?

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши. Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 291. Опубликовано: 12-10-2020, 09:31

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши
Фрагмент из книги «Кришнамрита-махарнава»

Примечания Гададхара Пандит даса
Часть 2

 

Вопрос: Каково же правило вычисления времени начала «появления зари»?

Ответ даётся в следующем стихе.

129

чатасро гхатиках пратар арунодайа учйате

йатйнам снана-кало 'йам гангабхах садришам смритах

130

удайад праг йада випра мухурта-двайа-самйута

сампурнаикадаши нама татраивопавасед грихи

Утреннее время за четыре гхатики (1 гхатика = 24 мин.; 4 гхатики = 96 мин.) до восхода Солнца называется арунодая – «появление зари». Это период, когда людям, посвятившим себя духовной жизни (в особенности живущим в отречении санньяси), положено пробуждаться и совершать полное омовение, поскольку в это время оно равноценно омовению в священных водах Ганги. Две гхатики, взятые вместе, составляют одну мухурту.

Правило: Таким образом, день экадаши может быть признан «полноценным» – сампурна, лишь в том случае, если его титхи наступает не менее чем за две мухурты (96 мин.) до восхода Солнца.

 

Примечание: Из приведённых выше объяснений становится понятно, что наступление экадаши – это, по сути, приход опре­деленного благоприятного времени, которое вычисляется по­средством учёта движения Солнца и Луны с точки зрения земного наблюдателя.

В разных районах Земли время восхода Солнца может сильно разниться. Например, за полярным кругом день длится в течение полугода и столько же ночь, поэтому представленное здесь прави­ло для вычисления экадаши по восходу Солнца может оказаться не действенным в таких условиях. Тем не менее, из приведённой выше истории о возникновении экадаши становится понятным, что даже жители ада, куда, как мы знаем из писаний, свет Солнца вовсе не проникает, способны воспользоваться очищающей си­лой экадаши. Поэтому можно сделать вывод, что метод служения Господу посредством поста в экадаши должен быть до­ступен для всех жителей Земли. Просто для этого наступление времени экадаши нужно определять в соответствии с местными координатами и времяисчислением.

На территории Индии время восхода и захода Солнца в тече­ние всего года смещается весьма незначительно. Таким образом, это является благоприятным фактором для поддержания ре­гулярности следования духовной практике и священным ри­туалам.

Помимо самого времени экадаши, существует другой не менее важный фактор, который может усиливать эффект от совершаемого поста в экадаши. Данным фактором является место расположения по­стящегося человека на планете. К примеру, если пост соблюдается в святом месте или в храме Господа, то благотворный эффект мо­жет усиливаться в сотни раз.

К святым местам, в первую очередь, относятся места, находя­щиеся на территории Индии и непосредственно связанные с игра­ми Господа на Земле. Согласно замыслу Творца земля Индии из­начально наделена особыми божественными благословениями. По этому поводу в «Вишну Пуране» сказано:

уттарам йат-самудрасйа химадреш чаива дакшинам

варшам тад бхаратам нама бхарати йатра сантатих

нава-йоджана-сахасро вистаро 'сйа махамуне

карма-бхумир ийам сваргам апаваргам ча гаччхатам

«О великий мудрец! Священной землей Бхарата-варшей назы­вается территория, расположенная севернее Индийского океана и южнее Гималайских гор, её протяженность – девять тысяч йоджан (около 3300000 квадратных километров, что примерно соответствует площади современной Индии, которая равняется 3287300 квадратным километрам). На этой земле обитают прямые потомки ведической цивилизации.

Эта земля является карма-бхуми – благоприятным местом для совершения священных ритуалов. Тем, кто практикуют ре­лигиозные деяния на территории Бхарата-варши, быстро откры­вается путь для достижения сварги (рая) или же более высокая стезя – путь в вечную обитель Господа».

В отношении того, что касается исполнения чисто духовной деятельности – практики бхакти, включающей в себя повторение святых имён Кришны, посты в экадаши и прочие методы, необходимо ска­зать, что такая деятельность полностью трансцендентна и потому может совершаться в любом месте, вне зависимости от степени благоприятности внешних условий.

 

Вопрос: Если экадаши не является «полноценным», как его называют?

Ответ:

131

удайат прак три-гхатика-вйапинй экадаши йади

санкирнаикадаши нама варджйа дхармартха-канкшибхих

Если экадаши начинается за три гхатики до восхода Солнца, такой экадаши называется санкирна – «испорченным». Те, кто хотят сохранить плоды своей религиозной жизни, дхармы, и до­стигнуть процветания, артхи, должны избегать поста в этот день.

132

путра-раджйа-вивриддхй-артхам двадашйам упавасанам

татра крату-шатам пунйам трайодашйам ту паранам

Ради блага сыновей и процветания семьи (либо государства) в такой ситуации лучше поститься в Двадаши, а затем прервать пост на Траёдаши. Подобный поступок принесёт благочестие, обретаемое благодаря совершению сотни ведических жертвоприношений!

133

удайад праг дви-гхатика-вйапинй экадаши йади

сандигдхаикадаши нама на татропавасед грихи

Если же экадаши-титхи наступает за две гхатики до восхода Солнца, экадаши называется сандигдха – «нечистым», или «смешан­ным». Семейный человек не должен соблюдать пост в этот день.

 

Вопрос: Кто-то может возразить, что все вышеперечисленные астрологические правила вычисления времени поста слишком сложны. Поэтому не проще ли будет их полностью игнорировать, и всегда соблюдать пост на одиннадцатый лунный день, не зада­ваясь при этом никакими излишними вопросами о характере те­кущего времени? В таком случае не нужно будет ломать голову, каждый раз размышляя, пересечётся ли экадаши сегодня с даша­ми на несколько минут или нет?

Ответ: В следующем стихе объясняется, насколько тяжелые последст­вия может принести неправильно выбранный день поста.

134

дашами-шеша-самйукта гандхарйа самупошита

тасйах путра-шатам наштам тасмат там париварджайет

Известно, что Гандхари, жена царя Дхритараштры, постилась в день экадаши, затронутый предыдущей лунной фазой дашами, и, как следствие, все её сто сыновей погибли в битве на Курукшетре.

 

Примечание: Конечно, мы знаем, что сто сыновей Гандхари являлись воплотившимися на Земле демонами. Кроме того, нам хорошо известно, что таков был план и миссия Господа – устра­нить демоническое бремя с поверхности Земли. Поэтому оче­видный факт – гибель сынов Гандхари не представляла собой непредвиденной случайности. В данной ситуации, однако, мы можем наблюдать интересное явление, демонстрирующее, как предопределение тесно переплетается с событиями, про­изошедшими волею случая. В действительности, это ещё раз подтверждает, что оба фактора – как предопределение, так и кажущаяся случайность, находятся под неусыпным контролем верховной воли Господа.

 

Вопрос: А как быть, если возникают противоречивые мнения относительно времени наступления экадаши?

Ответ:

135

«Нарадия Пурана» (2.2.30)

бахв-агама-виродхешу брахманешу вивадишу

упошйа двадаши пунйа пакшайор убхайор апи

Если при вычислении экадаши возникла спорная ситуация и в отношении её писания по астрологии противоречат друг другу, тогда наиболее адекватным решением будет следующее. Необ­ходимо перенести соблюдение поста на дарующий благочестие двадаши. Это правило равнодейственно как при растущей Луне, так и при убывающей.

Вопрос: Если приходится идти на компромисс и переносить пост на двадаши, то в таком случае насколько можно быть уверенным, что плоды его соблюдения будут столь же благоприятными?

Ответ о благотворности двадаши даётся в следующем стихе.

136

упарага-сахасрани вйатипата-йутани ча

амалакшам ту двадашйах калам нарханти шодашим

В писаниях рекомендованы посты на дни солнечных и лунных затмений, а так же на вйатипат – некоторые из новолуний. Однако если совершать их тысячами или даже сотнями тысяч, благо от их соблюдения не идет ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой частью того блага, что обретается посредством соблюдения поста в двадаши!

Вопрос: Не каждый экадаши пригоден для поста, но есть ли какие-то ограничения в отношении поста в двадаши?

Ответ сле­дует далее.

137

шуддха 'пи двадаши грахйа парато двадаши йади

вишам ту дагйами джнейа амритам чаикадаши титхих

виша-прадхана варджйа самрита грахйа прадханатах

Следует помнить, что пост в день, затрагиваемый дашами, – это яд и, напротив, пост на «чистый» экадаши – это нектар бессмертия (амрита). Поэтому вполне естественно, что нужно отказаться от яда и принять нектар!

Двадаши также может пересекаться с предыдущей или последующей лунной фазой титхи, однако это не так страшно. Если экадаши «чистый», то нужно поститься на него. Но если экадаши испорчен, то двадаши, несомненно, остаётся чистым, и поэтому пост следует совершать с его наступлением.

 

Вопрос: Неправильно соблюденные посты влекут за собой дурные последствия в этой жизни, как было указано в примере с Гандхари, однако не принесут ли они хорошие плоды постящемуся человеку в его следующем рождении?

Ответ следует ниже.

138

двадашйам бходжанам чаива видхайам харй-упошанам

йах курйан манда-буддхитван нирайам со 'дхигаччхати

Глупец тот, кто соблюдает пост на «неполноценный» экадаши и затем выходит из поста в двадаши. Ему грозит преисподняя, хотя он и постится ради Господа Хари.

Вопрос: В некоторых Дхарма-шастрах, писаниях об укладе ре­лигии, содержатся советы о посте в «неполноценный» экадаши. Как быть с этим?

Ответ:

139

йани кани ча вакйани виддхопасти-парани ча

дханадарча-парани сйур ваишнави на даша-йута

В Дхарма-шастрах можно найти рекомендации о посте в «неполноценный» экадаши, однако такой пост вовсе не радует Верховного Господа, поскольку «испорченный» экадаши нельзя считать любимым днём Господа. В действительности такой пост предназначен для поклонения более низкого уровня, его цель – удовлетворение небесного казначея Куверы, предпринимаемое ради обретения материальных благ.

 

Вопрос: Но помимо Дхарма-шастр о посте на «неполноценный» экадаши говорится также и в некоторых Пуранах, священных писаниях ведического канона. Как разрешить это противоречие?

Ответ:

140

атхава моханартхани мохинйа бхагаван харих

артхитах карайам аса вйаса-рупо джанарданах

Тому предлагается следующее объяснение: Господь Хари есть Джанардана – вершитель судеб человечества, и в облике Вьясадевы Он включил подобные ложные рекомендации в некоторые разделы Пуран по просьбе Мохини, жены царя Ругмангады. Сделано это было специально, дабы ввести в заблуждение демонов.

 

Примечание: Здесь может возникнуть сомнение. Господь Вьясадева составил священные писания ради просвещения живых существ, зачем же Ему понадобилось включать в Пураны повергающие в иллюзию высказывания?

На это можно ответить, что однажды даже Сам Господь принял облик очаровательной женщины Мохини с целью погрузить в иллюзию тех, кто действительно заслуживал подобной участи (т.е. демонов). Поэтому вовсе не удивительно, что иногда Он принимает меры по насаждению заблуждения в кругах грубых материалистов, ведь Господь весьма искусен в этом.

В эпоху торжества ведической культуры жил знаменитый царь по имени Ругмангада, прославившийся за свою твёрдую решимость в соблюдении экадаши. С древнейших времён его считают великим авторитетом в понимании значимости экада­ши, и потому в 170–171 текстах книги, Мадхвачарья представил наставления Ругмангады о правилах этого поста. Царевна Мохини, упоминаемая в обсуждаемом стихе, была послана полу­богами для испытания решимости Ругмангады, о чём и повествует следующая история.

 

Испытание царя Ругмангады

Ругмангада был рождён в династии царей, идущей от бога Солнца, и приходился правнуком знаменитому правителю Бхагиратхе. Его жена по имени Сандхьявали прославилась как пати-врата – женщина, наделённая образцовой преданностью мужу, а его верного сына звали Дхармангадой. Ругмангада об­ладал всеми лучшими качествами святого царя, и как отец, с любовью заботился о благе своих подданных. Он хорошо знал заветы священных Вед и был наделён просветлённым разумом.

Однажды святой мудрец Нарада пришёл во дворец Ругмангады. Царь с поклонами предложил Нараде почётное место, а также различные предметы поклонения.

Тогда Нарада спросил Ругмангаду: «О, царь, расскажи мне, как проходит твоя жизнь?»

На что Ругмангада смиренно ответил: «Я полностью удовлет­ворён всем тем, что дал мне Господь. Однако, о святой Нарада, пожалуйста, пролей милость и объясни мне лучший метод, с помощью которого я смог бы благополучно пересечь труднопре­одолимый океан материального бытия. Я владею несметными богатствами и в состоянии наслаждаться различными спосо­бами, но всё это преходяще. Поэтому я хотел бы достичь наи­высшего блага – освободиться из круговорота рождений и смертей и, наконец, заслужить милостивый взгляд Верховного Господа. Существует ли какой-нибудь аскетический подвиг, способствующий достижению этой высшей цели человеческой жизни?»

Нарада ответил: «О царь, ты задал очень мудрый вопрос, и ответ на него представляет собой поистине сокровенное зна­ние! К тому же у меня нет никаких сомнений в том, что ты дейс­твительно достоин того, чтобы услышать, как я отвечу на него. Я поведаю тебе об одном великом обете (врате), который удовлет­воряет Господа Хари больше всего. Для того чтобы исполнить этот обет, не нужно ни богатств, ни физических усилий. Он не потребует ни дорогостоящих ингредиентов, ни жертвенных даров в форме денег или пищи. Этот обет называется экадаши-вратой. Всё, что для него нужно – в течение лишь одного дня полностью занять в служении Господу все одиннадцать чувств, пять из которых приобретают знание, пять осуществляют разно­образную деятельность и, наконец, последний, ум, координирует их совместные усилия. Таким образом, в день экадаши нужно полностью предаться Господу, и помимо этого нет никакой необходимости предпринимать что-либо ещё.

О Ругмангада! Я расскажу тебе о том, как возник экадаши. В древние времена, когда полубоги и демоны пахтали молочный океан, ради обретения нектара бессмертия, первым днём пахтанья стал экадаши. Они трудились весь день не покладая рук и как следствие, постились. На следующий день богиня процветания Шри Лакшми появилась из океанского лона, и её появление было увенчано всеблагим знаком – милостивым взглядом Господа Нараяны. Так возникла традиция поста на одиннадцатый лунный день. Однако смысл этой аскезы кроется отнюдь не в соблюдении пустоты желудка, ведь в действительности упаваса или пост – это стремление оказаться как можно ближе к Господу посредством практики преданного служения».

Затем Ругмангада спросил: «А когда наступает экадаши, и как его нужно соблюдать?»

Нарада ответил: «На десятый лунный день (Дашами) человеку предписывается есть один раз в сутки и воздерживаться от избы­точных наслаждений чувств. Экадаши наступает на следующий день, в течение которого постящийся должен старательно покло­няться божеству Господа, предлагая цветы, плоды, воду и листья Туласи, с преданностью вознося при этом искренние молитвы. Необходимо полностью воздерживаться от еды и выпивать лишь немного чаранамриты, освященной воды, стекающей со стоп Господа. Нужно весь день хранить себя в духе преданности, а ночью не спать, повторяя святые имена Господа в обществе вайшнавов. С наступлением следующего дня Двадаши следует прежде всего накормить святых садху и только затем самому своевременно прервать пост. О благонравный царь, не только ты, но и все твои подданные должны соблюдать этот священный обет!»

По совету Нарады Ругмангада вместе со своими подданными начал соблюдать экадаши-врату. В результате все жители царст­ва быстро научились контролировать чувства и пробудили в себе духовный разум, с помощью которого человек может достичь ко­нечного совершенства жизни, любви к Богу.

Как-то раз Ругмангада отправился в соседний лес на охоту, дабы оградить жителей окрестных селений от нападений оби­тавших там хищных зверей. Когда он возвращался назад, полубоги, получившие на то дозволение Господа, привели в действие хитроумный план, с целью испытания твердости обетов Ругмангады. Навстречу ему была послана девушка небесной кра­соты по имени Мохини – «ввергающая в иллюзию». И хотя обычно Ругмангада взирал на любую постороннюю женщину с почтением, которого могла заслуживать его собственная мать, однако в этот раз он был совершенно околдован чарами и красотой Мохини и почувствовал неудержимое влечение к ней. Не в силах совладать с нахлынувшими эмоциями, Ругмангада приблизился к Мохини и произнёс: «Я царь и у меня может быть несколько жен, согласна ли ты стать моей второй женой?»

На что Мохини ответила: «Хорошо, но в таком случае тебе придётся выполнять всё то, о чем я тебя попрошу...».

Ругмангада пламенно воскликнул: «Несомненно! Я обещаю исполнять всё, о чём бы ты ни попросила! Я сделаю для твоего удовлетворения всё, а если окажусь неспособным выполнить этот обет, отсеку голову моёму собственному сыну Дхармангаде и преподнесу её тебе в дар!»

Сказав эти слова, царь вдруг осекся и в смятении подумал: «О Боже, что я делаю, что за бред я несу? Как мне теперь оправдаться пред моей добродетельной супругой!!!?»

Тем временем Сандхьявали узнала о случившемся и чуть позже сказала мужу: «О, мой господин, то, что приключилось с тобой, есть дайви-санкалпа – божественное провидение. Судьбу не изменить, поэтому я принимаю эту девушку в дом как собственную сестру. Обещаю, что я никогда не стану видеть в ней соперницу и не причиню ей никаких страданий. Будь, что будет, твоё счастье – моё счастье. В конце концов, главный долг пати-враты, верной супруги, – понимать желания любимого мужа и способствовать их удовлетворению».

Тогда смущенный Ругмангада сказал: «Волею судьбы я попал в опасную ситуацию, молю тебя, пожалуйста, оказывай мне поддержку, что бы ни случилось!»

Прошли месяцы и годы... И вот однажды наступил любимый день Господа Хари – шайана-экадаши, приходящийся на первый месяц сезона дождей или Чатурмасьи. Чтобы как следует подго­товиться к посту, на день Дашами царь принял пищу только один раз. С наступлением же экадаши Ругмангада позвал жену и сына и, совершив омовение, стал вместе с ними поклоняться Господу.

Предлагая листья Туласи стопам Господа, Ругмангада с великой преданностью пел: «О дорогой Господь, какую воду я могу предложить Тебе, если Ты являешься источником священной Ганги!!!? Я с любовью подношу Тебе это молоко, но нужно ли оно Тому, кто возлежит в молочном океане? Я предлагаю Тебе цветок, хотя гигантский лотос, являющийся источником целой вселенной, произрастает прямо из Твоего пупка! Какое богатство я могу преподнести Тебе, если богиня всех богатств Шри Лакшми пребывает у Тебя на груди? Я застилаю Тебе постель, но какая постель подойдёт для Того, кто возлежит на удивительной постели – божественном теле змея Шеши? Я предлагаю Тебе опахало, хотя исполинскими крыльями Тебя обмахивает самый величайший из орлов – Гаруда! Какой светильник я могу Тебе поднести, если Ты являешься источником изначального духовного света брахмаджйоти! Единственное, чем я надеюсь удовлетворить Тебя - это хари-нама-санкиртаной. Однако мне известно, что святой мудрец Нарада непрерывно воспевает Твою славу под аккомпанемент своей вины, так как же я смогу привлечь Твоё внимание своим несовершенным пением!!!?»

Вслед за мужем молилась и Сандхьявали: «О мой дорогой Господь, как мне избавиться от невежества? Какое подношение я способна совершить для Тебя? Я предлагаю Тебе лампаду на топленом масле гхи, так пусть же моя преданность к Тебе будет гореть подобно этой лампадке, и пускай она будет сравнима с топленным коровьим маслом, являющимся символом чистой и бескорыстной любви!

В гигантской вселенной, брахманде, Земля – Твоя асана, трон; небо – Твоя мандапа, шатёр; Солнце и Луна – это Твои лучезарные светильники; звёзды на небе – жемчужное ожерелье на Твоей шее; все деревья – Твои опахала; а все плоды – это подношение Тебе!

Моё тело из плоти, пинанда, соткано по подобию Твоего вселенского тела, и потому оно также является Твоим храмом. Мой ум – это место, где Ты восседаешь; поток моих слёз – омовение Тебя, абхишека; блеск моих глаз – светильники, что подносятся Тебе; мои руки – это Твои опахала; мои пальцы – маленькие любимые Тобой бананы, кадеты; моя голова – это жертвенный кокос, предназначенный Тебе; мой язык – Тебя прославляет; моё горло – звучащая для Тебя морская раковина; пять моих чувств – это пять предметов, подносимых Тебе во время храмовой службы; и моё ложное эго – это наиведйа, пища, которую я умоляю Тебя вкусить! Так я поклоняюсь Тебе всем, что у меня есть...».

В это время подошла очаровательная Мохини, наблюдавшая со стороны до этого момента. Она подумала: «Господь Шри Хари специально послал меня сюда, и сейчас я устрою последнее испытание для Ругмангады».

Она подошла к царю, но тот не смотрел на неё, поглощенный прославлением Господа. Тогда Мохини рассерженно пнула поднос с предметами поклонения и гневно крикнула: «Что же это такое, я стою пред тобой во всей красе своих украшений и изящных одежд, но ты словно вовсе не замечаешь меня!!!? Ведь с самого начала, таково было твоё желание –находиться рядом со мной, что же теперь происходит? Ты привёл меня жить к себе во дворец, но сейчас даже смотреть на меня не хочешь? Неужели разыгрывая фарс поклонения Вишну в обществе своей первой жены и сына, ты решил полностью пренебречь мною!!!?

Если же ты так отрешён от всего мирского, то зачем тебе понадобилось приводить меня в дом? Я переполнена мате­риальными желаниями и требую их удовлетворения! Так что немедленно бросай своё показное поклонение, вылей воду из золотого ритуального сосуда и, наполнив его пьянящим на­питком, поскорее приходи в мою опочивальню! Облачись в драгоценные одежды, а моё тело умасти той ароматной санда­ловой пастой, что была предназначена для твоего Бога! При­ходи, мы станем есть, пить и веселиться, я жажду великого разнообразия любовных утех. Вставай же, я говорю, нечего не­прикаянно смотреть на меня!»

Ругмангада воскликнул: «Что ты говоришь? Сама ли ты всё это придумала, или в тебя вселилась какая-то демоническая сила!!!? О жестокосердная женщина, сегодня такой благоприятный свя­щенный день – экадаши, так зачем же ты хочешь втянуть меня в порочные наслаждения – бхога-виласу. В моём царстве все сле­дуют наставлениям Нарады Муни об экадаши-врате, моя жена и сын всячески содействуют мне в соблюдении этого священного обета. Даже проститутки с верой постятся в такой день. К чему же ты меня призываешь!!!?»

Немного смягчившись, Ругмангада продолжил: «По­думай хорошенько, Мохини! Я обещал тебе, и в любой другой день я готов сделать для тебя всё, что ты попросишь. Однако попытайся понять, какой великий день сегодня, сделай попытку хотя бы только на сегодня отказаться от греховных поступков! Иначе за мельчайшую каплю наслаждения ты падешь в полный мучений ад Раурава. Не только ты, мы оба падём туда!

Пожалуйста, позволь мне выполнить свой долг сегодня. В конце концов, ты для меня не бхога-патни – подруга по наслаждениям, но дхарма-патни – религиозная жена. Пожалуйста, вспомни о це­ломудрии святых женщин, прославленных в историях Вед. Раз ты считаешь меня своим мужем, ты должна разделить со мной место на царском троне и, следовательно, ты должна помочь мне вы­полнять обязанности царя, став образцом нравственности. По­жалуйста, не разрушай мою добрую репутацию!

Если же и это не убедило тебя, то постарайся понять, что ты также одна из моих подданных, и как царь я имею право настоять на том, чтобы ты не нарушила правил священного дня экадаши!»

Однако выслушав слова Ругмангады, Мохини пришла в ещё большее беспокойство и начала яростно разбрасывать во все стороны предметы поклонения. Затем она схватила царя за руку с криком: «Послушай, если ты не удовлетворишь моё требование прямо сейчас, тебе придётся отсечь голову собственному сыну Дхармангаде!»

Эти слова ранили Ругмангаду в самое сердце, и со слезами на глазах он посмотрел Сандхьявали в лицо и прошептал: «Как ужасно, ведь я сам привёл во дворец эту женщину…»

Видя переживания мужа, Сандхьявали перевела взгляд на своего сына Дхармангаду. Тот встал и, принеся поклоны мате­ри, сказал: «Мама, сердцем я понимаю, на что намекает твой взгляд. Ради спасения репутации отца я готов расплатиться соб­ственной жизнью. Благодаря нему я обрёл это тело, и я готов по­жертвовать им для него!»

Услышав такие слова, Сандхьявали начала обнимать и гла­дить сына с головы до пят: «Сынок, успех всей моей жизни – иметь такого ребенка, как ты! Так же как сандаловое дерево источает аромат во все стороны света, только когда его растирают в пасту; так же как масляная лампада, сго­рая сама, освещает всё вокруг; так и ты героической жертвой по­казываешь миру, насколько важен священный день экадаши! Ты моя гордость, сынок!!!»

Дхармангада поклонился отцу и произнёс: «Дорогой отец, по­жалуйста, не медли, отсеки мне голову. Смерть человека должна быть более славной, чем его рождение. Пусть же моя смерть ради высшего блага станет показательной!»

Затем Дхармангада поклонился Мохини и сказал: «О мать, я готов пожертвовать жизнью ради репутации отца. Пожалуйста, более не препятствуй ему в соблюдении священной экадаши-враты, ибо эта врата дорога ему, как воздух, и я отдаю за неё своё дыхание жизни!»

После всего этого Дхармангада склонил голову, предоставляя её мечу. Потрясённый Ругмангада посмотрел на Мохини и подумал: «Есть ли у этой женщины хоть какое-то сострадание?»

Но Мохини гневно смотрела на царя и кричала: «Или его голова – или моё НАСЛАЖДЕНИЕ!!!»

Дрожащей рукой Ругмангада поднял саблю и прерываю­щимся голосом проговорил: «О сын, в недалёком будущем я должен был передать эту саблю царя тебе и удалиться в лес, ради духовного совершенствования, но что же я вынужден делать теперь?..»

Дхармангада: «О папа, кто кому отец или сын в этом мире!!!? Только Верховный Господь – Отец каждому из нас!»

Незадолго до того, как Ругмангада опускал саблю на шею сына, на том же самом месте вдруг появился Господь Вишну с божественными символами в четырёх руках. Все на мгновение за­мерли и затем склонились перед Господом в поклоне. Господь объявил, что Он необычайно удовлетворён твёрдостью Ругмангады в соблюдении экадаши.

Мохини вышла вперед и сказала Ругмангаде: «Я пришла сю­да лишь для того, чтобы испытать твою решимость в духовном обете. Теперь же моя жизнь достигла успеха благодаря общению с такой святой личностью, как ты!»

Господь благословил Ругмангаду всей полнотой Своей ми­лости и, начиная с этого момента, слава Ругмангады распростра­нилась во всех трёх мирах.

Так пусть каждый, кто слушает эту историю, тоже обретёт ми­лость Господа!

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шри Мадхвачарья