Топография Шридхам Майяпура.



Топография Шридхам Майяпура
Журнал «Гармонист». Том 29, сентябрь 1931 г.
Статья из журнала «Гармонист» 1931 года, в которой приводятся дополнительные доказательства, указывающие на место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху.
В предыдущем номере этого журнала мы рассматривали вопрос идентификации географического места явления Шри Чайтаньи Махапрабху, опираясь на свидетельства прошлых веков. В другой статье мы попытались объяснить, почему обход священного места имеет непреходящую духовную ценность для всех людей.
В процессе исследования было легко распознать многие места святой дхамы, благодаря тому, что сохранились их старые названия. Этого и следовало ожидать, потому что интересующие нас события произошли всего четыре столетия назад.
В «Шри Бхакти-ратнакаре» (книге Ш.Нарахари Чакраварти Тхакура), написанного во второй половине XVII века, мы находим подтверждение подлинности расположения святых мест, узнаваемых на местности. Как мы указывали в предыдущей статье, фактическое место явления Господа жители определённо помнят до сих пор. Память о святой дхаме была дополнительно сохранена, благодаря появлению множества интересных историй о ней. Эти свидетельства были внесены в вышеупомянутую статью.
Как только мы сможем определить местонахождение «Дома Бога» посредством всевозможных доказательств, а также цитируя слова из «Шри Бхакти-ратнакары», так сразу нам удастся проследить и идентифицировать детали маршрута Навадвипа-парикрамы Шрилы Шриниваса Ачарьи, который совершал её вместе с Шри Ишаной Тхакуром, который отвечал за хозяйство Господа вскоре после Его ухода.
Вначале они посетили Атопуру, как говорил Шри Ишана Тхакур. Она раньше носила название Антардвипа. До совсем недавнего времени участок, имеющий местное название Атопура, не исчезал в русле реки Бхагиратхи (Ганги) и примыкал к подлинному Майяпуру.
Покинув «Дом Бога», Шри Ишана Тхакур указал своему спутнику на древнее место – Шри Суварна-бихар. Он находился вдалеке от окрестностей «Дома Бога». Однако, несмотря на это, его было видно. Это полностью согласуется с проведенными исследованиями и доказывает истинность места нахождения Йогапитха. В этой связи можно отметить, что древние остатки дворца Суварны Сены были довольно хорошо заметны, если смотреть с места, примыкающего к «Дому Бога». Даже случайный наблюдатель смог бы разглядеть их. Развалины Суварна-бихар возникают перед глазами паломника при выходе из Йогапитха и пробуждают любопытство. В те дни, когда Шри Ишана Тхакур совершал парикраму со Шрилой Шринивасом Ачарьей, остатки дворца были еще целы.
Кхол-бханга-данга, то есть место, где был сломан кхол (мриданга) первых исполнителей киртана, легко сопоставляется с помощью «Шри Чайтанья-бхагаваты» с двором Шри Шриниваса Ачарьи.
Традиционное местонахождение Кхол-бханга-данги можно признать правильным, благодаря тому, что оно находится близко к месту явления Господа. Его положение подтверждается многочисленными ссылками в различных отрывках из «Шри Чайтанья-бхагаваты».
От Кхол-бханга-данги до дома Шри Шридхары Пандита расстояние не могло быть очень большим. Когда Шри Шридхар Пандит вышел из дома Шрилы Шриваса Ачарьи, преданные, которые шли ему навстречу и прошли лишь половину пути, услышали его громкий голос, повторяющий имя Хари. Шри Шридхар Пандит привык воспевать имя Хари очень громко. Голос его раздавался далеко за границей деревни (Майяпура).
В другом месте при описании маршрута первой процессии киртана по улице города нам говорят, что дом Шрилы Шридхары Пандита посетили по пути, расположенному между домом Кази и Гади-гачхой. Положение Гади-гачхи указано на картах поселений, как прилегающее к Майяпуру. С тех пор деревня изменила своё положение из-за смещения русла реки, и одна из её частей сейчас носит название Махешгандж. Дом Кази, как и раньше, находится в Баманпукуре.
В «Каястха-каустубхе» цитируется отрывок из «Урдхвамная-тантры», в котором говорится о явлении Шримана Махапрабху, сына Шримати Шачидеви, в Майяпуре (стр. 98). Книга была опубликована восемьдесят шесть лет назад Раджой Раджендрой Натхом Митрой из Андула. В той же работе цитируется «Ананта-самхита», в которой говорится о том, что Верховный Господь родится из чрева Шримати Шачидеви в Шри Навадвипе (стр. 124, 130). Автор книги объяснил (стр. 123), что Майяпур — это ещё одно название Шри Навадвипы, где Лакшмана Сена построил свою столицу. Традиция, записанная Хантером в его «Статистическом отчёте» (1880 г.), заключается в том, что «Она (Надия) находилась на восточном берегу реки Бхагиратхи и на западном Джаланги» (стр. 142). Изменения в русле реки Бхагиратхи можно изучить в истории рек Надии, по картам Суба Бангла, Ренелла и Блокмана (Blochmann). Они проливают свет на то, как название «Навадвипа» постепенно смещалось в связи с изменением русла реки в сторону современного города Навадвипа, находящемуся на западном берегу Бхагиратхи.
……………………………………….
«Бха́кти-ратнака́ра» («Океан самоцветов преданного служения»). В книге описываются жизнь и деяния основоположника Гаудия-вайшнавизма – Шри Чайтаньи Махапрабху, Его сподвижников и их учеников. «Бхакти-ратнакара» почитается как священное писание, достоверно описывающее жизнь великих вайшнавских святых. Бо́льшая часть книги посвящена описанию жизни известных деятелей бхакти после ухода Господа Чайтаньи в 1534 году. Особое внимание уделяется жизни таких великих ачарьев, как Ш.Шринивас Ачарья и Ш.Нароттам дас Тхакур. В «Бхакти-ратнакаре» передаётся атмосфера, царившая в кругу сподвижников Шри Чайтаньи после Его ухода, и описывается, как Гаудия-вайшнавы распространяли Его учение, в особенности в Бенгалии.
Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.
Источник: https://www.bvmlu.org/contemporary/Yogapitha/HARMONIST_ttosm.html