?

Интервью с Гададхарой Пандитом Прабху. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1236. Опубликовано: 11-12-2018, 15:21

Интервью с Гададхарой Пандитом Прабху

Часть 2

Книги. История. Шрила Вишвеша Тиртха

13.10.2018г.

 

Ари Мардан дас: Можете ли Вы поделиться своими планами на будущее? Что мы можем от Вас ожидать в ближайшее время, какие книги?

Гададхар Пандит дас: Я думаю подготовить новое издание о жизни Шрилы Мадхвачарьи.

 

Ари Мардан дас: Вы о книге «Мадхвачарья – учитель мира»?

Гададхар Пандит дас: Да, планирую переиздать книгу «Мадхвачарья – учитель мира». Сейчас это возможно сделать на более качественной, лучшей платформе. Книга издавалась десять лет назад. Сейчас возможности расширились, и также есть дополнительный материал. Собираюсь сделать также краткое изложение «Веданта-сутры». Для этого у меня есть труд Мадхвачарьи – «Веданта-артха-санграха». В нескольких стихах этот великий ачарья излагает суть «Веданты». Сама по себе «Веданта-сутра» большая и весьма философская. Это может занять много времени, чтобы перевести его полностью. В то же время современным читателям бывает нелегко читать сложную философию. Думаю, что краткое изложение будет ценным, потому что оно представит всю структуру учения, основные постулаты, которые там излагаются. Надеюсь также при этом использовать комментарий школы Гаудия-вайшнавов, «Шри Говинда-бхашью» Шрилы Баладева Видьябхушаны. Он почти один в один совпадает с тем, что изложил Мадхвачарья. Имеются лишь некоторые свои нюансы. Пока такой замысел есть, а далее видно будет.

 

Ари Мардан дас: Меня довольно удивила одна фраза Шри Вишвеша Тиртхи Махарараджа о том, что Он изучал работы Шрилы Баладевы Видьябхушаны. Ачарья Мадхва-сампрадаи признаёт пандитью (учёность) Баладевы Видьябхушаны и считает, что его толкования на шастры и философские представления авторитетны. Этим самым он подчёркивает единство Мадхва-сампрадаи с Гаудия-сампрадаей и признаёт Гаудий.

Гададхар Пандит дас: Да. Шрила Вишвеша Тиртха – великий философ и имеет широкий кругозор. Он всегда ярко раскрывает духовные истины, сопровождая их красивыми примерами. Это действительно факт – Шрила Баладева Видьябхушана был воспитан на учении Мадхвачарьи. Приняв учение Гаудия-вайшнавов, он использовал ту же платформу, но несколько расширил её. Я тоже видел запись того выступления Шрилы Вишвеша Тиртхи. Меня это вдохновило. Шрила Вишвеша Тиртха в этом выступлении ссылался на своего гуру. Я тоже встречался с его учителем. Сейчас он уже ушёл.  Его имя – Шрила Видьяманью Тиртха. Он был настоятелем Палимару Матха, великим учёным и, насколько я знаю, впервые подчеркнул общность корней наших духовных традиций. Однажды, в 1996 году, он пригласил нас, учеников ИСККОН, к себе на встречу, однако, не зная санскрита, мы смогли тогда обменяться с ним только несколькими фразами.

В целом в наших традициях есть некоторые расхождения в понимании отдельных постулатов, но это вполне оправданно, ибо знание о Боге беспредельно. Никто, ни одно живое существо, помимо Самого Господа Нараяны, не может знать всё в абсолютной степени, потому что Сам Господь безграничен по Своей сущности. В духовных традициях принято устанавливать определённую сиддханту, философскую систему, которые на определённом уровне описывают славу Всевышнего, Абсолютную Истину и реальность мира.

Можно видеть, что каждая система, например, учение Шри Рамануджачарьи, Шри Мадхвачарьи, школа Гаудия-вайшнавов, имеет свои особенности, вишешу. Не слишком сведущие люди, видя эти различия, сразу пытаются акцентироваться на противоречиях.  Они восклицают: «Столько разногласий между ачарьями! Это не авторитетно!» Например, в бинокле есть приближение, «зум», мы можем рассматривать какой-то предмет с разной позиции или степени отдаления, а также с различных углов зрения. Чем больше мы приближаем, увеличивая, тем более просматриваются детали, видение каких-то вещей может разительно поменяться при приближении к объекту. Иногда реальность выглядит совсем по-другому при разных обстоятельствах и кажется, что возникли большие противоречия. Однако это разный угол зрения, разная степень детализации. Сам Вьясадева использовал разный подход при написании ведических писаний. Им представлено множество разных платформ, идей, в той же самой «Махабхарате». Есть писания, которые известны как тамасика-пураны, раджасика-пураны, саттвика-пураны. Каждый трактат несёт в себе свой уровень подачи истины. Сам Господь заложил подобный метод, потому что Он изначально знал, что всем людям сложно придти к одному пониманию, так как у каждого своё индивидуальное видение, своя степень и форма обусловленности, своя гуна.

 

Ари Мардан дас: Как говорится: истина многогранна.

Гададхар Пандит дас: Соответственно, есть разные уровни понимания истины. В каких-то школах есть своя специфика. Некоторые предметы в них знают очень хорошо, но в иных областях знания у них могут быть пробелы. В другой школе может быть обратная ситуация, делаются другие акценты. То есть одна и та же истина рассматривается по-разному и с разной степенью детализации.

Ачарья или сведущий человек может правильно соотносить эти различия, но фанатичные последователи, усвоив истину лишь фрагментарно, начинают кричать: «Вот истина, только мы понимаем её, а все остальные заблуждаются и потому отправятся в темнейшие районы ада».

 

Ари Мардан дас: Наш Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж) говорил обратное: либо Вы научитесь соотносить истины Вед, либо отправляйтесь в ад.

Гададхар Пандит дас: На самом деле, человек, который не способен привести в гармонию истины шастркаништха-адхикари. Такие неофиты, которые немножко что-то узнали, чаще всего поверили в те или иные идеи без реального осознания, или понимания того, как нужно в действительности толковать смысл писаний. У них нет понимания того, как следует истолковывать различия в учениях.

В «Махабхарата-татпарья-нирнае» Шри Мадхвачарья дал уровни понимания, объяснил всё в целом и показал, что есть разные платформы осознания. Например, Вьясадева в Пуранах излагает идеи шиваитов. Он пишет: «Шива – Верховный Господь, и всё в мире крутится вокруг него». Но в другой Пуране он пишет, что Брахма – Верховная Личность, или даже Ганеша! Мадхвачарья объясняет: «Есть подход, ключ к истолкованию послания. Просто не всегда нужно понимать сказанное буквально. Если это вайшнавские шастры, то там сказано всё, как есть. Не требуется ничего переосмысливать. Услышал, принял всё – сакшад – прямой тест, очевидный смысл. Но когда послание неоднозначное, потребуются специальные инструменты дабы понять, о чём именно там говорится. Нужна специальная подготовка, образование».

 

Ари Мардан дас: Хорошо. Спасибо. Мне это очень напомнило «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Он как раз обсуждает эту тему, утверждая на основе «Бхагаватам», что изучение с позиции саттвы – это более продуктивный метод, чем изучение с позиции тамаса и (или) раджаса(1). И так же мы понимаем, что истина многогранна и может подаваться в согласии с кала-деша-патрой, то есть местом, временем и обстоятельствами. Верно?

Гададхар Пандит дас: Да, да конечно.

 

Ари Мардан дас: Когда Вы переводили свои книги, Вы это делали, пребывая в Южной Индии, или в России?

Гададхар Пандит дас: Я начал заниматься там, а потом продолжил в России. Большую часть, находясь в России.

 

Ари Мардан дас: А почему Вы приняли решение переводить книги в Индии? Это связано с консультациями или с атмосферой, в которой Вы там находились?

Гададхар Пандит дас: Просто я жил в то время в Индии. Там было место моего служения, и как раз там я начал заниматься переводами. Потом, когда я поселился снова в России, я продолжил заниматься этим.

 

Ари Мардан дас: Сколько лет в общей сложности Вы прожили в Индии? 

Гададхар Пандит дас: Непрерывно почти восемь – девять лет с короткими выездами.

 

Ари Мардан дас: Помогали ли Вам в переводе индийские вайшнавы, лидеры храмов Шри Мадхвачарьи?

Гададхар Пандит дас: Непосредственно с настоятелями ситуация такая, что с ними тяжело обсуждать, потому что они очень заняты всегда. Но, есть уполномоченный представитель, это Говинда Ачарья, которого многие ценят и уважают. Он литературный гигант современности в школе Мадхвачарьи. Он сделал столько, сколько не сделал ни один настоятель. Он работает с трудами Шрилы Мадхвачарьи. К нему я обращался не раз, и встречи с ним были весьма плодотворными. Он философский человек, свободно говорит по-английски и на санскрите. Он любит обсуждать комментарии к трудам Мадхвы и отредактировал фактически все труды, которые хранились в форме манускриптов. Он знает тонкости философии, поскольку он проповедник и лектор. Это его жизнь. Он написал много разных книг. Многие книги он перевёл в доступный печатный формат. К некоторым писаниям он сделал подробные санскритские комментарии, оригинальные в своём стиле, опираясь на комментарии более древних учителей. С ним я обсуждал ряд идей, но это были редкие встречи. Изучая его комментарии, я получил почти все ответы. Он подробно разъясняет все нюансы на санскрите, и почти на все свои вопросы я находил ответ. Всё, что меня интересовало, я нашёл в его работах. Иногда какие-то моменты он пропускает, тогда я находил ответы другим путём.

 

Ари Мардан дас: Вы обращались за консультациями к тому-то ещё, помимо Бананджи Говинды Ачарьи?

Гададхар Пандит дас: Особой необходимости не было. Иногда кое с кем общался, какие-то темы обсуждал, где-то учился повторять правильно мантры и т.п. Конечно контактировал с ещё некоторыми вайшнавами, но менее систематично.

 

Ари Мардан дас: Каково отношение Бананджи Говинды Ачарьи к Гаудия-вайшнавам? Как они в целом вас воспринимают?

Гададхар Пандит дас: Я с ним не обсуждал темы связанные с Гаудия-вайшнавизмом. По сути, он не занимается этим направлением. Он занимается учением Мадхвачарьи, глубоким его разбором и презентацией.

 

Ари Мардан дас: Но, как я понимаю, он же знает, что Вы – представитель традиции Гаудия-сампрадаи. Так?

Гададхар Пандит дас: Да. Для него, как я полагаю, разницы нет. Естественно, он знает и нормально относится. Я не слышал, чтобы он что-то плохо говорил о нашей сампрадае. В целом, я полагаю, что он относится нормально.

С другой стороны, то, что существуют какие-то новые течения в линии Мадхвы, критики учения Гаудия-вайшнавов, то это больше собственная инициатива так называемых последователей.

 

Ари Мардан дас: Да, наши преданные время от времени спрашивают про них, поскольку несколько удивлены их агрессивностью, фанатизмом и бестактностью(2). Такое ощущение, что у них вообще нет никакого понятия о вайшнавском этикете.

Гададхар Пандит дас: Суть в том, что они даже не инициированы в Мадхва-сампрадае, но на уровне какой-то шикши, которую они там получают, они считают себя последователями Мадхвачарьи. При этом, как ни странно, они продолжают называть себя именами, полученными ранее от учителей в Гаудия-сампрадае. Говинда Ачарья немного общается с ними, но формально они не являются его учениками. Я общался непосредственно с сыном Говинды Ачарьи, который является также представителем своего отца. Его зовут Баннандже Винаябхушана. Я спросил его: действительно ли Говинда Ачарья принял их в ученики? Ответ был такой: «Русские ребята порой посещают какие-то уроки; один-два человека более или менее могут понимать санскрит. Остальные – гости, мы не знаем про их жизнь, чему они следуют, а чему нет. Они иногда приходят, как почитатели ... послушать Ачарью».

 

Ари Мардан дас: То есть Баннандже Говинда Ачарья, дикшу, в той форме, которую мы знаем не даёт?

Гададхар Пандит дас: Насколько я знаю, то, как я слышал непосредственно от его сына, по крайней мере, вот эти русские последователи (оскорбительно действующие критики) развиваются только на уровне шикши. В Мадхава-сампрадае несколько особое отношение к инициации. Под дикшей они понимают некоторые мантры, которые нужны для поклонения Божествам. Если кто-то, как правило, потомственный брахман, становиться служителем в храме, ему полагается дать мантры, обучить ритуалам. У Гаудия-вайшнавов или в Рамануджа-сампрадае дикша – это также ритуал по системе Панчаратрика, но в Мадхва-сапрадае подход несколько иной.

Если обычный человек верит в Шри Кришну, он может приходить в храм, повторять святое имя, получать даршаны, принимать прасад, слушать лекции. Шрила Вишвеша Тиртха говорил как-то, что необязательно всем получать дикшу (3). Пожалуйста, все имеют доступ к традиции, никто не ограничен, если на сердце ложится. Дикшу дают каким-то особым людям, тем, кто серьёзно занят служением сампрадае. Насчёт системы, даёт ли в целом Говинда Ачарья дикшу или нет, я точно не знаю, так как сам он больше занимается литературной, философской деятельностью. Он погружён в это полностью. Скорее всего он только учит последователей постулатам учения, воспитывая их в данной традиции, помогая им понять смысл наследия. Те, кто слушают его, становятся учениками, не знаю, даёт ли он духовные имена или нет. Это можно будет уточнить. Мне самому это стало интересно.

 

Ари Мардан дас: Я наслышан о том, что Вы получили от вайшнавов Мадхва-сампрадаи титул «Пандит». В каком году это было?

Гададхар Пандит дас: Это произошло, когда издали «Двадаша-стотрам», в 2006 году. Лакшмивара Тиртха устроил пресс-конференцию в честь выхода этой книги, и на той конференции были разные выступления. Сам Махарадж, когда делал своё выступление, сказал: «Вот теперь ты – настоящий пандит!» У нас есть видеозапись, как всё произошло. Если кто-то исполнил значимое служение сампрадае, что-то перевёл, написал, старшие ему говорят: «Ты – шастра ратнакара, видьябхушан». В таком случае представитель сапрадаи может даровать некий почётный титул в награду за служение. Это своего рода благословение.

 

Ари Мардан дас: Какой это был год?

Гададхар Пандит дас: Это было в 2006 году.

 

Ари Мардан дас: Возможно ли преданным ознакомиться с фотографиями или видео, где запечатлено это важное для Вас событие?

Гададхар Пандит дас: Что-то я выкладывал, фотографии есть у меня в архиве. Видео есть, но я пока его не выкладывал. К тому же оно без перевода. При желании можно это всегда сделать. В тот день мне выдали благодарственную грамоту, благословение, поблагодарили за проделанную работу. Грамота у меня хранится до сих пор.

 

Ари Мардан дас: Вы упомянули о раздробленности вайшнавизма на секты, как это произошло в Южной Индии, то, что озаботило лидеров в Мадхва-сампрадае. Я могу сказать, да и Вы наверное сами заметили, что подобная раздроблённость наблюдается и в Северной Индии. Вы были в Южной Индии, насколько в этом регионе ситуация с этим критична? В такой же степени, как и в Северной Индии, или хуже?

Гададхар Пандит дас: Отдельные последователи живут как бы в своём мире, в своём замкнутом пространстве. Вы спросите: «Почему это проблема?» Посмотрите на современное устройство государства, Индия – это республика. Чтобы что-то делать в стране, нужно иметь политический вес. Политический вес достигается только тогда, когда у организации много последователей. В Индии есть мусульмане. Если необходимо отстоять свои права, все мусульмане до одного идут на избирательные участки и голосуют. Потому что у них есть влияние. А у сторонников индуизма много разных отдельных направлений. Каждый интересуется только своим, и они вовсе не озабоченны каким-то общим делом.

Мой друг, Рагхавендра Ачарья, занимается некоторой политической деятельностью. Он сетовал, что в государстве вес последователей индуизма ослабевает. Если бы они выступали вместе, не только вайшнавы, но и другие последователи ведической культуры, то больше было бы понимания, общности. Позиции были бы более сильные, можно было бы делать больше для поддержания ведической культуры. Однако, из-за раздробленности  все страдают. Такова Кали-юга, век раздоров.

 

Ари Мардан дас: Спасибо большое, Прабху, за Ваши ответы. Также я снова хотел бы Вас поблагодарить за замечательные книги, над которыми Вы работаете. Продолжайте, пожалуйста, в том же духе и радуйте всех преданных своим служением шабда-брахману, Шри Шри Радхе-Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху!

Гададхар Пандит дас: Харе Кришна, вся слава учителям нашей парампары!

Ари Мардан дас: Харе Кришна! Поклоны!

………………………………………….

1)      В «Шримад-Бхагаватам», 1.2.23-24: 

саттвам раджас тама ити пракритер гунас таир
йуктах парах пуруша эка ихасйа дхатте
стхитй-адайе хари-виринчи-харети самгйах
шрейамси татра кхалу саттва-танор нринам сйух

«Трансцендентная личность Господа никогда не соприка­сается с тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством) и связана с ними лишь косвенным образом. Только ради создания, поддержания и разрушения материального мира Господь принимает формы этих трёх качеств, то есть формы Брахмы, Вишну и Шивы. Из этих трёх Божеств наивысшее благо люди могут получить от Гос­пода Вишну, олицетворения качества благости».

партхивад даруно дхумас тасмад агнис трайимайах

тамасас ту раджас тасмат саттвам йад брахма-даршанам

«Дерево является преобразованием земли, но дым лучше сырого дерева. А огонь лучше, чем дым, поскольку с его помо­щью можно совершать огненные жертвоприношения. Подобно этому страсть (раджас) лучше, чем невежество (тамас), но лучше всего благость (cammва), ибо достигнув благости, чело­век может познать Абсолютную Истину» (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Мадхурья-кадамбини», глава 3).

2) О поведении так называемых последователей Мадхва-сампрадаи стало известно лидерам этой школы в Индии. В результате этого лидеры высказали своё мнение в ответ на попытки дискредитировать Гаудия-сампрадаю. Предлагаем ознакомиться с ответом Шрилы Бхакти Вишвеша Тиртхи Свами: «Уже много раз, снова и снова мы подчёркивали и подчёркиваем тот факт, что, хотя и существуют определённые различия в некоторых аспектах наших двух сампрадай, но у нас больше объединяющих моментов, чем разъединяющих, и также подчёркиваем, что Гаудия-сампрадая является частью Мадхва-сампрадаи. Мы имеем великое почтение к Прабхупаде (Ш.Бхактиведанте Свами), который распространил по всему миру вайшнава-бхакти-сиддханту (Учение вайшнавов о бхакти, любви к Богу). Во время различных праздников и встреч мы прославляли его и продолжаем делать это. Нам приносит боль то обстоятельство, что упомянутая клеветническая статья (так называемых последователей Мадхвы) порочит (Ш.Бхактиведанту Свами) Прабхупаду и противоречит нашему мнению по этому вопросу, а также положениям нашей теологии.

Весь этот вопрос будет внимательно рассмотрен, и вскоре от меня, как занимающего пост главы Пурнапрагья Видьяпитха, будет опубликовано соответствующее заявление ради укрепления гармоничных отношений между двумя сампрадаями.

            Шри Шри Вишвеша Тиртха Свамиджи           

20.05.2001г.

Также рекомендуем к прочтению:

«Прививка против лжи»: http://bvgm.ru/forum/index.php?topic=67.0

«Ложь бывших кришнаитов»: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=12273

Лекции с опровержениями ложных утверждений идущих от псевдомадхваитов можно найти по следующим ссылкам:

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/audio/8597-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/audio/8598-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/audio/8599-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 4: http://sampradaya.ru/current/audio/8600-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 5: http://sampradaya.ru/current/audio/8605-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 6: http://sampradaya.ru/current/audio/8606-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 7: http://sampradaya.ru/current/audio/8607-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 8: http://sampradaya.ru/current/audio/8611-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 9: http://sampradaya.ru/current/audio/8628-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 10: http://sampradaya.ru/current/audio/8629-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 11: http://sampradaya.ru/current/audio/8630-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 12: http://sampradaya.ru/current/audio/8631-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 13: http://sampradaya.ru/current/audio/8647-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 14: http://sampradaya.ru/current/audio/8651-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 15: http://sampradaya.ru/current/audio/8652-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 16: http://sampradaya.ru/current/audio/8660-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 17: http://sampradaya.ru/current/audio/8660-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 18: http://sampradaya.ru/current/audio/8661-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 19: http://sampradaya.ru/current/audio/8662-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 20: http://sampradaya.ru/current/audio/8667-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 21:

 

3) В Гаудия-сампрадае подобный подход также применим, если человек ставит своей задачей просто достичь освобождения от грехов при помощи харинамы:

дикша-пурашчарйа-видхи апекша на каре
джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре

«Необязательно получать посвящение (дикшу) или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение» («Чайтанья-чаритамрита», 15.108).

 

Редакция: Латика д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью