?

Один святой день.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1932. Опубликовано: 31-07-2012, 11:48


Один святой день

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Шримати Вишнуприя

 

Сегодня святой день васанта-панчами, пятый день растущей луны месяца Магх, когда Кришне предлагают только что распустившиеся весенние цветы. В этот день на свет явилась Шримати Вишнуприя. Ее отца звали Санатана Мишра, он принадлежал к древнему брахманскому роду и был великим преданным Господа Вишну. Шримати Вишнуприя Деви — вечная супруга Шри Гаурасундара в Его облике Гаура-Нараяны. Согласно «Шри-Гаураганодеша-дипике», она является Сатьябхамой в Играх Кришны в Двараке. Она была второй женой Махапрабху. Их свадьбу устроил Кашинатх Пандит.

Шримати Вишнуприя — идеал самопожертвования и верности Гауранге Махапрабху. Она приняла санньясу, когда ей было всего четырнадцать лет. С того дня она вела почти затворническую жизнь, служа матушке Махапрабху — Шачидеви. Каждый день с рассвета до заката она повторяла Святое Имя и после каждой мантры откладывала зернышко риса, затем собирала этот рис, варила и предлагала Господу. Это все, что она съедала за целый день.

Когда Шачидеви  покинула мир, заботу о Шримати Вишнуприи принял ее брат. Впоследствии она установила дома мурти, Божество Махапрабху и служила Ему до конца жизни. Этому Божеству по сей день поклоняются в Храме «Махапрабхура Бади» («Дом Махапрабху») здесь, в Навадвипе. Если в этот день мы почтим ее святую память, может быть, она смилостивится и поможет нам хотя бы на шаг приблизиться к Махапрабху.

 

Шри Пундарика Видьянидхи

 

Сегодня также день явления Пундарики Видьянидхи. В кришна-лиле он — Раджа Вришабхану, отец Шримати Радхарани. Шри Пундарика родился в богатой и знатной брахманской семье из Чхатаграма. Его семья имела большие владения по всей Бенгалии. Титул видьянидхи ему присвоили позже, в знак признания его учености.

О таких людях, как он, говорят — любители красивой жизни. Он любил роскошную обстановку, дорогие одежды, изысканную пищу. В те времена любой состоятельный бенгалец считал своим долгом приобрести дом в Навадвипе, непременно на берегу Ганги, чтобы время от времени приезжать в Святое место в собственный дом и совершать омовение в Святой реке. Пундарика Видьянидхи не был исключением. У него был один из самых красивых и богатых особняков в Навадвипе. Обычно он жил в своем поместье в Чхатаграме и лишь несколько раз в году по большим праздникам приезжал в столицу в собственную резиденцию.

Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану (в Кришна-лиле), воплотилась как Гададхар Пандит в гаура-лиле. У Гададхара Пандита был близкий друг по имени Мукунда Датта, большой поклонник Махапрабху. Мукунда был родом из тех же мест, что и Пундарика, из Чхатаграма. Он знал, что под маской праздности в Пундарике скрывается глубокая религиозность и преданность Богу. Он видел в нем истинного кришна-бхакту, бхагавата-вайшнава. Состоятельный помещик (заминдар) для обывателей, Пундарика был примером преданности для тех, кто его знал близко. Однажды, услышав о приезде земляка, Мукунда, как всегда, отправился навестить его и пригласил с собой Гададхара Пандита: «Пойдем, я познакомлю тебя с вайшнавом».

Гададхар Пандит с детства стремился к обществу вайшнавов и терпеть не мог заумных майавади, поэтому обрадовался знакомству с новым вайшнавом. Он считал, что идея воспевания Имени Бога — самая высшая форма богословия. Поэтому, когда Нимай Пандит вернулся из Гайи и начал проповедовать харинаму санкиртану, он стал его приверженцем. До этого Гададхар Пандит старался не попадаться Ему на глаза, поскольку каждый раз Нимай пытался навязать ему спор о значении того или иного санскритского слова или доказывал какую-нибудь философскую истину. Но, вернувшись из Гайи, Шри Чайтаньядев преобразился в вайшнава. Однажды Он сказал Гададхару Пандиту: «Я потратил годы на пустые разговоры о грамматике и философии, но тебе, мой друг, повезло — ты с самого детства был предан Кришне и испытывал влечение к Его Имени. Ты достиг цели жизни, едва успев родиться».

Итак, Мукунда Датта и Гададхар Пандит отправились в гости к Пундарике. И какая же картина предстала их взору? На роскошном диване сидел уверенный в себе господин и курил золотой кальян, украшенный драгоценными камнями. Тело его благоухало дорогими ароматами. Длинные волосы, умащенные дивно пахнущими маслами и искусно уложенные локонами, ниспадали на плечи. Двое слуг обмахивали его шелковыми опахалами с ручками из красного дерева и золота. И этого господина Мукунда называл вайшнавом?

«Какое отношение, — думал Гададхар Пандит, — имеет к вайшнавизму кальян, табак, шелковые халаты, слуги? Что для Мукунды признак преданности — диван из слоновой кости?» Мукунда почувствовал разочарование друга и, будучи прекрасным певцом, нараспев произнес стих из «Бхагаватам»:

 

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй учитам тато 'нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

 

«Кому мне нести свое сердце, как не Кришне? В ком еще столько милости? Если он простил Путану Баки, которая вознамерилась отравить Его самым коварным способом, — притворившись кормилицей и намазав ядом грудь, то наверняка смилостивится надо мной. Он не только не отверг  убийцу, а пил ее молоко, признав ее наравне с матерью. У кого еще столько милосердия, как у моего Господа? У кого мне еще искать прибежища?»

Внезапно Пундарику словно подменили: «Она смочила грудь ядом, чтобы отравить младенца. Убить грудного ребенка таким способом, что может быть ужаснее? И что же Он? Признал ее кормилицей, отнесся к ней, как к матери. Его великодушие непостижимо. К кому мне еще обращаться за милостью?»

Пундарику трясло. Он как безумный размахивал руками, рвал волосы на голове, разодрал шелковый халат, отпихнул ногой кальян. Вскочил с дивана и начал крушить все вокруг — мебель, посуду… Затем, обессиленный, рухнул на пол и зарыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «У кого еще просить милости?» Потом вовсе лишился чувств.

Гададхара Пандит понял, что судил незнакомца по внешности, хотя знал, что вайшнава не судят по одежде, прическе, по манерам и другим внешним признакам. Пундарике просто напомнили эпизод из Игр Кришны, и он лишился рассудка!

По дороге домой Гададхар Пандит признался другу: «Мукунда, я оскорбил великого вайшнава, приняв его за обычного человека, погрязшего в заботах о своем благополучии. Я погиб как преданный. Меня уже ничто не спасет. Если бы он только согласился стать моим учителем, может быть тогда, служа ему, я искупил бы свое оскорбление. Другого способа быть прощенным за вайшнава-апарадху я не знаю. Я немедленно отправлюсь к Нимаю Пандиту и спрошу его совета».

(Еще до того, как Пундарика приехал в Навадвипу, Махапрабху вдруг стал звать: «Бап Пундарик! Бап Пундарик!» Бап — значит «отец». «Отец Пундарик, отец, где ты?» — восклицал Нимай, испытывая чувства Радхарани).

Когда Гададхар рассказал о своем намерении Махапрабху, тот, не задумываясь, поддержал его: «Отправляйся к Пундарике немедленно и попроси его взять тебя в ученики». Гуру для нас отец, поэтому ничего удивительного, что Махапрабху одобрил желание Гададхары принять инициацию у Пундарики Видьянидхи. Пундарика — царь Вришабхану, отец Шри Радхики, а Гададхара — Шри Радхика в гаура-лиле.

Пундарика Видьянидхи никогда не купался в Ганге, поскольку считал недопустимым касаться ногами Священной реки. Раз в день, до восхода солнца, когда все еще спали, он приходил на берег, зачерпывал воду ладонями и смачивал голову. Днем он не ходил на Гангу — не мог смотреть, как люди ныряют в нее, плюют и стирают одежду в ее святых водах. Обычно брахманы, прежде чем идти в храм или читать молитвы, не принимали пищу, чтобы не оскверниться, и омывались в Ганге, чтобы смыть прошлую нечистоту. Пундарика же, прежде чем начать день, пил немного воды Ганги или окроплял ею себя. Для нас он должен быть примером правильного отношения к Святой Матушке Ганге.

Его ближайшим другом в Пури был Сварупа Дамодар. Когда он впервые приехал в Пури, то обратил внимание, что в Храме брахманы одевают Господа Джаганнатха в накрахмаленные одежды, которые традиционно считаются нечистыми. Он счел это богохульством. Как можно облачать Господа в нечистые ткани!?  Дело в том, что изготовление ткани на ручном станке требует, чтобы нить была жесткой и не провисала. Для этого ее предварительно вымачивают в рисовом отваре. Ткань получается накрахмаленной. В Бенгалии, прежде чем предложить одежду Божеству, ее стирают в воде. Но в Пури накрахмаленная ткань не считается нечистой. Служители храма ее предлагают Божествам и носят сами. Пундарике это казалось  дикостью.

Следующей ночью к нему во сне пришли Джаганнатх с Баларамой и принялись хлестать его по щекам, приговаривая: «Ты зачем явился сюда? Искать недостатки в наших слугах? Прекрати это делать, или отправляйся домой!»

Наутро он обнаружил, что щеки у него горят, как после множества пощечин. Он поспешил к своему лучшему другу Сварупе Дамодару: «Я в сердцах бог знает что наговорил служителям Храма. И Джаганнатх с Баларамой явились ко мне во сне и устроили мне взбучку. Посмотри, как Они разукрасили меня!»

Таким необычным вайшнавом был Шри Пундарика Видьянидхи — воплощение отца Шримати Радхарани. Будем надеяться, что памятование о нем в этот святой день поможет нам расти духовно.

 

Шри Рагхунандана Тхакур

 

Сегодня также день рождения Рагхунанданы Тхакура. Он появился на свет в местечке Шриканда, недалеко от Катвы, в семье потомственных аюрведических врачей (кавираджей). Его отца звали Мукунда Кавирадж, который был настолько искусным лекарем, что к нему обращались за помощью даже цари. Рагхунандана всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Он был очень красив и любил танцевать в киртане.

Семья Мукунды Тхакура из поколения в поколение поклонялась старинному домашнему Божеству. Однажды, когда Рагхунандана был еще подростком, и, возможно, только что получил брахманский шнур, что означало, он мог служить в алтаре. Отец попросил его: «Я сегодня вернусь поздно. Пожалуйста, позаботься о Божестве, а главное, накорми его».

Так и сказал: «Накорми Божество». Днем матушка Рагхунанданы, как обычно, приготовила угощение и принесла к алтарю. На  время предложения алтарь принято закрывать, чтобы не нарушать трапезу Всевышнего. Мальчик закрыл двери алтаря, сосредоточился и стал произносить молитвы: «О, Господь, отведай это угощение. Оно приготовлено для Тебя».

Но Божество не отвечало и вообще не подавало признаков жизни. Мальчик заплакал: «Неужели Ты не понимаешь? Отец наказал мне накормить Тебя. Если Ты не поешь, мне от него влетит».

Он так искренне плакал, что Кришне ничего не оставалось, как сойти с алтаря и все съесть. Довольный Рагхунандана поблагодарил Господа и вышел.

Когда мать пришла за прасадом, она не поверила своим глазам: «Сынок, почему тарелки пустые?» — «А разве что-то должно было остаться? Кришна съел все, что мы Ему предложили». — «Не смей мне лгать, Божества не едят! Мы предлагаем пищу Кришне, чтобы потом съесть ее самим как прасадам». — «Клянусь, я не притрагивался к еде, Кришна все съел». — «Не морочь голову матери, а то я рассержусь! Мало того, что ты съел наш обед, ты еще все сваливаешь на Кришну, который и есть-то не умеет».

Мальчик заплакал:  «Клянусь, я не лгу». — «Хорошо, вот вернется отец, я все ему расскажу. Уж тогда не жди пощады!».

Вечером мать сдержала слово: «Посмотри на нашего сына. Мы вырастили жулика и вруна. Съел весь прасад и сваливает на Кришну».

«Отец, я говорю правду, мне действительно пришлось долго уговаривать Кришну поесть. Он сначала не отвечал, а потом согласился. Ты же сам просил накормить Его. Откуда мне было знать, что еда на алтаре предназначена не Кришне, а нам?» — «Ты, в самом деле, не лжешь?» —  «Да, отец, клянусь». — «Тогда покажи, как все было».

Мать приготовила вечернее подношение и отправила сына к алтарю. На этот раз отец подглядывал из укромного места и видел, как Кришна ест из тарелок.

Такой замечательный преданный был Рагхунандана Тхакур. Он так завораживающе танцевал в киртане, что даже Махапрабху не мог отвести от него глаз. Во время Ратха-ятры колесницы сопровождали семь групп санкиртаны — в одной из них, состоящей из жителей Шриканды, танцевал Рагхунандана Тхакур.

Шри Рагхунандана Тхакур считается Прадьюмной Аватарой. О нем рассказывают немало чудесного. Например, на берегу озера Мадху-пушкарини растет дерево кадамба, на котором по сей день, как он того желал, ежедневно расцветает два цветка для подношения его Божеству.

 

Шри Рагхунатх Дас Госвами

 

Сегодняшний день благословен еще и рождением Шри Рагхунатха Даса Госвами. Это произошло почти пятьсот лет назад в небольшом селении Кришнапур, в округе Хогли. Он принадлежал к роду Каястхов. Его отец, Хиранья Маджумбар, и дядя, Говардхан Маджумбар, владели почти всеми землями в Бенгалии. Рагхунатх был единственным ребенком в семье. Только доход от аренды земли ежегодно приносил семье два миллиона рупий, что по тем временам сумма астрономическая. Миллион двести рупий выплачивалось царю, а восемьсот тысяч владельцы оставляли себе.

Рагхунатх узнал о Махапрабху, когда тот уже принял отречение (санньясу). После церемонии санньясы Махапрабху ненадолго оставил Навадвипу, а, вернувшись, направился домой к Адвайте Ачарье. Там и состоялась их первая встреча с Рагхунатхой, когда тот приехал в Навадвипу с отцом и дядей. Хиранья и Говардхан ежегодно жертвовали средства санскритским школам и их учителям. В это число входила знаменитая школа (тола) Адвайты Ачарьи.

Личность Махапрабху и Его доктрина произвели на Рагхунатха такое впечатление, что он решил не возвращаться домой, порвать с прошлой жизнью и навсегда остаться с преданными. Но Господь, видя, что творится в  сердце юноши, поспешил остудить его пыл: «Не переусердствуй. Не давай воли чувствам. Пусть любовь, которую ты питаешь к Кришне, живет глубоко в твоем сердце. Не выставляй ее на всеобщее обозрение. Пусть о ней не знают другие. Придет час, и Кришна подскажет тебе, что делать. А пока ступай домой. И, главное, не делай из преданности публичного зрелища».

 

стхира ханйа гхаре йао на хао батула

краме краме пайа лока бхава-синдху-кула

 

   («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 16.237)

 

«Успокойся и ступай домой — будь благоразумен. Душа не сразу выбирается из океана материальных уз».

Позднее, в Панихати, он познакомился с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда попросил его устроить пир для преданных: «Ты сын богатого человека. Закати такой пир, чтобы ни один бхакта не вышел отсюда на своих ногах».

Рагхунатха сделал так, как его просили. Были приготовлены и съедены горы еды. Нитьянанда сиял от счастья: «Теперь я доволен тобой. Очень скоро наступит твой день. Ждать осталось недолго».

Затем он обратился к преданным: «Посмотрите на этого юношу. У него столько богатств, сколько нам и не снилось. Мирские удовольствия сами плывут к нему в руки, но он к ним равнодушен. Милостью Кришны он порвал связи с этим миром и ждет не дождется, когда покинет отчий дом, где утопает в роскоши, и будет просить милостыню на улице. Его идеал — преданность. Что может быть выше? Любовь к Кришне сводит его с ума. Она — его настоящее богатство. А к мирским благам он питает отвращение».

Однажды Хиранья и домочадцы заметили, что Рагхунатха почти не появляется в покоях дворца и подолгу сидит в домике прислуги, поближе к воротам. Почувствовав неладное, отец распорядился не спускать с него глаз и приставил к нему десять стражников и соглядатаев, чтобы сын не сбежал.

Как-то на рассвете во дворец пришел семейный гуру Маджумбаров Ядунандана Ачарья и, увидев у ворот Рагхунатха, попросил его об одолжении: «Я должен уехать на несколько дней по срочному делу, и мне не на кого оставить свое Божество. Раз уж я тебя встретил, не мог бы ты от моего имени попросить кого-нибудь из брахманов послужить Божеству в мое отсутствие?» — «Конечно, как скажите, учитель. Мы выйдем из дворца вместе — вы поедете по своим делам, а я пойду искать брахмана».

Охрана, видя своего подопечного в обществе гуру, ничего не заподозрила. Оказавшись за воротами, он пошел прочь из родного дома. Может быть, по дороге он даже выполнил просьбу учителя — нашел для него брахмана.

Прежде он уже пытался бежать, но всякий раз его ловили. Отец знал, что сын бежит в Пури, где живет Махапрабху, поэтому догадаться, по какой дороге он пойдет, не составляло труда. На этот раз Рагхунатх двинулся в противоположном направлении. Он остановился только под вечер в доме молочника, попросил молока и заночевал в хлеву. Наутро он уже шагал в Пури.

Когда его хватились дома, первым делом обратились к стражникам. Те сказали, что видели его вместе с гуру. Дома у Ядунананды его не оказалось. Было ясно — он опять сбежал в Пури. Тотчас снарядили погоню из десяти всадников и выставили дозоры на главной дороге. Через два дня преследователи вернулись с пустыми руками. На этот раз Рагхунатх перехитрил всех. Через двенадцать дней он добрался до Пури. В дороге он ел раз в три дня, в остальные дни питался святым духом. Кавирадж Госвами пишет, что ему придавала силы Божественная любовь.

Рагхунатх уже знал, что Махапрабху живет в Гамбхире, в маленькой хижине во дворе дома Каши Мишры, и направился прямо туда. Увидев жилище Махапрабху, он пал ниц.

Мукунда Датта сообщил Господу, что пришел Рагхунатх.

Махапрабху ответил: «Накормите и позаботьтесь  о нем. В пути ему пришлось многое пережить. Он почти не ел двенадцать дней и едва держится на ногах. Пусть поживет здесь несколько дней, пока не окрепнет, а потом сам решит, что делать». Неделю Рагхунатхе приносили прасадам, затем он отправился к воротам Храма Джаганнатха и стал просить милостыню.

Несколько раз отец с дядей пытались вернуть Рагхунатха домой, пока не поняли, что это бесполезно. Тогда они послали в Пури брахмана, дали ему деньги, двух слуг и поручили снять скромный дом для Рагхунатха, чтобы у него была крыша над головой и чтобы он не голодал. Рагхунатх перебрался в дом, но продолжал жить на подаяние. Два последующих года он приглашал в этот дом Махапрабху с преданными и устраивал пир из прасада. Но однажды ему пришло в голову, что делает он это из желания прославиться среди преданных, и что Господь вряд ли был доволен таким прасадом. С этого дня пиры прекратились.

Заботу о духовной жизни Рагхунатха Махапрабху поручил Сварупе Дамодаре, своему ближайшему спутнику и тонкому знатоку Писаний. Рагхунатх Дас Госвами великолепно освоил философию и труды ачарьев-вайшнавов. Он подарил миру замечательные стихотворения на санскрите.

Однажды Рагхунатх пришел к Махапрабху мрачный: «Господь, из-за тебя я бросил отчий дом и живу, как нищий, но не знаю зачем. В чем смысл такой жизни? Научи меня, успокой сердце».

Махапрабху ответил: «Я передал тебя в заботливые руки Сварупы Дамодара. Он более опытный и знающий учитель, чем Я. Все же, если хочешь слышать Мой совет, он таков:

 

грамйа-катха на сунибе грамйа-варта на кахибе

бхала на кхаибе ара бхала на парибе

амани манада ханйа кришна-нама сада ла'бе

врадже радха-кришна сева манасе карибе

 

«Не веди мирских разговоров. Не слушай, как о мирском говорят другие. Не вмешивайся в мирские дела. Не носи роскошных одежд, не ешь изысканную пищу, не ищи телесных удобств, принимай то, что приходит к тебе само собой. Всегда служи Святому Имени Кришны, оказывая почтение другим и не ожидая почтения к себе. Будь скромен, не ищи почета и уважения. Мыслями старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Погрузись сознанием во Вриндаван и служи Играм Радхи и Кришны. Это  Мой совет тебе».

 Он взял Рагхунатха за руку: «Но добиться этого на деле тебя научит Сварупа Дамодар. Я целиком поручаю тебя его опеке. Он — лучший духовный учитель».

Рагхунатха жил в Пури шестнадцать лет, пока Махапрабху не оставил этот мир. Узнав об уходе Махапрабху, Рагхунатх немедленно отправился во Вриндаван. «Судьба подарила мне то, о чем даже нельзя мечтать — шестнадцать лет жизни с Махапрабху. Теперь осталось взглянуть на Враджа-дхаму и покончить с собой, бросившись с Говардхана». С этими мыслями он пришел во Вриндаван, где встретил Санатану и Рупу Госвами, и неожиданно для себя обнаружил, что Махапрабху не покинул мир, а живет в этих двух святых.

Уходя, Махапрабху передал поток бхакти в руки Рупы и Санатаны и просил их сохранить и представить следующим поколениям в новом свете: «Кришна — Абсолют, Сваям Бхагаван. Докажите это всеми возможными способами, ссылаясь на Писания, исторические свидетельства, с помощью логики и здравого смысла. Он — Высшая Личность Абсолюта, а вриндавана-лила — высшее достижение души». «Гита» гласит — ведаиш ча сарваир ахам ева ведаих: «Цель всех Священных писаний — показать Меня как Высший Центр, Абсолют. Я учил вас этому, теперь вы должны научить этому других».

Таким образом, делом жизни Рупы и Санатаны было показать, что учение Махапрабху — суть и смысл всех Писаний. Увидев, что их устами говорит Шри Чайтаньядев, Рагхунатх оставил мысли о самоубийстве и попросил их принять его в ученики. До этого Махапрабху наказал Санатане Госвами: «Мои последователи бедны и беспомощны, заботься о них во Вриндаване. Я поручаю тебе быть учителем всех моих учеников, приходящих во Вриндаван». Санатана Госвами выполнял это поручение Махапрабху до последних дней жизни.

Рагхунатх был столь непритязательным к внешним условиям, что долгое время не имел даже хижины отшельника. Однажды он сидел на берегу Радха-кунды и повторял Святое Имя. Внезапно из кустов появился огромный тигр, подошел к Рагхунатху, посмотрел на него, спустился к воде, попил и удалился. Рагхунатх продолжал повторять мантру, как ни в чем не бывало. Свидетелем сцены стал Санатана Госвами. Пораженный случившимся, он взмолился: «Рагхунатх, пожалуйста, довольно жить под деревом, построй себе скромное жилище. Не пренебрегай моим советом».

На следующий день Рагхунатх соорудил себе крошечный шалаш из сухих сучьев и соломы. Его пренебрежение к бытовым условиям (вайрагья), порой не укладывается в сознании. Насколько отреченными были Санатана, Рупа и другие госвами, но Рагхунатх в отречении превосходил их всех.

Еще живя в Пури, Рагхунатх поначалу просил милостыню у ворот Храма. Затем, чтобы, как он думал, не смущать умы паломников, перебрался к чхаттре, где богатые горожане раздавали прасад нищим. Однако после ушел и оттуда, посчитав, что не вправе претендовать на то, что другим положено по карме.

Не проданный и протухший прасад отдавали коровам. Прасад, который протухал настолько, что к нему не притрагивались даже коровы, доставался Рагхунатху. Его дневной порцией была разбавленная в воде и посоленная пригоршня протухшего прасада. Однажды во время трапезы к нему в гости пришел Махапрабху: «Рагхунатх, я слышал, ты по-прежнему пируешь, но теперь в одиночку. Я пришел просить у тебя прасада».

Отведав угощения, Махапрабху сказал: «За свою жизнь Я перепробовал немало прасада Джаганнатха, но такого вкусного еще не ел!»

Какого же вкуса был тот прасад? Очевидно, что его вкус — не от мира сего. Сколько же должно было быть веры у Рагхунатха в прасад Господа, чтобы питаться гнилым рисом, который не то, что люди, не могли есть, но даже коровы. И это при том, что он был сыном одного из богатейших людей Индии? Последние годы во Вриндаване его дневным рационом была чашка подсоленной простокваши (гхолы) в день. Для человека из плоти и крови это невозможно. Такие души как Госвами приходят из другого мира, поэтому им под силу подобные отречения. Если обычный человек попытается вести такой образ жизни, то умрет от истощения.

Во Вриндаване Шрила Рагхунатх Дас Госвами изучал труды своего учителя Рупы Госвами, сформировавшего науку о расах — эмоциях в преданном служении, высшей из которых является мадхура-раса.

 

Вершина Божественного служения

 

Шрила Рагхунатх Дас Госвами показывает своим примером высшую степень служения Кришне — радха-дасьям, служение Шри Радхике. Поэтому его называют прайоджана-ачарьей — учителем, указавшим на идеал. Шрила Санатана Госвами и Рупа Госвами относятся к другим категориям учителей — самбханда-гьяна-ачарья и абхидея-ачарья. Самбханда буквально означает «что есть что» или «каково мое положение в духовной иерархии». Об этом ясно пишет Санатана Госвами. Абхидея — это качества, которые нужно иметь для достижения высшей цели. Их раскрывает Шрила Рупа Госвами. Он учит, как достичь цели жизни, обители Любви. А эту цель, прайоджану, указывает Шрила Рагхунатх Дас Госвами. В своем знаменитом четверостишии он пишет:

 

асабхараир амрита-синдхумайаих катханчит

кало майатигамитах кила сампратам хи

тван чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир врадже на ча барору бакаринапи

 

Здесь обозначена высшая цель, вершина достижений для последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Обращаясь к Шримати Радхарани, Рагхунатх Дас Госвами подытоживает учение Махапрабху: «О, Госпожа моего сердца, я так долго и терпеливо ждал Твоей милости, пленительной и сладостной, что не могу больше молчать. Моя душа измучена, сердце разрывается на части. Умоляю, разреши быть рядом с Тобой на положении безропотного раба. Я проделал такой долгий путь, я так долго ждал, но мое терпение кончилось. Сжалься надо мной, Ты  моя последняя надежда. Я не в силах больше терпеть.

Мне нет смысла жить дальше. Отныне Вриндаван для меня пустое слово! Я не хочу больше здесь жить. Мне здесь все тягостно. Я не могу смотреть на Вриндаван, хотя здесь каждая пылинка связана с Играми Кришны. Что Вриндаван, если Сам Кришна мне безразличен, когда Тебя нет рядом с Ним. Без Тебя Кришна — никто в моих глазах. Мне опостылели собственная жизнь, Вриндаван Кришны и Сам Кришна. Появись Он рядом и предложи милость, я пройду мимо. Без Тебя, без служения Тебе, Он мне не нужен. Будь милосердна ко мне, своему покорному рабу. Ты — все, что у меня есть! Без Тебя сознание Кришны — не сознание Кришны. Я не могу не преклоняться перед Твоим величием. Вокруг Тебя сосредоточены все Игры Кришны. Без Тебя моя жизнь бессмысленна. Я целиком принадлежу Тебе, моя Госпожа».

Предел наших мечтаний — служение Шри Радхе (радха-дасьям). Только она способна привлечь к Себе Кришну. Она — Его вторая половина, Она испытывает высший вид упоения (расы) в высшей степени — качественно и количественно. Кто служит Шримати Радхарани, тот получает за свое служение высший в качественном отношении вид расы. Никакими другими средствами этой расы не достичь. Она предоставляет возможность служить Кришне наиболее качественным образом. Поэтому служить Ей — наша высшая цель и идеал.

Об этом во всеуслышание заявляет Шрила Рагхунатх Дас Госвами, наш прайоджана-ачарья, учитель, показавший вершину наших устремлений. Отдавая сегодня долг памяти этим великим вайшнавам, обсуждая эти предметы, мы, может быть, приблизимся хотя бы на шаг к вершине служения. Воистину, сегодня благословенный день.

 

Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур

 

В этот день ушел из жизни Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он родился примерно через 130 лет после ухода Махапрабху. Он написал комментарии к «Шримад-Бхагаватам» и другим Священным писаниям в помощь будущим последователям нашей философской школы (сампрадаи). Он — величайший учитель (ачарья). Он обладал необычайной способностью донести самую суть Писаний с точки зрения бхакти. Его устами говорили Шри Рупа, Санатана. Читая его книги, постоянно ловишь себя на мысли, что слышишь голос Рупы и Санатаны. По его милости Шри Баладева Видьябхушан написал  «Говинда-бхашью» — комментарий к «Веданта-сутре» с точки зрения философии гаудия-вайшнавов. У этих великих учителей есть, чему поучиться.

Шрила Вишванатх Чакраварти родился в Деваграме, в округе Муршидабад, в брахманской семье. Он блестяще знал санскрит и древние Писания. Его учителем и предшественником в нашей сампрадае был Шрила Нароттама дас Тхакур, чье влияние прослеживается во всех его произведениях. Его гению принадлежат десятки книг и стихотворений. Написанное им о Махапрабху, Навадвипе, Играх Радха-Кришны, Вриндаване, гуру-парампаре стало классикой Священной литературы. Его стиль отличается точностью изложения и поэтичностью. Его перу принадлежит «Гурваштаками» и другие молитвы, которые мы поем каждый день. Шрила Рупа Госвами написал «Бхакти-расамрита-синдху»«Блаженный океан преданности». Вторя ему, Шрила Вишванатх написал «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» — «Капля этого океана». А из «Уджвала-ниламани» Рупы Госвами, «Бриллианта потустороннего мира», описывающего Кришну в мадхура-расе, он выделил «Уджвала-ниламани-кирану» — луч этого бриллианта. И подобно Рупе Госвами, который описал поминутное служение Шри-Шри Радхе-Говинде в ашта-калия-лиле, Он описывает поминутное служение Махапрабху в чайтанья-лиле. Он оказал неоценимое служение школе гаудия-вайшнавов и одарил нас величайшей милостью.

 

Шримад Бхарати Махарадж и Шримад Парват Махарадж

 

Сегодня также день ухода двух наших старших духовных братьев санньяси — Триданди Свами Бхакти Вивека Бхарати Махараджа и Триданди Свами Бхакти Сварупа Парвата Махараджа.

Бхарати Махарадж был величайшим проповедником. Людям очень нравилась его манера преподносить сознание Кришны. Основанная исключительно на здравом смысле, его проповедь могла убедить кого угодно. Он и еще один санньяси убедили меня бросить мирскую деятельность и полностью присоединиться к Миссии.

Парват Махарадж, как и Бхарати Махарадж, был одним из первых учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати. Он родился в Сварупа Гандже, на противоположном отсюда берегу Ганги. Дом его родителей стоял по соседству с Сурабхи Кунджей, где в то время жил Бхактивинод Тхакур. Он рассказывал, что в детстве, они с соседскими мальчишками видели, как Бхактивинод, гуляя по дворику, повторял Святое Имя и словно звал кого-то, кого близко знал. Так он звал Кришну. В старости Бхактивинод болел ревматизмом. Когда его донимала боль, он присаживался на цементный приступок, служивший ему сидением. Это сидение сохранилось до наших дней.

Шримад Парват Махарадж принял убежище у Прабхупады одним из первых, еще, когда он был юношей. Одно время он заведовал хозяйством и был сторожем при Бхакти-кутире, тогдашней «штаб-квартире» Миссии, маленьком домике Бхактивинода Тхакура на берегу Ганги. Когда Прабхупада начал проповедовать, Парват Махарадж принял санньясу. Он объездил с проповедями всю Бенгалию, был и за ее пределами. Он основал Гаудия Матх в Ориссе.

Однажды, когда я только пришел в  Матх, я слышал, как он рассказывал какому-то господину про свою проповедь на востоке. Местным не нравилось, что им проповедуют чужие.  В одной деревне его встретили не очень дружелюбно: «Зачем вы приезжаете сюда? У нас есть свои сиддхи-махатмы. Там на берегу реки как раз живет один из них. Он достиг совершенства жизни. Если мы хотим узнать что-нибудь о Боге, мы идем к нему. Вам тоже не мешало бы». —  «Я на своем веку повидал много сиддхов, алу-сиддхов и всяких других».

У слова сиддха есть два значения — «совершенная» (о душе) и «готовая, вареная» (в кулинарном смысле). Получилось: «Я уже видел много сиддхов» (т.е. вареной картошки и кабачков).

 «Как ты смеешь оскорблять великую душу!» — возмутились жители деревни. — «Я никого не оскорбляю. Те, кто называют себя сиддхами или позволяют называть себя так — пустое место. Они ничего не знают о Боге. Махапрабху принес нам высшее, что есть на свете. Все остальное выбросьте на помойку. Мы пришли к вам от настоящего махатмы — примите «Бхагаватам» и Махапрабху. Это будет высшим достижением жизни. Забудьте про сиддхов-самозванцев, которые дурачат народ  религиозным вздором, а сами желают лишь одного — славы и почестей».

В те дни в Гаудия Матхе были блестящие проповедники. Насколько позволяют мои скромные познания, я попытался рассказать о великих душах, перед памятью которых мы низко склоняем головы и просим Их о милости.

Я в почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами и молю их о милости к моей никчемной душе —

 

ванчха-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья ева ча,

патитанам паванебхьо вайшнавабхьо намо намах

 

Пожалуй, этой молитвой можно закончить сегодняшний рассказ.

______________________________________________________________________________

(глава из книги «Слово Хранителя Преданности»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж