?

Так что же изменилось?

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 998. Опубликовано: 19-09-2017, 10:47

Так что же изменилось?

Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

Алтай «Стик-Трэвел» 8 сентября 2013г.

Часть 1

 

Данное интервью было взято у Шримана Враджанатхи Прабху в 2013 году. Нахлынувшие проблемы не привели к миру и согласию в санге Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа после его ухода в апракат-лилу. На последний фестиваль Шрилы Гурудева не пожелали приехать уже больше 90% учеников Шрилы Нараяны Махараджа. Разочарование в старших было неприкрытым. Основная масса людей, посетивших фестиваль, состояла из новичков. Санга Гурудева казалась уничтоженной. В связи с этим многие задавались вопросами о том, что происходит на самом деле? Что стоит за недоразумениями, которые проявились между правящими санньяси? За ответами мы обратились к несменному секретарю Шрилы Гурудева – Шриману Враджанатхе Прабху. Он служил Гурудеву непосредственно почти пятнадцать лет и был свидетелем всех самых неожиданных ситуаций и событий. То, что он видел и чему был свидетелем, могло бы повергнуть в шок многих. В связи с этим, мы не решились публиковать этот диалог в то время, когда атмосфера была и без того накалена. Однако прошло четыре года и за этот срок многое казалось бы должно было измениться. Произошли ли эти изменения? Что мы имеем сейчас? Судить читателям.

 

Ари Мардан дас: Харе Кришна дорогой Враджанатха Прабху. Мы хотели бы от имени сайта «Сат-сампрадая» задать Вам некоторые вопросы, которые связаны с проблемами, что существуют сейчас в нашей санге, после ухомда Шрилы Гурудева (Ш.Б.Нараяны Госвами Махараджа). Поскольку Вы являлись личным секретарём Шрилы Гурудева многие годы, то опираясь на Ваш опыт, мы знаем, что Вы были свидетелем того, как Шрила Гурудев решал многие проблемы в санге.

Шриман Враджанаха Прабху: Действительно, Шрила Гурудев доверял мне и поэтому указывал на то, что бы я лично решал все возникающие проблемы.

Ари Мардан д.: Нам, от имени многих преданных, хотелось бы обсудить недостаток управляемости в современной деятельности инициирующих учителей. Перед кем они отчитываются? Шрила Гурудев утверждал: «Если санньяси не желают принимать над собою какую-либо власть и действуют независимо, то это означает, что они уже находятся на коленях маха-майи». С тех пор, как ушёл в апракат-лилу наш Гурудев, за три года многим так и непонятно: перед кем они всё-таки отчитываются? (1) Как выражается их принцип анугатьи?

 Шрила Гурудев во время одной своей утренней прогулки (2007г.) говорил, что каждый ныне действующий вайшнав обязан отвечать за свои решения и поступки. В связи с этим, многие старшие преданные в России хотели бы знать, как происходит контроль тех санньяси, которые принимают решение инициировать или проповедовать?

Ш.Враджанатха Прабху: Вы знаете, я тоже хотел бы это знать (Смеётся).

Ари Мардан д.: Мы видим, что часть проповедующих ныне людей не отчитываются за то, что они делают. Это мягко говоря странно. Вы говорили днём ранее о том, что будет создана некая организация «Международное общество чистой бхакти-йоги».

Дхаранидхара д.: Об этом также рассказывал Шрипад Бхактиведанта Падманабха Махарадж.

Ари Мардан д.: Мы всё-таки надеемся на то, что в созданном сообществе, те, кто будет в него входить, будут действовать под руководством совета.

Ш.Враджанатха Прабху: Да, как минимум, они должны будут рассказывать о том, что делают.

Есть два момента для рассмотрения. Первый: внутренняя жизнь. Чтобы она была успешной, преданный должен находиться в анугатье. Второй момент: это проповедническая миссия, когда принимаются новые ученики. Другие, старшие преданные, должны будут поддерживать этих учеников, проповедуя и помогая им взрастить бхакти.

Что касается нашей внутренней жизни, то это наше не подотчётное право: к кому мы пойдём вдохновляться, будем ли мы это делать через какие-либо духовные книги или пойдём к какому уттама-садху. Наша забота в том, чтобы на основе слов гуру и шастр определить цель, к которой бы мы стремились.

Второй момент заключается в том, что у нас есть обязанности в отношении проповеди. И тут необходим инструмент, такой как организация. Шрила Гурудев организовал «Бхакти Траст», чтобы продолжать эту миссию. Сейчас ради продолжения этой миссии у нас есть несколько легально зарегистрированных организаций. Возможно у Вас в России есть нечто подобное. В Европе, в Америке, особенно в Индии, существуют такие организации. Они узко-специализированы и предназначены для решения конкретных задач. Но у нас нет какого-то устройства, чтобы оно объединяло всё в одну миссию и интегрировало бы все усилия в едином духовном направлении. В результате чего многие проблемы не решаются, и создаётся некий хаос, какая-то неопределённость в решении различных вопросов.

Также важно понимать, что те гуру, которые сейчас инициируют не получили до конца образования в определённых сферах знания. Они не смогли найти время для того, чтобы сесть и решить те насущные проблемы, с которыми они сейчас встречаются.

На данный момент, почти все наши проповедники, санньяси и даже Радха Канти д.д., не имеют плохих намерений. Их намерения хороши, однако не хватает усилий, которые бы объединяли всех. Необходимо просто сесть и хорошенько скоординировать свои действия. Нужно определить: что делать или как делать, необходимо скоординировать проповедь и её стандарты. Как следствие, из-за недостатка всего этого, сейчас в санге развивается склонность к тому, чтобы занять какое-то доминирующее положение в созданном Гурудевом обществе. Начинается стяжательство славы (пратиштха), жажда заполучить как можно больше последователей или зданий (храмов) (2).

Есть ещё одна проблема. Мы встречаемся время от времени, обсуждаем проблемы, находим какие-то решения, рекомендуем друг другу действовать каким-то определённым образом, но как только заканчивается наше собрание, принятые решения не воплощаются в жизнь. Все продолжают жить и действовать как и прежде.

Ввиду того, что нынешние лидеры не получили должного понимания ситуации и у них нет образования ориентированного на сложившиеся обстоятельства, они не понимают как нужно действовать. Сейчас старшие ученики Гурудева попадают в такое положение, поскольку из-за своей занятости вынуждены гоняться за славой, последователями и зданиями. Им крайне необходимо получить образование.

Ари Мардан д.: Учитывая эти признаки, а также наставления нашего Шрилы Гурудева, похоже на то, что в этой ситуации проблемы возникают не только из-за нехватки образования в вопросах администрирования или менеджмента. Очевидным становится присутствие дефицита также и духовного образования (3).

Ш.Враджанатха Прабху: Да. Тут действительно существует большой недостаток духовного понимания, их обучение не завершено. Из-за чего происходит неподчинение духовному указу Шрилы Гурудева. К сожалению это было предсказуемо, это то, что должно было случиться. Такое часто происходит, когда уходит великая личность подобная Шриле Гурудеву.

Хорошо, я согласен, пусть вначале будет плохо, а потом будет хорошо. Это лучше, чем, когда всё начинается хорошо, а заканчивается плохо. В отношении того, что сейчас происходит, у меня уже имеется большой опыт. Я имею ввиду опыт связанный с подобными событиями. Мне ясно, что нужно сделать, чтобы создать альтернативную и благоприятную возможность действовать позитивно. Необходимо не приказывать и не навязывать что-то для преданных, а создавать позитивную альтернативную возможность для бхакти.

Ари Мардан д.: Меня изумляет вот что: во время хари-катхи ведущие лекторы поднимают очень возвышенные темы, относящиеся к миру высшего совершенства. Они говорят о преме, о Голоке, о лилах гопи и Кришны, подобно Гурудеву, а по факту, в их жизни, многие видят, что проблемы фасилитаторов связанные с элементарной корыстью в бхакти так и не разрешены. Как такое стало возможным?!

Ш.Враджанатха Прабху: Шрила Гурудев просил старших, особенно санньяси следовать принципам, которые заключены в стихе:

тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна

аманена манадена киртанийах сада-харих

«Непрестанно воспевать святое имя Кришны может лишь тот, кто травинки смиреннее и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим и к себе такового не ждёт» (Шри Чайтанья Махапрабху, «Шикшаштака», 3).

Из-за недостатка у санньяси тех настроений, что выражены в этом стихе и прежде всего нехватки у них смирения, их миссия не может быть успешной. Также важно понимать, что миссия не может стать процветающей благодаря только количеству набранных учеников. Она сможет обрести силу только благодаря этому важному качеству – смирение (4). Если каништха-адхикари имеет какой-то позитивный план в распространении сознания Кришны, но при этом у него нет настроения тринад апи суничена, всё что он захочет сделать вызовет только хаос.

Ари Мардан д.: Мы знаем, что Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Бхаджана-рахасье» утверждает, что этот стих из «Шикшаштаки» Шри Чайтаньи Махапрабху сможет реализовать лишь тот, кто пребывает на уровне ништхи. А это лишь предтеча мадхьяма-адхикары. Эта стадия лишь только переход к мадхьяма-адхикаре.

Ш.Враджанатха Прабху: Верно. Поэтому, наша смиренная просьба и обращение к старшим санньяси в том, чтобы они были очень серьёзны в своей духовной жизни. Они должны научиться слушать друг друга и по-настоящему уважать. Не просто служить на словах. Это вызов. Однако у нас, к сожалению, уже нет другого выбора. Мы имеем просто классные презентации лекций без личного примера. Но подобное создаёт лишь хаос. Так или иначе, мы хотим, чтобы наши старшие и санньяси услышали наше послание, чтобы они остановились в своих поверхностных поступках и серьёзно взглянули на свою духовную жизнь. Но есть проблема, если ты им сейчас скажешь это, они не смогут принять.

Наш лучший шанс, который мы хотим предоставить, это образование, обучение. В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что единственный метод, который позволяет избавиться от анартх это слушание хари-катхи.  Когда все старшие сядут вместе и смиренно станут обсуждать темы, которые касаются чистого преданного служения, а также послание, которое описывает качества, игры и облик Верховного Господа, тогда сердце изменится.

В той цитате, что Вы привели из «Прогулки со святым. 2007» Шрила Гурудев говорит, что нужно быть в анугатье, то есть пребывать в защищённом положении. Это в свою очередь означает – доверять друг другу и верить друг в друга. Нужно иметь защиту от сомнений в своих духовных братьев и сплетен против друг друга. Наши старшие хорошие люди, но, к сожалению, они не доверяют друг другу.

Итак, мы хотим начать программу по обучению и все, кто будет в ней участвовать, смогли обрести благо. Все люди доброй воли могут присоединиться к этому проекту, те кто не хотят слушать добрых советов, - это их право. На основании свободы выбора они вольны поступать так, как предпочитают.

Ари Мардан д.: Можете рассказать детальнее про готовящийся ваш проект, связанный с обучением? Кого можно пригласить участвовать в этом проекте?

Ш.Враджанатха Прабху: В нынешний век информации, очень важно использовать технологии, для того чтобы проинформировать сообщество о тех или иных событиях. Какие-то преданные желают сотрудничать, а другие живут обособленно и практикуют отдельно от группы. Люди сами выбирают, как им заниматься бхакти. На чьей стороне им быть, это личный выбор каждого. Например, вы живёте в Кемерово. Это ваше право пригласить кого-то к себе. Например, проповедника из ИССКОН. Мы знаем, что преданные из ИСККОН не очень интересуются тем, что у нас происходит. Чаще всего им нет дела до нас. Но, например, вы решите кого-то пригласить из них к себе в гости, если увидите, что какой-то их лидер действительно практикует шуддха-бхакти. Это можно сделать через интернет. Когда мы будем планировать курсы духовного образования, то будем приглашать на них самых лучших преподавателей, не зависимо из какой бы они организации не были. Если таковые найдутся в ИСККОН, нет проблем. Мы пригласим Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа из другого Матха. Пригласим лучших учеников Гурудева, если они пожелают сотрудничать в этом проекте. Мы рады всем.

Ари Мардан д.: То есть открытый подход, без сектантских границ, главное качество.

Ш.Враджанатха Прабху: Да. Преданные самостоятельно могут влиять на ситуацию в своей группе. Например, могут принимать тех санньяси, которые стремятся двигать своих учеников к подлинному бхакти. Если вы видите, что приглашённые считаются с нуждами группы, показывая пример чистого бхакти. То общество, которое мы хотим, должно быть построено по принципу: «Мы лишь рекомендуем, мы не приказываем». Например, мы можем рекомендовать преданным, желающим получить посвящение обратиться к подлинному гуру. Рекомендации не противоречат священным писаниям. Мы можем говорить: «Высшим благом будет для тебя, если ты получишь посвящение от истинного духовного учителя. Это твой выбор, принять одно рублёвое посвящение, десяти рублёвое или совершенное посвящение у маха-бхагавата-вайшнава» (5).

Ари Мардан д.: Мы уже встречались с различными санньяси и беседовали с ними лично. Многие из них говорили о том, что они лишь действуют как мадхьяма-адхикари, не смотря на то, что признают себя каништха-адхикари. Они признают свою незначительность и даже когда они встречаются на общественной программе, тут на фестивале, перед людьми, многие в один голос утверждают, что зависят от благословений и милости друг друга. Они говорят о том, что считают себя младшими по отношению к другим. Однако, Вы рассказываете удивительные вещи, говоря о том, что как только они собираются лицом к лицу, без учеников, то они не желают слушать друг друга! Изумляет, насколько их слова при людях или при индивидуальном общении, отличаются от их же слов, когда они собираются на совете санньяси. Разве такой подход не проявление двуличия? Разве это не игра на публику?

Ш.Враджанатха Прабху: Вот такова реальность. Вот почему все шастры говорят: прими посвящение только у уттама-адхикари (6). Вот поэтому они бегают как сумасшедшие повсюду кругами, подобно безголовым курицам,  пытаясь поскорее всех кого только можно инициировать. Курицы, лишившись головы, тоже бегают кругами. Вот почему мы советуем им прекратить бегать за учениками и посвящать как можно больше времени тем преданным, которые уже получили инициацию. Мы настоятельно советуем новоиспечённым гуру: если кто-то приходит в сангу, не давайте им сразу же посвящение, рекомендуйте им повторять шестнадцать кругов в течение года, вдохновляйте их соблюдать четыре регулирующих принципа. Пусть они развивают личные отношения со своими учителями, проверяют их как гуру. А позже, если у них проявится вера в вас, пусть приходят и сами просят посвящения. Не нужно склонять людей к инициации без их воли (7).

Также актуально сейчас очень ясно объяснять всем гуру-таттву. Начинающим преданным нужно развивать понимание подлинной гуру-таттвы. Этого требует нынешняя ситуация. Если, кто-то хочет разобраться в гуру-таттве, вам необходимо открыто говорить о ней. Какой смысл иметь тысячи и тысячи последователей, которые не осознают, то чего они в действительности творят? Какой смысл в этих огромных количествах последователей, которые не могут внести должный вклад в традицию сознания Кришны? Какая от них может быть польза? Они ничего толком не могут сделать, поскольку нынешние учителя даже не в силах найти время на их обучение. Это не миссия. 

Ари Мардан д.: Совершенно очевидно, что идеи образования, о которых вы говорите, исходят от Шрилы Гурудева. Вы это взяли от него.

Ш.Враджанатха Прабху: Наш Гурудев на своём примере показывал, как надо быть практичным. Нужно понимать кто и в какой ситуации находиться. Необходимо давать уместные советы. Если кто-то хочет мишрита-бхакти (т.е. смешанное с чем-то, какие-то компромиссные варианты не чистого бхакти) это их выбор. Но это не имеет отношения к нашей традиции.

Что плохого в том, что старшие соберутся вместе и будут развивать настроение взаимопомощи? Разве плохо помогать друг другу, заботиться о других, развивать друг к другу доверие, развивать настроение духовного учителя, следовать тому, что говориться в шастрах? Мы разве что-то потеряем, если так поступим? И что мы обретём, если проигнорируем всё это? Сейчас, после ухода Гурудева, нет никаких особых достижений. Только хаос и беспокойства. Это то, что мы все видим. Некоторые санньяси говорят: «Я так успешен у меня уже столько последователей!» Очнись! Открой глаза, у тебя нет последователей! Всё что делают эти твои так называемые ученики, - просто следуют по пути кармы (ищут мирских утех) (8).

У Кришны есть план на каждого из нас. Шрила Гурудев говорил, что мы должны зависеть от воли Кришны. Это самый главный принцип – шаранагати. Кришна мой защитник и Он тот, кто поддерживает меня. Это базовое настроение, оно известно как  шаранагати. Они гордятся: «У нас так много последователей», но на самом деле у них нет последователей. Вчера на лекции мы уже слышали о том, что представляют из себя так называемые ученики. На самом деле, они просто кровососы. Когда я общался с одним санньяси, он сказал мне: «Я повторяю нама-абхас, поэтому меня не затронут все эти проблемы». Но, я ему ответил на это: «Очень скоро, благодаря твоим последователям, твой нама-абхас преобразуется в нама-апарадху и тогда это тебя очень сильно затронет». Только тот, кто повторяет шуддха-наму, не совершает глупостей.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Если я не предприму усилий принять прибежища у совершенной души, у совершенного учителя (сад-гуру),  я буду самым большим глупцом» (9). Поэтому я не в силах понять, что творят ищущие прибежища наивные люди? Они принимают тех, кто не обладает сад-адхикарой. Всё что я понимаю, это то, что они действуют в соответствии со своей адхикарой (способностью, в данном контексте, не обладая видением). Но, это, к сожалению прискорбно. Как не стыдно тем, кто их поддерживает в слепом выборе? Это то, что вызывает бурю негодования и смущение. Они не хотят слышать послание учителей сампрадаи. Всё, что мы можем в такой ситуации сделать, это действовать в позитивном ключе. Если они не хотят слушать, шастры, не принимают то, что говорят великие ачарьи, то не надо терять время. Если вы хотите умереть, - умирайте. Это ваш выбор. Можете даже сломя голову бежать туда, к смерти.

Я говорил Шриле Гурудеву: «Инициируйте больше, как можно больше, быстрей. Если придут хорошие люди, мы (ученики) попытаемся их спасти». Однако люди приходят к нынешним учителям, и не могут развить подлинной веры с них, только фанатизм. Поэтому позже, люди просто вынуждены сомневаться в своих гуру, им просто не куда деваться, а как только сомнения пришли, считайте, что духовная жизнь уже закончилась. В присутствии сомнений развиваться должным образом не возможно. Мы это уже видели, это не первый раз повторяется в истории вайшнавизма.

Инициация означает вхождение в школу дикши. Мы попробуем организовать процесс образования. Это ни навязывается никому. Мы никого не прижимаем к стенке. Мы желаем лишь создать базу подлинного знания, используя которую люди смогут уже размышлять над тем, что мы делаем. И таким образом получить вдохновение серьёзно практиковать бхакти. Таким образом, мы сможем удовлетворить нашего дорогого духовного учителя. Это единственная альтернатива, которая у нас есть. Мы никого не хотим никуда отправлять, но в любом случае мы сейчас не являемся обществом. Всё, что мы сейчас хотим создать это возможность развивать бхакти. Это наша ответственность, обязанность по отношению к духовному учителю в этом мире. Наш личный бхаджан это другое.

Есть ещё вопросы?

Ари Мардан д.: На фестивале ко мне подошёл один преданный и спросил: «Ари Мардан, Вы ничего подозрительного не замечаете в поведении приехавших санньяси? Как то странновато они себя ведут в отношении друг к другу».  Я и другие преданные заметили, что нынешние инициации превратились в средство политической борьбы между санньяси. Один западный санньяси  решил инициировать всех подряд, лишь бы они не достались другим санньяси из Индии. Он сам написал мне до этого письмо о том, что принципиально будет инициировать всех без разбора, лишь бы новички не были инициированы санньяси из Индии. В ответ на это, самые известные нам санньяси из Индии, приняв вызов, также начали инициировать всех без разбора, без парикши (проверки). И та и другая сторона активно занялись перетягиванием к себе даже тех неофитов, которым ранее уже дали духовное имя. Новички до сих пор не понимают, что их не приняли в ученики, а попросту используют как орудие политической борьбы за статус и власть. Разве такие инициации могут считаться подлинными?

Ш.Враджанатха Прабху: Да. Это то, что называется находиться под влиянием гун материальной природы. Никто из этих санньяси не приходит к нам, другим старшим преданным и не спрашивает: «Правильно ли мы поступаем?» Они думают, что мы (не инициирующие) им завидуем, поэтому они не хотят с нами разговаривать. Они не придут, не сядут, и не будут спрашивать: как мы оцениваем, то, что они делают. Они думают, что именно так нужно расширять миссию. Некоторые думают, что так поступал Гурудев, и я так тоже должен поступать. Но, Шрила Гурудев с нами всегда советовался.

Ари Мардан д.: Извините, что приходится говорить на такие темы, но это явно не разрешённый вопрос для многих из нас. Те, кто живут на периферии, толком не обладая информацией, не посещая фестивали, склонны даже защищать подобных санньяси. Что тоже изумляет не в меньшей степени. Обращаться за разъяснениями никто особенно не желает, многие попросту боятся подойти к своему гуру, другим санньяси, стесняются. Они не могут спросить ни о чём подобном и просто верят в то, что именно так должна выглядеть духовная практика. Но это безумие.

Я однажды просил у одного из инициирующих учителей, имя его не буду называть:

- Почему Вы инициируете?

- Они (люди) же хотят совершать бхаджан, поэтому я их инициирую.

- А вы их спрашивали, что такое бхаджан? И если спрашивали, то кого именно и что они Вам отвечали?

Он промолчал в ответ. Это очень хорошо заметно, что у инициирующих учителей санги Гурудева одно в голове, а у их так называемых учеников совсем другое. Как правило, все новички приходят, но никто не знает, чего бы он хотел. Они смотрят искренними глазами, улыбаясь, но на самом деле почти никто не знает, что необходимо желать, придя в эту традицию. Поэтому нет никакого смысла прикрываться новичками. А те, кто инициирует их, считают, что их наивного взгляда и улыбки достаточно, чтобы их уже инициировать. При этом, эти инициации дают даже тем, кто не повторял ранее маха-мантру и не следовал регулирующим принципам. Потом проходит какое-то время, и эти люди просто уходят из санги. Этим самым они попросту дискредитируют своих учителей, бросая их также как носки, после того, как они стали дырявыми. Но это не всё. После этого за теми учителями, которых оставил большое количество учеников закрепляется слава ложных учителей. Поскольку от них отворачивается так много «учеников». Я не понимаю, как это может удовлетворять тех, кто сейчас инициирует? Ведь это уже происходит!

Ш.Враджанатха Прабху: А это ещё одно доказательство правоты бхакти-шастр, которые говорят, что тот, кто не следует наставлениям шрути, смрити, Пуран и Панчаратр создаст хаос. В этом нет ничего удивительного, это естественное следствие. Это то, о чём мы говорили в самом начале. Вы бежите быстро в никуда. Бежите, но бесцельно, всё только ради своих материальных амбиций. Последователи, положение и так далее, пратиштха.   

 

1) Ш.Б.Нараяна Махарадж: «Проповедь наших санньяси - основной фактор. Они должны собираться и решать, кто куда поедет. … Если не будет общества, все разбредутся, кто куда. Они будут бродить туда-сюда, и не будет никакого контроля» (http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/792-sozdanie-obschestva.html).

2) Ш.Б.Нараяна Махарадж: «Пока садхака не избавится от стремления к пратиштхе, в нём  будет  сохраняться  склонность  к  обману,  а  не  избавившись от склонности к обману, он никогда не обретёт чистую, безраздельную прему (любовь к Богу)» (Комм. на стих 7 «Манах-шикши»).

3) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Я обману ачарью. Я одурачу врача. Я спрячу ядовитых змей своих дурных наклонностей в тёмной яме лицемерия, и никто не узнает о них. Притворившись святым, я обрету известность и славу среди других людей». Подобное умонастроение - это не признак слабости, а признак ужасной лживости. Те, кто стремятся к чувственным наслаждениям и в то же время, жаждут снискать славу и известность, прослыв святыми, - просто притворщики» (http://sampradaya.ru/article/1377-o-slave-i-pochestyah.html).

4) «Преданный: Что значит проповедовать со смирением?

Гоур Говинда Свами: Если вы не смиренны, как вы будете проповедовать? Ваша проповедь не принесёт желаемого результата» (Ш.Гоур Говинда Свами, "Парипрашна: Искусство задавать вопросы").

5) «От вас зависит, какой товар вы возьмёте. Кто действительно плачет в глубине сердца, тот думает: "Я хочу самого лучшего гуру. Мне не нужен второй (мадхьяма) или третий (каништха) сорт"» (Ш.Гоур Говинда Махарадж, «Парипрашна», «Разные гуру»).

6) Сборник цитат от Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/858-absolyutnaya-neobhodimost-prinyatiya-sovershennogo-guru.html

7) «Принятие духовного руководства не должно быть насильственным или обязательным. Таков принцип. Чтобы я принял чьё-либо духовное руководство, в моём сердце должна быть убеждённость, поскольку духовное руководство основано на (личном) желании сердца. Это не что-то внешнее — это внутреннее побуждение. Так что, поступая подобным образом, вы не совершаете оскорбления (например, отвергая кого-то в качестве гуру). Я не проявляю неуважения; он — вайшнав, поэтому я выражаю почтение ему. Мы выражаем почтение всем преданным, будь то каништха, мадхьяма или кто-то ещё. Таков этикет. Однако принятие кого-либо в качестве духовного учителя (т.е. уттама-адхикари) — это совсем другое» (Ш.Гоур Говинда Махарадж. Вечерний даршан, Бхуванешвар, 1990г. «Шри Кришна-катхамрита», выпуск 10, стр. 14).

8) «Чтобы перерезать что-либо, нужен острый инструмент, и чтобы оторвать ум от его привязанностей, часто требуются резкие слова. В резких словах духовного учителя не звучат нотки сострадания – в результате ум ученика освобождается от материальных привязанностей. Бескомпромиссно говоря истину, он готов оборвать материальную зависимость. Например, в самом начале «Бхагавад-гиты» Кришна резко обращается к Арджуне, указывая ему, что хотя он говорит как образованный человек, в действительности он глупец номер один. Если мы действительно хотим отречься от материального мира, мы должны быть готовы со смирением принять такие резкие слова от духовного учителя. Компромисс и лесть не имеют места там, где нужны жёсткие слова» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Совершенство йоги»).

9) Указания Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура об обязательном принятии прибежища у сад-гуру: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/942-ob-absolyutnoy-neobhodimosti-prinyatiya-sad-guru.html.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перевод: Дхаранидхара д.

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью