?

Письма Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами, письмо 6.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 235. Опубликовано: 12-10-2022, 17:40

Письма Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами

Письмо 6

 

шри шри гуру-гаурангау джайатах

 

Шри Кришна Прасад Дасадхикари

Магазины одежды Шри Нимананды

Укилпара, П.О. Райгандж

(Западный Динаджпур) Северная Бенгалия

05.05.1971г.

 

Шри ваишнава-чаране дандаван-нати пурвикейам –

 Прабху! Твоё письмо от 5 марта 1971 года попало мне в руки в благоприятное время в Навадвипе. Я не мог понять причину твоих беспокойств о том, что ты много дней не получаешь известий обо мне или письма от меня. Я и не думал, что обо мне кто-то беспокоится. Когда я получил твоё письмо, я понял, что не пропаду, где-нибудь затерявшись в поле или маранам ча гомати тире – «на берегу реки Гомати». Похоже, мне не придётся терять свою жизнь, которая стоит не более пяти рупий, в гобхагаде [скотомогильнике]. Теперь, спустя два месяца, я читаю твоё письмо, которое ты отправил пятого марта 1971 года, и отвечаю на него. Несомненно, это милостивое письмо.

В нынешнюю эру независимости, несмотря на все заявления о том, что «эта свобода ложна», «милосердием» сейчас считается дозволение людям удовлетворять все свои капризы, делать, что им заблагорассудится. Если человек испытывает какую-то радость, когда получает письмо, пропитанное такой «милостью», то что я могу возразить? Мне удалось объявить шах и мат и обойтись малой кровью. В этом моё особое достижение.

Ты написал Нава-йогендре с целью узнать, где я проповедую. Он адреса не указал или не смог. Как у паривраджаки (странствующего отшельника) или бхавагуры, как говорят в простонародье, может ли у них быть определённый адрес? Ведь он стал называться бхавагурой именно ради достижения состояния «находить еду, где получится, и спать на рыночной площади» – бходжанам йатра татра шайанам хатта-мандире. Нава-йогендры, Чатухсаны (четыре Кумара), Нарада и другие, и даже Бхагаван не преследуют цели обрести дом в этом бхаватави (лесу материального существования). Девах на джананти, кутоманушйах – «Даже полубоги не знают; что уж говорить о людях?»

В настоящее время у меня периодически возникает сильное желание жить уединённой жизнью, поэтому я накрываю голову покрывалом и пытаюсь жить инкогнито. Однако когда где-то не хватает продуктов питания, бдительность C.I.D. Co. (Отдела уголовных расследований) усиливается. И тогда они будоражат ветры небесные, вычисляют моё тайное убежище и арестовывают меня как «подследственного». Из их лап не вырваться; они крадут всё, что у меня есть, и отправляют меня, беспомощного, в изгнание. Таково, в конечном итоге, моё затруднительное положение! Кому я передам эту горестную повесть, и кто её услышит? В этом мире нет никого, кто мог бы прислушаться к моему жалобному плачу. Я надеялся на то, что «услышав о моих горестях, гуру-вайшнав будет слёзно просить Кришну за меня:

шунийа амара духкха ваишнава тхакура

ама лаги’ кришне аведибена прачура

Однако се аша випхала, се джнана дурбала, се джнана аджнана джани – «Эта надежда не принесла плодов, и это знание оказалось недостаточным; я считаю это знание невежеством»(1).

Один человек даёт санкалпу (клятву) совершить шри дхама-парикраму или, другими словами, пытается вытащить якорь материальной привязанности, в то время как другой больше доверяет привязанностям к самсаре и говорит: «Мне не повезло [отправиться на парикраму]». Тогда у последнего возникает отторжение к практике бхакти. Человек сам создаёт своё состояние. Удача приходит благодаря искренности и твёрдой убеждённости. Если садхак не прилагает необходимых усилий и винит во всём своё невезение (отсутствие бхагьи) и плоды своей кармы, он не достигнет совершенства в своей садхане. Круговорот самсары внушает страх. Это непреложная истина. Однако только через самсару Кришны(2) можно достичь благополучия души. Кришнера самсара каро, чахи аначара(3) – посвятите себя самсаре Кришны и прекратите вести себя недостойно. Таковы предписания ачарьев. Однако, даже услышав их, джива сознательно их нарушает и пьёт яд. Это признак обусловленной души. Баддха-джива не может осознать, что такое шрейах [подлинное благо, обретаемое в долгосрочной перспективе] и что такое прейах [немедленное, но незначительное, и часто даже так называемое благо]. Она принимает хорошее за плохое и крепко держится за то, что для неё плохо, думая, что это хорошо. Если бы человек имел правильное представление о добре и зле, если бы он умел отличать истину от лжи, он никогда бы не допускал ошибок. Тот, кто видел истину, является чистым живым существом, полностью свободным от четырёх пороков: бхрамы, прамады (склонность к ошибкам, иллюзии) и так далее(4). Он – осознавший себя садхак, полностью идеальный, вечно совершенный махапуруша (великая личность), святой, который видит всех равными. Если баддха-джива заслужит милость такой личности, тогда и только тогда она будет благословлена, следует считать, что её жизнь удалась.

По милости шри гуру и вайшнавов ты переехал в удобное место. Это, без сомнения, хорошая новость. Но можно ли это назвать истинной милостью гуру и вайшнавов или нет? Можно ли называть получение хорошей работы, победу в суде, избавление от своего несчастья или страдания и другие подобные достижения «милостью», – это большой вопрос! Западные материалисты продолжают твердить: «Боже, дай нам хлеб насущный». Определённые классы индийских купцов произносят слова «делай де рама» – «Рама, дай мне…», и жаждут получить от Бхагавана средства к существованию. Некоторые даже поклоняются «Роти Бхагавану (Богу Хлеба)» и, таким образом, учат других вере в Бога. По правде говоря, это всё поборники апофеоза [достижения так называемого божественного положения]. Шри гуру и вайшнавы не питают страстного желания получить от Бхагавана земные блага. Они молятся Ему лишь о безоговорочной преданности. Молящиеся Шри Бхагавану, Верховному Отцу, о богатстве, последователях и т.д. не удостаиваются питри-бхакти (преданности отцу) или бхагавад-бхакти. Скорее, такие молитвы относятся к категории мирской похоти и страстей.

Однако вишрамбха-севак (близкий и подлинный слуга) шри гуру и вайшнавов, который полностью посвятил себя служению им, получает все преимущества, возможности и необходимую квалификацию в процессе своей садханы. Не молясь Шри Бхагавану, он получает всё это, и поскольку кришнартхе акхила чешта-вишишта – «каждое его усилие совершается ради Кришны», всё, что он получает, оказывается благоприятным для бхакти. Поэтому он, в отличие от карми (сторонников постепенного развития) или гьяни (жаждущих освобождения), не стремится ни к грубым, ни к тонким удовольствиям. Он знает: асакти рахита, самбандха сахита, вишайа самуха сакали мадхава – «тот, кто поддерживает отношения (самбандху) без привязанности, видит Шри Мадхаву как источник и суть всех объектов чувств»(5).

Обет вишрамбха-севака таков: томара дхана, томайя дийе, томара хайе райа – «Я отдаю Твоё богатство Тебе и остаюсь Твоим». Такой человек – душа, с покорностью предложившая себя, свободная от любой материальной собственности, преданная исключительно Кришне и утвердившаяся в дхарме, он уважает всех, не ожидая ничего взамен. Истинное благо пожинает тот, кто служит преданному, чья исключительная цель жизни – бхагавад-бхакти. Такой вайшнав является джагад-гуру (духовным учителем мира).

Если ремонтные работы в доме начинаются в день Шри Вьяса-пуджи, тогда дом, несомненно, проявит себя как место или храм последователей Вьясы. Пусть школам мысли, выступающим против Вьясы, не оказывают никакого почтения в этом месте, и пусть там вечно проводится пуджа-панчака(6). Если дживы смогут следовать примеру Шри Вьясы, приняв его как своего гуру, тогда они смогут достичь своего истинного благополучия. Признаками твёрдой веры в Шри Вьясу, как учителя, является духовное вдохновение и просвещение других. Усилия, связанные с основанием питха (места поклонения) шри гуру, выполненные преданными, полностью посвятившими себя служению гуру, безусловно, достойны похвалы. Гуру-питх означает «ашрам», «матх» или «шри мандир». Поэтому, хотя была выдвинута идея гриха-правеши [церемонии, совершаемой при входе в новый дом], она не имеет отношения к грихамедхе, к бездонному колодцу бхоги (наслаждения чувств), или к погружённости в физическое тело (дехарами), – ко всему, что связано с чувственными наслаждениями и ведёт в ад. Скорее, её следует называть матха-правеша (вхождение в новый храм), потому что духовные ученики всегда живут в ашраме или матхе (даже если проживают в доме), занимая себя служением шри гуру и вайшнавам, а свой ум – садхана-бхаджаном(7).

Есть только одна обязанность, предписанная для каждого, кто занимается садханой, независимо от того, находятся они в брахмачарья-ашраме, грихастхья-ашраме или санньяса-ашраме. Следовательно, в данном случае гриха, или дом, является матхом, а матх – домом; они означают одно и то же, поскольку построены для достижения той же цели.

Получит ли Шри Вамана в качестве пожертвования один домик для отдыха и бхаджана-садханы в Дхадика Ашраме? Конечно, я не буду захватывать весь ашрам и всё в нём под предлогом просьбы о трёх шагах земли. В этом я могу поклясться до полудня. Конечно, я не окажусь без помощи, так как я – даси Ванамали Шри Хари. Я принимаю руководство Шри Туласи, дорогой возлюбленной златокожей Шри Радхарани, и жемчужины в короне знатоков, Шри Кришны, также я стремлюсь осознать аутентичные таттвы о Них. Если у меня будет немного места для проживания, не будет проблемы со сбором всего остального. С собой у меня будут лимон и соль. Мне останется только попросить у грихастх рис, дал, овощи, специи и тому подобное. Должна быть «гьяна-канда» – туалет, построенный рядом с ашрамом. Он необходим всем, будь они отшельники или домохозяева. Если у меня будет возможность посетить Дхадику в месяцы шравана и бхадра, я смогу проверить всё лично.

[Сначала я был в] Сиури [Бенгалии], потом в Ранибахале, а затем Асанбани [Джаркханд], где я встретился с *** Прабху и побеседовал с ним. *** Прабху также приехал в Ранибахал и встретился со мной; он рассказал мне о своём несчастье. Когда я думаю о его положении, то сочувствую ему, но всё же это урок от Шри Бхагавана. Печально то, что теперь, в старости, он вынужден пахтать «масло» материального существования в одиночку. Удивительно, что даже в таких условиях у нас не пропадает интерес [к материальной жизни]. Самсара – это и поле битвы, и школа. Нам всем придётся извлечь уроки из этого мира; нет конца этим урокам. Те, кто способны видеть примеры других, и на их основе развивают осмотрительность, – самые разумные. Такие души – истинные знатоки бхаджана. Достижение бхагавад-бхакти – их высший успех.

[Моё] тело действительно не в порядке. Тем не менее, мне приходится много путешествовать. Все эти места находятся примерно в пяти милях от пакистанской границы [Восточный Пакистан, позже Бангладеш]. Два-три дня назад много людей получили ранения в результате пакистанской стрельбы и были доставлены в местную больницу. Страх за свою жизнь не приносит никакого блага. Пожалуйста, примите мои дандаваты. Ити

Слуга слуги вайшнавов,

Шри Бхактиведанта Вамана

…………………………………….

1)     Цитируя две разные песни из «Кальяна-калпатару» и «Шаранагати» Шрилы Бхактивинода Тхакура – «Кабе шри чайтанья море корибена дойя» (текст 5) и «Видьяра виласу» (текст 2) – Шрила Махарадж выражает своё смирение и мучительную разлуку с вайшнавами. Он никоим образом не предполагает, что вайшнавы склонны разочаровывать тех, кто ищет их помощи.

2)     «Самсара Кришны» – это другое название феномена шуддха-бхакти. В такой самсаре джива вручает себя полностью интересам Бхагавана и становится безусловной, вечной спутницей Шри Кришны. Каждый материальный термин в контексте бхакти, может иметь позитивное значение, альтернативное материальному, т.е. негативному.

3)     Шрила Бхактивинода Тхакур, «Гитавали», «Надия годруме», 4.

4)     Такие дживы известны как садху или уттама-адхикари. В «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 2.86 сказано:

бхрама, прамада, випра-липса, каранапатава

арша-виджна-вакйе нахи доша эи саба

«В словах великих святых и подлинных гуру нет места ошибкам, заблуждениям, лжи или несовершенству, вызванному ограниченностью чувственного восприятия».

5)     Песня Шри Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Душта мана туми».

6)     Поклонение семи группам, каждая из которых состоит из пяти: вьяса-панчака; кришна-панчака; санакади-панчака; панча-таттва-панчака; упасья-панчака; ачарья-панчака; гуру-панчака.

7)     Подобные идеи были выражены учителем Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа – Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в его выступлении в доме своего ученика Парама-бхагаваты Шри-юкта Нитья-Гопала Гхоша Махаи. Ознакомиться с этим выступлением под названием «Новоселье грихастха-вайшнава» можно пройдя по ссылке:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/10196-novosele-grihastha-vayshnava.html

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Вамана Махарадж