?

"Ранние детские игры Кришны", часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 147. Опубликовано: 31-12-2022, 18:04

Ранние детские игры Шри Кришны

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Куала-Лумпур, Селангор, Малайзия.

5 декабря 1998г.

Часть 1

 

Кришна, сын Нанды и Яшоды

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы должны отправиться вместе со мной на Голоку Вриндавана.

Преданные: Гаура-премананде! Хари Харибол!

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вчера мы слушали о том, как Кришна родился в Гокуле, и как Кришна, явившийся в Матхуре, достигнув Гокулы, слился с Враджендра-Нанданой Шьямасундарой Кришной. Мы слушали, как Васудева забрал Йога-майю в образе маленькой девочки и отдал её в руки Камсе.

В руках Васудевы Махараджа она была Йога-майей [энергией духовных игр]. Но когда Камса дотронулся до неё, она тут же исчезла, и на её место пришло её проявление, её тень – Маха-майя. Йога-майя всегда помогает душам служить Кришне, но Маха-майя справедливо наказывает живые существа и отбрасывает их от Кришны как можно дальше.

Камса не знал, что произошла такая перемена. Он взял девочку в руки и хотел было швырнуть её о камень. В тот же миг она выскочила из рук, взлетела в воздух и превратилась в Дургу Деви, Маха-майю, тень Йога-майи. Камса узрел её восьмирукой богиней, с многочисленным оружием, сидящей на льве. Он поклонился ей, а она коснулась его головы своей ногой. От прикосновения пальца её ноги Камса упал и начал кататься по земле. Затем он начал возносить молитвы. Маха-майя сказала ему: «Ты не можешь убить ни меня, ни моего Прабху. Восьмой ребёнок Деваки уже явился, но теперь Он в другом месте».

Что же в это время происходило в Гокуле?

На следующее утро после рождения Кришны Нанда Махарадж устроил большой праздник. Пуповина, соединяющая Яшоду и её маленького мальчика, была перерезана. Все женщины видели это. Они видели, что Кришна, прекрасный ребёнок, вышел из чрева Яшоды. Поэтому никто во Врадже не поверил бы, что Кришна родился в Матхуре. Они своими глазами видели Его рождение в Гокуле. Однако жители Матхуры никогда не видели Его рождения. Никто из них и никогда этого не видел. [Игриво] Жители Матхуры могут быть лгунами [относительно места рождения Кришны], но никак не жители Враджа, враджаваси. Мы должны верить враджаваси, а не матхураваси. Если Кришна говорит, что Он родился в Матхуре, – тогда Он тоже лгун. Мы не можем верить Матхуреш-Кришне. Мы должны верить только Яшоде и гопи, Нанде Бабе, а также тем, кто живёт во Врадже. Кришна, несомненно, сын Нанды Бабы и Яшоды.

Однако в «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами утверждает: «Кришна – сын Васудевы. Он родился в Матхуре». Это ложь? Нет, не ложь. А почему? Потому что Шукадева Госвами хотел доставить удовольствие Парикшиту Махараджу.

Кем был Парикшит Махарадж? Как он связан с тем Кришной, который явился в Матхуре?

Арджуна был женат на Субхадре, сестре Васудевы-Кришны и дочери Васудевы и Деваки. Махарадж Парикшит, внук Махараджи Юдхиштхиры, был бы счастлив услышать, что Шри Кришна из его династии. Чтобы доставить удовольствие Парикшиту Махараджу, Шукадева говорил так. Однако, на самом деле, если бы Шукадева беседовал с Яшодой, Нандой Бабой или какими-либо враджаваси, что бы он сказал? Несомненно, он бы сказал, что Кришна – сын Нанды Бабы и Яшоды.

Хотя Шукадева Госвами говорил так ради удовольствия Парикшита Махараджа, по чистой случайности из его уст автоматически изошли две вещи.

Во-первых, он рассказал, как счастлив был Нанда Баба, когда из чрева Яшоды родился сын:

нандас тв атмаджа утпанне
джатахладо маха-манах

[«Махарадж Нанда, великая душа, поистине преисполнился огромной радости, когда Господь Шри Кришна родился как его сын» «Шримад-Бхагаватам», 10.5.1)].

Во-вторых, он использовал слово пашупангаджайа, когда рассказывал о молитвах Брахмы Кришне:

наумидйа те ’бхра-вапуше тадид-амбарайа
гунджаватамса-парипиччха-ласан-мукхайа
ванйа-срадже кавала-ветра-вишана-вену-
лакшма-шрийе мриду-паде пашупангаджайа

[«О принц Враджи, Ты достоин поклонения всего мира! О Ты, чьё тело цветом подобно тёмной грозовой туче! Твои жёлтые одежды украшают Твоё тёмное тело, сверкая, словно молния. Твоя шея украшена гирляндой из плодов гунджи, в ушах прекрасные серьги, а на голове павлиньи перья. Гирлянда из лесных цветов и листьев украшает Тебя. В руке Ты держишь лакомство из риса, смешанного с йогуртом. Твои глаза имеют форму лепестков лотоса. Ты выглядишь необычайно прекрасным со Своей флейтой и буйволиным рожком. Твои лотосные стопы – прибежище Лакшми Деви. Они такие нежные, они исполнены любви к Твоим преданным. Ты гуляешь по лесу Вриндавана, наслаждаясь играми. Слава Тебе, сын Яшоды. Пожалуйста, прими мои поклоны» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.1)].

Господь Брахма – наш гуру. Он не может говорить неправду. Он использует слово пашупангаджая. «О Кришна, Ты вышел из чрева Яшоды». Пашу означает гопа [или гопи], в этом случае гопа – Нанда Баба, а гопи – Яшода. [Анга-джайа означает «своему сыну, Кришне».]

Джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо. Этот стих является сутью всего «Шримад-Бхагаватам». В нём говорится о деваки-джанма-вадо. Некоторые говорят: «Кришна – сын Деваки», но это всего лишь вада [теория]. (Одно из значений) Вада означает, что это неправда. «Кришна – сын Яшоды», – вот истина. Невежественные люди, те, кто не знает трансцендентных истин, будут говорить иначе. Эта истина написана в «Шримад-Бхагаватам» много раз.

Когда гопи находятся в настроении гнева, то говорят Кришне: «Ты вовсе не сын Яшоды, потому что Ты такой непослушный. Ты, должно быть, сын Деваки и Васудевы». [Обращаясь к аудитории:] Вы враджаваси или матхураваси? Все матхураваси или те, кто хочет ими быть, поднимите руки! [Никто не поднял руку.] А теперь те, кто хочет быть враджаваси, поднимите руки! [Все подняли свои руки.] Вы все должны хорошо знать, что Шри Кришна – сын Яшоды и Нанды Бабы.

 

Демоница Путана

Сейчас вы снова должны отправиться вместе со мной в Гокулу Махаван.

Кришне было всего два или три дня от роду. Он был так прекрасен, так привлекателен! Даже Его плач был очарователен. Хоть и голенький, Он был красивее, чем украшенный любыми украшениями. Всё в Нём – Его плач, слёзы, смех, улыбка – было совершенно очаровательно. Все враджаваси были очарованы Им.

Тем временем Камса опять услышал небесный глас: «Твой враг явился в другом месте». Камса очень рассердился. Он подумал: «Да они все сговорились против меня! Им удалось переправить этого мальчика куда-то ещё». Он обратился к своим соратникам: «Мои дорогие друзья»... Кто были эти друзья? Агхасура, Бакасура, Путана, Чанура, Муштика и другие. «Вы должны попытаться выяснить, где находится этот мальчик. Вы должны незамедлительно убить Его, во что бы то ни стало!»

Тем временем в это место прибыла Путана. Она напомнила Камсе, что он её брат. Когда-то демоничный Камса пытался завоевать весь мир, и Путана была его врагом. Они жестоко сражались друг против друга. Но Камса не смог её победить, и потому попытался заключить с ней мир: «Отныне ты  – моя сестра!», – сказал он. Путана ответила: «Ты мой брат! Мы должны помогать друг другу!»

И вот теперь Путана хотела поддержать Камсу. Она дала клятву: «Я убью этого мальчика, где бы в этом мире Он ни находился! Я найду Его, потому что знаю множество уловок и владею магией. Я очень быстро найду этого мальчишку и убью его!»

У Путаны никогда не было детей(1). Она была довольно уродлива и нечиста, потому что постоянно пила кровь и поедала плоть новорождённых мальчиков. Чтобы казаться красивой и молодой матерью, она мистическим образом скрыла свою уродливую внешность, и, смазав грудь смертельным ядом, отправилась по деревням разыскивать новорождённых мальчиков, которым было до десяти дней от роду. Используя магию, она забирала этих младенцев, пила их кровь и съедала. Под конец, когда все новорождённые мальчики были мертвы, она явилась в Гокулу.

Вы спросите: «Есть так много великих личностей, ведущих духовную жизнь. Но они не могут освободиться от вводящей в заблуждение материальной энергии и не могут достичь Гокулы на Голоке. Как же тогда Путана смогла попасть в Гокулу?» Даже столь совершенные личности, как Санака, Санандана и Санатана, вышедшие за пределы влияния материальной энергии, не могут попасть в Гокулу. Только если человек будет совершать бхаджан [подлинное поклонение Господу] под руководством враджаваси – друзей, отца, матери или гопи, возлюбленных Кришны, в особенности гопи, – он сможет войти в Гокулу, а иначе нет.

Как же демоница Путана попала в Гокулу? Её привлекла Йога-майя, иначе она не смогла бы прийти туда. Только возвышенные, освобождённые личности, развившие в своих предыдущих рождениях великую любовь и привязанность к Кришне, могут получить туда доступ. Демоны тем более этого не могут. Однако Йога-майя позволила это Путане. Зачем? Она сделала это, чтобы обновить (усиливая) любовь и привязанность [враджаваси к Кришне].

Если в любви нет потока, если она остаётся прежней, то фиксируется, подобно тому, как, замерзая, вода становится снегом. Такая любовь замерзает, становится как бы болезненной и слабой и не сможет доставить удовольствие Шри Кришне, сделать Его счастливым.

Йога-майя привлекла Путану, чтобы обновить любовь и привязанность Яшоды, а также всех жителей Враджа. Враджаваси видели, что мальчик, Кришна, родился из лона Яшоды. Спустя всего два дня после Своего рождения Кришна плакал, а Яшода в это время была где-то вдалеке от Него. Она была чем-то занята и опаздывала к сыну. Её трансцендентная любовь несколько ослабла, и по этой причине Йога-майя привлекла Путану. Но была и другая причина, по которой пришла Путана.

Когда Ваманадев [воплощение Кришны] появился в доме Бали Махараджа, то пришёл туда очень маленьким. Он был маленького роста, однако при этом очень красивым. Придя туда, Ваманадев попросил у Бали Махараджа три шага земли. Дочь Бали Махараджа, Ратнамала, увидела Ваманадева и подумала: «Этот мальчик очень красивый! У меня нет ребёнка. Хотела бы я, чтобы Он был моим ребёнком». Ваманадева понял её желание и ответил взаимностью: «Да, Я стану твоим сыном». Позже Ратнамала увидела, как Ваманадев увеличился в размерах, стал огромным и [двумя Своими шагами] забрал всё царство Бали, все райские планеты, обитель Господа Матсьи, обитель Господа Брахмы и другие места. Сделав третий шаг, Он забрал Себе тело (покорив также и душу) Бали Махараджа. В конце концов, Он связал его. Бали упал на землю и заплакал. Увидев произошедшее, Ратнамала сказала: «Этот Вамана очень опасен! Будь Он моим сыном, я бы, не задумываясь, отравила Его!»

Кришна [являясь источником как Ваманадевы, так и других экспансий Вишну] удовлетворил желания Ратнамалы, когда впоследствии та родилась как Путана. Она пришла во Врадж под видом матери, но поскольку у неё не было детей, из её груди не шло молоко. Когда нет ребёнка, нет и грудного молока. Само собой, что женщины, у которых нет детей, не имеют грудного молока. Когда у женщины есть маленький ребёнок, то молоко вырабатывается в груди. Когда ребёнок вырастает, материнское молоко исчезает.

В груди Путаны не было молока, но с помощью магии она вложила в свою грудь очень сильный яд. Если обычный человек даже касается такого яда, то умирает, однако Путана вобрала в свою грудь яд и затем посадила Кришну к себе на колени.

Через некоторое время она поняла, что Кришна закрыл глаза и не пьёт молоко. А раз Кришна не принимает её «молока», то как Ему умереть? Тогда она силой влила свой яд Кришне в ротик и схватила Его за затылок, намереваясь раздавить его. Однако у неё ничего не вышло. Кришна принял этот яд, высосав его вместе с её праной и душой. Он настолько силён, что может превратить любой яд в нектар. Он высосал приготовленный для Него яд из груди Путаны, а вместе с ним и её жизненный воздух.

Почувствовав, что она умирает, она закричала: «Отпусти меня! Отпусти! Отстань от меня!» Путана обладала силой десяти тысяч слонов! Однако она не могла вырваться из объятий Кришны. Она изо всех сил старалась оттолкнуть Его от себя, но Кришна продолжал сосать её грудь, держась за неё Своими маленькими ручками. Она никакими силами не могла избавиться от Него. Она с ужасом подумала: «Я применила уже всю свою силу, но я никак не могу избавиться от этого Кришны. Может быть, мой брат Камса сможет мне помочь?» Тогда Путана прижала Кришну к груди и взмыла высоко в небо. Перед смертью, она думала не о Кришне, а о Камсе. А Кришна думал: «Я не оставлю тебя. Ты пришла ко Мне как мать. Почему Я должен тебя бросать?»

[Не в силах вырваться,] Путана упала с неба на сад Камсы. Сад был полностью разрушен, всё в саду Камсы было уничтожено. Тело Путаны достигало двенадцати миль в длину. Название деревни, куда упали её руки, стало называться Хатхрас. Хатха означает «рука». Все места, куда упали части тела Путаны, стали городками, названными в её честь. Место, где упала её голова, стало известно как Мусана. Мусана означает «голова».

А между тем, Камса ещё ничего не знал о смерти Путаны. Он с нетерпением ждал её возвращения в Матхуру.

В то время Махараджа Нанды не было в Гокуле, он уехал в Матхуру. Он был так счастлив, ведь в столь позднем возрасте в его дом пришёл ребёнок! Сколько лет было Нанде Бабе, когда родился Кришна? Он был ещё не старым, среднего возраста. На его голове чёрные волосы перемежались с седыми. Шансов, что у него родится ребёнок, почти не было, но, к счастью, появился мальчик!

Прежде Нанду Махараджа совсем не интересовали мирские дела. Он жил как отречённый человек. Однако когда родился Кришна, он стал думать: «Как мне накормить Его?» Так пришла привязанность к Кришне.

Без такой привязанности наш бхаджан – ничто. В нашем бхаджане должно быть такое чувство, что Кришна принадлежит мне (мамата), а я принадлежу Кришне. Любое из этих чувств должно прийти. Если у практикующего нет привязанности к Кришне, нет отношений с Ним, тогда будет чувство, что бхаджану чего-то не хватает. Практика будет неполноценной.

У Нанды Бабы была сильная привязанность к Кришне, он захотел накормить Его, однако задался вопросом: «Если я не буду платить налоги Камсе, что тогда произойдёт?» Раньше Камса подчинялся Уграсене Махараджу. Но теперь Уграсена сидел в тюрьме, а Камса был царём. Нанда Баба отправился в Матхуру, чтобы выплатить налоги и выразить Камсе своё почтение. Если Камса окажется полезным [и будет благоволить к Нанде Махараджу], то ребёнок Нанды Махараджа будет в безопасности. В противном случае, рассуждал Нанда Махарадж, если Камса окажется недоволен им, то сможет запросто посадить его и Яшоду в тюрьму, как он сделал это с Васудевой и Деваки. Тогда он заберёт Кришну и убьёт Его. Думая так, Нанда Махарадж отправился в Матхуру, чтобы заплатить налоги Камсе.

В Матхуре Нанда Баба первым делом встретился с Васудевой Махараджем. Увидев Нанду Бабу, Васудева Махарадж сказал: «Ты пришёл сюда! Немедленно уходи, иначе пострадаешь! Может случиться что угодно! Ты не должен быть здесь». Нанда Баба подумал: «Васудева, мой младший брат, намного умнее меня, я ведь из рода пастухов. Мне надо послушаться его». Он ответил Васудеве: «Тебе так повезло в твоём возрасте обрести сына!»

Васудева был умён. Он думал: «Я оставил Кришну в Гокуле. Но Нанда Баба этого не знает». Он спросил: «Как там мой сын?» Нанда Баба ответил:

– Твой сын, Рама, здоров. Он для меня как родной.

– А как твой сын?

– Он тоже вполне здоров.

– Ты должен защищать, беречь, кормить и поддерживать двух этих детей, – сказал Васудева.

Васудева считал, что двое его сыновей, Кришна и Баладева, находятся во Врадже. А Нанда Баба считал Кришну своим сыном, а Баладеву – сыном Васудевы.

Итак, Нанда Баба решил вернуться в Гокулу.

По дороге он ощутил какой-то прекрасный аромат. «Откуда исходит этот аромат?» – удивился он. Неожиданно он увидел огромную демоницу, ракшаси, которая лежала, распластавшись на земле. Деревенские жители и гопы расказали ему: «Пока тебя не было, пришла ракшаси. Она хотела убить твоего сына, Кришну. Но, к счастью, Он был спасён. Нараяна спас Его, потому что ты так рьяно поклонялся Ему. Кажется, она сейчас мертва, и теперь мы разрубаем её тело на куски и сжигаем». «Почему её тело стало таким ароматным?» – спросил Нанда Баба. «Мы не знаем», – ответили они.

Тело Путаны начало благоухать, потому что Кришна забрал из него все недостатки и нечистоты (анартхи). Поэтому она стала благоухать и внутри, и снаружи. Шри Кришна даровал ей положение кормилицы на Голоке, во Вриндаване. Она не стала Его матерью, а подобной матери. Иногда ей выпадает удача давать своё грудное молоко Кришне – на Голоке, но не в Гокуле(2).

Существует разница между Гокулой и Голокой. Иногда [в ходе объяснения] я могу разделять их, но Гокула и Голока обладают качеством непостижимого единства и различия. Гокула – жизнь и душа Голоки. Таким образом, Кришна являл там очень сладостные игры.

 

Демон Шакатасура

«Пока мама Яшода была занята церемонией, которую проводят после дня рождения ребёнка, Кришна спал в колыбели под тележкой. В этот момент невидимый демон, посланный Камсой, вошёл в эту тележку и стал давить на неё, намереваясь раздавить и убить Кришну» (из книги «Шри Враджа-мандала-парикрама» Шрилы Нараяны Госвами Махараджа). [Кадачид ауттханика-каутукаплаве джанмаркша-йоге самавета-йошитам – «Когда Кришне было три месяца от роду, когда Он уже немного подрос и попытался перевернуться на живот, мама Яшода вместе с соседскими женщинами устроили праздник и провели особый обряд, уттхана. Во время такого обряда ребёнка в первый раз выносят из дома и как следует купают» («Шримад-Бхагаватам», 10.7.4).

………………………………….

1)     Пут – указывает на путру (сына) или путри (дочь). На – отрицание. То есть путана – «Та, у которой нет детей».

2)     Голока – обитель Шри Кришны в духовном мире. Гокула – это место ранних детских игр Кришны на Голоке. Но в данном случае Гокулой называется Его обитель, которая являет себя в этой материальной вселенной.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

 

Аудио: 19981205KL CLASS PM HINDI AND ENGLISH - Krsna's Early Childhood Pastimes

Видео: 19981205KL CLASS PM HINDI AND ENGLISH

Ютуб: https://youtu.be/KK02jCSoOsY https://youtu.be/CYNjOjjKhNI?t=63

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж