?

Слуга не стремится видеть, он хочет быть на виду.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1014. Опубликовано: 12-03-2016, 12:19

Слуга не стремится видеть, он хочет быть на виду

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж

(Дришта нахе дришья хайа — севакера карья)

Из книги «Шри Бхакти-Прагьяна»

 

В «Шри Хари-бхакти-судходае» (13.2) говорится:

акшнох пхалам твадриша-даршанам хи

танох пхалам твадриша-гатра-сангах

джихва-пхалам твадриша-киртанам

хи судурлабха бхагавата хи локе

«В материальном мире крайне мало преданных Бхагавана. Поэтому совершенство глаз — это видеть их, совершенство тела — касаться их, а совершенство языка — прославлять их».

Возможно, прочитав название статьи и вступительный стих к ней, вы отложите её в сторону. О дорогой читатель! Мы падаем ниц перед вами и, зажав соломинку в зубах, настоятельно просим выслушать нас.

Когда мы смиренно вручим себя лотосным стопам ачарьи, который воплощает в себе суть шастр, тогда мы поймём, что наше знание шастр поверхностно, оно рождено умом. Мы привыкли сами решать, что в шастрах главное. Но постоянно ошибаемся.

В процитированном стихе — слова человека, который обрёл удачу и получил даршан бхагавад-бхакты. Переполняемый блаженством он говорит: «В материальном мире редко встретишь бхагавад-бхакт, поэтому получить их даршан это совершенство глаз, касаться их — это совершенство тела, а возносить им славу это совершенство языка».

Эти слова произносит слуга вайшнава у его лотосных стоп. Он получил его милость и бесконечно благодарен ему. Пока вайшнав не одарит нас своей милостью и не откроет нам свою сварупу, мы не сможем узнать его и понять. Когда вайшнав своей милостью открывает дживе свою духовную сварупу, любые материальные воспоминания дживы об этом вайшнаве причиняют её сердцу нестерпимую боль. Истинный духовный облик вайшнава, посвятившего себя служению Бхагавану, необычайно прекрасен. Поэтому материальные воспоминания о нём невыносимы.

В приведённом стихе говорится: «акшнох пхалам твадриша-даршанам хи», — совершенство глаз — это видеть вайшнава. Даршан подразумевает стремление служить под руководством вайшнава. Для вайшнава существует только Бхагаван, а для вайшнава-севаки существует только служение под руководством такого вайшнава. Природа слуги, его севана-дхарма — это служение. Когда слуга смотрит на вайшнава или касается его, он не думает о своём удовольствии. Бхагаван и Его преданные принимают только нашу природу, которая стремится к служению, то есть, нашу сварупу, а не материальную природу, которой чуждо служение.

Бхагаван — не материальный объект (пракрита-васту), и шуддха-дживатма — тоже. В неосквернённом состоянии для дживатмы естественно служить Бхагавану, доставляя Ему удовольствие. Чистая джива жаждет даршана Бхагавана только из желания служить Ему. Севака приходит в дхаму Бхагавана, чтобы там служить Ему. Так он совершенным образом использует свои ноги. Руками он убирает храм Вишну, доставляя Ему удовольствие. Глазами севака ищет то, что радует взор Бхагавана. Его обоняние помогает ему подобрать аромат, приятный Бхагавану. Язык севаки совершает киртан имени Бхагавана, Его облика, качеств и деяний, доставляя, тем самым, Бхагавану блаженство. Севака также предлагает Бхагавану изысканные и вкусные кушанья, попробовав их сначала. Тело севаки духовно, поэтому его прикосновения доставляют севья Бхагавану удовольствие.

Вайшнавы Шри-сампрадаи придерживаются концепции виддхи-марга, пути регулируемого преданного служения. Их сердца не приемлют смысл только что сказанного. Служение Гаудия-вайшнавов более возвышено. Они следуют путём раги, сильной привязанности, и только описанный выше метод позволяет им самым совершенным образом использовать все чувства в служении Бхагавану.

Мы назвали эту статью: «Слуга стремится не видеть, но быть увиденным». Это означает, что человек не должен считать себя субъектом (смотрящим) по отношению к Бхагавану. Он не должен стремиться к даршану Бхагавана ради своего удовольствия. Перед человеком, у которого есть кама, то есть желание услаждать свои чувства, дверь в трансцендентную обитель Бхагавана закрыта. Когда сердце слуги озарено полным преданием Кришне (кришнаика-шараната), там нет уже ни желания наслаждаться, ни ложного отречения. Тогда единственным желанием слуги становится желание служить ради удовольствия Бхагавана.

Гопи Враджа трансцендентны, они надевают наряды только для удовольствия Кришны. В их сердцах нет пхалгутвы или ложного отречения от того, что приятно Кришне. Гопи неудержимо стремятся к Кришне только чтобы служить Ему. Их пристальные взгляды на лотосный лик Кришны приносят Ему блаженство. Ему нравится чувствовать на Себе их взгляды. Зная это, они жаждут Его даршана. Они смотрят на Кришну не из желания получить удовольствие, заняв положение субъекта (смотрящего). Они предстают взору Кришны — становятся объектами Его созерцания. Только ради удовольствия Кришны гопи показывают Ему себя. Это их природа (сварупа) — всецело служить Ему. Их «показы» не являются выражением эгоизма, но говорят о восхитительной природе их служения.

Тысячи паломников приходят в святые места, чтобы получить даршан Бхагавана. Большинство думают, что им это удалось. Но это не так. Тот, кто воистину обрёл даршан Бхагавана, никогда не скажет: «Божество сделано из дерева, камня или глины» или: «У Джаганнатхи нет ни рук, ни ног».

Люди, которые так говорят, смотрят, чтобы получить наслаждение. Такое настроение противоречит природе слуги Бхагавана. Увидеть Бхагавана им мешает сама попытка видеть Его. Многие люди заблудились во мраке удовольствий и потеряли путь к даршану Бхагавана. Ради их спасения мой Шри Гурупада-падма (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) предостерегает их: «Не ходите смотреть на Джаганнатху для своего удовольствия. Стремление наслаждаться свойственно этому миру, но это стремление родилось из отвержения нами Господа. Входите в храм Шри Джагадиши с подношением — с желанием служить, ибо оно доставляет удовольствие Джаганнатхе.

Всегда помните — слуге не подобает смотреть на Джаганнатху материальными глазами, он «видит» Его иначе. Слуга показывает Ему свою природу (сварупу), своё желание служить (дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса). Он становится объектом, предстаёт перед взором Бхагавана, чтобы доставить Ему удовольствие. Он не стремится извлечь удовольствие из созерцания Бхагавана. Сердце слуги ярко озарено стремлением: «Бхагавану будет приятно видеть меня».

..............................................................

Перевод: Расасиндху д., Дхаранидхара д.

Редакция: Расасиндху д.

Корректоры: Расасиндху д., Нармада д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактипрагьян Кешава Махарадж