?

Шри Радхаштами. День Её пришествия.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 382. Опубликовано: 29-08-2020, 09:19

Шри Радхаштами

День Её пришествия

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

Беседа в актовом зале Сарасвата Шри Гаудия Матха, вечер Шри Радханами

19 сентября 1931 г.

Опубликовано в Еженедельнике «Гаудия»,

Год 10, №11, октябрь 1931г.

Часть 1

 

Есть одна Личность, Чьё имя никогда не упоминается в «Шримад-Бхагаватам», и всё же стойкие читатели «Бхагаватам» постоянно питают горячую надежду стать Её искренними, целеустремленными слугами. Пусть эта Личность, которая для Шри Бхагавана значит всё, милостиво уничтожит наше ложное эго во всех его различных проявлениях и дарует нам прибежище Её лотосных стоп.

Сегодня день Её пришествия.

Она, олицетворение великодушия, собравшая все виды милости Шри Бхагавана, чтобы одарить ими все существа, является нашим вечным доброжелателем. Пусть Она низойдёт в наши сердца, проявившись там, и пусть Её пришествие будет заботой о нашем поклонении.

 

Она – Его всё

Мы часто слышим, что вся Земля поддерживается Существом, известным как Говинда. Многие говорят подобным образом. Но есть некто, кого Сам Говинда почитает как Его всё, Его сарвасву. Без руководства этой Личности мы не можем понять, что это на самом деле означает, что Она – Его всё, Его сарва.

Слово сва означает «свой», но также может означать «своё сокровище» или «своё богатство». Некто, кто принадлежащий Говинде, или олицетворяющий всё достояние Говинды, является всей Его удачей. Сокровище, которое делает Говинду богатым, – это, естественно, самая суть всего, что у Него есть, – Его сарвасва-васту. Мы лишь можем узнать истинное значение поклонения с любовью, когда мы делаем сарвасва-васту Говинды целью нашего собственного поклонения с любовью.

 

Единственная заветная надежда преданных

Все писания, совершая киртан Господу, провозглашают, что форма божественности, Личность Бога, является подлинным объектом поклонения. Кроме Него, никто не может быть достоин слова арадхья (объект обожания). Из-за временного покрытия невежеством мы отказались от нашего любовного поиска Его, и обманули себя, отказавшись от обретения любви к Нему. В тот момент, когда нас покрыло невежество, возникли анартхи(1). Они привели нас к ошибочному восприятию Его, Верховного Господа, как одного из существ. Наша конечная цель – достичь артхи (нечто значительное, нужное, имеющее смысл), противоположность этому – находиться в анартхах. Если мы не примем настроение служения и стремления к достижению этих целей или совершенств, доступных нам, которые наиболее значимых для нас и дорогих нашему сердцу, и если мы не обретём понимания принципов служения, тогда поколеблемся из-за нашего высокомерия и эго. В конечном итоге, мы будем служить чему-то другому, а не Ему – Тому, кто истинно предназначен для служения.

Достижение чистой любви к Богу (премы) – единственная цель любого поклонения. Тщательно осознавая эту истину, мы будем жить горячей надеждой на то, что однажды нас примут среди тех, кто входит в Её окружение. Иначе предпочтительнее умереть тысячи раз.

аша-бхараир амрита-синдху-майаиx катханчит

кало майати-гамитаx кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи?

[О Варору Радха (Та, чьи бёдра несравненно прекрасны)! Мне необычайно трудно заставить себя жить, и лишь надежда на обретение океана нектара служения Тебе и на созерцание Твоих божественных игр поддерживает меня. Но если Ты не будешь милостива ко мне сейчас, то какой смысл в дыхании, проживании во Враджа-дхаме или даже в Самом Бакари (Кришне – убийце демона-цапли Баки)?! «Вилапа-кусуманджали», 102)].

ха натха гокула-судхакара су-прасанна-

 вактраравинда-мадхура-смита хе крипардра

йатра твайа вихарате пранайаих прийарат

татраива мам апи найа прийа-севанайа

Натха (Повелитель, исполняющий заветные желания Своих преданных)! О Гокула-судхакара, исполненная нектара луна Гокулы, которая раздаёт прохладный нектар враджаваси! О Су-прасанна, о Вактраравинда, Твоё лицо, подобно распустившемуся цветку лотоса, всегда весело, когда Ты исполняешь самые заветные желания Своих преданных! О мадхура-смита, чья улыбка такая милая и нежная! О Крипардра, Тот, чьё сердце тает от сострадания! Если Ты доволен мной, то даруй мне только одно благословение. Не зная, где моя Свамини, я стою на краю смерти. Пожалуйста, возьми меня с Собой, когда пойдёшь на встречу с Ней, чтобы я могла служить Вам обоим («Вилапа-кусуманджали», 100)].

Эта единственная лелеемая надежда преданных – океан животворящей амброзии. Когда она принесёт плоды? Я чувствую, что очень важно поддерживать свою жизнь в надежде, что когда-нибудь меня причислят к Её окружению. Но, увы, поскольку наше рвение не усиливается, мы не полностью реализуем наши надежды; мы не получаем того, на что горячо уповали. Если наши надежды не оправдаются в этот же день, если возлюбленная Шри Говинды, Его всё, не сойдёт в наши сердца и не явится там сегодня же, тогда мы будем обмануты, и не будет никого несчастнее нас на протяжении всей истории. Если из-за обмана мы лишимся служения той Личности, милость которой даёт всё, чего мы когда-либо сможем достичь, включая наше место в святой обители Бхагавана и нашу причастность ко всему, что связано с Ним, и если мы не сможем понять Её истинную сущность или обнаружить Её присутствие в 18000 стихах «Шримад-Бхагаватам», наше изучение «Бхагаваты» будет совершенно бесполезным.

 

Совершенство поклонения с любовью существует только в Ней

Будучи глубоко осведомлённым о Её личности, Шри Гаурасундара рассказал нам об уннатоджвала-расе. Он перечислил множество способов служения Бхагавану и научил нас методу чистого служения Ему, без смешивания такового с каким-либо посторонним настроением. Только потому, что Он говорил с нами об этом, мы можем постичь существование удджвала-расы. Благодаря этому мы сможем косвенно постичь непривлекательность её противоположности – мрачной мирской расы (пракрита-расы) с её совершенно блёклыми переживаниями.

Сколь многими способами Шри Бхагаван лично предлагал нам сокровенное знание о Себе только для того, чтобы мы насладились трансцендентным служением Ему? Тем не менее, важно, чтобы мы всецело осознали эту Личность, оказавшую такое огромное служение Шри Бхагавану, что Он сделал Её объектом Своего собственного служения. Те, кто с восхищением поют о Ней (премика-бхакты), могут наделить нас способностью (адхикарой) служить Ей; только они могут пробудить анурагу (неисчерпаемую пылкую привязанность) к Её лотосным стопам в самом сердце нашего существа. Разум и сила служить Ей достигаются путём общения с Её дорогими сокровенными спутниками, находящимися в Её анугатье (личной защите и руководстве). Благодаря такому сообществу мы сможем понять, что служение Ей – высшая цель жизни.

Как только мы сможем понять, в свете учений махаджан, что Она – всё для Шри Бхагавана, мы приступим к служению Ей, зная, что совершенство и процветание поклонения с любовью существует только в Ней. Если мы займёмся служением Ей с этого дня, со дня Её нисшествия, мы станем достойными, чтобы достичь вершины благоприятности.

Несомненно, не все мы молимся об этом высшем благоденствии, но если благодаря какому-то неизвестному сукрити (духовной деятельности) мы получим общение с одним из приближённых Шри Вришабхану-нандини, являющейся воплощением и источником высочайшего благоприятствования, и если нам действительно даровано счастье услышать поистине возвышенные рассказы о Ней, тогда мы тоже сможем развить вдохновение, чтобы следовать по пути этого высшего благоприятствования.

Но если мы впадаем в самообман, лишая себя служения этой Личности, которая значит всё для акхила-расамрита-мурти Шри Нанда-нанданы, и, служа Её верным последователям, являющимся Её дорогими и близким спутниками, мы никогда не сможем получить право на участие в служении Шри Говинде.

 

Тайна

Мы считаем, что для понимания Её сущности необходимо сначала узнать Её имя. Однако, изучая «Шримад-Бхагаватам», мы нигде не находим его явного упоминания. Мы обнаруживаем только описание Её образа и красоты, восхваление Её качеств и рассказы об особенностях Её подруг и лил. В «Шримад-Бхагаватам» мы находим всё, что касается самой дорогой возлюбленной Говинды, кроме Её имени, как если бы оно вообще не упоминалось там. Однако в стихах «Шримад-Бхагаватам» мы обнаруживаем кое-что:

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грихана гадитам майа

[Шри Бхагаван сказал: «О Брахма, знание обо Мне (гьяна) содержится в богооткровенных писаниях. Такое

знание воистину основано на личном опыте восприятия (вигьяна) Моей сварупы (присущего Мне образа), а также на этой эзотерической тайне (рахасье), према-бхакти. Обе являются в высшей степени сокровенными. Я открою тебе всё это, а также открою знание садхана-бхакти, которое является предварительным ответвлением (анга) према-бхакти. Прими все эти знания и усвой их тщательно» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.30)].

калена нашта пралайе

ванийам веда-самджнита

майадау брахмане прокта

дхармо йасйам мад-атмаках

тена прокта сва-путрайа

манаве пурва-джайа са

тато бхригв-адайо ’грихнан

сапта брахма-махаршайах

[Верховный Господь сказал: «Под влиянием времени в процессе уничтожения вселенной трансцендентное ведическое знание было утрачено. Поэтому на заре нового творения Я открыл это знание Господу Брахме, ибо законы религии, установленные в Ведах, – это Я Сам. Господь Брахма передал это ведическое знание своему старшему сыну Ману, а от него то же самое знание получили семь великих мудрецов во главе с Бхригу Муни». «Шримад-Бхагаватам» (11.14.3-4)].

В свою очередь, Шри Брахма передал это ведическое знание своему первенцу Ману, и после этого семь брахма-риши во главе с Бхригу Муни приняли его.

Шри Бхагаван объяснил все эти вопросы первому сотворённому существу Брахме, но со временем люди в этом мире позабыли Его послание, потому что коллективные потоки их мыслей естественным образом подвергались вырождению, разложению и так далее.

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грихана гадитам майа

«Теперь, когда я говорю с вами, услышьте Мои слова и усвойте их. Знание обо Мне в высшей степени тайно. Это знание, полностью основанное на осознании, переплетается с секретами и поэтому само по себе является необычайно сокровенной тайной» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.31).

Согласно священным писаниям определение слова рахасья - рахаси стхитах – то, что находится в тайне. Ни эти секреты (рахасья), ни что-либо, что от них происходит (анга), нельзя постичь посредством наблюдения какой-то предполагаемой объективной реальности. Унесённые течениями мысли, господствующими над внешним миром, мы забыли о необходимости укрыться у стоп того, кто обладает истинным знанием души. Нет ничего более важного. Шри Бхагаван находится в постоянной готовности пробудить это знание.

Шри Бхагаван сказал Брахме: «Теперь, когда Я говорю с тобой, внимательно слушай Мои слова и прими их в своём сердце. Никто не достоин услышать или принять это послание без Моей милости. Только по Моей милости те, кто слышат и узнают обо Мне, обретут тайное знание. Кто Я? Какой у Меня образ (рупа)? Какова Моя внутренняя природа (сварупа)? Каковы Мои качества (гуна)? Какие особенности Моих приближённых (бхакти-лакшана)? Какие игры Я совершаю (лила)?

Стадия погружения в Мои трансцендентные игры, пропитанные расой, далеко превосходит стадию поглощённости обычными мирскими чувствами. Нет другого способа узнать всё это, но лишь благодаря силе Моей милости.

Я – основа всех божественных качеств. Я не говорю о качествах, искажённых страстью и невежеством, а о тех, которые являются экзистенциальными, основной причиной творения, поддержания и разрушения космоса. Поскольку Я отличаюсь этими качествами и являюсь действенной причиной всех следствий, Я являюсь изначальной, основополагающей Сущностью. Это можно узнать, только обретя Мою милость».

Поэтому Шри Бхагаван использовал слово мад-ануграхах – Моя милость или Моё расположение.

Информация об аспекте анги Шри Бхагавана, а именно садхана-бхакти; знание о Его рахасья-аспекте, а именно о самом эзотерическом секрете, према-бхакти; таттва (истина) о его вигьяна-аспекте, особенно о реализованном знании, насыщенном возвышенным сознанием; и информация о Его личном великолепии, включая Его обитель (дхаму), вечных спутников (парикаров) и экспансии (тад-рупа-вайбхава), – всё это в высшей степени сокровенное, недвойственное знание (адвая-гьяна). Это вечное сокровенное знание можно обрести только по милости Шри Бхагавана. Иначе оно никогда не раскрывается, ни по какой иной причине. Это тайное знание раскрывается в начале четырёх главных стихов (чатух-шлоки) «Шримад-Бхагаватам». Нам повезло, что Шри Гаурасундара открыл миру эту тайну, как будто открыл сундук с великими сокровищами.

…………………………………………………………………….

1. Анартха – буквально «бессмысленный» или «не имеющий ценности»; нежелательный или бессмысленный объект или условие.

Перевод с оригинала: команда «Rays of The Harmonist»

Выпуск №20 «Говинда-Дамодара-Мадхавети», Картика, 2009г.

Перевод на русский Яти Махарадж.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур