявшего холм Говардхан словно зонтик, дабы защитить Врадж от разрушительных дождей, посланных Индрой. Наконец, символ зонта подразумевает, что те, кто укрываются в сени Её лотосных стоп, становятся возвышенными, как махараджи, цари, над головами которых обычно расположен зонт.

15. Браслет. Лишь те, кто беззаветно вручил себя лотосным стопам Шримати Радхарани, услышат мелодии Её сладкозвучных браслетов. Другими словами, такая личность обретёт столь редкую и столь желанную возможность близкого служения Шримати Радхарани, оставаясь в Её непосредственном окружении. Браслеты также олицетворяют целомудрие. Те, кто носят браслеты, всецело чисты. Во всём творении есть лишь один мужчина – это Шри Кришна, а все остальные – женщины. Если кто-либо желает стать истинным слугой Господа Шри Кришны, посвятив всю свою деятельность в служении Ему, прежде ему необходимо принять прибежище Шримати Радхарани и совершать служение исключительно под Её руководством.

16. Стрекало. Этот символ показывает, что умы предавшихся душ, подобные непослушным слонам, становятся подконтрольными и с лёгкостью направляются куда необходимо благодаря медитации на лотосные стопы Божественной Четы. Все те, кто находится на пути по направлению к Их лотосным стопам, естественным образом возвышаются над всеми остальными, как махаут, погонщик слонов, восседая на слоне, возвышается над теми, кто проходит пешком. Этот символ на стопах Шримати Радхарани указывает на то, что хотя ум Шри Кришны, подобный слону, может попытаться вести себя героически, Её лотосные стопы по-прежнему обладают достаточной силой, чтобы легко одержать победу над Ним и взять Его под Свой контроль.

17. Флаг (джаяпатак). Символ провозглашающий, что для всех преданных, медитирующих на лотосные стопы Шримати Радхарани, эти стопы обеспечивают беспрецедентную безопасность и защиту от всякого страха. А все те гопи, которым известна слава лотосных стоп Шримати Радхарани, обретут наивысшую победу.

18. Лиана (лата). Этот символ представляет собой путь преданного с пылающим сердцем, а также олицетворяет желание в сердце преданного, которое подобно лиане растёт в поисках постоянного прибежища в сени Её лотосных стоп. Данный символ говорит нам о том, что лотосные стопы Шримати Радхарани всегда встречаются в лесах Вриндавана, который изобилует рощами и виноградниками. Она Сама похожа на лиану, обвивающая дерево тамал, которое является никем иным, как Господом Шри Кришной. И наконец, любой разумный человек хватается за Её лотосные стопы, точно так же, как лианы крепко хватаются за всё то, что устремлено вверх.

19. Полумесяц. Символ показывающий, как лотосные стопы Шримати Радхарани действительно исполняют все желания преданных и помогают им достичь своих целей. Подобно тому, как луна проливает нектар вместе со своими охлаждающими лучами, также и лотосные стопы Шри Шри Радхи-Кришны проливают нектар на Своих преданных, гася бушующий пожар тройственных материальных страданий (то есть страданий, порождённых телом и умом; страданий, приносимых другими живыми существами и страданий, вызванных стихийными бедствиями). Равно как полумесяц находится в процессе роста, так и благо тех, кто непрестанно прославляет лотосные стопы Божественной Четы безупречным образом, несомненно, увеличивается.

Все вышеописанные символы, свидетельствуют о том, что Шримати Радхарани – это единственное, исполненное блаженства, вечное прибежище для всех искренних душ. А Вриндаван – это вечно блаженная обитель нашей Божественной Четы, Шри Шри Радхи-Кришны. Во Вриндаване Господь Кришна вечно пребывает со Шримати Радхарани. Шримати Радхарани – это воплощение любовного служения, и Она же является неотличной от Шри Кришны.

Из выше приведённых объяснений становится очевидно, что шри гуру обязан обучить своего ученика тому, как раскрыть свои отношения со Шримати Радхарани. И потому, шри гуру может рассматриваться как представитель Шримати Радхарани.

Чтобы просветить нас относительно необходимости шри гуру (маха-бхагаваты-вайшнава) на пути нашего духовного развития, Шрила Нароттама дас Тхакур однажды сказал:

гуру крипау кришна миле, кришна крипау гуру меле

[По милости Шри Кришны мы можем получить шри гуру, а по милости шри гуру мы обретём Шри Кришну.] К великому сожалению, процесс инициации в наше время, часто скомпрометирован. И вместо того, чтобы из глубины сердца искренне взмолиться Господу Шри Кришне ради обретения истинного гуру, большинство людей выбирает себе учителя через какого-то профессионального агента духовного общества или просто полагаясь на свой интеллект и собственные измышления. В результате чего мы видим, что большинство таких посвящённых преданных в следствии меняют своих гуру, тем самым подвергая себя риску, открыв возможность для совершения вайшнава-апарадхи.

С целью помочь нам понять процесс, придерживаясь которого мы сможем принять прибежищу у истинного гуру (сад-гуру), Шрила Нароттам дас Тхакур во второй строчке своего киртана пишет: вандо муи савадхана-мате. Здесь слово вандо означает «молиться»; муи – это «я или мы»; «савадхане» значит бережно, со всем вниманием; и слово «мате» указывает на правильное понимание. Следовательно, суть этих строк такова: мы должны горячо молиться Кришне, не формально, а из глубины своего сердца, чтобы Он послал нам Своего идеального представителя – шри гуру, который идеальным примером научил бы нас тому, как стать вечной служанкой Шримати Радхарани. Как только в нашем сердце проявится твёрдое желание стать вечной служанкой Шримати Радхарани, Господь Шри Кришна Сам лично выберет достойного инициирующего учителя и пошлёт его к нам. Такой Гуру будет назначен предыдущим ачарьей в цепи ученической преемственности, в нём примут прибежище все надлежащие качества, чтобы нести все принципы Гуру, а также он будет обладать схожим умонастроением, дабы поддержать нас на духовном пути.

Основываясь на описанном выше методе в выборе гуру, я наиболее удачливая личность, потому как испытал всё это в своей жизни. Господь необычайно милостив, Он послал мне моего возлюбленного Гурудева, обладающего всеми качествами образцового ачарьи.

Я возношу молитвы Господу Шри Кришне о помощи, во имя создания надлежащей атмосферы в современном обществе, чтобы каждый обрёл достаточно сил для молитвы, ради обретения истинного (уттама) гуру, со схожим умонастроением, который постепенно возвысит нас до непосредственных слуг Шримати Радхарани. Я также молю Господа и о том, чтобы всё вайшнавское общество было свободно от раздоров в отношении гуру, чтобы нашей основной целью всегда оставалась любовная миссия Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, через несектантское, непредвзятое настроение в современном обществе.

джахара прасаде бхаи, э бхава торийа джаи,
кришна-прапти хойа джаха ха’те

Это строки из первого куплета знаменитого киртана «Шри-гуру-чарана-падма» Шрилы Нароттама даса Тхакура Махашая. Суть их чрезвычайно важна для всех последователей Гаудия-вайшнавизма. Из-за того, что большинству неизвестно истинное знание гуру-таттвы, в настоящее время возникло много разногласий среди последователей Гаудия-вайшнавов. Некоторые даже чувствуют себя обманутыми на избранном ими пути. Примерно тоже можно сказать обо всех благочестивых людях, которые с почтением следуют тому или иному вероисповеданию. Упомянутый киртан был написан на бенгали, и указанные строки имеют глубокий смысл, который я попытаюсь объяснить слово за словом, раскрывая их внутреннюю суть.

Джахара – чьи; прасаде – милость; бхаи – брат; э бхава – этот материальный мир; торийа джаи – способный освободить; кришна – Верховная Личность Бога, олицетворение блаженства и красоты; прапти – получить; хойа – есть; джаха – это; ха’те – от.

Из наставлений Господа Шри Кришны становится ясно, что без милости Его вечной супруги Шримати Радхарани никто не сможет обрести Его милость.

В «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 11) описывается диалог между Господом Кришной и одним из Его самых близких преданных по имени Уддхава. С самого детства Уддхава дружил с Шри Кришной, другими словами он поклонялся Ему в настроении друга (сакхья-раса). В этом диалоге Кришна произнёс следующее: ачарйам мам виджанийат, что значит: ачарйам – тот, кто учит нас служить Шри Кришне на собственном примере; мам виджанийат – тот, кто представляет Меня одного.

Мой духовный учитель, Его Божественная Милость, частенько цитировал эти строки, желая донести до нас истинную роль ачарьи. Он объяснял, что поскольку ачарья является представителем Господа, Его следует воспринимать как не отличного от Самого Верховного Господа Шри Кришны, и наше уважение к нему (ачарье) должно быть соответствующим. В действительности настоящим ачарьей является Шримати Радхарани, которая, в Свою очередь, не отлична от Господа Шри Кришны.

Шри Кришна – это шактиман, обладающий шакти (силой или энергией), а Шримати Радхарани – Его энергия наслаждения (ананда-дайини шакти). Шримати Радхарани неустанно служит Шри Кришне двадцать четыре часа в сутки самыми разнообразными способами. Она не только готовит для Него различные яства и отправляет их через Своих верных спутниц (сакхи), но ради Его счастья Она терпеливо принимает на Себя все ложные обвинения Своей свекрови Джатилы и невестки Кутилы. Однако в наши дни мы совсем не готовы терпеть никаких обвинений в свой адрес. Мы стараемся подальше держаться от наших родителей, родственников, не отягощать себя образованием, работой и т.д., поскольку решили вести отрешённый образ жизни. Ради этого мы готовы даже отказаться от нашего духовного учителя и от служения ему. Но отречение Шримати Радхарани в корне отличалось от подобных представлений об отречённой жизни. Джатила и Кутила постоянно распускали слухи среди местных жителей об отсутствии чистоты и целомудрия Радхарани. Однако эти обвинения Её не останавливали. Она не допускала и мысли о прекращении служения Кришне. Так Она демонстрировала пример терпения в служении Шри Кришне. А где же наше терпение в служении ачарье?

В нашей линии ученической преемственности слово ачарья является синонимом слова гуру или гурудев, то есть учитель, который достоин учить весь мир. Под словом учитель, подразумевается та личность, которая обучает принципам духовной жизни на своём примере. Шримати Радхарани – наш изначальный ачарья, а вместе с тем и прообраз всех ачарьев. Нам известно, что без Её милости никто не может получить милость Шри Кришны. А без милости гурудева невозможно освободиться из этого мира страданий. Лишь по милости гурудева у нас появится шанс быть занятым в служении Господу Шри Кришне.

Конечная и наивысшая цель человеческой жизни заключается в том, чтобы навечно стать занятым в служении Шри Кришне. Об этом ясно говорится в последней строке первого стиха песни Шри Нароттама даса Тхакура: кришна-прапти хойа джаха ха’те. Чтобы пролить свет на понимание гуру-таттвы, я хотел бы обсудить стих из «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане

Все богооткровенные писания утверждают, что концентрированная милость Господа Кришны является нам в форме гуру. Другими словами, Господь Кришна одаривает нас Своей милостью через гуру. Из чего можно сделать заключение, что гуру не отличен от Господа Кришны, и потому можно смело утверждать, что гуру является самой важной составляющей нашей духовной практики. Также следует уяснить, что гуру – это не индивидуум, а таттва, неопровержимая истина. Стоит нам лишь подумать о гуру как об индивидууме, тут же мы начинаем заниматься осуждением других гуру, желая прославить своего собственного. Склонность к прославлению «нашего» гуру неизбежно приведёт к оскорблениям, которые являются препятствиями на духовном пути. Так не обретёшь новые откровения, но лишь превратишь свою жизнь в хаос и разруху. В то время как цель духовной практики – сначала осознать, а затем наслаждаться вкусом вечного блаженства, мира, счастья и любви.

Из-за множества самозванцев стало трудно определить квалификацию истинного гуру. На самом деле гуру должен быть назначен предшествующим учителем, но в наши дни гуру назначают себя сами или это делают их последователи. Большинство проповедников берут на себя роль гуру по просьбе общественности. К примеру, многие привлекаются проповедниками, которые способны лаконично излагать свои идеи, сладкозвучно петь или они просто искусно играют роль святых. Обманутые простые обыватели просят такого проповедника дать им посвящение. В результате большинство инициирующих гуру, назначенных обществом, распространяют любовную миссию Махапрабху без разрешения предыдущих учителей.

Если мы обратимся к истории, то мы увидим какова на самом деле процедура назначения гуру. Нам известно, что Шрила Рамануджачарья был уполномочен Лакшми Деви на роль гуру. Сокращённо к Лакшми Деви можно обращаться как «Шри». Таким образом все, кто принял инициацию в духовной линии Шри Рамануджачарьи, известны как последователи Шри-сампрадаи. Брахма назначил своим преемником Мадхвачарью. Кто бы ни принял инициацию в линии духовной преемственности Мадхвачарьи, принадлежит к Брахма-сампрадае. Господь Шива назначил Вишнусвами, поэтому те, кто следует духовной преемственности Вишнусвами Ачарьи, принадлежат к Рудра-сампрадае. Четыре сына Брахмы – Санат, Санатан, Санандан и Санат Кумары, которые были зачаты в уме Брахмы, уполномочили на роль ачарьи Нимбадитья Брахмана. Те, кто следует духовной преемственности Нимбарка Ачарьи, принадлежат к Нимбарка-сампрадае.

Подобным образом мой парам-гурудев Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур наставил всех своих учеников стать гуру. Он часто говорил: «У меня нет учеников. Они все мои друзья, которые пришли защитить меня от различных опасностей в этом материальном мире (бипод-уддхарон-бандхав). Поэтому я прошу их всех принять на себя роль гуру, дабы защитить людей и разрушить их материальные привязанности, занимая их в служении Абсолюту». После того как большинство учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура оставили этот мир, осталось лишь несколько назначенных ачарьев. Остальные получили этот статус по желанию общественности за материальные достижения – ораторские или музыкальные способностями, а то и просто за обаятельную внешность. В результате мы можем наблюдать, что так называемые «гуру» по всему миру принимают недостойных учеников.

На самом деле, я хотел бы сказать, что гуру обладает силой вложить в сердце ученика семя преданности, наполненное любовью. К сожалению, неквалифицированные гуру, жаждущие лишь славы и почестей, принимают большое количество учеников, не подготовив их сердца. Мы все прекрасно знаем, что семена необходимо сажать в плодородную почву. Для начала нужно хорошо прополоть землю и выкорчевать все сорняки. И только после этого можно сажать семена, иначе они не взойдут. Семена необходимо также поливать. Здесь под поливом имеется в виду слушание лекций того, кто практикует путь преданности. Необходимо также внимательно воспевать маха-мантру с единственной целью – достичь духовной обители, а не ради материальных наслаждений. Последователи лжепроповедников не способны достичь никаких благ. В конце концов они чувствуют себя обманутыми. И вместо воспевания с любовью и преданностью большинство вовсе отвергают святые имена Господа, меняют гуру одного за другим.

Обычно мы видим, что в день празднования дня явления гуру или вайшнава, ученики и последователи готовят прекрасный трон для своего гуру, желая провести поклонение наилучшим образом. Но во времена Прабхупады (Его Божественной Милости Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура) дни явления гуру и вайшнавов были известны как вьяса-пуджа. В этот праздник, помимо подготовки прекрасного трона, ученики и последователи проводили Вьяса-пуджу в соответствии с наставлениями Шрилы Бхактивинода Тхакура, которые описываются следующим образом:

Существует как минимум шесть панчак, известных как:

  1. 1.кришна-панчака,
  2. 2.вьяса-панчака,
  3. 3.ачарья-панчака,
  4. 4.санакади-панчака,
  5. 5.гаура-панчака,
  6. 6.гуру-панчака.

Панчака означает пять персонификаций в каждой группе. Шесть панчак расположены так, что кришна-панчака находится в середине. Справа от кришна-панчаки мы должны расположить вьяса-панчаку и гаура-панчаку друг за другом. Слева от кришна-панчаки мы должны расположить ачарья-панчаку. С западной стороны от кришны-панчаки располагается санакади-панчака и с восточной стороны – гуру-панчака.

  1. 1. Пять олицетворений кришна-панчаки. Посередине находится Кришна, окруженный Его четырьмя экспансиями: Васудева с восточной стороны, Санкаршана – с южной, Прадьюмна – с западной и Анируддха – с северной.
  2. 2. Вьяса-панчака: воплощение энергии Господа Кришны, Вьясадева, расположен в середине, окружённый четырьмя главными учениками. С восточной стороны – Паила Муни, с южной – Вайшампаяна Муни, с западной – Джаимини Муни и с северной стороны – Суманта Муни.
  3. 3. Гаура-панчака: В центре находится Шри Гауранга Махапрабху. С восточной стороны – Адвайта Прабху (совокупная форма Маха-Вишну и Шивы), с южной стороны – Нитьянанда Прабху (Баларама в лилах Кришны), с западной стороны – Шривас Тхакур (Шри Нарада) и на севере – Гададхар Пандит (воплощение Шримати Радхарани).
  4. 4. Ачарья-панчака: В середине – Шрила Шукадева Госвами (бхагавата-ачарья), окружённый четырьмя ачарями: Шрила Рамануджачарья находится на востоке, на юге – Шрила Мадхвачарья, на западе – Вишну Свами Ачарья и с северной стороны – Нимбадитья.
  5. 5. Санакади-панчака: посередине находится Вишваксена, окружённый четырьмя личностями: Санака – на востоке, Санатан – на юге, Санандан – на западе и Санат-кумар – на севере.
  6. 6. Гуру-панчака: в центре наш дикша-гуру и его окружение. С восточной стороны – парам-гурудев, с южной – парамешти-гуру, с западной – паратпара-гуру и на севере расположен Господь Брахма.

Вышеупомянутая процедура – это истинный способ проведения Вьяса-пуджи, который был утверждён Шрилой Сатчитанандой Бхактивинодой Тхакуром. Такой метод проведения Вьяса-пуджи помогает должным образом выразить почтение всем вайшнавским школам и их последователям.

Традиция Гаудия-вайшнавов берёт своё начало от Шри Гауранги Махапрабху. В Своём учении Он акцентировал наше внимание на том, что нам следует развить в себе смирение, как у травинки; сохранять терпение, подобное дереву; полностью быть свободным от желания славы и почестей; выражать должное почтение всем живым существам и воспевать Харе Кришна маха-мантру. Все эти качества постепенно проявятся в нас благодаря неустанному воспеванию Харе Кришна маха-мантры, как минимум шестьдесят четыре круга в день.

Вайшнавская традиция вовсе не нова. Оглядываясь назад, мы видим, что первое живое существо во Вселенной, Брахма, - вайшнав. Его четверо сыновей, известные как четыре Кумара, Нарада и Господь Шива – также являются вайшнавами. Наша линия началась с великого преданного Брахмы, поэтому мы принадлежим к Брахма-сампрадае. Мы знаем, что Верховная Личность Бога Шри Кришна, являющийся источником всех аватар (аватари), явился в форме Шри Гауранги Махапрабху и принял отречённый уклад жизни ради распространения пути преданности, воспевая Харе Кришна маха-мантру. Его имя стало Шри Кришна Чайтанья Махапрабху.

Шри Гауранга Махапрабху показал пример того, что наша духовная практика будет плодотворна лишь после того, как мы примем прибежище в одной из истинных линий ученической преемственности. Сампрадая, или парампара, буквально означает «один за другим». Цель системы парампары состоит в том, чтобы сохранить духовное знание, передавая его через ученическую преемственность – от учителя к ученику. Знание нисходит от Самого Верховного Господа, а истинный гуру сохраняет его целостным и полным. Никакие новые идеи и выводы в нашей линии не создаются. Никто не может что-либо добавить либо убрать. Оно сохраняется и передаётся как есть.

Важно понимать также, что хотя Гауранга Махапрабху является аватари, Он всё равно принял линию Брахма-сампрадаи и утвердил поклонение Божественной Чете Шри Шри Радхе-Кришне на Голока-Вриндаване. Голока-Вриндавана – это наивысшая обитель Верховного Господа, исполненная сладчайшего нектара рас, где мадхурья-раса является наиболее сконцентрированной формой всей сладости. Мы пытаемся следовать по стопам Шри Гауранги Махапрабху и Его спутников (анугатья).

Я слышал от своего духовного учителя, что мой парам-гурудев Его Божественная Милость Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур низошёл к нам как посланник Шри Гауранги Махапрабху прямо из духовной обители, где его вечная форма – Вимала Наянамани Манджари. Я также слышал от нашей гуру-варги, что все ученики Шрила Прабхупады также являются спутниками Шри Гауранги Махапрабху. Мои предыдущие учителя: Его Божественная Милость Шрила Бхактивинода Тхакур, Его Божественная Милость Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, Его Божественная Милость Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур и все моя гуру-варга учит нас тому, что душу можно насытить лишь посредством практики чистого преданного служения и воспевания святого имени, которое постепенно освободит нас от всех материальных привязанностей. Эти привязанности затягивают душу в круговорот рабства, наполненный бесконечными страданиями. Само тело уже является для живых существ источником страданий, будь то тело животных, растений или человека.

Хотя я не достоин быть слугой наших предшествующих учителей, мой духовный учитель по своей беспричинной милости позволил мне быть его слугой и научил меня, как следовать по стопам всех членов этой преемственности. Сегодня я желаю смиренно обратиться ко всем вайшнавам: пожалуйста, простите все мои оскорбления и даруйте мне свою милость, чтобы я мог стать настоящим слугой слуги нашей гуру-варги и чтобы со временем мне было позволено войти в духовную обитель, где я смогу стать слугой Ананги Манджари, Рупы Манджари и Лалиты Сакхи.

Незначительный, стремящийся стать слугой нашей гуру-варги.

Б.Б.Бодхаян.

………………………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи