?

Письма Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами, письмо 10.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 135. Опубликовано: 30-11-2022, 16:34

Письма Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа

Письмо 10

 

шри шри гуру-гаурангау джайатах!

 

Шри Девананда Гаудия Матх

ПО Навадвипа, Надия (WB)

02.04.1972г.

 

Садара самбхашана пурвикейам

Ма! Ваш разум был потревожен после того, как мы уехали из ……пура. Это происходит из-за естественного притяжения вашей привязанности. У меня нет любви, страстного влечения или чувства собственничества, так что мой разум не может испытывать беспокойств. Тем не менее, ваше письмо написано так, что даже каменное сердце непременно переполнится любовью. Вероятно, вы сделали своё сердце средой для общения, такое возможно только по вдохновению Сверхдуши. Ишварах сарва-бхутанам хрид-деша 'рджуна тиштхати – «О Арджуна, Я, Верховный Господь, обитаю в сердцах всех живых существ»(1). Это незыблемое слово священного писания. Даже если бы вы не молились Шри Бхагавану, вы бы получили своевременный ответ на своё письмо. Но вам пришлось пережить большие душевные терзания, потому что я получил письмо с опозданием. Даже если я не думаю о вас, вы сделаете так, чтобы всегда остаться в моих мыслях. Я возложил на вас эту ответственность.

Отношения между гуру и учеником, связь между объектом служения и слугой вечны. Махаджаны-вайшнавы поют: нитаийер-чарана сатйа, тахара севака нитйа, дхаро нитаийер чарана дукхани – «Стопы Нитая – истина, его слуга вечен, крепко держитесь за стопы Нитая»(2). Гуру и ученик связаны посредством дикши. Стих дивйам гйанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам тасмад дикшети са прокта дешикаис-таттва-ковидаих» объясняет слово дикша. «Процесс, посредством которого обретается божественное знание и полностью уничтожается грех, учёные, видящие таттву, называют словом дикша»(3). Дикша-кале бхакта каре атма-самарпана, сеи-кале кришна таре каре атма-сама; сеи деха каре тара чидананда-майа, апракрита дехе кришнер чарана бхаджайа – «Во время инициации, преданный посвящает себя Всевышнему и гуру. Тогда Кришна делает его подобным Себе; Он делает тело преданного трансцендентным, и при помощи этого духовного тела преданный поклоняется стопам Кришны»(4). Если Вы будете изучать «Шри Чайтанья-чаритамриту», тогда вы узнаете подробное объяснение этого.

Без дикши невозможно обрести квалификацию для совершения пуджарчаны, ритуального поклонения шри виграхе. Есть две разновидности дикши:

1) вайдика (строго по Ведам) и

2) ведануга (ведущая к Ведам).

В век Кали нет кандидатов на вайдика-дикшу; предписывается только ведануга-дикша. Ведануга-дикша также бывает двух типов:

1) паураника и

2) панчаратрика.

Паураника-дикша предполагает (формальное) принятие недостойного человека (без веры) как достойного, тогда как в панчаратрика-дикше кандидата принимают исходя из степени его или её веры в садхана-бхаджан, с надеждой что он или она приобретёт необходимую квалификацию в будущем.

Так же как путём различных алхимических процессов колокольный сплав превращается в золото, благодаря церемонии дикши, любое человеческое существо может достичь положения випры или двиджи (брахмана)(5). В какой бы семье ни родился человек, как только он получает дикшу в вишну-мантру, он достигает положения брахмана. «Бхагавад-гита», «Бхагаватам», «Махабхарата», Упанишады и различные комментаторы признали и доказали это.

Я постараюсь последовательно и подобающе отвечать на все ваши вопросы, насколько мне будет позволять время. Вы обзавелись блокнотом. Я рад узнать, что вы запишете и сохраните все ответы. Это очень хорошая практика – записывать неизвестные духовные наставления и различные положения, доводы и свидетельства шастр относительно таттва-сиддханты. Это обеспечит духовное продвижение в будущем. Вот мои краткие ответы на ваши многочисленные вопросы:

(1) Цель санкалпы (намерения), проводимой во время пуджи – это бхагавад-бхакти. Любая санкалпа, любой призыв, в котором нет желания угодить Бхагавану, бессмыслен. Слово санкалпа также означает «обет». Как можно достичь какого-либо результата в любом начинании, если у человека нет твёрдости, убеждённости, терпения, постоянства и веры в то, что «я добьюсь успеха»? Можно сказать, что санкалпа также означает силу воли. Все действия, лишённые служения Верховному Господу, бесплодны, а все начинания, связанные с бхакти, являются истинным успехом. У каждой васту (сущности или объекта) есть два аспекта: сат (реальный) и асат (ложный), или су и ку. Шри Бхагаван – это сач-чидананда-майя васту, та реальность, которая состоит из истины, знания и блаженства; а майя, или авидья – это асат (неистинное), ачит (бессознательное) и нирананда (не приносящее блаженства).

Любое развитие или прогресс, происходящие без таттва-васту, – это мир майи, царство тьмы и невежества. Именно в связи с этой отрицательной идеей безбожия, тексты сатвата-смрити в одном месте, в стихе санкалпам ча татха данам, запрещают санкалпу. «Предложение аргхьи с сосредоточением исключительно на поклонении Божеству» и сат- [праведная] санкалпа – это одно и то же. Отдавать распоряжения Шри Бхагавану – разве может подобное считаться частью сат-санкалпы? Амара хрит-камале баме хеле, дандие баджао баншари – «Наклонись в левую сторону на лотосе моего сердца, встань и сыграй на флейте». Разве это не скрытая бхога-вада (учение о чувственных наслаждениях)? Шри Бхагаван не мой садовник и не квартирант, которым я могу командовать. Следовательно, такого рода призывы в духе карма-кандии (стремления к вознаграждениям) лишь увеличивают у слуги количество его апарадх.

(1а) Те, кто любит практиковать бхакти по отношению к Ма Кали, поклоняются различным правящим полубогам или отдают им предпочтение. Их вера направлена не туда. Следовательно, в данном случае дело не в вере или неверии. Шри Бхагаван – обитель божественной любви, Господь и Царь царей. Служение Ему – единственное, чего могут желать живые существа, и это ниргуна-шраддха (вера, которая находится за пределами трёх гун материальной природы). В «Бхагавад-гите» [17.4] вера, благотворительность, диета и другие понятия разделены на саттвику, раджасику и тамасику: йаджанте саттвика деван йакша-ракшамси раджасах, – «Люди в благости поклоняются полубогам; находящиеся в гуне страсти поклоняются демонам и духам природы; те, кто в гуне невежества, поклоняются духам, привидениям, упырям и тому подобному». Таково определение кандидатов разного уровня веры. Следовательно, мнение о том, что, какой бы надуманной ни была вера человека, её нужно считать наивысшей, не является беспристрастным. Именно это совершенно ясно описано в стихе: йе 'пй анйа-девата-бхактах; те 'пи мам эва каунтейа, йаджантй авидхи-пурвикам – «Они тоже поклоняются Мне одному, но недозволенным методом»(6).

Те, кто отказываются от предписанного пути достижения освобождения и демонстрируют свою веру в полубогов, полубогинь или принимают у них прибежище несмотря на то, что знают, что только Вишну дарует освобождение, идут на поводу ошибочных представлений. Ни одно из писаний не призывает ослушаться или проявлять неуважение к богам и богиням, но высший почитаемый объект только один: экам эва двитийам – «Один и не имеющий себе равных»(7). Экам эва саччидананда-расади-рупам таттвам – «[Он] одна истина, форма знания, вечность, блаженство и совокупная раса»(8).

Помните стих: харир эва садарадхйах сарвадевешварешварах, итаре брахма-рудрадйа наваджнейо кадачан – «Хари один вечно остаётся объектом поклонения, Господом всех повелителей богов. С другой стороны, ни в коем случае не следует пренебрегать Брахмой, Рудрой и другими»(9). Когда у кого-то нет определённых способностей, как бы вы ни молили их всем сердцем, они не смогут дать вам желаемое. Если у сотрудников нет возможностей главного администратора, какое они имеют право давать благословения или исполнять заветные желания? Вы дали правильный ответ своему другу. Тасмин туште джагат туштам прините принитам джагат, – «Если Кришна доволен, весь мир будет доволен. Угождая Ему, угождаешь миру». Йат пуджанена вибудхах питаро 'рчиташ ча, тушта бхаванти риши-бхута-салока-пала, сарве грахастаранишома-куджади-мукхйах. Говиндам-ади-пурушам там ахам бхаджами. Вы должны изучать эти стихи в этом контексте.

(1b) Когда я читал лекцию в вашем доме, я сказал, что вайшнавы являются настоящими шактами. Человек, получивший посвящение в вишну-мантру, является вайшнавом, а тот, кто получил посвящение в шакти-мантру, является шактой. Это общее правило. Когда мы следуем правилам, приходится принимать и исключения. «Исключение подтверждает правило». Когда дело доходит до достоинств и недостатков, или анвая (соответствия) и вьятирека (несоответствия), только сравнительный анализ этих двух аспектов может выявить совершенство и всестороннюю красоту. Основа таттва-васту (в понимании) зависит от принятия положительного и отрицательного, обоих состояний бытия.

Когда мы говорим о шакти, мы имеем в виду антарангу, бахирангу и татастху – три основные шакти. Антаранга – это сварупа-шакти, бахирангамайя-шакти, а татастхаджива-шакти. Только те, кто принимают Радху, кружащую голову Шри Кришне, и следуют наставлениям олицетворению хладини-шакти, воплощению махабхавы, действительно находятся под покровительством сварупа-шакти и поэтому являются истинными шактами. Те, кто не знает, что Дурга Деви, которой поклоняются в материальном мире и которая является правящей богиней Деви-дхамы, есть майя-шакти, и верят в неё как в мула-пракрити, или основополагающую силу природы, являются биддха-шактами, или шактами только по названию. Один человек подчиняется императрице, а другой получает тумаки от её служанки. Стремление к богатству, ресурсам, мирским удовольствиям и изобилию является причиной рабства. Люди мира поклоняются Майя Деви под именами Дурга и Кали. Чит-шакти – это сварупа-шакти Кришны. Майя – Её тень.

Джива, которая питает отвращение к Кришне, жаждет наслаждаться мирскими объектами чувств, получая их от материальной майи и тем самым оказывается обманутой. Следовательно, нет никакой разницы между вишуддха-шактой (безукоризненно чистым почитателем божественной энергии) и вайшнавом. Те, кто не принимают прибежища у чит-шакти и верят только в майя-шакти, не вайшнавы, хотя и являются шактами. Другими словами, они просто ослеплены страстью к объектам чувств.

(2) Получив дикшу, посвящённый получает право совершать арчану (поклонение) Шалаграме и другим формам Бога. Для каништха-адхикари (неофита) предписывается арчана, а маха-бхагаваты совершают бхава-севу (внутреннее служение на основе любовного настроения сердца). Благодаря арчане и под влиянием хорошего общения (садху-санги), человек, чья вера слаба, постепенно достигает возвышенной жизни. В век Кали независимо от того, какой элемент бхакти (ангу) человек практикует, он должен совершать бхакти совместно с киртаном. То есть, нужно совершать пуджу и арчану в тандеме с киртаном маха-мантры.

Что касается обязанностей человека, который получил дикшу, в писании говорится: адау гуру-падашрайас тасмат кришна-дикшадишикшанам, вишрамбхена гурох сева садхувартманувартанам – «Сначала, приняв прибежище у истинного гуру и получив посвящение в кришна-мантру, ученик должен получать наставления во всём, что от него ожидается, искренне служить шри гурудеву, и идти по пути бхаджана-садханы в соответствии с указаниями садху, гуру и шастр»(10). Служение арча-виграхе (форме Божества на алтаре) посредством шестнадцати видов подношений (упачар) и с глубоким благоговением (марьядой), называется арчаной. Арчана является одной из составляющих навадха-бхакти(11). Хотя есть много церемониальных аспектов арчаны, мантра занимает важнейшее место. Арчана без мантры бесплодна, а шри нама – главный элемент любой мантры. Во всех видах служения рекомендуется совершать шри нама-киртан. Следовательно, нет ничего выше шри-намы, она – высшее совершенство. Тем, кто получил посвящение, предписано надлежащим образом следовать вайшнавскому этикету и оказывать особое служение в хари-васару [экадаши] и другие священные дни.

(3) Шри Бхагаван не может как полагается принять пуджу и арчану от непосвящённого человека. Это можно сравнить с незамужней девушкой, у которой нет права служить своему будущему мужу до их свадьбы. У невайшнава нет дикши, и тот, кто получил дикшу от гуру, который не является вайшнавом, не имеет квалификации для поклонения Вишну(12). Те же, кто получил посвящение от истинного гуру (уттама-адхикари) в соответствии с указаниями панчаратрики, имеют право совершать арчану шри шалаграма-шиле(13), независимо от того, мужчина это или женщина, в какой из четырёх каст они родились или даже если они вне касты. Согласно шастрам, человек, прошедший инициацию и получивший вишну-мантру, достигает духовного положения брахмана. Каждый человек, имеющий дикшу, обязательно должен с верой участвовать в пудже шри арча-виграхе и совершать другое служение. Людям с возбуждённым сознанием пуджарчана, воспевание гаятри, и т.д., особенно эффективно помогают управлять умом. Пуджарчана, совершаемая до получения дикши, – это просто игра, подобно играм в куклы, в которые играют маленькие мальчики и девочки – выдают кукол замуж, переодевают, кормят и т. д.. Тем не менее, такого рода практика помогает детям утвердиться в реальной жизни, поэтому полезность такой практики в некоторой степени признаётся. На начальном этапе дети погружаются именно в эту воображаемую игру, и, хотя они не имеют дела с реальными людьми, всё же они обретают некий душевный покой. Вера и пуджа непосвящённого человека остаются на этом уровне.

(4) Повторение джапы на чётках также является разновидностью абхьяса-йоги (практичной стороны йоги) и поэтому важно. Не следует отказываться от воспевания на чётках из-за того, что во время воспевания возникают посторонние мысли. Как может тот, чей ум не избавился от беспокойства, всё время воспевать в уме шри наму? Как может тот, чьё сердце наполнено мыслями о материальных объектах, чувствовать вдохновение воспевать имя Бхагавана? Шастры не советуют сначала добиваться устойчивости ума, а затем воспевать имя Шри Бхагавана. В них сказано, что, если человек совершает джапу шри намы на своих чётках, сидя на асане (сиденье), или повторяет джапу в любом состоянии, ум становится спокойным и устойчивым. Намапарадха-йуктанам намани эва харанти агхам – «Только святое имя способно устранить скверну оскорблений святого имени». Таковы правильное понимание и верный подход. Только шри нама уничтожает все грехи, недостатки и промахи. Только шри нама является садханой (практикой), и садхьей (целью). Те, кто выступает против повторения на чётках (мала-джапа), – это люди заблуждающиеся и своекорыстные. Мала-джапе шала, каро джапе бхаи, дже ман ман джапе, уско балихари джай – «Ты повторяешь на чётках, шала? Ты на пальцах повторяешь, брат? Но тому, кто читает джапу в уме, я говорю: “Джай!“»

Они верят в такого рода (примитивные) поговорки. Таким людям нельзя доверять. В исламе и христианстве также есть практика повторения на чётках. Её нет только в нигилистических и пантеистических традициях. Поклонники пяти индуистских божеств (панчопасаки) и те, кто верит во многих богов, также принадлежат к категории корыстных людей.

(5) Идя путём ваидхи-бхакти, человек со временем достигает према-бхакти, которая выходит за рамки правил и норм (шастр). Если не соблюдать видхи, как же возможно обрести према-бхакти? К видхи относятся правила, обряды и ритуализм, а свободное спонтанное служение в привязанности к Богу называют рагой(15). Остаются различия между категориями каништха-, мадхьяма- и уттама-адхикари, которые обязательно придётся признать. Према-бхакти (Гаудий) не следует правилам вайдхи-бхакти, не подчинена ей, но садхаки и садхики (по милости уттама-гуру и йога-майи) должны пройти и превзойти эту стадию. Хотя одно не дополняет другое, на начальном этапе необходимо действовать по правилам (регулирующим поведение и севу). Видхи не место в према-бхакти или на пути рагануга-рагатмики. На уровне рагануга-рагатмики душа обретает форму (сварупу) и проявляет своё естественное влечение (рагу на основе лобхи). Это состояние бытия является высшей целью дживы. То, как гопи Враджи поклонялись Кришне, – это чистая форма божественного служения.

(6) Когда вы пишите «Харе Кришна» в своём блокноте, это также форма анушиланы (практики). Нам следует задействовать все чувства в служении Бхагавану. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (9.4.18–20) на примере жизни Амбариши Махараджа. Стих са ваи манах кришна-падаравиндайох объясняет, как служить Хришикеше Шри Кришне всеми чувствами. Написание (духовных) писем – это также часть абхьяса-йоги. Все должны действовать согласно традиции своей сампрадаи. Написание статей, изучение священных писаний, повторение шри намы и слушание хари-катхи – всё это относится к составляющим (ангам) бхакти. Я научу вас, как можно идти по верному пути. Шри Бхагаван непременно исполнит ваши сокровенные желания. Нужно вам получать разрешение на это от ваших родителей или нет, это можете знать только вы.

Постарайтесь приехать в Навадвипу и взять с собой свою мать. Вы будете обеспечены обильным количеством прасада. Гаури (Парвати) становится Вималой Деви в Шри Кшетре и раздаёт шри прасад Джаганнатхи. Разве она обделит вас милостью? Отправляйтесь в Навадвипу со всеми, кого сможете привести до начала Долы (Гаура-пурнимы). На этом я остановлюсь сегодня. Пожалуйста, примите мою любовь и благословения.

 

Ити

Слуга слуги вайшнавов,

Шри Бхактиведанта Вамана.

……………………………………………….

1)      «Бхагавад-гита», 18.61.

2)      Шрила Нароттам дас Тхакур, «Прартхана», Нитай-пада-камала, 3-4.

3)      Цитируется Шрилой Дживой Госвами в «Бхакти-сандарбхе», 283 из «Вишну-ямала-тантры».

4)      «Чайтанья-чаритамрита, Антья, 4.192-193.

5)      В «Чайтанья-бхагавате», Ади, 1.79 сказано: ‘двиджа’, ‘випра’, ‘брахмана’ йехена нама-бхеда – «Слова двиджа, випра и брахман могут указывать на одного и того же человека».

6)      «Бхагавад-гита», 9.23.

7)      «Чандогья упанишад»,  6.2.1.

8)      Комментарий Шрилы Дживы Госвами к «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.233.

9)      Шрила Рупа Госвами, «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.116.

10)  Шрила Рупа Госвами, Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.74.

11)  Навадха-бхакти – «девять видов бхакти». Перечислены в «Шримад-Бхагаватам», 7.5.23 Шри Прахладой Махараджем: шраванам киртанам вишнох….

12) В «Падма пуране», 6.229.57 даётся определение вайшнава, которое поможет идентифицировать подлинность как ученика-вайшнава, так и гуру-вайшнава: 

на карма-бандханам джанма ваишнаванам ча видйате

вишнур анучаратвам хи мокшам анур анишинах

«Вайшнав не имеет ни кармы, ни рождения, ни смерти. Всё, что он делает – трансцендентно и находится на одном уровне со Всевышним». Таким образом, становится ясно, что вайшнав – это либо мадхьяма-адхикари (сат-шишья), либо уттама-адхикари (сад-гуру) (Смотри «Нектар преданности» Ш.Б.Свами Махараджа, глава 25 «Преданные Кришны»).

13) Господу, проявленному в камне. Нередко такие камни находят в реке Гандаки. Описание славы и правил поклонения шалаграма-шиле находится в «Хари-бхакти-виласе» Шрилы Санатаны Госвами.

14)  «Падма пурана».

15) Определение рагануга- и рагатмика-бхакти даётся Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.270 и  1.2.272: «Служение Господу, пропитанное сильнейшей спонтанной любовью и присущее вечным жителям Враджи (враджаваси), называется рагатмика-бхакти. Преданное служение в настроении враджаваси и по их примеру называется рагануга-бхакти». «Неутолимая любовная жажда по отношению к объекту любви (Шри Кришне), которая ведёт к спонтанной и очень глубокой сосредоточенности (сварасики парамавиштата) на этом объекте, называется рага. Рага-майи бхакти, то есть служение (например такое, как нанизывание гирлянд), проникнутое глубокой рагой, называется рагатмики-бхакти. [Относится исключительно к вечным жителям Враджа, имеющим с Кришной очень близкие отношения без примеси аишварьи]».

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Вамана Махарадж